Внеурочное занятие по русскому языку. Игра «Превращение слов». Объявляется тема занятия

Утренник в 3 классе «Веселая грамматика»

Цели: показать мотивацию изучения русского языка; актуализировать знания.

I. Инсценированная программа.

Ведущий . Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Это наука строгая, беспорядка или путаницы она не любит. Грамматику надо учить и знать всем ребятам!

Ученик.

Существительное - школа,

Просыпается - глагол,

С прилагательным - веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьет числительное - семь,

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем!

Учитель.

Мы наречием отлично

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Ни и не - у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

О. Высотская «Веселая грамматика»

Ученик.

Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы.

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Подошли они все трое

И сказали: «Что такое?

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

«Я, - воскликнул «Апельсин», -

Никакой не «Опельсын»

«Я, - расплакалось «Колечко», -

Никакая не «Калечка»!

«Я, - разгневалась «Сосна», -

Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!»

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены.

Милый мальчик! Брось лениться!

Так учиться не годится!»

Юлиан Тувим «Словечки-калечки»

Ведущий. По мотивам сказки Гераскиной «В стране невыученных уроков» мы вам покажем маленькую инсценировку «Знаки препинания».

(На сцену выходят: ученик; за ним - девочки и мальчики в костюмах книг-учебников.)

Ведущий (обращаясь к зрителям). Ученик 3 класса Витя Перестукин в один и тот же день получил пять двоек!

(«Учебники» рассердились на Витю. Они окружают его со всех сторон.)

Учебники (хором). Сегодня ты неправильно решил задачу! Не повторил безударные гласные! Не знаешь родного языка!

Учебник природоведения. Витю срочно надо отправить в страну невыученных уроков.

Витя. А есть ли в этой стране трудности и опасности?

Учебник . Сколько угодно. Все путешествие состоит из трудностей.

Учебник математики . Это ясно, как дважды два - четыре.

(На сцене остался Витя один. Он стоит и смотрит вперед. Навстречу идет мальчик с футбольным мячом.)

Мальчик (обращаясь к Вите). Идем быстрей! Я покажу тебе дорогу в страну невыученных уроков.

(Футбольный мяч медленно катится, Витя идет за мальчиком. и мячом. В глубине зала на высоком, стуле сидит старик с белыми волосами и белой бородой. Витя с изумлением рассматривает старика со всех сторон. Мальчик с мячом удаляется.)

Витя. Как красиво вышит белый плащ черным шелком! Да он весь вышит знаками препинания! (Удивленно разводит руками.)

(Появляется девочка, изображающая запятую.)

Запятая (обращаясь к старику). Надеюсь, Вы примерно накажите этого невежду, ваше Величество Глагол!

Глагол (важно). Перестань, не злись запятая!

Запятая . Как же мне не злиться, Ваше Величество! Ведь мальчишка еще ни разу не поставил меня на мое место!

(Глагол строго смотрит на Витю.)

Запятая . Давайте документы!

(Вбегают ученики, на платьях - черные кружочки-точки, крючки-запятые, точки с запятой. Двое несут огромную синюю папку в развернутом виде.)

Витя. Ведь это моя тетрадь по русскому языку.

(Запятая показала на первую страницу, на которой стоит «2», и исправлены красными чернилами ошибки.)

Запятая. А сколько клякс!.. Двойка!..

(Глагол приказывает перевернуть страницу, на которой стоит «1».)

Глагол. Переверните еще страницу!

(На третьей странице нарисована рожица с длинным носом, косыми глазами, с надписью: «Это Коля».)

(Запятая захихикала. Глагол взмахнул линейкой, послышалась веселая музыка. Выбегают ученики, изображающие точки, с кружочками на одежде. Они пляшут и поют.)

Точки.

Мы ребята точные,

Мы зовемся точками.

Чтобы правильно писать,

Где нас ставить, надо знать.

(Глагол снова взмахнул линейкой, и учеников, изображающих точки, сменили ученики в костюмах, на которых прикреплены кавычки. Они берутся за руки и поют.)

Кавычки.

Мы веселые сестрички,

Неразлучные кавычки.

Если я открою фразу (спела одна),

Я ее закрою сразу (подхватила другая).

