Инженерное обустройство. Понятие и задачи инженерного обустройства территории Инженерное обустройство и оборудование территории

2. К какой группе по существующей классификации системы насаждений в городе относят парки культуры и отдыха районного значения в крупных городах?

Зеленые насаждения в городе улучшают микроклимат городской территории, создают хорошие условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий и тротуары. Это может быть достигнуто при сохранении естественных зеленых массивов в жилых зонах.

В практике организации системы озеленения города принято подразделение территорий городских зеленых насаждений на три категории:

  • 1. Общего пользования - парки культуры и отдыха (общегородские, районные), детские, спортивные парки (стадионы), парки тихого отдыха и прогулок, сады жилых районов и микрорайонов, скверы, бульвары, озелененные полосы вдоль улиц и набережных, озелененные участки при обще городских торговых и административных центрах, лесопарки и т. д.
  • 2. Ограниченного пользования - насаждения на жилых территориях (за исключением садов микрорайонов), насаждения на территориях детских и учебных заведений, спортивных и культурно-просветительных учреждений, общественных и учреждений здравоохранения, при клубах, дворцах культуры, домах пионеров, при научно-исследовательских учреждениях, на территориях санитарно-безвредных предприятий промышленности.
  • 3. Специального назначения - насаждения вдоль улиц, магистралей и на площадях, насаждения коммунально-складских территорий и санитарно-защитных зон, ботанические, зоологические сады и парки, выставки, насаждения ветрозащитного, водо- и почвоохранного значения, противопожарные насаждения, насаждения мелиоративного назначения, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, насаждения кладбищ и крематориев.

Насаждения общего пользования - доступные всем жителям города и приезжим насаждения, защищающие от пыли, избыточной солнечной радиации, создающие комфортные условия для кратковременного и продолжительного отдыха, занятий физкультурой и спортом, проведения культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Степень озеленения города, его привлекательность во многом определяются количеством и состоянием зеленых насаждений общего пользования.

СНиП 11-60-75* в насаждениях общего пользования выделяет озелененные территории общегородского значения (используемые для организации длительного отдыха от 2 до 8 ч) и озеленение жилых районов.

Самое широкое распространение в городах получили детские парки, спортивные и парки культуры и отдыха. В зависимости от характеристик конкретного города, перспектив его развития и природно-климатических условий местности могут создаваться: зоопарки и ботанические сады, парки-выставки, развлечений, этнографические, мемориальные и т. д. При создании ботанических и этнографических парков первостепенное значение отводится ландшафту и рельефу местности. Природное окружение должно максимально соответствовать предполагаемой экспозиции. Для ботанических садов очень важны климатические условия, а для этнографических парков - наличие на отведенной территории памятников древней культуры и народной архитектуры. Создание исторических и мемориальных парков, как правило, связано с территорией, на которой произошли важные исторические события в жизни народа, государства, или с сохранившимися памятниками, имеющими прямое отношение к жизни великих людей. Особую группу составляют парки - памятники садово-паркового искусства. Насаждения ограниченного пользования предназначены для занятий на открытом воздухе физкультурой и спортом, для занятий по специальным предметам и игр детей, лечебных и профилактических процедур, отдыха в перерывах между работой. Ими пользуются сотрудники предприятий и учреждений, учащиеся и студенты учебных заведений, больные и посетители лечебно-профилактических учреждений и т. д., размещенные на данной озелененной территории.

Любой объект городских зеленых насаждений независимо от возложенных на него специфических функций является составной частью единой системы озеленения города, создаваемой с учетом административного значения и величины территории города, его архитектурно-планировочной структуры и решения композиции застройки, а также с учетом местных природно-климатических особенностей.

Изменение размеров города необходимо проводить периодически и осуществлять прежде всего путем одновременного улучшения структуры. Необходимость выделения территории под застройку следует предвидеть заблаговременно, определив для этих целей границы для поэтапного расширения площади города. Определенная стабилизация зеленого пояса города на длительный срок (20 лет и более) становится сдерживающим фактором против стихийной застройки территории.

В пределах зеленой зоны размещают пансионаты, мотели, дома отдыха, кемпинги, пляжи, физкультурно-спортивные сооружения и комплексы, рыболовные базы, пионерские лагеря, детские дачи, лесные школы, лечебно-профилактические учреждения, дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Существующие в пределах зеленой зоны населенные пункты не подлежат территориальному развитию.

Для городов, расположенных в безлесных районах, вместо зеленой зоны необходимо предусматривать создание с наветренной стороны для ветров преобладающего направления защитной полосы зеленых насаждений шириной: для крупнейших и крупных городов - 500 м, для больших и средних городов - 100 м, для малых городов, поселков и сельских населенных пунктов - 50 м.

Планировка пригородной и зеленой зон проводится с учетом сложившейся планировки города и ее перспектив с проведением комплекса мероприятий, направленных на максимальное сохранение существующих насаждений.

3. Системы канализации

Под канализацией принято понимать комплекс санитарных мероприятий и инженерных сооружений, обеспечивающих своевременный сбор сточных вод, образующихся на территории населенных пунктов и промышленных предприятий, быстрое удаление (транспортирование) этих вод за пределы населенных пунктов, а также их очистку, обезвреживание и обеззараживание.

Основные загрязнения сточных вод - физиологические выделения человека, отходы и отбросы, получаемые при мытье продуктов питания, посуды, помещений, стирке белья, а так же образующиеся в технологических процессах на промышленных предприятиях.

Систему и схему канализации выбирают как комплекс инженерных сооружений для надежного и длительного обслуживания жилых, производственных и сельскохозяйственных объектов с учетом принятой системы водоснабжения, рационального использования водных ресурсов, санитарно-гигиенических и технико-экономических требований. При выборе системы канализации населенных пунктов в первую очередь необходимо установить схему отведения и определить места выпуска дождевых вод.

Выпуск дождевых вод при выборе любой системы канализации не допускается в поверхностные водотоки, протекающие в пределах населенных мест при скоростях течения в них меньше 0,05 м/с и расходах до 1 м3/с; в водоемы в местах, отведенных для пляжей, в непроточные водоемы, в пруды, озера, в рыбные пруды (без специального согласования), в замкнутые лощины и низины, подверженные заболачиванию, в размываемые овраги, если не предусмотрено укрепление их русла и берегов. Выпуск дождевых вод в заболоченные поймы не рекомендуется.

Раздельная система канализации может быть полной или неполной (рисунок 3.1).

Полную раздельную систему канализации следует принимать для крупных и благоустроенных городов и промышленных предприятий:

  • - при возможности сброса всех дождевых вод в поверхностные водные протоки;
  • - при необходимости по условиям рельефа местности устройства более трех районных насосных станций;
  • - при расчетной интенсивности дождя продолжительностью 20 мин более 80 л/с на 1 га;
  • - при необходимости полной биологической очистки сточных вод.

Рисунок 3.1 - Раздельная система канализации

площадка строительный насаждение зеленый

Неполную раздельную систему канализации целесообразно устраивать в городах и поселках городского и сельского типов, где применение такой системы совместимо с общим уровнем благоустройства, или допускать ее как первую очередь строительства раздельной системы канализации.

Полураздельную систему канализации целесообразно принимать:

  • - для городов с числом жителей более 50 тыс.;
  • - при маловодных или непроточных внутригородских водоемах и водных протоках;
  • - для районов акваторий, используемых для купания и водного спорта;
  • - при повышенных требованиях к защите водоемов от загрязнения дождевыми и талыми водами.

Общесплавными называют системы канализации, при которых все сточные воды - бытовые, производственные и дождевые - сплавляются по одной общей сети труб и каналов за пределы городской территории на очистные сооружения (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 - Общесплавная система канализации

Общесплавную систему канализации применяют для городов с многоэтажной застройкой:

  • - при наличии на территории канализования или вблизи нее мощных водных протоков, допускающих прием дождевых и поливочных вод;
  • - при ограниченном количестве районных насосных станций с небольшой высотой подъема сточных вод;
  • - при расчетной интенсивности дождя продолжительностью 20 мин менее 80 л/с на 1 га.

Комбинированная система объединяет элементы общесплавной и полной раздельной систем канализации. Ее целесообразно применять при реконструкции и расширении канализации в крупных городах (с населением более 100 тыс. человек), отдельные районы которых отличаются между собой характером застройки, степенью благоустройства, рельефом и другими местными условиями. Комбинированные системы применены в Ленинграде, Одессе, Риге и других городах. Большинство крупных городов мира канализовано по общесплавной или по комбинированной системе.

