Паттерны добродетелей. Доброжелательность - это полезное для общения качество. Значение и примеры

Проявления доброжелательности в повседневной жизни

Жесты открытости

Так сложилось, что открытая ладонь у самых разных народов мира символизирует дружелюбие, искренность и отсутствие агрессивных намерений.

Когда один человек убеждает в чем-нибудь другого, он инстинктивно держит ладони открытыми, разворачивает их в сторону собеседника или протягивает к нему, то есть демонстрирует честность и незащищенность.

И, наоборот, человек, который желает ввести собеседников в заблуждение, бессознательно закрывает ладони, сжимает руки, теребит их, прячет под стол, в карманы или за спину.

Доброжелательность – стремление человека быть открытым другим людям.

Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный.

· Доброжелательность – это способность отдавать лучшую частичку себя другим.

· Доброжелательность – это постоянное позитивное отношение к окружающему миру.

· Доброжелательность – это талант искреннего, душевного общения с людьми вне зависимости от их взглядов и убеждений.

· Доброжелательность – это свойство сильного и благородного человека.

· Библия. «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» - так говорится о доброжелательности.

· Семейное воспитание. Родители и дети тепло и уважительно обращающиеся друг с другом – проявляют доброжелательность.

· Межличностное общение. Человек, всегда готовый помочь ближним, внимательный ко всем окружающим людям, не спешащий критиковать их поступки – проявляет доброжелательность.

· Государственная политика. Готовность к поиску компромиссов с учетом интересов других государств; материальная помощь «странам третьего мира» – проявление доброжелательности на международном уровне.

· Национальные традиции. В Японии доброжелательность – не просто добродетель, но часть национального этикета; то же справедливо и для некоторых других восточных стран. На Кавказе радушие, гостеприимство и доброжелательность – черты национального характера населяющих его народностей.

· Общение. Общайся! Общаясь с людьми разного возраста, разных убеждений и интересов, разных профессий и стараясь с каждым найти общий язык, ты воспитываешь в себе доброжелательность.

· Семейное воспитание. Родители, проявляющие доброжелательность, с радостью встречающие гостей, всегда готовые помочь тем, кто оказался в сложной ситуации, воспитывают доброжелательность и в своих детях.

· Чтение. Бесценным источником душевных богатств является литература. Читая классическую литературу, книги по философии и психологии, человек воспитывает в себе уважение к людям, и, как следствие, доброжелательность.

Доброжелательность - это духовно-нравственные качества личности, направленные на добрые деяния.

Доброжелательность - это черта характера человека, обладающего благими намерениями и готового содействовать этому.

Доброжелательность - это позитивное состояние человека с открытым внутренним миром для создания пользы окружающим.

Примеры доброжелательности

Доброжелательный человек определяется без труда. Он приветливый, улыбчивый, легко идет на контакт. Кроме этого:

Люди, которым свойственна доброжелательность, приятны в общении, владеют большим кругом знакомых и товарищей. По натуре сочувственны. Оказывая помощь, такой человек получит обратную отдачу. Его благоприятное поведение способствует хорошему, крепкому здоровью. Также к плюсам относится:

  • чистосердечность и отсутствие плохих помыслов;
  • меньший риск совершение неправомерных действий;
  • равновесие внутреннего и внешнего мира;
  • получение радости общения с окружающими;
  • совершение добрых дел;
  • осваивание неведомых вершин, саморазвитие.

Недостатки

Чрезмерная инициатива подобного рода людей иногда не приветствуется, а даже докучает и злит. Иногда доброжелательные люди не получают должного внимания, хотя и не просят его. Помимо перечисленных моментов, пробелы доброжелательности характерны застоем в карьере. Пытаясь подсказать и содействовать коллегам, доброжелательный человек остается на месте, продвигая поведением сослуживцев.

Подобные люди наделены обильной совестью и отсутствием хитрости, что относит их к ряду тюфяков или лиц, склонных доверчиво относится к происходящему. Таким образом, не редко подпадают под влияние мошенников. А главное, в настоящий момент большинство населения занято личными проблемами и полученную пользу доброжелателей, вскоре забывают.

Часто мы пользуемся доброжелательностью, хотя всем приятно общаться с таким человеком. Посмотри на себя со стороны, ты доброжелательный? Этому можно научиться....

Понятие простыми словами для детей

Доброжелательный человек искренне радуется за успехи других, счастлив победам и удачам посторонних. Ни когда не завидует, а наоборот желает добра. Терпеливо относится к людям и их ошибкам, поможет и подскажет. Прощает обиды, не таит зла, не мстит. Переживает за горе, поражения как близких, так и чужих людей, по этому лишен безразличия.

  • Ученые Калифорнийского колледжа США, проведя опросы и наблюдения, выяснили, что доброжелательные люди в среднем живут дольше недоброжелателей на 6-8 лет.
  • Имеют счастливую и крепкую семью, в то время как «злые братья» оканчивают жизнь в одиночестве.
  • Все начинания людей, несущих добро, заканчиваются положительным результатом.
  • В человеческом доброжелательном организме повышается гормон счастья и эндорфина из-за чего понижается болевой порог и повышается уровень настроения.

