Как чтение увеличивает эмоциональный интеллект и улучшает функции мозга. Исследовательская работа "влияние чтения на мозг человека"

Человек, прежде всего, получает новую информацию – не важно, какую именно книгу при этом он изучает. Новая информация развивает память и мышление, благодаря ей человек лучше размышляет, сначала о том, была ли эта информация полезна, правдива или ложна, а затем и о более высоких материях – как она вписывается в мышление человека, что изменяет в его сознании. Процесс чтения книг задействует и развивает человеческую способность к мышлению и именно это, а не само умение книги и наслаждаться этим процессом, здесь самое ценное.

Развитие фантазии и образности

Чтение книг способствуют развитию мозга человека на уровне фантазии и воображения. Тот, кто редко читает книги, проживает только свою жизнь, но постоянные читатели в сотнях реальностей, проживают множество жизней вместе с героями книг, путешествуют по тысячам разных мест. Это обогащает сознание человека, наполняет его разнообразными образами, которые он сам не смог бы воспроизвести в силу ограниченности мышления каждого конкретного человека. Поэтому чтение помогает расширить границы индивидуального знания, позволяя перенимать опыт и фантазию авторов.

Это же является причиной развития образного мышления человека. Прочитав какого-то предмета, читатель воспроизводит его в голове, словно сделав самостоятельную картинку происходящего. Такая постоянная тренировка воображения способствует развитию мышления ничуть не хуже, чем собственные попытки воссоздать какой-то образ.

Развивает интеллект и язык

У постоянных читателей лучше развит язык и общий уровень интеллекта по сравнению с теми, кто почти не читает книг. Любители чтения имеют лучшую память, у них крепче нейронные связи в мозгу, а им реже грозят болезни мозга, слабоумие и прочие заболевания, связанные с потерей памяти. Кроме того, книги способны вылечить от депрессии и потери интереса к жизни лучше, чем любые врачи и антидепрессанты.

Читая книгу, человек получает от нее такие же эмоции, какие он получил бы в действительности. Мозг практически не делает разницы в уровне получаемых впечатлений между реальным и воображаемым. Поэтому читая, вы будто в самом деле проживаете эти события, наполняясь новым опытом и впечатлениями. Жизненный опыт, полученный, благодаря книгам – это отличная возможность избежать многих жизненных ошибок.

Повышает уровень осознанности и интуиции

Чтение учит последовательности и логичности. Каждая история развивается по логической : сначала идет завязка истории, затем развитие сюжета, а потом конец. Читатели лучше отслеживают причинно-следственные связи в своей жизни благодаря привычке видеть это . А благодаря опыту множества историй, они на интуитивном уровне лучше разбираются в отношениях между людьми и предсказывают развитие сюжета в реальной ситуации.

Если на иностранных , кора вашего головного мозга растет гораздо активнее, чем у прочих читателей. Это большая практика для мозга, который вынужден задействовать дополнительные усилия, чтобы понимать не только смысл текста в целом, но и каждого отдельного предложения.

Исследование, опубликованное в Journal of Business Administration, показало, что книги, которые студенты читают в колледже, непосредственно влияют на их уровень грамотности. Чем больше и быстрее человек читает, тем лучше он умеет выражать свои мысли на письме. Причём правильный выбор литературы значит гораздо больше, чем постоянная письменная практика.

Студенты, которые читали научные журналы, классическую художественную и научно-популярную литературу, лучше справляются с построением синтаксически сложных предложений, чем те, кто читает незамысловатую беллетристику (детективы, фэнтези, научную фантастику) или исключительно веб-агрегаторы вроде Reddit, Tumblr и Buzzfeed. Самые высокие оценки получили студенты, которые читают серьёзные академические издания, самые низкие - те, кто читает только веб-контент.

Разница между глубоким и поверхностным чтением

Глубокое чтение - это медленное, вдумчивое чтение текстов со сложными моральными вопросами, которое отличается от поверхностного чтения не только узнаванием новых слов.

Глубокое чтение возможно, только если у вас есть текст, в котором много деталей, аллюзий, метафор. Тогда в мозге читающего активируются те же области, которые задействованы при переживании нового опыта.

