Приказ проведения боевых стрельб отделения. Боевые стрельбы взводов. Учебные вопросы и примерное распределение времени

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Л.Н.ГУМИЛЕВА

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экземпляров _____

Экземпляр №_____

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов, обучающихся

По специальности «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений на БМП» (ВУС-021001)

Программа 2011 года

Тема № 24: «Методика организации и проведения боевой стрельбы взвода»

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

Протокол № ___ от «____» ____________ 201__г.

Уточнена: «____»_____________201__г.

«____» ____________ 201__г.

«____» _____________201__г.

«____»____________201__г.

По книге учета методических документов цикла №_____

Г. АСТАНА

УТВЕРЖДАЮ

Начальник военной кафедры

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Генерал-майор У.Еламанов

«___»____________201__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов, обучающихся по специальности «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений на БМП» (ВУС- 021001)

Программа 2011 года

Тема 24: «Методика организации и проведения боевой стрельбы взвода»

Занятие 1: «Методика организации и проведения боевой стрельбы взвода»

Учебные вопросы:

1. Цель боевой стрельбы взвода. Экипировка личного состава взвода.

2. Подготовка руководителя к проведению боевой стрельбы взвода. Документы и их содержание для проведения боевой стрельбы взвода. Создание тактической обстановки и расположения целей.

3. Действия руководителя боевой стрельбы, порядок и время показа целей. Расчет мишеней и боеприпасов. Позывные и сигналы управления. Схема связи. Общие рубежи открытия и прекращения огня, рубежи начала и окончания показа целей. Оценочные показатели боевой стрельбы взвода.

4. Особенности организации и проведения боевой стрельбы взвода в горах.

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить обучаемых с целью боевой стрельбы взвода и экипировкой личного состава взвода.

2. Довести до обучаемых подготовку и действия руководителя боевой стрельбы взвода.



3. Воспитать у обучаемых чувство патриотизма и уважения к Вооруженным Силам РК.

Вид занятия: групповое упражнение.

Место: класс тактической подготовки.

Время: 6 ч.

Материально-техническое обеспечение: плакаты, стенды, макет местности.

Литература:

1. Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода, МО РК ГУ БП СВ., кн.1., г.Астана., 2002 г.;

2. Учебник сержанта мотострелковых войск., МО РК., Астана., 2001г.

Учебные вопросы и примерное распределение времени

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
I. Вводная часть -принять доклад дежурного по взводу; - проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию; - объявить тему и учебные вопросы занятия.
II. Основная часть 1. Цель боевой стрельбы взвода. Экипировка личного состава взвода. 2. Подготовка руководителя к проведению боевой стрельбы взвода. Документы и их содержание для проведения боевой стрельбы взвода. Создание тактической обстановки и расположения целей. 3. Действия руководителя боевой стрельбы, порядок и время показа целей. Расчет мишеней и боеприпасов. Позывные и сигналы управления. Схема связи. Общие рубежи открытия и прекращения огня, рубежи начала и окончания показа целей. Оценочные показатели боевой стрельбы взвода. 4. Особенности организации и проведения боевой стрельбы взвода в горах.
III. Заключительная часть - напомнить тему и учебные цели занятия; - провести разбор занятия; - ответить на вопросы студентов; - дать задание на самоподготовку.

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Групповое упражнение по теме: «Методика организации и проведения боевой стрельбы взвода»является основой выработки навыков при совершении обу­чаемыми приемов и действий с постепенным усложнением условий.

Она имеет цель научить обучаемых применять знания на практике, и поэтому считается основным методом овладе­ния воинским мастерством.

I. Вводная часть

- принять доклад дежурного по взводу;

Проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию;

Объявить тему и учебные вопросы занятия.

II. Основная часть

1-учебный вопрос: Цель боевой стрельбы взвода. Экипировка личного состава взвода.

Боевая стрельба проводится обычно на завершающем этапе под­готовки отделения (взвода). Сущность его заключается в том, что командиры и подразделения обучаются ведению боя с реальным ведением огня из всех видов штатных и приданных средств. Про­тивник в ходе такого занятия и его действия обозначаются мише­нями, имитационными и другими средствами.

Боевые стрельбы проводятся по одной из тем тактической под­готовки, предусматривающей действия в наступлении (в походном охранении, в обороне) как днем, так и ночью. В отличие от обыч­ных тактических занятий на боевых стрельбах огневые задачи реша­ются практически.

Основной метод обучения - практическая работа в занимаемых должностях.

2-учебный вопрос: Подготовка руководителя к проведению боевой стрельбы взвода. Документы и их содержание для проведения боевой стрельбы взвода. Создание тактической обстановки и расположения целей.

Подготовка боевой стрельбы осуществляется в такой же последова­тельности, как и обычного тактического занятия, но с имеющимися особенностями, обусловленными спецификой выполнения поставлен­ной отделению (взводу) боевой задачи.

Определяя исходные данные, руководитель должен уточнить, какое количество боеприпасов, имитационных средств, моторесурсов отпускается на боевую стрельбу, а также возможности войскового стрельбища (директрисы стрельбы полигона) по оборудованию ми­шенного поля.

Район боевой стрельбы должен обеспечивать безопасность веде­ния огня из всех видов оружия, а также размещение мишенной об­становки на глубину: для отделения -1-2 км, для взвода - 2-3 км.

Проводя рекогносцировку района, командир взвода (роты) уточ­няет (определяет): тактическую обстановку; исходный район (пункт) для подразделений и их боевые задачи; места расположения целей (мишеней) обозначенного противника, порядок их показа и имита­ции; общие рубежи открытия и прекращения огня; места пунктов управления руководителя и операторов; порядок организации свя­зи; меры безопасности; место проведения разбора; характер и объем работ по подготовке участка (района) боевой стрельбы, мишенной обстановки; силы и средства, потребные для этой цели.

Тактическую обстановку на занятие руководитель разрабатывает, исходя из ее темы, которую определяет для отделения командир роты, для взвода - командир батальона.

Уточняя тактическую обстановку, руководитель должен наметить, учитывая возможности стрельбища, где будет проходить передний край обороны противника, его опорные пункты на переднем крае и ближайшей глубине, расположение огневых средств, на каком рубеже возможна его контратака, в обороне - возможные рубежи развертывания и перехода в атаку; боевые задачи взвода (роты), соседних подразделений, их рубежи развертывания во взводные ко­лонны, перехода в атаку (исходное положение), а в обороне - по­зиции (опорные пункты); места проходов в заграждениях и перехо­дов через препятствия. Определяя исходный район (пункт), руко­водитель должен учитывать нормы отпускаемых на стрельбу моторесурсов и отводимое на нее время. В целях экономии учебно­го времени и моторесурсов БМП (БТР, танков) исходный район (пункт) для начала занятий по теме "Наступление отделения (танка, взвода) с ходу" целесообразно брать на рубеже развертывания роты но взводные колонны, а для организации наступления в этом райо­не надо оборудовать макет местности.

Уточняя на рекогносцировке места расположения целей (мишеней) обозначенного противника, руководитель должен иметь с собой за­ранее разработанную схему мишенной обстановки, которую он при­низывает к местности (сх. 1).

Мишенная обстановка представляет собой конкретный боевой порядок и действия противника, обозначенные мишенями, макета­ми и другими средствами. Поэтому она должна соответствовать за­мыслу боевой стрельбы, максимально отображать боевой порядок и характер действий подразделений вероятного противника и обеспе­чивать выработку у обучаемых командиров практических навыков и организации и ведении наблюдения, оценке целей, выборе вида оружия и способа ведения огня для их поражения, целеуказании, постановке огневых задач, подаче команд на открытие огня, в на­блюдении за результатами и корректировании его огня.

Исходя из этого, а также из количества привлекаемых в отделении (взводе) огневых средств, руководитель боевой стрельбы опре­деляет количество, расположение и порядок показа целей. При этом он должен выбрать участки для стрельбы по воздушным целям, рубежи метания ручных боевых гранат, ведения огня из орудия БМП (крупнокалиберного пулемета, установленного на БТР), а также ведения огня ночью с использованием ночных прицелов (если бое­вая стрельба планируется ночью). Дополнительно к установленно­му для отделения (взвода) количеству мишеней предусматривается выставление резервных групп целей, а также целей для подраз­делений усиления.

Фронт мишенной обстановки зависит прежде всего от ширины бое­вого порядка стреляющего подразделения и определяется по формуле

Ш ф = Ф+0,5 (П, + П 2),

где Ш ф - ширина фронта мишенной обстановки, м; Ф - фронт наступления (обороны) подразделения

согласно Боевому уставу Сухопутных войск, м;

П^ П 2 - ширина промежутков с соседями, м.

