Презентация «Урок-игра по истории. План-конспект занятия по истории на тему: игра - викторина для начальных классов путешествие по страницам русской истории

Задачи:

Повышение интереса к дисциплинам общественно-гуманитарного цикла;

Расширение и углубление знаний и умений по дисциплине «История»;

Реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;

Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учащихся в нестандартных игровых ситуациях.

Цель:

Углубить знания об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии древних славян.

Форма: игра «Что? Где? Когда?»

Эпиграф:

«В нашем рождении участвовали камни гор и воды рек, травы степей и клики пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце нашей жизни, но и солнце, светившее предкам».

Валентин Распутин.

В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев постановил провести в 2012 году в Российской Федерации Год российской истории. Это связано с тем, что в 2012 году будут иметь место несколько важных исторических юбилеев. Одним из них станет празднование 1150-летия зарождения российской государственности.

В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков. Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории. Празднование этой даты несомненно будет иметь большое общественное значение, способствовать консолидации российского общества, воспитанию гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения.

С чего начинается Россия? От какого корня пошёл жизнестойкий росток?

Название родительского дерева – славяне. Первые письменные свидетельства о славянах относится к рубежу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские, сирийские источники. На основании этих сообщений историки определили территорию расселения славян. В далёкие времена они жили к востоку от германцев: от Эльбы до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Чёрного моря.

Учёные считают, что к VI веку происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства. Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их воображение наполняло природу множеством дивных существ, создавало богов. Солнце, ветер, роза, лес – всё представлялось нашему предку одушевлённым. Славяне были язычниками. От первобытности они унаследовали веру в силу магических обрядов: новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае, встречали Масленицу блинами. Особые обряды сопровождали пахоту и сев, а затем начинались праздники урожая.

Во время проведения турнира вы познакомитесь с традициями и обычаями наших предков в культурной, хозяйственной и военной жизни.

НОВЕЛЛЫ-ЗАДАЧИ

«Жилище»

Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о быте славян. Предки наши были стройными, русыми, румяными. По словам иноземцев, славяне отличались могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливостью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольствовались самой простой.

Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот, озёр, на высоких местах, чтобы жильё не затопило во время весенних разливов.

Славяне ещё не умели строить надёжные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать. Устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

Вопрос. Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.

Ответ. Славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт предков научил славян хранит запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.

«Тактика»

В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжёлые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. Панцирей славяне не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в коротких штанах.

В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитали встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днём и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки.

Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве, часто сами нападали нежданно-негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом. Они умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом.

Вопрос. Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраг.

Ответ. По замечанию византийского автора, славяне в целом не имели единого командования и не были способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными племенами, ещё не могли тогда создать сильную армию с единым военным командованием, подобную византийской. Этим и можно объяснить военную тактику славян.

«Костёр»

Каждое поселение славяне обносили высокой бревенчатой стеной, домов за ней было не видно. Избушки были невелики, до половины уходили в землю. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности обмазывали их сырой глиной.

На самой высокой сосне в городище устраивалась сторожевая вышка. Поднимались на неё не по лестнице, а по шесту с перекладинами. С вышки далеко видно. Если бдительный страж замечал, что подбираются к селению недобрые пришельцы, тотчас же поднимал тревогу. На вышке зажигали костёр, оповещали соседей.

За короткий срок все ближние селения узнавали об опасности, и люди сходились вместе, чтобы отразить нападение врагов.

Вопросы. Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту с перекладинами, а не по лестнице? Каким должен быть сигнальный костёр?

Ответ. Славяне использовали шест с перекладинами, так как его легко можно было поднять наверх и спрятать в ветвях сосны, дозодрый был как в крепости. Сигнальный костёр разжигали на вышке с тем условием, чтобы он был с густым дымом. Именно густой дым и был сигналом для соседей о надвигающейся опасности.

«Для защиты»

Оборудование: чёрный ящик, сырая шкура.

Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжёлого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» - подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.

Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (т.е. чем они сами).

Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» - были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.

Вопрос. Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.

Ответ. Для защиты от огня славяне покрывали деревянные щиты шкурами.

«Переправа»

Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооружённую, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материал для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был заранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек, указывает автор.

Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов.

«Ладья»

Реквизит: что-то вроде деревянного корыта и горсть углей.

В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи. Долго ходили они по лесу. Деревьев в лесу много, да не всякое годится в дело: одно криво, другое гнило, третье суковато.

К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топориком сделали на дубу три затёса: два вдоль ствола и один под ним – поперёк. Метка означала, что этот дуб будут рубить именно они, и никто другой.

Миновало лето, прошла осень. Первым делом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтёсывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча жёлтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубовая колода всё больше становилась похожа на лодку.

Потом наступил черёд выделывать ладью изнутри.

Вопрос. Покажите, как это делали славяне.

Ответ. Славяне разожгли костёр. Когда костёр разгорелся, они лопатой стали доставать из огня горячие угли и класть их на колоду сверху. Угли горели, ветерок их раздувал. От жарких углей дымилась колода. Угли прогорали, и в колоде оставалась выжженная ямка. Славяне клали в неё новые угли, и опять дымилась колода. Так мало-помалу выжигали ладью изнутри.