(Выходят дети, изображающие вопросительный и восклицательный знаки.)

Меня и брата знает всякий,

Мы выразительные знаки.

Я самый значительный - вопросительный.

Восклицательный знак.

Я самый замечательный - восклицательный!

(Исполняется веселый танец. Все знаки препинания вместе с Витей становятся в круг.)

Восклицательный знак (громко кричит). Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ведущий. Притащился кривоносый вопросительный знак. Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак . Кто? Кого"? Откуда? Как?

Ведущий.

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Запятые.

Мы - запятые. Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Ведущий (показывает на мягкий знак).

Он очень вежлив, мягкий знак,

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь».

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

Мягкий знак.

Отрежь! Отрежьте!

Исправь! Исправьте!

(Вперед выходит Витя Перестукин, протирает глаза.)

Витя.

Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Глагол.

В мире жить, мои друзья,

Без грамматики нельзя!

Правила учи, старайся,

Не ленись, а занимайся.

Знай: приставки и частицы -

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной:

Коса - косы,

Глава - главы,

Трава - травы!

Витя (разводя руками).

Сколько правил! Правил сколько

С непривычки бросит в дрожь!

Запятая.

Будь внимательным и только!

Будь старательным и только!

Всё запомнишь, всё поймешь!

Витя.

С грамматикой буду я крепко дружить.

Правила все непременно учить.

(Все берутся за руки, исполняют веселый танец.)

II. Конкурсная программа.

1. Когда мальчика называют женским именем?

(Когда он долго спит - Соня.)

2. Когда руки бывают тремя местоимениями?

(Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ.)

3. Чем кончается как день, так и ночь?

(Мягким знаком..)

4. Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенёс:

Едва Я перенес: е-два, - так получил за это «два».

Укол я перенес: у-кол , - и получил за это «кол».

Опять я перенес: о-пять . Теперь, надеюсь, будет «пять».

А как вы перенесете эти слова?

Цели : углубить и закрепить знания по фонетике, развить фонетический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отработать правильное литературное произношение.

К празднику готовятся плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и звуке:

Гласные - это река, а согласные - ее берега.

К. С. Станиславский

Слово - одежда всех фактов, а звук - одежда слова.

М. Горький

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг...

Н. В. Гоголь

Ход праздника

Прослушивание заранее записанных на магнитофонную ленту звуков: а) льется вода из крана, б) звенит колокольчик, в) тикают часы, г) школьная столовая в разгар обеда, д) птичьи голоса, е) ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье...!», ж) музыкальный отрывок из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, з) плач ребенка.

(После каждой записи - пауза.)

Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет - будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться.

В барабане схорониться,

Если где услышим стук.

Значит, к нам добрался... (звук.)

С. Ефремов

Ведущий приводит высказывание К. Г. Паустовского о родном языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Фонетические загадки

1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи-Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алеша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лег копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

3. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.)

4. Пуфф или Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лег вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)

Ведущий.

Воздух рвет преграды,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой?

Это... (согласный глухой.)

Воздух свободно идет через рот.

Звук получается... (гласный.)

5. Пулька или Пончик?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

6. Кролик или Пятачок?

Кто из них гадал на ромашке: «...Любит - не любит, плюнет, поцелует»? (В имени отгадки все согласные звуки глухие.)

ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА

Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

С. Маршак

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот - три звука и в слове мяу - три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему.

3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля - колья.)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Слова даны на плакатах: удочка, тужить, висит.)

6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги- пироги.)

Домашнее задание «Егоркины скороговорки»

Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи.

Ведущий.

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Лилии полили ли?

Иль увяли лилии?

Аня Нине - нянечка,

Нине няня - Анечка.

Мамами любимы мы —

Самыми любимыми!

Повторяйте, детвора:

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепелку перепел!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Всем поставите пятерки!

Ю. Черных

Скороговорки, которые были заданы детям на дом

Все бобры добры до своих бобрят.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

У пенька опять пять опят.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема.

Рыбу ловит рыболов, уплыл в реку весь улов.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешён!

Фонетическая задача

Из стихотворения В. Ясинского «Первая шоколадка» назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными. Объясните орфограммы.

