- внимательно прочитать текст;
- вникнуть в его содержание;
- определить, какая информация в тексте главная, а какая второстепенная;
- выбрать два правильных ответа, где была бы передана вся главная информация текста целиком, а не частями.
Теория
Иногда ответ очевиден. Но иногда варианты ответов запутывают, смешивая в них главную и неглавную информацию, или дают главную информацию не целиком, добавляя в неё второстепенную. В таком случае нужно действовать методом исключения:
- берем каждый вариант по очереди;
- ищем ему подтверждение или опровержение в тексте.
Подсказки:
- часто в третьем предложении содержится вывод из всего текста, что не может быть второстепенным и обязательно должно быть в выбранном варианте ответа;
- правильные ответы иногда бывают больше всех остальных по объему (визуально занимают больше всех строк);
- так как правильные ответы отражают одну и ту же информацию, они очень похожи по содержанию и зачастую представляют собой одно и то же, только написанное разными словами, это должно бросаться в глаза.
Примеры
Пример 1.
(1) В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. cell - клетка, сота). (2)Однако в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. (3)<...> в 1808 году французским учёным Мирбелем было установлено, что из тканей, образованных клетками, состоят все растения, а через год другой французский ботаник, Ламарк, доказал, что из клеток состоят также все животные организмы, что и привело к созданию в 1839 году клеточной теории, отражающей безусловное единство животного и растительного мира.
1) Французские учёные Мирбель и Ламарк установили, что все животные организмы и растения состоят из клеток, однако впервые идея о том, что клетка является основной структурной единицей любого организма, была высказана Робертом Гуком.
2) В 1808 году французский учёный Мирбель установил, что все растения состоят из клеток, однако аналогичный вывод о клеточной структуре животных организмов был сделан уже не Мирбелем, а другим французским ботаником, Ламарком.
3) Разделённые перегородками крошечные ячейки, обнаруженные Робертом Гуком при изучении через микроскоп тонких срезов дерева, были названы им клетками (англ. cell – клетка, сота) , так как показались учёному внешне похожими на соты в пчелиных ульях.
4) Клетка была открыта в 1665 году Робертом Гуком, однако английский учёный не предполагал, что клеточное строение характерно для любого организма, и данный вывод был сделан Мирбелем и Ламарком лишь спустя век.
5) Открыв клетку в 1665 году, Роберт Гук, английский учёный, даже не мог предположить, что клеточное строение характерно для любого организма, и такой вывод был сделан лишь век спустя учёными Ламарком и Мирбелем.
Первый ответ не подходит, так как Роберт Гук не называл клетку структурной единицей любого организма, он полагал, что клетка присуща только пробке и бузине.
Во втором ответе нет ничего про Гука, а это важно.
В третьем есть информация только из начала текста и нет ничего важного - из второго и третьего предложений.
Правильные ответы - 4 и 5: в них есть информация о всех ученых и их достижениях, нет ничего лишнего, они примерно одинаковые по объему и очень похожи по содержанию, многие фразы откровенно повторяются.
Пример 2.
(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов - «небесных камней» - плод фантазии, <...> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь - отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (З)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.
Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Наука отрицает то, чему не находит объяснения, стремясь избежать опасных путей.
2) В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба.
3) Постановление Французской академии об отказе изучать метеориты лишь один из примеров того, как отрицание непонятного тормозило развитие науки.
4) В XIX веке все описания метеоритов - «небесных камней» - считались плодом фантазии.
5) Отрицание того, что ещё не нашло объяснения, не раз тормозило развитие науки, что подтверждает и постановление Французской академии об отказе изучать метеориты.
Вариант 2 также не подходит из-за отсутствия вывода из всей данной информации.
Вариант 3 - один из верных, он включает в себя как историю об отказе изучать метеориты, так и вывод из этой истории.
В варианте 4 нет информации ни о том, где именно это считалось плодом фантазии, ни о том, что это приводило к торможению развития науки.
Вариант 5 - второй из верных вариантов. В нем есть вся основная информация, подобно третьему варианту.
