Протестанты. Особенности протестантской веры

Одним из трех главных направлений христианства, наряду с католицизмом и православием является протестантизм. Протестантизм представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных с широким антикатолитическим движением XVI века в Европе, получившем название Реформация. Средневековая буржуазия, борясь против католической церкви, освящавшей феодализм, ставила своей целью не упразднить, а лишь реформировать ее, приспособить к своим классовым интересам.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о Бытии Бога, Его Триединстве, о Бессмертии Души, рае и аде. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Согласно учению протестантства, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

Каждый христианин протестантского вероисповедания, будучи крещеным и избранным, получает "посвящение" на сверхъестественное общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников, то есть церкви и духовенства. Так в протестантизме снимается догматическое различие между священником и мирянином, в связи с чем церковная иерархия упраздняется. Служитель протестантской церкви лишен права исповедовать и отпускать грехи. В отличие от католиков, у протестантов для служителей церкви нет обета безбрачия, отсутствуют монастыри и монашество. Богослужение в протестантской церкви предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Отвергнув Священное Предание, единственным источником вероучения провозглашена Библия. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Великобритании, Нидерландах, Канаде. Мировой центр протестантизма находится в США, где и обосновалась штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и других религиозных направлений. Разновидностью протестантизма являются Лютеранская и Англиканская церкви.

§ 75. Протестантские церкви, возникшие в результате реформаторского движения, довольно многочисленны. Их структура, как национальная, так и религиозная, отличается многообразием. Иерархия лютеранской церкви берет свое начало от предшествующей ей католической иерархии. Она не имеет дипломатических представительств.

§ 76. Англиканская церковь в Великобритании имеет статус государственной церкви. В английском протоколе английским архиепископам и епископам отводятся строго определенные места. Она сохранила иерархию римской католической церкви: архиепископ, епископ, викарный епископ, декан, архидиакон, каноник, пастор, викарий, курат и диакон.

  1. Архиепископы имеют право на обращение "Его Милость".
  2. Епископы имеют право на обращение "Лорд".
  3. Остальных представителей церковной иерархии называют "Преподобие".

В 1054 году после Великого раскола две ветви христианства стали строить свои взаимоотношения с Богом так, как это, с их точки зрения, и должно быть. Через несколько столетий в среде католиков появились те, кто усомнился в чистоте католической веры. Их назвали протестантами. Еще через несколько веков они предъявили свои претензии и Православной Церкви.

Кто такие протестанты и православные

Протестанты – приверженцы религиозного учения Протестантской церкви, которая откололась от Католической в XVI веке вследствие Реформации.
Православные – верующие христиане, которые исповедуют православную веру и принадлежат к Восточной Церкви, образовавшейся вследствие раскола Вселенской Церкви на две ветви – Западную (Католическую) и Восточную (Православную).