Кроме того, глубокое чтение способствует увеличению эмпатии, умению сопереживать. Читатель, глубже погружаясь в прочитанное, начинает рефлексировать, анализировать и примерять прочитанное на себя и свой опыт. Также во время чтения человек подмечает, что именно - авторские приёмы, стилевые особенности, построение сюжета - делает книгу увлекательной и уникальной, а значит, учится писать на более серьёзном уровне.

Поверхностное чтение - это тексты, которые вы можете найти в онлайн-блогах или на развлекательных сайтах (особенно статьи со списками и жёлтыми заголовками). Таким текстам не хватает оригинального стиля, собственной точки зрения и анализа, которые могли бы стимулировать мысль. Это лёгкие короткие тексты, по которым вы быстро скользите глазами и забываете через несколько минут.

Глубокое чтение синхронизирует работу отделов мозга

Глубокое чтение включает в работу отделы мозга, ответственные за зрение, слух и речь. При чтении и письме активизируются следующие мозговые центры:

  • Центр Брока: позволяет воспринимать ритм и синтаксис, помогает объединять отдельные речевые движения в единый речевой акт.
  • Область Вернике: влияет на восприятие отдельных слов и смысла в общем.
  • Угловая извилина: ответственна за восприятие и использование языка.

Эти центры соединены между собой группой волокон, которые, по-видимому, помогают писателю связывать и синхронизировать язык с ритмом. При чтении ваш мозг чувствует интонацию, которая свойственна сложным текстам, и затем стремится подражать ей, когда вы пишете сами.

Существует два способа использовать глубокое чтение, чтобы научиться лучше писать.

1. Читайте стихотворения

Чем более эмоционально насыщенным был текст, тем чаще на написанное откликались области мозга (в основном в правом полушарии), которые обычно реагируют на музыку.

Сравнивая поэзию и прозу, учёные смогли доказать, что при чтении активизируется кора задней части поясной извилины и медиальная височная доля - области мозга, ответственные за самоанализ.

Когда испытуемые читали свои любимые стихи, сильнее проявлялась активность частей мозга, ответственных за память, чем областей, ответственные за чтение. Это значит, что перечитывание любимых стихотворений - своего рода хорошее воспоминание, которое вызывает сильные эмоции. А сильные эмоции всегда хороши для творческого письма.

  • 100 стихотворений, которые растрогают самых суровых мужчин →

2. Читайте классическую художественную литературу

Понимание психологического состояния других людей - важнейший навык для выстраивания сложных социальных отношений, свойственных человеческому обществу. И именно это помогает писателю создавать интересных персонажей и ситуации.

В теории сознания было проведено не так много исследований, позволяющих понять, чем наше сознание отличается от сознания других людей и как различаются наши эмоции. Но недавние эксперименты показали, что чтение классической художественной литературы помогает лучше понимать чужие эмоции, состояние, особенности мышления.

© Fotolia, mudretsov

Правда ли, что чтение литературы развивает мозг?

Когда вы отключаете свой сотовый телефон, компьютер и находите немного времени, чтобы спокойно почитать стихи или увесистый роман, возникает несомненное ощущение, что это весьма полезное занятие. Наполняя легкие свежим воздухом, мы чувствуем физическое обновление. Точно так же кажется, что слова и изгибы сюжетных линий в умных литературных произведениях тренируют и очищают мозг.

Да, ощущение именно такое, однако ученые-психологи не находят конкретных доказательств пользы от чтения. Это вряд ли можно назвать неожиданностью. Во-первых, данная тема весьма сложна для исследования, так как поэзию и художественную прозу чаще читают люди интеллигентные и эмоционально подготовленные. Поэтому трудно определить, вызывает ли ум желание читать, делает ли нас чтение умнее, или возникает сочетание из этих двух явлений. Кроме того, существует огромное разнообразие литературы, множество способов ее прочтения (можно читать запоем, а можно очень медленно погружаться в роман) и немало выгод и преимуществ, которые стоит исследовать. Короче говоря, это не та тема, которую легко можно изучать под микроскопом.