Итоги

Доброжелательность - это приоритетная черт характера, относящаяся к пятерке главенствующих типов натуры. Но она же имеет и список подоплек. Людям, обладающим такой натурой, нужно быть осторожней и найти правильное соотношение между плюсами и минусами. Одновременно, это замечательная форма выражения любви к жизни, которая заряжает добром окружающих, учит быть открытыми, сочувственными и благосклонными. Если бы все мы были такими, не было конфликтов, споров и зла.

«Умей думать хорошо! Умей быть добрым в чувствах и мыслях!» - так наставлял своих воспитанников великий советский и украинский педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский. Он по праву считал доброжелательность одним из основных качеств Настоящего Человека.

Василий Александрович в своём труде «Как воспитать человека» пишет следующее: «Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», - это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим» .

«Для чего же тут большая сила духа?» – может возникнуть вопрос. Известно, что доброжелательный человек – это тот, кто всегда готов помочь ближним, проявляет внимание к окружающим людям, не спешит критиковать их поступки. И, кажется, что в этом нет ничего сложного, ведь желать добра другим естественно и не должно требовать каких-то особых усилий. Так и есть, но в то же время, так ли легко быть положительно расположенным к людям, к которым мы привыкли относиться негативно? Ведь в ситуациях, когда наше эго цепляют за живое, бывает довольно не просто остаться на позиции доброжелательности. Почему же мы не всегда помним о доброте в подобные моменты? Потому что в это время свои правила нам пытается навязать эго, а мы безвольно ему повинуемся, хотя в действительности имеем достаточно сил и возможностей для того, чтобы избавиться от такого влияния. И самый верный путь это сделать – развивать в себе благородное и необходимое качество - доброжелательность.

Быть открытыми и внимательными к окружающим, готовыми помочь и поддержать, искренне радоваться чужим победам, значит быть доброжелательными. И в тоже время настоящая доброжелательность заключается именно в том, чтобы искренне желать добра людям, независимо от опыта общения с ними. О положительном восприятии окружающих Василий Александрович писал: «Умение чувствовать и видеть по-доброму окружающих тебя людей - результат огромной внутренней работы духа» . И правда, чтобы суметь изменить своё отношение к человеку надо сначала разобраться в себе, проанализировать и переоценить собственные мысли и переживания относительно него. Поступив так, мы делаем осознанный выбор в сторону своего благого намерения. Таким образом, внутренняя доброта поистине закаляет наше умение владеть своими эмоциями и сознательно управлять мыслями, а это, в свою очередь способствует утверждению доброты во внешнем мире.

Согласитесь, зачастую ссоры или конфликты гораздо проще избежать доброжелательным отношением к человеку, который пытается этот конфликт развязать. Таким образом, воздерживая себя от вспышки гнева, не давая мыслям осуждения пустить свои корни, переключая внимание на положительные эмоции, мы даём зерну доброты прорости в себе и в окружающих. Подобные ситуации являются ярким примером того, что искренне добра желая, мы добро творим. А творить добро – это самая насущная потребность Настоящего Человека, формирование которой, как утверждал Василий Александрович, должно начаться как можно раньше.

Становится очевидно, насколько важно закладывать основы доброжелательности с детства. Сухомлинский призывал родителей к предельной внимательности и чуткости, чтобы не дать зерну невежества и грубости прорасти в детском сердце. Даже если субъективно родителю и будет казаться, что ребёнок прав в своей негативной позиции к какому-то человеку или событию – нельзя позволить, чтобы эта отрицательная эмоция стала в ребёнке доминирующей даже на минуту. Ведь любая ситуация произошедшая в детстве и, кажущаяся пустяковой, может стать фундаментом для формирования определённого качества будущего взрослого человека.

Выходом из подобной ситуации может быть вопрос в следующем ключе: «А с чего ты взял, что этот человек плохой? Если ты из-за него расстроился, это ещё не значит, что он плохой. Он должно быть хороший, просто пока ты ещё этого не заметил. Желай людям только добра и они обязательно ответят тебе тем же!». Такие слова только на первый взгляд кажутся наивными. В. А. Сухомлинский, считал, что истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься . Очевидно, что не только желать добра людям, но и видеть в них добро – способность Настоящего Человека.

Таким образом, призывая своего ребёнка найти хорошее и доброе в человеке, которого он посчитал «плохим», родитель формирует в нём незаменимое качество «Доброжелательность», которое неоднократно в жизни поможет ему и, окружающим его людям. Кстати говоря, касательно общения родителей и детей, прекрасным примером является социальный ролик «Семья ДоброТы» . В нём наглядно продемонстрированы мудрые родительские ответы на вопросы ребёнка об абстрактных понятиях, таких как, мысли и желания. Из этого видео понятно, что искренний и добрый ответ, основанный на глубоком убеждении, способен затронуть душу ребёнка.

