Проблема рабской любви (по Астафьеву). «рабская любовь


Любовь – это очень многогранное чувство. Порой оно принимает крайние формы.

В тексте В. П. Астафьев поднимает проблему рабской любви.

Писатель рассказывает о встрече с известным архитектором и его женой. Мужчина был абсолютно предан своей супруге, о чем говорит его поведение: несмотря на свою инвалидность, уступил жене нижнюю полку, одной рукой заправлял обе постели, надевал женщине мягкие тапочки.

Кроме того, автор обращает внимание на возникшую в результате всех действий инвалида в пользу его жены неловкость перед находящимся в купе посторонним, которая и является свидетельством чрезмерной покорности, уничижительного поведения известного человека.

Я согласен с такой позицией. Само по себе чувство любви труднообъяснимо. Данный факт, на мой взгляд, обусловлен субъективностью восприятия и понимания любви, то есть тем, что поведение зависит от самих людей и отношения между ними могут развиваться по-разному.

Известно немало примеров, когда рабская любовь имеет негативную окраску.

В романе Л. Н. толстого «Война и мир» показаны отношения Пьера и Элен Курагиной. Писать подчеркивает, что героиня желает, как можно дольше оставаться прекрасной внешне, преследуя свои корыстные интересы. Элен добилась замужества с Безуховым, получившим наследство умершего графа. Мы видим проявление отрицательных качеств героини, цинизма и расчета, которые она использовала для достижения своих целей. Но такие, как Элен, по-настоящему не могут любить.

В произведении и. А. Бунина «Муза» мы также видим пример подчинения мужчины. Главная героиня считает, что бессмысленно привязываться к человеку, бесполезно его любить, так как есть риск испытать боль утраты. Она ворвалась в жизнь героя внезапно, подчинила себе его желания и интересы. Чтобы чаще видеть возлюбленную, начинающий художник бросил учебу и переехал в деревню, чтобы каждый день встречать Музу на станции. Но любовь для нее подобна игрушке, она не умеет ценить чувства близкого человека, в результате героиня бросает художника, ничего ему не объяснив.

Таким образом, каждый проходит испытание любовью по-своему. Одним из крайних проявлений этого чувства является рабская преданность одного из супругов. Как правило, такое проявление любви свидетельствует о духовном несовершенстве человека, подчинившего себе другого или пользующегося его покорностью.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-06-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Исходный текст

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.(3)Инвалид принялся заправлять постели.(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.(6) – Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:(11) – Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на
вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.(15) – Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

(По В. Астафьеву)

Сочинение

К сожалению, очень часто люди не замечают, как их любовь, проявляющаяся сначала в обожании, перерастает в поклонение другому человеку, его обожествление. Одни готовы пойти на все ради объекта своей любви, несмотря ни на что: ни на проблемы со здоровьем, ни на мнение окружающих, ни на собственную гордость и чувство собственного достоинства. А другие пользуются этим, получая тем самым какую-то выгоду для себя. Но стоит ли любить человека такой «больной» любовью? Стоит ли отдаваться полностью другому, не получая ничего взамен? Об этой проблеме, проблеме рабской любви, говорит в своем тексте В.Астафьев.

Автор с пониманием относится к главному герою – инвалиду войны,который, несмотря на ограниченные физические возможности, надевает жене тапочки, заправляет постели и ложится спать на верхнюю полку в купе, хотя это явно дается ему с большим трудом. Он готов ради Мурочки на все, на любые неудобства, а «по-собачьи преданный взгляд»–лишнее тому доказательство. Муж любит жену, не обращая внимания на то, как она унижает его, и это огорчает автора.

А вот в описании жены архитектора-фронтовика чувствуется явная авторская ирония. Говоря о ее победительном взгляде, о том, как она «пальчиком поправила не совсем ловко заделанную простыню» и как «снисходительно уступила» мужу,В.Астафьев показывает нам, что героиня неприятна ему, так как сосредоточена только на себе.Она не вызывает уважения, потому что сопровождает мужа формально, совсем не помогая ему в пути.

Конечно, любовь бывает разная. Однако автору трудно понять отношения фронтовика и Мурочки: «такую вот любовь, если это в самом деле любовь», ему постичь было непосильно. Мне кажется, что для В.Астафьева важно, чтобы отношения между близкими людьми строились на уважении, искренности и взаимопомощи.

Мне, как читателю и как человеку, который тоже способен любить и быть любимым, также непонятны отношения героев текста. На мой взгляд, Мурочка недостойна любви фронтовика, а преданность никогда не должна перерастать в фанатизм, в унижение, иначе это уже не любовь.

