Основные формы методы работы социального педагога. Формы работы социального педагога. Методика работы социального педагога с родителями

Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод в общенаучном смысле - это способ построения и обоснования системы философского и научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности .

Формы и методы - это средства содействия социальному становлению личности в конкретных условиях её жизнедеятельности .

В основе методологического знания лежит учение о методе как способе реализации практической деятельности. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Рассматривая вопрос о методах и формах работы социального педагога в органах социальной защиты надо прежде рассмотреть методы и формы социальной работы. Существует множество классификаций методов и форм социальной работы. Рассмотрим методы социальной работы как области научного знания. Была создана классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию выделяется:

1.Всеобщий (или философский) метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В науке принято делить два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент. Под наблюдением в социальной работе понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на основе фиксации проявлений их поведения. Эксперимент является ведущий методом, который направлен на выявление причинно-следственных зависимостей.

3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой .

Понятие «технология» - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов.

Социальная технология- совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения. Признаками социальной технологии являются: наличие стратегической программы, непрерывность контакта с клиентом социальной работы.



В работе социального педагога можно особо выделить четыре основные группы технологий: собственно социальной работы, социально-психологические, социально-медицинские и социально-педагогические. Рассмотрим технологии собственно социальной работы:

1.Социальная диагностика- комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Полученный социальный диагноз служит основанием для принятия решений и практических действий.

2.Социальная адаптация- система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям.

3.Социальная профилактика- совокупность государственных, социально-медицинских и организационно-воспитателъных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения.

4.Социальный контроль- механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов социально-экономического, административно-правового и организационно-воспитательного характера в социальной системе. 5.Социальная опека (патронаж) - особая форма государственной защиты прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом.

6.Социальная реабилитация - процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.

7.Социальное обеспечение - система оказания различных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

8.Социальная терапия - целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

9.Социальное консультирование - технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций .

Поскольку социальная работа возникла и развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочисленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология и т. п.) и социально-гуманитарного направления (социология, психология, антропология), в каждой из которых применяется широкий арсенал частных методов, то для своих целей она аккумулирует множество конкретных методов и техник.

Существует также классификация методов социальной работы, с точки зрения практической деятельности, но, к сожалению, представляет собой сложную и пока мало разработанную проблему. Классификация методов профессиональной деятельности - важный компонент научной организации социальной работы. Именно профессиональные цели и способы их достижения придают социальной работе статус самостоятельной профессии. Однако описание и анализ методов, их содержательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии становления.

В отечественной специальной литературе существуют разные подходы к описанию методов профессиональной деятельности социальных работников. В одном из первых учебных пособий по социальной работе предлагаются следующие методы социальной работы (П. Д. Павленок, 1997).

1.Социологические методы выполняют функцию первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта.

2. Педагогические методы социальной работы: методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции.

3.Психологические методы: методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора.

Очевидно, что в этой классификации социальная работа, лишенная собственных средств деятельности, растворяется в различных аспектах социальной, психологической или педагогической практики.

Также можно рассмотреть зарубежную классификацию, где идёт разделение на:

1.Индивидуальная социальная работа- метод и направление социальной работы, связанное с оказанием помощи индивидам и семьям в решении психологических, межличностных, социальных и экономических проблем путем личного взаимодействия с ними.

2.Социальная работа с группой - метод социальной работы с малой группой с целью использования возможностей совместной деятельности для решения существующих или пре­дотвращения ожидаемых проблем в психосоциальном функционировании ее членов.

3.Социальная работа с сообществом (общиной) - метод и направление социальной работы, посредством которого индивиды, группы и организации вовлекаются в целенаправленные спланированные действия для решения социальных проблем .

Схема 1.2

Объект социально-педагогической работы Категории
Семья 1. С инвалидностью детей или родителей 2. С проблемой неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью 3. С проблемой сиротства 4. С проблемой безнадзорности детей. 5. С проблемой малообеспеченности 6. С проблемой безработицы 7. С проблемой отсутствия определенного места жительства 8. С проблемами конфликтов и жестокого обращения 9. Неполная семья 10. Многодетная семья 11. Семья военнослужащих, 12. Семья, воспитывающая детей с ограниченными возможностями 13. Семья, воспитывающая усыновленных и опекаемых детей 14. Приёмная семья 15. Студенческая семья 16. Семья беженцев, мигрантов 17. Семья, имеющая проблемы психоактивных зависимостей 18. Семья, члены которой находятся в местах лишения свободы

Схема 1.3

Виды социально-педагогической работы

Схема 1.4

Уровни субъектов социально-педагогической работы.