«Торговля»

Внимание на экран.

Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мёд, воск, льняное полотно, жёлтый камень – янтарь, оружие, щиты, украшения.

Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень-озеро, Затем в Ловать-реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру.

В устье Днепра, где река впадает в Чёрное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы приготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.

Вопрос. Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста?

Ответ. После того как были поставлены паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде.

«Крашение»

Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.

Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передаёт их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.

Вопрос. Предположите, почему яйца стали красить.

Ответ. Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времён считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц.

«Полководец»

Внимание на экран.

Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав – сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали и в ближних и дальних странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго-западным границам Древнерусского государства.

Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражений на Дунае Святослав вёл переговоры об окончании войны с императором Византии Цимисхием: «Видом он был таков: среднего роста, не стишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и густыми длинными волосами на верхней губе. Голова у него была голая, но только на одной её стороне висел локон волос… шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висели золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посередине. Одежда на нём была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

Вопрос. Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос.

Ответ. У Святослава голова была выбрита, а локон волос означал знатность рода.

«Одежда»

Переговоры Святослава и Цимисхия проходили у реки. Русский князь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиец прискакал на коне.

Император Цимисхий был в золочёных доспехах. Золочёная сбруя украшала коня. Блистала дорогими нарядами много численная свита. Удивило византийцев то, что Святослав не отличался от своих воинов одеждой, кроме чистоты.

Вопрос. Предположите, почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов.

Ответ. Святослав не отличался от своих воинов одеждой не случайно. Кроме серьги с жемчугами и рубином, богатый князь не хотел обременять семя ничем таким, что могло бы помешать походной жизни.

Суровый и простой быт во все времена отличал многих знаменитых военачальников. Задолго до Святослава Александр Македонский делил со своими воинами все походные тяготы. Намного позже Святослава Александр Васильевич Суворов, даже будучи стариком, спал на охапке сена, покрываясь плащом, и не надевал тёплого мундира до тех пор, пока зимнюю одежду не получали его солдаты.

«С собой»

Реквизит. Веник, совок.

Редкий человек может похвалиться, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезёт, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью, даже ладошки у него волосатые. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он принимает облик хозяина дома – просто вылитый. Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить её на место, как скоро понадобятся вещи человеку.

Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочём не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом.

Вопрос. Покажите, как перевозили славяне с собой домового.

Ответ. При переезде в новый дом наши предки поступали так: поскребут под порогом, затем соберут мусор в совок и рассыпают его в новой избе, считая, что с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забыть принести ему на новоселье горшок каши и со всм возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить»!

«Чур, меня!»

Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога – громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Даждьбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу жил лесной бог – леший, в воде – водяной бог, в руслах рек – русалки.

Славяне, как и другие родственные им народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды в старину говорили: «Чур, меня, защити»!

Вопрос. Предположите, что означали эти слова?

Ответ. Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, если они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков называли часто «чурами» или «Щурами». Вот почему говорили в случае беды «Чур, меня защити»!

Блиц – вопросы

О ком идёт речь.

1.Славяне представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородой.

2. Его жена покровительствовала браку и семейному счастью, хотя её имя переводится как «мать наполненных корзин».

3. В отличие от своих близнецов в других странах его никогда не назначали старшим.

4. По преданию, его стрелы возвращались на Землю лишь через 7 лет.

5. Его деревянное изображение имело на серебряной голове золотые усы.

Скачать презентацию - Урок игра по истории России «Турнир эрудитов (из истории славян)».

Цель игры : развивать интерес к родной истории, к прошлому России.

В игре участвуют две команды:

1-я команда - «Археологи»;

2-я команда - «Реставраторы».

Эпиграф к игре:

История не терпит суесловия,

Трудна сё народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Ярослав Смеляков

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир истории. Вы уже познакомились с «лентой времени», с историей возникновения календаря, письменности, различных вещей, которыми мы пользуемся и сейчас. Сегодня мы собрались на игру «Счастливый случай». Тема игры - история.

Ваша задача - вспомнить все изученное и прочитанное ранее и защитить честь своей команды.

Представляю команды:

1-я команда - «Археологи».

2-я команда - «Реставраторы».

Кто такие археологи? Реставраторы?

Эпиграфом игры будут вот эти замечательные слова Ярослава Смелякова. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске или плакате.)

Вопросы первой команде.

1. Отрезок времени в 100 лет. (Век.)

2. 1564 г. - начало книгопечатания на Руси. Какой это век? (16 в.)

3. Как назывался первый дом человека? (Пещера.)

4. В каком веке вы живёте? (21 век.)

5. Как называли правителей Египта? (Фараон.)

6. Что такое зипун? (Одежда.)

7. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

8. Что такое иероглифы? (Египетские знаки для письменности.)

9. В 988 году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Какой это был век? (10 в.)