Сравнение протестантов и православных

В чем же разница между протестантами и православными?
Православные признают как абсолютный авторитет и Священное Писание и Священное Предание. Протестанты отрицают Предание, называя его человеческим вымыслом.
Православные крестят младенцев, по словам Господа о том, что кто не родится крещения, не наследует жизнь вечную. Но если человек не был крещен в младенческом возрасте, он может принять это таинство и в старшем возрасте. Протестанты крестятся в сознательном возрасте, так как считают, что крещение немыслимо без покаяния, а ребенок не может дать обещание в верности Богу. Если умирает ребенок, утверждают они, то он попадают сразу в рай, так как не имеет греха.
Иконы, крест, мощи святых – безусловная ценность для любого православного христианина. Известны истории создания первых икон – Нерукотворного образа Христа и образов Богородицы, написанных апостолом Лукой при жизни Пречистой. Протестанты считают это идолопоклонством. Они утверждают, что, молясь перед иконой, человек поклоняется не Богу, а изображенному первообразу.
Православные поклоняются Пресвятой Богородице и святым Божиим угодникам. Протестанты отвергают культ Богородицы и не признают святых, так как они были людьми, хоть и праведной веры, а молиться людям нельзя. Кроме этого, они утверждают, что Дева Мария – образ идеальной христианки, кроткой и послушной, но она – не божество.
Православные не берутся сами толковать Библию. Чтобы лучше знать Писание, христианин может обратиться к толкованиям его святыми отцами церкви. Протестанты считают, что человек сам может толковать себе тексты Священного Писания, тщательно изучая их.
Для православного христианина существует двойственное понятие Церкви. Это, во-первых, собрание верующих, обращающих свои молитвы к Богу. Возносить эти соборные молитвы верующие собираются в храме, или, другими словами, в церкви. Храм для верующих православных – святыня, где нет места скверне. Там присутствует Сам Бог.
Для протестантов церковь – невидимое духовное сообщество людей, не стены, и не крыша. Они могут проводить собрания в кинотеатрах, на стадионах и неважно, какое мероприятие проводилось в этом месте перед тем.
Протестанты не признают крестного знамения, так как этому не учит Библия. Для православных крестное знамение – особый знак, символизирующий принадлежность к христианской вере, защита, ограждение от злого. Протестанты не носят нательного крестика.
Протестанты считают, что спасение человека совершилось на Голгофе. Человеку остается только уверовать и с того момента получить полную уверенность во спасении. Неважно, насколько грешную жизнь он вел до этого и, возможно, будет продолжать вести. Православные считают, что жизнь человеку дана для покаяния и нравственного роста. Спасение будет зависеть от этого.
Протестанты отрицают учение о посмертных мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них. Православные постоянно поминают в своих молитвах умерших ранее, существует специальный чин отпевания, а душа, по их мнению, после смерти проходит мытарства.

TheDifference.ru определил, что отличие протестантов от православных заключается в следующем:

Для православных абсолютный авторитет – Священное Писание и Священное Предание. Протестанты признают только Писание.
Православные считают, что для спасения важен личный нравственный подвиг. Протестанты утверждают, что достаточно одной только веры.
Протестанты не признают крестного знамения.
Протестанты толкуют Библию сами, не опираясь на духовный опыт людей праведной веры, как это принято у православных.
Богослужения православные проводят в храмах. Для протестантов место собрания особой роли не играет.
Протестанты отрицают православное учение о мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них.
Протестанты не признают божества Пресвятой Богородицы, святых, а также отрицают иконы и другие знаки христианской символики.
Протестанты не носят нательного крестика. Православные даже в исключительных случаях не снимают с себя креста.
Протестанты крестятся только в сознательном возрасте. Православные крестят даже младенцев.

Деноминация или секта, церковь или...

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

В обществе существует такое явление, как протестантские церкви, или как их часто называют у нас - «секты». Некоторые люди относятся к этому нормально, другие отзываются о них очень негативно. Часто можно услышать, что баптисты, которые относятся к протестантам, приносят в жертву младенцев, а пятидесятники на собраниях выключают свет.

Мы хотим в этой статье предоставить вам информацию о протестантстве: раскрыть историю возникновения протестантского движения, основные доктринальные принципы протестантства, коснуться причин негативного отношения к нему в обществе.

Большой Энциклопедический Словарь открывает значение слов «Секта», «Сектантство», «Протестантизм»:

СЕКТА (от лат. secta - учение, направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

СЕКТАНТСТВО - религиозное, обозначение религиозных объединений, оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Некоторые секты приобрели черты фанатизма и экстремизма. Ряд сект прекращает существование, некоторые превращаются в церкви. Известны: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и др.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

Основной источник вероучения - Священное писание. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Таким образом, протестанты - это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей.

Они являются христианами, и вместе с католиками и православными разделяют основополагающие принципы христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, а также НикеоЦареградский символ веры, принятый Халкидонским собором в 451 году (Смотри вставку). Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь.

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы отличаются. Протестанты превыше всего ценят авторитет Библии. Православные же и католики ценят свои традиции более высоко и верят, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна (17:20-21): «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино...».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСТВА

Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие Церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже - баптистская, пятидесятническая и другие, в том числе харизматическая. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около 600 миллионов протестантов, 900 миллионов католиков и 250 миллионов православных.