Все измазала бедняжка.

Угостили Олю сладкой,

Очень вкусной шоколадкой.

Губки, носик и рубашку -

Мама дочь едва узнала:

Ах ты, ненаглядная,

Дочка шоколадная!

Фонетические диалоги «Кто важнее?»

Ведущий . Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные . Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные. Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные . А вот и получится! Например, М.

Согласные . Разве только одно М, а больше ничего?

Гласные. И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно.

Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные (поют и смущенно умолкают). [о..е..и..а].

Согласные . Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это - ФОНЕТИКА.

Гласные. Ну, допустим! Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА,

Согласные (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий. А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?

(Мальчик и девочка читают стихотворение по очереди.)

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни, Маша!)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай СОВА.

Сколько в слове гласных -

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Фонетическая минутка

Какой новый звук появился?

Сон - ст он,

сок — ст ок,

сук - ст ук,

каска - кр аска,

салка — ск алка,

кошка — кр ошка,

тучка - ш тучка.

ролик — к ролик,

кот - кр от,

Всегда вместе

Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить - и никак.

Согласные. Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий. И заскучали... Вдруг...

Согласные . Тсс...

Ведущий. Показалось, или это кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные (выходят на сцену и плачут): А-а-а-а! О-о-о-о! Уа-уа-уа!

Ведущий. Аукают.

Гласные . Ay! Ay! Ау!

Ведущий . И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание.

Согласные. [б д м], [в с г д], [в м с т]!

Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное:

Гласные . [у-е-е-а-е-е]!

Ведущи й. Решили они заключить мир. Снова встали рядом и так четко сказани:

Согласные и гласные . Будем всегда вместе!

Ведущий. С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом все равно мирятся. (По А. Шибаеву.)

Игра «ОДИН ЗВУК, МАРШ!»

Ведущий . Поиграем в игру, которую назовем гак: «Один звук, марш!»

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть - гость.

(Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово.

Вот так: роза - гроза.

(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

3. Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж - морж.

(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, палка, орел, клип, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)

Игра «Думай! Думай! Думай!»

Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения. (Ф люс - п люс.)

С буквой «Л» - в игре в футбол

Часто слышим слово...

С «Д» уж в слове смысл не тот -

Мерой стало - просто... (Гол - год .)

Он - грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число. (Су рок - со рок.)

Я бываю золотой,

А природный - костяной.

Если «3» на «К» заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем. (З уб - к уб.)

С глухим согласным —

Напиваюсь в поле,

Со звонким -

Сам звеню я на просторе! (К олос — г олос.)

Когда я - месяц, то, легко дыша.

Ты как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «Т» в меня ты вставишь «Ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь. (Март -марш .)

Игра «Превращение слов»

Задание: если у каждого из этих слов отнять по одной букве, могут получиться новые слова, которые при перестановке в них букв, образуют еще по одному слову. Попробуйте получить новые слова.

Моль - (мол - лом). Пилка - (пика - кипа).

Мушка - (мука - кума). Пиала - (пила - липа).

Сток - (ток - кот). Горка - (гора-рога).

Краб - (раб - бар).

Веселые рифмы про ударение

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! - и ударил в безударный слог...

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

Послушай, молоток, не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги! -

Нет, снова - тук!.. Шли по морю пироги,

Вдруг вместо них поплыли пироги.

Мы в слове слог ударный

Найдем э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Два правила ударения

Первое правило

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

Второе правило

Возил не шофер, а шофёр,

Не фарфор, а фарфор,

Был оглашен ни приговор -

Судебный приговор.

Строгал не столяр, а столяр,

Но доску - не доску.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоску.

Ф. Кривин

Фонетические головоломки

Я - сборник карт, от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу - преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас - атлас.)

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючки они,

В ведерко руку окуни.

Не бойся, это... (окуни.)

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель.

Поет апрельская... (капель.)

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)

Мы - для пильщиков подставка.

Мы - для кучера сиденье,

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами! (Козлы - козлы.)

Я. Козловский

Игра «ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКОЙ»

1. Может плавать целый день

В ледяной воде...

2. Словно вихрь летит, спасаясь

От врага, шумливый...