10. Материал для письма из листов тростника. (Папирус.)

Вопросы второй команде.

1. Отрезок времени в 12 месяцев (Год.)

2. 1380 г. - в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? (14 в.)

3. Дворец и крепость очень богатых людей средневековья. (Замок.)

4. В каком веке родились ваши родители? (20 век.)

5. Кто правил на Руси? (Царь.)

6. Что такое гардероб? (Предмет мебели.)

7. Оборотная сторона медали. (Реверс.)

8. Как называются знаки для письма в России? (Буквы.)

9. В 1147 году была основана Москва. (Первое упоминание в летописи). Какой это был век? (12 в.)

10. Обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма (Пергамент.)

III. Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу вопросы, которые заранее подготовили сами.

IV. Третий гейм «Заморочки из бочки».

В ящике лежат бочонки от лого с номерами 1, 2, 3, 4. Дети достают номерок, учитель читает задание. Дается 1 минута на обсуждение.

1. О каком предмете идет речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами. (Носовой платок.)

2. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого»?

Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое. (Чай.)

Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь - подобен ядовитой змее!»

3. Сценка (разыгрывают дети).

Только удивительно князю Юрию Владимировичу, почему Кучко, тутошний князь, не встречает его, не оказывает почести. Послал он воина за Кучком. (Входит Кучко, воин.)

Долгорукий. Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь?

Кучко. Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

Долгорукий. Хорошие у тебя села, богатые.

Кучко. Богатые.

Долгорукий. Знать, поля хороню родят.

Кучко. Хорошо.

Долгорукий. А река рыбна ли?

Кучко. И река рыбна.

Долгорукий. А как зовется река?

Кучко. Москва.

Долгорукий. Что значит такое название?

Кучко. Названо не нами, а жившими прежде нас. Мы сами не понимаем, что оно значит.

Как известно, князь Юрий Долгорукий основал нынешнюю нашу столицу - Москву. Мы посмотрели встречу великого князя с Кучко, владельцем земель, где потом князь выстроил Москву.

Вопрос: Что стало с Кучко? Какова его судьба?

(Боярин Степан Иванович Кучко был убит по приказу Долгорукова как не покорившийся, а сын Юрия Андрей взял себе в жены красавицу дочь Кучко.)

4. Иван I Данилович, князь Московский был умным и очень хитрым человеком. Он прослыл бережливым, даже скупым. Много богатства скопилось у него. В своем завещании проводил политику - не дробить землю Московскую. Пусть младшие склоняют голову перед одним, старшим в их роду князем. В своих завещаниях Иван Данилович подробно перечислял всякие мелочи - шелковую и иную рухлядь (ткани, одежду), все до единого драгоценные каменья. Перед отъездом растолковал он сыновьям и жене, в каком ларце что хранится, да где ларцы стоят, да какими печатями они запечатаны, да где находятся от них ключи, и прочая и прочая... Вот список только золотых предметов, которые упомянуты в последнем завещании Ивана Даниловича:

золотых цепей - 12,

ценных поясов - 9,

золотых чаш - 6,

золотых чар - 2,

золотое блюдо, с жемчугом и камнями - 1,

золотых сосудов - 4,

золотая коробочка - 1,

золотая шапка - 1.

И прозвал парод князя Ивана Даниловича Калитою.

Вопрос. Что означает слово «калига»? (Сумка или камень на лямке.)

V. Четвертый гейм «Темная лошадка».

Вопросы задает другой учитель или родители. Вопросы сразу обеим командам.

1 Отгадывание кроссворда. Учащиеся отгадывают кроссворд сами, в случае затруднения можно обратиться к зрителям, но за это команде снижается 1 балл.

(За этот конкурс максимальное количество баллов - 7.)

1) Имя князя Долгорукова, основавшего Москву. (Юрий.)

2) Сколько лет составляет один век? (Сто.)

3) Запись событий по годам. (Летопись.)

4) Столица России. (Москва.)

5) Отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на монетах, печатях. (Герб.)

6) На чем писали египтяне? (Папирус.)

7) Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. (Фамилия.)

Ключевое слово: история.

2. Определить, где древнегреческая ваза, русский ковш, царский кубок.

3. Помогите этим людям сесть на свой стул. Соединить изображение человека со стулом.

VI. Пятый гейм «Пять вопросов».

Одна команда покидает наш класс, вопросы задаются той что в классе, затем второй команде.

1. Как называется греческий большой сосуд для вина?

Три варианта ответа (па карточках):

2) кратер;

3) амфора.

Ответ: амфора.

2. Как назывался город Волгоград раньше?

Ответ: Царицын, Сталинград.

3. Как называется надпись на монетах?

Три варианта ответа (на карточках):

2) Легенда.

3) Монета.

Ответ: легенда.

4 Чем знамениты славянские братья Кирилл и Мефодий?

Ответ: Они создали славянскую азбуку, то есть алфавит, в 9 веке.

5. В каком году был основан город Царицын? Три варианта ответа:

Ответ: 1589 год.

