Разрядка мировой напряженности. Разрядка международной напряжённости. Политические предпосылки разрядки

1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды «холодной войны» начали таять.

Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил «восточную политику» своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от JI. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус «вольного города», не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты в состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.

Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта - 9 апреля 1971 г.).

Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем «корзинам» вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

30 июля Ц 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап - совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В 1977 г. эти принципы были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. - Мадридская встреча, в 1988- 89 гг. - Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, «духа Ялты». Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина «отбрасывания социализма» потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.

Хельсинкское совещание стало символом разрядки международной напряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки стали советско-американские договоры и

соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшем уровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визита президента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в «Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», подписанных JI.

И. Брежневым и Р. Никсоном. «Основы» регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических, научно- технических и культурных связей двух стран.

В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший потолок, выше которого нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты на подводных лодках, стратегические бомбардировщики). Тогда же был заключен договор и по противоракетной обороне (ПРО). Согласно этому документу СССР и США закрепили за собой право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных для них районах.

В1974 г. к договору по ПРО был подписан дополнительный протокол, сокративший количество таких зон до одной с каждой стороны. США выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд- Форкс, а СССР - Москву, т.е. руководство США решило прикрыть средства нападения, а руководство СССР - многомиллионную столицу. Тем не менее в 1987 г. сквозь сито этой зоны беспрепятственно, с подозрительной легкостью пролетел и приземлился у Красной площади западногерманский пилот-«любитель» М. Руст.

В1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в области ядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй Регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях.

Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизивший потолок допустимого наращивания указанного оружия.

Эффективность договоров 1974,1976 и 1979 г. была снижена тем, что они не были ратифицированы, но тем не менее соблюдались обеими сторонами.

Научно-техническим символом разрядки международной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США «Союз» - «Аполлон» в 1975 г. Советские руководители и лично JI. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и «колесо истории нельзя повернуть вспять». Они заблуждались, выдавая желаемое за действительное.

В начале 80-х годов усилиями обеих сторон разрядка была свернута, льды «холодной войны» сомкнулись. Первым признаком дестабилизации двусторонних отношений во второй половине 70-х годов стала повышенная активность президента США Дж. Картера в борьбе за права человека в СССР в ущерб экономическим отношениям двух стран.

Этапы и итоги перестройки.

Характер перестройки (1985-1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис (подробнее см. билет № 21). При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985-1986, 1987-1988, 1989-1991 гг.

1985-1986гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством - знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер (государственная приемка продукции). Одновременно произошло обновление высшего партийного и государственного аппарата. Наметились сдвиги во внешней политике. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик.

Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы.

1987-1988гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование - в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной плат±л. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий Шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора).Существенных сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление при этом росло. Горбачев при^ нял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20-30-х гг. («Мы» Е.И.Замятина, «Котлован» А. П. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка), книги Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Н. Рыбакова («Дети Арбата»), В. С. Гроссмана («Жизнь и судьба»), сочинения старых и новых эмигрантов («Окаянные дни» И. А. Бунина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, «Маленькая повесть» В. П. Некрасова, «Верный Руслан» Г. Н. Владимова, «Семь дней творения» В. Е. Максимова), публицистические статьи И. Клямкина, О. Лациса, Г. Попова, философские опусы Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина... На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к истории России: общество требовало «знать всю правду» о прошлом. С 1987г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия А. Н. Яковлева»). Были реабилитированы Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными приговоры внесудебных «троек», репрессии в отношении крестьян периода коллективизации.

Общество решительно выступало за углубление реформ, голоса консерваторов в рядах КПСС тонули в требованиях ускорить преобразования. В 1988г. XIX партконференция одобрила курс на создание правового социалистического государства, проведение на альтернативных началах выборов в новый высший орган власти - Съезд народных депутатов.

В 1987г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов (вывод советских войск из Афганистана, 1988).

1989-1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Интерес к этим трансляциям был огромен: выступления депутатов А. Д. Сахарова, А. А. Собчака, Ю. Н. Афанасьева, Б. Н. Ельцина, Ю. А. Власова и др. становились фактом общественно-политической жизни. Между тем к 1990-1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.