Канализование промышленных предприятий следует осуществлять, как правило, по полной раздельной системе. В системе дождевой канализации предусматривают возможность отведения наиболее загрязненной части дождевых и талых вод на очистку. На территориях промышленных предприятий могут предусматриваться сети бытовой, производственной (загрязненных вод), дождевой и производственно-дождевой (незагрязненных производственных вод) канализаций, а также специальные производственные сети для отведения кислых, щелочных, шламовых и других сточных вод. Выбор системы и схемы канализации во всех случаях должен производиться с учетом санитарно-гигиенических требований и технико-экономических расчетов.

При этом выбирают такие схемы и систему канализации, которые окажутся наиболее надежными по санитарно-гигиеническим показателям и экономичными по строительным и эксплуатационным затратам для всего комплекса сооружений, включая наружные сети, насосные станции и очистные сооружения.

Внутренняя канализация зданий, как правило, имеет следующие элементы (рисунок 3.3):

Водоприёмные приборы:

раковины; мойки; унитазы; писсуары; биде; трапы; душевые поддоны; водосборные воронки; производственное оборудование.

Рисунок 3.3 - Схема типовой канализации

Система трубопроводов:

вентиляционные стояки, выводимые на кровлю или вакуумные клапаны; подводки и коллекторы - горизонтальные трубопроводы; стояки - вертикальные трубопроводы; ревизии и прочистки; выпуски в наружную канализацию; запорная арматура на выпусках; звуковая изоляция.

Дополнительные элементы:

системы подкачки стоков; локальные системы очистки.

Наружные канализационные сети, как правило, являются самотёчными, прокладываются с уклоном по ходу стоков,

Наружная канализация может быть организована по следующим системам:

общесплавная - коллекторы принимают и дождевые, и хозяйственно-бытовые стоки; раздельная - существуют отдельные коллекторы для принятия дождевых и хозяйственно-бытовых стоков; полураздельная - сети раздельно собирают дождевые и хозяйственно-бытовые стоки, доставляя их в общесплавной коллектор. Наружная канализация подразделяется на:

внутридворовые сети; уличные сети; коллекторы. Элементами наружных сетей являются: трубопроводы; колодцы (смотровые, поворотные, перепадные и так далее). Как правило, снабжены люками c крышками и скобами для спуска в них обслуживающего персонала; насосные станции подкачки; локальные очистные сооружения; септики; выпуски в водоприёмники.

4. В чем заключается идея архитектора А. Ленотра в создании парков (Версаль - Франция)?

Версаль - маленький городок под Парижем. Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр ландшафтной архитектуры - грандиозный дворцово-парковый комплекс. Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII, которые занимали всего 100 га. На этом месте Король-Солнце Людовик XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество (рисунок 4.1).

В первой половине XVII в. столица Франции постепенно превратилась из города-крепости в город-резиденцию. Облик Парижа теперь определяли не крепостные стены и замки, а дворцы, парки, регулярная система улиц и площадей.

В архитектуре переход от замка к дворцу можно проследить, сравнив две постройки. Люксембургский дворец в Париже (1615-1621 гг., архитектор Саломон де Брос), все корпуса которого расположены по периметру большого внутреннего двора, своими мощными формами ещё напоминает отгороженный от внешнего мира замок. Во дворце Мезон-Лаффит под Парижем (1642-1650 гг., архитектор Франсуа Мансар) уже нет замкнутого внутреннего двора, здание в плане имеет П-образную форму, что делает его облик более открытым (хотя он и окружён рвом с водой). Это явление в архитектуре получило поддержку государства: королевский указ 1629 г. запрещал возводить военные укрепления в замках.

Вокруг дворца в первой половине XVII в. архитектор обязательно устраивал парк, в котором царил жёсткий порядок: зелёные насаждения были аккуратно подстрижены, аллеи пересекались под прямым углом, цветники образовывали правильные геометрические фигуры. Такой парк получил название регулярного, или французского.

Рисунок 4.1 - план Версальских владений

Вершиной развития нового направления в архитектуре стал Версаль - грандиозная парадная резиденция французских королей недалеко от Парижа. Вначале там появился королевский охотничий замок (1624 г.). Основное строительство развернулось в правление Людовика XIV в конце 60-х гг. В создании проекта участвовали виднейшие зодчие: Луи Лево (около 1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и выдающийся декоратор садов и парков Андре Ленотр (1613-1700). По их замыслу, Большой дворец - главная часть комплекса - должен был располагаться на искусственной террасе, где сходятся три главных проспекта Версаля. Один из них - средний - ведёт к Парижу, а два боковых -к загородным дворцам Со и Сен-Клу.

Жюль Ардуэн-Мансар, приступив к работе в 1678 г., оформил все постройки в едином стиле. Фасады корпусов были поделены на три яруса. Нижний по образцу итальянского дворца-палаццо эпохи Возрождения отделан рустом, средний - самый крупный - заполнен высокими арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен, завершается он балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединённых перилами) и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства, хотя все фасады имеют строгий вид. Интерьеры дворца отличаются от фасадов роскошью отделки.

Огромное значение в дворцовом ансамбле принадлежит парку, спроектированному Андре Ленотром. Он отказался от искусственных водопадов и каскадов в стиле барокко, символизировавших стихийное начало в природе. Бассейны Ленотра чёткой геометрической формы, с зеркально гладкой поверхностью. Каждая крупная аллея завершается водоёмом: главная лестница от террасы Большого дворца ведёт к фонтану Латоны; в конце Королевской аллеи располагаются фонтан Аполлона и канал. Парк ориентирован по оси «запад-восток», поэтому, когда восходит солнце и его лучи отражаются в воде, возникает удивительно красивая и живописная игра света. Планировка парка связана с архитектурой - аллеи воспринимаются как продолжение залов дворца.

Главная идея парка - создать особый мир, где всё подчинено строгим законам. Не случайно многие считают Версаль блестящим выражением французского национального характера, в котором за внешней лёгкостью и безукоризненным вкусом скрываются холодный рассудок, воля и целеустремлённость. Постепенно классицизм - стиль, обращённый к высшим духовным идеалам, - стал провозглашать идеалы политические, а искусство из средства нравственного воспитания превратилось в средство идеологической пропаганды.

Подчинение искусства политике явно ощущается в архитектуре Вандомской площади в Париже, сооружённой Жюлем Ардуэном-Мансаром в 1685-1701 гг. Небольшой замкнутый четырёхугольник площади со срезанными углами окружают административные здания с единой системой убранства. Такая замкнутость характерна для всех классицистических площадей XVII столетия. В центре помещалась конная статуя Людовика XIV (в начале XIX в. её заменила триумфальная колонна в честь Наполеона I). Главные идеи проекта - прославление монарха и мечта об идеально упорядоченном мире, живущем по его воле.

Одно из наиболее значительных монументальных сооружений XVII в. в Париже - Собор Дома инвалидов (1680-1706 гг.), комплекса зданий, построенных по приказу Людовика XIV для престарелых солдат. Собор, созданный Жюлем Ардуэном-Мансаром, стал важной высотной точкой Парижа, его мощный купол значительно изменил панораму города. Общий облик Собора холоден и тяжеловесен. Видимо, мастер блестяще знал архитектуру античности и Возрождения, но она не была ему близка.

Строительству главного, восточного фасада Лувра (1667-1673 гг.) - королевского дворца в Париже - придавалось столь важное значение, что проект для него выбирали по конкурсу. Среди участников были знаменитые мастера, но победу одержал никому не известный архитектор Клод Перро (1613-1688), так как именно его работа воплощала самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту.

Перро предложил сделать фасад огромным, на пятнадцать метров превышающим реальную длину здания. Он был разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции по-прежнему остаются источником красоты.