Схема 1.4

Виды форм социально-педагогической помощи.

Схема 1.5

Цели государственной политики Российской Федерации в интересах детей.

Схема 1.6

Функции системы субъектов социально-педагогической работы.

Схема 1.7

Функции Министерства труда и социальной защиты населения.

Схема 1.8

Функции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Схема 1.9

Субъекты социально-педагогической деятельности.

Схема 1.10

Объекты социально-педагогической деятельности.

Схема 1.11

Задачи профессиональной деятельности социального педагога.

Схема 1.12

Элементы содержания социально-педагогической деятельности.

Схема 1.13

Виды социально-педагогической деятельности.

Схема 1.14

Принципы социальной педагогики.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ





Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года, образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Дошкольная образовательная учреждение – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Обучение в дошкольных учреждениях обретает статус первой ступени начального образования.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

Детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

Детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

Детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

Детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

Детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

Центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.



Изменение жизни и экономики, развитие технологий, обострение социальных и политических противоречий создало необходимость менять устройство государственного воспитания и обучения детей. Профессия социального педагога появилась в России примерно в 2000-х годах и к нынешнему времени прижилась и в дошкольных образовательных учреждениях.

Основными аспектами социально-педагогической работы дошкольном образовательном учреждении являются: анализ проблем воспитанников для оказания им социальной помощи; разработка программ адаптации воспитанников к окружающим условиям; консультирование детей, родителей и воспитателей по вопросам защиты прав детей, особенностей психофизического развития, составление рекомендаций.

В зависимости от специфики учреждения в обязанности социального педагога могут входить: координация взаимодействия работников дошкольного образовательного учреждения и привлеченных специалистов; проведение обучающих мероприятий для воспитателей.

Основными направлениями работы социального педагога, на основании которых ежегодно составляется план работы социального педагога дошкольного образовательного учреждения, принято считать:

1. Работа с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения , которая, в первую очередь, направлена социальную защиту и оказание социальной помощи, реализации прав и свобод обучающихся (воспитанников), содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, воспитанников, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Социально-педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении включает изучение психолого-педагогических особенностей личности обучающихся, разработку и реализацию программы коррекции социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей; организация досуга детей, диагностику социально-педагогических особенностей их микросреды. Кроме этого, социальный педагог, в работе с воспитанниками, выявляет их интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает им помощь и поддержку.

В ходе социально-педагогической работы необходимо организовывать различные виды социально-ценной деятельности обучающихся (воспитанников) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ.

2. Работа с семьями воспитанников , целью которой является создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. С этой целью в социально-педагогическую работу включаются мероприятия по изучению факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей, педагогическому просвещению родителей; повышению уровня родительской компетентности;

3. Работа с педагогами дошкольного образовательного учреждения проводится с целью просвещения педагогического коллектива по вопросам связанных с возрастными особенностями детей, создания благоприятного климата в коллективе; повышения уровня профессиональной компетентности педагогов; удовлетворения индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями; изучения факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.

4.Работа с другими субъектами социально-педагогической работы проводится с целью оказания комплексной социально-психолого-педагогической помощи ребенку и его семье. Представление интересов ребёнка и его семьи в различных учреждениях и организациях, привлечение благотворительной и спонсорской помощи к решению финансовых проблем ребёнка и его семьи, содействие санаторно-курортному лечению и летнему оздоровлению ребёнка, профилактическая работа с родителями, нежелающими выполнять родительские обязанности, профилактика насилия и жестокого обращения в семье, содействие в назначении и оформлении государственной финансовой помощи, - вот малый список мероприятий социально-педагогической поддержки ребёнка во взаимодействии с субъектами социальной работы города, села и т.п.