Так, например, мотострелковый взвод наступает на фронте до 300 м с промежутками между соседними подразделениями до 100 м. Нетрудно подсчитать, что ширина фронта мишенной обстановки должна быть в пределах 400 м.

Схема 1. Тактическая и мишенная обстановка для проведения боевой стрельбы.

Глубина мишенной обстановки зависит от глубины боевой зада­чи подразделения и характера его последующих действий. Так, взводу в наступлении указываются объект атаки на глубину построения обороняющего взвода противника и направление дальнейшего на­ступления, которое должно обеспечивать совместное с соседними подразделениями уничтожение обороняющегося противника в глу­бине его ротного опорного пункта (до 1100 м). В последующем взвод должен быть готовым в составе роты завершать уничтожение противника на позициях его батальонных резервов, которые, как правило, располагаются на удалении до 3 км от переднего края обороны. Следовательно, и глубина мишенного поля, подготовлен­ного для боевой стрельбы участка местности, на котором создана мишенная обстановка, может составлять для взвода 2-3 км.

Аналогично можно определить и глубину мишенной обстановки для боевой стрельбы отделения.

В соответствии с замыслом определяется и количество рубежей, на которых планируется устанавливать цели (мишени), и количе­ство самих мишеней. Так, отделение, наступая на фронте до 50 м, может встретить на переднем крае обороны до 4-5 стрелков, причем одного из них - пулеметчика (мпо противника в составе 8-10 чело­век обороняется на фронте до 100 м), а с учетом огневого воздей­ствия по противнику в период огневой подготовки оно может встре­тить до 2-3 стрелков.

Как правило, отделение противника действует на БМП (БТР), которая занимает огневую позицию за первой траншеей на удале­нии до 200 м. Следовательно, командир отделения должен предус­мотреть ее уничтожение огнем БМП.

С овладением передним краем обороны противник будет стре­миться свои оставшиеся боеспособные силы отвести в глубину обо­роны, следовательно, атакующее отделение перед фронтом своего наступления может встретить до 1-2 отходящих солдат противника и 1-2 солдат, обеспечивающих отход огнем с выгодного рубежа.

С овладением наступающими взводными опорными пунктами и продвижением в глубину им может противостоять противник, обо­роняющийся во взводном опорном пункте, составляющем второй эшелон мотопехотной роты. В этом случае перед фронтом отделе­ния может обороняться до 1-2 солдат противника, которых отделе­нию предстоит уничтожить.

При бое за взводный опорный пункт второго эшелона роты или же с его овладением противник может предпринять контратаку сво­ими резервами. В этом случае отделению придется совместно с со­седями с выгодного рубежа уничтожать его танки и пехоту (один танк и до 2 солдат контратакующей пехоты).

После успешного отражения контратаки противника и с началом его отхода отделение должно произвести посадку в БМП (БТР) и осуществлять его преследование совместно с соседями. Встретив от­дельные отходящие группы противника (1-2 солдата), оно на ходу уничтожает их.

Таким образом, нетрудно подсчитать, что в ходе выполнения своей задачи отделению может противостоять до 8-13 солдат пехоты противника, один танк и один БМП (БТР). Поэтому на боевую стрельбу отделения количество целей (мишеней) для стрельбы из стрелкового оружия и оружия БМП (БТР) может быть 10-15, кото­рые будут располагаться на 3-4 рубежах.

При расчете количества рубежей и целей на боевую стрельбу взвода обоснование осуществляется таким же порядком, но с уче­том того, что до атаки средствами старших командиров противнику будут нанесены потери, поэтому взводу на переднем крае обороны будет противостоять не более одного отделения и 1-2 БМП (БТР), в промежутке между взводами, опорными пунктами первого и второго эшелонов роты - до 2-3 человек, в опорном пункте второго эшело­на роты -- до 3 человек, между ротными опорными пунктами первого и второго эшелонов мотопехотного батальона - до 2-3 человек, во взводном опорном пункте роты второго эшелона батальона - 2-3 человека, во взводном опорном пункте в глубине роты второго эше­лона мотопехотного батальона 2-3 человека, в контратаке может участвовать до 3 танков (БМП, БТР) и до отделения пехоты.

Таким образом, основываясь на вероятных действиях подразделений противника и с учетом его возможных потерь, на боевую стрельбу взвода предусматривается для стрельбы из стрелкового оружия и БМП (БТР) 25-35 целей (мишеней). При этом руководитель дол­жен учитывать, что из общего количества мишеней должно быть не менее 10% мишеней для стрельбы из орудий БМП, ручных противо­танковых и станковых гранатометов, не менее 20% целей (мишеней) должны быть движущимися, остальные появляющимися. Если боевая стрельба проводится ночью, то не менее 30% мишеней оборудуются имитаторами "вспышек выстрелов" и инфракрасных прожек­торов, а остальные цели освещаются.

Количество рубежей на боевую стрельбу взвода, как следует из примера, может быть 4-5.

Порядок показа целей руководитель намечает в соответствии с разработанным замыслом и в зависимости от характера целей, пред­полагаемых решений и действий обучаемых, дальностей стрельбы и времени суток. Общее время показа целей определяется временем, необходимым для прохождения стреляющими или целями расстоя­ния от рубежа начала до рубежа окончания показа целей. При этом цели обычно показываются многократно. Промежуток между пока­зами может составлять 10-30 с.

В период проведения рекогносцировки руководитель должен на­метить также дальности открытия огня и рубежи прекращения огня по целям. Дальности открытия огня руководитель определяет с уче­том боевых возможностей оружия, характера целей, времени, необ­ходимого для их обнаружения и поражения, а также с учетом поло­жения для стрельбы (способа стрельбы) и отпускаемого количества боеприпасов. Рубежи прекращения огня по каждой из групп целей выбираются по местным предметам и отмечаются для себя руково­дителем с таким расчетом, чтобы дальность между стреляющими (машинами) и целями не сократилась: при стрельбе из стрелкового оружия, пулеметов на БМП (БТР) и ручных противотанковых гранатометов днем - менее 150 м, ночью - менее 100 м; при стрельбе из орудия БМП по крупным целям днем - менее 600 м, ночью - менее 400 м, а при стрельбе по целям средних размеров (по танку и другим огневым средствам в окопе) днем - менее 400 м, ночью - менее 300 м.

После проведения рекогносцировки руководитель боевой стрель­бы дает указания своему помощнику по мишенной обстановке и операторам о порядке подготовки мишенного поля к стрельбе, пос­ле чего приступает к разработке плана проведения боевой стрельбы, который разрабатывается в виде схемы. В нем обычно указываются: тема, учебные и воспитательные цели, время проведения занятия, нормы расхода моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств, учебные вопросы и время на их отработку, тактическая обстановка, действия командира, проводящего занятие, сигналы управления и взаимодействия.

К плану боевой стрельбы разрабатывается схема мишенной об­становки, в которой указываются: расчеты потребного количества мишеней и боеприпасов; расположение и нумерация целей, порядок и продолжительность их показа и имитации; общие рубежи откры­тия и прекращения огня; способы и продолжительность освещения целей ночью; места пунктов управления и организации связи по управлению мишенной обстановкой.

Схема мишенной обстановки разрабатывается помощником ру­ководителя по мишенной обстановке. Цели на схеме обозначаются мишенями с учетом их реального расположения.

Исходными данными для расчета потребного количества боеп­рипасов на боевую стрельбу являются: количество мишеней по наи­менованию для каждого вида оружия; положение для стрельбы (спо­соб стрельбы), из которого в соответствии с созданной тактической обстановкой наиболее целесообразно выполнять огневые задачи; средние дальности стрельбы; средние нормы количества боеприпа­сов, необходимые для поражения одной цели на средних дальностях стрельбы. При этом следует иметь в виду, что средняя дальность стрельбы определяется как среднеарифметическая величина между дальностями открытия и прекращения огня. Например, при даль­ностях открытия огня 400 м и прекращения огня 200 м средняя дальность стрельбы будет составлять 300 м. Средние нормы количе­ства боеприпасов, необходимые для поражения цели на средних даль­ностях стрельбы, определяются по таблицам, имеющимся в курсе стрельб.

При стрельбе ночью количество боеприпасов, указанное в табли­цах, увеличивается в 1,3 раза.

Таким образом, при подсчете количества боеприпасов для пора­жения целей из каждого вида оружия необходимо определить поло­жения для стрельбы и средние дальности стрельбы, а затем, руковод­ствуясь указанными в таблицах курса стрельб средними нормами, подсчитать количество боеприпасов, необходимое для поражения це­лей на средних дальностях стрельбы, при этом патронов с трассирую­щими пулями должно быть не более 25% общего их количества. При неблагоприятных условиях (порывистый ветер, снегопад, дождь, ту­ман и т.д.) руководитель боевой стрельбы может увеличить количе­ство боеприпасов, но не более чем в 1,3 раза.

