Православие молитва перед едой. Молитвы перед вкушением пищи и после еды

Наш Церковный Устав знает только две трапезы — обед и ужин. И только для этих двух случаев дает в богослужебных книгах соответствующие чины благословения трапезы и благодарения после нее. Это и понятно, ибо наш Устав слагался по преимуществу в монастырях, где и раннее утро, и вся первая часть дня (почти до полудня) были заняты богослужением.

Но и в монастырях часть братии, несущей разные послушания, отстояв полунощницу, первую часть утрени и шестопсалмие, с началом чтения кафизм отправляются на различные послушания, нередко сопряженные с нелегким физическим трудом. Тем более мирские люди, обязанные житейскими заботами, после утренней молитвы должны исходить на “дело свое и на делание свое даже до вечера” (Пс. 103, 22-23). Ввиду предстоящих трудов необходимо подкрепление телесных сил пищею. Так установилась третья — утренняя трапеза, поставляемая как в мирских домах, так и монастырях, но в последних только для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза — завтрак — в особенности у мирских людей стала традиционной, неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Для людей же, занятых тяжелыми физическими трудами, в частности, для русского народа-земледельца, живущего в довольно суровых климатических условиях, и сверх этих трех раз — особенно в долгие летние дни, когда земледельцы в тяжелую страдную пору трудятся от зари до зари, устанавливались дополнительные трапезы. Второй завтрак, получивший название “полдника”, и “паужинок” — легкое подкрепление пищей между обедом и ужином. Но и сверх этого хлебосольный русский народ всегда ради гостя спешил и спешит поставить хотя бы небольшое угощение, устроить хотя бы скромную братскую трапезу. А за последнее столетие не только в городе, но и в деревне, не только у мирян, но и у иноков, стало почти обязательным чаепитие, устраиваемое и ради гостей, и в дополнение или взамен завтрака и полдника.

Верующие люди как всякое вообще дело, так, в частности, принятие пищи, хотя бы и не предусмотренное Уставом, всегда предваряют и завершают молитвой. В монастырях пред трапезой и после нее совершаются общие гласные молитвы, сопровождаемые в соответствующие моменты пением. В Древней Руси в мирских домах в этих случаях возносилась общая гласная молитва для всех участников трапезы. К сожалению, со времен петровского обмирщения Святой Руси почти совсем забыт этот добрый обычай старины. Теперь чаще всего каждый из присутствующих при трапезе читает про себя какую кто знает молитву. Лишь в немногих семьях, берегущих старозаветные обычаи, да при праздничных и поминальных трапезах, возглавляемых священнослужителями, читается или поется общая молитва. Но и в этих случаях, даже в присутствии архиерея, при всяком принятии пищи, будь то завтрак, обед, ужин или только чаепитие, по большей части, читается одно и то же: пред трапезой “Отче наш...” , после нее — “Благодарим Тя, Христе Боже наш... .” , в наполовину сокращенной против даваемой в богослужебных книгах редакции, в которой она печаталась в молитвословах для мирян. Между тем в богослужебных книгах для двух уставных трапез даются совершенно различные чины предтрапезных и послетрапезных молитвословий, составленные применительно к характеру той и другой трапезы. Соответственно этому и для всех иных случаев принятия пищи должны быть особливые для каждого чины благословения предлагаемых снедей и благодарения после вкушения их.

Желание насколько возможно приблизить домашнюю предтрапезную и послетрапезную молитву к Церковному Уставу, как это было в древности на Святой Руси, послужило поводом для составления предлагаемых чинов. В основном для них использованы соответствующие последования богослужебных книг с применением их для мирского обихода и для совершения одними мирянами без священника.

Из всех дневных трапез основною является трапеза обеденная — самая полная, самая обильная, самая продолжительная, за которой разрешается принятие пищи до полного насыщения. Такому характеру обеденной трапезы соответствуют уставные молитвословия, ее окружающие. Правда, пред обедом поется только одна молитва, но то величайшая из молитв, если можно так выразиться, молитва молитв, молитва Господня. А после обеденной трапезы — целый пространный чин благодарения, не только за дарование нам “брашна в веселие”, но и за насыщение: “Яко насытил еси нас земных Твоих благ”. В настоящем опыте применения уставного чина послеобеденного благодарения для мирского употребления он прежде всего сокращен опущением всего, что относится к обряду возношения “Панагии” — хлеба в честь Богоматери, который и в обителях не всегда и не везде совершается. В уставное послеобеденное чинопоследование входят тропари праздника или дня, к которым в некоторых монастырях присоединяется тропарь соборного храма или святой обители. В соответствии с этим в предлагаемом здесь чине кроме тропаря служащегося в тот день праздника Господского, Богородичного или великого вселенского святого, вводится тропарь Всем Русским Святым, общий праздник которых может быть рассматриваем как бы храмовой или обительский для всех православных русских людей. После общего тропаря Всем Русским Святым, в соответствии с тою же мыслью о значении их для нас, русских людей, указываются тропари празднуемым в тот день Русским Святым. После этого на “Славу” вводится тропарь пророку Илии, который, по откровению одному лицу высокодуховной жизни, является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих. Соответственно этому несколько изменена редакция тропаря пророку. На “И ныне” в качестве Богородична взят из той же службы Всем Русским Святым тропарь в честь первописанной Владимирской иконы Богоматери, под благодатным покровом Которой слагалась вся история великого государства Российского. В заключение всего чина послеобеденного благодарения присоединяется моление о благотворителях, особенно уместное, когда трапеза — дар любви и попечения братии.

Вечерняя трапеза значительно отличается от обеденной. Она менее обильна, менее продолжительна. Для нее Устав рекомендует не готовить пищу заново, а довольствоваться оставшеюся от обеда. Вечерняя трапеза лишь для легкого подкрепления пищею отходящих ко сну, которую разве только нищие — “убогие” могли бы считать насыщением. Она значительно короче обеда. Соответственно короче и молитвословия, ее окружающие.