5. Работа с документацией предполагает формирование информационного банка данных по работе с ребёнком и его семьей; разработку перспективного и текущего плана работы; подготовку годовых и промежуточных отчетов; пополнение методического материала социального педагога.



Социально-педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении предполагает различные виды помощи как системы услуг экономически не обеспеченным, социально слабым, психологически уязвимым группам семей и детей в целях улучшения их способности к социальному функционированию:

1. Социально-информационная помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими социальных услуг

2. Социально-правовая помощь – содействие в реализации правовых гарантий, правовое воспитание детей и их родителей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.

3. Социально-реабилитационная помощь – оказание реабилитационных услуг по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей и их семей.

4. Социально-экономическая помощь – оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям

5. Медико-социальная помощь – профилактика здоровья детей, профилактика алкоголизма, наркомании, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска

6. Социально-психологическая помощь – создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении

7. Социально-педагогическая помощь – создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность на обеспечение развития и воспитание детей в семьях группы риска.

В реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведения о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов. Для эффективности социально-педагогической работы с ребёнком в дошкольном образовательном учреждении социальному педагогу следует использовать разнообразные формы работы. В арсенал форм профессионального взаимодействия с ребёнком социальный педагог должен включить индивидуальные и групповые игры, беседы, прогулки, экскурсии, обсуждения, интервью, включение ребёнка во взаимодействие со сверстниками, посещение семьи ребёнка и др.

В сфере профессионального взаимодействия с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения целесообразно использовать консультации; анкетирование; индивидуальные беседы; семинары; «круглые столы», социально-психологический тренинг.

Социально-педагогическая работа с родителями предполагает такие формы как индивидуальное консультирование, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, посещения на дому, тематические встречи, рекомендации, родительские собрания, тренинг, школа родительского мастерства.

Роли социального педагога в дошкольном образовательном учреждении дольно разнообразны: роль посредника между детьми и взрослыми, семьей и государственными службами; роль защитника интересов и законных прав ребенка; роль помощника педагогов и родителей в решении проблем профессиональной деятельности; роль управляющего способами активи­зации самостоятельности личности в процессе ее самореализации, роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также между педагогами и родителями ребенка и способствует восстановлению позитивных и конструктивных отношений педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и семьи.



Для детального уточнения содержания социально-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо указать профессиональные функции социального педагога.

Аналитико-диагностическая функция заключается в постановке «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально- бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, а также различного рода проблем; установления причин отклоняющегося поведения детей причин социального неблагополучия семьи; содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Прогностическая функция социального педагога в дошкольном образовательном учреждении реализуется в программировании и прогнозировании на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности; определении перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности; планировании своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.

Организационно-коммуникативная функция осуществляется путём способствования включению в процесс социального воспитания воспитанников, в совместный труд и отдых не только работников дошкольного образовательного учреждения, но и родителей, общественности, населения микрорайона; установления деловых и личностных контактов;

накопления информации о позитивном и негативном воздействии социума на детей; формирования демократической системы взаимоотношений в детской среде, а также в их личных взаимоотношениях со взрослыми.

Коррекционная функция означает осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.

Социально – профилактическая и реабилитационная реализуется в организации системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей; влиянии на формирование нравственно – правовой устойчивости; организации системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социального риска.

Координационно-организационная функция – это организация социально значимой деятельности детей в открытой микросреде; влияние на разумную организацию досуга;-включение детей в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.

Функция социально – педагогической поддержки и помощи воспитанникам предполагает оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации.

Охранно-защитная - использование имеющегося арсенала правовых норм защиты прав и интересов личности ребёнка; содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты.

Психотерапевтическая функция проявляется взаботе о душевном равновесии ребенка; установлении доверительных отношений с ребенком, взрослым; оказании помощи в разрешении межличностных конфликтов; содействии в изменении отношения ребенка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе.

Посредническая функция реализуется в установлении и поддержке позитивной связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка; представлением интересов ребёнка и его семьи в учреждениях социальной защиты, органах внутренних дел, благотворительных фондах и проч.


1. Подготовьте публичное выступление на одну из тем:

· Роль социального педагога в дошкольном образовательном учреждении;

· Социальная защита прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

· Особенности деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении.

