Образец пояснения в ифнс. Как написать пояснение на требование налоговой инспекции

В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций входит пояснительная записка к бухгалтерскому балансу-2017. Образец этого документа отсутствует, поэтому его можно составить в произвольной форме. В ней бухгалтер описывает наиболее важные изменения, произошедшие за отчетный период, и характеризует финансовое положение на конец года. Как это сделать правильно, узнаете из этой статьи.

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено обязательное предоставление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу в составе годовой отчетности. Однако, в большинстве случаев без нее не обойтись. Никаких особых требований к этому документу не предъявляется, но составить его желательно без ошибок. Ведь при несоответствии данных с указанными в самом отчете у налоговой службы могут возникнуть вопросы. Давайте посмотрим, кто, когда, зачем и в какой форме должен составлять пояснения к бухгалтерскому балансу?

Пояснения к бухгалтерскому балансу и записка — не одно и то же

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, образец которой можно увидеть в этой статье, не заменяет собой пояснения к бухгалтерскому балансу. В силу ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», последнее понятие, по сути, расшифровывает отдельные отчетные формы:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • другие отчетные формы и приложения в составе бухгалтерской отчетности.

Тогда как записка представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в организации. В ней могут быть как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и отчета о финансовых результатах. Согласно статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 и пункту 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. В частности, пунктом 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2 в виде отдельных отчетных форм и общей пояснительной записки. Хотя никаких определенных требований к форме и содержанию этого документа чиновники не выдвигают, сдавать с балансом пояснительную записку необходимо всем организациям.

Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые имеют право составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они обязательно должны предоставить всего две обязательных формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровывать значения и описывать свое финансовое положение им при этом не обязательно. Однако, если возникнет такое желание, составить этот документ не возбраняется.

Кому и для чего нужна пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности

Образец этого важного документа необходим всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ можно включать исходя из конкретных пожеланий, например, совета директоров, а также исходя из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года. К примеру, если налог на прибыль за отчетный период оказался значительно ниже предыдущего, имеет смысл описать причины этого в пояснительной записке, так как налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их объяснить. Предвосхитив это желание, можно избежать не только лишних вопросов со стороны налоговиков и вызовов на «ковер» в инспекцию, но и выездной проверки, которая может быть назначена в рамках камеральной.

Какая информация должна быть в пояснительной записке

Законодательные требования к содержанию этого документа отсутствуют. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет не только состав и полноту данных в ней, но и то, в каком виде их удобнее предоставить:

  • простого текста;
  • диаграмм;
  • таблиц;
  • схем;
  • графиков.

Существует общий план этого документа. На его основе можно получить представление о том, какую информацию целесообразно привести. Наиболее полная записка может содержать, в частности, такие разделы:

  • общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
  • общие данные о применяемой учетной политике;
  • анализ текущих финансовых показателей деятельности организации;
  • текстовые и табличные пояснения к бухгалтерской отчетности.

Для того чтобы у проверяющих возникало как можно меньше вопросов, в документе следует обязательно указать хотя бы краткую информацию о методах учета. Особенно это касается таких сфер, как:

  • оценка товаров, производственных запасов и готовой продукции;
  • оценка незавершенного производства;
  • амортизация основных средств;
  • признание выручки от реализации.

Кроме того, если в учетную политику организации были внесены изменения, нужно не просто сообщить об этом в записке, но и обосновать их причины и необходимость. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении, а именно величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности организации или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом нужно обязательно написать в записке.

В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:

  • данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • оценочные резервы организации;
  • изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
  • данные об арендованном имуществе организации;
  • сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • состав затрат на производство и прочих расходов;
  • объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
  • данные об обеспечении обязательств организации;
  • все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.

Кроме сухих фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке пойдет на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности. Если работа идет не так спешно, как хотелось, и результатами деятельности за год являются убытки, грамотно составленная пояснительная записка с подробным анализом всех факторов поможет избежать подозрений со стороны налоговых органов в применении незаконных методов снижения налогов. Если в документе можно будет найти ответы на все интересующие налоговиков вопросы, то и избежать дополнительных методов надзора окажется легче.

Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности, образец

Для того чтобы наши читатели имели представление о том, как может выглядеть этот документ, мы взяли условную организацию ООО «Рога и копыта», которая работает с 2005 года, занимается производством и реализацией молочной продукции. Ее главный бухгалтер составил этот документ следующим образом:

Пояснения к бухгалтерскому балансу ООО «Рога и копыта» за 2017 год

1. Общие сведения

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Рога и копыта» зарегистрировано ИФНС № 1 по г. Санкт-Петербургу 29.03.2005. Свидетельство о госрегистрации № 000000000, ИНН 1111111111111111, КПП 22222222222, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 1.

Бухгалтерский баланс организации был сформирован в соответствии с действующими в Российской Федерации правилами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности.

  1. Уставный капитал организации: 5 000 000 (пять миллионов) рублей, оплачен полностью.
  2. Количество учредителей: два физических лица О. М. Курочкин и И.И. Иванов и одно юридическое лицо ООО «Молоко».
  3. Основной вид деятельности: переработка молока ОКВЭД 15.51.
  4. Численность сотрудников по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 165 человек.
  5. Филиалы, представительства и обособленные подразделения отсутствуют.

2. Основные положения учетной политики

Учетная политика ООО «Рога и копыта» утверждена приказом директора Иванова И.И. от 25.12.2013 № 289. Применяется линейный метод амортизации. Оценка материально-производственных запасов и готовой продукции осуществляется по фактической себестоимости. Финансовый результат от продажи продукции, работ, услуг, товаров определяется по отгрузке.

3. Информация об аффилированных лицах

Иванов Иван Иванович — учредитель 50 % доли собственности в УК, занимает должность генерального директора.

Курочкин Олег Михайлович — учредитель 30 % доли собственности в УК.

ООО «Молоко» — учредитель 20 % доли собственности в УК, российская организация (учредители В.П. Петров и Ю.К. Сидоров).

В отчетном периоде со связанными сторонами были совершены такие финансовые операции:

  • 12 марта 2017 года общим собранием учредителей ООО «Рога и копыта» была рассмотрена и утверждена финансовая отчетность организации за 2016 год. Собрание постановило выплатить по итогам 2016 года прибыль в размере 3 252 000 рублей учредителям исходя из их доли в уставном капитале. Выплата (с учетом удержания НДФЛ по двум физлицам) была произведена 01.04.2017 г.;
  • 25 мая 2017 года ООО «Рога и копыта» заключила с учредителем ООО «Молоко» Ю.К. Сидоровым договор о приобретении нежилого помещения стоимостью 5 102 000 рублей. Стоимость сделки обусловлена проведением независимой оценки стоимости объекта недвижимости. Расчеты по договору были произведены в полном объеме 6 июня 2017 года, был подписан акт приема-передачи недвижимости.

4. Основные показатели деятельности организации за 2017 год

В отчетном году выручка ООО «Рога и копыта» составила:

  • по основному виду деятельности «производство и реализация молочной продукции» — 385 420 020 рублей;
  • по прочим видам деятельности — 650 580 рублей;
  • прочие доходы: 170 800 рублей (реализация ОС).

Затраты на производство и реализацию продукции:

  • приобретение основных средств: 1 410 500 рублей;
  • амортизация ОС: 45 230 рублей;
  • приобретение сырья: 110 452 880 рублей;
  • фонд оплаты труда: 137 580 040 рублей;
  • командировочные расходы: 238 300 рублей;
  • аренда помещений: 8 478 190 рублей;
  • прочие расходы: 532 458 рублей.

5. Расшифровка статей бухгалтерского баланса на 31.12.2017 (на примере кредиторской задолженности)

Наличие и движение дебиторской задолженности

Показатель Период На начало года Изменения за период На конец года
Учтенная по договорам Резерв сомнительных долгов Поступило Выбыло Остаток
В тысячах рублей с десятичным знаком По договорам (сделкам) Штрафы, пени, неустойки Погашено Списано на фин. результат Списано на резерв сомнительных долгов Текущая Просроченная
Всего краткосрочная
дебиторская задолженность, в том числе:
2017 г. 25 489,3 (200,0) 15 632,7 300,4 (25 023,2) (102,1) (48,9) 15 726,1 522,1
покупателей 20 409,0 (200,0) 10 015,5 300,4 (17 315,3) (87,7) (48,9) 12 750,9 522,1
поставщиков 5080,3 - 5617,1 - (7707,9) (14,4) - 2975,2 -
Всего долгосрочная дебиторская задолженность, в том числе: 2017 г. 50 000,0 - - - - - - 50 000,0 -
по беспроцентным займам 40 000,0 - - - - - - 40 000,0 -
ИТОГО дебеторская задолженность 30 489,3 (200,0) 15 632,7 300,4 (25 023,2) (102,1) (48,9) 65 726,1 522,1

6. Оценочные обязательства и резервы

На 31 декабря 2017 года в организации сформировано оценочное обязательство на оплату очередных отпусков работников в сумме 7 458 000 рублей, количество неоплаченных дней отпуска — 67, срок исполнения — 2019 год.