Правильные ответы - 3 и 5.
Пример 3.
(1)Помимо вкуса на наше представление о том, что мы едим, влияют наши зрительные впечатления, которые сообщают нам информацию о внешнем виде того или иного блюда, и мы не раз возвращаемся к нему в памяти. (2)Эксперименты показывают, что, пробуя сок с завязанными глазами, человек не может отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, не видя их и не представляя зарнее их вкуса. (3)<...>, любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит человека.
Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Зрительные впечатления помогают нам отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, о чём знает любой хороший повар.
2)Зрительные впечатления, сохраняющие в памяти внешний вид блюда и позволяющие заранее представить его на вкус, очень влияют на аппетит, именно поэтому повара для усиления аппетита красиво оформляют блюдо.
3) Определяя вкус пищи, мы всё же больше привыкли полагаться на обоняние, чем на зрение, потому что, по данным экспериментов, пробуя сок с завязанными глазами, человек не может на вкус отличить апельсиновый сок от грейпфрутового.
4) Кроме вкуса на наше представление о пище влияют зрительные впечатления, которые сохраняют в памяти внешний вид блюда, и мы заранее представляем себе его вкус, поэтому повара для усиления аппетита красиво оформляют блюдо.
5)Любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит человека.
Вариант 1: зрительные впечатления "влияют на представление о том, что мы едим". Пример с апельсиновым и груйпфрутовым соками лишь иллюстрирует это. И уж точно об этом примере-эксперименте не знает любой хороший повар - об этом в тексте не сказано. Вариант неверный.
Вариант 2 - один из верных вариантов. Сказано про влияние зрительных впечатлений на аппетит и про то, какое это влияние. Именно на основе этого влияния повара "красиво оформляют блюдо".
Вариант 3 неверный: про обоняние в тексте нет ни слова.
Вариант 4 - второй из верных вариантов. В нем есть вся нужная информация, он очень похож на второй.
Вариант 5 неверный, потому что неполный. В нем содержится только информация третьего предложения, информация из первых двух - основных - отсутствует.
Правильные ответы - 2 и 4.
Задание 1 Определение главной информации текста. Практика
1. Дидактический материал ЕГЭ
1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.
3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
Ответ: ____________________________________________________________________
2. Дидактический материал ЕГЭ Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Бактерии обитают всюду.
2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.
5) Нет такого места, где бы не было бактерий.
Ответы:
1 . 23|32
2. 15|51
3. 24|42
4. 25|52
5. 24|42
6. 14|41
7. 25|52
8. 25|52
9. 35|53
10. 25|52
Устинова Валентина Ивановна
- -
Как выполнить первое задание ЕГЭ по русскому языку:
Начнем с того, что цель данного задания - проверить насколько учащийся умеет работать с текстом, иными словами анализировать его главную информацию. Наиболее частой ошибкой в выполнении является то, что ученики путают главную информацию с мыслью. Что это обозначает? Читая предложенные варианты, школьник натыкается на что-то знакомое и ему кажется, что раз уже эта мысль есть в тексте, то она главная. Это далеко не так. Нам нужно обобщить все микротемы текста, именно так будет передана ГЛАВНАЯ информация. Вам станет намного легче, если вы будете искать те предложения, которые наиболее хорошо передают суть текста, для этого можно даже в тексте делать себе какие-то пометки, выделять важные слова:
Разберем на примере: Из демоверсии ЕГЭ 2015 года по русскому языку..
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это более
половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе,
составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли.
(2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это
крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.
(3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)
Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах
экономического развития России уделяется большое внимание.
2)
Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и
тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3)
В планах экономического развития России Сибири уделяется большое
внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные
богатства.
4)
В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как
этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь
сосредоточены огромные природные богатства.
5)
Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах
экономического развития России уделяется большое внимание.
Разберем каждый вариант в отдельности:
1)
Первый вариант нам не подходит по той причине, что тут говорится только про Азию, а в тексте есть важнее информация.