План проведения боевой стрельбы командир взвода утверждает у командира роты не позднее чем за 3 дня до начала стрельбы.

Накануне боевой стрельбы руководитель проводит практический инструктаж лиц, привлекаемых к стрельбе. Инструктаж проводится в такой последовательности. Вначале руководитель, пользуясь схемой мишенной обстановки, сообщает тактический замысел занятия и по­казывает на местности рубеже перехода в атаку (исходное положение для наступления), рубеж открытия огня, места расположения целей, рубеж метания ручных боевых гранат, места посадки отделения (взво­да) на БМП (БТР), рубеж прекращения огня. Затем он устанавливает последовательность показа целей, способы имитации действий про­тивника, определяет рубежи начала и окончания показа целей, сигна­лы и порядок связи с оператором, определяет меры безопасности при проведении стрельбы.

Накануне боевой стрельбы с отделением (взводом) проводится тактико-строевое занятие, личный состав выполняет упражнение в метании учебно-имитационных гранат. В часы самоподготовки с ним изучаются меры безопасности при проведении стрельб. Личный со­став, не усвоивший меры безопасности, к стрельбе не допускается.

3-учебный вопрос: Действия руководителя боевой стрельбы, порядок и время показа целей. Расчет мишеней и боеприпасов. Позывные и сигналы управления. Схема связи. Общие рубежи открытия и прекращения огня, рубежи начала и окончания показа целей. Оценочные показатели боевой стрельбы взвода.

Проведение боевой стрельбы. Выдвижение в район начала заня­тий, организация наступления (обороны, походного охранения) по теме боевой стрельбы осуществляются применительно к обычному тактическому занятию.

Руководитель занятия после отработки вопросов организации боя и доклада командира отделения (взвода) о готовности к выполнению боевой задачи дает разрешение на выдачу подразделению боеприпа­сов. Личный состав снаряжает магазины (ленты) и укладывает их в сумки (коробки). Наводчики-операторы (наводчики пулеметов) за­гружают боеприпасы в БМП (БТР).

Убедившись в готовности к боевой стрельбе, руководитель дает команду на подачу сигнала "Слушайте все", "Огонь" и имитирует начало огневой подготовки, после чего в зависимости от темы заня­тия дает сигнал на переход в атаку (на движение к рубежу перехода в атаку), а затем в соответствии со своим планом осуществляет показ целей и, находясь рядом с обучаемым командиром (при действиях на БМП (БТР) - водной с ним машине), контролирует его работу по управлению подразделениями и их огнем, своевременно наращива­ет обстановку, следит за тем, чтобы в стремлении командира и лич­ного состава поразить цели не допускалось упрощения в тактичес­ких действиях, осуществляет контроль за соблюдением мер безо­пасности, при грубом их нарушении немедленно подаст сигнал на прекращение огня.

В наступлении, когда значительная часть целей не поражена, руководитель может задержать продвижение подразделения и по­требовать от командира отделения (взвода) правильных действий по уничтожению противника (поражению целей), а в обороне непо­раженные цели он может показать одновременно с целями на дру­гих рубежах. В зависимости от замысла занятия и решения коман­дира отделения (взвода) руководитель может на определенном рубе­же показать резервную группу целей.

Помощник руководителя по мишенной обстановке в ходе бое­вой стрельбы находится вместе с руководителем и управляет пока­зом целей в соответствии с планом проведения боевой стрельбы и указаниями руководителя, немедленно докладывает руководителю о не показавшихся целях, руководит действиями операторов. По окон­чании боевой стрельбы он проверяет поражение целей (мишеней) и докладывает руководителю результаты стрельбы.

Боевая стрельба обычно заканчивается после выполнения по­ставленной отделению (взводу) задачи и достижения учебных и воспитательных целей. В этом случае с выходом подразделения на рубеж прекращения огня подается соответствующий сигнал и объяв­ляется частный отбой. По этому сигналу отделение (взвод) останавливается на достигнутом рубеже, стрельба прекращается, ору­жие разряжается.

Командир отделения (взвода) лично проверяет разряжание ору­жия и изымает неизрасходованные боеприпасы и сигнальные сред­ства, после чего докладывает руководителю стрельбы. После доклада руководитель наращивает обстановку на движение отделения (взво­да) в исходное положение, где по возвращении подразделения и производит разбор.

Общая оценка за боевую стрельбу выводится на основе двух частных оценок - за тактические действия и за результат поражения целей в соответствии с требованиями, изложенными в курсе стрельб.

4-учебный вопрос: Особенности организации и проведения боевой стрельбы взвода в горах.

Боевые стрельбы и тактические учения с боевой стрельбой в горах проводятся на горном тактическом учебном поле, которое как правило, должно иметь следующие эле­менты: предгорье, низкие горы, средневысокие и высокие горы с расчлененными возвышенностями высотой более 2000 м, с перевалами высот до 800 м, углами места целей не менее 15о, один-два перевала, серпантин, каньон, лощину, ущелье, террасу, обрывы, хребты.

На этапе боевой стрельбы предусмат­ривается ведение огня из различных видов оружия под большими углами места цели снизу вверх, сверху вниз, вдоль склонов хреб­тов, через бойницы (поверх бортов) БМП (БТР), пуск ПТУР из БМП и носимых комп­лексов и метание ручных боевых гранат, а также стрельба подразделениями на боль­шие дальности и по воздушным целям.

Мишенная обстановка на этапе с боевой стрельбой по наступательной теме созда­ется многоярусной (не менее чем на двух-трех ярусах) с большими, чем на равнине, промежутками между опорными пунктами как по фронту, так и по глубине.

При движении и стрельбе снизу вверх ми­шени, обозначающие огневые средства про­тивника с тяжелым вооружением (танки, БМП, БТР, ПТУР, противотанковые орудия), располагаются ближе к первому ярусу в ме­стах, удобных для ведения ими прицельного огня, а при движении и стрельбе сверху вниз - в глубине опорного пункта или вне его, в том числе и на противоположных ска­тах высот.

При стрельбе снизу вверх цели (мишени) устанавливаются появляющимися, разрешает­ся не более 20% из них выставлять неподвижными.

При стрельбе сверху вниз все цели устанавливаются появляющимися и не менее 10% из них движущимися.

В предгорье, в долинах, на плоскогорье и в широких лощинах цели (мишени) устанавливаются как на равнине.

Общее количество мишеней должно быть в пределах: при проведении боевой стрельбы отделения - 8-(20*), танкового взвода - 15-(25*), мотострелкового взвода- 30-(80*). При проведении тактического учения с бое­вой стрельбой с танковой ротой - 45-(75*), танковой ротой с приданным мотострелковым взводом - 75-(150*), с мотострелковой ротой - 130-(270*), мотострелковой ротой с приданным танковым взводом - 150-(300) мишеней.

На батальонные тактические учения коли­чество мишеней выставляется как обычно.

Примечание: * - количество мишеней при проведении учений по оборонительной тематике.

Огонь по целям (мишеням) прекращается, когда дальность между стреляющими (боевыми машинами) и целями сократится при стрельбе днем и ночью:

Из стрелкового оружия и ручных проти­вотанковых гранатометов днем - до 150 м, ночью - до 100 м;

Из орудия БМП, станкового противотан­кового гранатомета, носимого комплекса ПТУР по крупным целям (танкам, БМП, БТР) днем - до 500 м, ночью - до 300 м (из БМП - 2 днем - до 600 м, ночью - до 400 м); по целям средних размеров (по танкам, БМП, БТР в окопах) днем - до 400 м, ночью - до 300 м (из БМП-2 днем - до 500 м, ночью - до 400 м);

Из автоматического гранатомета на станке (АГС-17) и установленного на боевой машине днем - до 700 м, ночью - до 400м;

Из танковых пушек штатными артиллерийскими выстрелами днем по крупным целям - до 600 м, по целям средних размеров - до 500 м, при стрельбе ночью по любым целям - до 400 м.

Из вкладных стволов для танковых пушек днем - до 500 м, ночью - до 400 м;

Из крупнокалиберных пулеметов днем - до 400 м, ночью - до 200 м;

Из 7,62-мм пулеметов, установленных на боевых машинах, днем и ночью - до 200 м.

В предгорье, долинах, широких лощинах из всех видов оружия по всем целям, а также по отходящим, контратакующим (атакующим и отходящим), группам огонь прекращается в соответствии с требованиями ст. 34 (КС СО, БМ и Т СВ-02).

При определении количества боеприпасов для поражения целей (мишеней) руководствоваться требованиями ст. 35 (КС СО, БМ и Т СВ-02), при этом об­щее количество их и патронов с трассирую­щей пулей увеличивается в 1,5 раза.