Резерв по сомнительным долгам сформирован на сумму 600 000 руб. в связи с наличием просроченной и ничем не обеспеченной задолженности ООО «Гиря» в сумме 522 000 рублей.

Резерв под снижение стоимости МПЗ в 2017 году в организации не создавался, так как МПЗ не имеют признаков обесценивания.

7. Заработная плата

Кредиторская задолженность по зарплате на 31.12.2017 в целом по организации составила 3 876 400 руб. (оплата за декабрь 2017 года, по сроку: 12.01.2018). Текучесть кадров в отчетном периоде составила 14,88 %. Списочная численность работников на 31.12.2016 — 165 чел. Среднемесячная зарплата — 25 675 руб.

8. Прочая информация

(В этом разделе нужно описать все чрезвычайные факты в хозяйственной и экономической деятельности организации за отчетный период, описать их последствия. Также можно описать все остальные существенные факты, которые повлияли в целом и, в частности, на показатели баланса. Можно перечислить крупные сделки и контрагентов по ним за отчетный период, а также написать прогноз или события, которые уже случились после отчетной даты и имеют существенное значение.)

Директор ООО «Рога и копыта» /подпись/ Иванов И.И. 19.03.2018.

Особое внимание при составлении пояснительной записки необходимо уделить информации об аффилированных лицах. Эти данные желательно оформить отдельным разделом, как того требует пункт 14 ПБУ 11/2008. По закону, необходимо раскрывать информацию не только об учредителях самой организации, но и о связанных с ними лицах, поэтому, если в составе учредителей (как в нашем примере) есть юридическое лицо, необходимо указать его участников или акционеров. Кроме того, должна быть указана информация о совершенных в отчетном периоде операциях со связанными сторонами, а также, независимо от совершения операций, по тем юрлицам и гражданам, которые признаются аффилированными.

Очевидно, что грамотное составление пояснительной записки к бухгалтерской отчетности может избавить руководителя и бухгалтера от дополнительного общения с контролирующими органами. Важно помнить, что детализация информации в этом документе зависит только от ее составителя — от намерения самой организации раскрывать или нет те или иные показатели за год. Главное и единственное требование, которое предъявляет законодатель к данному документу, — информация, содержащаяся в пояснениях, должна быть достоверной. Ответственность за ее корректность несет лицо, которое подписало документ.

Годовой отчет за 2017 год с помощью КонсультантПлюс

Все необходимые экспертные материалы для подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности за год можно найти в . В ней есть специальный материал на эту тему — Практическое пособие по годовой отчетности-2017, в котором досконально разобраны все аспекты и нюансы, приведены примеры и пошаговые инструкции, а также образцы заполнения всех форм и бланков.

Нередко при рассмотрении отчетности у налоговиков возникают вопросы, связанные с неточностями, ошибками или возможными нарушениями. В таких ситуациях инспекция запрашивает у налогоплательщика письменные пояснения.

Для составления грамотного ответа нужно четко понимать, что именно хотят выяснить инспекторы, проявить внимательность и тщательно подготовить необходимую информацию.

Пояснительная записка в налоговую: когда ее нужно предоставить

Исходя из положений Налогового кодекса можно выявить основные ситуации, когда потребуется представить разъяснения:
  • расхождение сведений, имеющихся у ИФНС, и предоставленной информации в отчетности либо наличие ошибок и расхождений;
  • проведение камеральной проверки;
  • направление уточненной декларации со сниженным размером сумм отчислений.

Как писать пояснения в налоговую

В настоящее время законом не предусмотрена обязательная форма. Тем не менее, стоит помнить о необходимых атрибутах пояснительной записки:
  • фирменный бланк;
  • реквизиты и контактные данные;
  • исходящий номер и дата;
  • реквизиты полученного требования;
  • подпись с расшифровкой и указание должности подписанта.
Кроме того, нужно представить запрашиваемую информацию с указанием на конкретные цифры и факты и при необходимости приложить подтверждающие документы.