В 2006 году было проведено исследование, по результатам которого ученые сделали вывод о том, что люди, у которых сильнее умение поставить себя на место другого, знают больше имен писателей. В некоторых кругах это представили как доказательство того, что чтение художественных произведений развивает чувства сопереживания. А может, люди, у которых сильнее навыки сопереживания, просто больше читают? Недавно было проведено исследование, получившее многочисленные отклики. Ученые связали чтение отрывков литературных произведений (но не популярной беллетристики и документальных материалов) с совершенствованием некоторых эмоциональных навыков. Однако критики заметили, что выбор отрывков был ограниченным, весьма произвольным и спорным (отрывки из книг Дона Делилло и Лидии Дэвис отнесли к «умной» литературе, а произведения Даниэлы Стил и Розамунды Пилчер почему-то назвали популярной беллетристикой). Они также подчеркнули неоднородность результатов: чтение художественных произведений имело эффект лишь в части проведенных тестов — например, это отражение эмоций на лицах. А вот попытки вычислить, о чем думает человек, ни к чему не привели.

В последние годы к работе по выяснению и наблюдению за конкретными преимуществами от чтения литературы подключились нейробиологи. Так, в 2014 году появилась работа, привлекшая к себе внимание во всем мире. Ее авторы утверждали, что чтение романа Роберта Харриса «Помпеи» вносило изменения в закономерности связей в определенных функциональных участках головного мозга. К сожалению, никто не проверил умственные способности участников и условия контроля. А это значит, что вопреки броским заголовкам типа «Работа мозга усиливается на несколько дней после прочтения романа», мы на самом деле не знаем, улучшают ли такие изменения в закономерностях связей умственные способности и эмоциональные навыки человека. Мы также не можем утверждать, что другие виды деятельности, такие как беседа с друзьями, не оказывают такое же или похожее воздействие.

Сейчас последние результаты исследований в этой области публикуются в интернете в журнале Cortex под интригующим заголовком «Дай тебя сравнить: нейронные основы начитанности и ее польза для познавательных способностей». Группа исследователей под руководством Норин О’Салливан (Noreen O’Sullivan), в состав которой вошли специалисты по когнитивной нейробиологии и литературоведы из Ливерпульского университета, на основе мозговой деятельности решила найти объяснения тому, почему чтение может приносить пользу «умственному здоровью и благополучию».

Те исследования, которые, по словам ученых, доказывают наличие таких преимуществ, были проведены не особенно тщательно. Например, в одном научном эксперименте была выявлена очевидная польза от участия подавленных пациентов в читательского группе одного семейного врача. Но там не было контрольных условий для сравнения, из-за чего невозможно с уверенностью объяснять пользу и выгоду чтением (а не, скажем, общением в чате).

Но в рамках своего исследования ученые предположили, что такая польза существует, и попытались определить, почему. Они считают, что чтение сложной литературы, в том числе, поэзии, требует остроты умственного восприятия, чтобы рассматривать множественные смыслы и значения, и что такая умственная способность позднее реализуется в нашей жизни, позволяя читателю более гибко и открыто реагировать на свои страдания и несчастья. Далее ученые выдвинули довод о том, что такое усиление умственных способностей должно проявиться в функции мозга. Они утверждают, что нашли такие доказательства на уровне нейронов. Но если внимательно изучить результаты, становится понятно, что они не настолько убедительны и не столь легко поддаются толкованию, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы проверить свои теории, ученые набрали 24 студента, изучающих английскую литературу (16 их них женщины), и предложили им во время магнитно-резонансной томографии головного мозга прочитать и поразмыслить над 48 четверостишиями и короткими отрывками из прозы, каждый из которых заканчивается строкой, требующей переосмысления значения, или не требующей такового.

Вот отрывок из стихотворения, не требующий переоценки смысла:

Зачем нам дни?
Дни — место, где живем.
Они приходят, будят нас
Все вновь и вновь.

А вот строки, требующие переосмысления:

Не опечалит никого,
Что Люси больше нет,
Но Люси нет — и оттого
Так изменился свет.

Лечебное средство следует искать если не в природе, то в бутылке. Это может быть убедительно и изменить жизнь. Но я устал от поиска лекарств.

А вот проза, требующая переосмысления:

Она жила в одиночестве за городом, где он пытался найти ее. Когда он увидел этот яркий и веселый дом, то понял, что она мертва.

После сканирования студенты снова просматривали отрывки и оценивали их по степени поэтичности, отвечая при этом на вопрос о том, почувствовали ли они необходимость в переоценке смысла. Тех студентов, которые лучше отличали поэзию от прозы и лучше поняли, когда надо переосмысливать значение, назвали более «осведомленными в литературном плане». Под этим ученые подразумевают то, что такие люди проводят больше времени за чтением интеллектуальной прозы и поэзии, а не то, что они, скажем, умнее.

