Правила поведения в библиотеке для стенда. Как правильно себя вести в библиотеке? Правила поведения в библиотеке

В каждой школе есть библиотека. Это особое место, где хранятся книги, учебники, журналы, газеты. Каждый школьник может приходить в библиотеку, брать там книги домой или читать их в читальном зале.

В библиотеке учащиеся работают. В ней царит атмосфера покоя и сосредоточенности. Всё в библиотеке направлено на то, чтобы сконцентрировать вни­мание и не отвлекаться на посторонние вещи. Здесь читатели получают знания, погружаются в чудесный и увлекательный мир книг, полный захватывающих приключений и всяческих тайн.

Книга - это источник знаний. Из книг мы узнаём о прошлом человечества, о достижениях науки и культуры, об особенностях обычаев и нравов других народов, об увлекательных путешествиях и приключениях, о талантливых людях.

Библиотечными книгами пользуются многие ученики. Поэтому, чтобы и после вас книгу могли читать другие, обращайтесь с ней бережно:

Не мните страницы книги (тем более не вырывайте их), не загибайте уголки страниц;

Листайте книгу осторожно, стараясь не повредить её; не бросайте книгу;

Взятые домой книги возвращайте в библиотеку вовремя;

Относитесь к библиотечным книгам так же бережно, как к своим собственным.

Правила поведения в библиотеке: памятка для школьников

У многих людей библиотека вызывает приятные воспоминания о детстве. Это особенное место, где хранятся книги, журналы и учебники. Однако не следует забывать, что это учреждение является общественным, поэтому каждый ребенок должен знать правила поведения в библиотеке. Памятка обычно висит в школе, но и родителям стоит уделить внимание этому вопросу.

Зачем нужна библиотека

В школьную библиотеку, как и в городскую, можно прийти почитать или взять книжку на дом. Кроме того, учащиеся получают здесь учебники, а некоторые делают домашние задания и готовятся к факультативам.

Библиотека всегда наполнена особенной атмосферой. Она предназначена в первую очередь для работы учеников и учителей. Чтобы посетители могли сосредоточиться, существуют правила поведения в библиотеке, памятка относительно соблюдения которых чаще всего располагается возле входа.

В библиотеку приходят за знаниями, поэтому каждому читателю важно, чтобы его не отвлекали. Покой и тишина, царящие здесь, помогают сконцентрироваться и настроиться на рабочий лад. Каждый ребенок должен соблюдать правила поведения в библиотеке и не мешать окружающим.

Как вести себя в библиотеке

Перед тем как зайти в помещение, ребенок должен отключить мобильный телефон и другие устройства, воспроизводящие звуки. Верхнюю одежду следует оставить в гардеробе.

Зайдя в библиотеку, первым делом нужно поздороваться. Не следует кричать и махать руками. Нужно помнить о вежливости.

Если ребенок не знает, как выбрать книгу или к кому обратиться, следует подойти к информационному табло, где расписаны правила поведения в библиотеке: памятка для учеников даст ответ на нужный вопрос.

Бегать вокруг стеллажей с книгами нельзя. Нужно ходить спокойно, не задевая других читателей. Если книжка находится высоко, следует попросить кого-нибудь из взрослых достать ее, а затем поблагодарить человека.

Нельзя разбрасывать книги. Они требуют аккуратного и бережного обращения.

Увидев знакомого, не надо спешить к нему. Если очень хочется поболтать, следует дождаться, когда приятель выйдет из библиотеки. Разговаривать в помещении, даже шепотом, запрещается.

Как найти нужную книгу

В библиотеке литература располагается на стеллажах в алфавитном порядке. Чтобы искать книгу было удобнее, полки с книгами разделены на тематики и подписаны, например: художественная литература, проза, поэзия, история, астрономия и т. д. Обходить стеллажи в поисках нужной книги нужно аккуратно, соблюдая правила поведения в школьной библиотеке.

Если не удается отыскать книжку, стоит подойти к библиотекарю и тихо, но внятно объяснить свою проблему.

Получив на руки экземпляр, следует положить его в чистый пакет или сумку. Если нет уверенности, что книгу захочется читать, можно пройти с ней в читальный зал и ознакомиться с содержанием.

При желании взять книжку на дом следует сообщить об этом библиотекарю и четко назвать свою фамилию, а также класс. Дождавшись заполнения формуляра, внимательно послушать, когда книгу нужно сдать, и уточнить возможность продления.

Как обращаться с книгами

Родители и учителя должны объяснить детям правила поведения в библиотеке и привить бережное отношение к книгам. Ребенку следует знать, что книга – это источник знаний, поэтому обращаться с ней нужно аккуратно. Литературой, находящейся в библиотеке, пользуется множество людей, поэтому ее следует сохранить в надлежащем виде для других посетителей.

Книгу следует беречь от влаги. Если листочки намокнут, они покоробятся и выпрямить их будет уже невозможно. В дождливую погоду и зимой книгу нужно обязательно убирать в пакет.

Чтобы книга не испачкалась, следует обернуть ее в обложку. Нельзя мять и загибать страницы. Следует пользоваться закладкой.

Бросать или класть книгу переплетом вверх запрещено. От такого обращения она может рассыпаться на отдельные листы.

Во время чтения не следует есть или пить, чтобы не испачкать книжку.

Нельзя делать пометки и разрисовывать листы. Следующему читателю это вряд ли понравится, да и книга будет испорчена.

Возврат книги

В библиотеке книги выдаются домой на определенный срок. Это нужно помнить и сдавать литературу вовремя. Перед тем как отнести ее библиотекарю, нужно пролистать книгу и убедиться, что она находится в надлежащем состоянии.

Не нужно оставлять прочитанное издание на стеллаже или бросать на стол. Библиотекарь должен сам принять книгу и сделать пометку.