На первый взгляд может показаться, что протестанты появились на территории СНГ только с распадом СССР и пришли с Америки. На самом деле, впервые протестанты пришли в Россию еще во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири. За девятилетний период (с 1992 по 2000 год) на территории Украины были зарегистрированы 11192 христианские общины, из которых 5772 (51,6%) - православного и 3755 (33,5%) протестантского направления (По данным Государственного Комитета Украины по делам религии).

Таким образом, протестантство в Украине давно вышло за пределы «группы лиц, замкнувшихся в своих узких интересах», так как более трети всех церквей в стране нельзя назвать «сектой». Протестантские церкви официально зарегистрированы государством, они открыты для всех и не скрывают свою деятельность. Основной их целью остается донести людям Евангелие о Спасителе.

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечанием Иисуса в Евангелии от Матфея (15:3, 6): «...Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?... Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

КРЕЩЕНИЕ

Протестанты верят в утверждение Библии, что крещение должно следовать только за покаянием (Деян.2:3) и считают, что крещение без покаяния бессмысленно. Протестанты не поддерживают крещение младенцев, так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла. Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф. 19:14). Протестанты основываются на том, что в Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев, тем более, что даже Иисус ждал своего крещения до 30 лет.

ИКОНЫ

Протестанты считают, что десять заповедей (Исх. 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» . В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ

Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил нас молиться говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Матф. 6:9). К тому же в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю, основывая это на Второзаконии (18:10-12), где говорится: «Не должен находиться у тебя... вопрошающий мертвых» . Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1-я Пар. 10:13-14).

ДЕВА МАРИЯ

Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого являются Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца» , и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Матф. 12:46, 13:55-56, Марк. 3:31, Иоан. 2:12, 7:3). Но они не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она назвала Бога своим Спасителем; если бы Мария была без греха, ей не нужен был бы Спаситель.

ЦЕРКОВЬ

Протестанты верят, что есть только одна истинная Церковь, но не считают, что она является частью какой-либо организации, созданной человеком. Эта истинная Церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от того, к какой конфессии они относятся.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Протестанты уважают и ценят учения отцов Церкви (церковных руководителей, живших после апостолов), когда эти учения находятся в согласии с Писанием. Это основано на том факте, что часто отцы Церкви не согласны друг с другом.

МОЩИ СВЯТЫХ

Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, что христиане должны почитать тела умерших.

СУТАНЫ И ТИТУЛ «ОТЕЦ»

Протестантские служители не носят сутан потому, что ни Иисус, ни апостолы не носили какой-то специальной одежды. В Новом Завете на этот счет также нет никаких указаний. Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле...» , что, по их мнению, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И КРЕСТ

Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они также не учат этому. Протестантская и католическая Церкви, в отличие от православной, предпочитают использовать простой крест.

ИКОНОСТАСЫ

Протестанты и католики верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое Святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Матф.27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены.

МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» . Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих. Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Кор.3:16).

Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах: в школе (Деян.19:9), в еврейских синагогах (Деян.18:4, 26;19:8), в еврейском храме (Деян.3:1), и в частных домах (Деян.2:46; 5:42; 18:7; Филип.1:2; 18:7; Кол.4:15; Рим.16:5 и 1-е Кор.16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деян.16:13), в уличной толпе (Деян.2:14) и на площади (Деян.17:17). Нет ни одного свидетельства в Библии, что первые христиане проводили богослужения в церковном здании.

ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОТЕСТАНТАМ

Официально православие пришло на территорию нынешней Украины в 988 году, тогда правители Руси ввели православное христианство как государственную религию. Намного раньше ученики Христа приходили на землю скифов с целью донести Благую весть о Спасителе для варварских народов. Самым известным является приход в Киев ученика Иисуса - Андрея, которого в народе назвали «Первозванный». В то время не существовало разделения христианства на Римское и Византийское, то есть на католическое и православное, и Андрей представлял вполне протестантские взгляды - проповедовал, основываясь только на слове Божьем; проводил собрание везде, где была возможность, (церквей еще не было); крестил только взрослых.