Уже в 1989 г. возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.). В 1990г. под мощным общественным давлением пленум ЦК КПСС предложил изъять из Конституции СССР статью о руководящей и направляющей роли партии. Между тем внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый отток из рядов КПСС.Резко обострились отношения центра и союзных республик. 1990-1991 гг. были отмечены так называемым «парадом суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. Горбачев пытался действовать силой (события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и др.), но остановить процесс уже не мог. В 1991 г. состоялись выборы президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.

В 1989-1990гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД.

Резко ухудшалось положение в экономике. Реформы приводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990г., по существу, была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение.

В этих условиях консервативное крыло в КПСС и государственном аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева, в 1990 г. избранного Съездом народных депутатов президентом СССР, от власти и не допустить подписания нового союзного договора. 19 августа было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. У стен Дома правительства собрались десятки тысяч москвичей. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.

В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом.

Перестройке суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах. О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие года была КПСС, стремления национальных элит к независимости. Глобальные последствия распада СССР определит история.

В 1970-е гг. острота противостояния между советским и запад-ным блоками снизилась этот процесс принято называть «разрядка международной напряжённости ». СССР и США, втянутые в локальные кон-фликты в разных концах мира, нуждались в передышке. Кроме то-го, новый советский лидер Л. И. Брежнев не испытывал стремления к необдуманным начинаниям за пределами «традиционной» совет-ской сферы влияния. К тому же СССР уже начинал испытывать за-висимость от закупок западных товаров, а Запад — от советской нефти. СССР догнал США в ядерной сфере, а американцы, выса-дившись в 1969 г. на Луне, продемонстрировали свою мощь в вопро-се исследований космоса. Определённый кризис в этот период ис-пытывали оба блока — и НАТО, и ОВД. (Румыния занимала особую позицию в ОВД, а Франция в 1960-е гг. покинула ряды военной ор-ганизации НАТО, Испания ограничила деятельность американ-ских ВВС в своей стране после аварийного сброса четырёх термо-ядерных бомб над испанским селением Паломарес в 1966 г.) Прави-тельство социал-демократов в ФРГ изъявило готовность признать нерушимость границ на востоке.

Годы снижения международной напряжённости сменялись опас-ными моментами взаимного противостояния. Новый виток напря-жённости пришёлся на конец 70 — начало 80-х гг. Ввод советских войск в Афганистан стал концом разрядки. Гонка вооружений во-зобновилась с новой силой. Американцы инициировали разработку программы космической противоракетной обороны, крайне беспо-коившую СССР, который не обладал достаточными средствами для отпора в космосе.

Договоры ОСВ-1 и ПРО

В итоге в 1970-е гг. начинается постепенная разрядка междуна-родной напряжённости — политика, направленная на снижение аг-рессивности противостояния социалистических и капиталистиче-ских стран. Ещё в 1967 г. были начаты консультации о возможности снижения размаха гонки вооружений, завершившиеся подписани-ем договоров ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений) и ПРО (ограничение систем противоракетной обороны) в 1972 г. В них СССР и США устанавливали максимальное количество ракетных пусковых остановок, включая морские. Договор ОСВ-1 действовал пять лет, договор о ПРО обладал неограниченным сроком дейст-вия. Была фактически «заморожена» существующая структура груп-пировок баллистических ракет наземного базирования. Страны взяли на себя обязательство не создавать более двух районов проти-воракетной обороны (расчёт делался на то, что если нельзя защи-щать себя в полной мере, то и готовность к нанесению ядерного удара тоже снизится).

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

Важнейшим достижением «разрядки» стало также Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. , состоявшее-ся в городе Хельсинки. Оно увенчало собой переговоры между социалистическим лагерем и странами Запада, начавшиеся ещё в 1960-е гг. СССР, и его союзникам удалось добиться признания принципа нерушимости границ (а значит, сложившихся террито-рий стран Восточной Европы, включая ГДР), согласившись в ответ признать принцип прав человека и право на свободный обмен ин-формацией и контакты между людьми. Фактически заключитель-ный акт совещания (1 августа 1975 г. ) был равносилен послевоенно-му мирному договору. В Москве его расценили как триумф совет-ской дипломатии, а 10 принципов акта были даже включены в текст новой Конституции СССР в 1977 г. В Советском Союзе действитель-но был принят ряд мер по облегчению процедуры въезда и пребы-вания в стране иностранцев, но принципы прав человека в отноше-нии собственных граждан СССР соблюдать не стремился; это встре-тило жёсткую критику со стороны Запада.