VII. Заключительное слово учителя, награждение победителей.

Все участники награждаются призами, грамотами.

Игра - лото для школьников по истории России

Игра в лото поможет ребятам вместе думать, принимать решения, делать выбор. Соревновательный дух игры пробуждает интерес и стимулирует творческую активность. Игру можно проводить многократно, и каждый раз ведущие-организаторы готовят призы, разрабатывают новые темы, распределяют роли.

Определите, сколько команд будет участвовать в игре. Для каждой группы скопируйте карточки и подготовьте карту лото: лист формата А4 разделите на 24 клетки и обозначьте цифрами, выделяя цветом цифры или отдельные клетки соответствующего уровня сложности вопросов. Раздайте каждой команде пакетики с каточками-ответами. Уберите часть ответов.

Структура ответов: правильные (18-20); неправильные (10—20); некоторых ответов вообще нет (4-6); чистые карточки для своих ответов (5-7).

Порядок игры

1. Ведущий медленно читает вопрос, четко называя его номер. Время на обдумывание — 30-60 секунд. Для обозначения временного интервала можно использовать: музыкальный отрывок; метроном; песочные часы и т. д.

2. Команда выбирает ответ, в случае его отсутствия в пакетике пишет свой на чистой карточке и кладет в соответствующую клеточку на карточке «Лото». (Можно договориться играть в 24 вопроса, или 18, или 15...)

3. После прочтения всех вопросов по просьбе играющих повторяют неразгаданные и вызвавшие затруднения вопросы.

4. Оглашение ответов. Ведущий читает вопрос и далее (каждый раз в разном порядке) просит команды (называя номер команды или указывая рукой поочередно) показать свои ответы. После чего говорит правильный ответ. Команды, у которых оказались неверные ответы, переворачивают карточку.

Подведение итогов

Вариант 1 . Ведущий просит команды огласить количество неправильных или отсутствующих ответов. По наименьшему их количеству определяются лучшие команды.

Вариант 2 . При условии специальной подготовки по теме все вопросы в зависимости от уровня сложности могут быть расположены в клеточках разного цвета. Например, самые сложные вопросы обозначены красным цветом и ответ на них определен в 4 балла; менее сложные — синим цветом (3 балла); следующий уровень — зеленые (2 балла); самые легкие — белые (1 балл). Представители от команд могут сесть за специальный стол и фиксировать по ходу игры ответы команд (каждый представитель следит за противоположной командой), когда ведущий объявляет верный ответ. В конце подсчитываются баллы правильных ответов.

Историческое лото для школьников «Россия»

1. О ком сказано: «Россия, выраженная в слове», «Солнце русской поэзии»?

3. Русская народная игра — движение людей по кругу с песней и пляской.

4. До XVIII века на Руси картошку заменяла...

5. Деревянный крестьянский дом в деревне.

6. Из чего в старину делали ткань для полотенец?

7. Как называли мастеров, делавших упряжь для лошади?

8. Как называли человека, изготовлявшего кадки?

9. Кто в старину собирал мед от диких пчел?

10. Кто такой коробейник?

11. Светлая парадная комната в доме.

13. Как называется российский атомный ледокол, первым достигший Северного полюса?

14. Как называется служебная одежда священника?

15. Как называлась большая наезженная дорога в старину России?

17. Как звался отважный и доблестный воин в Древней Руси?

18. Кем, по мнению Суворова, всегда хочет стать хороший солдат?

19. Как называлось небольшое войско на Руси?

20. Что изучает наука берестология?

21. В каком городе России извещают о наступлении полудня выстрелом из пушки?

22. Как называли в Древней Руси певцов-поэтов?

23. В Древней и средневековой Руси: крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса.

24. Основная административно-территориальная единица России с начала XVIII века.

А. С. Пушкин

Андрей Рублев

Торговец

Светлица

«Арктика»

В. И. Суриков

Богатырь

Генералом

Древние славянские грамоты

Санкт-Петербург

Губерния

Неправильные ответы

М. Ю. Лермонтов

В. Васнецов

Бургомистр

Развитие берез

Урок-игра по истории на тему: «Эпоха Петра Первого»

10 класс.

Игра для учащихся по образцу телеигры «Счастливый случай». В игре участвуют две команды из разных классов (10а, 10б классы). Каждая команда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из геймов, за каждый из которых команда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы «Лучшей команде», «Лучшему игроку» (призами могут служить книги).

Цели игры:

    обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Эпоха Петра I»;

    развитие творческих способностей учащихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;

    развитие умения учащихся работать в группе;

    воспитание интереса к предмету и чувства патриотизма;

    реализация межпредметных связей.

Оформление:

    Портрет или портреты Петра I.

    Выставка рисунков учащихся по данной теме.

    Книжная выставка, посвящённая ПетруI и его времени.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(А. С. Пушкин).

I . Разминка.

1. Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)

2. Как фамилия Петра I? (Романов)

3. Против какой страны был создан «Северный союз»? (Швеции)

4. Как назывался первый естественно-научный музей? (Кунсткамера)

5. Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)

6. Чем занималась Адмиралтейств-коллегия? (Делами морского флота)

7. Что такое галеры? (Лёгкие гребные суда)

8. Сколько лет шла Северная война? (21 год)

9. Какую битву назвали «Матерью Полтавской баталии»? (У деревни Лесной)

10. Какой род войск называли инфантерией? (Пехота)

11. С какого месяца начинался год в допетровской Руси? (С сентября)

12. Как называлась первая печатная газета? («Ведомости»)

13. Что такое Синод? (Духовная коллегия)

14. Где была построена первая вервь? (В Воронеже)

15. Какая главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

16. Что такое «ревизия»? (Правильность проверки переписи мужского населения)

17. Кто обучал молодого Петра? (Никита Зотов)

18. В каком году была Полтавская битва? (1709 году)

19. Что такое «верфь»? (Мануфактура по строительству кораблей)

20. Кто стоял во главе коллегии? (Президент)

21. Вместо чего появился Сенат? (Боярской Думы)

22. Во сколько лет Пётр был провозглашён царём? (В десять)

23. Как стала именоваться Россия после окончания Северной войны? (Российская империя)

24. С каким шведским королём воевал Пётр I? (Карлом XII)

25. Как назывался первый русский корабль? («Штандарт»)

26. что такое ассамблеи? (Общественные собрания)

27. «Зло», пришедшее на Русь при Петре (Табакокурение, винопитие)

28. С какой постройки начался Санкт-Петербург? (С Петропавловской крепости)

29. Какая школа находилась в Сухаревской башне В Москве? (Навигацкая)

30. Какой новый налог был введён при Петре? (Подушная подать)

I гейм.

«Географические названия».

1 команде:

* Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

Ответ: Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово «бург» (крепость) немецкого происхождения. После смерти

В. И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.

2 команде:

* В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименованной в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.

Ответ: Основан этот город новгородцами как крепость на Ореховом острове, отсюда и его русское название – Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно «ключ-замок, ключ-крепость»).

Долгое время здесь была политическая тюрьма. Современное название города – Петрокрепость с 1944 года. Название русское.

II гейм

«Чьи это строки?».

Поставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы можно было прочитать имя, отчество, фамилию автора следующих высказываний (1-я и последняя буквы будут обозначенье):

1 команде:

1.«Покажи на деле, что ты русский» (А. В. Суворов).

2. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке тонера и при громе пушек» (А. С. Пушкин).

2 команде:

1. «Между болот, валов и страшных всех врагов торги, суды, полки и флот – и град готов!» (М. В. Ломоносов).

2. «Идут убийцы, потаённы, на лицах дерзость, в сердце страх»

(А. С. Пушкин).

III гейм.

«Птенцы гнезда Петрова».

(Конкурс капитанов).

По данной характеристике узнать историческое лицо.

1 команде:

Этот человек образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

    сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтёром в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;

    с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трёхлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;

    именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;

    участие в заговоре против Меньшикова закончилось для него трагически – был заключён в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

(Пётр Андреевич Толстой)

2 команде:

Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

    в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;

    выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;

    был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;

    пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление «на публике» при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

(Андрей Иванович Остерман)

1 команде:

О происхождении этого человека нет единого мнения среди учёных, ясно только, что он незнатного рода:

* образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;

* он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;

* известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством;

* но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

(Александр Данилович Меншиков)

2 команде:

До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:

    он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;

    современник этого человека князь Куракин так писал о нём: «Сей князь, был характера партикулярного: собою видом как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой»;

    в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем «генералиссимуса Фридриха» и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;

    позднее он стал играть роль «князя-кесаря», которому ближайшее к царю окружение и сам Пётр отдавали царские почести.

(Фёдор Юрьевич Ромодановский).

IV гейм.

«Даты и события».

1 команде:

Соотнесите даты и события:

А) 1697-1698 гг. 1. Создание флота;

Б) 1707-1708 гг. 2. Правление Петра I;

В) 1700-1721 гг. 3. Россия – империя;

Г) 1705-1711 гг. 4. Великое Посольство;

Д) 1705 г. 5. Восстание под предводительством

Е) 1689-1725 гг. Кондратия Булавина;

Ж) 1721 г. 6. Астраханское восстание;

З) 1696 г. 7. Северная война;

8. Башкирское восстание.

Ответы: А- 4; Б-5; В-7; Г-8; Д-6; Е-2; Ж-3; З-1.

2 команде:

Назовите даты соответствующие следующим событиям:

    Гангутский бой.

    Полтавская битва.

    Битва под Нарвой.

    Основание Санкт-Петербурга.

    Создание флота.

    Битва при Лесной.

    Сражение у о. Гренгам.

    Прутский поход.

Ответы: (1.1714 г.; 2) 1709 г.; 3) 1700 г.; 4) 1703 г.; 5) 1696 г.; 6) 1708 г.;

7) 1720 г.; 8) 1711 г.).

Конкурс болельщиков.

Болельщикам 1-й команды:

Выберите государственные реформы, проведённые Петром I.