3. Среди зверей слывет царем,

Его зовут бесстрашным...

4. Вместо шерстки - иглы сплошь,

Враг мышей - колючий...

5. В овечках знает толк

Свирепый, жадный...

6. По реке плывет бревно -

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

7. Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

8. На носу зверь носит рог

И зовется...

9. Живут на суше.

Нет копыт, щетинки,

А все ж зовут зверьков Морские...

10. Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет - это...

11. На себе везет не прытко

Домик собственный...

План-конспект

Пробного внеурочного занятия по русскому языку,

проведенного в 3 классе

Цель

1.Обобщение знаний по русскому языку , по пройденным темам.

2. Развитие навыков грамотной устной и письменной речи.

3.Расширение кругозора и словарного запаса учащихся, воспитание любви к русскому языку.

Задачи

1. Познавательная: закрепить знания по пройденным темам, формировать знания о составе слова, о приставках корнях, суффиксов, окончаниях, основах слова.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.

Планируемый результат

1. Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: понятие корень слова, суффикс, приставка, окончание.
Уметь: находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова, выделять корень.
2. Метапредметные УУД:

Личностные : положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник;

рабочая тетрадь;

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,карточки

1

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут ФИО и сегодня занятие по русскому языку проведу у вас я. Итак давайте проверим, все ли у вас готова на столах. У кого все готово, поставьте руку на локоток и поднимите глаза на меня.

3 .

Русский зык могуч и велик. Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский

Итак, приглашаю всех отправиться в “царство Русского языка ”. Не забудьте взять с собой быстроту мыслей, находчивость, смекалку, сообразительность, взаимопомощь. А с нами в путь пойдет Незнайка. Он будет помогать нам путешествовать по стране и внимательно следить за вами. А в конце нашего мероприятия он выявит настоящего математика с помощью смайликов, которые он будет выдавать за правильный ответ.

Вы готовы?

Тогда в путь.

Чтобы достать ключ от царства нам надо решить первое задание.

Послушайте внимательно и отгадайте часть слова.

    Я - общая часть родственных слов.

Во мне заключается смысл.

Я – самая главная часть,

Без меня все слова - бессмыслица.

    Я приставлена к слову,

Без него не могу, как без мамы.

И если меня ты отделишь, дружок,

То сразу предлогом я стану.

    За Корнем Я

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес - в лесника,

А печь - всего лишь в печку.

Вот мы и достали ключ.

Чтобы добраться до королевства нам надо прыгать по полянкам, но на полянках могут быть трудности. Но я уверена, что справитесь, верно?

Полянка 1.

Соберите слова из частей.

Бег- раз,

сказ- рас,

дом- ик,

стол- ик

смотр –про

лес-ник

гон-об

рез-об

мам-очк-а

Полянка 2.

Вам даны слова. От данных слов при помощи суффиксов образуйте новые слова. К ОК ИК ЁК ЮШК

ТРОПА
СНЕГ
ДОМ
ОГОНЬ
ПОЛЕ

Полянка 3.

Его корень в слове «взять»

Приставка в слове «замолчать»

Суффикс в слове «сказка»

Окончание в слове «рыбка»

1. Завязка

2.Рыбалка

3.сказочка

Его корень в слове «снежинка»

Приставка в слове «подъехал»

Суффикс в слове «лесник»

Окончание в слове «ученики»

1. Подснежники

2.Снеговики

3.Подснежник

Его корень в слове «ходит»

Приставка в слове «наплыл»

Суффикс в слове «кружка»

Окончание в слове «компьютера»

1.находит

2. находка

3.ходит

Его корень в слове «ходит»

Приставка в слове «поломка»

Суффикс в слове «лодочка»

Окончание в слове «слава»

1.поход

2. походочка

3.поломочка

Его корень в слове «возит»

Приставка в слове «поход»

Суффикс в слове «рыбка»

Окончание в слове «туча»

1.тучка

2. повозка

3.повозочка

Полянка 4.

Составьте как можно больше слов с приставками, как у данных слов. (по рядам)

    Подъезд

    Загород

    Вход

Полянка 5.

Найдите лишнее слово.