2. Подберите методики диагностики когнитивных способностей ребёнка

3. Составьте план работы социального педагога дошкольного образовательного учреждения на полгода по предложенной форме.

Название мероприятия Методы, формы Сроки Партнеры

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Для эффективной подготовки доклада (5-7 минут) тщательно изучите выбранную тему, используя несколько предложенных источников. Тема доклада должна быть проработана до степени свободного владения. Составьте план доклада, заранее обсудите его с преподавателем. Напишите доклад, используя реферированный текст источников. По желанию обеспечьте публичное выступление слайд-презентаций с основными тезисами доклада.

4. Для составления содержательного плана работы социального педагога ознакомьтесь с примерами, широко представленными на профессиональных специализированных страницах интернет-сети.

Литература для самостоятельной подготовки темы №2:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Социальная педагогика» / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект. 2008. - 528 с.

4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

Дополнительная:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями)\\Электронный ресурс. Режим доступа:. http://base.garant.ru/12151286/

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) \\Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/

3. Основы социальной работы [Текст] : учебник для студентов вузов / ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2004. - 395 с. : табл.

4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов очного и заочного отделений, обучающихся на направлению 050400 «Психол.-пед. образование» / Сост. Р.А. Литвак, Е.В. Криницына. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2011. - 274 с.


Схема 2.1

Виды дошкольных образовательных учреждений.

Схема 2.2

Направления социально-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Схема 2.3

Формы и виды социально-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Схема 2.4

Функции социального педагога в дошкольном образовательном учреждении.

3. Работа социального педагога в общеобразовательной школе




Социально-педагогическая работа – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе: социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; национальные проблемы и миграция; преступление и правонарушение; безработица и профессиональная адаптация; жилищная проблема; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и другие.

Основой организационно-методической, профилактической, коррекционной, консультационной и отчетной деятельности социального педагога образовательного учреждения являются имеющиеся в настоящее время нормативные документы:

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г.

2. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.1992г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.1996г. №12- ФЗ).

3. Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Принят Государственной Думой 03.07.1998г. Одобрен Советом Федерации 09.07.1998г.

4. Приказ от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

5. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008г. № АФ-150/06О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009г. №593. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897.

Целями работы социального педагога в учреждениях общего образования являются:

· способствование устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников;

· оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

· создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

· способствование развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

· участие в педагогическом разрешении потенциальных, латентных и актуальных конфликтов.

Задачами социально-педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении являются: осуществление и защита прав ребёнка; изучение и коррекция межличностных отношений; изучение состояния и коррекция психического развития ребёнка; представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах; координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности; проведение социально-культурных мероприятий.

Субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие невозможно. Объектом социально-педагогической работы в общеобразовательной школе являются не только ученики, но и уровень их успеваемости, ценностные ориентации, состояние здоровья, поведение, а также семья и внутрисемейные отношения. В силу того, что ценностные ориентации, состояние здоровья, другие факторы и характеристики определяется семьей, семейным укладом и семейными традициями, педагогам приходится взаимодействовать и с родителями, и с ближайшим окружением ребенка.



Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов в процессе воспитания личности. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, но на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников.

Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении: защита прав ребёнка, и помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению мероприятий, акций; распознавание и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе; разработка планов по различным направлениям деятельности школы.

Кроме вышеуказанного, среди направлений социально-педагогической работы в общеобразовательном учреждении, следует отметить защиту ребёнка от негуманного отношения учителей, сотрудников школы, защита от негуманных отношений в школе, защита и поддержка детей, которые оказались в кризисной ситуации. Консультации для учителей по вопросам их прав по отношению к ребёнку, помощь в адаптации в школе.

Организация воспитательной среды в школе, создание воспитательных взаимоотношений путём самоуправления учеников, одухотворения школьной жизни идеями, объединяющими учителей и детей. В разнообразии направлений социально-педагогической работы важное место занимает контроль соответствия методов обучения его цели; создание сети внешкольной клубов по интересам, поддержка детских инициатив, как условие позитивной самореализации личности, расширение и углубление социального опыта посредством участия детей в познавательной историко-культурной краеведческой деятельности, организации волонтёрской помощи пожилым людям, больным и другим категориям граждан, нуждающимся в поддержке. Помощь детям в организации содержательного досуга и их участие в организации содержательного досуга младших школьников, привлечение родителей, общественных организаций, культурно-просветительских учреждений к воспитательному процессу школы, профилактика и коррекция девиантного поведения.