    Создание Государственного Совета

    Учреждение Боярской Думы

    Роспуск магистратов

    Организация коллегий

    Создание Сената

    Введение губернского административного деления

    «Жалованная грамота дворянству»

    Провозглашение империи

    Уничтожение патриаршества

    Уничтожение Синода

Ответы: (4,5,6,8,9).

Болельщикам 2 команды:

Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.

    Летоисчисление с сотворения мира

    Летоисчисление с рождения Иисуса Христа

    Короткий кафтан

    Проведение ассамблей

    Хорошие манеры при поведении в обществе

    Длинные рукава у одежды

    Обязательность бороды

    Недопущение женщин в мужское общество.

Ответы: (Введённые Петром – 1, 4, 5, 6; существовавшие до Петра –

2, 3, 7, 8, 9, 10).

V гейм.

«Гости из прошлого».

Входят переодетые Пётр I и Александр Данилович Меншиков.

Учитель: К нам пожаловали сам государь Пётр I со своим другом, президентом Военной коллегии, А. Д. Меншиковым. Что привело Вас сюда?

Пётр I :

Ведома нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор о нас вступили, и зело любопытно нам, что вы о делах наших говорить станете.

Меншиков:

Сдаётся мне, мин Херц, что не ведают они, какую ты державу принял. Ничего ведь не было, сонное царство. А как всё изменилось потом!

Пётр I :

Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых стран, и я по праву этим горжусь, хотя многие меня ругают…

Меншиков:

А давай, мин Херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.

1 команде:

* Пётр I : «Во второй половине 18 века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Пётр, отнестись к этому указу?

2 команде:

* Пётр I : «Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне, но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоёв населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплён?

1 команде:

Меншиков:

* «Иностранцев поражало, что наш государь занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и потом только стал давать распоряжения нижним чинам. Каков, по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе над адмиралом?

2 команде:

Меншиков:

* В Петре совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и еде. Чем это можно объяснить?

Пётр I :

Довольно друг Алексашка, зело познаниями сих отроков, остался я доволен. Жаль, что в моё время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься… Теперь нам пора идти…

VI гейм.

О событиях петровской эпохи сложено много стихов, поэм, песен. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но … распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.

1. Кабы на горох не мороз - а) так и не страшно

2. Не смигни, б) не видать

3. Быть делу так, в) он бы и через тын перерос

4. Царю из-за тына г) а один у каши загинет

5. Две головы в поле дымятся, д) как наметил дьяк

6. Дружно – не грузно, е) и одиноко, и немо

7. На чужбине, словно в домовине ж) а одна и в печи гаснет

Ответы: 1-в; 2-а; 3-д; 4-б; 5-ж; 6-г; 7-е.

Конкурс болельщиков.

Дайте ответы на вопросы.

Болельщикам 1 и 2 команды:

    Сколько лет шла Северная война? (21 год)

    Что такое Кунсткамера? (естественно-научный музей)

    Какой орден был учреждён в 1699 году? (Андрея Первозванного)

    Как в «детстве» назывались гвардейские полки? («Потешные»)

    Как назывался высший церковный орган власти, созданный при

Петре I? В каком году он был создан? (Синод, 1720 г.).

    Какие функции выполнял Сенат? В каком году он был создан? (Высший законодательный и распорядительный орган, 1711 год)

    В каком году прошёл Гангутский бой? (1714 год)

    Сколько рангов было в «Табели о рангах»? (14)

    Какого роста был Пётр I? (2 м., 4 см.).

    Как звали мать Петра I? (Наталья Нарышкина)

    Орган городского самоуправления (Ратуша)

    Высший законодательный, распорядительный орган при царе (Сенат)

    Государственный чиновник, осуществлявший контроль над администрацией (Фискал)

    Центральные органы власти (Коллегии)

    Солдат петровской армии (Рекрут)

    Крупнейший уральский заводчик, основатель династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII-XIX в. (Демидов)

VII гейм.

«Историческая лингвистика».

Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте исторические определения.

1. Дон + си – центральный орган управления церковными делами.

2. Мор + хан + ия – форма правления, где власть неограниченно принадлежит правителю.

(Монархия)

3. Ура + факт+ мну + а – крупное капиталистическое предприятие, где существует ручной труд и разделение труда.

(Мануфактура)

4. Герб + уния –новая административная единица.

(Губерния)

5. Кол + лги + ие – центральные органы самоуправления.

(Коллегии)

6. Ру + трек – солдат петровской армии.

7. Сан + ет – высший судебный и распорядительный орган.

8. Куст + мера + кан – естественно-научный музей.

(Кунсткамера)

9. Рот + цинизм + понек – Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства.

(Протекционизм)

(Магистрат)

11. Бас + мел + аси – собрание –бал с участием женщин в домах российской знати.

(Ассамблеи)

12. Ария + торсо + обев – учебное заведение.

(Абсервотория)

13. Ген + рет – временный правитель.

14. Соль + пост + во – постоянное дипломатическое представительство.