Список использованной литературы

  • 1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (29 декабря 2004 г.)
  • 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. - N 211-212. - 30.10.2001.
  • 3. СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция»
  • 4. СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция»
  • 5. Боговая И. О Ландшафтное искусство: учебник для вузов/ Боговая И. О., Фурсова Л. М. - М.: Агропромиздат, 1988. - 223 с.
  • 6. Вергунов А.П Ландшафтное проектирование/ Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С. Архитектура - С. Москва. 1991. 237 с.
  • 7. Горохов В. А. Парки мира: монография. Горохов В. А., Лунц Г. Б - М., 1985. 328 стр.
  • 8. Ратников А. Автономные системы канализации. Теория и практика/ Издательство: АВОК-ПРЕСС 2008. 108 с.
  • 9. Яковлев С. В. Канализация. Учебник для вузов/ Яковлев С. В., Карелин Я. А., Жуков А. И., Колобанов С. К.Изд. 5-е, перераб. и доп., - Москва: Стройиздат, 1975. - 632 с.
  • 10. Басин Е. В. Российская архитектурно-строительная энциклопедия/ Гл. ред. Е. В. Басин; отв. ред. тома Д. П. Волков и др. Т.1 1995. - 495 с.
0

Курсовая работа

Инженерное обустройство города Благовещенска

Введение. 3

РАЗДЕЛ 1. 4

Исходные данные для инженерного обустройства города Благовещенска. 4

РАЗДЕЛ 2. 5

Организация транспортного, пешеходного движения и инженерное обеспечение микрорайона. 5

  1. Определение ширины проезжей части улицы.. 5

. 6

. 10

. 12

  1. Проверка пропускной способности магистрали и перекрестка. 13
  2. Установление ширины тротуара. 15
  3. Выбор типа поперечного профиля. 16

4.1 Очертание поперечного профиля проезжей части . 17

4.2 Размещение зеленых насаждений . 17

  1. Инженерное благоустройство поселений. 20
  2. Способы прокладки подземных инженерных сетей. 26

Заключение. 28

Список используемой литературы.. 29


Введение

Главной целью написания данной курсовой работы является: запроектировать поперечный профиль магистральной улицы общегородского значения, определить ширину и взаиморасположение ее элементов, проезжей части, тротуаров, полос зеленых насаждений.

Освоение и благоустройство террито-рий населенных мест — важная градостроительная проблема. Любой город, поселок, сельский населен-ный пункт, архитектурный комплекс или отдельное здание строятся на конкретной территории, площадке, характеризу-ющейся определенными условиями — ре-льефом, уровнем стояния грунтовых вод, опасностью затопления паводковыми во-дами и др. Сделать территорию наиболее пригодной для строительства и эксплуа-тации архитектурных сооружений и их комплексов без чрезмерных затрат мож-но средствами инженерной подготовки.

При строительстве и эксплуатации населенных мест и отдельных архитек-турных сооружений неизбежно возника-ют задачи по улучшению функциональ-ных и эстетических свойств, что обеспечивается сред-ствами благоустройства городских тер-риторий. Благоустройство городов и поселений включает в себя ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искус-ственному освещению городских территорий и оснащению их не-обходимым оборудованием, оздоровлению городской среды сред-ствами санитарной очистки. Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, ком-форт и безопасность передвижения между функциональными зо-нами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транс-порта и автомобильными дорогами региональной и всероссий-ской сети. Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств должна проектироваться как единая общегородская система, в которой четко разграничены функции ее составляющих.

РАЗДЕЛ 1

Исходные данные для инженерного обустройства города Благовещенска

Климатический район: I А

Зона влажности: 2 нормальная

Расчетная температура наиболее холодной пятидневки: -34 Сº

Район по давлению ветра (ветровой район): II , 0,30кПа

Район по весу снегового покрова (снеговой район): I, 0,8кПа

Преобладающее направление ветра: СЗ

Роза ветров, характеризующая годичную повторяемость направления и скорости ветров на основании многолетних наблюдений, построена в соответствии с таблицей 1 и приведена на рисунке 1.

Таблица 1

Повторяемость направления ветра, %

Направление ветра

Рис.1 Роза ветров
РАЗДЕЛ 2

Организация транспортного, пешеходного движения и инженерное обеспечение микрорайона

1. Определение ширины проезжей части улицы

Таблица 2

Исходные данные

Легковые автомобили

Дорожное покрытие - асфальтобетонное с повышенным содержанием щебня

Грузовые автомобили

Автобусы

Троллейбусы

Пешеходы

7000 чел/час

Расчетная скорость транспорта

65 км/час = 18 м/с

Красная фаза светофора

Желтая фаза светофора

Зеленая фаза светофора

Продольный уклон i (подъем)

Ширина проезжей части улицы зависит от ширины одной ее полосы и числа полос движения, необходимых для пропуска заданного транспортного потока.

Для установления ширины проезжей части нужно рассчитать:

Пропускную способность одной полосы движения для каждого вида транспорта;

Необходимое число полос движения;

Ширину каждой полосы движения.

Определяем общую продолжительность цикла работы светофора

Т ц = t к + t ж + t з + t ж , с

Т ц = 15 + 5 + 30 + 5 = 55 )

Где t к - красная фаза работы светофора,); t ж - желтая фаза, ); t з - зеленая фаза ). Среднее расстояние между регулируемыми перекрестками - 800 м.

1.1 Расчет пропускной способности одной полосы движения

Пропускную способность одной полосы движения находим по формуле

, ед/час

Где V - скорость движения различных типов транспорта, (м/с) ; L - динамический габарит, или безопасное расстояние между транспортными единицами, двигающимися попутно в колонне (включая собственную длину), (м) .

Безопасное расстояние между транспортными единицами определяется по формуле

Где t - промежуток времени между моментами торможения переднего и следующего за ним автомобилем, равный времени реакции водителя, зависит от квалификации водителя и принимается в пределах 0,7 - 1,5 с;

φ - коэффициент сцепления пневматической шины колеса с покрытием, изменяющийся в зависимости от состояния покрытия от 0,8-0,1 (0,6 по заданию);

g - ускорение свободного падения, (м/с 2) ;

i - продольный уклон, принимаемый при движении на подъеме со знаком плюс, при движении на спуске - со знаком минус;

l - длина экипажа, (м) (см. табл. 3);

S - расстояние между автомобилями после остановки, принимаем S =2м.

Таблица 3

Длина транспортных средств

легковые автомобили

грузовые автомобили

автобусы

трамваи и троллейбусы

легковые автомобили

грузовые автомобили

автобусы

трамваи и троллейбусы

При определении пропускной способности линий массового маршрутного транспорта, в том числе и автобусов, следует исходить из того, что она практически обуславливается пропускной способностью остановочных пунктов.

Пропускную способность остановочного пункта для автобуса можно вычислить по формуле:

, ед/час .

Где Т - полное время, в течении которого автобус находится на остановочном пункте, (с) :

Т = t 1 + t 2 + t 3 + t 4 , с

Где t 1 - время, затрачиваемое на подход к остановочному пункту (время торможения), (с) ;

t 2 - время на посадку и высадку пассажиров, (с) ;

t 3 - время на передачу сигнала и закрывание дверей, (с) ;

t 4 - время на освобождение автобусом остановочного пункта, (с) .

Находим отдельные слагаемые

t 1 = , c

Где l - «промежуток безопасности» между автобусами при подходе их к остановке, равный по длине одному автобусу, l 3 = 10 м;

b - замедление при торможении, принимается равным 1м/с 2 .

Где β = коэффициент, учитывающий, какая часть автобуса занята выходящими и входящими пассажирами по отношению к нормальной вместимости автобуса, для остановочных пунктов с большим пассажирооборотом, β = 0,2 ;

λ - вместимость автобуса, равная 60 пассажирам;

t 0 - время, затрачиваемое одним входящим или выходящим пассажиром, t 0 = 1,5 с ;

k - число дверей для выхода или входа пассажиров, принимаем для автобусов k = 2, для трамваев и троллейбусов k = 3.

Время на передачу сигнала и закрывание дверей t 3 принимается по данным наблюдений равным 30 с.

Время на освобождение автобусом, троллейбусом остановочного пункта

t 4 =, c

Где a - ускорение, равное 1м/с 2 .

автобусы троллейбусы

автобусы троллейбусы

автобусы троллейбусы

При вычислении пропускной способности полос проезжей части, используемой легковым и грузовым транспортом, надо учитывать, что расчетная скорость на перегоне не равна фактической скорости сообщения по улице. Реальная скорость сообщения зависит от задержек транспорта у перекрестков. Таким образом, расчетная пропускная способность полосы проезжей части между перекрестками определяется как пропускная способность перегона с введением коэффициента снижения пропускной способности α по формуле

Коэффициент снижения пропускной способности с учетом задержек на перекрестках вычисляем по формуле

Где L n - расстояние между регулируемыми перекрестками, равное в соответствии с заданием, L n = 800 м ;

а - среднее ускорение при трогании с места, а = 1 м/с 2 ;

b - среднее замедление скорости движения при торможении, b = 1 м/с 2 ;

t Δ - средняя продолжительность задержки перед светофором.

Средняя продолжительность задержки перед светофором рассчитывается по формуле

Для маршрутизированного транспорта коэффициент задержки движения α не определяется.

легковые автомобили

грузовые автомобили

Таким образом, расчетная пропускная способность одной полосы проезжей части для легкового и грузового транспорта с учетом коэффициента задержки движения α составит

N α = (N лег + N груз ) · α, авт./час

1.2 Определение числа полос проезжей части

Число полос для всех видов транспорта рассчитываем по формуле:

n =

где А - заданная интенсивность движения транспорта по улице в одном направлении в час пик.