Активность головного мозга у студентов отличалась, когда они читали поэзию и прозу, и варьировалась в зависимости от того, читали они или размышляли о прочитанном. Например, чтение поэзии ученые связали с повышением активности в некоторых частях лобной коры и височной доли (возле ушей), которые отвечают за язык, память, эмоции и прочие функции. Это вполне совпадало с представлением о том, что поэзия более взыскательна и требует от читателя одновременно держать в уме несколько толкований смысла. Но важнее для теории этих ученых было то, что активность головного мозга студентов также варьировалась в зависимости от уровня их литературной начитанности.

Читая прозу и поэзию, и размышляя о ней, более начитанные и осведомленные в литературном плане студенты демонстрировали разную степень мозговой активности в участках, составляющих так называемую центральную исполнительную сеть (в нее входят фрагменты лобной части, а также части возле верхушки теменной доли) и в участках, находящихся в так называемой сети салиентных признаков (включая те, что участвуют в управлении основными телесными функциями и представляют физическое состояние — например, это островок Рейля и ствол мозга). Начитанность также связали с закономерностями мозговой активности, которые были отмечены в моменты, когда студенты размышляли о поэзии. Среди них ключевые узловые точки в так называемой сети режима умолчания. Это совокупность участков мозга, которые активизируются, когда мы отключаемся от внешнего мира.

В целом эти результаты указывают на то, что студенты, острее воспринимающие разницу между прозой и поэзией, и лучше понимающие оттенки и изменения значений, продемонстрировали целый ряд четких закономерностей в своей мозговой активности во время чтения по сравнению с теми, у кого уровень литературной осведомленности был ниже. О’Салливан и ее команда утверждают, что это значимые различия, доказывающие то, что начитанность связана со способностью мыслить более гибко и одновременно рассматривать множество значений и смыслов. Короче говоря, пишут исследователи, «мы проводим параллель между нелинейным процессом, через который проходит читатель при чтении сложного текста, и той смесью неопределенностей, предпочтений, ошибок, успехов и откровений, с которой мы сталкиваемся в своей жизни повседневно».

Как любителю художественной прозы (и, должен признаться, не самому большому поклоннику поэзии), мне по душе эта идея. Она интуитивно понятна и предполагает, что чтение нового романа Джонатана Франзена это не просто приятное занятие, но и тренировка мозга, помогающая человеку лучше преодолевать неопределенности реальной жизни. И тем не менее, как часто бывает с исследованиями в данной области, результаты отнюдь не подтверждают те грандиозные утверждения, которые прозвучали из уст ученых. В данном случае ученые ограничились несколькими удивительно специфическими интерпретациями невероятно обширного множества закономерностей в мозговой деятельности, которые кажутся связанными с начитанностью и знанием литературы. Безусловно, весьма любопытно то, что более начитанные студенты продемонстрировали иную активность головного мозга, однако объяснения ученых по поводу таких различий это в основном догадки и предположения.

Далее, исследователи не могут утверждать, что их измерения литературных знаний не являются отражением более прозаической черты, такой как интеллект. Кроме того, они ничего не знают о мировоззрении студентов, о их благосостоянии, о навыках преодоления трудностей в реальной жизни. Плюс к этому надо помнить, что у нас вообще мало убедительных психологических доказательств, свидетельствующих о пользе и преимуществах чтения. Это спорно, но возможно, имело бы больше смысла сначала провести данные исследования, а уже потом пытаться отыскать нейронную основу тех эффектов, которые пока еще не продемонстрированы.

Короче говоря, было бы прекрасно и здорово, если бы начитанные и обогащенные литературными знаниями студенты смотрели на жизнь с философской точки зрения поэта или писателя. Но пока, несмотря на диковинные выводы МРТ, эта идея — не более чем броская тема для газетчиков, ждущая дополнительных доказательств.

Давно ли вы читали старую добрую книгу? Нет времени и сил, а на работе и так приходится много читать? Именно этими отговорками чаще всего объясняют то, что последняя книга была прочитана еще в студенческие годы. А что нам дает чтение бумажных книг, как этот процесс влияет на мозг? И почему именно этому виду чтения, а не просмотру телевизора нужно уделить особое внимание?