III. Заключительная часть

Напомнить тему и учебные цели занятия;

Провести разбор занятия;

Ответить на вопросы студентов;

Дать задание на самоподготовку: 1. Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода., кн.1, г. Астана., 2002г. – с.348-356 «Организация и проведение боевой стрельбы».

Разработал: старший преподаватель

БОЕВОЙ СОСТАВ БРИГАДЫ

ШТАТНЫЙ СОСТАВ

- штаб и штабная рота

- батальонов - от 2 до 4 , в том числе 1-3 танковых;

Артиллерийских дивизионов -1-2;

Зенитная батарея «Вулкан – Стингер» (зрбатр «Авенджер»);

Инженерный батальон - 1;

Батальон тылового обеспечения - 1;

Рота зомп (приданная из мд) - 1.

Подразделения РЭБ;

Передовой взвод связи;

Взвод спец обработки;

Взвод военной полиции.

СРЕДСТВА УСИЛЕНИЯ

1-2 адн 155 мм СГ или 203,2 мм СГ из состава артиллерии дивизии или армейского корпуса;

До батр ЗСУ "В./Ст."("Авенджер");

До противотанкового вертолетного батальона

Команда управления тактической авиации (КУТА)

Итого в бригаде США может насчитываться

1 . Личного состава - более 5000 чел.

2 . Боевых подразделений - батальонов - 2-4 (из них 1-3 тб)

Батр ЗСУ - 1

3. Техники - танков - 58 – 174

БМП - в зависимости от кол. мпб и тб - до 136

4. Ор ПА и М Всего 48

155 мм СГ - 24

106,7 мм СМ – до 24

5. ПТС Всего 180

СПУ ПТУР "ТОУ" - до 48

ПУ "Дракон" - до 132

6. Средств ПВО - ЗСУ "Вулкан"

(ЗРК "Авенджер") - 12

ТТХ танка «Абрамс».

БИЛЕТ № 20

1. Боевая стрельба отделения. Порядок подготовки. Перечень документов к боевой стрельбе. Порядок проведения боевой стрельбы.

Боевая стрельба это высшая форма обучения тактической подготовке, которая является завершающим этапом боевого слаживания и огневой выучки отделения. В ходе боевой стрельбы осуществляется дальнейшее совершенствование навыков командиров отделений в организации засады (налета) и управлении огнем, а личного состава – в совместных действиях в составе отделения при выполнении тактических и огневых задач.

Сущность. Командиры отделений и личный состав обучаются действиям при проведении засады (налета) с практическим выполнением задачи боевым патроном.

На боевую стрельбу обычно предусматривается время, не только для непосредственного ведения огня, но и на подготовку к действиям.

Боевая стрельба включает в себя:

1. Подготовку к действиям в засаде (налете).

2. Тактические действия разведывательного органа (групп).

3. Умелое применение оружия и боевой техники для выполнения огневых задач.

4. Управление личным составом и группами, а также огнём в ходе добывания разведывательных сведений.

5. Строгое соблюдение требований безопасности.

Метод обучения: Практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей, в том числе решение огневых задач.

Боевая стрельба отделений организуется и проводится командиром взвода в штатном составе отделений на заранее оборудованном участке полигона, обеспечивающем полную безопасность ведения огня. Создание сводных отделений не допускается.

На боевую стрельбу личный состав отделений должен выводиться с облегченной экипировкой на штатной технике.

Для проведения боевой стрельбы создается обстановка, предусматривающая ведение огня из всех видов оружия штатных и приданных подразделений, как по наземным, так и по воздушным целям. Огонь может вестись по отдельным целям в средствах индивидуальной защиты, через бойницы БМП (БРДМ), из пулеметов, установленных на (БМП) БРДМ, ночью с использованием ночных прицелов, а также предусматривается метание ручных гранат.



План является рабочим документом руководителя стрельбы и может быть составлен в тетради (карте) или на отдельных листах.

План состоит из текстуальной и графической части. В текстуальной части занятия излагаются учебные вопросы и время на их отработку, действия командира, схема тактических действий, действий обучаемых.

В плане обычно указывается (см. вариант плана):

А. В текстуальной части

Тема, учебные цели, время и место проведения;

Руководства и пособия;

Материальное обеспечение;

Текст тактической обстановки;

Ход занятия: учебные вопросы и время на их отработку;

Действия руководителя боевой стрельбы;

Порядок и время показа целей.

Б. В графической части

Схема тактической обстановки и районы (рубежи) расположения целей;

Рубежи открытия и прекращения огня, порядок их обозначения днем и ночью;

Основное и запрещенные направления стрельбы.

В. В виде приложений

Схема организации учебных мест;

Расчет мишеней и боеприпасов;

Позывные и сигналы управления;

Схема связи;

Кроме плана проведения боевой стрельбы должны быть разработаны:

Вариант боевого приказа на устройство засады командиром взвода и командиром отделения:

План работы помощника по имитации;

Планы работы руководителей на учебных местах.

Проведение боевой стрельбы .

Выдвижение в район начала занятия, объявление темы занятия, организация засады осуществляется применительно к обычному тактическому занятию, но имеет некоторые особенности.

Отделения на боевую стрельбу выводятся в составе взвода и размещаются в исходном районе , где отрабатывают вопросы подготовки к действиям в засаде. Командир взвода организует занятия на 2-3 учебных местах, где руководители приступают к проведению занятия, определяет очередность выполнения боевой стрельбы отделениями.

Перед началом боевой стрельбы командир взвода принимает доклады:

От обучаемого командира - о готовности отделения к выполнению боевой задачи и ознакомления личного состава с требованиями безопасности;

От начальника стрельбища (тактического учебного поля и оператора) - о готовности участка боевой стрельбы и мишенного поля;

От начальника оцепления - о готовности оцепления;

От начальника пункта боевого питания - о готовности ПБП и наличие раздаточных ведомостей.

Убедившись в готовности к проведению боевой стрельбы, руководитель дает команду начальнику пункта боепитания на выдачу боеприпасов первому отделению для личного состава, который привлекается для огневого поражения на РОО №1.

Боеприпасы для личного состава отделения для последующего ведения огня выдаются после его отхода и занятия огневых позиций на РОО №2 по команде руководителя.

Доставка боеприпасов осуществляется индивидуально каждым или подносчиками с развернутого пункта боепитания.

Полученные боеприпасы распределяются равномерно между солдатами одной специальности. Выстрелы для БМП (БРМ) размещаются в боеукладке, боеприпасы для автоматов, пулеметов и гранатометов снаряжаются в магазины, ленты, коробки с ручными гранатами, уложенными в сумки, выдаются личному составу.

Перед постановкой задачи обучаемому командиру руководитель боевой стрельбы проводит ориентирование, а в последующем отдает боевой приказ на действия в засаде одному из отделений, позволяющее обучаемому командиру принимать обоснованное решение.

Заслушав и оценив решение обучаемого командира отделения, руководитель боевой стрельбы предоставляет время на отдачу боевого приказа командиром отделения на засаду. При необходимости он уточняет порядок розыгрыша боевых действий, определяет к какому времени отделение должен выйти на рубеж, какие изменения необходимо внести в мишенную обстановку и порядок показа целей.

Контролирует действия командира отделения и личного состава при выдвижении, занятии огневых позиций и организации системы огня и принимает доклад о готовности к стрельбе.

Розыгрыш действий в засаде

Затем руководитель боевой стрельбы приказывает поднять красные флаги (открыть красные круги ВСУ) на вышке тактического учебного поля (войскового стрельбища) и дает распоряжение на подачу сигнала «Огонь».

При розыгрыше боевых действий в засаде руководитель боевой стрельбы, находясь рядом с обучаемым командиром, начинает показ действий мелкой группы противника на огневом рубеже (РОО №1), расположенном в глубине стрельбища с ближнего расстояния до движущейся мелкой группы противника.

Личный состав, участвующий в ведении огня по мелкой группе по установленному сигналу и по команде командира отделения поражает мишени.

Боевая стрельба на данном рубеже заканчивается после выполнения поставленной отделению задачи поражения мелкой группы. РОО №1 является и рубежом прекращения огня (РПО №1). На рубеже прекращения огня руководитель боевой стрельбы установленным сигналом объявляет частный отбой и приказывает поднять белый флаг. По этому сигналу все огневые средства прекращают ведение огня.

Командир отделения лично проверяет разряжение оружия и докладывает об этом руководителю боевой стрельбы. Командир взвода вызывает к себе начальника пункта боепитания и приказывает собрать неизрасходованные боеприпасы и стреляные гильзы. После личной проверки на разряженность нацеливает командира группы захвата на захват пленного и отход.

Путем наращивания обстановки голосом, действиями группы имитации и показом мишеней создает ситуацию подхода к месту засады крупной группы противника. Контролирует правильные действия командира отделения по управлению личным составом при отходе на указанный командиром взвода рубеж.