С укреплением позиций православной церкви на Руси, а затем и в царской России, все неправославное перешло в ранг противогосударственного. Сначала это было связано с войнами, в которых католики воевали против православных, а затем - с укреплением власти государя, так как управлять одним вероисповеданием намного проще, чем несколькими. Протестантов или «иноверов» высылали в отдаленные регионы, а все, кто оставался, скрывались от гонений. Власть и руководство православной церкви всячески поощряло унижение прав других вероисповеданий.

После 1917 года новая власть попыталась полностью избавиться от «опиума для народа» путем разрушения церквей и физического уничтожения верующих. Но после определенных трудностей и недовольства населения, власть советов оставила для существования только одну церковь - православную. И протестанты, вместе с католиками, греко-католиками, представителями других деноминаций или отбывают срок в лагерях, или прячутся от власти. В таких условиях единственным способом для проведения собраний протестантов стали дома и подвалы, а для защиты от глаз «доброжелателей» выключали свет. В это же время, для дискриминации антигосударственных вероисповеданий в прессе и среди народа распространяются истории о жертвоприношениях баптистов, низком культурном и образовательном уровне пятидесятников, колдовстве харизматов и другое. Тем самым, в обществе десятилетиями подсознательно воспитывалось негативное отношение ко всему неправославному. И теперь людям очень трудно преодолеть эти негативные стереотипы и принять протестантов как христиан.

Теперь, когда Вы знаете историю протестантского движения, его основные доктринальные принципы, понимаете причины негативного отношения к протестантству в обществе, Вы можете сами решить принимать или нет протестантов как христиан. Но сегодняшний день говорит следующее: протестанты - это 3755 церквей на Украине за 9 лет!

Да, они имеют отличия от привычной православной церкви в некоторых вопросах, но цель и у православных, и у католиков, и у протестантов одна - проповедовать Евангелие и приводить людей к Спасению. И протестанты справляются с ней в последнее время все лучше. Именно протестанты проводят массовые евангелизации и собрания, на которых все больше и больше людей приходит к Иисусу Христу. Именно протестанты через все виды средств массовой информации говорят людям о Спасителе.

Основывая свое служение непосредственно на Библии, протестанты предоставляют людям еще один путь ко Христу, путь к спасению. Исполняя поручение Иисуса Христа, протестанты приближают Его Спасение!

Роман КОТ

газета «Слово Пробуждения »

При написании статьи использованы материалы:

Единств. источник веры - Свящ. Писание.

Очевидно, что источник веры для протестантов - это информация, к-рую можно почерпнуть только из 1 книги - Библии. Для православных источником веры явл-ся живые, не прекращающиеся на протяжении 1000­летий отношения христиан. общины с Богом. Эти отно­шения породили все Предание, в том числе и Библию, и толь­ко став участником этих отношений, можно в полноте по­нимать то, что ими порождено. Нек-рые ответвления протестантизма вынуждены аллегорически (Аллегорический - иносказательный.) трактовать тексты Свящ. Писания, т.к. иначе становится невозможным примирить Библию с их вероучением.

Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявл-ся в добрых делах.

Тезис о спасении только верой был рожден в споре с современными Лютеру католич. представлениями о том, что спасение можно заслужить, совершая какие-нибудь дела: милостыню, паломничество и т.д. При этом протестан­ты упустили из виду то, что спасение - это наше приближе­ние к Богу в покаянии, верности и любви, к-рые достига­ются большими усилиями, как о том сказал Сам Христос: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие уси­лие восхищают [т.е. приобретают] его» (Матфей, 11:12).

Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившемуся спасению ничего прибавить уже нельзя. Поэтому мона­шество отвергается.

Безусловно, спасение здесь понимается как внешнее по отношению к человеку решение Бога. Такое понимание пол­ностью заимствовано из юридич. католич. представлений. Разница лишь в том, что это решение теперь не нужно зарабатывать. Спасение, согласно опыту Церкви, - это вхождение человека в жизнь Бога, а не принятое свыше решение. Такому приближению к Богу посвящено, прежде всего, монашество. Разочарование Лютера в современном ему монашестве говорит о потере католич. монашест­вом истинных ориентиров. Поэтому-то Лютер и не нашел в своем монастыре успокоения - видимо, там не было духа любви Божией, к-рая преисполняет всех истинных мона­хов.