Любовь – это взаимное чувство. И если ты не получаешь никакого ответа, то оно проходит. Возможно, в будущем у архитектора открылись глаза и отношение его к Мурочке поменялось. А возможно, и нет. Просто, к несчастью, есть люди, которые в жизни способны либо только любить, либо быть только любимыми…

«Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту» – энциклопедическое определение любви. Сухое и очень поверхностное.

Любовь бывает разной: обжигающей и холодной, счастливой и выстраданной, комфортной и неуместной, долгожданной и негаданной, незапланированной и несвоевременной. И даже несоответствующей. Но она всегда «сносит крышу» и заставляет «зависать». Любовь безумна: она отключает мозги и напрочь вычеркивает из сознания человека его собственные желания, и тем более, амбиции.

Любовь - это состояние души, в которой царит чувство окрылённости. Любовь всеобъемлюща. И всепрощающа. Она растворена в любимом человеке. В его глазах, в его словах, в его мыслях, в его чувствах. Любят не за что-то, а не смотря ни на что. И вопреки всему. Достоинства любимого человека восхищают и приводят в восторг, а его недостатки принимаются как данность. Без условий и условностей. Ведь Любовь бескорыстна…

Влюблённому человеку всё становится подвластно – и мир, и время, и собственное эго, которое легко и непринуждённо задвигается на задний план жизни. Потому что на первом месте – объект любви и глубокой привязанности. Влюблённые живут интересами, чувствами и эмоциями друг друга. Они дышат друг другом. И вообще, дышат благодаря своей Любви.

Желания влюблённых подчинены только одному – чтобы любимый человек был счастлив, что делает счастливым самого влюблённого. А собственные амбиции удовлетворяются одним лишь осознанием присутствия любимого человека в жизни. Как его присутствия в жизни влюблённого, так и присутствия самого влюблённого человека в жизни его любимого.

Как определить настоящая ли любовь? Надо честно, без самообмана ответить самому себе на единственный вопрос: «За что я люблю этого человека?» Если в подсознании всплывает ответ: «За то, что он есть», – значит, ваша любовь искренняя, глубокая и бескорыстная. А если вы начинаете в уме перебирать достоинства и недостатки любимого человека, при этом составлять столбики и сравнивать количество пунктов в каждом из них, значит, вы ищете в любимом человеке удовлетворения своих желаний, точнее, одного желания – чтобы он соответствовал нарисованному вами идеалу, перестав быть самим собой…

Что такое любовное рабство? Это зависимость одного из влюблённых от другого. Причём, зависимость совершенно добровольная, или добровольно принимаемая за таковую. И не столько материальная, сколько душевная и духовная, а также чувственная и сексуальная.

Речь не идёт о жалости, которую испытывает жена к мужу-алкоголику или наркоману. И молодые девчонки, поверившие обещаниям о «европейских заработках в ночном клубе Стамбула», не являются рабами Любви. Это сексуальное рабство, в которое они попали из-за своей собственной наивности и желанию заработать «легко и много». И секретарша, спящая со своим шефом ради доходного и теплого места, не любит его. Это тоже не относится к любовному рабству. Любовное рабство – это тоже любовь, причём, обоюдная. Только один просто любит, а другой – любит, отвергнув собственную личность.

Раб Любви не волен, он подвластен своему господину и находится в его плену. Господин целиком и полностью владеет личностью своего раба. Раб обязан исполнять только волю своего хозяина и удовлетворять его желания и амбиции. Без малейших сомнений в правоте своего хозяина и без права выбора самого раба.

Вся разница между самоотверженной любовью и любовным рабством заключается в проявлении свободного выбора каждого из влюблённых. Любой выбор должен исходить от души, быть свободным от чьего-либо влияния. Нельзя навязывать любимому или любящему человеку какие бы то ни были рамки, которые бы устраивали только одного из них и шли бы в разрез с интересами другого. Это уже не любовь, это – шантаж.

И стремление сделать любимого человека счастливым, во что бы то не стало, может быть не совсем искренним и бескорыстным, если оно преследует только одну цель – удержать его рядом любой ценой. Зачем? Тоже для удовлетворения собственных желаний и амбиций.

Как отличить настоящую, глубокую и самоотверженную любовь от любовного рабства? Очень просто – задаться вопросом: «Готов ли я в любую минуту дать свободу своему любимому человеку?» И ответить себе честно, без поиска оправдывающих себя причин и обстоятельств. Если это действительно любовь, то ответ будет: «Да… и пусть он будет счастлив». Потому что главное в настоящей любви – счастье любимого человека. Ведь сказано, «отпусти, если любишь»…

Если же отношения являются любовным рабством, скорее всего, ответ будет похож на: «А как же я? Нет, не могу… Сделаю всё, чтобы удержать! Пойду на всё, чтобы он остался…» Потому что, потеряв своего раба, господин перестаёт быть таковым…

Любовь – чувство, которое окрыляет нас и возвышает. Когда мы любим – мы меняемся. Новые эмоции и жизненные приоритеты. Но как часто мы оказываемся в плену наших страстей, теряя себя и мучаясь чувством неразделенной любви.