На эти вопросы «КВ» отвечает руководитель отделения неврологии РКБ, врач высшей категории, заслуженный врач РТ Марат ХАЙРУЛЛОВ :

Важно не просто читать книги, а анализировать написанное при этом. Мыслительная работа создает новые связи между клетками мозга, то есть заставляет его лучше работать. Аналитическое мышление в процессе чтения позволяет включать познавательные функции мозга, увеличивать концентрацию мышления, тем самым активизировав его работу. Можно провести параллель с физическими нагрузками. Если занятия спортом тренируют наше тело и работу мышц, то чтение активизирует работу мозга, позволяя шире пользоваться его возможностями. Поэтому необходимо хоть немного, но обязательно каждый день читать.

- Читать можно ради удовольствия, готовясь к экзамену или размышляя над текстом. Влияют ли способы чтения на мозг?

- В зависимости от способа прочтения книги наш мозг задействует те или иные типы нервной деятельности, механизмы, благодаря которым происходит тренировка познавательных способностей. При этом все они положительно влияют на мозг. Читая книгу, человек как бы погружается в нее. Например, мысленно представляет описанное автором место события, обстановку, героев, детали. То есть в его мозге начинают функционировать те области, которые не были задействованы ранее. Чтение книг - отличная стимуляция мозговой активности. Неслучайно люди, которые много читают, всегда пишут грамотно и умеют четко и ясно выражать свои мысли.

- Почему помимо просмотра фильмов и телевизора важно именно читать книги?

- Телевидение дает уже готовые установки. Нам лишь остается воспринимать увиденные картинки. А чтение книг задействует наши познавательные функции. Главное отличие в том, что чтение книг позволяет развивать фантазию и воображение. Если вы сначала читаете книгу, а потом смотрите поставленный по этой книге фильм, то велика вероятность того, что фильм вам понравится меньше. Одна из причин в том, что нарисованная в воображении картинка может не соответствовать постановке режиссера, не оправдав ожидания зрителей.

- Правда, что наибольшее влияние на мозг оказывает классическая литература?

- С уверенностью это могут доказывать только исследования и эксперименты ученых. Можно предположить, что во время чтения классической литературы мозг начинает активнее работать, сталкиваясь со сложными, непривычными конструкциями предложений и средствами художественной выразительности.

- Улучшает ли такое чтение память?

- Чтобы не потерять память в старости, необходимо регулярно обучаться чему-то новому и читать, особенно стихотворения. Эмоциональная реакция, возникающая во время чтения поэтических произведений, вызывает возбуждение во многих областях мозга, в том числе в правом полушарии. Кроме того, некоторые ученые отмечают, что для развития воображения и мышления необходимо читать научную фантастику.

- Может ли чтение книг защитить нас в старости от болезни Альцгеймера?

- Специалисты до сих пор не могут определить точные причины возникновения этого заболевания. Ясно одно: для его профилактики чтения будет мало, нужен комплексный подход. Во-первых, важно регулярно высыпаться. Именно во сне формируется долговременная память и перерабатывается информация. Во-вторых, нужно уметь бороться со стрессами, научиться расслабляться и грамотно чередовать работу и отдых. Сохранить когнитивные функции помогает чтение. Причем, повторяю, чтение художественной литературы, а не журналов и текстов в интернете с их простыми, короткими фразами. Еще для профилактики болезни Альцгеймера полезно считать в уме. И, наконец, положительные эмоции, оптимизм также помогают защититься от этого заболевания.

Кстати

Некоторые исследования доказывают, что чтение книг снижает уровень стресса. Причем книги оказываются эффективнее, чем слушание музыки или прогулки. Поэтому читайте книги и будьте здоровы! Не зря говорят, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.

Родители, наблюдая за детьми, отмечают снижение интереса нового поколения к печатной продукции. Их предпочтения лежат в сфере компьютерных игр и сайтов для общения. Они чистосердечно принимают за чистую монету, что подавший заявку на дружбу в сетях станет настоящим товарищем. В поведении таких детей и подростков заметно неумение дружить, а также оказывать друг другу знаки внимания. Исключение составляют дети, которые по-настоящему любят читать. По ним заметно, что польза от чтения при формировании личности может сравниться с личным примером родных, а также с советами тех, кому доверяют.

Словарный запас

Всю жизнь человеку приходится учиться и расширять свой запас слов. Разница видна не только в отношении новорожденных детей или взрослых, но и людьми одного возраста или разным образованием. , который привык работать с техникой, при этом ничего больше его не интересует, наполняет свой лексикон техническими терминами. Даже желание сделать женщине комплимент не может ему помочь, что стало причиной появления смешных летучих фраз, подаренных пылкими кавалерами смущенным сравнением с карданным валом или автомобильным двигателем дамам.