Не предусмотренная Уставом утренняя трапеза — завтрак — по характеру своему весьма отлична от обеденной, короче ее и ближе подходит к ужину. Соответственно должны быть отличны от обеденных и молитвословия, окружающие завтрак. Здесь могли бы быть употребляемы молитвословия вечерней трапезы, за исключением стихов 4 псалма, слова которых “в мире вкупе усну и почию” не соответствуют времени. Но для новой трапезы, не предусмотренной Уставом, может быть составлен и новый чин. Подобно тому, как пред ужином читается место из 21 псалма, то и пред завтраком может быть употребляемо известное многим мирянам молитвословие, составленное из 15-16 стихов 144 псалма: “Очи всех на Тя, Господи, уповают...”. А после завтрака может быть, соответственно, чтение также хорошо известной многим мирянам одной из благодарственных послеобеденных молитв: “Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас...”, ибо утреннее насыщение ввиду предстоящих трудов может быть полнее и обильнее вечернего.

Трапеза с чаем и все другие, излишние против Устава, являются как бы некоторым беззаконием, следствием наших немощей. Поэтому Оптинские старцы советовали такие трапезы предварять молением о прощении грехов наших, об исцелении немощей наших, а заканчивать обычною заключительной песнею Богородице: “Достойно есть”, в надежде на то, что и Богоматерь присоединит к нашим молитвам Свое дерзновенное ходатайство о прощении наших грехов, об уврачевании наших немощей.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ЗАВТРАКОМ

Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:

Бо же, очи сти мя гре шнаго. (Поклон.)

(Поклон.)

Без числа согреши х, Го споди, поми луй и прости мя, гре шнаго. (Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Го споди, упова ют, и Ты дае ши им пи щу во благовре мении, отверза еши Ты ще друю ру ку Твою и исполня еши вся кое живо тно благоволе ния.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Бо же, благослови я стие и питие рабо м Твои м, я ко Свят еси , всегда, ны не и при сно, и во ве ки веко в.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святы х оте ц наших, Го споди Иису се Христе Сы не Бо жий, благослови я стие и питие рабо м Твои м, я ко Свят еси , всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.]

И мы: Ами нь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Благодари м Тя, Христе Бо же наш, я ко насы тил еси нас земны х Твоих благ, не лиши нас и Небе снаго Твоего Ца рствия, но я ко посреде учеников Твоих прише л еси , Спа се, мир дая й им, прииди к нам, и спаси нас.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Свое ю благода тию и человеколю бием, всегда, ны не и при сно, и во ве ки веко в.

Мы: Ами нь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

И три заключительных поклона с молитвами:

Бо же, очи сти мя гре шнаго. (Поклон.)

Созда вый мя, Го споди, поми луй мя. (Поклон.)

Без числа согреши х, Го споди, поми луй и прости мя гре шнаго. (Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем:

О тче наш, Иже еси на небесе х! Да святи тся и мя Твое , да прии дет Ца рствие Твое , да бу дет во ля Твоя , я ко на небеси и на земли . Хлеб наш насу щный даждь нам днесь; и оста ви нам до лги на ша, я коже и мы оставля ем должнико м на шим; и не введи нас во искуше ние, но изба ви нас от лука ваго.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Бо же, благослови я стие и питие рабо м Твоим, я ко Свят еси , всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови я стие и питие рабом Твоим, я ко Свят ecu , всегда, ныне и присно, и во веки веков.)

Все: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ОБЕДА

Творим отпуст: Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иису се Христе Бо же наш, помилуй нас.

И мы: Аминь.

Благослове н Бог, ми луяй и пита яй нас от юности на шея, дая й пищу вся кой пло ти, испо лни ра дости и весе лия сердца на ша, да всегда вся кое дово льство иму ще, преизоби луем во всякое де ло благо е, во Христе Иису се Го споде на шем: с Ни мже Тебе сла ва подоба ет, держа ва, честь и поклоне ние, со Святы м Ду хом во ве ки. Ами нь.

Сла ва Тебе , Го споди, сла ва Тебе , Святы й, сла ва Тебе , Царю , я ко дал еси нам бра шна в весе лие: испо лни нас и Ду ха Свята го, да обря щемся пред Тобо ю благоуго дни и непосты дни, егда возда си кому ждо по дело м его .

Благодари м Тя, Христе Бо же наш, я ко насы тил еси нас земны х Твоих благ, не лиши нас и небе снаго Твоего Ца рствия, но я ко посреде ученико в Твоих прише л еси , Спа се, мир дая й им, прииди к нам и спаси нас.

Затем поются или читаются тропари в тот день служащихся праздников — Господского, Богородичного, Архангелов, Предтечи, Апостолов и великих Вселенских Святителей (с поклоном после каждого тропаря).

Посем тропарь Всем Русским Святым (глас 8):

Я коже плод кра сный Твоего спаси тельнаго се яния, земля Ру сская прино сит Ти, Го споди, всех святы х, в той просия вших. Тех моли твами в ми ре глубо це Це рковь и страну нашу Богоро дицею соблюди , Многоми лостиве.

И тропари празднуемых в тот день русских святых (с поклонами).

Слава: Тропарь пророку Илии (глас 4):

Во пло ти а нгел, проро ков основа ние, вторы й предте ча прише ствия Христо ва, Илия сла вный, от а нгела пи щу прие мый и вдови цу во вре мя гла да препита вый, и нам, почита ющим тя, благода тный пита тель бу ди.

И ныне: Богородичен (глас тойже):

К Засту пнице страны на шей Присноде ве Богоро дице притеце м, и к первопи санной ико не Ея ны не припаде м, с верою зову ще из глубины души : о Ма ти Бо жия, спаси зе млю Ру сскую, исце ли сокруше ние ея , и ве рных люде й уте ши.