Культура поведения в библиотеке при сдаче книги должна соблюдаться в полной мере. Нельзя прерывать библиотекаря, если он общается с другим читателем или занят поиском литературы. Следует терпеливо подождать своей очереди и быть вежливым со всеми людьми, которые находятся рядом.

Если книгу необходимо продлить, нужно попросить об этом библиотекаря. Не стоит бояться, ругать в этом случае никто не будет. Главное, чтобы книга не считалась просроченной.

Правила поведения в библиотеке: памятка

Каждый посетитель библиотеки обязан соблюдать следующие правила:

  • Соблюдать тишину.
  • Бережно относиться к печатным изданиям (не рвать, не мять и не делать пометок).
  • Возвращать литературу в установленные сроки.
  • Не выносить книги из библиотеки без отметки в читательском формуляре.
  • Внимательно просматривать экземпляр на наличие дефектов перед тем, как унести домой. В случае обнаружения следов порчи сообщить библиотекарю.
  • Не переставлять книги с одного места на другое.
  • Если экземпляр утерян, нужно приобрести равноценное издание и сдать в библиотеку, объяснив ситуацию.

Если ребенок не соблюдает правила поведения в библиотеке, к нему могут применить штрафные санкции, установленные законом и уставом школы.

Проведение мероприятий в библиотеке

Иногда в библиотеке проводят различные мероприятия и творческие вечера. Особенно это касается младших классов, когда учителя пытаются привить детям любовь к чтению и научить пользоваться печатными изданиями.

Также в библиотеке могут проводиться факультативные занятия. Перед тем как завести класс в помещение, учителя рассказывают правила, которые включает памятка поведения в библиотеке.

Ребята должны помнить, что классное мероприятие может отвлекать других посетителей. Вести себя нужно тихо, не кричать и не бегать. Разговаривать шепотом, не болтать с одноклассниками. Слушать учителя и библиотекаря.

Только соблюдение читателями вышеизложенных правил и норм позволяет создать в библиотеке спокойную атмосферу, располагающую к вдумчивой работе. Следить за этим – задача не только библиотекаря, но и всех посетителей, которые находятся в помещении. Ребенок должен уважать окружающих.

Какие правила поведения в библиотеке необходимо соблюдать детям

Библиотека – это общедоступное учреждение культуры. Дети сюда приходят для подготовки домашних заданий, чтения любимых книг, участия в различных интересных мероприятиях и конкурсах. Для того чтобы ребята чувствовали себя в этом заведении комфортно, им лучше заранее изучить правила поведения в библиотеке.

Сделать это можно самостоятельно. Обычно их размещают на библиотечных стендах или сайте. Любого читателя, прежде всего, записывают в библиотеку. Если речь идет о записи маленьких детей, то родители дают согласие на обработку их персональных данных.

Правила поведения в библиотеке для детей: памятка

Посещение библиотеки лучше начинать с гардероба. Кроме верхней одежды, здесь же следует оставить принесенные с собой большие сумки и пакеты. Следующий важный момент – это включение в телефоне беззвучного режима. Ведь разные шумовые помехи будут мешать сосредоточиться и самому ребенку, и другим читателям. К этому же пункту относятся разговоры, смех.

Если нужна помощь в выборе книг, то можно без стеснения попросить об этом библиотекаря. Работнику читального зала или абонемента проще сориентироваться в книжном фонде. Если какое-то издание приглянулось на библиотечной выставке, лучше опять-таки уточнить по поводу его выдачи на дом у сотрудников.

Мы говорим про правила поведения в библиотеке. Они касаются каждого читателя. Помня и соблюдая их, вы будете долгожданным читателем в любом учреждении такого рода.

Кстати, в сегодняшних библиотеках можно не только читать книги и периодику, но и выходить в интернет. Главное — знать, что пользование глобальной сетью ограничено по времени. Поэтому не стоит удивляться и обижаться, если через несколько минут вам напомнят об этом правиле и, возможно, попросят пустить за компьютер другого ребенка.

Участие в массовых мероприятиях

Правила поведения в библиотеке касаются и участия в различных конкурсах, викторинах, играх, беседах, которые сотрудники организуют достаточно часто. На подобных мероприятиях также неприемлемо вести себя шумно, перебивать других, выкрикивать ответы с места.

Обращаемся правильно с книгой

Правила поведения в библиотеке предполагают и соответствующее обращение с книгами. Грязные руки, еда, напитки – это одни из главных врагов бумажных изданий. Поэтому руки должны быть чистыми, а сами процессы чтения и еды лучше не совмещать. Ведь и самому потом будет неприятно читать заляпанную книгу, и библиотекарь может попросить оплатить ее реставрацию.

Использование закладки при чтении поможет уберечь книгу от перегибов и рассыпания на отдельные листы. Помните, что для собственных рисунков и заметок есть блокноты, а книжные поля лучше оставить чистыми. И уж тем более не стоит вырывать книжные страницы.

И еще один момент – это своевременный возврат книг. Ведь другим детям также может срочно понадобиться программное произведение или популярная повесть.

Итак, правила поведения в библиотеке для детей несложны. Во многом они перекликаются с основными правилами этикета. Поэтому, главное – это достойное и культурное поведение.

Моя библиотечка

Блог о работе школьного библиотекаря, о книгах, библиотеках, знаменательных датах,

ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ!

1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.

2. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

3. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

7. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

8. С книгами обращайся аккуратно.

1. Учащиеся подписывают каждый учебник, полученный от школьной библиотеки.

2. Учебники должны иметь дополнительную съемную обложку.

3. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде.

4. В случае необходимости учащиеся их ремонтируют (подклеивают, подчищают и т.д.).

5. В случае порчи или утери ими учебников учащиеся должны возместить их новыми или равноценными по согласованию со школьной библиотекой.

1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми.

2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол.

3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.

5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.