Читая книги, любой человек может активно пополнять запас слов и успешно использовать их в своей речи. В процессе этого увлекательного занятия у человека значительно расширяется кругозор, он узнает очень много интересного, занимательного и полезного. Память в процессе укрепляется, ее объемы растут, улучшается ассоциативный ряд, благодаря чему можно быстро вспомнить нужную информацию или быстрее учить необходимый материал.

Видео: Зачем читать книги?

Внятное и чистое выражение собственных мыслей

Нас с дошкольного возраста учат правильно строить предложения. В школе этот навык оттачивают на уроках родного языка, заставляя строить сложные конструкции, при этом дополнять их новыми словами, которые добавляют красок сказанному. Учителя советуют читать умные и интересные книги, и те, кто принял советы всерьез, значительно улучшают стилистику, пунктуацию и грамматику своей речи. Слушать человека, который грамотно высказывает свои мысли, очень приятно.

Фантазия

Одним из главных человеческих качеств является фантазия. Она не только дает нам возможность мечтать, стремиться к чему-то доброму, вечному. Считается, что именно наличие фантазии отличает человека от животных. К тому же, фантазия нужна для качественной работы в разных сферах. Обладая ограниченной фантазией, инженер не сможет сконструировать новый красивый дом, дизайнер не сошьет платье, парикмахер не создаст прическу. Творческого подхода требует практически любая профессия. Вот тут польза от чтения проявляется полностью.

Читая художественные романы, мы проживаем жизнь героев вместе с ними. Мы разделяем ее, рисуя перед глазами прекрасные картины, не акцентируя внимание на том, что созданы они воображением. Чем больше книг прочитано, тем качественнее картинка предстает перед нашими глазами. Мы можем увидеть, словно воочию, как меняется изображение человеческого лица в книге «Портрет Дориана Грея», перед глазами предстают, словно живые, ангелы и демоны при прочтении произведений Гете, а старинные города и жители в прекрасных одеждах сопровождают нас на нашем пути, обдавая дорогими ароматами духов, томными взглядами и взмахами вееров. И так в каждой книге. Образы, создаваемые нашей фантазией, напрямую зависят от нашего опыта в чтении, постепенно становясь все более подробными и полными.

Уверенность в себе

Уже давно отмечено, что неуверенные в себе люди не могут четко сформулировать свою мысль, мямлят или тихо бубнят под нос. Обычно это происходит, когда возникает необходимость выступить при скоплении людей или на важных переговорах. Такое поведение никогда не вызывает доверия у собеседника, а также покажет вас ненадежным партнером.

Необходимо стремиться к улучшению своего ораторского искусства, и тогда вы сможете добиться видимых результатов в любой сфере. Для этого нужно непременно много читать.

Профессиональный рост

Книга – отличный помощник для повышения квалификации в разных сферах деятельности. Для обучения нужны не только учебники, которыми мы пользуемся в учебном заведении, но и огромное количество литературы, используемой в свободное время, даже спустя многие годы после окончания учебы. Особой популярность сейчас пользуются книги, которые в доступной, интересной форме рассказывают о таких сферах жизни:

  • психология;
  • законы бизнеса;
  • здоровье и красота;
  • техника и ее обслуживание;
  • строительство;
  • кулинария;
  • уход за садом и домом.

Погружаясь в море этих книг, человек учится жить в гармонии с собой и окружающим миром. Польза от чтения в этом случае может даже вылиться в улучшение финансового состояния, если прибегать к советам, открытым на страницах этих трудов.

Информация, которая подана в любой книге, требует осмысления. Можно сказать, что книга для нас – настоящий тренажер, который заставляет нас не поднимать физические тяжести, а мыслить. Это позволяет человеку научиться понимать более глобальные проблемы, чем еда и сон. Те, кто читает много и с удовольствием, могут по-настоящему изменить мир, поскольку именно их мысли станут впоследствии тем рычагом, который поможет сдвинуть планету с орбиты. Ведь активно работающий может не только принять новую информацию, но и быстро ее структурирует, да еще и сообразит, к чему ее можно применить.