К благодарению за насыщение может быть присоединено моление об устроителях трапезы и благодетелях. Тогда по окончании тропаря Богородице иерей возглашает:

Ми лостиве Господи, поми луй рабо в Твои х, нас ми лующих. Все повторяют этот припев. Иерей: Слава . И мы: И ныне. Затем поют катавасию:

Изба ви от бед и скорбе й рабо в Твоих, пита ющих нас, Ми лостиве, я ко мы усе рдно к Тебе прибега ем, к Ми лостивому Пита телю на шему и всем ми лостивым помилование обеща вшему.

Иерей произносит ектению: Поми луй нас, Бо же, по вели цей ми лости Твое й, мо лимтися, услы ши и поми луй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Еще мо лимся о ми лости, жи зни, ми ре, здра вии, спасе нии, посеще нии, проще нии и оставле нии грехо в... (Мирской начинает прошение: Помилуй Господи... далее продолжение общее) всех лю бящих, ми лующих и пита ющих нас, благоде ющих и служа щих нам, запове давших и о них же запове дано нам моли тися, и всех сро дников их, о е же возда ти им за любо вь к нам, помяну ти их ве ру в си лу моли твы бра тии и свяще нников Твоих, и по вере их испо лните вся проше ния их, изли ти на них бла га духо вная и теле сная, благослови ти успе хом труды и начина ния их, и сохрани ти их от вся ких скорбе й (наипа че же да не бу дет им ско рби за сие де ло любви , нам соверша емое), мо лимся Тебе , Милосе рде Го споди, услы ши нас гре шных, моля щихся Тебе , и поми луй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Яко милостив...

Все: Аминь.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Благослове н Бог, ми луяй и пита яй нас от Своих бога тых даро в, Сво ею благода тию и человеколю бием, всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святы х оте ц на ших, Господи Иису се Христе Бо же наш, поми луй нас.)

Все: Аминь.

В заключение полагается три поклона с обычными молитвами и все благодарят устроителей трапезы и старшего из сотрапезников.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД НЕУСТАВНЫМИ ТРАПЕЗАМИ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами:

Бо же, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Созда вый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреши х, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Пресвята я Тро ице, поми луй нас; Го споди, очи сти грехи на ша; Влады ко, прости беззако ния на ша; Святы й, посети и исцели не мощи на ша, и мене Твоего ра ди. Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.)

И благословение как пред завтраком: Христе Бо же, благослови ... Молитвами святы х оте ц...

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ НЕУСТАВНЫХ ТРАПЕЗ

Досто йно е сть, я ко вои стинну, блажи ти Тя, Богоро дицу, Присноблаже нную и Пренепоро чную и Ма терь Бога на шего. Честне йшую херуви м и славне йшую без сравне ния серафи м, без истле ния Бога Сло ва ро ждшую, су щую Богоро дицу Тя велича ем.

Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С на ми Бог... или Молитвами святы х оте ц... И три покаянные молитвы с поклонами.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД УЖИНОМ

После трех покаянных молитв:

Ядя т убо зии, и насы тятся, и восхва лят Го спода взыска ющии Его, жива бу дут сердца их в век ве ка.

Слава, и ныне. Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

И благословение как пред завтраком: Христе Бо же, благослови ... или Молитвами святы х оте ц...

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ УЖИНА

Бы сть чре во Твое Свята я Трапе за, иму щая Небе снаго Хле ба, Христа Бо га на шего, от Него же всяк яды й не умира ет, я коже рече всех, Богороди тельнице, Пита тель.

Честне йшую херуви м, и славне йшую без сравне ния серафи м, без истле ния Бо га Сло ва ро ждшую, су щую Богоро дицу Тя велича ем.

Возвесели л ны еси , Го споди, в творе ниих Твои х, и в де лех руку Твое ю возра дуемся. Зна менася на нас свет лица Твоего , Го споди, дал еси весе лие в сердце мое м, от плода пшеницы, вина и еле я своего умно жишася. В ми ре вку пе усну , и почи ю, я ко Ты, Господи, еди наго на упова нии всели л мя еси .

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С нами Бог... или Молитвами святых отец...

МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш... и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иису се Христе Бо же наш, помилуй нас. Аминь.

Святы й Бо же, Святы й Кре пкий, Святы й Безсме ртный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвята я Тро ице, помилуй нас; Господи, очи сти грехи на ша; Влады ко, прости беззако ния на ша; Святы й, посети и исцели не мощи на ша, и мене Твоего ра ди.

Господи, помилуй (Трижды) .

Слава, и ныне. Аминь.

О тче наш, Иже еси на небесе х! Да святи тся имя Твое , да прии дет Ца рствие Твое , да бу дет воля Твоя , я ко на небеси и на земли . Хлеб наш насу щный даждь нам днесь; и оста ви нам до лги на ша, я коже и мы оставля ем должнико м нашим; и не введи нас во искуше ние, но изба ви нас от лука ваго.

И заупокойные тропари: Со ду хи пра ведных сконча вшихся ду шу раба Твоего (рабы Твоея ) , Спа се, упоко й, сохраня я ю во блаже нней жи зни, я же у Тебе , Человеколю бче.

В поко ищи Твое м, Го споди, иде же вси святи и Твои упокоева ются, упоко й и ду шу раба Твоего (рабы Твоея) , я ко Еди н еси Человеколю бец.

Слава: Ты еси Бог, соше дый во ад и у зы окова нных разреши вый. Сам и ду шу раба Твоего (рабы Твоея ) упоко й.

И ныне: Еди на Чи стая и Непоро чная Де во, Бога без се мене ро ждшая, моли спасти ся душе его (ея ) .

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни , Господи, ду шу усо пшаго раба Твоего (усо пшей рабы Твоея ) и мя (поклон) . Ели ка в житии сем я ко челове к согреши , Ты же, я ко Человеколю бец Бог, поми луй (поклон) , и ве чныя му ки изба ви (поклон) , и Небе снаго Ца рствия прича стником (причастницей) учини (поклон) , и душа м на шим поле зное сотвори (поклон) .