2)
Второй вариант нам не подходит по той причине, что в нем не сказано ни слова о влиянии Сибири на экономику России, а это, пожалуй, самая главная мысль текста.
3)
Третий вариант нам подходит, в нем обобщены главные мысли, именно об этом говорится в тексте.
4)
Четвертый вариант нам не подходит, так как в тексте нет ни одного слова про мировую экономику, следовательно эту мысль нам текст не передает.
5)
Пятый вариант нам подходит, он похож на третий, просто сказан другими словами. Опять же передана главная информация текста.
Ответ: 35
Порядок расположения заданий в ЕГЭ по русскому, по мнению многих людей, основан на принципе "от простого к сложному". Это неверно. Каждый из тестовых вопросов проверяет то или иное правило (или группу правил) и умение ученика его применять. Сложность - не главный показатель. Первое тестовое задание по русскому языку нельзя назвать самым простым. Скажем по-другому: для некоторых ребят оно является одним из наиболее сложных.
Особенности первого задания ЕГЭ по русскому языку
Ученику дается небольшой текст, не имеющий отношения к основному тексту, по которому пишется сочинение. Его пример можно посмотреть в . Как правило, текст состоит из 3-4 предложений. Он может быть посвящен физике, истории, географии, биологии - чему угодно.
Ученику предлагается прочитать текст и выбрать два варианта ответа, в которых выражена главная информация. Всего дается пять вариантов ответа. На первый взгляд все они кажутся правильными. Чтобы разобраться, нужно вникнуть в детали, установить смысловые связи, выявить основное. Верным может оказаться вариант ответа, на который нельзя и подумать при первом прочтении.
Алгоритм выполнения задания 1 по русскому языку
1. Прочитайте исходный текст не менее двух раз. Не будьте самоуверенными, думая, что небольшой объем информации хорошо запомнится с первого раза. После первого прочтения попробуйте пересказать текст, чтобы выявить плохо запомнившуюся его часть.
2. Подчеркните ключевые слова, важные для понимания текста. Это могут быть значимые действия, события, явления. Часто ключевой фразой является указание на особенность какого-либо объекта.
3. Мысленно ответьте на вопросы: "О чем этот текст? Что в нем наиболее важно?" . Не углубляйтесь в термины, определите лишь основную мысль . Выпишите ее.
4. Прочитайте все варианты ответа.
5. Если вариант ответа полностью повторяет первое или последнее предложение исходного текста, скорее всего, он не будет являться правильным. Обычно в правильном варианте присутствуют мысли из всех предложений текста. Но бывают и исключения. Как правило, на данном этапе анализа точно "вылетает" 1-2 варианта ответа.
6. Проверьте каждый вариант ответа на наличие фактических ошибок. Что это за ошибки? Может быть перепутана дата, фамилия. К чему-то может добавиться ненужная частица "не", меняющая смысловые связи. Может быть приведен верный пример из текста в неверной интерпретации. Сверяйте не слова, а смысловые связи. При выполнении данного пункта получается убрать еще 1-2 варианта ответа.
7. Проанализируйте оставшиеся ответы, даже если их всего два. Перечитайте. Убедитесь в том, что в оставшихся вариантах ответа отражена полная, фактически верная информация. Не думайте, что правильный ответ в первом задании ЕГЭ по русскому языку должен быть большим. Нет, предложение может быть маленьким, но емким.
8. Сделайте окончательные выводы.
Лайфхак
Часто правильные варианты ответа очень похожи друг на другу. Они фактически одинаковы, лишь построены немного по-разному. Поэтому стоит поискать два похожих варианта ответа . Скорее всего, они будут верными.
Но все-таки при выполнении задания 1 ЕГЭ по русскому языку советуем пользоваться алгоритмом. Почему? Приведенный выше лайфхак работает в большинстве случаев, но в каждом правиле есть исключения. Цена ошибки велика. Поэтому не идите самым простым путем, учитесь анализировать, устанавливать смысловые связи. Ответ однозначен, определить его несложно.