легковые автомобили

грузовые автомобили

автобусы

троллейбусы

Пропуск транспорта заданной интенсивности движения могут обеспечить:

п = п 1 + п 2 +…п i

Если полос получилось две, то такое решение неизбежно вызовет снижение скорости легковых автомобилей, вынужденных двигаться по одной полосе вместе с грузовыми автомобилями, а также части грузовых автомобилей, которые, в свою очередь, будут двигаться по одной полосе с автобусами. Поэтому, исходя из состава транспортного потока, целесообразно принять три полосы движения в каждом направлении.

Если пропускная способность улицы рассчитывается не по специализированным полосам проезжей части, а как для смешанного транспортного потока в целом, необходимо привести смешанный поток к однорядному (легковой автомобиль), используя следующие коэффициенты приведения µ .

Таблица 4

Значение коэффициента приведения

Вид транспорта

Значение коэффициента µ

Легковые автомобили

Грузовые автомобили грузоподъемностью:

Свыше 2 до 5 т

Свыше 5 до 8 т

Свыше 8 до 14 т

Свыше 14 т

Автобусы

Троллейбусы

На многополосной проезжей части пропускная способность возрастает не прямо пропорционально числу полос, поэтому пропускную способность проезжей части с многополосным движением на перегонах следует определять с учетом коэффициента γ многополосности, принимаемого в зависимости от числа полос движения в одном направлении:

Одна полоса -1

Две полосы -1,9

Три полосы -2,7

Четыре полосы -3,5

Учитывая коэффициент многополосности 2*1,9=3,8≈4 полосы

1.3 Установление ширины проезжей части улиц

Ширина проезжей части улиц в каждом направлении определяется формулой:

В = b · п

Где b - ширина одной полосы движения, (м) ;

п - число полос движения.

Для магистральной улицы общегородского значения ширину полосы принимаем равную 3,75 м. Наименьшее число полос для улиц и дорог указано в таблице без учета полос для временной стоянки автомобилей. В связи с этим и учитывая, что улица с обеих сторон застроена административными зданиями, у которых может останавливаться большое число автомобилей, предусматриваем специальную полосу шириной 3 м для их стоянки.

Общая ширина проезжей части в каждом направлении движения составит:

В = b · п + 3, м

Ширину проезжей части улиц и дорог устанавливаем по расчету в зависимости от интенсивности движения.

Таким образом, ширина проезжей части составит 36 м.


2. Проверка пропускной способности магистрали и перекрестка

Проводим проверочный расчет пропускной способности магистрали в узком сечении и у перекрестка в сечении стоп-линии. Пропускная способность в этом сечении зависит от режима регулирования, принятого на перекрестке.

Расчет выполняем по формуле:

, авт./час.

Где N n - пропускная способность одной полосы проезжей части у перекрестка в сечении стоп-линии, авт./час.;

t n - интервал во времени прохождения автомобилями перекрестка, принимаемый в среднем 3 с;

V n - скорость прохождения автомобилями перекрестка (принимаем 18 км/ч), м/с.

Учитывая необходимость обеспечения левых и правых поворотов на перекрестке, требующих специальных полос проезжей части, для определения пропускной способности магистрали используем следующую формулу:

N м = 1,3 N п (п-2), авт./час.

Где N п - пропускная способность магистрали в сечении стоп-линии, авт./час;

1,3 - коэффициент, учитывающий право- и лево- поворотное движение;

п - число полос.

Для сравнения пропускной способности в данном случае приведем все заданные виды транспорта к одному (легковому автомобилю) используя формулу:

N = A·µ , авт/час

Где А - заданная интенсивность движения транспорта по улице в одном направлении в час пик;

µ - коэффициент приведения.

Легковые автомобили 540· 1=540

Грузовые автомобили грузоподъемностью до 2 т 300· 1,5 =450

Автобусы 16· 2,5=40

Троллейбусы 25·3=75

ИТОГО ΣN: 1105 авт./час.

Таким образом, N м > ΣN (1560>1105) и пропускная способность магистрали в сечении стоп-линии обеспечивает прохождение транспортного потока заданной интенсивностью.


3. Установление ширины тротуара

Перспективная интенсивность пешеходного движения на тротуарах в каждом направлении 7000 чел/час. Пропускная способность одной полосы тротуара 1000 чел/час.

Необходимое число полос п = 7000/1000 = 7 полос

Ширина одной полосы ходовой части тротуара 0,75 м.

Таким образом, ширина ходовой части тротуара В = 0,75·7 = 5,25 м.


4. Выбор типа поперечного профиля

В связи с тем, что основными элементами улицы по стоимости и сложности устройства являются проезжая часть и тротуары, намечаем вначале схему поперечного профиля улицы, используя полученную по расчету ширину проезжей части и тротуаров. После этого можно будет приступать к размещению полос зеленых насаждений, мачт освещения и подземных инженерных коммуникаций.

Для указанных в задании условий движения рассматриваем поперечный профиль улицы в двух вариантах:

Поперечный профиль улицы без полосы для разделения встречного движения;

Поперечный профиль улицы с полосой для разделения встречного движения.

Ширина разделительных полос и других элементов улиц указана в таблице 5.

Таблица 5

Размеры элементов городских улиц

Местонахождение и назначение

скоростные

магистральные

общегородского значения

районного значения

местного значения

Между проезжими частями для разделения встречного потока

Между основной проезжей частью и проезжими частями местного значения

Между проезжей частью и трамвайным потоком

Между проезжей частью и велодорожкой

Между проезжей частью и тротуаром

Между тротуаром и трамвайным полотном

Между тротуаром и велодорожкой

Для лучшей организации движения желательно наличие осевой разделительной полосы, однако, учитывая необходимость создания наиболее полной изоляции жилой застройки от шума и вибрации, вызываемых проходящим транспортом, выбираем первый вариант поперечного профиля улицы.

Согласно этому варианту кроме полосы зеленых насаждений между проезжей частью и тротуаром намечаем еще одну - между тротуаром и линией застройки.

4.1 Очертание поперечного профиля проезжей части

Поперечный профиль проезжей части принимаем параболического очертания. Такой профиль наилучшим образом отвечает требованию водоотвода, так как обеспечивает быстрый сток воды с проезжей части к лоткам и дождеприемным колодцам.

В первом варианте тротуар отделен от проезжей части однорядной площадкой деревьев и от линии застройки газоном.

Во втором варианте проезжая часть разделяется газоном (разделительной полосой), а тротуар, примыкающий к линии застройки, отделен от проезжей части однорядной посадкой деревьев.

4.2 Размещение зеленых насаждений

Минимальную ширину полос зеленых насаждений, м, принимаем по следующим данным.

Посадка деревьев:

Однорядные 2 м

Двухрядные 5 м

Посадка кустарника:

Низкорослого 0,8 м

Среднего 1 м

Крупного 1,2 м

Намеченные зеленые полосы в поперечном профиле проектируем шириной по 2м.

В первом случае мачты освещения могут быть расположены в зоне зеленых насаждений у тротуаров с обеих сторон улицы, во втором — посередине разделительной полосы.

В таблице 6 приведены наибольшие и наименьшие поперечные уклоны проезжей части.

Средний поперечный уклон проезжей части принимаем равным 20%. Для разбивки поперечного профиля ширину проезжей части делим на десять равных частей по 3,6 м и определяем значение ординат для промежуточных точек.

Таблица 6

Размещение подземных инженерных сооружений

Таблица 7

Минимальные расстояния от подземных сетей до зданий, сооружений и зеленых насаждений

фундаментов жилых и общественных зданий

мачт, опор наружного освещения, контактной сети и связи

трамвайных путей (от крайнего рельса)

искусственных сооружений

деревьев

кустарников

силовые кабели и кабели связи

газопроводы:

низкого давления до 0,05 кгс/см 2

среднего давления до 3 кгс/см 2

высокого давления 3-6 кгс/см 2

высокого давления 6-12 кгс/см 2

5. Инженерное благоустройство поселений

В связи со стремительным развитием промышленности, энергетики, транспорта территории населенных мест все в больших масштабах начинают испытывать отрицательные воздействия от вредных выбросов и стоков, шума, электромагнитных излучателей и других неблагоприятных явлений. Основу борьбы с этими явлениями, как правило, составляют инженерные мероприятия. Поэтому инженерные основы охраны окружающей среды также можно считать существенной составляющей благоустройства городских территорий.

Инженерное обеспечение современного города представляет собой сложную систему инженерных коммуникаций, сооружений и вспомогательных устройств. Инженерные коммуникации бывают подземными, наземными и надземными.