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш , за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

Зря ще мя безгла сна, / и бездыха нна предлежа ща, / воспла чите о мне, бра тие и дру зи, / сро дницы и зна емии: / вчера шний бо день бесе довах с ва ми, / и внеза пу на йде на мя стра шный час сме ртный; / но прииди те вси лю бящии мя, / и целу йте мя последним целова нием, / не ктому бо с ва ми похожду / или собесе дую про чее; / к Судии бо отхожду , / иде же несть лицеприя тия: / раб бо и влады ка вку пе предстоя т, / царь и воин, бога тый и убо гий / в ра внем досто инстве: / ки йждо от свои х дел / или просла вится, или постыди тся. / Но прошу всех и молю , / непреста нно о мне моли теся Христу Бо гу, / да не низведе н (низведе на) бу ду по грехо м мои м на ме сто муче ния, / но да вчини т мя, иде же Свет живо тный.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

Пла чу и рыда ю, / егда помышля ю смерть, / и ви жду во гробе х лежа щую / по о бразу Бо жию созда нную на шу красоту , / безобра зну, безсла вну, / не иму щую ви да. / О чудесе ! Что сие е же о нас бысть та инство?/ Ка ко преда хомся тле нию, / ка ко сопряго хомся сме рти?/ Вои стинну Бо га повеле нием, / я коже пи сано есть, / Подаю щаго преста вльшемуся (преста вльшейся) упокое ние.

Затем иерей: Во блаже нном успе нии рабу Божию (рабе Бо жией) имя, преста вльшемуся (преста вльшейся) ве чная па мять.

В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Бо жию (рабе Бо жией) преста вльшемуся (преста вльшейся) ве чная па мять.

Все: Ве чная па мять (трижды) .

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ СНЕДЕЙ

Господи Иису се Христе Бо же наш, по вели кой ско рби Креста и страда ний Твои х ра дости безме рной тридне вным воскресе нием всех испо лнивый! Благодари м Тя, я ко сподо бил еси ны не и нас, по прище поста соверши вших, дости гнути святы х сих дней и радости све тлаго Твоего воскресе ния прича стниками бы ти. Благодари м Тя, я ко по милосе рдию Твоему и неизрече нному снисхожде нию к не мощем на шим утеша еши нас и трапе зою пра здничною в подкрепле ние и услажде ние не мощной плоти. Те мже молим Тя, благослови сей пасха льный хлеб, мле ко огусте вшее, я ица и прочия пасха льныя сне ди, наипа че сии , от ни хже, повину ющеся Уста ву Церкви, в мимоше дшие дни поста возде рживались рабы Твои, да бу дут они вкуша ющим их со благодаре нием во здра вие, в подкрепле ние сил теле сных, в весе лие и ра дость, да вся кое дово льство имуще, изоби ловати будем и в дела блага я, и от полноты благодарнаго сердца сла вити Тя, Воскре сшаго, пита ющаго и утеша ющаго нас, ку пно же с Тобою и Безнача льнаго Твоего Отца и Свята го Духа во веки веков. Аминь.

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

МОЛИТВА ИНАЯ ПРИ ЗЕЛО СКУДНОЙ ПАСХАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Господи Иису се Христе Бо же наш, по великой ско рби Креста и страда ний Твоих, радости безме рной тридне вным воскресе нием вся испо лнивый! Благодари м Тя, я ко сподо бил еси и нас, по прище поста соверши вших, дости гнути святых сих дней и радости све тлаго Твоего воскресе ния прича стниками быти. Мо лим Тя: благослови и освяти хлебы сии , и хже рабы Твои по ску дости своей вместо пасха льных сне дей угото ваша и пред Твое Свято е Лице принесо ша. Да будут они вкушающим их верным в сла дость и утеше ние, и ску дость трапе зы да не омрачит праздничной радости людей Твоих. Светом воскресения да разсе яны будут все скорби и печали, да все и богатые и убогие, и изоби лующие, и в скудости су щие славят Тя, Воскре сшаго, и в скорбях отраду нам Подающаго, ку пно же с Тобою и Безнача льнаго Твоего Отца и Свята го Ду ха, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Господи Иису се Христе Бо же наш, изво ливый спасения нашего ради на земли во пло ти яви тися и от Безневе стныя и Пречистыя Девы Марии неизрече нно роди тися! Благодарим Тя, я ко сподобил еси нас, подвигом поста предочи стившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с па стырями славосло вити, с волхва ми поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к не мощем нашим утеша еши нас ныне не то чию изоби льною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Те мже мо лим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сне ди, верным людем Твоим уготованныя, наипа че сия , от нихже повину ющеся Уставу Церкви Твоея , в мимоше дшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое дово льство имуще, изоби ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, ку пно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ (В ПРАЗДНИК ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Господи Иисусе Христе Боже наш! Благодарим Тя, я ко дарова л еси нам, по прище поста святых апостолов прешедшим, дости гнути праздника славных Первоверхо вников Петра и Павла.

Молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сне ди, верным людем Твоим уготованныя, наипа че сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы всякое довольство имуще, изоби ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

ЕПИСКОП АФАНАСИЙ - СТАРЕЦ И ПОСЛУШНИК

Собиранию материалов во исполнение этого Соборного определения — служб празднеств в честь икон Божией Матери и местночтимых святых, житийных справок и сведений о почитании иконописных изображений — Владыка Афанасий посвятил всю жизнь. Обширная переписка отражает величие проделанной работы. Результатом было появление (уже после кончины Владыки) полных богослужебных Миней в 1970-1980 годах, подготовленных к печати и изданных к юбилею 1000-летия Крещения Руси Издательством Московской Патриархии.

О другом своем “делании” епископ Афанасий писал: “...Священный Собор 1917-1918 гг., признавая дело исправления богослужебных книг настоятельно необходимым, высказал пожелание, чтобы учрежденная с этой целью при Святейшем Синоде временная комиссия была преобразована в постоянное учреждение, что и осуществлено Святейшим Патриархом Алексием, который резолюциею от 6 ноября 1956 г. учредил при Священном Синоде Богослужебно-календарную Комиссию”.