(Посольство)

15. Ефор + мыр - перемены в той или иной области жизни страны.

(Реформы)

16. Рим + ия + пе – монархическое государство.

(Империя)

17. Ия + рви + ез – контроль за сбором и расходованием казённых средств.

(Ревизия)

18. Метка + низ + лир - экономическая политика, проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

(Меркантелизм).

Конкурс болельщиков.

Дайте ответы на вопросы:

1. Какое должностное лицо Пётр I называл «оком государевым»?

(Генерал-прокурор)

2. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)

3. Что запретил делать необразованным дворянам Пётр I? (Жениться)

4. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)

5. Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)

6. Под каким именем в составе Великого посольства ехал Пётр I?

(Пётр Михайлов)

7. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчинённый патриарху, где покоятся останки одного из известных защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)

8. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)

9. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

10. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы?

(Навигацкая школа)

11. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловской крепости)

13. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)

14. Назовите рост Петра I. (2 метра, 4 сантиметра)

15. Сколькими ремёслами владел Пётр I? (14)

16. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I (Цитадель)

17. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

18. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии…?

(Гвардии).

VIII гейм.

«Вычеркни лишнее.

1 команде:

1. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне. (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин «бояре», т. к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами).

2. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия. (Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало).

2 команде:

1. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т. к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало).

2. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена. (Названы европейские города, через которые лежал путь «Великого посольства». Лишним в этом списке является Париж, куда русская делегация не заезжала, поэтому данный город следует вычеркнуть).

Конкурс болельщиков.

Перечислите основные реформы Петра I и его начинания. За каждое названное мероприятие команда, за которую вы болеете, получает по одному очку.

(Назвать не мене семи)

    Создал регулярную армию.

    Установил обязательное обучение дворянских детей.

    Ввёл массовое обучение дворян за границей.

    Создал новый вид вооружённых сил – флот.

    Введён гражданский шрифт.

    Добился выхода в Балтийское море.

    С 1703 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости».

    Создан первый общедоступный театр.

    Основан город Таганрог.

    Созданы математические школы.

    Созданы органы городского самоуправления.

    Открыл Морскую академию.

    1703 год – основание Санкт-Петербурга.

    1711 год – основание Сената.

    Создал «Табель о рангах».

    Проведена губернская реформа.

    Организовал поиск руд и полезных ископаемых.

    Вместо приказов организованы коллегии.

    Основал офицерские военные школы.

    Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).

    Учредил первый русский орден святого Андрея Первозванного.

    Учредил первый музей – кунсткамеру.

    Основал первую публичную библиотеку.

    Учредил Академию наук (1724).

    Были введены ассамблеи.

    Введена европейская одежда.

Пока жюри совещается, учитель обращает внимание на книжную выставку, характеризует домашнее задание учеников (кроссворды, рисунки), выделяет лучшие.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение.

Вывод по уроку:

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С. М. Соловьёва о Петре I, произнесённые на публичном чтении в честь 200-летия Петра: «То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствием, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».

Задания командам:

I гейм.

«Географические названия».

1 команде:

* Вы знаете, что Санкт- Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

I гейм.

«Географические названия».

2 команде:

* В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименована в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.

II гейм.

«Чьи это строки?».

1 команде:

1. « Покажи на деле, что ты русский».

2. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке тонера и при громе пушек».

II гейм.

«Чьи это строки?».

Поставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы можно было прочитать имя, отчество, фамилию автора следующих высказываний (1-я и последняя буквы будут обозначенье):

2 команде:

1. «Между болот, валов и страшных всех врагов торги, суды, полки и флот – и град готов!».

2. «Идут убийцы, потаённы, на лицах дерзость, в сердце страх».

III гейм.

«Птенцы гнезда Петрова».

(Конкурс капитанов).

1 команде:

Этот человек образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

    сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтёром в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;

    с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трехлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;

    именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;

    участие в заговоре против Меншикова закончилось для него трагически – был заключён в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

1 команде:

О происхождении этого человека нет единого мнения среди учёных, ясно только, что он незнатного рода:

* образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;

* он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем возможных титулов и званий;

* известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством;

* но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

III гейм.

«Птенцы гнезда Петрова».

(Конкурс капитанов).

По данной характеристике узнать историческое лицо.

2 команде:

Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

    в России стал сначала личным переводчиком Петра I , а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;

    выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;

    был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;

    пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление «на публике» при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

2 команде:

До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:

    он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;

    современник этого человека князь Куракин так писал о нём: «Сей князь, был характера партикулярного: собою видим как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой»;

    в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем «генералиссимуса Фридриха» и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;

    позднее он стал играть роль «князя-кесаря», которому ближайшее окружение и сам Петр отдавали царские почести.

IV гейм.

«Даты и события».

1 команде:

Соотнесите даты и события:

А) 1697-1698 гг. 1. Создание флота;

Б) 1707-1708 гг. 2. Правление Петра I ;

В) 1700-1721 гг. 3. Россия – империя;

Г) 1705-1711 гг. 4. Великое Посольство;

Д) 1705 г. 5. Восстание под предводительством

Е) 1689-1725 гг. Кондратия Булавина;

Ж) 1721 г. 6. Астраханское восстание;

З) 1696 г. 7. Северная война;

8. Башкирское восстание .