Повышение понимания окружающего мира

Каждая книга рассказывает о новых местах, интересно повествует о людях, которых мы не знаем. При этом часто показаны ситуации, в которых герои ищут общий язык с недружелюбно настроенными оппонентами. Читая такие места, большинство людей старается высчитать возможность применения тех или иных методов в реальной жизни. Таким образом, книга способствует улучшению взаимопонимания между людьми в нашем обществе, поскольку читатель обязательно воспользуется подсказкой из книги, соответственно, сможет оценить ситуацию, правильно просчитав вариант событий.

Основательность и последовательность

Каждая книга имеет определенную структуру. Она везде одинакова: начало, середина и конец. При этом сюжет может развиваться в любую сторону, но все-таки будет четко придерживаться плана. Это помогает задумываться и выводить причинно-следственные зависимости. Таким образом, человек учится правильно обосновывать не только увиденное и прочитанное, но и свои мысли, и действия. Он будет иметь преимущество перед другими, поскольку его возможности прогнозировать события поднимутся на порядок.

Облегчение обучения

Мозг читающего человека с легкостью впитывает новую информацию. Это позволит не только получать новые данные на родном языке, но и сформирует отличную базу для изучения иностранных языков.

Защита от деградации ума

Любой человеческий орган, не получающий соответствующей нагрузки, начинает атрофироваться, деградировать. То же можно сказать и о свойствах ума. Нагружая ум новой информацией, почерпнутой из книг, можно заставить себя быстрее соображать и принимать правильное решение. Главное – читать умные, т. е. правильные книги. Это позволит вам даже в глубокой старости сохранять острый ум и цепкую память. Таким образом, можно защититься от развития болезни Альцгеймера.

Сохранение молодости

Оставаться молодым, не развивая свой ум, не получится. Ученые доказали, что активная работа мозга помогает организму оставаться молодым и сильным. А лучшая зарядка для данного органа – чтение. Чем больше вы читаете, тем дальше отодвигается старость.

Психологический комфорт

Наша жизнь по своему строению напоминает роман. Об этом говорят психологи всего мира. И когда неурядицы и проблемы начинают сводить с ума, они советуют отложить ненадолго книгу своего романа, чтобы взять в руки художественную книгу и примерить на себя роль, описанную в новом романе. Это поможет успокоиться, забыть на время о проблемах и расслабиться, снять стресс.

С помощью написанного слова можно избавиться от некоторых страхов, отдохнуть. При помощи такого отвлечения от реальности можно найти ответы на многие интересующие вопросы. Здесь польза от чтения заключает в себе возможность создания в жизни так называемого психологического комфорта.

Проживая множество чужих судеб, человек по-настоящему улучшает свою жизнь. Чтение и сопереживание героям позволяет нам собрать в себе некоторые качества героев, наполнить жизнь новым смыслом и идти вперед. Некоторые книги, подарив читателю множество впечатлений, могут настолько увлечь его, что он начинает незаметно для себя подстраиваться под ее реалии. Что удивительно, это всегда дает очень сильный эффект. Большая часть успешных людей утверждают, что на их сознание повлияли труды тех или иных мастеров слова, воодушевив на настоящее чудо.

Спокойный сон

Можно выработать защиту организма от бессонницы. Ежедневное чтение перед сном поможет вам настроить организм на данный режим. Это позволит вечером расслабиться, чтобы затем спокойно уснуть, даже если возникнут неприятности. Такой подход гарантирует защиту организма от переутомления, вызванного стрессом.

Концентрация

Иногда человеку сложно концентрироваться на чем-то одном. Его сознание переключается с одной темы, на другую. В результате, он не может долго заниматься одним делом.

Но что делать, если это крайне необходимо для профессионального роста, да и просто для жизни? Оказывается, во время чтения сознанию волей-неволей приходится концентрироваться на сюжете книги. Таким образом, происходит тренировка концентрации. Люди, которые много читают, легко справляются с работой, требующей усидчивости и длительной сосредоточенности на чем-то одном.

Польза от чтения при формировании положительных качеств личности

Погружаясь в сюжет и переживая вместе с героями их жизнь, трудно удержаться от сопереживания. Чувства героев могут разгораться и в наших душах, что приводит к изменениям в отношении к окружающим. Мы начинаем смотреть со снисходительностью к слабостям других людей, умиляемся проявлениям заботы, при этом просто тянемся к доброму и вечному.