Интересно обратиться к истории вопроса исправления богослужебных книг. Еще Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал по этому поводу: “Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений непонятны совсем. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям, для коих они назначены и имеются. Вследствие сего, новый перевод церковных книг богослужебных неотложно необходим... Необходим упрощенный и уясненный перевод богослужебных книг... Необходим новый славянский (курсив мой — А. И.) перевод” (Собрание писем. Вып. II, Письмо 289.). Остроумно и прозорливо высказывался по этому вопросу Патриарх Московский и всея Руси, святитель Тихон: “Для русской Церкви важно иметь новый славянский перевод богослужебных книг (теперешний устарел и во многих местах неправильный), чем можно будет предупредить требование иных служить на русском обиходном языке”.

В предсоборной дискуссии начала века большинство архиереев единодушно высказывались за исправление богослужебных текстов, в которых греческая грамматика и словопроизводство порой скрывают, а часто и искажают смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Но также говорилось об уроках, которые надо извлечь из церковно-книжного исправления в XVI и XVII веках, когда хорошо организованное дело, порученное целому штату справщиков, кроме пользы привело еще и к печальным событиям времен патриарха Никона. В дискуссиях как обязательное звучало требование перевода текстов на славянский язык — язык общий для всех славянских племен в родной православной вере. (Кстати, в этих дебатах были пожелания и для издателей: необходимо выпускать маленькие богослужебные книжки для раздачи в храме народу, чтобы каждый мирянин успешнее изучал язык и строй службы. Не только “читал и воспевал” сам, но и сделал невозможным небрежное совершение богослужения...)

Владыка Афанасий и этот труд — труд справщика — сделал послушанием всей жизни. Сразу по возвращении из ссылки в 1955 году он пишет к ректору Московской Духовной академии архимандриту Сергию Голубцову: “С давних пор я начал марать мои минеи и другие богослужебные книги, исправляя старый славянский текст. Исправление богослужебных книг я считаю неотложным делом... И все мои запачканные книги я хотел бы отдать... в родную академию, — разумеется после смерти”. Владыка понимал свою работу как начало и, завещая материалы в академию, предполагал, что она поможет приступить к решению большой научно-практической задачи, насущность которой ясно осознавалась еще в начале столетия.

В архиве владыки Афанасия сохранилась тетрадь молитв и молитвенных чинов для обиходного употребления. Несколько страниц в ней занимают сокращенные записи “Молитвословий за трапезой”, которые представляют собой не только замечательное историческое свидетельство нашего времени, научную и богословскую разработку небольшой, но важной темы, но еще и драгоценную крупицу молитвенного опыта старца-исповедника. Во вступительной статье к “Молитвословиям” Владыка делится своим сокровенным знанием, советуя перед обедом петь составленный им новый тропарь пророку Илии — святому, который “является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих”.

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека" (www.wco.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().

Быть христианином - это не просто ходить в храм одни раз в неделю. Должна измениться вся жизнь человека. Каждое дело надо осенять молитвой, читают ее и перед едой. Это очень символичное действие, которое, по вере православных батюшек, делает пищу особенно вкусной и полезной. Какие же молитвы произносятся перед трапезой?


Зачем освящать еду перед употреблением

Прием пищи кажется самым обыденным делом, современные люди не видят в этом ничего сакрального. Однако, это не так. Обращение к перед обедом очень значительно:

  • освящает пищу;
  • выражает благодарность за все Божии дары;
  • уберегает от греха чревоугодия;
  • помогает не лишиться благодати и в дальнейшем.

Сегодняшний ритм жизни превратил обед в нечто не столь значительное - надо успеть «закинуть в топку» что-нибудь вкусненькое. Мы не думаем о том, какую пользу или вред могут нанести продукты, тем более не вспоминаем о Боге. И совершенно напрасно. По словам Серафима Вырицкого, от этого происходят многие болезни.

Раньше наши предки все делали с молитвой: сеяли, пахали, собирали урожай и готовили . Сегодня же мы не знаем, какие бранные слова звучали над пищей, какую энергетику вложили повара в то, что мы едим. Поэтому еду надо окропить крещенской водой, произнести над ней молитвы. Тогда можно смело кушать.

Разнообразные блюда - это проявление заботы Господа о нас, людях. Так проявляется Его благословение. Сама природа, а через нее выполняют Божье поручение, заботясь о том, чтобы человек получил свое пропитание. Именно поэтому и принято выражать благодарность чтением - самая главная молитва, имеющая глубокий духовный смысл. Не лишним будет пропеть также - ведь везде, где благодать.

Призывать благословение могут не только духовные лица, но и обычные люди - миряне. Для этого составлено специальное краткое прошение, которое читают перед принятием пищи.

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Воспитательное значение молитвы

Современный мир не учит детей ничему доброму. Они видят вокруг себя лишь пропаганду развлечений, им внушают, что для счастья необходимо покупать дорогую одежду, иметь роскошный автомобиль. И только семья может противостоять этому потоку безбожной ереси.

Если ребенок видит с малых лет, как родители молятся перед обедом или ужином, они начинают воспринимать события по-другому. Они бережно относятся к продуктам, уважают труд родителей. Чадо привыкает обедать за столом неспешно, общаясь со всей семьей - бабушкой, дедушкой, родителями, братьями и сестрами. Поддерживается связь между поколениями, передаются традиции.


Молитва перед едой - текст

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Вариант молитвы перед едой:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения
«Молитва на благословение еды и пития мирянам»

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).


Как правильно молиться перед едой

При каждом храме имеется трапезная. Тот, кто хоть раз помогал в церкви, работал в монастыре, бывал и в том месте, где обедает духовенство и клир (мирские сотрудники). Когда наступает время, все собираются в зале, встают лицом к образам. Старший священник (это может быть архиерей или настоятель) читает молитву. Перед едой также принято петь «Отче наш», праздничные тропари. Когда духовник благословит пищу, все садятся и приступают к трапезе.