    Подъезд, выход, забор

    Кот, лес, блеск, крыша

    Город, гороховый , загородный, пригород

    Пакет, обед, забег

    Велосипед, теплоход, вездеход, дырокол

Полянка 6.

    От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки.

считал – рисовал – читал –

    Подчеркни слова с приставкой по-.посадка, помощь, полка, покрасить, полный

    Распределите слова в зависимости от их состава в три группы. Запишите. Объясните выбор признака объединения слов.
    Лес, лесник, лесок, перелесок, дождь, дождливый, доро¬га, подорожник, головушка, свет, рассветный, подставка, доброта, город .

Полянка 7.

Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ СЛОВО
походка слово сестрицы река
налетели ученик куст молчит
коньки мудрец старость домик

Полянка 8.

Лингвистическая сказка.

Давно это было. Нашли люди корень - сад - и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня- сад -.

Вот такое выросло Чудо-дерево, на котором вместо фруктов растут новые слова. (Вывешивается иллюстрация дерева с корнем -сад-).

- Какие слова выросли из корня - сад - ?

Что общего у всех слов? (Значение)

Как называются слова этого дерева? (Однокоренные или родственные)

Дополните дерево новыми словами.

(у доски)

Давайте посадим дерево с корнем –цвет- .

Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?

Вот мы поливаем дерево водой. И появляется росток, еще росток...(Дети записывают слова на листочках, а учитель прикрепляет их к дереву).

Любые ли слова могут вырасти на нашем дереве? (Нет, только родственные, т.е. однокоренные).

Полянка 9.

Вот мы и дошли до королевства Русского языка . Сложно вам было ?

Понравилось ли вам наше путешествие?

А как же нам вернуться обратно, в гимназию? Давайте спросим у Незнайки. Может быть он знает?

Незнайка не верит, что нам было так легко и мы со всем справились. Он ответит на наш вопрос, если мы выполним его сложное задание .

Чтение сказки “Чужак”. (Тексты распечатаны).

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Подчеркните родственников Воды.

Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель).

Почему гости не сразу приметили чужака? (В этих словах одинаковый корень –ВОД-. Но смысл этих слов разный. Вода – это прозрачная жидкость, водитель –тот, кто водит машину. Следовательно, однокоренные слова у этих слов будут разные.)

Не поможете ли вы слову “водитель” найти своих родственников? (Водитель - водит, водительский, вождение)

Дайте определения:

    Лук (из которого стреляют, продукт)

    Ключ (дверной, ручей, ответ)

    Коса (инструмент, волосы)

    Лавка (магазин, скамейка)

    Кран (строительный, для воды)

    Звезда (на небе, на экране)

Молодцы ребята. Закройте глаза и посчитайте до 3. Тогда мы вернемся обратно.

Вот наше путешествие и подошло к концу. У кого больше 10 смайликов, тот и стал настоящим математиком сегодня, активно работал и помогал Незнайке.

У вас на партах лежат карточки разных цветов: красного и синего. Если вам понравилось занятие –поднимите красную карточку, если занятие вам показалось скучным, то поднимите синюю карточку.

Опустите карточки.

Спасибо за работу, до свидания.

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»; развитие навыков языкового анализа и синтеза (делить текст на предложения, предложения на слова и составлять предложения из слов); развитие артикуляционного аппарата, мышления, координации речи с движением; воспитание ответственности каждого ученика за выполнение совместной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составители

учитель высшей квалификационной категории Афанасьева Л.В.,

учитель первой квалификационной категории Седенкова С.С.

Конспект занятия по внеурочной деятельности

по курсу «Занимательный русский язык»

1 класс

Тема: Слово. Текст. Предложение.

Методическая тема урока: Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности.

Педагогическая цель: Продолжать формирование познавательной активности к русскому языку.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить понятия «слово», «предложение», «текст»;

коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки языкового анализа и синтеза: делить текст на предложения, предложения на слова и составлять предложения из слов;
  • развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением;

воспитательные:

  • воспитывать умение быть внимательным слушателем;
  • воспитывать ответственность каждого ученика за выполнение совместной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятия «слово», «предложение», «текст»; умеют отличать слово от слогов, предложения от группы слов, текст от группы предложений.