Поскольку все уверовавшие спасены, молитва об усопших отменяется.

Таким образом разделяется единая Церковь живых и усопших, где все молятся обо всех. Но мы имеем бес­численные свидетельства помощи усопшим молитвой и по­миновением их на Литургии и даже до извлечения из ада.

Протестантизм не верит в незыблемость единой Церкви, хранящей апостольское преемство. Все истинно верующие христиане - святые и свящ-ки. Поэтому почитания свя­тых и таинства священства нет. Каждая протестант. цер­ковь по-своему определяет выборы и назначение пресви­теров, т.е. тех, к-рые возглавляют богослужение об­щины и говорят проповедь.

Желая восстановления апостольской чистоты веры, про­тестанты на деле отказались от апостольского преемства.

Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) - разрешение от грехов.

Только Лютеранство сохранило веру в то, что в хлебе и вине Причастия реально присутствуют Тело и Кровь Спаси­теля. Все остальные протестанты считают, что в их причаще­нии действительного Тела и Крови Христа нет, а есть только символ. Окончательный разрыв протестантов с Преданием приводит их к полной утрате ощущения того, ради чего во­плотился Христос, - действительного присутствия на всем протяжении человеческой истории Тела Христова как При­частия и Церкви.

Все протестанты претендуют на то, что они воспроизводят жизнь христиан апостольских времен.

Это достигается «перепрыгиванием» в прошлое через все Предание. Перепрыгиванием, в действительности, к иде­ям основателя того или иного протестант. течения. Историч. Церковь отвергается, ее пытаются умо­зрительно подменить некоей «невидимой» истинной Церковью, якобы таинственно существовавшей в веках.

На молитвенных собраниях протестантов главное место отво­дится проповеди. Все церковн. благолепие: иконы, древние пес­нопения, облачение свящ-ков, торжественность богослуже­ния, украшение храма и многое др. - было устранено.

Протестанти́зм - 1 из 3, наряду с православием и католицизмом главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолич. движ-ем 16 в. в Европе.

В настоящ. время существуют:

1. консервативная форма протестантизма,

2. либеральная форма протестантизма

Протестантизм возник в средневековой Европе в качестве оппозиции к Католич. Церкви, в ходе движ-я Реформации, идеалом к-рой было возвращение к апостольскому христианству.

По мнению сторонников Реформации, католичество отошло от первоначальных христиан. принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

Вождём религиозн. революции стал Лютер. 1-е открытое выступление Лютера против церковн. политики состоялось в 1517 г. - он публично осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немец. князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Лютера. Но 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ на это 6 князьями и 14 свободными городами Свящ. Римск. империи на рейхстаге в Германии был подан «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолич. конфессий - «протестантизм».

Протестантизм разделяет общехристиан. представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католич. учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единств. источником христиан. вероучения, её изучение и применение в собств. жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Свящ. Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, наск-ко оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых др. религиозн. учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения.

Протестантизм определил принципиальными 3 положения:

1. спасение личной верой,

2. священство всех верующих,

Окончательное формирование протестант. богословия произошло к серед. 17 в., и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

· Гейдельбергский катехизис 1563 г. (Германия)

· Книга Согласия 1580 г. (Германия)

· Каноны Дордрехтского Синода 1618-1619 г.г. (Дордрехт, Нидерланды)

· Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 г.г. (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов:

1. ортодоксальная теология 16 в. (Лютер, Кальвин, Цвингли, Меланхтон),

2. непротестант., или либерал. теология 18-19 вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак),

3. «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после 1-й мир. войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман),

4. радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после 2-й мировой войны (Д. Бонхеффер).

Характерной чертой классич. протестант. богословия явл-ся строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

В разных протестант. направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их 2 -крещение и причащение. В др. случаях за этими действиями признаётся только символич. смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и проч. подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (7 Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов свободны от пышного убранства, образов и статуй, что происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, к-рое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, к-рому нек-рые направления (напр., лютеране) придают особое значение.