Еще одна благочестивая православная традиция - слушать во время пребывания за столом жизнеописания святых. Таким образом как бы продолжается богослужение. Если же обед проходит дома, то все собираются на кухне. Там обязательно должен находиться образ , можно и святых угодников, Матери Божией. Глава семьи произносит молитву, все повторяют за ним вслух или про себя, как удобней. Конечно, жития читать необязательно, это уже по желанию.

После еды тоже говорится молитва - . При храме она может читаться (петься) совместно, либо частным порядком. Человек, которому необходимо уйти пораньше, встает к образам и произносит текст про себя, крестится. Затем желает всем Ангела за трапезой, только потом выходит. Аналогичную традицию можно завести и дома. В некоторых семьях обращения к Господу произносят по очереди.

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ» - так начинается молитва, которую читают после того, как встают из-за стола. Человек выражает Спасителю признательность за то, что он посылает пищу. Далее следует просьба о том, чтобы Господь не лишил и Царства Небесного, но незримо явился посреди присутствующих и послал мир в душе, спас от адский мучений.

Молитва после еды

«Молитва после вкушения пищи»
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва как духовная пища

Привычка постоянно обращаться к Творцу очень полезна для духовного состояния. Человек, который не способен благодарить, на самом деле очень далек от молитвенного состояния души. Ведь это первый признак смирения, без которого не получить прощения грехов. Гордыня - прямой путь в ад. Тот, кто не считает нужным молиться перед едой, отказывается признавать владычество Бога над собой. Все, что имеет, приписывает собственным талантам, забывая, что они тоже являются подарком свыше.

Задумайтесь, как земледелец получает урожай. Господь посылает с небес дождь, когда надо, то солнечное тепло. Никто из нас не смог бы трудиться, если бы Бог не давал физическую силу. Каждого щедро наделил Творец талантами - один способен к усвоению знаний, третий - помогает окружающим. Так, общими усилиями, получают люди плоды своих кропотливых трудов.

Необходимо насыщать не только тело, но и свою душу, именно для этого и служит молитва. Как можно чаще следует читать и Библейские главы, чтобы не превращаться в существо приземленное, а быть воистину христианином, освященным Духом Божиим.

Традиция молиться перед вкушением пищи показывает, что человек живет в Слове Божием. Он благодарит Творца за все добрые дела, в том числе за возможности вкушать хлеб насущный. Тот, кто любит Создателя, не постесняется даже в одиночку сделать это. По слову апостола, любое дело необходимо совершать во славу Божию.

Молитва перед едой и после еды (православная) - читать и слушать was last modified: Апрель 20th, 2018 by Bogolub


Молитвы перед едой.
Едим с молитвой

Пословица гласит: "Вера помогает сдвинуть горы". Поэтому неудивительно, что молитва помогает также избавиться и от избыточного веса.

Большинство людей – рабы своего желудка; они должны завтракать, обедать, ужинать регулярно в одно и то же время суток всю жизнь. Они едят, независимо от того, голодны или нет, их бедное тело перегружено избыточным питанием и при этом – плохим питанием.
Поэтому неудивительно, что у нас так много проблем со здоровьем. Один из крупнейших специалистов по питанию профессор Арнольд Эрест сказал:«Жизнь – это трагедия питания!» Как верно старое изречение: «Человек копает себе могилу ножом и вилкой». Многие никогда не дают отдыха своему желудку. Они постоянно перегружают свою систему выделения и пищеварения избытком пищи. Такая перегрузка, в конце концов, выводит эти органы из строя. Пораженным оказывается и весь организм.

Если вы регулярно переедаете, перекусываете на бегу, и ночью тоже не прочь заглянуть в холодильник - то пора брать себя в руки, и чем быстрее – тем лучше. Следует поумерить свой аппетит, особенно, если вес явно превышает норму и здоровье начинает пошаливать. Безобидная, на первый взгляд, привычка переедать приводит не только к избыточному весу, но и к нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта, повышенной зашлакованности организма, сбоям в эндокринной системе и другим проблемам со здоровьем.
Молитва – самое мощное средство к исцелению всех болезней – и телесных, и душевных. Молитвы бывают хвалебные или благодарственные, просительные и покаянные.
Если мы провинились перед Богом, согрешили, мы должны просить у Него прощения, т.е. каяться. Такие молитвы называются покаянными .
Если у нас все хорошо, если мы и наши близки здоровы и благополучны, есть где жить, во что одеться, чем питаться – за это надо прославлять и благодарить Бога. Такие молитвы называются хвалебными или благодарственными .
Если случилось какое-то несчастье, болезнь, беда или нужда – надо просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
Так как мы постоянно грешим, то прежде чем просить что-либо у Бога, сначала необходимо перед Ним покаяться, а затем уже просить о нуждах. Покаянная молитва, как и благодарственная, должна всегда предварять просительную молитву.
Можно заказать в церкви или монастыре сорокоуст о здравии, в этом случае за ваше здоровье будут молиться 40 дней.
Следует помнить, что когда молишься какому-нибудь Святому в особенной своей нужде, обращаясь к нему за помощью, то этот Святой будет молить Бога о нас, и помощь по его молитве мы получим от Бога. Верьте, и чудо произойдет!

Молитвы перед вкушением пищи

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

Молитва перед вкушением пищи для неумеренных в питании (молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Молитва после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

В газете "Тайная Сила" (от 23.09.2006) была такая статья:

Более 4 000 добровольцев подвергли себя опыту: они обращались с молитвой к Богу три раза в день, прося у него доброго здоровья и избавления от лишнего веса. Результаты были впечатляющими: почти все испытуемые похудели на 5-7 килограммов за две недели.
«Они не подсчитывали съедаемые калории и не голодали, - утверждает доктор Мэттью Андерсон, теолог и создатель системы «Диета плюс молитва». - Они молились и худели без особых усилий».