Возвращаясь к труду В. А. Сухомлинского, хотелось бы обратить внимание на следующие слова: «Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям» . Педагог справедливо считал, что быть счастливым от того, что отдаёшь другим частичку своей души – одна из главных наук, которым нам всем стоит научиться и научить своих детей. Хотя может именно в процессе их обучения, и мы сами станем чуточку ближе к пониманию сути этой глубокой фразы.

Как же Василий Александрович в своих подопечных культивировал это удивительное чувство? Прежде всего, Сухомлинский обращал сердца детей к людям, нуждавшимся в помощи. Убедившись, что внимание ребят всецело приковано к человеку, и они прониклись его нуждой, Василий Александрович направлял их к действию, показывая своим примером, как предложить и оказать помощь, как поддержать человека. Другими словами, великий педагог учил детей, как делать добро людям. И на этом воспитательный процесс не заканчивался. После того, как воспитанники Сухомлинского завершали свои добрые дела, Василий Александрович просил их обратить внимание на своё собственное внутреннее состояние. Чуткий педагог спрашивал о том, что ребята чувствуют внутри, в своих душах, после труда, проделанного на благо других, после оказания помощи ближнему. Ребята ему отвечали, делились радостью, светом, трепетом своих душ. В подобные моменты, по мнению Сухомлинского в детях формировалась одна из важнейших способностей Настоящего Человека – умение чувствовать радость от дел, совершённых на благо людей.

Поражает мудрость слов Сухомлинского, которые адресованы не только детям, но и воспитателям: «Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, - значит, тебе надо ещё много, очень много учиться, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие» .

В итоге, благодаря трудам гения духа, Человека с большой буквы В. А. Сухомлинского, мы находим исчерпывающий ответ на вопрос о том, что такое «доброжелательность». Прежде всего – это образ мыслей человека, умение думать хорошо, умение быть добрым в мыслях и чувствах. Быть доброжелательным значит в своих мыслях радоваться успехам других, не осуждать их поступки, верить в человеческую доброту и главное – стремиться делать больше хорошего, полезного для людей!

В. А. Сухомлинский отмечал: «Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера, а чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье» .

Анна Дубровская,
участница Международной общественной организации «ЛАГОДА»

  • Доброжелательность даёт радость – от общения.
  • Доброжелательность даёт возможности – проявить лучшие черты своего характера.
  • Доброжелательность даёт уверенность – в лучшем будущем.
  • Доброжелательность даёт энергию – для добрый дел и благородных начинаний.
  • Доброжелательность даёт свободу – от разрушительного человеконенавистничества.
  • Доброжелательность даёт открытость – новым людям и новым событиям.

Проявления доброжелательности в повседневной жизни

  • Библия. «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» - так говорится о доброжелательности.
  • Семейное воспитание. Родители и дети тепло и уважительно обращающиеся друг с другом – проявляют доброжелательность.
  • Межличностное общение. Человек, всегда готовый помочь ближним, внимательный ко всем окружающим людям, не спешащий критиковать их поступки – проявляет доброжелательность.
  • Государственная политика. Готовность к поиску компромиссов с учетом интересов других государств; материальная помощь «странам третьего мира» – проявление доброжелательности на международном уровне.
  • Национальные традиции. В Японии доброжелательность – не просто добродетель, но часть национального этикета; то же справедливо и для некоторых других восточных стран.

Как достичь доброжелательности

  • Общение. Общайтесь! Общаясь с людьми разного возраста, разных убеждений и интересов, разных профессий и стараясь с каждым найти общий язык – вы воспитываете в себе доброжелательность.
  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие доброжелательность, с радостью встречающие гостей, всегда готовые помочь тем, кто оказался в сложной ситуации – воспитывают доброжелательность и в своих детях.
  • Чтение. Бесценным источником душевных богатств является литература. Читая классическую литературу, книги по философии и психологии, человек воспитывает в себе уважение к людям, и, как следствие – доброжелательность.
  • Работа над собой. Желая достичь доброжелательности, человеку необходимо подавлять в себе агрессивность, а так же изживать равнодушие и апатию.

Золотая середина

Недоброжелательность, враждебность

Доброжелательность

Всепрощенчество, непротивление злу

Крылатые выражения о доброжелательности

Доброе слово лечит, злое убивает. - Русская пословица - Как мать, даже с риском для собственной жизни, защищает своего единственного сына, так пусть тот, кто постиг истину, развивает безграничную доброжелательность ко всем существам. - Будда - В ком добра нет, в том и правды мало. - Русская пословица - Крофорд Вернон / Три кита успеха. Доброжелательность, мудрость, смелость Доброжелательность – это выгодно, считает автор. Это мощная сила, позволяющая добиться от мира взаимности, а значит успеха. Добротолюбие В книгу вошли значимые труды христианских мыслителей. Среди них - Макарий Великий, Максим Исповедник, Григорий Палама.