IV гейм.

«Даты и события».

2 команде:

Назовите даты соответствующие следующим событиям:

VI гейм.

«Эпоха Петра Первого в пословицах».

1 команде:

2. Не смигни, б) не видать

е) и одиноко, и немо

ж) а одна и в печи гаснет

VI гейм.

«Эпоха Петра Первого в пословицах».

О событиях петровской эпохи сложено много стихов, поэм, песен. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но … распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.

2 команде:

1. Кабы на горох не мороз - а) так и не страшно

2. Не смигни, б) не видать

3. Быть делу так, в) он бы и через

4. Царю из-за тына тын перерос

5. Две головы в поле дымятся, г) а один у каши

6. Дружно – не грузно, загинет

7. На чужбине, словно в домовине д) как наметил дьяк

е) и одиноко, и немо

ж) а одна и в печи гаснет

VII гейм.

«Историческая лингвистика».

1 команде:

VII гейм.

«Историческая лингвистика».

Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте исторические определения.

2 команде:

1. Дон + си – центральный орган управления церковными делами.

2. Мор + хан + ия – форма правления, где власть неограниченно принадлежит правителю.

3. Ура + факт + мну + а – крупное капиталистическое предприятие, где существует ручной труд и разделение труда.

4. Герб + уния – новая административная единица.

5. Кол + лги + ие – центральные органы самоуправления.

6. Ру + трек – солдат петровской армии.

7. Сан + ет – высший судебный и распорядительный орган.

8. Куст + мера + кан – естественно-научный музей.

9. Рот + цинизм + понек – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства.

11. Бас + мел + аси – собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.

12. Ария + торсо + обев – учебное заведение.

13. Ген + рет – временный правитель.

14. Соль + пост + во – постоянное дипломатическое представительство.

15. Ефор + мыр – перемены в той или иной области жизни страны.

16. Рим + ия + пе – монархическое государство.

17. Ия + рви + ез – контроль за сбором и расходованием казённых средств.

18. Метка + низ + лир – экономическая политика, проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

VIII гейм.

«Вычеркни лишнее».

1 команде:

1. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

2. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия.

VIII гейм.

«Вычеркни лишнее».

2 команде:

1. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

2. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена.

Речь идет о введении военных поселений. Отмена крепостного права. Культура. Берлинский конгресс. Социалисты. Устав о воинской повинности. Александр Сергеевич Пушкин. Сергиев Посад. Исторический анекдот. Напоминание о временах крепостничества. Бородинская битва. Своя игра. Личности. История появления крылатого выражения. Отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Восстание декабристов. Сельское хозяйство.

«Урок-игра по истории» - Кальвинизм. Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? Ост-Индская компания. Перечислите выдающихся философов-мыслителей эпохи Просвещенья. Назовите предприятие, основанное на ручном труде и принципе разделения труда. Мартин Лютер Кинг. Назовите даты войны за независимость в США? Тори и виги. Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? Монополия.

«Кроссворды по истории» - Религия и культура. Основатель гуннского государства. История древнего Казахстана. Орудие, позволившее охотится на мелких животных. Столица кагюев. Стоянка эпохи неолита. Остроконечные шапки. Промысел. Казахстан в эпоху раннего железа. Сарматы. Искусственный канал. Кусок металла. Древнегреческий историк. Памятники андроновской культуры. Метод добычи руд. Культурные достижения кочевников Казахстана.

«Вопросы викторины по истории» - «Пусть ярость благородная …». Кокарду носят на головном уборе, на рукаве или на погонах. Тула. «Солдат вернется, ты только жди …». Каре. Взвод-рота-батальон. Корабль. «До тебя мне дойти не легко …». Арбалет. Курская битва. Танки «Тигр» и «Пантера». Где произошло крупнейшее танковое сражение. «Про того, которого любила …». Бердыш. О какой битве идет речь. Яковлев – это конструктор. 9 мая. Бородинская битва.

«Игры-викторины по истории» - Екатерина II. Телефон. Добро пожаловать. Российский военачальник. Юнкер в Германии. Берлинская стена. Секция «Историческая». Отто фон Бисмарк. Генеральный секретарь. Династия Романовых. Александра Федоровна, жена Николая II. Литература о войне 1812 года. Берлинская стена была возведена по решению властей ГДР. Популярный канцлер Германии. Религия новой эпохи. Судьба послевоенной Германии. Искусство Германии.

«Игра по истории» - Основной закон нашего государства? Баллы. Жереби. В каком году выпустили национальную валюту - тенге? Приветствие. Знаменательные даты истории. Когда празднуется День Независимости РК? 1-2 декабря 2010 г. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Б?бек». Конституция. С каким астрономическим явлением связано празднование Наурыза? 4 июня 1992 г. 16 декабря. Веяние музыки.