6. Книги сдавай вовремя, не позднее 10 дней.

burlaki-library.blogspot.com

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

Главное условие для создания такой атмосферы - это тишина. В библиотеке должно быть спокойно и тихо, здесь нельзя мешать другим учащимся заниматься, а библиотекарям - работать.

Не кричите, не шумите, не разговаривайте со своими соседями даже шёпотом.

Правила поведения в библиотеке. Правила обращения с книгой:

Выключите свой мобильный телефон; если вам надо позвонить, выйдите в коридор;

Старайтесь аккуратно двигать стул, когда встаёте; не шумите, когда достаёте свои вещи из сумки или когда собираетесь домой;

Сидите прямо, не разваливайтесь на стуле; читая, старайтесь не наклонять голову слишком низко: так вы сохраните правильную осанку и хорошее зрение.

Не делайте заметок на полях книги; ничего не подчёркивайте, ничего не пишите и не рисуйте на её страницах;

Ребята, предлагаем Вам посмотреть мультфильм и ознакомиться с правилами поведения в библиотеке.

Библиотека, это особое место, где хранятся книги, учебники, журналы, газеты. Каждый школьник может приходить в библиотеку, брать там книги домой или читать их в читальном зале.
В библиотеке учащиеся работают. В ней царит атмосфера покоя и сосредоточенности. Всё в библиотеке направлено на то, чтобы сконцентрировать внимание и не отвлекаться на посторонние вещи. Здесь читатели получают знания, погружаются в чудесный и увлекательный мир книг, полный захватывающих приключений и всяческих тайн.

Главное условие для создания такой атмосферы - это тишина. В библиотеке должно быть спокойно и тихо, здесь нельзя мешать другим учащимся заниматься, а библиотекарям - работать.
Не кричите, не шумите, не разговаривайте со своими соседями даже шёпотом.

Правила поведения в библиотеке:

  • заходя в библиотеку, поздоровайся со всеми;
  • выключи мобильный телефон; если вам надо позвонить, выйди в коридор;
  • чётко назови свою фамилию и класс, чтобы библиотекарь нашла твою карточку;
  • не шуми, не кричи, не бегай;
  • выбирай новую книгу аккуратно, книги не разбрасывай;
  • если читаешь в библиотеке, то, сиди прямо, не разваливайся на стуле; читая, старайся не наклонять голову слишком низко: так ты сохраните правильную осанку и хорошее зрение;
  • аккуратно двигай стул, когда встаёшь; не шуми, когда достаёшь свои вещи из сумки или когда собираешься домой;
  • когда получишь книгу, не забудь сказать «спасибо»;
  • книгу сдавай вовремя.

Правила обращения с книгой.
Книга - это источник знаний. Библиотечными книгами пользуются многие ученики. Поэтому, чтобы и после вас книгу могли читать другие, обращайтесь с ней бережно:

  • не мните страницы книги (тем более не вырывайте их), не загибайте уголки страниц;
  • не делайте заметок на полях книги; ничего не подчёркивайте, ничего не пишите и не рисуйте на её страницах;
  • листайте книгу осторожно, стараясь не повредить её; не бросайте книгу;
  • взятые домой книги возвращайте в библиотеку вовремя;
  • относитесь к библиотечным книгам так же бережно, как к своим собственным.

Я, книга! Я, товарищ твой!

Будь, школьник, вежливым со мной.

Мой чистый вид всегда приятен:

Оберегай меня от пятен!

Мой переплет не выгибай:

Мне корешок не поломай!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни.

Где взял меня – туда верни!

С. Маршак «Книжкины жалобы»

Правила обращения с книгой

1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.


2. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

4. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

5. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или в специальной тетради.

Правила пользования школьными учебниками

1. Учащиеся подписывают каждый учебник, полученный от школьной библиотеки.

2. Учебники должны иметь дополнительную съемную обложку.

3. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде.

4. В случае необходимости их ремонтируют (подклеивают, подчищают и т.д.).

5. В случае порчи или утери учащимися учебников, они должны возместить их новыми или равноценными книгами по согласованию со школьной библиотекой.

Правила поведения в библиотеке

1. Заходя в библиотеку, поздоровайся со всеми.

2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол.

3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

4. Выбирая новую книгу, всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.

5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.

6. Книги сдавай вовремя.

7. С книгами обращайся аккуратно.

Скачать

Как правильно себя вести в библиотеке? Правила поведения в библиотеке?

    1.Необходимо соблюдать полную тишину, когда находишься в читальном зале библиотеки.

    3.Не загибать страницы у книг.

    4.Не делать подчеркивание различными ручками, карандашами.

    5.Не задерживать книгу по срокам, если вы ее взяли домой.

    Библиотека-это учреждение, в которых хранятся книги. Вести себя в этот месте необходимо тихо, аккуратно и бережно обращаться с книгами.

    В общем,не разговаривать,не шуметь,не чихать,не кашлять,ни в коем случае НЕ ПУКАТЬ(очень важно)!! ..

    А если серьезно,сама не хожу по таким местам,предпочитаю планшет вместо книги)

    • Не шуметь.
    • Не есть там и не распивать спиртные напитки.
    • Не надоедать другим посетителям и не хамить библиотекарям.
    • Не быть в грязной одежде, которая может что-нибудь испачкать.
    • Не приходить совсем в нетрезвом виде, если это сильно заметно.
    • Не портить книги и мебель и возвращать взятые книги в срок.
  • В библиотеке следует вести себя так:

    1. если разговаривать, то тихо;
    2. не кричать;
    3. не ковыряться в некоторых местах (в том числе и в носу);

    4 не играть в гаджеты;

    1. не слушать музыку.
  • При входе в библиотеку, соблюдайте тишину.

    Бережно относитесь к книгам и другим произведениям печати, полученным из фонда библиотеки.

    Возвращайте книги в установленные сроки, в опрятном виде.

    Не выносите из помещения библиотеки документы, не записанные в читательские формуляры.