Образец составления

Письмо налоговикам стоит начать следующим образом:
«В ответ на ваше требование о предоставлении пояснений касаемо __ № __, сообщаем следующее: …»
Далее необходимо прописать конкретные сведения в зависимости от сути требования. Необходимо детально осветить каждый вопрос.

Нюансы по определенным видам требований необходимо рассмотреть более детально.

Пояснения в налоговую о расхождениях в декларациях

ИФНС вправе запросить данные о причинах расхождений, который может выявить инспектор, сопоставив данные в нескольких документах.

Поскольку причины нередко связаны с разными правилами определения налоговой базы и отличиями в правилах налогового и бухгалтерского учета, они часто являются обоснованными. Например, ряд доходов не облагается НДС, однако учитывается при установлении размера налога на прибыль. Поэтому будет достаточно указать на данное обстоятельство со ссылкой на конкретные нормы закона.

Пояснительная записка по НДС к возмещению

При заявлении НДС к возмещению, как показывает практика, потребуется представить разъяснения.
Необходимость возмещения может быть обусловлена определенными причинами, например, приобретением дорогостоящего оборудования, на что и следует указать в письме.

Вместе с тем, существует вероятность, что сумма приобретений просто превысит сумму реализации без каких-либо дополнительных причин. Тогда нужно указать налоговикам на этот факт.

Пояснения в ходе камеральной проверки

Обязанность дать налоговикам разъяснения по ошибкам и противоречиям, обнаруженным во время камеральной проверки, предусмотрена п. 3 ст. 88 НК РФ. При этом субъекту предоставляется 5 рабочих дней на предоставление ответа.

Помимо основных общих моментов следует учитывать и то, что если организация обязана направлять декларацию по НДС в электронной форме, то и разъяснения должны быть также направлены в электронной форме.

Пояснительная записка по декларации УСН

При рассмотрении отчетности инспекция может выявить расхождения в сведениях, представленных в декларации, и баланса УСН. Это может быть связано как с тем, что отраженные доходы меньше размера поступлений на расчетный счет, так и с различиями сумм в бухгалтерской и налоговой документации.

В первом случае необходимо пояснить, что суммы доходов верны, а прочие поступления не включаются в доход на основании ст. 346.15 НК.
Во втором же при отсутствии ошибок стоит указать на то, что расхождения вызваны применением УСН.

Пояснения в налоговую по убыткам: образец

У ИФНС могут возникнуть вопросы, связанные с обозначенными в расчете по налогу на прибыль убытками. Если размер убытков существенный либо налогоплательщик в течение нескольких отчетных периодов работает в минус, это практически неизбежно.

Образец используется аналогичный приведенному выше. В теле письма подробно описываются конкретные обстоятельства, обосновывающие убытки. В их числе могут быть такие факторы, как:

  • изменение курса валют;
  • существенные затраты на приобретение оборудования;
  • снижение цен из-за снижения спроса на рынке;
  • форс-мажор, повлекший ущерб.
Главное экономически обосновать все расходы, а также приложить документы, подтверждающие описанные обстоятельства.

Пояснительная записка по справкам НДФЛ

Инспекция вправе проверять корректность определения размера НДФЛ и составления соответствующих справок.
Ошибки в расчетах могут быть связаны с разницей между размерами исчисленного, удержанного и уплаченного налога, значительным уменьшением суммы налога по отношению к предшествующему периоду, неправильным использованием вычетов.

Во всех этих случаях необходимо внести в справки соответствующие исправления и указать на это в письме ИФНС.

Пояснительная записка по встречной проверке

При составлении ответа по встречной проверке стоит ограничиться предоставлением только той информации, которая запрашивается. Более того, некоторые сведения предоставлять не рекомендуется вообще. Это штатное расписание контрагента, дополнительные контакты и т.д. Обосновать это можно тем, что предприятие не обязано обладать подобными данными о контрагенте.

Образец ответа в рассматриваемой ситуации по существу будет представлять собой список представляемых копий документов, оформленный на фирменном бланке предприятия.

Ответственность за непредставление пояснительной записки

Положения статьи 126 НК РФ, которые устанавливают ответственность за непредставление сведений налогоплательщиком, не распространяются на случаи непредоставления разъяснений.
Однако на основании пункта 3 ст. 88 и ст. 129.1 НК РФ при осуществлении камеральной проверки предприятие обязано представлять, в том числе, пояснения, иначе ему грозит штраф 5000 рублей, а при повторном в течение года нарушении — 20000 рублей.