Подземные инженерные сети, главным образом используемые в городах, являются одним из важнейших элементов инженерного благоустройства городских территорий. Городские подземные сети предназначены для комплексного и полного обслуживания нужд городского населения, культурно-бытовых предприятий и потребностей промышленности. К подземным инженерным сетям относятся трубопроводы, кабели и коллекторы.

Водоснабжение городов имеет большое значение в связи с тем, что водопотребление на хозяйственно-питьевые, коммунальные и производственные нужды все более увеличивается. Ожидается, что водопотребление на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды достигает 400-500 л и более. Водопотребление в городах различно и зависит от категории города (численности населения), наличия и развития промышленности, степени благоустройства города, климатических условий и ряда других факторов.

При проектировании водопроводных сетей очень важно предусмотреть сохранение в трубах необходимой температуры воды. Следовательно, она не должна чрезмерно охлаждаться и нагреваться. Поэтому принято, что водопроводные сети, как правило, укладывают под землей. Но при технологическом, и технико-экономическом обосновании допускаются и другие виды размещения.

Чтобы исключить переохлаждение и промерзание водопроводных труб, глубина их заложения, считая до низа, должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины проникания в грунт нулевой температуры, т. е. глубины промерзания грунта. Для предупреждения нагревания воды в летнее время года глубину заложения трубопроводов следует принимать не менее 0,5 м, считая до верха труб.

Водопроводные сети делают кольцевыми и в редких случаях тупиковыми, так как они менее удобны при ремонте и эксплуатации и в них может застаиваться вода.

Диаметр труб принимают расчетом в соответствии с указаниями СНиП 2.04.02-84. Диаметр труб водопровода, объединенного с противопожарным, для городских районов составляет не менее 100 мм и не более 1000 мм. Минимальный свободный напор в сети водопровода города при хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли принимается при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж добавляется 4 м, что обеспечивает возможность использовать водопроводную сеть для тушения пожаров. Для этой цели на всей протяженности водопроводной сети через 150 м устанавливают специальные устройства для подключения пожарных шлангов — гидрантов. Нормами предусмотрено, что для наружного пожаротушения необходим расход воды 100 л/с.

Канализация. Современное благоустройство города требует наличия развитой канализации для своевременного удаления с городской территории сточных вод, которые в зависимости от состава подразделяются на хозяйственно-бытовые, производственные и ливневые (дождевые и талые) стоки. Для отвода сточных вод в городах применяются общесплавной, раздельный, полураздельный и комбинированный способы.

Общесплавной способ канализации заключается в том, что все городские сточные воды отводятся по одной системе труб. Этот вид канализации применяется недостаточно широко в связи со значительным удорожанием очистных сооружений, но используется в С.-Петербурге, Тбилиси, Самаре, Риге, Вильнюсе и других городах.

При раздельном способе устраиваются две сети трубопроводов. По одной сети труб отводятся бытовые и сточные воды, а по другой — дождевые и условно чистые производственные сточные воды. В городах нашей страны раздельный способ канализации наиболее распространен. Однако следует отметить, что в настоящее время он имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что поверхностные стоки сбрасываются в водоемы, как правило, без достаточной очистки, тем самым способствуя их загрязнению. Этот способ следует считать наиболее прогрессивным, но требующим высокой степени очистки ливневых стоков.

Диаметры канализационных труб системы зависят от количества сточных вод, которое определяется степенью благоустройства, т.е. нормой водопотребления, наличием горячего водоснабжения. Так, норма расхода сточной воды при централизованном горячем водоснабжении и наличии ванны — 400 литров в сутки на 1 человека, а при газонагревательных установках — 300 литров в сутки.

Трассу канализации выбирают с помощью технико-экономической оценки возможных вариантов. При прокладке трубопроводов расстояние от наружных поверхностей труб до сооружений и инженерных коммуникаций должны приниматься в соответствии со СНиП 2.04.03-85, исходя из условий защиты смежных трубопроводов и производства работ.

Наименьшую глубину заложения принимают в соответствии со СНиП 2.04.03-85 для канализационных труб диаметром до 500 мм на 0,3 м, для труб большого диаметра — на 0,5 м менее наибольшей глубины проникновения в грунт нулевой температуры, но не менее 0,7 м до верха трубы, считая от отметок планировки.

Электроснабжение. Снабжение потребителей электроэнергией осуществляется тепловыми электростанциями (ТЭС), гидроэлектростанциями (ГЭС). Наиболее перспективна атомная отрасль энергетики.

Основным направлением в области обеспечения потребителей электроэнергией является создание энергосистем, таких как единая энергосистема европейской части страны, объединенных в Единую энергетическую систему. Основные потребители электроэнергии — города. Их электропотребление составляет почти 80% общего потребления электроэнергии в стране. В настоящее время на коммунально-бытовые нужды города используется примерно 20% расходуемой электроэнергии, остальная часть приходится на промышленность.

Система электроснабжения города состоит из сети внешнего электроснабжения, высоковольтной (35кВ и выше) сети города и сетевых устройств среднего и низкого напряжений с соответствующими трансформирующими установками. Электрические сети выполняются в виде воздушных линий электропередач (ЛЭП) и кабельных прокладок. В настоящее время осуществлена замена воздушных высоковольтных линий в черте города на кабельные, поскольку площадь занятых воздушными линиями земель составляет сотни гектаров.

Газоснабжение. В топливно-энергетическом обеспечении городов продолжает возрастать доля газа. Газоснабжение городов определяется расходами на промышленные и жилищно-коммунальные нужды, причем последние все время растут, поскольку увеличивается количество газифицированных квартир.

Система газоснабжения крупного города — это сети различного давления в сочетании с газохранилищами и необходимыми сооружениями, обеспечивающими транспортировку и распределение газа.

Газ подается к городу по нескольким магистральным газопроводам, которые заканчиваются газорегуляторными станциями (ГРС). После газорегуляторной станции газ поступает в сеть высокого давления, которая закольцовывается вокруг города и от нее к потребителям через головные газорегуляторные пункты (ГРП).

Городские сети для обеспечения надежности газоснабжения обычно решаются кольцевыми и лишь в редких случаях тупиковыми. Прокладка газопроводов независимо от давления газа выполняется, как правило, подземно по улицам, дорогам города и межмагистральным территориям.

Теплоснабжение городов предусматривает обеспечение теплом жилищно-коммунальных и промышленных потребителей. В городах главным образом применяется централизованное теплоснабжение. Централизованное теплоснабжение улучшает окружающую среду, поскольку с его развитием ликвидируются мелкие котельные.

Потребление тепла в городе зависит в основном от климатических условий, степени благоустройства, этажности застройки, объема зданий. Тепло расходуется в основном на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию и кондиционирование воздуха, при этом в городе на жилищно-коммунальные нужды расходуется до 40% общего теплопотребления.

Основными источниками тепла для теплофикации городов являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие как тепло, так и электроэнергию. В перспективе для теплоснабжения городов могут найти широкое применение АТЭЦ на атомном топливе или атомные котельные, которые заменят паротурбинные ТЭЦ и котельные, работающие на органическом топливе. Для теплоснабжения городов могут быть использованы и другие источники энергии, например солнечная и геотермальная энергия. Городские ТЭЦ и районные котельные размещаются вне селитебной территории, в промышленных и коммунально-складских зонах.

В соответствии со СНиП 2.07.01-89* теплоснабжение городов и жилых районов с застройкой зданиями высотой более двух этажей должно быть централизованным.

Магистральные сети располагаются по главным направлениям от источника тепла и состоят из труб больших диаметров от 400 до 1200 мм. Разводящие сети имеют диаметр трубопроводов ответвлений от магистральных от 100 до 300 мм, а диаметр трубопроводов, ведущих к потребителям от 50 до 150 мм.

Трассу тепловых сетей в городах прокладывают в отведенных для инженерных сетей технических полосах параллельно красным линиям улиц, дорог и проездов вне проезжей части и полосы зеленых насаждений, но при обосновании допускается расположение теплотрассы под проезжей частью или тротуаром улиц. Теплосети нельзя прокладывать вдоль бровок террас, оврагов или искусственных выемок при просадочных грунтах.

Уклон тепловых сетей независимо от направления движений теплоносителя и способа прокладки должен быть не менее 0,002.

В СНиП 2.04.07-86 и СНиП 3.05.03-85 приведены особые условия для устройства пересечений тепловыми сетями других подземных сооружений.


6. Способы прокладки подземных инженерных сетей

Существует несколько способов или приемов прокладки подземных сетей:

Прокладка подземных сетей раздельно в самостоятельных траншеях;

Прокладка подземных сетей совмещено в общей траншее;

Прокладка подземных сетей совмещено в проходных и полупроходных коллекторах и каналах;

Прокладка подземных сетей в непроходных каналах.