    Не делайте в книгах никаких пометок, подчеркиваний, не загибайте страниц.

    Тщательно осмотрите книгу при получении и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщите об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.

    Ущерб, причиненный библиотеке, компенсируется в размере, установленном, Положением о библиотеке. Ответственность в случае причинения ущерба библиотечному фонду за несовершеннолетних детей несут родители.

    Библиотека является учреждением культуры,поэтому вести себя в ней полагается культурно.

    Для начала необходимо стать читателем библиотеки,то есть попросту говоря, записаться в не,а затем уже на полном основании можно посещать библиотеку для выбора необходимых книг.

    Приходя в библиотеку, принято поздороваться с библиотекарем. Верхнюю одежду и сумки оставить в гардеробе. Если вам нужна помощь в выборе книг,то библиотекарь вам е окажет: подскажет, где, на каких стеллажах,в каких каталогах и картотеках или в каком отделе библиотеки можно найти,то что вам необходимо.


    В библиотеке принято разговаривать тихо.

    Не стоит в библиотеке разговаривать по телефону, особенно,если вы находитесь в читальном зале.

    Нельзя есть чипсы и сухарики во время чтения журналов и книг в читальном зале.

    При выборе книг на полках следует соблюдать установленный там порядок-ведь все книги в библиотеке расставлены в соответствии с системой библиографического классификатора и по алфавиту.

    Понравившиеся вам книги, можно взять для чтения на дом,на срок,который вам запишет библиотекарь в ваш абонемент. Важно:прочитанные книги необходимо вернуть в библиотеку! Многие пренебрегают этим правилом и потом обижаются, когда библиотекарь звонит по телефону, неждано-незвано приходит домой или грозит передать взыскание в суд. За несвоевременный возврат книг к читателю могут быть применены штрафные санкции.

    Правила пользования библиотекой довольно просты,соблюдайте их и посещение библиотек доставит вам удовольствие.

    Библиотека — это храм знаний. А все храмы любят тишину. Потому что в них слишком отчтливая акустика, которая можно отвлекать читающих при наличии кричащих. Это главное правило. А остальные перечислим ниже:


    1. Почти каждая библиотека состоит из двух залов, предназначенных для прима посетителей: абонентского отдела и читального зала (читальни). В первом зале разговаривать можно и погромче, так как люди здесь просматривают названия книг, аннотации к ним, но не работают так глубоко, как во втором зале. Но ни при каких обстоятельстах не шуметь.

    2. С выданными нам книгами нужно обращаться ещ бережнее, чем со своими личными: не перегинать переплты в обратную сторону (то есть, не вывртывать книгу наизнанку), не брать е грязными руками и не делать в ней никаких ремарок, даже карандашом.

    3. Вести себя точно так же, как и в любом культурном заведении.

    Прежде всего нужно вести себя как и везде в обществе прилично и вежливо, это еще никому и нигде не мешало.

    В самом читальном зале нужно соблюдать тишину, это означает, что по возможности делать все как можно беззвучнее, в том числе ходить, отодвигать стул, перелистывать страницы книги и т.п. В случае, когда вам делают замечание принять извиниться и постараться не шуметь.

    Тишина должна быть в библиотеке! — как говорил в КВНе Михаил Галустян. Я придерживаюсь его мнения именно тишина дает возможность сосредоточиться не только другим, но и самому себе. Это самое главное правило, а так же не крошить, не оставлять после себя мусор,одни словом вести себя спокойно и сдержанно.


    Первое правило библиотеки -это идеальная тишина, и поэтому там нельзя шуметь,громко разговаривать.Важное правило в библиотеке,это придя в нее,нужно оставить свою верхнюю одежду в гардеробе,который есть при библиотеке.

    И если вы зашли в библиотеку на пару минут,просто сдать книгу,то правило это обязательно к выполнению. Если у вас с собою есть большие пакеты с продуктами или хозяйственные сумки, их нужно оставить на входе,обычно в библиотеке есть ящики для хранения этого.

    Лишние вещи и сумки в руках вас не будут раздражать или отвлекать.Если вам что то нужно спросить или узнать у библиотекаря,говорить нужно вполголоса.Не загибайте страницы в библиотечных книгах,не делайте пометки карандашом,если вы читаете их в читальном зале,ну и дома конечно.

    Обязательно нужно отключить мобильный телефон или перевести его в режим работы без звука.

    Если вам нужен отрывок из книги,вам помогут там отксерокопировать его за отдельную плату.

    Пить и кушать в библиотеке нельзя,если только там есть буфет,то разрешается на его территории.

    1) Не шуметь, не чихать, не кашлять, громко не разговаривать, не ходить по скрипучим половицам, не смеяться, не разговаривать по телефону в общем зале — вообщем не делать все то, что так привлекает внимание или как то нарушает гробовую тишину.


    гу рассказать про себя. Я, наверное, плохой читатель. Если я с кем то раньше приходила в библиотеку меня постоянно там пробивало на смех, как и моего спутника(правда я смеялась очень тихо), и я никак не могла успокоиться, ведь сдержать его очень трудно. Да еще, как правило, приходили какие-нибудь смешные персонажи — помню у одного молодого чудного юноши постоянно что-то падало со стола, и он бегал это поднимал. Ну как тут удержаться. В институтской библиотеке меня так и запомнили))) Причем одна я была просто серьезность.

    2) Не портить книги, не чирикать там, не вырывать страницы. Возвращать прочитанное вовремя (там же вроде за это штраф).

    А вообще в библиотеках царит особая атмосфера — жаль, что сейчас они не особо посещаемы.

2.5. Библиотечный этикет

Большой интерес, который проявляют библиотечные специалисты к профессиональной морали, неизменно ведет к концентрации их внимания на библиотечном этикете.