При выходе и развертывании отделения на РОО №2 контролирует действия командира отделения в постановке задач на подготовку к отражению подходящей группы. Убедившись в правильности занятия огневых позиций, подает команду подносчикам на выдачу боеприпасов, приказывает поднять красный флаг и продолжает розыгрыш действий.

На данном рубеже боеприпасы выдаются всему личному составу для поражения целей согласно созданной мишенной обстановки.

В последующем, продолжает последовательный показ целей №2, №3, №4 путем наращивания обстановки и подъема мишеней в интересах поражения подходящих групп противника на дальних подступах к рубежу, на ближних подступах и отхода отделения.

Контролирует работу обучаемого командира отделения по управлению личным составом и огнем, своевременно наращивает обстановку, следит за тем, чтобы в стремлении командира и личного состава поразить цели не допускалось упрощения в тактических действиях, осуществляет контроль за соблюдением требований мер безопасности. При грубом их нарушении немедленно подает сигнал на прекращение огня.

В ходе поражения подошедшего к месту засады противника, при отходе с места засады, когда значительная часть целей не поражена , руководитель может задержать продвижение отделения и потребовать от командира отделения правильных действий по уничтожению противника (поражению целей). Непораженные цели он может показать одновременно с другими целями на новых рубежах. Если в ходе боевой стрельбы обучаемый командир принял решение несвоевременно или подразделение действует неумело, руководитель боевой стрельбы, используя резервные группы мишеней, создает такую обстановку, которая побуждает обучаемого командира уточнить свое решение и устранить выявленные недостатки.

На РПО №2 руководитель боевой стрельбы установленным сигналом объявляет отбой. По этому сигналу все огневые средства прекращают ведение огня, личный состав и БМП (БТР) останавливаются, пушкам и пулеметам БМП (БТР) придается максимальный угол возвышения, выключаются электроспуски.

Командир отделения лично проверяет разряжение оружия и докладывает об этом руководителю боевой стрельбы. Командир взвода вызывает к себе начальника пункта боепитания и приказывает собрать неизрасходованные боеприпасы и стреляные гильзы. Наводчик- оператор БРМ (БМП) и личный состав, действующий вне машины, разряжают оружие, неизрасходованные боеприпасы изымаются и сдаются на пункт боепитания.

После изъятия боеприпасов, проверки разряженности оружия, наличия личного состава и вооружения, руководитель боевой стрельбы ставит (уточняет) обучаемому командиру задачу на выход в указанный район.

Оценка за боевые стрельбы и тактические учения с боевой стрельбой выводится:

отделению - за боевую стрельбу в составе отделения;

взводу - за боевую стрельбу в составе взвода, а если она не проводилась - по оценкам боевых стрельб отделений;

роте - за ротное тактическое учение с боевой стрельбой, а если оно не проводилось - по оценкам боевых стрельб взводов;

батальону - за батальонное тактическое учение с боевой стрельбой, а если оно не проводилось - по оценкам ротных тактических учений с боевой стрельбой.

Оценка роте (взводу) за боевые стрельбы взводов (отделений) определяется:

“отлично”, если более половины взводов (отделений) получили оценки “отлично”, а остальные взводы (отделения) - не ниже “ хорошо”;

“хорошо”, если не менее половины взводов (отделений) получили оценки “хорошо”, а остальные взводы (отделения) - не ниже “удовлетворительно”;

“удовлетворительно”, если не более одной трети взводов (отделений) получили оценки “неудовлетворительно”, а остальные - не ниже “удовлетворительно”.

Назначение, ТТХ, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74 (для командиров подразделений имеющих на вооружении БТВТ-БМП-2– пушка 2А42,БТР-80-КПВТ).

Мм АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА (АК-74. АКС-74)

б
5,45-мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием и оружием стрелкового отделения. Он предназна­чен для уничтожения живой силы и ог­невых средств противника. Для пораже­ния противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. На вооружении имеются автоматы АК-74, АКС-74 с деревянным прикладом (рис. 5.За) и с металлическим откидным I прикладом (рис. 5.36).

Рис. 5.3. Автомат Калашникова (а - с деревянным прикладом; б – с метал-лическим откидным прикладом (АКС-74)

Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к автоматам АК-74Н, АКС-74Н присое­диняется ночной стрелковый прицел универсальный (НСПУ) (рис.5.4).

Рис. 5.4. Общий вид автомата Калашникова с постоянным прикладом и ночным прицелом (АК-74Н)



Тактико-технические характеристики автомата

Калибр, мм............................................................................................................ 5,45

Начальная скорость полета пули, м/сек.............................................................. 900

Прицельная дальность стрельбы......................................................................... 1000

Дальность прямого выстрела:

по грудной фигуре, м....................................................................................... 440

по бегущей фигуре, м....................................................................................... 625

Дальность полета пули, м.................................................................................... 3150

Темп стрельбы, выстрелов в минуту..................................................................... 600

Боевая скорострельность:

при стрельбе очередями, выстрелов в минуту......................................... до 100

при стрельбе одиночными выстрелами, выстрелов в минуту.................... до 40

Емкость магазина, патронов................................................................................... 30

Масса автомата без штык-ножа со снаряженным магазином, кг....................... 3,6

Длина автомата с примкнутым штык-ножом, мм............................................. 1089

Для стрельбы из автомата применяются патроны с обыкновенными (со сталь­ным сердечником) и трассирующими пулями.

Общее устройство автомата

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов (рис. 5.5):

Ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;

Крышки ствольной коробки;

Затворной рамы с газовым поршнем;

Затвора;

Возвратного механизма;

Газовой трубки со ствольной накладкой;

Ударно-спускового механизма;

Магазина.

Кроме того, у автомата имеются дульный тормоз-компенсатор и штык-нож.

Рис. 5.5. Основные части и механизмы автомата, его принадлежности:

1 - ствол со ствольной коробкой, ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой; 2 - дульный тормоз-компенсатор; 3 - крышка ствольной коробки; 4 – затворная рама с газовым поршнем; 5 - затвор; 6 - возвратный механизм; 7 - газовая трубка со ствольной накладкой; 8 - цевье; 9 - магазин; 10 - штык-нож; 11 - шомпол; 12 - пенал с принадлежностью; 13 - пламегаситель.

Разборка автомата: - отделить магазин; - проверить, нет ли патрона в патроннике; - вынуть пенал с принадлежностью из гнезда приклада; - отделить шомпол; - отделить крышку ствольной коробки; - отделить возвратный механизм; - отделить затворную раму с затвором; - отделить затвор от затворной рамы; - отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Сборка автомата: - присоединить газовую трубку со ствольной накладкой; - присоединить затвор к затворной раме; - присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке; - присоединить возвратный механизм; - присоединить крышку ствольной ко­робки; - спустить курок с боевого взвода и по­ставить на предохранитель; - присоединить шомпол; - вложить пенал в гнездо приклада; - присоединить магазин к автомату.

Билет № 2

Что такое выстрел?

Выстрелом называется выбрасывание пули (гранаты) из канала ствола оружия энергией газов, образующихся при сгорании порохового заряда.

Выстрел происходит в очень короткий промежуток времени (0,001 – 0,06 сек). При выстреле различают четыре последовательных периода: предварительный; первый, или основной; второй; третий, или период последействия газов.

Предварительный период длится от начала горения порохового заряда до полного врезания оболочки пули в нарезы ствола.

Первый, или основной, период длится от начала движения пули до момента полного сгорания порохового заряда.

Второй период длится до момента полного сгорания порохового заряда до момента вылета пули из канала ствола.

Третий период, или период последствия газов, длится от момента прекращения действия пороховые газов на пулю.

Начальная скорость пули.

Начальной скоростью (V0) называется скоростью движения пули у дульного среза ствола.

Величина начальной скорости пули зависит от длины ствола; веса пули; веса, температуры и влажности порохового заряда, формы и размеров зерен пороха и плотности заряжания.

Чем больше вес порохового заряда, тем больше максимальное давление и начальная скорость пули.