Психотерапевты из Калифорнии провели аналогию между сильной любовью, ставшей болезненным пристрастием с наркоманией. И одно и другое нарушение ведет к саморазрушению. Подобно зависимым наркоманам, влюбленные женщины «подсаживаются» на муки и страдания.

Как часто мы слышим слова: "я ради него на все готова!", но забываем подумать, а нужно ли это ему? Несомненно, женщины, пожертвовавшие своей карьерой, положившие свою жизнь к ногам мужа, ставшие им музой и прожившие счастливую жизнь за спиной своего супруга - заслуживают уважения. Но только тогда, когда они счастливы, когда муж относится с любовью и благодарен за такую жертву. Но надо ли быть рабой любви к человеку, который не достоин этой любви, который лишь наслаждается вашим рабством, насмехается над вами и не бережет чувства?

Знакома ситуация: молодой человек постоянно куда-то пропадает, не отвечает на звонки и сам не звонит. Набирая в сотый раз его номер, выходите на поиски любимого. Готовы пойти на что угодно, главное, чтобы он был рядом. Ваше подсознание рисует страшные картинки и кричит, что с ним что-то случилось. Обходите места, в которых он любил бывать и находите его в одном из баров с друзьями (хорошо, если с друзьями!) распивающим спиртные напитки. Живой и невредимый. Проклиная себе и свою любовь, плететесь домой с твердой уверенностью, что больше никогда так себя не унизите и не станете бегать за человеком, которому не нужны. Но все повторяется снова и снова. Вы превратились в рабыню своей любви.

Иногда несчастная любовь длится годами, принося только боль и страдания. В этом случае необходимо собрать всю силу воли в кулак и сказать себе "Стоп".

Как не стать рабой любви?

Если любовь несет одни страдания, то от нее надо спасаться. Она способна уничтожить вас как личность и довести до сумасшествия. Для того чтобы избавиться от нее нужно полюбить себя.

Чтобы помочь себе, воспользуйтесь некоторыми советами психологов:

Любовь, превращающая человека в раба - губительна. Она не способна привнести в вашу жизнь ничего хорошего. И чем дольше вы будете заключены в оковы, тем сложнее будет выбраться на свободу. В любом случае решать только вам, нужно ли быть рабой любви. Только знайте, что излечение от вашей «наркомании» произойдет только тогда, когда вы сами поймете, что больны и захотите избавиться от этой рабской любви.

А.Куприн «Гранатовый браслет »: Рассказ генерала Аносова о романах поручика Вишнякова и Леночки, прапорщика и жены полкового командира позволяют увидеть, какими несчастными могут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружающих, их презирают и жалеют.

Любви по расчёту

А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся!»: Подхалюзин любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ своего жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по-французски.

Добра (любви) как воскрешающей силы

Л.Улицкая «Перловый суп»: Марина в страшные тридцатые годы не сталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, -это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой Мариночки.

Б.Екимов «Тары да бары»: Мелкие обиды разрушили отношения в семье бабушки Любы: дочь и внучка почти не общались с ней, вечерние задушевные разговоры, которыми жила старушка, прекратились. Но наступил момент, когда родные вдруг остро ощутили, что бабушка Люба недолговечна, смиренна: она ни разу не упрекнула их в бессердечии. Родные поняли, что нужно дарить ей своё тепло, любовь, пока это возможно, пока она жива.

Соотношение внутренней и внешней красоты

Ю.Яковлев «Черника»: Коля Луковкин заболел в пионерском лагере и был помещён в изолятор. Мальчик чувствовал свое полное одиночество и очень от этого страдал. Внешне некрасивая девочка пришла к нему и угостила его черникой. Но за её невзрачной внешностью он увидел доброе сердце. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоровел,а девочка стала казаться ему красивее и умнее всех.



В.Тендряков «Находка»: Инспектор рыбнадзора Трофим Русанов нашел брошенного, новорождённого ребенка в глухой лесной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие события заставили его пересмотреть свое отношение к людям, сочувствовать им.

Возвышающей любви

А.Куприн «Гранатовый браслет»: Для маленького человека Желткова любовь к княгине Шеиной стала смыслом жизни, а любимая женщина - той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить.

Тема: Отношение человека к своему делу.