Этикет - это совокупность правил поведения, характеризующих внешнее проявление отношения к людям. Это предписанные правила, направляющие деятельность человека на выражение уважения, доброжелательности, тактичности, обязательности и внимания к окружающим. Сюда относятся формы обращений и приветствий, обхождения с окружающими. Для понимания этикета как определенных форм отношений между людьми необходимо ответить на такие вопросы: что такое правила хорошего тона, как они применяются в библиотеке, как понимать хорошие и плохие манеры.

Создание правил этикета вызвано общественной необходимостью. Человек живет в повседневных контактах с людьми. Эти взаимоотношения должны регулироваться определенными правилами поведения. Соблюдение библиотекарем профессионального этикета предполагает повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем посетителям библиотеки независимо от их социального статуса, занимаемой должности, возраста, внешнего вида и др. В соблюдении правил этикета раскрывается культура профессионала, соответствующий уровень его воспитанности.

Установим связь между этикой и этикетом. Этика выражает нравственную сторону поступка, она обосновывает и истолковывает этические нормы поведения, этикет является предписанным сводом правил, которым человек должен следовать, чтобы быть включенным в определенную культуру, в человеческое общество. Правила этикета не заменяют нравственных чувств, они являются внешней формой их проявления.

Профессиональная этика библиотекаря изучает нравственный аспект норм и правил профессионального поведения работников библиотеки. С годами выработались правила служебного этикета. Они означают благожелательное общение в библиотечной среде, вежливое, предупредительное отношение к посетителям библиотек, к коллегам. Эти правила запрещают грубость и пререкания, отвлечение от своих обязанностей, требуют чуткого, внимательного отношения к товарищам по труду. Библиотекарь, следующий правилам служебного этикета, формирует у себя такие черты, как вежливость, тактичность, точность, исполнительность и обязательность.

Правила этикета особенно необходимы библиотекарю в конфликтных ситуациях. В таких случаях эти правила служат защитным средством работника от оскорблений и бестактности невоспитанных читателей. К тому же правила этикета избавляют библиотекаря от необходимости самому в каждом конкретном взаимодействии подыскивать нужную форму поведения.

Правила этикета предписывают библиотекарю встречать посетителя приветливой улыбкой (внешняя форма проявления благожелательности). Ведь улыбка при встрече служит знаком того, что этой встрече рады. Пословицу древних китайцев «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин» можно вполне переадресовать библиотекарю, который без улыбки не должен открывать библиотеку. Посещающих зарубежные библиотеки приятно изумляет прежде всего радостная улыбка библиотекаря, обстановка доброжелательности и открытости, которая уже с порога библиотеки погружает читателя в мир высокой культуры.

В общении с читателем и коллегами важны манеры библиотекаря. Служебный этикет предписывает библиотекарю при выдаче литературы сидеть за столом прямо, не разваливаясь и не наваливаясь на него, не откидываясь на спинку стула. Локти при этом находятся на столе, плечи на одной высоте, голова и шея немного опущены.

Изящество манер библиотекаря ярко выражается в обращении к читателю: «Добрый день, чем могу быть полезен (полезна)?». При этом весьма важно приветливое и благожелательное выражение лица.

Выражение лица отражает эмоции человека, на нем «написана» вся гамма переживаемых чувств: радость и отчаяние, любовь и ненависть, благожелание и презрение. Однако степень этого отражения всегда зависит от уровня культуры человека и способностей управлять своим поведением. Культура библиотекаря заключается в том, чтобы уметь управлять выражением своего лица, стараться, чтобы на нем отражались лишь положительные эмоции, содействующие радостному, благожелательному общению в библиотеке.

Антиподом естественным, хорошим манерам поведения является неестественность, расчет на внешний эффект, что приводит к манерности. Дурные привычки и плохие манеры не способствуют доверительному и уважительному отношению читателя к библиотекарю.

Во время рабочего дня библиотекарь постоянно оказывается в ситуации визуального контакта. Смотреть в глаза - это большое искусство. Оно означает заинтересованность в том, что вам говорят, сосредоточенность внимания на речи. Однако прямой, немигающий взгляд может смутить собеседника. Как отмечают специалисты, чтобы создать доверительную атмосферу беседы, полезно встретиться с собеседником взглядом на несколько секунд при первом визуальном контакте, а затем смотреть на переносицу или на левую мочку уха, что создает эффект, как если бы человек смотрел в глаза. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд, это означает, что он еще не закончил говорить. При завершении говорящий обязательно посмотрит в глаза, сказав тем самым, что закончил говорить. Легче поддерживать визуальный контакт при приятной беседе, восхищаясь собеседником. При неприятном разговоре люди часто избегают смотреть в глаза друг друга.

Этикетной формой общения библиотекаря и читателя является соблюдение межличностного пространства. Даже когда библиотекарь сидит за своим рабочим столом, уже соблюдается субординация, расстояние, приемлемое для общения в библиотеке.

Существует определенный предел сближения собеседников. Обычно чем больше они заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг от друга. От вида взаимодействия людей зависит расстояние между ними. Психологи выявили следующие приемлемые границы общения:

Интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует близким отношениям; может встречаться в спорте, в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

Межличностное расстояние (0,5-1,2 м) - для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

Социальное расстояние (1,2-3,6 м) - для неформальных, социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

Публичное расстояние (3,6 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от ответа на вопросы .

Установлено, что расстояния влияют на самочувствие людей: чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят, как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируются в зависимости от пола, возраста и уровня культуры. На расстояние в общении влияет и общественный статус. Нам не придет в голову до минимума сократить расстояние в общении с начальником, с людьми же равного статуса мы будем общаться на коротком расстоянии, с близкими и любимыми сократим это расстояние до минимума. Здесь важны традиции. Чопорный англичанин не позволит близко подойти к себе незнакомому человеку, южанин сам будет стремиться к близкому контакту.