Наиболее фундаментальным недостатком протестант. доктрины православные и католики считают отрицание той роли Свящ. Предания, к-рую оно имеет в православии и католицизме. По их мнению, благодаря Свящ. Преданию Св. Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нов Завета. Др. словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания, по которым они были приняты . Сами же протестанты отрицают роль Свящ. Предания в формировании канона, считая, что канон был сформирован под руководством Духа Св.

Многие католики и православные считают, что протестанты отвергают Свящ. Предание полностью . Но это характерно не для всех протестантов. В реальности скрупулёзно следуют исключительно Свящ. Писанию только меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов. Большинство протестантов, признающие определённую роль Свящ. Предания в христианстве, при этом на 1-е место ставят Свящ. Писание, а не Свящ. Предание в качестве толкователя Свящ. Писания. Предания же, противоречащие Писанию (у разных деноминаций понимание этих противоречий различно), в расчёт не принимаются.

Учение протестантизма: душа человека спасается только лишь через веру в Иисуса Христа как своего спасителя, (лат. Sola fides) и через благодать Божью, которая выражается в том, что Иисус умер за грехи каждого человека, а не посредством добрых дел (Библия, Иаков 2:17-20) , католиками и православными отвергается.

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства. Отсутствие апостол. преемства не признаётся самими протестантами, напр., апостольское преемство есть у Англикан. церкви и у лютеран. церквей всех скандинавских гос-в, т.к. церкви в этих странах образовались путём отделения местн. епархий (вместе с епископами, свящ-ками и паствой) от РКЦ. По мнению многих протестантов, апостольское преемство само по себе явл-ся необязательным или же обязательным, но не единств. условием Церкви Божией, - известны случаи, когда и православ. епископы становились раскольниками и создавали собств. церкви.

Протестанты не признают деяний 3-7 Вселенских соборов . Де-факто все протестанты признают решения 2 первых Вселенских соборов: 1-го Никейского и 1-го Константинопольского, являясь тринитариями и исповедуя Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры. Именно поэтому мормоны и Свидетели Иеговы не относят себя к протестантам (по той же причине остальные протестанты не считают их христианами).

Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых. Монастыри есть у лютеран и англикан, не отрицаются этими конфессиями также святые и иконы, но нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.

По мнению православ. критиков, отсутствие Таинств, характерных для православия, делает протестант. религию «неполноценной, ущербной и нестабильной» , приводит протестантизм к дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму (развившемуся в протестант. Странах).

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит вовсе не от слова ПРОТЕСТ. Тут просто совпадение в русском языке.

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий).

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций.

Более подробно нужно остановиться на вопросе. Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия — Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:

Апостольский
Верую в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Господа нашего, который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса, сидит одесную Бога Отца всемогущего, оттуда придёт судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь.

Халкидонский
Последуя Святым Отцам, мы согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы — по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) то предал нам символ отцов.

Никео-Цареградский
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтие Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь

Афанасьевский
Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую [кафолическую] христианскую веру.Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель.
Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве,не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества.
Ибо одна Ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух Святой.Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава [всех Ипостасей] одинакова, величие [всех Ипостасей] вечно.
Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой.Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен.
Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим.Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен.
И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным [Божеством].Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый.
Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ.Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий.
Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог.Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.
Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь.И все же существуют не три Господа, но один Господь.
Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и всеобщая [кафолическая] вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным.
Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден.Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит [от Них].
Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других,
но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве.И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице.
Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа.Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком.
Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от естества матери Своей рожденным в должное время.Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом.
Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности.Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом.
Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога.Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси.
Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос,Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день;
Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях.
И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло — [будут посланы] в вечный огонь.
Это — всеобщая [кафолическая] вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения.

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма.

1. Sola Scriptura — «Только Писанием»
«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide — «Только верой»
Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий . Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia — «Только благодатью»
Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.
В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus — «Только Христос»
С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.
Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).
Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria — «Слава только Богу»
Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты: «Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно — от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой — Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.