Личностные: осознают личный вклад в успех группы, проявят познавательный интерес к русскому языку.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – структурируют знания о «слове», «предложении», «тексте».

Коммуникативные: свободно выражают свои мысли, сплочённо работают в группе.

Оборудование : смарт-доска, карточки со словами, карточки с цифрами, клубок ниток, иллюстрации корабля, самолета, автобуса, иллюстрации сказочных персонажей, смайлики.

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Открываем очередное заседание «Школы всезнаек».

Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось интересным и плодотворным?

Сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. В этом нам помогут дыхательные упражнения.

Упражнение «Свеча»

Встаньте, сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Ароматный цветок»

Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

Представьте, что держите этот цветок в руках. Подарите этот чудесный цветок тому, кто стоит рядом с вами со словами «Я очень рад (рада) тебя видеть!»

2. Мотивационный этап.

1 сентября вы отправились в большое путешествие по стране Знаний. С тех пор вы проделали большой путь и не затруднитесь с ответом на вопрос, как легче преодолевать препятствия: одному или с друзьями.

Конечно, вы правы. Друг разделит с вами трудности и умножит радость. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поработать в группе. Желаем, чтобы сегодня в вашей группе царствовали дружба, взаимоуважение и ответственность.

3. Основная часть.

Какие виды транспорта используют для путешествия?

Отгадайте, на каком транспортном средстве ваша команда продолжит свое путешествие по стране Знаний сегодня.

Не птица, а летает,
Не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями. (Самолет)

Что вы можете сказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком... (автобусе )

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (Корабль)

- Что вы можете рассказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

- Путешествие нам предстоит долгое. Чем больше команда, тем легче в пути. С каждым правильно выполненным заданием ваша команда будет увеличиваться.

Первое задание самое простое. Предлагаем выполнить тест .

  1. Царевна-лягушка говорит Ивану-царевичу:

Как услышишь стук да гром, не пугайся!

Какую речь услышал Иван-царевич?

  1. устную
  2. грустную
  3. письменную
  4. музыкальную
  1. Где живет голос?
  1. в лесу
  2. на улице
  3. в горле человека
  4. в магазине
  1. Что написала на доске Маша?
  1. цифру
  2. звук
  3. букву
  4. закорючку
  1. [э], [а], [о], [у], [ы], [и]

Что это за звуки?

  1. гласные
  2. глазные
  3. согласные
  4. прекрасные
  1. Продолжите фразу: «Сколько в слове гласных, столько и…»
  1. букв
  2. звуков
  3. слогов
  4. слонов
  1. Что состоит из слогов?
  1. звук
  2. предложение
  3. текст
  4. слово

Команды, безошибочно справившиеся с заданиями теста, пополняют свою команду сказочным героем из желтого конверта. Картинки с изображениями сказочных героев можно приклеивать с помощью клея к любой части транспортного средства кроме окошек.

Запишите слова по звуковым схемам.

[щ׳ука]

[н ׳ос]

[йэл׳]

Проверьте правильность выполнения этого задания. Команда, верно выполнившая задание принимает в свою команду нового члена.

Без какого звука нельзя образовать слог?

Игра «Слово – слог».

Прошу всех встать. Сыграем в игру «Слово – слог». Если я называю слог, встаем на носочки, поднимаем руки вверх, если слово – два хлопка.

Книга, га, сто, стул, лут, нарь, фонарь, шум, вес, пуш, пушка, снег, дос, доска.

Как вы отличали слово от слога? Что мы обозначаем словами? (Предметы, признаки, действия)

Слово – это единица речи, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий.

Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами, перед нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Все названо словами.

Язык – и стар, и вечно нов.

И это так прекрасно –

В огромном море –

Море слов –

Купаться ежечасно.

На доске слова: медведь, зима, небо, ученик, роза, забор, бабочка, игра, учитель.

Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова?

На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные?

Распределите слова по группам.

Команда, выполнившая это задание без ошибок, встречает на борту своего транспортного средства еще одного помощника.

Прочтите слова:

правдивость

робость

искренность

злость

находчивость

аккуратность

коварство

Сколько слов здесь написано?

Прежде чем ответить, постарайся найти «спрятанное» слова. Прочти его.