  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по появляющейся цели днем
  • Стрельба по неподвижной цели днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Скоростная стрельба по появляющейся цели днем (1 пу осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Скоростная выборочная стрельба по неподвижной цели днем
  • Стрельба после передвижения с коротких остановок по появляющейся цели днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижной цели с правой и левой руки, со сменой магазина днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.3.1. Специальные упражнения учебных стрельб
  • Скоростная стрельба с места из-за укрытия (2 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Скоростная выборочная стрельба после проникновения в помещение (3 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места после перемещения по фронту по неподвижной цели днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба из различных положений по неподвижной цели днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с перемещением по фронту
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.4. Упражнения учебных стрельб из автомата (ручного пулемета)
  • Стрельба с места по появляющимся целям «а» (днем), «б» (ночью).
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с наблюдательной вышки по появляющимся целям днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места и после передвижения по появляющимся и движущимся целям днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с наблюдательной вышки по появляющимся и движущимся целям днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.4.1. Специальные упражнения стрельб из автомата для осн.
  • Стрельба с места после передвижения по появляющейся цели днем (1суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Ведение огня с места из-за укрытия после передвижения по появляющимся целям днем (2 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места после передвижения по появляющейся цели днем (1суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места после передвижения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места после диагональных перемещений вперед
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.5. Упражнение учебных стрельб из снайперской винтовки для нештатных расчетов. Стрельба по появляющимся целям днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.5.1. Упражнения учебных стрельб из снайперской винтовки для осн.
  • Стрельба по неподвижной цели в ограниченное время (1 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Скоростная стрельба по появляющимся целям (2 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места и после передвижения по появляющимся целям (3 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.6. Упражнение учебных стрельб из карабина специального
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.7. Упражнения стрельб из пистолета - пулемета и автомата специального (9а-91)(*) для осн.
  • Стрельба с места по неподвижной цели днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижным целям в ограниченное время из различных положений, из-за укрытия днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижным целям в ограниченное время из положений стоя и с колена днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.8. Упражнение учебных стрельб из подствольного гранатомета для осн.
  • Стрельба с места по неподвижным целям
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.8.1. Упражнения учебных стрельб из ручного гранатомета 6г 30 для осн.
  • Стрельба с места по неподвижным целям
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.9. Выполнение спортивных упражнений по стрельбе с ак и пм.
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.10. Упражнения в метании ручных гранат. Метание наступательных и оборонительных гранат.
  • И меткость с места
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.10.1. Упражнения в метании боевых гранат
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Обязанности лиц, организующих и обслуживающих стрельбы
  • 2. Руководитель стрельбы обязан:
  • 5. Раздатчик боеприпасов обязан:
  • 9. Наблюдатель обязан:
  • 10. Показчик мишеней обязан:
  • Требования безопасности при проведении стрельб, гранатометания, использовании боеприпасов и имитационных средств
  • 4.2. При обращении с оружием обучаемый должен помнить:
  • 6. При стрельбе с ручного противотанкового гранатомета (рпг-7в) запрещается:
  • 7. При стрельбе из автоматического гранатомета станкового (агс-17), автоматического гранатометного комплекса (агс-30) запрещается:
  • 8. При стрельбе реактивной противотанковой гранатой типа рпг-18, рпг-22 запрещается:
  • 9. При стрельбе из подствольного гранатомета (гп-25) запрещается:
  • 10. При стрельбе из ручного гранатомета 6г 30 запрещается:
  • 11. При обращении с боеприпасами и имитационными средствами запрещается:
  • 12. При обращении с выстрелами вог-25, вог-25п, вог-25 (инертный) запрещается:
  • 13. При обращении с выстрелами вог-17, вог-17м, вог-30, вус-17 (инертный) запрещается:
  • 14. При проведении гранатометания запрещается:
  • 15. При использовании имитационных средств запрещается:
  • Методические рекомендации руководителям занятий по руководству и проведению стрельб
  • 6. Примерная методика обучения упражнениям стрельб
  • 6.5. Комплекс упражнений для обучения стрельбе из пистолета
  • 6.6. Обучение 1-му упражнению стрельбы из пистолета Подготовительное упражнение 1а
  • Подготовительное упражнение 1б
  • Учебное упражнение 1в
  • 2. Организация и проведение стрельб

    2.1. Для организации стрельб и обеспечения мер безопасности во время их проведения приказом учреждения (органа) УИС назначаются:

    Руководитель стрельбы, помощник руководителя стрельбы (руководитель стрельбы на участке), начальник пункта боевого питания, раздатчик боеприпасов, техник (старший техник) отделения (группы) вооружения и специальных средств, дежурный врач (фельдшер, медсестра) с санитарной машиной, наблюдатель, оцепление, показчики мишеней.

    При необходимости для обслуживания стрельбы могут назначаться и другие лица.

    Руководителем стрельбы, как правило, назначаются сотрудники из числа руководящего состава органов и учреждений УИС, профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.

    2.2. Упражнения учебных стрельб из стрелкового оружия выполняются на стрельбищах или в тирах. При этом устанавливаются:

    Место для построения и подготовки очередной смены стреляющих, которое обозначается полосой 2-5 м и располагается от рубежа открытия огня при стрельбе из стрелкового оружия на расстоянии не ближе: 10 м - для стрельбищ и 5 м - для тиров (исходное положение);

    Линия, по достижении которой разрешено ведение огня, которая определяется условиями выполняемых упражнений (рубеж открытия огня);

    Линия, по достижении которой запрещено ведение огня, определяется условиями выполняемых упражнений (рубеж прекращения огня);

    Участок местности с мишенной обстановкой, который должен иметь боковые защитные зоны безопасности (не менее 400 м) и излетное пространство (не менее 400 м) - для стрельбищ. Закрытые тиры оборудуются пулеулавливателями (район целей или мишенное поле);

    Место, расположенное на удалении 10-15 м за командным пунктом, с размещенными на нем стрелковым городком, местом для учебного гранатометания, учебными местами для отработки вопросов применения оружия в различных условиях обстановки, правил обращения с оружием и боеприпасами, помещением для хранения оборудования и мишеней, местом для чистки оружия (тыл стрельбища);

    Место (линия) для осмотра мишеней, которая находится на расстоянии 1,5-2 м от мишеней (рубеж осмотра мишеней);

    Помещение (место) для выдачи боеприпасов смене обучаемых, которое оборудуется на участке стрельбы (пункт боепитания);

    Помещение (место) в тире, на стрельбище - двух или трехэтажное строение, предназначенные для управления мишенной обстановкой, контроля за результатами стрельбы, наблюдения за мишенным полем (участковый пункт управления).

    2.3. Учебные группы учреждений и органов УИС прибывают на стрельбище (в тир) не позднее чем за 30 минут до начала стрельбы. Это время используется для подготовки к стрельбе оружия, мишенного оборудования, средств связи, организации занятий, а также проверки знаний мер безопасности, условий и порядка выполнения упражнений.

    Руководители учебных групп, их заместители прибывают на занятие со строевыми записками, ведомостями учета результатов выполнения упражнений учебных стрельб (приложения № 2, образец 5), журналами учета занятий, посещаемости и успеваемости по служебной и физической подготовке.

    Руководитель стрельбы определяет порядок получения и выдачи боеприпасов, которые выдаются обучаемым под личную роспись, поштучно по ведомости (приложение 2, образец 2) или в снаряженных лентах (магазинах).

    При необходимости боеприпасы могут выдаваться раздатчиком боеприпасов в исходном положении снаряженными в магазины, ленты. Обучаемые, получив боеприпасы, осматривают их, снаряжают патронами магазины (ленты), укладывают магазины (ленты), гранаты в сумки (коробки) и под руководством старшего смены следуют в исходное положение.

    2.4. После прибытия обучаемых на стрельбище, по команде руководителя стрельбы на командном пункте поднимается белый флаг (ночью - белый фонарь); с выходом смены на исходное положение и до сигнала «Отбой» (команды «Прекратить огонь») вместо белого флага устанавливается красный флаг (ночью - красный фонарь). Вместо флагов могут использоваться красные (белые) полукруги визуального сигнального устройства (ВСУ).

    При проведении стрельб с использованием технического устройства, информирующего о поражении целей, осмотр мишеней может не производиться, сигнал «Отбой» после окончания стрельбы каждой сменой стреляющих может не подаваться и красный флаг (красный полукруг ВСУ) не заменяется. Очередная смена стреляющих в этом случае выполняет упражнение стрельб по команде руководителя стрельбы. При отсутствии информации о поражении целей периодичность осмотра мишеней определяется руководителем стрельбы (на инспекторских и итоговых проверках осмотр мишеней проводится решением проверяющего независимо от наличия информации об их поражении). В ходе организации и проведения стрельб ночью на стрельбище устанавливаются обозначения - в глубине района целей в основном направлении стрельбы на каждом участке выставляется световой ориентир зеленого цвета, а на флангах - фонари красного цвета, указывающие границы опасных направлений стрельбы. Для стреляющей смены выставляются фонари: в исходном положении - белого, на рубеже открытия огня - красного, на рубеже прекращения огня - синего цвета. При выполнении упражнений в движении стреляющие должны иметь на спине фонарь красного цвета, обучаемые, имеющие оружие с ночными прицелами, выполняют упражнения с использованием этих прицелов.

    При стрельбе ночью разрешается использовать штатные ночные прицелы, а на прицельных приспособлениях оружия - самосветящиеся насадки.