В библиотеке важную роль играет стол. Он как бы символ власти, пульт управления взаимоотношениями. Если библиотекарь захочет более доверительных отношений с читателем, он выйдет из-за стола и поведет читателя к книжной выставке или в открытый доступ, к каталогам, просмотрит с ним картотеку. Здесь расстояние между собеседниками значительно сократится.

Общение библиотекаря и читателя начинается с приветствия. Это важная этикетная норма, которая определяет дальнейшие отношения собеседников. Значимость этого приветствия точно определил поэт В. Солоухин:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы,

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(Из стихотворения «Здравствуйте»)

Несмотря на обязательность этикетной формы приветствия, у библиотекаря возникает много проблем при процедуре приветствия. Читатель может не поздороваться, хотя по этикету здоровается первым тот, кто входит в помещение. В воспитательных целях библиотекарь принимает решение поздороваться первым, xoтя это уже будет нарушением этикетных правил и может внести диссонанс в процесс общения. Здесь мы будем говорить не о соблюдении правил этикета, а о принятии этичного решения библиотекарем.

Процесс приветствия внесет коррективы и в ролевую ситуацию (робкий читатель и уверенный в своей правоте библиотекарь, радушный библиотекарь и благодарный ему за приветливость читатель, равнодушный библиотекарь и раздраженный его невниманием читатель и т. д.).

При приветствии важны интонация и тембр голоса. По ним сразу можно определить настроение человека, ведь чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Обычно легко распознаются гнев и грусть, нервозность или подавленность, радость и восхищение. Подают свои сигналы сила и высота голоса. Отражает чувства говорящего и скорость речи, темп, в котором она произносится.

О многом скажут при приветствии поза и жесты. Наклон воспринимается как любезность. Неудобно говорить с человеком который отворачивается или сидит, развалясь в кресле, когда посетитель стоит. Имеют значение жесты рук. Например, скрещенные на груди руки указывают на скептическую, защитную установку. Спокойно лежащие или опущенные руки - об открытости и доверии.

Этикет заставляет библиотекаря выбирать форму обращения к читателю. Обращение на «Вы» прежде всего свидетельствует о культуре человека. И конечно же, подчеркивает уважение к лицу, с которым беседует библиотекарь. Это местоимение употребляется в официальной обстановке, при обращении с малознакомыми людьми, с лицами пожилого возраста. Чувство такта подскажет библиотекарю, в какой форме следует обратиться к молодому читателю. Здесь форма обращения будет зависеть от целевого и читательского назначения мероприятия (беседа, обращение во время проведения игры, при рекомендации литературы), от ситуации и обстоятельств, которые влияют на общение библиотекаря и юного читателя.

Так как телефон активно вошел в практику работы библиотеки, необходимо помнить об этикетных правилах, связанных с телефонными разговорами. Важно на телефонный звонок отвечать сразу, не забыть поздороваться, а может быть и представиться и лишь затем приступать к разговору. Голос библиотекаря должен быть приветливым, располагающим собеседника к общению. Три слова обязательно должны использоваться в телефонном разговоре: «спасибо», «пожалуйста», «извините». Библиотекарю всегда следует быть в телефонном разговоре корректным, не допускать раздражения и тем более гнева и, конечно, не бросать трубку, не окончив разговор.

Недопустимы частные разговоры в присутствии читателя. Совершая это нарушение этикета, библиотекарь явно пренебрегает своими служебными обязанностями и выказывает - хочет он того или нет - пренебрежение к окружающим его людям.

Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда библиотекаря соответствует его внутренней культуре, зависит от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста и др. В библиотечной среде неуместны яркие дорогие одежды, изысканные прически, обилие украшений, яркая косметика. В истории развития библиотек мы знаем примеры, когда в обиход вводилась библиотечная форма, например, А. Н. Оленин вводил ее в Публичной библиотеке Петербурга. В практике работы зарубежных библиотек и в некоторых российских библиотеках используются идентификационные значки, которые значительно облегчают читателю общение с библиотекарем, а библиотекарю внушают чувство ответственности и самоуважения.

К этикетным формам отнесем и роль дизайна в библиотеке. Если в библиотеке работает профессиональный художник, он заботится о грамотной цветовой гамме интерьера, со вкусом оформит наглядные материалы, позаботится о самочувствии и библиотекаря и читателя, с учетом психологического воздействия цветовой гаммы оформив помещения, в которых они работают.

К этикетным формам отнесем и все развивающиеся формы деловой переписки библиотек. Если этикет переписки не будет соблюдаться, наверняка испортятся взаимоотношения с дружественными организациями, коллегами, друзьями. Этикет в этом случае предписывает соблюдать принятые правила переписки, оперативно отвечать на письма.

Служебные письма, как правило, пишутся по установленной форме, на машинке, только на лицевой стороне листа. Бумага должна быть белой, конверт того же качества, что и бумага.

Важна форма письма. Письмо условно можно поделить на: заголовок, дату, наименование и адрес получателя, вступительное обращение, основной текст, заключительную форму вежливости, указания на приложения. В практике работы библиотек широко используются как форма служебного письма открытки. Часто это напоминание о просроченном времени возврата книг. Несмотря на то, что содержание послания носит строгий, официальный характер, его форма должна быть вежливой и доброжелательной, выражать уважение к личности адресата.

Как видим, соблюдение этикета значительно влияет на авторитет библиотекаря и облегчает ее работу с читателями.

Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ И ЭТИКЕТ В последние годы активно идут процессы расширения международных связей Республики Беларусь как суверенного государства, субъекта международных отношений. Тысячи белорусских граждан активно поддерживают и развивают международные

Из книги Золотая середина. Как живут современные шведы автора Баскина Ада

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

Из книги На свидании автора Новикова Ирина Николаевна

1. Этикет для мужчин и женщин Прежде чем приступать к изучению эротического этикета, необходимо рассмотреть общие правила поведения мужчин и женщин, которые существенно отличаются друг от

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Этикет для женщин В основе поведенческого кодекса женщин лежит общий принцип: женщина ни при каких обстоятельствах не должна забывать, что она – представительница прекрасного пола. Другими словами, все ее поступки, слова и манеры должны подчеркивать в ней именно

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Этикет для мужчины Традиционно этикет для мужчин направлен на то, чтобы подчеркнуть такие его черты, как мужество, сила, благородство и т. д. Особое место в эротическом этикете занимают правила общения и взаимоотношений с женщиной. Женщин мало привлекают внешние данные

Из книги В церкви автора Жалпанова Линиза Жувановна

4. Этикет интимных отношений Мужские и женские критерии дозволенного поведения во многом не совпадают, но кое в чем они все же едины – чем запретнее действие, тем оно интимнее, интереснее и тем сильнее оно возбуждает.Согласно эротическому этикету, в любви каждый

Из книги Поэтика древнерусской литературы автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Из книги Школа гота автора Вентерс Джиллиан

Из книги Пространство библиотеки: Библиотечная симфония автора Леонов Валерий Павлович

Благочестие и церковный этикет Этикетом называют свод правил поведения, которые приняты в определенном социальном круге, например придворный этикет, дипломатический, воинский и т. д. Церковным этикетом называют не столько правила, сколько само поведение верующего

Из книги Причуды этикета автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Любовная лихорадка. Этикет Хотя за готами закрепилась слава людей мрачных и перманентно пребывающих в депрессии, это вовсе не означает, что члены готического сообщества не подвержены страстям. (Любовная лихорадка: человек постоянно пребывает в рассеянности, а по лицу

Из книги автора

Из книги автора

Глава 4 Сексуальный этикет Секс – это не только физическая, но и чувственная близость, которую можно назвать внутренней любовной игрой, при которой большинство поведенческих реакций возникает в мозге, вовлекая в игру все тело. Взаимная близость – это тонкий обмен

Из книги автора

Этикет молодежного флирта Молодежь для того и собирается вместе, чтобы весело провести время, пообщаться и пофлиртовать. В 14–15 лет процесс ухаживания у подростков носит игровой характер. Порой подростки довольно расплывчато представляют себе свою половую роль. Очень

Из книги автора

Часть 1. Речевой этикет Погода Любое обсуждение английского речевого этикета, как и всякий разговор, происходящий между англичанами, должно начинаться с темы погоды. И в духе соблюдения традиционного протокола я обязана, как и всякий автор, пишущий о своеобразии

Что такое библиотека?

Правила поведения в библиотеке и обращения с книгой.

(для 1-х классов)

Любовь к чтению никогда не бывает безответной.

П.Дашкова

Достаточно воспитать одно поколение людей, чтобы быть спокойными за все последующие.

В.А. Сухомлинский.

Цель урока: обучение правилам пользования книгой и библиотекой.

Задачи:

Ознакомить с правилами поведения в библиотеке и правилам обращения с книгой;

Воспитывать бережное отношение к книгам;

Привлечь детей к чтению и регулярному посещению школьной библиотеки.

Оборудование: мультимедийная презентация, шкатулка – книга с правилами, закладки по количеству учащихся.

ХОД УРОКА:

Библиотекарь. Здравствуйте, ребята! Сегодняшнюю встречу я бы хотела начать с загадки:

Снаружи смотришь -

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины:

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй отгадай! (Библиотека)

В начале учебного года вы все уже были в библиотеке: кто-то с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками или со старшими друзьями приходили за учебниками. А кто из вас знает, что такое «библиотека»? Что обозначает это слово?

Ответы учеников.

СЛАЙД 2 Библиотекарь. «Библио» по-гречески - книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Конечно, книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках. Итак, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире вам поможет, конечно, библиотекарь.

СЛАЙД 3. В нашей библиотеке есть три отделения: абонемент, читальный зал и хранилище. У слова «абонемент» много значений. Если хотите узнать все значения, посмотрите на экран.

В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги. У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Библиотекарь показывает справочную литературу.

Библиотекарь. Также в библиотеке можно почитать различные журналы (показывает журналы). Этими книгами и журналами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге - чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

Итак, ребята, когда вы заходите в библиотеку, вы должны помнить, что здесь существуют свои правила, которые необходимо выполнять. Послушайте, пожалуйста, полезные советы дорогому читателю.

СЛАЙДЫ 4–9 1. Если ты в библиотеке

Захотел вдруг поболтать,

Не забудь на рот повесить

Преогромнейший замок!

И работать будет можно,

2. Если ты не можешь тихо

Хоть минутку посидеть,

Если дергаешь соседа,

Не испытывай терпенье

Окружающих тебя.

Пробеги вкруг милой школы

Ровно 8–10 раз

И тогда в библиотеку

Непременно приходи!

3. Если вдруг ты обнаружил

К рисованию талант,

То к тебе большая просьба:

Проявляй его, конечно,

Но не на книжке иль журнале,

Попроси скорей листок.

4. Если на абонементе

Хочешь книгу взять себе,

Не забудь: дней через десять

Её нужно возвращать!

Ну, а если не успеешь

Не забудь в библиотеке

Удовольствие продлить!

5. Если ты попал случайно

Принести все то, что взял.

Если ты в читальном зале

Не забудь их непременно,

В этот день же сразу сдать!

СЛАЙД 10

Библиотекарь . Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны беречь книги и учебники!

Всполохи на экране.

Библиотекарь. Что такое?

На экране появляется «книга» - ребенок, на книге написаны правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой (просьба книги)

1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, мне будет стыдно, если меня возьмут потом другие читатели!

2. Не исчеркивайте меня ручкой и карандашом - это так некрасиво!

3. Не ставьте на меня локти, когда читаете, и не кладите раскрытой на стол вниз лицом, ибо вам самим не понравилось бы, если бы c вами так обращались!