Содержание работы социального педагога, в соответствии с квалификационной характеристикой, определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях общего образования и по месту жительства обучающихся.

В деятельности социального педагога, на начальном этапе, значительное место занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и психолого- педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Диагностическая работа социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес для изучения личности ребёнка представляют отчеты различных специалистов, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

Для социального педагога необходима поддержка коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов, родителей и самих учащихся. Любое исследование начинается с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследования. Разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда должны быть правдивыми.

В процессе исследования социальный педагог может получить совершенно конфиденциальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

виды социально-педагогической деятельности:

· психосоциальная работа;

· медико-социальная работа;

· социально-правовая работа;

· культурно-досуговая работа;

· информационно-воспитательная работа.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

· социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

· социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

· социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

· социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

· социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;

· социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда – и в профилактической работе.

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.



6.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др., а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него

Социальная помощь и защита прав ребенка

Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группы детей:

1.Дети-сироты, у которых умерли родители;

2.Дети, родители которых лишены родительских прав;

3.Дети, временно лишившиеся родительского попечения (находятся в больнице, под следствием, в розыске, в заключение)

4.Дети из семей, где они подвергались физическому или сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целый день или ночь одних без присмотра, где родители пьют или дебоширят, т.е. где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

5.Дети вынужденных переселенцев;



6.Дети, жилище которых находится в аварийном состоянии, либо оно отсутствует вовсе, либо не отвечает санитано-гигиеническим нормам.

Прежде чем принять по ребенку решение, определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо изучить условия семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения), интересы, сведения о здоровье, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальным педагогом

Основные функции социального педагога при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей:

Сбор информации, касающейся социального статуса ребенка. С этой целью педагог посещает семью ребенка, изучает материальные условия, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье, отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственниками, соседями, школой, милицией и другими учреждениями.

Сбор и ведение документации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело. В папку собираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство о рождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в различные органы и т. д. Обязательно отмечается, какая помощь, и поддержка были оказаны ребенку, и предполагаемое решение его дальнейшей судьбы. Для этой цели используется «Социальную карта ребенка». Такая карта является удобной для оценки жизненной ситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятия фиксируются в дневнике.

Установление контактов и поддержание связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей.

Помощь директору учреждения в подготовке документов для возбуждения уголовных дел в интересах ребенка на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.

Социальная поддержка ребенка (устройство в школу, профессиональное училище и т.д.).

Наблюдение за условиями жизни детей, живших в приюте и вернувшихся в семью или взятых под опеку.

Понятно, что эти задачи требуют тесного контакта социального педагога и всего педагогического коллёктива

Из сказанного следует, что важной задачей социального педагога является изучение условий жизни семьи с тем, чтобы принять правильное решение о возможности возвращения в семью. Надо отметить, что социальный педагог не обладает карательными функциями, его задача - полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с ребенком и родственниками. Мы используем для достижения взаимопонимания социального работника и клиента ряд приемов, рекомендуемых зарубежными психологами. В данном случае слово «клиент» относится как к родителям или другим членам семьи, так и к самому ребенку.

Начать беседу с «разминки» - разговора на нейтральные темы. Особенно важно соблюдать это правило, начиная разговор с подростками, так как они переживают стадию освобождения от влияния взрослых и настороженно относятся к попытке проникнуть в их мир.

Продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуаций. Чуткость способствует установлению контакта, так как собеседник начинает воспринимать социального работника как человека заинтересованного в его судьбе.

Относиться к клиенту «как к родному - быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения - открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций клиента.

Прежде чем изучить интересующую социального работника проблему, следует проявить внимание к нынешнему состоянию клиента, на момент интервью.