Какие из перечисленных здесь признаков характера являются хорошими качествами, а какие плохими?

Охарактеризуйте человека, который обладает выбранными вами хорошими качествами. Какой это человек?

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.

- Послушайте загадку. В ней используется различные признаки предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка? (О сороке)

Учитель показывает картинку с изображением сороки.

- Какие признаки предмета названы? (Цвет, длина хвоста)

Подберите прилагательные (признаки) к предложенным существительным

веселый клоун

колючий еж

весенний гром

радостные дети

дождливая осень

солнечные дни

собака кошка лает

Прочитайте оставшиеся слова. Назовите предметы. Что означает слово «лает»: предмет, признак предмета или действие?

Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…

Слышны звуки тут и там.

Кто-то рыщет по кустам.

Тот поёт, а тот кричит,

Голубь … (воркует) Курица … (кудахчет)

Филин … (ухает) Лягушка - … (квакает)

Утка … (крякает) Свинья - … (хрюкает)

У вас на столах в конвертах лежат листочки со словами. Возьмите по одному листочку, прочитайте слово, написанное на вашем листочке. Подумайте, какие группы вы можете образовать. (Предмет, признак предмета, действие предмета)

Ребята, на листочках которых были указаны предметы, продолжат свое путешествие на корабле, признаки предметов – на самолете, действия предметов – на автобусе.

Ребята, что мы можем составить из слов?

Как связаны слова в предложении?

А сейчас я буду приглашать к доске по одному участнику команды. Этот участник должен показать ребятам двух других команд листочек со своим словом. Участники двух других команд выбирают подходящие по смыслу к этому слову слова и выходят с ними к доске. Вышедшие к доске ученики составляют предложение.

Предложение – это соединение слов, обладающее смыслом.

У вас на столах лежат красные конверты. Достаньте из них карточки со словами. Составьте из них предложения.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.

КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ.

ОТ СКУКИ БЕРИ ДЕЛО В РУКИ.

Как вы понимаете смысл пословиц?

Продолжите фразу «Слова в предложении связаны …»

Ребята, справившиеся с этим заданием, могут принять в свою команду еще одного помощника.

Что мы можем составить из предложений?

Кто помнит, как начинается сказка «Репка»?

Ваша задача – рассказать сказку «Репка», соблюдая правильную последовательность предложений. Первому рассказчику, начинающему сказку, завязываем на руке ниточку и даем в руки оставшийся клубок. Клубочек будет передаваться следующему рассказчику, если он правильно продолжит сказку. Следующий рассказчик наматывает себе ниточку на запястье и передает клубок дальше.

О чем шла речь в сказке, которую мы вспомнили?

Рассказывая сказку по предложениям, ребята оказались связаны друг с другом. Почему?

Как называют группу предложений, объединенных одной темой и связанных по смыслу?

И вновь наши команды пополнили свои ряды.

Мы вспомнили, что такое текст. Теперь выберем текст из предложенных вариантов.

1) В первый день весны погода выдалась восхитительная. Алиса без стука вошла и побежала по лестнице наверх. Более слабых собак запрягают поближе к саням. Я помчался по тротуару, размахивая портфелем.

2) Лиса – близкий родственник домашней собаки. Характерная особенность рыжей лисы – её пушистый хвост. Лисы часто роют норы под корнями деревьев или в склонах холмов. Питаются лисы дождевыми червями, кроликами, птицами, насекомыми и плодами.

4. Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались?

Из зеленых конвертов возьмите карточки с понятиями. Прочитайте их. Составьте цепочку от «звука / буквы до текста».

Звук / буква – слог – слово – предложение – текст.

Какие знания вам помогли в составлении цепочки?

5. Рефлексия.

На этом наше путешествие подошло к концу. Продолжите предложение

Сегодня я узнал…

Меня заинтересовало…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Мне захотелось…

Кто считает, что хорошо поработал на занятии, смог узнать для себя что-то новое, помогал своей команде, с интересом готов работать на уроках и занятиях по русскому языку, может в окошечко приклеить вот такой ☺ смайлик. Кому было тяжело справляться с заданиями, кто считает, что недостаточно сегодня помог работе группы, ☹ .

Занятие окончено. Всем спасибо!