    Для подразделений охраны при выполнении упражнений учебных стрельб в ночное время разрешается использовать освещение мишеней применительно как на охраняемом периметре учреждения УИС.

    После окончания стрельбы подразделением руководитель стрельбы на участке организует сбор гильз, проверку оружия и боевой техники, патронные ленты и коробки, магазины, сумки для магазинов и гранат. При необходимости осматривает мишени, проводит разбор занятия со всем личным составом и объявляет оценки за стрельбу.

    2.5. Если упражнение учебных стрельб не выполнено в связи с неисправностью оружия, патронов, мишенного оборудования и по другим причинам, не зависящим от стрелявшего, то с разрешения проверяющего оно выполняется повторно. Обучаемые, которые не выполнили упражнение стрельб, допускаются к повторному выполнению этого упражнения после дополнительного обучения.

    2.6. Неисправности и задержки оружия при стрельбе, которые могут быть устранены в ходе стрельбы, обучаемый устраняет самостоятельно и продолжает выполнять упражнение. О неисправностях, которые во время стрельбы устранить невозможно, обучаемые докладывают руководителю стрельбы немедленно.

    2.7. Стрельбы из индивидуального оружия выполняются стреляющими из штатного (закрепленного за ними в соответствующих документах) оружия; из группового оружия - в составе штатных расчетов; из боевой техники - в составе штатных экипажей. Вид огня устанавливается самим обучаемым, если по условиям упражнений нет иных указаний.

    2.8. Выполнению упражнений стрельб предшествует проведение занятий для определения готовности личного состава к стрельбе.

    2.9. Обучаемые периодически обучаются стрельбе в противогазах, которая проводится без изменений условий упражнений. Противогазы надеваются личным составом по команде «Газы», которая подается руководителем стрельбы в исходном положении, и снимаются по его же команде «Снять противогазы» после окончания стрельбы.

    Обучаемые, которые носят очки, выполняют упражнения из стрелкового оружия в противогазах с корригирующими стеклами. При отсутствии в противогазах корригирующих стекол им разрешается выполнять упражнения без противогаза.

    2.10. Личный состав отделов специального назначения (*) периодически отрабатывает упражнения стрельб в средствах индивидуальной бронезащиты.

    2.11. Заряжание, разряжание оружия производится обучаемыми в соответствии с Наставлениями по стрелковому делу и Руководствами по видам оружия.

    2.12. На исходном положении руководитель стрельбы проверяет подготовку смены, напоминает порядок выполнения упражнения и меры безопасности, после чего приказывает раздатчику боеприпасов выдать смене патроны.

    Раздатчик выдает патроны обучаемым под личную роспись, поштучно и докладывает руководителю, например: «Товарищ майор, смене выдано по три боевых патрона. Раздатчик боеприпасов старшина Петров».

    Обучаемый получив патроны, осматривает их и докладывает руководителю стрельбы, например: «Сержант Иванов три боевых патрона получил и осмотрел».

    По команде руководителя стрельбы «Магазин снарядить» обучаемый снаряжает магазин патронами и убирает его в кобуру (для пистолета), для автомата или винтовки в сумку для магазинов. При снаряжении патронами двух магазинов пистолета один удерживается в левой руке.

    Руководитель стрельбы указывает каждому обучаемому цель (после чего последний докладывает: «Цель вижу»), положение для стрельбы, вид огня и очередность стрельбы.

    2.13. По команде руководителя стрельбы обучаемые выдвигаются на рубеж открытия огня. На рубеже открытия огня (при ведении стрельбы без ограничения времени) подается команда «Заряжай», по которой обучаемый обязан:

    Присоединить магазин (для автомата или винтовки), вставить магазин в основание рукоятки до щелчка для пистолета (вставлять магазин ударом запрещается);

    Снять оружие с предохранителя (опустить флажок предохранителя вниз) (*),

    Дослать патрон в патронник;

    Поставить оружие на предохранитель (поднять флажок предохранителя вверх);

    Принять положение для стрельбы, в соответствии с условиями упражнения (при выполнении упражнения лежа или с колена обучаемый сначала изготавливается к стрельбе, затем заряжает оружие);

    Доложить о готовности к стрельбе, например: «Товарищ майор, сержант Иванов к стрельбе готов».

    По команде руководителя стрельбы «Огонь» или «Вперед» снять оружие с предохранителя (для пистолета взвести курок, если первый выстрел не производится по условию упражнения самовзводом) и вести прицельный огонь. С пистолета разрешается ведение огня как с двух рук, так и с одной руки.

    По окончании стрельбы обучаемый обязан:

    самостоятельно осмотреть патронник (для пистолета снять с затворной задержки (освободить) затвор), поставить оружие на предохранитель;

    доложить об окончании стрельбы, например: «Сержант Иванов стрельбу закончил», при этом оружие удерживается дульной частью в сторону мишени.

    В случае неполного израсходования патронов руководитель стрельбы подает команду «Разряжай».

    _________________________

    (*) - При отсутствии в конструкции пистолета флажка предохранителя он снимается (ставится) на предохранительный взвод.

    По этой команде обучаемый обязан:

    Отсоединить магазин (для автомата и винтовки), извлечь магазин из основания рукоятки пистолета;

    Снять оружие с предохранителя;

    Извлечь патрон из патронника;

    Нажать на спусковой крючок, направив оружие в сторону мишени;

    Извлечь патроны из магазина.

    По команде «Оружие к осмотру» обучаемый обязан:

    Снять оружие с предохранителя, отвести затвор в крайнее заднее положение. Для пистолета поставить на затворную задержку, извлечь магазин из рукоятки и вложить его под большой палец правой руки впереди флажка предохранителя так, чтобы подаватель магазина был на 2-3 см выше затвора.

    Для автомата или винтовки в положении лежа: отделить магазин и положить его возле оружия подавателем к себе, снять оружие с предохранителя, отвести затворную раму назад, в положении стоя: удерживая левой рукой оружие снизу за цевье, правой рукой отделить магазин и переложить его в левую руку подавателем вверх, снять оружие с предохранителя и отвести затворную раму назад.

    При осмотре оружия обучаемый удерживает оружие горизонтально, в направлении мишени так, чтобы руководитель стрельбы видел патронник.

    Руководитель стрельбы, осмотрев оружие каждого стрелявшего и убедившись в отсутствии патронов в патронниках и магазинах, подает команду «Осмотрено».

    После команды «Осмотрено» обучаемый вооруженный пистолетом обязан:

    Взять магазин в левую руку;

    Освободить затвор от затворной задержки путем нажатия большим пальцем левой руки на кнопку затворной задержки;

    Нажать на спусковой крючок, направив пистолет в сторону мишени;

    Поставить пистолет на предохранитель;

    Вставить магазин в основание рукоятки;

    Вложить пистолет в кобуру и застегнуть ее.

    После команды «Осмотрено» обучаемый вооруженный автоматом или винтовкой обязан:

    Отпустить затворную раму;

    Спустить курок с боевого взвода;

    Поставить оружие на предохранитель;

    Присоединить магазин (из положения лежа по команде руководителя встать) и взять оружие в положение «На ремень».

    2.14. Для осмотра мишеней руководитель стрельбы подает команду «Отбой». По этой команде происходит смена красного флага (ночью - красного фонаря) на белый. Прекращается стрельба на всех участках стрельбища.

    Осмотр мишеней производится по команде «Смена - к мишеням шагом (бегом) марш». По этой команде обучаемые обязаны:

    Выдвинуться на рубеж осмотра мишеней;

    Остановиться на расстоянии одного метра от мишеней;

    2.15. В отдельных случаях может возникнуть необходимость временного прекращения ведения огня. При этом подается команда «Стой, прекратить огонь». По этой команде стреляющие прекращают стрельбу и ставят оружие на предохранитель. При выполнении этих команд оружие направлено в сторону мишеней. Для продолжения ведения огня подается команда «Огонь», по которой обучаемый снимает оружие с предохранителя, взводит курок и продолжает стрельбу.

    Стрельба ночью (по освещенным или обозначенным вспышками выстрелов целям) производится так же, как и днем. При слабом освещении цели включается освещение сетки прицела.

    Тема. «Стрелковое отделение в наступлении».

    Цель. Проверить боевую слаженность отделения в ходе наступления; дать практику командиру отделения в управлении огнем и движением отделения при атаке и бое в глубине обороны противника; совершенствовать навыки солдат в действиях при атаке и бое в глубине обороны противника с одновременным решением огневых задач в составе отделения как в пешем порядке, так и при движении на бронетранспортере.

    Место. Стрельбище.

    Время. 2 часа.