После такой подготовки можно перейти к изучению интересующей проблемы. Во время дальнейшей беседы с помощью поощрительных реплик поддерживать обратную связь. Случается, что одного посещения недостаточно, приходится делать повторные визиты. Каждый раз составляется подробный неформальный отчет социального педагога в «Тетради учета посещений семей», в которой излагаются условия жизни, обстановка на момент посещения, поведение родителей и других членов семьи, их реакция на сведения о ребенке. Эти акты или отчеты являются документом, который может быть использован при возбуждении дела о лишении родительских прав или отобрании детей по суду. Когда по разным причинам не удается попасть в семью или родители отказываются от беседы, тогда необходимо опросить соседей, других родственников.

Семьи, где развращали детей, принуждали к воровству, обману, совершенно не заботились об их устройстве в школу. Дети из этих семей не имели кровати и спали в лохмотьях на полу, с которого даже линолеум был снят и пропит родителями.

Таким образом, посещение социальным педагогом семьи ребенка дает возможность решить вопрос о возвращении ребенка в семью. Или вызволения его из обстановки, опасной для его жизни и здоровья. Если возвращение ребенка в семью по тем или иным причинам невозможно. А родственники не хотят или не могут взять его под опеку, готовятся документы на передачу его в школу-интернат или детский дом.

Социальная помощь детям включает также помощь в решении жизненных проблем, т.е. закреплении имеющегося жилья за ребенком, а также открытие счетов в Сбербанке на разные виды пенсии (по потери кормильца, социальные, алименты родителей, лишенных родительских прав.

В России создана законодательная база, позволяющая в той или иной мере защитить основные права ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это предоставление им на время пребывании в соответствующем государственном пли муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

7. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его без специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды или дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ достаточно неоднородная. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Область различий в развитии детей с ОВЗ очень велика. Она проходит от детей, нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми поражениями центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом такие границы различий наблюдаются не только в группе учащихся с ОВЗ, но и в группе школьников с различными нарушениями в развитии.

В таких условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптированным к потребностям и возможностям детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют свои специальные потребности обучения:

Начало обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития;

Индивидуализировать обучение ребенка с ОВЗ следует в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

Введение в содержание обучения ребенка специальные разделы, которые не присутствуют в программах образования нормально развивающихся сверстников;

Использование методов, приемов и средств обучения, которые обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения и облегчают усвоение учебного материала;

Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

Максимально раздвижение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Учет особых потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности обучения учащихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Как показывает исследование, важную роль в данном моменте играет социально – педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в здоровье, которая призвана решить следующие задачи:

Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

Интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

Обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие результаты:

Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

Реализация себя в обществе;

Повышение качества жизни;

Овладения знаниями, социальными навыками;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно:

Между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями;

Между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

Между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

Между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии; и др.

Цель и смысл социально – педагогической поддержки детей с ОВЗ в общеобразовательном школах – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

Освоение образовательной программы призвано обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Для этого необходимо использовать интегративные формы, организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе предполагает открытие специализированного класса или отделения надомного обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам на дому и в школе со значительным числом общеразвивающих занятий и мероприятий.

Ребенок получает образование, которое можно сопоставить по уровню академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более длительные календарные сроки. Учебное место организуется в соответствии с особенностями развития школьников и дополнительно переделывается к конкретному ребенку.

Для того, чтобы данная модель усвоилась необходима организация специального обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. В данном случае нужно усилить внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, к использованию обучающимися полученных знаний в реальных жизненных условиях.

В связи с неизбежной упрощенностью образовательной и воспитательной среды, необходимо максимально приспособить данную среду к физическому ограничению ребенка и его жизненному опыту и взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основным значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Основная задача образовательного учреждения в сотрудничестве со специалистами – разработка и корректировка индивидуальных учебных планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на основе изучения его особенностей, психических и физических ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних этапах.

Важным условием для повышения учебного процесса в специализированном классе или отделении надомного обучения должна стать комплексная социально -педагогическая поддержка психологического состояния ребенка; развитие его социального интеллекта, самостоятельности, способности к преодолению трудностей. Таким образом, существенно повышается роль службы социально –педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

Введение учащихся с ограниченными возможностями в здоровье в контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию в обществе.

Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.

Из опыта работы социального педагога школы.