Эксперты утверждают, что потеря лишнего веса - не единственный положительный результат этого метода. Искренне открывая свое сердце Господу, вы также можете достичь снижения кровяного давления, увеличения выработки организмом химических веществ, отвечающих за хорошее самочувствие.

"Молитва стимулирует биохимические изменения в теле человека, - говорит Андерсон. - Она связывает нас с высшей силой, которая дарует нам чувство защищенности и уверенности в своих силах".

Что же нужно делать, чтобы похудеть, следуя «духовной диете» доктора Мэттью Андерсона? Прежде всего необходимо честно разобраться в своих привычках, определить, к какому типу едока вы относитесь. Основных типов три.

1. Скучный едок.
Вы садитесь на диету с твердым намерением похудеть, но через несколько дней перестаете ей следовать.
Молитва:
«Господи Иисусе Христе, помоги мне относиться к своему телу как к храму и наполнять его пищей, которая не Будет лишней. Дай мне силы исполнить мое желание, и я Буду жить долго и счастливо. Аминь».


2. Эмоциональный едок.
Стрессы, разочарования, печаль побуждают вас есть много и жадно.
Молитва:
«Господи Иисусе Христе, помоги мне понять, когда я по-настоящему голоден, а когда хочу просто заглушить едой душевную тревогу, укрепи мои силы, чтобы я мог справиться со своими чувствами благодаря твоей милости. Аминь».


3. Новичок.
Вы никогда не относитесь серьезно к религии, и необходимость постоянно молиться вызывает в вас чувство дискомфорта. Теперь, когда вы определили, к какому типу едоков относитесь, вам остается только следовать данным ниже рекомендациям и ждать результата. Из предложенных вариантов выберите «свою» молитву и произносите ее перед каждой едой, а также тогда, когда чувствуете, что ваше желание похудеть исчезает.
Молитва:
«Господи Иисусе Христе, я хочу познать твою любовь. Прости мне мои ошибки, когда я ел Больше, чем требовалось. Я уверен, если я стану есть ровно столько, чтобы только утолить голод, а не предаваться чревоугодию, я буду чувствовать себя лучше и выглядеть лучше. Аминь».


Вот еще примеры молитв, помогающих в снижении веса.

Для начинающих
Мое тело - мой друг, и мой избыточный вес - это мольба о помощи от моего друга. Я буду есть только тогда, когда я голодна (голоден), прекращать есть, когда я сыта, (сыт) и прощать себя, когда я нарушу вышесказанное. Отныне я буду любить свое тело и заботиться о нем, вместо того, чтобы ждать, когда я похудею, и приму себя такой (таким), какая (какой) я есть. Аминь.

Молитва для жующих от скуки
Господи, научи меня видеть, что мое тело - дар от тебя, и я должна (должен) любить и ценить его безусловно. Сделай так, чтобы забота о моем теле стала для меня такой же естественной потребностью, как дыхание, а выбор здоровой пищи для моего тела - моим истинным желанием. Помоги мне придерживаться здорового питания, чтобы я могла (мог) избавиться от избыточного веса и вернуть мое тело в прекрасное и гармоничное состояние, задуманное тобой. Аминь.

Правило «Не хлебом единым…» часто забывается, особенно, если речь идет о молитве перед приемом пищи. Но большинство религий мира включает необходимость произнесения молитвословия до и после еды. Так подчеркивается уважение к высшим силам за ниспосланную благодать и отрицается чревоугодие.

Зачем освящать еду перед употреблением?

Церковь учит, что прихожанин, относящий себя к числу истинно верующих, обязан сесть за трапезный стол и встать из-за него, дважды помолившись. Слова благодарения, произносимые до и после употребления продуктов, являются вспомогательными, чтобы правильно принять жертвенность ангельской любви, которую символизирует пища. Для того чтобы подчеркнуть сакральность момента и наполнить его религиозным смыслом, читается молитва перед едой.

Обращение к высшим силам во время трапезы подразделяется на:

  • Моление перед едой – вычитывается «Отче наш», также можно прочитать «Богородице Дево, радуйся…»;
  • Молитва для благословения находящихся на столе продуктов;
  • Молитвословие, произносимое по окончанию трапезы.

Как известно, еда – источник жизни, но она таит в себе ряд опасностей. Легче всего поддаться греху чревоугодия. Если вы воспринимаете пищу только как средство получения удовольствия, максимальной пользы она не принесет . Испорченные или нездоровые продукты также вредят телу и угнетают дух. Вот почему важно молиться перед едой, прося у Всевышнего, чтобы пища шла на пользу, восстанавливая не только бренную оболочку, но и духовное содержимое.

Если человек по-настоящему благодарен за посланную еду, он произносит молитву с усердием и не воспринимает ее в качестве повинности. Освященная пища усваивается лучше и приобретает более насыщенный вкус для того, кто считает ее Божьим даром.

Когда вы осеняете еду крестным знамением, вы подаете сигнал небесам, что нуждаетесь в благословении. Креститься нужно на себя, слева направо. Производить осенение следует сверху и снизу стола, а также по левой и правой стороне.

Некоторые верующие молятся дополнительно перед приготовлением пищи. Достаточно короткой молитвы, такой как:

«Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец».

Если в процессе готовки вы хотите обезопасить себя от несдержанности, произнесите следующую молитву:

«Господи Иисусе Христе, Единородный Сын Безначального Отца! Ты рекл еси пречистыми Твоими усты, яко без Мене не можете творити ничегоже. Сего ради припадая к Твоей благости просим и молим Тя рабом Твоим (имя) и всем зде престоящим и молящимся Тебе, помози во всех благих их делах, начинании их и намерении их. Яко Твоя держава, царство и сила, от Тебе помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

Христианская религия учит о том, что обращение к Богу перед трапезой – это не просто данность, а некий воспитательный элемент, способствующий прививанию веры в детях. Если ребенок с ранних лет наблюдает, как его мать и отец возносят хвалу Господу за посланную еду, у них развивается совсем иное отношение к продуктам и родительскому труду, благодаря которому кушанье появилось на столе.