Расстояния от подземных сетей до зданий, сооружений, зеленых насаждений и до соседних подземных сетей регламентируются. Минимальные значения этих расстояний даны в СНиП 2.07.01-89*.

При ширине улиц более 60 м в пределах красной линии сети водопровода и канализации прокладывают по обеим сторонам улиц. При реконструкции проезжих частей улиц и дорог обычно сети, расположенные под ними переносят под разделительные полосы и тротуары. Исключение могут составлять самотечные сети хозяйственно-бытовой и ливневой канализации.

Таблица 8

Наименьшая глубина заложения сетей, считая до их верха

Подземные сети

Глубина заложения сетей

Водопровод при диаметре труб, мм:

ниже глубины промерзания на 0,2 м

от 300 до 600

выше глубины промерзания на 0,25 диаметра

выше глубины промерзания на 0,5 диаметра

Канализация при диаметре труб, мм:

выше глубины промерзания на 0,3 м

выше глубины промерзания на 0,5, но не менее 0,7 м от планировочной отметки

Газопровод:

влажного газа

ниже глубины промерзания 1,65 м

осушенного газа

в непучинистых грунтах в зоне проезжей части усовершенствованными покрытиями 0,8 м, без усовершенствованных покрытий 0,9 м

Теплопровод:

при прокладке в канале

при безканальной прокладке

вне проездов

при пересечении проездов

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе я запроектировала поперечный профиль магистральной улицы общегородского значения, определила ширину и взаиморасположение ее элементов, проезжей части, тротуаров, полос зеленых насаждений. Ширина проезжей части составляет 36 м.

Список используемой литературы

  1. Николаевская И.А., Морозова Н.Ю., Горлопанова Л.А. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок: Учебник:/ Под ред. О.А. Николаевской. - 224 с, М: Академия, 2004.
  2. Владимиров В.В., Давидянц Г.Н., Расторгуев О.С., Шафран В.Л. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий - М.: Издательство Архитектура - С. 2004.
  3. Калицун В.И., Кедро В.С., Ласков Ю.М. Гидравлика, водоснабжение и канализация, Учебное пособие. - М., Стройиздат, 2000 - 397 с.
  4. Белецкий Б.Ф. Санитарно-техническое оборудование зданий (монтаж, эксплуатация и ремонт). - Ростов на Дону: Феникс. 2002. - 512с.
  5. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги.
  6. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
  7. СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.
  8. СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения.
  9. СНиП 2.04.05-86 Отопление, вентиляция и кондиционирование.
  10. СНиП 2.08.01-89 Жилые здания.
  11. СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы.
  12. СНиП III-39-76 Трамвайные пути.
  13. Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85).
  14. Справочник проектировщика. Современные системы отопления и водоснабжения. Б, 1991 г.
  15. СНиП 23-01-99* Строительная климатология / Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2003.
  16. СНиП II-3-79* Строительная теплотехника / Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2003.

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Курс лекций (II часть)

Белгород 2009


УДК 696/697 ББК 38.788 я7

Рецензенты:

кафедра водоснабжения и водоотведения Казанской государственной архитектурно-строительной академии, зав. кафедрой д-р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники республики Татарстан А.Б. Адельшнн; Ю.Г. Прибытков - начальник управления архитектуры и градостроительства г. Комсомольска-на-Амуре

Никифоров М.Т., Калачук Т.Г.

Н 627 Инженерное обустройство: Курс лекций (II часть). - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2009. - 128 с. ISBN 5-7765-0201-2

Рассмотрены вопросы по вертикальной плани­ровке и инженерному оборудованию территорий населенных пунктов. Да­на классификация инженерных систем различного назначения. Рассмотре­ны основные элементы инженерных систем, материалы и оборудование, устанавливаемые для обеспечения нормальной работы, а также способы их трассировки и монтажа. Приведены методики расчета некоторых элемен­тов инженерных сетей.

Предназначено для студентов специальностей «Го­родской кадастр», «Земельный кадастр», «Промышленное и гражданское строительство» и «Городское строительство и хозяйство» при изучении курса «Инженерное обустройство территорий», а также может быть полез­но для широкого круга читателей.

ББК 38.788 я7

© Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

ISBN 5-7765-0201-2


ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 5

1. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ……... ....8

1.1. Рельеф и его градостроительная оценка.................................................. 8

1.2. Этапы вертикальной планировки............................................................ 10

1.3. Цель и основные задачи вертикальной планировки.............................. 13

1.4. Методы вертикальной планировки......................................................... 15

1.5. Вертикальная планировка улиц, перекрестков, площадей,
пересечений.............................................................................................................. 23

1.6. Вертикальная планировка территории

микрорайона и зеленых насаждений...................................................................... 26

Контрольные вопросы............................................................................................ 30

2. ВОДОСНАБЖЕНИЕ........................................................................................ 30

2.1. Системы и схемы водоснабжения……………………………………..30

2.2. Режим и нормы водопотреблення................................ ……………… 31

2.3. Свободные напоры в сетях водопровода …………………………… 34

2.4. Источники водоснабжения и водозаборные сооружения..................... 35

2.5. Очистка воды и очистные сооружения ……………………………… 36

2.6. Насосные станции …………………………………………………….. 37

2.7. Напорно-регулирующие устройства ………………………………… 38

2.8. Наружные водопроводные сети ………………………………………39

2.9. Устройство сетей и сооружений на них …………………………….. 42

Контрольные вопросы............................................................................................ 49

3. КАНАЛИЗАЦИЯ............................................................................................. 49

3.1. Сточные воды и их классификация …………………………………. 49

3.2. Системы и схемы канализации ……………………………………… 51

3.3. Нормы и режим водоотведення. Определение расчетных расходов…………………………………………………………………………...54

3.4. Трассировка канализационных сетей ……………………….……..... 58

3.5. Основные элементы канализации.............................................................. 59

3.6. Расчет канализационных сетей ……………………………………… 63

3.7. Устройство канализационных сетей и сооружений на них …………………………………………………………………………….. 65

3.8. Дождевая канализация (водостоки) ………………………………… 69

Контрольные вопросы............................................................................................ 73


4. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ.................................................................................... 74

4.1. Системы и схемы теплоснабжения......................................................... 74

4.2. Классификация систем центрального теплоснабжения......................... 76

4.3. Тепловые пункты-................................................................................. 78

4.4. Трассировка тепловых сетей............................................... .................... 80

4.5. Расчет тепловых сетей............................................................................ 82

4.6. Устройство тепловых сетей....................................................... ……….85

Контрольные вопросы............................................................................................ 91

5. ГАЗОСНАБЖЕНИЕ........................................................................................ 91

5.1. Краткие сведения о горючих газах……………………………………91

5.2. Системы газоснабжения населенных пунктов ………………………92

5.3. Устройство наружных газопроводов …………………………………95

5.4. Внутренний газопровод.................................................... ……………98

5.5. Расчет газопроводов …………………………………………………100

Контрольные вопросы.......................................................................................... 101

6. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ............................................................................. 101

6.1. Системы электроснабжения ………………………………………...101

6.2. Электроснабжение городов …………………………………………104

63. Электрические сети …………………………………………………..108

6.4. Расчет электрических сетей …………………………………………113

Контрольные вопросы.......................................................................................... 116

7. ТЕЛЕФОННЫЕ КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ...................................................... 117

Контрольные вопросы.......................................................................................... 118

8. ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ

СЕТЕЙ И КОЛЛЕКТОРОВ В ГОРОДАХ...................................................... 118

8.1. Размещение подземных сетей в плане............................ …………..118

8.2. Размещение инженерных сетей

в вертикальной плоскости................................................................................... 124

Контрольные вопросы......................................................................................... 125

9. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ........................................... 125

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................... 127


ВВЕДЕНИЕ

Современные населенные пункты представляют собой сложнейшее хозяйство. Нормальное их функционирование во многом зависит от инже­нерного оборудования этих территорий. Инженерное оборудование насе­ленных мест, представляющее собой комплекс технических устройств, предназначено для обеспечения комфортных условий быта и трудовой деятельности населения, коммунальных и промышленных предприятий. Инженерное оборудование и благоустройство городов и других населен­ных пунктов предусматривается независимо от численности населения, климатических, географических и других условий. Оно включает в себя системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабже­ния, газоснабжения, связи, освещения, санитарной очистки и других видов благоустройства /1-3/.

Инженерное оборудование населенных пунктов (застроенных терри­торий) включает в себя наземные и подземные сооружения, сети и комму­никации и играет ключевую роль в их жизнедеятельности.