Договор ОСВ-2

До 1979 г. продолжались переговоры об ограничении стратеги-ческих вооружений, приведшие к заключению Договора ОСВ-2 . Он предусматривал ещё большее сокращение ракет и стратегиче-ских бомбардировщиков и сдерживание процесса модернизации стратегического вооружения. СССР и США обязались не развёрты-вать ракеты на мобильных пусковых установках. Однако в силу этот Договор так и не вступил. Материал с сайта

Лидеры США и СССР Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают Договор ОСВ-2

Завершение холодной войны (1985-1991 годы)

Очередной этап в истории международных отношений начался в середине 80- гг. XX в. Согласие советского руководства на объеди-нение Германии, начало вывода советских войск из ГДР, Чехослова-кии, Венгрии, политический диалог с Соединёнными Штатам по вопросу о разоружении стали новыми веяниями во внешней поли-тике. В феврале 1988 г. был начат вывод советских войск из Афгани-стана. В 1990 г. стало возможным мирное объединение двух немец-ких государств . 1 июля 1991 г. произошёл роспуск Организации Варшавского договора. Все эти усилия на практике вели к прекра-щению «холодной войны».

В США окончание «холодной войны» связывают с распадом СССР в декабре 1991 г. Это событие было интерпретировано амери-канскими политологами как «победа в долгом противостоянии».

На этой странице материал по темам:

  • Разрядка международной напряженности кратко

  • Разрядка международной напряженности в 1970-х гг презентация

  • Процесс разрядки в 1980-е гг

  • Какие факторы обеспечили переход к разрядке международной напряженности

  • Презентация - международные отношения в 1970-1980 гг

Вопросы по этому материалу:

Разрядка международной напряженности (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагеря. Термин появился в начале 70-х годов XX века и является калькой с французского détente, однако часто используется пприменительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 60-х до конца 70-х годов.

Политические предпосылки разрядки

К второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения совершили в 1969 г. , продемонстрировав свой выигрыш - или догнав СССР - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании привели к выходу в из состава этой организации. произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик Б-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх над испанским селением Паломарес . После этого инцидента отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобнавлении этого договора в окончились неудачей.

США

Восток

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

  • 1967
    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента "Союз - Аполлон".
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина с президентом США Л.Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • 1969, 17 ноября, : начало переговоры между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • 1971, 30 сентября, подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
  • 1972
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
      1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
      2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
      3. документ "Основы взаимоотношений между СССР и США";
      4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
      5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
      6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
      7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);
      8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
    • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
      1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
      2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
      3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.

Культурное и экономическое сотрудничество

Окончание разрядки

  • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского , а сам он убит. Начало .
  • 1980
    • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
    • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву.
    • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера "новой ядерной стратегии", сформулированной в президентской директиве №59.
  • 1981
    • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.
    • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
    • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов "Аэрофлота" в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

При президенте США Р. Никсоне, находившемся под сильным влиянием своего госсекретаря Г. Киссинджера, кото-рого и считают главным архитектором политики разрядки.

На сло-вах Никсон и Киссинджер высказывались за многополярный мир без господствующих блоков, на деле же они часто отступали от схемы, стремясь к американскому доминированию. Киссинджер считал, что военного превосходства над СССР добиться уже невоз-можно, да это и не является целесообразным, поскольку никакой стратегической выгоды это не даёт. Следовало стремиться к разум-ной достаточности в области вооружений.

В 1971 г. СССР обошёл по числу стратегических ракет США. Америка перестала быть ведущим экспортёром оружия, отойдя на третье место после Советского Союза и Франции — современных производителей, соревновав-шихся в продаже смерти в мегатоннах.

СССР

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев являлся сторон-ником соглашения с США, позволявшего остановить дорогостоящую гонку вооружений. Это было важно для СССР, поскольку перед стра-ной стояла грандиозная задача повышения уровня благосостояния советского народа. Конфликт с Китаем стал для советского руко-водства ещё одной веской причиной для сближения с Западом.