Во всех прочих случаях уклоняться от направления разъяснений также нежелательно, поскольку уплата штрафа — не единственное негативное последствие, которое должно удерживать от игнорирования требований. Ведь ИФНС вправе также доначислить налог, который будет трудно оспорить, либо осуществить выездную проверку.

Поэтому стоит всегда внимательно относиться к требованиям инспекции и не игнорировать их. Это поможет избежать сопутствующих осложнений, а во многих случаях и излишних убытков.

Как правильно написать пояснение на требование налоговой инспекции? Данный вопрос очень актуален, поскольку налоговики последнее время просто заваливают письмами налогоплательщиков с требованием дать ответ по тому или иному вопросу.

Как дать корректный ответ на требование налоговой инспекции о предоставлении пояснений, чтобы избежать дальнейших проверок?

Для начала определимся, в каких случаях инспекторы просят дать пояснения? Чаще всего это несоответствие данных по книгам покупок и продаж у покупателей и продавцов при проверке НДС, суммы к возмещению по НДС, убытки от деятельности при проверке налога на прибыль и УСН, несоответствие данных о налогооблагаемых базах в декларациях по НДС и налогу на прибыль и многие другие причины.

Итак, что же делать, если вы получили ?

1. В течение 6 дней, считая с даты отправки вам электронного требования, вы обязаны передать в инспекцию квитанцию о приеме требования по ТКС.

2. При получении требования необходимо проверить правильность заполнения декларации в отношении указанных в требовании сумм. При проверке декларации по НДС сверить суммы в декларации с суммами по всем полученным и выданным счетам-фактурам, проверить правильность заполнения реквизитов счетов-фактур: даты, номера, суммы, ставки. При принятии счета-фактуры к вычету частями несколько раз необходимо проверить общую сумму НДС к вычету по всем записям в отношении этого счета-фактуры с учетом записей за предыдущие налоговые периоды. При проверке декларации по налогу на прибыль или УСН, необходимо сверить все суммы доходов и расходов, принимаемых к учету для расчета данных налогов.

3. При обнаружении ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате необходимо сдать уточненную декларацию с исправленными сведениями.

4. При обнаружении ошибки, не влияющей на сумму начисленного налога в декларации, «уточненку» подавать не нужно. В налоговую необходимо предоставить пояснения с правильными данными. Пояснения пишутся в свободной форме либо на бумажном носителе, либо предоставляются по ТКС в электронном виде.

5. Если все-таки предоставленные вами в налоговую сведения были верны, вам необходимо также уведомить об этом налоговую инспекцию.

Образец 1. Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений о причине убытка компании.

Межрайонная ИФНС №22
........................................................................по Челябинской области
........................................................................от ООО «ВАВИЛОН»
........................................................................адрес: 454039, г.Челябинск
........................................................................ул.Автоматики, 5, офис 16
........................................................................тел. 8-352-66-75-852

В ответ на Ваше требование №98665 от 03.11.2015 о предоставлении документов сообщаю следующее. В декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 года показан убыток. Убыток в компании образовался из-за того, что за данный период времени вследствие большой конкуренции на рынке был произведен небольшой объем работ, который не смог покрыть расходы компании.

Директор
ООО «ВАВИЛОН» ......................................................... Огаев А.Б.

_________________________________________________________________________
Образец 2. Пояснение на требование налоговой о причине некорректного отражения в книге покупок номера счета-фактуры в отчетности по НДС.
...................................................................Межрайонная ИФНС №22
...................................................................по Челябинской области
...................................................................от ООО «Огонек»
...................................................................адрес: 454039, г.Челябинск
...................................................................ул.Русакова, 8, офис 65
...................................................................тел. 8-458-652-85-731

В ответ на Ваше требование №365142 от 05.11.2015 о предоставлении документов сообщаю следующее. В результате ошибки бухгалтера в книге покупок в разделе 8 по строке 12 был неверно указан номер счета-фактуры поставщика ООО «Калибр» (ИНН 7448025365) 35 от 03.10.2015 на сумму 35000руб. Правильно следует читать: номер счета-фактуры 45 от 03.10.2015.

Директор
ООО «Огонек» Дегтярева С.А.
_________________________________________________________________________

Алгоритм ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений определен в письме ФНС России № ЕД-4-15/19395@ от 06.11.2015 г.

Главное при написании ответа - даже не то, как именно вы составили ответ, а то, что вы отреагировали на письмо.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае - это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.