Наземная составляющая инженерного оборудования жилых, общест­венных, промышленных и других зон населенных пунктов имеют много­функциональное назначение. К таким объектам относятся: вертикальная планировка территорий, дороги и проезжие части улиц, транспортные со­оружения и линии, проезды, каналы, водоотводы, тротуары, воздушные линии электропередачи и другие специфические объекты, связанные с рельефом местности и геологическими особенностями местности.

Вертикальная планировка обеспечивает благоприятное размещение всех объектов города друг относительно друга и отвода поверхностных вод с территории города или населенного пункта.

Транспортные сооружения - дороги, проезжие части улиц, проезды, трамвайные и троллейбусные линии, железные дороги, метрополитен и т.п., которые обеспечивают транспортную связь внутри населенного пунк­та и за его пределами.

Подземное хозяйство современных городов, а также промышленных предприятий состоит из инженерных сетей различного назначения, общих коллекторов и сооружений на них. Во всех крупных городах имеются цен­трализованное водоснабжение и канализация, тепло-, энерго- и газоснаб­жение, кабельные линии электроснабжения и связи.

В состав подземного хозяйства населенных мест особенно современ­ных больших городов, входит множество сетей. Все они могут быть клас­сифицированы на три группы: 1) трубопроводы; 2) кабельные сети; 3) тон­нели (общие коллекторы). К первой группе относятся: сети водопровода, канализации (разных систем), дренажа, теплофикации, газоснабжения, а также специальные сети промышленных предприятий (нефтепроводы, зо-лопроводы, паропроводы). Во вторую группу включают сети сильных то- ­


ков высокого и низкого напряжения (для освещения, электротранспорта) и сети слабого тока (телефонные, телеграфные, радиовещания и пр.). К третьей группе относятся тоннели (коллекторы), служащие только для размещения кабелей, и общие коллекторы, предназначенные для совмест­ного размещения сетей разного назначения.

В свою очередь, трубопроводы подземных сетей могут быть условно подразделены на транзитные, магистральные, разводящие и внутриквар-тальные (дворовые). Транзитные сети обслуживают город и отдельные его районы или промышленные предприятия. Магистральные сети обеспечи­вают равномерное и бесперебойное распределение жидкостей по террито­рии населенного пункта. Диаметры трубопроводов транзитных и магист­ральных сетей больше, чем разводящих. Разводящие сети обеспечивают кварталы и группы домов. Они являются необходимым подземным соору­жением каждой улицы и проезда города. Внутриквартальные (дворовые) сети обслуживают отдельные здания, размещенные в квартале. Их прокла­дывают в пределах территории квартала, двора.

При соответствующем технико-экономическом обосновании могут проектироваться региональные системы водоснабжения, электроснабже­ния, канализации, теплоснабжения и т.д. с целью обеспечения инженер­ным оборудованием расположенных рядом городов и других населенных пунктов. Выбор источников водоснабжения, электроснабжения, тепло­снабжения и других видов энергии в каждом отдельном случае осуществ­ляется с согласия заинтересованных организаций с учетом экономических, экологических и других требований.

Как подземные сети, так и надземные тщательно увязываются с по­перечным профилем проектируемых улиц, с транспортной сетью и внут-риквартальными (микрорайонными) сетями. Трассировка магистральных инженерных сетей производится с учетом структурно-планировочных ре­шений населенных мест, характера дорожно-транспортной сети, рельефа местности, наличия и размещения водоемов и расположения наиболее крупных потребителей води, газа и электроэнергии. Магистральные город­ские сети прокладываются вдоль транспортных улиц в специально отво­димых для них технических полосах, а магистральные районные сети вдоль жилых улиц и проездов. При этом стремятся устраивать совмещен­ную прокладку подземных коммуникаций, либо в одной траншее, либо в одном канале или коллекторе.

Магистральные городские и районные сети водоснабжения и тепло­снабжения по возможности трассируются по местности с повышенными отметками, а газопроводы - по местности с пониженными отметками. Это позволяет более рационально использовать напоры в сетях. Для обеспече­ния равномерных напоров в сетях и предотвращения перерывов в их рабо­те при авариях основные магистрали соединяются перемычками. По эко-­


номическим соображениям магистральные районные сети трассируются таким образом, чтобы ширина полосы обслуживаемой ими территории бы­ла равна ширине территории микрорайона (0,8... 1,5 км).

Схемы подземных сетей населенного пункта или промышленного предприятия должны обеспечивать возможность строительства объекта по очередям, а также его дальнейшее расширение. Современное развитие градостроительства характеризуется наличием определившихся основных элементов планировочной структуры городов; микрорайонов, жилых рай­онов, жилых массивов, планировочных зон и, наконец, самого города в це­лом. При такой структуре основными ячейками города являются микро­районы и жилые районы. Микрорайоны представляют собой строительные образования с численностью население 5...20 тыс. чел. и жилые районы - 25...50 тыс. чел. Основными объектами строительства в городах в настоя­щее время являются многоэтажные жилые дома, оснащенные всеми вида­ми инженерного оборудования и благоустройства.

В проектах детальной планировки в крупном масштабе решается планировка не всего города, а какой-либо его части, например жилого рай­она или микрорайона. В этой части проекта должны быть даны исчерпы­вающие решения того, как будут обеспечены водой, теплом, энергией, ка­нализацией, дорогами, транспортом, телефонизацией и т.д. каждый из про­ектируемых микрорайонов и отдельных объектов, определены поперечные профили улиц с учетом транспортных потоков и создания необходимых зон прокладки подземных сетей. При этом должен решаться вопрос, свя­занный с удобствами не только их строительства, но и эксплуатации (те­кущего и капитального ремонтов).

Учитывая все вышесказанное, необходимым условием создания все­го комплекса инженерного оборудования и благоустройства, отвечающего современным требованиям градостроительства, является комплексная раз­работка технической документации для инженерного обеспечения объек­тов строительства.

Системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснаб­жения, электроснабжения, связи и санитарной очистки селитебной зоны города разрабатываются на основе генерального плана развития города, генеральной схемы развития соответствующих отраслей городского хозяй­ства и в соответствии с требованиями нормативных документов.

Одним из основных требований, предъявляемых к современному градостроительству, является условие глубокого проникновения в эколо­гические процессы и, в соответствии с этим, создание гармоничного взаи­модействия города и его естественного окружения. В таком взаимодейст­вии немаловажную роль играют инженерно-технические сооружения, в том числе подземные сети. Нередко они не могут вписаться в природный


ландшафт. Возможность аварийных ситуаций еще в большей степени ос­ложняет экологическую обстановку в том или другом регионе.

Комплекс водоохранных мероприятий разрабатывается на основе существующего и прогнозируемого состояния водных источников и видов водопользования. В настоящее время с целью охраны окружающей приро­ды установлены отдельные ограничения в сооружении инженерных сетей. Так, их строительство не допускается на следующих территориях:

Заповедников, национальных природных парков, ботанических са­дов, водоохранных полос;

Зеленой зоны города, в первых поясах зон санитарной охраны ис­точников водоснабжения.

В объеме учебного пособия рассмотрены основные понятия и поло­жения по разработке некоторых элементов инженерного оборудования за­строенных территорий. В конце пособия предлагаются темы курсовых проектов. Для более полной разработки отдельных вопросов необходимо обращаться к специальной литературе.

Автор ставил перед собой задачу ознакомить читателя с теми эле­ментами инженерного обустройства населенных пунктов, которые чаще всего встречаются в малых, средних и крупных городах, применительно к студентам специальности «Городской кадастр» и «Земельный кадастр».

1. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ


Похожая информация.


ТЕМА 1.

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1.1. Понятие об инженерном обустройстве территории и связь с другими дисциплинами

ИОТ подразумевает в себе весь комплекс мероприятий, направленных на многогранное обслуживание как сельских, так и городских населенных мест.

ИОТ тесно взаимосвязана с другими дисциплинами:

1.1.1. Мелиорация земель: мелиоративная оценка почв в различных зона; оросительные и осушительные мелиорации, их способы, влияние на природный комплекс территорий; водоисточники для орошения и водоснабжения, использование водных ресурсов в сельском хозяйстве; гидротехнические противоэрозионные мероприятия, земельные мелиорации (культуртехнические мероприятия, землепользование, пескование, глинование); фитомелиорация; климатические мелиорации; охрана почв и водных ресурсов при мелиорации земель; рекультивация земель.

1.1.2. Основы агромелиорации и садово-паркового хозяйства ; взаимоотношения леса и среды; строение и жизнь лесных насаждений; древесные и кустарниковые породы; основы ведения и организации лесного хозяйства; защитное лесоразведение; основы садово-паркового хозяйства.