10 апреля 1970 г. 80 стран подписали договор, запрещавший производство и применение биологического оружия.

В 1970-1973 гг. был подписан ряд договоров между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией и ГДР, по которым признавалась неру-шимость послевоенных границ в Европе и суверенитет ГДР. Кроме того, было заключено четырёхстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину, по которому он не являлся частью ФРГ и имел собственное управление.

Это был период улучшения советско-американских отношений. Так, в мае 1972 г. впервые в истории состоялся визит президента Никсона в Москву, а затем ответный визит Л. И. Брежнева в США. В 1972-1974 гг. между Советским Союзом и Соединёнными Штата-ми было заключено несколько соглашений об ограничении систем стратегических наступательных вооружений. Все эти события соз-дали условия для общеевропейского диалога о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне — ОБСЕ ).

Хельсинкские соглашения

1 августа 1975 г. в Хельсинки главами 33 европейских государств , а также США и Канады был подписан Заключительный акт, в котором подтвержда-лась незыблемость послевоенных границ и провозглашались 10 принципов, дополняющих в ряде пунктов Устав ООН. Для наблю-дения за исполнением решений были созданы хельсинкские группы, сыгравшие значительную роль в пробуждении общественного созна-ния в Восточной Европе. Страны договорились о проведении регу-лярных встреч для проверки выполнения хельсинкских положений.

В период разрядки международной напряжённости продолжа-лась борьба двух военно-политических блоков за преобладание в странах «третьего мира ». По-прежнему крайне сложной остава-лась обстановка на Ближнем Востоке. На рубеже 1970-1980-х гг. произошёл поворот от разрядки к конфронтации. Поводом к свёртыванию процесса разрядки международной напряжённости стало обострение противостояния между США и СССР, которое проявилось в их борьбе за влияние в странах «третьего мира». Материал с сайта

СССР

Активная под-держка так называемых социалистических режимов в Анголе, Мо-замбике, Эфиопии, Никарагуа рассматривалась советским руко-водством как углубление «мирового революционного процесса». В Соединённых Штатах эти события воспринимались как пораже-ние демократии , как следствие разрядки, которой воспользовался СССР для распространения своего влияния. Взятый советским пра-вительством курс на форсированное развитие военной промыш-ленности, размещение в странах Организации Варшавского догово-ра новых ракет негативно отразился на разрядке. Поворот к кон-фронтации был вызван и внешнеполитическими акциями СССР: ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, введение в 1981 г. военного положения в Польше.

США

Свою долю вины за провал разрядки несут и США. В январе 1980 г. была выдвинута доктрина Картера, согласно которой рай-он Персидского залива объявлялся зоной американских интересов. Это означало, что для их защиты будут использованы любые, в том числе и военные, средства. В противовес советским ракетам на территории Великобритании, ФРГ, Италии были размещены аме-риканские ракеты. Приход в Белый дом Р. Рейгана с его крайне жёстким курсом в отношении СССР и крупномасштабной програм-мой гонки вооружений окончательно похоронил разрядку. Начал-ся новый период конфронтации.

Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.?

Особенности советского строя: тоталитаризм, вера и активное использование административных способов управления, плановая экономика влияли на внешнюю политику таким образом, что руководство СССР во внешней политике, так же как и во внутренней, пыталось действовать с позиции силы. Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

Назовите причины непродолжительности периода разрядки.

Советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось её закрепить. Причём оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Вот почему разрядка оказалась недолгой.

1. Раскройте роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя борьба за освобождение от португальских ко¬лонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

3. Приведите примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряжённости в 1960- 1970-х гг.

1. Предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и его проведение

2. В мае 1972 г первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Москву: подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).

3. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

4. Подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.

4. Что такое «доктрина Брежнева» и как она проявлялась?

«Доктрина Брежнева» проявлялась в мероприятиях по разрядке международной напряженности

5. Расскажите о развитии отношений между СССР и США в 1970-х - начале 1980-х гг.

Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне.

Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, режимы в СССР и в союзных ему странах способны сохранять свою силу лишь в условиях жёсткого военного и политического противостояния, а в условиях нормализации отношений будут ослаблены.