4. Не кладите также в меня ни карандаша, ничего толстого, иначе разрывается корешок!

6. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода мне вредна!

7. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми!

Правила поведения в библиотеке

1. выключайте свой мобильный телефон;

2.старайтесь аккуратно двигать стул, когда встаете;

3.Не шумите, когда достаете свои вещи из сумки или когда собираетесь домой;

4. не разговаривайте громко;

5. сидите прямо, не разваливаясь на стуле;

6. читая старайтесь не наклонять голову слишком низко;

7. взятые книги домой возвращайте в библиотеку их вовремя.

СЛАЙД 11

Книга. Здравствуйте, ребята!

Я - книга!

Я - товарищ твой!

Будь, школьник,

бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду -

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня - туда верни!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

СЛАЙД 12 .Как я рада видеть в библиотеке так много красивых ребят. Я бы очень хотела с вами подружиться. Ну что, вы согласны? Тогда давайте поиграем в загадки: я загадываю, вы - поднимаете руки и отгадываете

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

СЛАЙД 14 У стены, большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

СЛАЙД 15 Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

СЛАЙД 16 На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы алфавита)

СЛАЙД 17 Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Книга)

СЛАЙД 18 Легенда, преданье народное,

Ребята ее обожают.

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают. (Сказка)

Картинок много, мало фраз.

Он - будто кадры из мультфильма.

Я озадачил вас не сильно? (Комикс)

СЛАЙД 20 Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

СЛАЙД 21 Первую книжку,

Где буквы ты изучаешь,

Как ты её называешь? (Букварь)

Книга. Молодцы ребята, все мои загадки разгадали! А теперь мне пора идти к другим ребятам, знакомить их с правилами обращения с книгой. А чтобы вы никогда не забывали эти правила, я подготовила для вас подарки: закладки с правилами «Как нужно обращаться с книгой», «Правила поведения в библиотеке». Они в волшебной книге

Надеюсь, вы будете помнить их и соблюдать! До свидания!

Библиотекарь. Ну как, ребята, понравились вам книжкины подарки? А сейчас, чтобы наши закладки не были грустными, предлагаю каждому раскрасить свою закладку. Вы можете разрисовать любым цветом: книги, журналы, компьютер, учеников. А пока вы фантазируете и раскрашиваете, я прочитаю стихотворение Сергея Михалкова.

Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку -

А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -

«Чипполино», например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите вверх ваши закладочки! Молодцы! Очень хорошо! А сейчас давайте вспомним, не смотря на ваши закладки, правила поведения в библиотеке. (Ответы учащихся)

Назовите правила обращения с книгой. (Ответы учащихся)

Ну, раз вы так хорошо запомнили все правила, жду вас в библиотеке после уроков! До свидания! До новых встреч!

Всем библиотекарям и юным читателям нашей страны посвящается

Дорогой ребенок! Знай, что библиотеки – это стратегические объекты, то есть очень важные для нашей страны места, а библиотекари – замаскированные суперагенты, призванные охранять одно из главных сокровищ мира – книги.

Мы поможем тебе стать достойным читателем и расскажем несколько секретных правил поведения в библиотеках. Но только – тссс, никому не говори о том, что узнал. Это государственная тайна, хранить которую доверено только избранным детям.

1.Все знают, что в библиотеке должна соблюдаться тишина. Но что делать, если тебе в руки попалась очень смешная книжка, и ты уже почти лопаешься от смеха? Выхода два: либо ты выходишь за дверь и там даешь волю своему чувству, либо осваиваешь технику бесшумного смеха. Не знаешь, какой вариант выбрать? Библиотекари-суперагенты помогут.

2.В библиотеке кушать можно, но только при одном условии. Если библиотекарь – твоя бабушка, и она привыкла повсюду носить за тобой термос с горячим супом, судок с тушеной картошкой и пакетик с пирожками. Даже если ты поел полчаса назад, а бабушке кажется, что ты уже проголодался, не гневи бабушку, поешь еще.

Остальные, знайте! Если ваши руки оставят на книге жирное или шоколадное пятно, вас обязательно найдут по отпечаткам пальцев. Вам не уйти!

3.В жизни некоторых не особо аккуратных детей иногда случаются настоящие трагедии – они теряют книги из библиотеки. Никакие отговорки вроде «это не я, это мой пес куда-то утащил книгу», «ее забрали инопланетяне, пожелавшие познакомиться с нашей культурой», «я очень медленно читаю, по три буквы в день» и особенно «Я НЕ БРАЛ», «Я НА САМОМ ДЕЛЕ ДАВНО ВЕРНУЛ» — не сработают. Повинись, признайся, что в буквальном смысле зачитал до дыр, разбей копилку и купи такую же. С суперагентами не шутят.

4.Теперь серьезно. Ни за что. Никогда. Даже не вздумай. Сделать это. Загнуть, помять или даже вырвать страницу, что-то нарисовать или подчеркнуть, а также оставить на полях свое аргументированное мнение по поводу прочитанного. Не заставляй библиотекарей сниться тебе по ночам. Они приведут еще и иллюстраторов, на чьих картинках в книге ты подрисовал рога, усы, бороду, синяки под глазами и др. Даже просто подрисованные цветочки на полянке тебя не спасут. Даже, если иллюстрация стала, по твоему мнению, ярче и лучше. Пожалуйста, не делай этого. Заслужить прощение суперагентов будет очень и очень сложно.

5.Теперь ты понимаешь, что библиотека – это не просто место, где взял-полистал-уронил-поставил на место. Это место, где работают настоящие супергерои, которые бдительно смотрят за тем, чтобы настоящее сокровище нашей страны находилось в целости и сохранности. Бери с них пример. И если книга попадает в беду, беги первым, предлагай свою помощь, спасай и «лечи» ее всеми доступными способами. Твой поступок оценят и запомнят. И в следующий раз обязательно подберут для тебя самую интересную книгу.