1.1.3. Основы озеленения населенных мест: категории озелененных территории и взаимовлияние зеленых насаждений городской среды, озеленение и благоустройство городских и сельских поселений, организация санитарно-защитных зон, рекреационные участки, пригородные и зеленые зоны городов; элементы благоустройства и малые архитектурные формы; основы зеленого хозяйства городов, охрана и содержание зеленых насаждений.

1.1.4. Инженерное оборудование территории: дороги местного назначения - дорожные изыскания, проектирование сети местных дорог; профиль и план дороги; дорожные одежды; основные принципы строительства и ремонта местных дорог; трассирование и технические характеристики внешних инженерных серей линейных сооружений: электроснабжение; газоснабжение; водоснабжение; водоснабжение; канализационные и очистные сооружения; теплофикация; системы связи.

1.1.5. Инженерное обустройство застроенных территорий ; проектирование основных инженерных коммуникаций города, принципы трассирования и технико-экономические характеристики линейных сооружений, основы проектирования и строительства дорог, улиц, проездов, сетей энергоснабжения, размещение канализационных и очистных сооружений, приемы водоотведения и др., проектирование системы теле- и радиосвязи; вертикальная планировка.

1.2. Цель, методы, основные задачи и структура дисциплины.

Основной целью изучения дисциплины «Инженерное обустройство территории» является получение знаний, необходимых для применения различных видов и технологий мелиорации сельскохозяйственных земель и рекультивации нарушенных земель в соответствии с их целевым назначением и в комплексе с другими видами лесомелиоративных мероприятий, в частности организации благоустройства и озеленения населенных мест, агролесомелиорации, ведения лесного и садово-паркового хозяйства.

Кроме того, данная дисциплина предполагает овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области проектирования и размещения сетей инженерного оборудования территорий - дорог местного значения и внешних инженерных сетей (энергоснабжения, газо- и водоснабжения, очистных и канализационных сооружений, систем теплофикации; связи и др.).

Данные знания одинаково пригодны как для обустройства территории предприятий и организаций, связанных с использованием земли, так и застроенных территорий (городов, поселков и сельских населенных мест)

Дисциплина включает в себя следующие курсы:

Мелиорация земель;

Основы агролесомелиорации и садово-паркового хозяйства;

Основы озеленения населенных мест;

Инженерное оборудование территорий;

Инженерное обустройство застроенных территорий.

Дисциплина подробно рассматривает следующие вопросы:

Сущность мелиорации сельскохозяйственных земель, рекультивации нарушенных земель;

Принципы выбора экологически безопасных видов и технологий мелиорации и рекультивации земель;

Основы ведения и организации лесного хозяйства;

Основы лесоустройства;

Виды и группы защитных лесных насаждений;

Агролесомелиоративные мероприятия по борьбе с водной и ветровой эрозией почв;

Основы садово-паркового хозяйства;

Основные принципы проектирования и строительства дорог и внешних инженерных сетей и их параметры;

Знать принципы озеленения и благоустройства населенных пунктов, системы озеленения горо­дов;

Основные нормы проектирования озелененных территорий;

Основы зеленого хозяйства городов, охраны и содержания зеленых насаждений;

Основные принципы трассирования и технико-экономические характеристики линейных сооружений и сетей в городах и сельских населенных мест;

Методы вертикальной планировки;

Способы расчета земляных работ;

Материалы, используемые для составления схем вертикальной планировки и проектов детальной планировки.

Дисциплина формирует у студента следующие навыки:

Запроектировать простейшую оросительную систему;

Разработать схему организации орошаемых угодий в увязке с техническими характеристиками поливной техники;

Разработать простейшую осушительную систему с применением закрытого дренажа или каналов;

Разработать проект рекультивации земель;

Дать эколого-экономическое обоснование принятых решений;

Выполнять анализ эстетических и экономических качеств городской среды;

Определять целесообразные способы размещения зеленых объектов и элементов благоустройства для увеличения градостроительной и экономической ценности городских территорий;

Формировать систему открытых пространств.

Основы инженерного обустройства и оборудования территории

Раздел 1. Значение инженерного обустройства и оборудования территории

Понятие и задачи инженерного обустройства территории

При строительстве и эксплуатации населенных пунктов неизбежно возникают задачи по улучшению функциональных и эстетических свойств территории – ее озеленению, обводнению, освещению и т.д., что обеспечивается средствами благоустройства городской территории.

Любой населенный пункт (город, поселок), архитектурный комплекс или отдельное здание строятся на конкретной территории, площадке, характеризующейся определенными условиями – рельефом, уровнем стояния грунтовых вод, опасностью затопления паводковыми водами и др. Средства инженерной подготовки позволяют сделать территорию наиболее пригодной для строительства и эксплуатации архитектурных сооружений и их комплексов при оптимальных затратах денежных средств.

Освоение и благоустройство территорий населенных мест – важная градостроительная проблема, в решении которой участвуют многие специалисты, в том числе архитекторы. Выбранная для строительства города или уже освоенная территория часто требует совершенствования, улучшения эстетических качеств, озеленения, защиты от различных негативных воздействий. Эти задачи решаются средствами инженерной подготовки и благоустройства территорий. На начальном этапе строительства городов, как правило, выбирают для застройки лучшие территории, не требующие больших работ по инженерной подготовке. С ростом городов лимит таких территорий заканчивается и приходится застраивать неудобные и сложные территории, требующие значительных мероприятий по их подготовке к строительству.

Таким образом, инженерное обустройство территории включает два этапа: инженерную подготовку территории и ее благоустройство.

Инженерная подготовка территории – это работы, основу которых составляют приемы и методы изменения и улучшения физических свойств территории или ее защиты от неблагоприятных физико-геологических воздействий.

Решение же вопросов приспособления и обустройства территории для нужд градостроительства относят к благоустройству этих территорий. То есть инженерная подготовка предваряет строительство города, а благоустройство – это уже составляющая процесса строительства и развития города, имеющая целью создание здоровых условий проживания в нем.

– работы, связанные с улучшением функциональных и эстетических качеств уже подготовленных в инженерном отношении территорий. Инженерное благоустройство территории включает в себе весь комплекс мероприятий, направленных на многогранное обслуживание как сельских, так и городских населенных мест.

Элементы благоустройства города:

строительство улично-дорожной сети, мостов, разбивка парков, садов, скверов, озеленение и освещение улиц и территорий, а также обеспечение города комплексом инженерных коммуникаций – водопроводом, канализацией, тепло- и газоснабжением, организация санитарной очистки территорий и воздушного бассейна города (с помощью озеленения).

Генеральные планы городов

Планировку города можно характеризовать как организацию его территории, определяемую комплексом экономических, архитектурно-планировочных, гигиенических и технических задач и требований. Наиболее прогрессивным методом проектирования городов является комплексный метод , когда одновременно решаются вопросы инженерной подготовки,

застройки и благоустройства города. Но это возможно только в условиях проектирования нового города.

Совершенствование и развитие городской среды существующего города решается путем реконструкции (перестройки, восстановления) старых кварталов и строительства новых районов, соответствующих новым требованиям.

Система градостроительного проектирования имеет многоступенчатую структуру (стадии планировки, проектирования) в направлении от больших территорий к меньшим и от территорий к отдельным объектам.

Основные стадии проектирования :

– территориальные планировки – схемы и проекты районной планировки регионов, областей, административных районов;

– генеральные планы городов;

– проекты детальной планировки районов городов (центра города, административных и планировочных районов, жилых районов и микрорайонов и т.д.);

проекты застройки – технические проекты ансамблей, площадей, улиц, набережных и др.

Целью разработки генеральных планов городов является определение рациональных путей организации и перспективного развития жилых и промышленных территорий, сети обслуживающих учреждений, транспортной сети, инженерного оборудования и энергетики.

Генплан города – это долгосрочный комплексный градостроительный документ, в котором на основе анализа существующего состояния города разрабатывается прогноз развития всех структурных элементов на период до 25 лет. В границах городской черты в генплане выделяются следующие функциональные зоны:

– селитебная (территории жилых районов и микрорайонов);

– промышленные;

– территории общественных центров;

– рекреационные (сады, скверы, парки, лесопарки);

– коммунально-складские;

– транспортные;

– прочие.

Все эти зоны соединены между собой сетью улиц и дорог различного класса; в

результате формируется планировочная структура города. Основными чертежами

генплана города являются:

– схема функционального зонирования;

– схема планировочной организации территории города.

В составе генерального плана разрабатываются также вопросы инженерного благоустройства (в том числе озеленения) территории города, транспортного и инженерного обслуживания.

Вопросы инженерной подготовки вместе с комплексной оценкой территории решаются обычно на предыдущей стадии проектирования – в схемах и проектах районной планировки и ТЭО развития города.