Работа социального педагога с семьёй

Автор : Савенко Людмила Васильевна, социальный педагог МОУ «СОШ №3 г. Ершова Саратовской области».
Описание : Предлагаю вам статью на педагогическую тематику по разделу «Формы работы социального педагога с семьей» (из личного опыта). Этот материал пригодится в работе социальных педагогов, классных родителей.
Семья – это дом, объединяющий людей, здесь складываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. Методы и формы социальной педагогики устанавливает социальный педагог. Цель его работы с неблагополучными семьями - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. При организации и выборе метода воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на семью влияют: природа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе. Выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей среды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта социального педагога. Социальный педагог в неблагополучных семьях выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику неблагополучных семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога в неблагополучной семье могут быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Методы работы социального воспитания разнообразны. Выделяются следующие методы: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические.
Социально-экономические – предполагают разностороннюю работу с нуждающимися семьями, в том числе и материальную помощь семье и т.д.
Организационные методы – направлены на организацию помощи личности, семье.
К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как «исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа» . Самым распространенным методом в работе социального педагога с неблагополучной семьей является метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы.
Метод беседы дает возможность социальному педагогу проникнуть в духовную жизнь семьи, выяснить все трудности их жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе семью, а также заинтересовать в беседе.
Собрать материал, характеризующий семью можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать интересы, особенности, определить психологические проблемы.
В практике социального педагога используется активно метод тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента. В комплексе с этим методом используется наблюдение, беседа, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие.
При налаживании бытовых условий жизни, отношений между членами семьи используется метод поддержки личности.
Для выявления причин конфликтных ситуаций в семье социальный педагог использует метод преодоления конфликта. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.
Использование народной педагогики. В настоящее время активно используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков: воспитание словом, делом, религией, природой и искусством, традициями, общественным мнением.
Методы перевоспитания – предупреждение и преодоление отклонений в поведении. Перевоспитание ставит цель – сформировать семью, которая бы отвечала требованиям общественной морали.
Метод самовоспитания – процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.
Метод социометрии – предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния семьи.
Метод мониторинга – отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ ситуации.
Метод генерации настроений – диагностика, анализ причин поступка, поведения, настроения, психического состояния членов семьи.
Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.
Таким образом, существует множество методов работы социального педагога с неблагополучной семьей. Их выбор индивидуален.
Деятельность социального педагога с неблагополучной семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства. Прав детей, женщин, инвалидов, а также проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с неблагополучной семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение. Социальный педагог систематически должен проводить педагогическое просвещение родителей, привлекать их к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формировать потребность в самообразовании. Кроме этого, знакомить и учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, обобщать лучший опыт. Один из методов работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Консультирование необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Необходимо регулярно посещать подобные семьи, целенаправленно проводить с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму. Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя. Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные методы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
Социально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Еще один метод работы социального педагога с неблагополучной семьей - социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально – педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении социально – педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученных результатов.
Поскольку неблагополучная семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых.
Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой
Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Она предполагает изучение и использование данных демографии, социологии и социальной психологии. Исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причины семейных конфликтов. Исследования педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
Таким образом, выделим алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:






составление карты семьи;




Таким образом, существует множество разнообразных методов работы социального педагога с неблагополучной семьей, но все они подвержены выбору самого педагога. Социальный педагог, изучив проблему семьи, ее психологические особенности самостоятельно выбирает свою роль и методы, с помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.
этапы работы социального педагога с данной семьей:
изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
изучение личностных особенностей членов семьи;
составление карты семьи;
координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
составление программы работы с неблагополучной семьей;
текущие и контрольные посещения семьи;
выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Кроме того, в ходе изучения форм и методов работы социального педагога с неблагополучными семьями, нами было выяснено, что при всем многообразии методов и форм, педагог самостоятельно подбирает те, которые наиболее всего подходят для решения проблем в определенной семье.

В своей работе, например, с семьей (Полная, один родитель злоупотребляет спиртными напитками):
- наблюдение и консультация психолога
- беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем
- вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования
- привлечение здорового члена семьи и ребенка к различным занятиям и мероприятиям в школе
- работа классного руководителя, психолога с пьющим родителем по убеждению необходимости лечения от алкогольной зависимости
- индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.