    Материальное обеспечение. Мишенная обстановка - согласно схеме; боевых патронов-160, из них 40 с трассирующей пулей; инертных гранат для ручного противотанкового гранатомета-3; учебных ручных гранат - по 2 на каждого стреляющего; взрывпакетов - 12; ширас - 1. Вооружение и снаряжение - по штату. Бронетранспортер - 1.

    Учебные вопросы

    1. Организация и подготовка наступления. Выдвижение на рубеж развертывания для атаки. Организация наблюдения и огня. Постановка боевых задач, развертывание на рубеже атаки.

    2. Атака, уничтожение отдельных огневых средств противника.

    3. Уничтожение огневых средств в глубине обороны противника.

    4. Отражение контратаки противника.

    5. Преодоление участка, зараженного радиоактивными веществами.

    6. Преследование отходящего противника. Ведение огня с бронетранспортера на ходу.

    1-е стрелковое отделение 2-го взвода, действуя в составе взвода, вышло к рубежу поспешно занятой обороны «противника». Встретив огневое сопротивление, отделение спешилось с бронетранспортера, развернулось в цепь и с ходу атакует «противника».

    Уничтожив огневые средства на переднем крае и в ближайшей глубине обороны «противника», 1-е отделение во взаимодействии с соседями отражает контратакующую группу «противника» с танками и преодолевает участок местности, зараженный радиоактивными веществами. Затем, не встречая организованного сопротивления, отделение производит посадку на бронетранспортер и стремительно преследует отходящего «противника». В ходе преследования уничтожает группу «противника» (цели № 7 и 8) огнем из всех видов оружия с бронетранспортера, не замедляя скорости движения.

    Количество целей, их характер, дальность и время показа были назначены соответственно тактической обстановке и условиям упражнения боевых стрельб в составе отделения днем.

    Цель № 8 - три бегущие фигуры и цель № 7 -реактивное противотанковое ружье и одна бегущая фигура - намечено было показывать на 25 сек.; цель № 8 на расстоянии 200-160 м, цель № 7 - на расстоянии 300-250 м от бронетранспортера, движущегося со скоростью 15 км/час. Цель № 8 предназначалась для поражения сосредоточенным огнем отделения через бойницы и поверх правого борта, а цель № 7 -огнем из станкового пулемета, установленного на бронетранспортере.

    Глубина выполнения боевой задачи отделением со стрельбой с бронетранспортера составляла 2000 м.

    Следует отметить, что для создания разнообразия тактической обстановки при выполнении боевых стрельб другими отделениями взвода можно изменить места расположения целей, в том числе целей № 7 и 8. Так, например, если отделение по обстановке совершает движение из района сосредоточения на рубеж развертывания для атаки, цели для стрельбы с бронетранспортера могут быть выставлены в начале мишенного поля, обозначая боевое охранение противника перед передним краем его обороны.

    По прибытии отделения в район занятия руководитель проверил наличие и исправность оружия и снаряжение личного состава.

    В 9.30 отделение, двигаясь на бронетранспортере, достигло северной опушки леса «Сосновый». По команде руководителя личный состав спешился, а бронетранспортер ушел в укрытие - в рощу «Березовая». Командир роты ввел командира отделения в тактическую обстановку и поставил следующую задачу: - 1-му отделению совместно со 2-м и 3-м отделениями атаковать и уничтожить противника на выс. «Блиндажная». В дальнейшем наступать в направлении выс. «Безымянная». Рубеж развертывания для атаки - отдельные кусты (200 м южнее выс. «Безымянная»), Сигнал атаки - красная ракета.

    Командир отделения получил патроны и распределил их по видам оружия. Солдаты снарядили патронами магазины (ленты) и уложили их в сумки (коробки).

    Прозвучал сигнал «Слушайте все», а затем «Огонь». Командир роты приказал отделению ускорить выход на рубеж развертывания для атаки и в ходе выдвижения уточнил боевую задачу отделения.

    По команде командира «За мной, в колонне по одному, бегом, марш» отделение броском преодолело открытый участок местности и достигло лощины «Глубокая». Продвигаясь по лощине, отделение преодолело ров и несколько воронок от разорвавшихся снарядов. По вводной руководителя отделение попало под пулеметный огонь противника. По этой вводной отделение на рубеже отдельных кустов развернулось в цепь и изготовилось для ведения огня. Здесь командир отделения указал ориентиры, уточнил задачу автоматчикам, пулеметчику и гранатометчику, указал сигнал атаки и проход в минном поле.

    Убедившись в готовности отделения, руководитель вызвал показ цели №1. Командир своевременно обнаружил цель и подал команду пулеметчику на ее подавление. Убрав цель, руководитель приказал дать сигнал - красную ракету, а затем подал команду «Взвод, в атаку - вперед».

    С началом движения отделения в атаку руководитель вызвал показ непораженных мишеней в цели № 1, а через 10 сек.- показ цели № 2. Ведя по целям огонь на ходу, отделение броском преодолело минное поле по проходу и развернулось в цепь. Отделение с 30-35 м забросало окоп ручными гранатами и с криком «ура» овладело выс. «Блиндажная».

    Появилась цель № 3, а спустя 20 сек.- и цель № 4. Командир отделения распределил огонь по обеим целям: автоматчики - по пехоте «противника», укрывшейся в окопе, пулеметчик-по пулемету.

    Ведя огонь на ходу и с коротких остановок, отделение стремительно атаковало и уничтожило цель № 3.

    Преодолев окоп, отделение сосредоточенным огнем из всех видов оружия подавило пулемет «противника» (цель № 4) и продолжало стремительное продвижение вперед. В этот момент руководитель стрельбы приказал по радио имитировать огонь и шум работы двигателя танка, а затем начать движение целей № 5 и 6.

    Обнаружив появление танка и контратакующей группы пехоты «противника», командир отделения подал команду «Отделение - стой». Когда солдаты применились к местности, он коротко скомандовал «Гранатометчику по танку, остальным по пехоте - огонь». Отделение без промедления открыло огонь по целям. Уничтожение контратакующего «противника» завершилось стремительной атакой отделения.

    Наблюдая за действиями отделения, руководитель особое внимание обращал на то, насколько быстро оно обнаружило контратакующую группу «противника», как слаженно действовало при отражении контратаки, а также на умение солдат, особенно гранатометчика, быстро применяться к местности и вести меткий огонь по движущимся целям.

    Овладев выс. «Безымянная», отделение продолжало продвижение в направлении выс. «Круглая».

    Когда отделение достигло лощины, руководитель сигналом вызвал бронетранспортер из рощи «Березовая». С выходом бронетранспортера к куче камней командир отделения, не останавливая бронетранспортера, быстро посадил на него личный состав и на высокой скорости перешел в преследование.

    Отделение на бронетранспортере вышло к выс. «Круглая».

    Руководитель, находясь в бронетранспортере рядом с водителем, поставил отделению задачу:

    Наблюдение вести вперед и вправо. При встрече с «противником» уничтожать его сосредоточенным огнем из всех видов оружия, ведя огонь на ходу через бойницы и поверх бортов.

    Уточняя задачу, командир отделения приказал:

    Пулеметчику Смирнову - наблюдать и вести огонь через первую бойницу правого борта; автоматчикам - рядовому Петрову - через вторую, а рядовому Иванову - через третью бойницу; гранатометчику - наблюдать вперед по ходу движения и вести огонь из пулемета, установленного на бронетранспортере; остальным автоматчикам - вести огонь поверх правого борта по моей команде.

    Когда бронетранспортер достиг рубежа, удаленного на 300 м от цели № 7, руководитель по радио приказал показать ее на 25 сек. Затем с расстояния 250 м была показана цель № 8.

    Командир отделения быстро обнаружил цель № 7, а затем - цель № 8 и тотчас подал команду «Отделение - к бою».

    Солдаты быстро изготовились для ведения огня. Едва последовала команда «Отделение - огонь», как упали две мишени в цели № 8 и одна мишень в цели № 7, пораженные меткими очередями.

    Когда непораженные мишени скрылись, руководитель подал команду водителю бронетранспортера «Стой», а отделению - «Разряжай».

    Осмотрев оружие и боеприпасы, руководитель стрельбы вместе с отделением возвратился на бронетранспортере в район, откуда начинались занятия. Здесь он произвел разбор стрельбы и дал оценку отделению.

    Описанная боевая стрельба закончилась поражением целей № 7 и 8 с бронетранспортера. Но может оказаться, что по условиям местности удобнее провести стрельбу с бронетранспортера не в конце, а в начале мишенного поля.

    В этом случае может быть проведена боевая стрельба, например, по теме «Стрелковое отделение в головном дозоре». Такая боевая стрельба может выполняться с целью: совершенствовать боевую слаженность отделения при ведении огня с бронетранспортера и в пешем боевом порядке; дать практику командиру отделения в управлении огнем и движением отделения при действиях в головном дозоре.