На рубеже 1960-1970-х гг. начался период, получивший название «разрядка международной напряжённости».

В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Состоялись визиты Президента США Р. Никсона в СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС СССР Л. Брежнева в США.

Подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

Уже с начала 1960-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демо¬кратической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М.X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.

Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

Разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека в СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на терри¬тории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён.

6. Почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай?

Проблемы отношений с Китаем обусловлены в основном большей или меньшей самостоятельностью страны в проведении внутренней и внешней политики. Руководство ССССР пыталось диктовать китайским товарищам как руководить страной и как строить отношения с другими странами. С конца 1960-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе.

Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, особенности» - см. после §28

2. Познакомьтесь с «Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки. Оцените значение данного документа для преодоления «холодной войны». Почему Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира?

«Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки закреплены межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;

в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира потому, что в этих странах были разные политические и экономические системы.

Влияние на развитие советской внешней политики министра иностранных дел в 1957-1985 гг. А.А. Громыко оценивается очень высоко всеми участниками дипломатических отношений и даже его оппонентами.

Знавшие Громыко дипломаты и сотрудники советских спецслужб отмечали, что по складу характера Андрей Андреевич был весьма замкнутым во всём, что касалось его личной жизни. Поэтому приглашение к нему на дачу на обед для обсуждения дипломатических вопросов являлось редким исключением. По свидетельству Вячеслава Кеворкова, такие встречи обычно касались сугубо конфиденциальных даже по мидовским меркам вопросов и проходили на уютной веранде загородного дома Громыко. Жёсткую и мрачноватую манеру министра вести переговоры Кеворков охарактеризовал так: «К встрече с Громыко, как к смерти, живого человека подготовить нельзя».

В официальной биографии, изданной в 2002 году МИД РФ под редакцией министра Игоря Иванова, говорится о больших заслугах Громыко перед советским государством, о том, что он снискал уважение даже у своих политических оппонентов, а в дипломатических кругах Громыко называли «патриархом дипломатии». Вместе с тем Громыко назван «продуктом своей эпохи, её порядков и представлений», отмечается «отсутствие того блеска и дипломатического изящества, которым отличались его предшественники Чичерин и Литвинов». Указано на «ошибки и заблуждения Громыко, присущие советским деятелям его поколения», «промахи и неверные решения». Это касается, прежде всего, таких драматических страниц советской истории, как ввод войск в Чехословакию (1968) и в Афганистан (1979). В истории подавления «Пражской весны» Громыко, который вошёл в Политбюро ЦК КПСС и стал влиять на ключевые государственные решения только с 1973 года, отвечал лишь за внешнеполитическое прикрытие акции. В 1979 году Громыко уже сам разделил политическую ответственность за вторжение в Афганистан с Брежневым, Андроповым и Устиновым: если в марте он ещё возражал, то в декабре по неясным до сих пор причинам уступил давлению коллег по Политбюро, принявших решение о вводе войск.

19 октября 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал Громыко «великим дипломатом советской эпохи»; отмеченное в западной прессе сравнение с Громыко оценил как лестное для себя

4. Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.

Взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем страны прямая:

поддержка развивающихся стран, гонка вооружений, сохранение блока социалистических стран требовало больших финансовых затрат. Следовательно, эти средства не поступали на нужды развития страны.

Нашли отражение в плакатах тех лет такие темы и проблемы:

Разрядка международных отношений

Борьба за мир

Противостояние двух систем

6. «Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешён афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий» (из открытого письма А.Д. Сахарова). Почему учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане? Сравните афганский конфликт с Карибским кризисом 1962 г.

Учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане потому, что был убежден, что все международные конфликты в условиях существования атомного оружия должны разрешаться дипломатическими средствами. Кроме того, Афганистан – территория, которая за всю свою историю никогда никем не могла быть завоевана (потребуется много средств и сил для его покорения), это – ключевая территория с точки зрения торговых путей, связующая территория между востоком и Западом. решение афганской проблемы означало нормализацию отношений между Западом и Востоком.

Несмотря на это, афганский конфликт не сравним по напряженности с Карибским кризисом, потому что в Карибском конфликте существовала реальная угроза применения ядерного оружия.