Правильное моление перед едой включает в себя следующие аспекты:

  • Люди, собравшиеся трапезничать вместе, встают перед иконой либо остаются сидеть за столом и произносят молитву вслух. Это может сделать старший член семьи, пока остальные пребывают в благоговейном молчании;
  • В тексте обращения должно содержаться благодарение Всевышнему, а также просьба благословить трапезу;
  • После окончания молитвы перекреститесь и приступайте к еде;
  • Окончив прием пищи, не забудьте поблагодарить Творца за нее;
  • Если вы едите в общественном месте (кафе, столовая, ресторан), осените себя крестным знаменем до и после еды, а молитву прочитайте в мыслях;
  • Церковь допускает произнесение молитвословия во время перекусов.

Мы перечислили основные правила. Есть также негласные уставы, соблюдение которых приветствуется:

  • Во время трапезной молитвы желательно, чтобы за столом находились все члены семьи;
  • Правило прочтения молитвенных слов дается ее главе или наиболее уважаемому родственнику;
  • Руки можно сложить в молитвенном жесте – лодочкой или скрестить пальцы. Поднесите их ко лбу и обратитесь в свои мысли;
  • Держаться за руки с остальными необязательно, но не порицается;
  • Когда читается молитва, присутствующие должны погрузиться в молчание и обратиться вслух, разговоры не допускаются;
  • По окончанию моления нужно перекрестить свою тарелку. Она не должна быть пустой.

Помните, что для истинного верующего пища служит энергией для разума и телесной оболочки. Воспринимать ее только в качестве удовольствия не следует. Молитва перед едой православная читается для того, чтобы укрепить силу воли и вкушать пищу в должном смирении. Высказав благодарность небесам, приступайте к еде.

Примите во внимание, что если за столом собрались посторонние, чтение молитвы лучше отложить, так как гости могут придерживаться иных религиозных взглядов или исповедовать иную веру. Спросите их мнение и действуйте сообразно ситуации. Также следует себя вести, если в гостях находитесь вы.

Текст православной молитвы перед едой

Голод, потребность в восполнении сил, жажда насыщения – все это не должно становиться ключевым моментом во время трапезы. Дабы не впасть в искушение, нужна молитва перед вкушением пищи. Она довольно проста:

«Благослови эту трапезу для нашего тела, Господь, и позволь нам держать Тебя в наших сердцах. Мы молимся во имя Иисуса, Аминь».

Также допускается произнесение следующего текста:

«Спасибо тебе, Господи, за насущный хлеб и еду во светлое благо. Прости мне грех чревоугодия и не посылай голод во искупление. Да будет так и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь».

Считается, что пища, получившая благословение в результате моления, поддерживает жизненный тонус и наделяет тело здоровьем. Если слова благодарности были искренни, вы обретете просветление и начнете больше ценить дары бытия, расставляя правильно ее приоритеты.

Как молиться после употребления пищи?

Есть, не помолившись, - значит чревоугодничать. Согласно ортодоксальным православным представлениям, как любое другое дело, каждый приём пищи должен сопровождаться молитвой. Причём молитв христианину нужно знать несколько.

Молитва перед завтраком

Как любая молитва, обращение к Богу перед завтраком должно предваряться тройной покаянной молитвой, сопровождающейся поклонами: «Боже, очисти мя грешнаго. Создавый мя, Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго». Перед завтраком это важно вдвойне, потому что утренний приём пищи, хоть и является традиционным, в Церковном Уставе не значится.

За покаянием следует сама молитва перед трапезой: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животно благоволения». Затем глава семьи произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Все произносят: «Аминь» - и принимаются за завтрак.

Молитва перед обедом

Обед в православной традиции считается главным приёмом пищи, в котором допускается даже насыщение чрева. Поэтому его лучше предварить чтением «Отче наш», разумеется, сопроводив тройным покаянным началом и завершающим «Молитвами святых отец наших…»

Молитва перед ужином

Ужин – это второй из уставных приёмов пищи. Но в отличие от обеда он необходим только для подкрепления сил перед сном. Потому ужин православного должен быть гораздо легче обеда (насыщаться во время ужина разрешается только нищим и убогим). В связи с этим перед вечерним приёмом пищи рекомендуется читать: «Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века».

Молитва перед неуставными приёмами пищи

Все трапезы кроме двух уставных и – с определёнными оговорками – завтрака являются, пусть и небольшими, грехами. И тому, кто устраивает чаепитие или угощает гостя, или перекусывает между делами в фастфуде, Оптинские старцы рекомендуют читать молитву о прощении грехов: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради».

Другие молитвы

Допустимы и другие формы обращения к Богу перед принятием пищи. Так, трапезу можно предварить молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь». При этом нужно не забыть перекрестить пищу и напитки.

Также допустимой считается молитва: «Благослови, Господи Боже, нас и эти дары, которые по благости Твоей вкушать будем, и даруй, чтобы все люди имели хлеб насущный. Просим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь».

Значение молитвы перед едой

Молитвой человек одновременно освещает пищу, признавая её даром Божиим, и благодарит Отца Небесного за посланный дар. Поэтому важно не просто механически произносить текст молитвы, но читать её от души.

C другой стороны, некоторые священники допускают и некоторые послабления в традиции молиться перед едой. Если вы находитесь в общественном месте (например, ресторане или столовой) или в гостях, особенно среди иноверцев, допустимо чтение молитвы про себя, не вслух. Но всё же рекомендуется прочитать православную молитву в голос – после того, как хозяин-приверженец другой веры прочтёт свою.

Также тем, кто забыл помолиться перед едой и спохватился уже посреди приёма пищи, рекомендуют прерваться, прочитать молитву, а затем вернуться к обеду, завтраку или ужину: молиться никогда не поздно.