Халатное отношение

«Горе от ума» Н.В. Гоголя. Павел Фамусов - типичный для того времени “начальник казенного места”. Его нисколько не интересует дело, которым он занимается. У него свой подход к делам: “Подписано, так с плеч долой”. Эта фраза подчеркивает халатное отношение чиновника к своим обязанностям, которое встречается не только на страницах комедии, но и в современном мире. Много лет благоденствовали фамусовы, скалозубы, молчалины в нашей жизни. Они прикрывали недостатки и скрывали правду, при них расцвели взяточничество и кумовство, недобросовестное отношение к своим обязанностям. Всё это тормозило страну в развитии, да и тормозит сейчас, так как подобные люди ещё существуют

Статья из газеты «Комсомольская правда» Совсем недавно в газете «Комсомольская правда» я прочитал(а) статью о том, как женщине делали операцию. Операция прошла отлично. Но после того, как женщина вернулась домой, она почувствовала себя плохо. Оказывается, врачи забыли убрать салфетки после операции и оставили их в организме женщины. Этот пример говорит о халатном отношении врачей, о том, что мы не задумываемся кому мы доверяем нашу драгоценную жизнь

Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости

Статья из «Музыкальной газеты» Недавно, в,Музыкальной газете, я прочитал(а) биографию, легендарного музыканта, Юрия Морозова. Одержимость творчеством, склонность к уединению наложили отпечаток на характер Морозова, и без того непростой. Он не общался ни с матерью, ни с другими родственниками. Не заводил жены и детей, потому что считал, что они помешают ему творить.Ходил в дешевых поддельных джинсах и морском кителе,зимой - в караульном тулупе,по дешевке куплен у солдатика-крадунца.Морозов не читал советских газет,не слушал радио,не знал звезд офиц эстрады и кино и никогда не платил за проезд в общественном транспорте.Не складывались отношения у Морозова и с большинством собратьев по андерграунду

М.А. Булгаков «Записки юного врача». М.А.Булгаков в повести «Записки юного врача». Герой главы «Морфий» - доктор, со страшной правдой и последовательностью описывал в своём дневнике те шаги, которые приводят к зависимости от наркотиков. Что стало причиной подобного поведения? Халатность или самопожертвование? Ведь он прекрасно осознает, что он делает, может быть, поэтому в предсмертной записке он предостерегает живых от приема наркотиков. Но доктор пытается оправдать свою уже тягу к морфию тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств, чтобы понимать ощущения больных

Акутагава Рюноскэ"Муки ада". Создает психологический портрет старца-художника Есихидэ, очень известного в своих местах - в первую очередь, ужасным, асоциальным характером и соответствующими картинами. Единственное, что радует его глаза - единственная дочь. Однажды правитель заказал у него картину, изображающую Ад и муки грешников в оном. Старик согласился, однако при условии, что для большей реалистичности он увидит смерть женщины в падающей карете. Возможность ему такую предоставили, однако, как оказалось в последствии, женщиной той оказалась его собственная дочь. Есихидэ спокойно работает над картиной, однако по завершению оной, заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, оценивать искусство сквозь мораль стоит, однако оценка эта целиком зависит от собственно идеалов оценивающего субъекта. У Есихидэ была одна ценность - его дочь, которую из-за искусства он потерял. Результат - соответствующий

Тема: Национальная вражда. Эмиграция

Национальная вражда

А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей – чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чём не повинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все народы – братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества.

73). Проблема отношения к родине. Эмиграция. (может ли благородный человек забыть свою родину, если она предала его интересы, и считать родиной страну, куда он эмигрировал?)

Многие выдающиеся поэты уехали из России вынужденно, но навсегда сохранили в сердце Любовь к ней. В стихах русских эмигрантов немало трагизма, горечи, отчаянья.

Так, например, И. А. Бунина оторванность от дома травмировала настолько, что на время заставила замолчать и окрасила написанное им в пессимистические тона. Немногочисленные стихи, созданные в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности, тоски по Родине. Любовь Бунина к родине выше идейных политических распрей. Бунин - эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем

Бесспорно то, что наши соотечественники – эмигранты и изгнанники – на всех изломах судьбы были обращены лицом к России. Несмотря на все тяготы изгнания, они до конца остались верны родине. Это чувство безграничной отеческой любви породило немало замечательных творений. Это “А было недавно, а было давно, И даже могло и не быть…” А. Галичa, И.А. Бунинa «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», стихотворения Цветаевой, Гиппиус, Бальмонтa и многих других. Вынужденные уехать, но не потерявшие чувство Родины и испытывающие к ней чувство Любви, хранящие горстку земли ее всю жизнь, так и трудящиеся добровольно во имя её интересов – это всё люди с высокоразвитой структурой души. Ностальгия – боль по утраченному – такое состояние, которое не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. Вспомним, например, Ф.И.Тютчева, чей гений долгие годы взрастал вдали от Родины. Он был блистательным европейцем, никогда не переставая быть русским