Определение сестринского дела, его цели и задачи. Сестринское дело как профессия Сестринское дело что нужно знать

Сестринское дело – важнейшая часть современной системы здравоохранения.

Медсестра должна пройти специальную подготовку, быть не только опытным медицинским специалистом, но и чутким психологом для своих пациентов.

Больше статей в журнале

Из статьи вы узнаете

Понятие

Сестринское дело и его место в здравоохранении менялось на протяжении многих лет, как менялась и сама медицина. Сегодня на вопрос, что это за профессия и что входит в сестринское дело, представители медицинского сообщества могут ответить по-разному.

Поскольку понимание профессии медсестры зависит от конкретных потребностей общества, от содержания их обязанностей, а также от экономической и социальной ситуации в стране и здравоохранении в целом.

В настоящее время медучреждения повсеместно внедряют индикаторы качества работы медицинских сестер. При этом у большинства возникает проблема - как грамотно определить, что и как должна делать медицинская сестра смотрите в Системе Главная медсестра.

История

В 1987 году Международных совет медсестер предложил формулировку этой профессии - сестринское дело, оно является важнейшей частью системы здравоохранения.

Включает в себя профессиональную лечебно-профилактическую и просветительскую работу, а также психологическую помощь больным. Неотъемлемая часть этого понятия – уход, который медсестры осуществляют для всех социальных и возрастных групп больных.

Задачи и миссия сестринского дела

Философия сестринского дела подразумевает, что медсестра должна выполнять свое призвание везде, где больным нужна ее помощь - в медучреждении, на дому и в других местах.

На конференции, посвящённой теории сестринского дела, понятие сестринского процесса было рассмотрено как наука, а также искусство, которое позволяет решать проблемы со здоровьем человека, подверженного воздействию внешних факторов.

Чем отличаются лечебное и сестринское дело

Сестринское и лечебное дело имеют множество схожих черт, но вместе с тем имеют и кардинальные отличия:

  1. Сестринское дело является составной частью деятельности медорганизации по уходу за больными.
  2. Специалисты этой профессии отвечают за сопровождение лечебной деятельности.
  3. Медсестра выполняет врачебные назначения, организует показанный больному уход.
  4. Медицинские работники, получившие специальность «Лечебное дело», могут диагностировать болезни и лечить пациентов, в то время как медсестра такие решения принимать не может.
  5. Медсестра занимается профилактической и просветительской работой, постоянно отслеживает состояние пациента.
  6. Флоренс Найтингейл отмечала, что сестринское дело требует подготовки, отличной от подготовки врачей, нуждается в специальной организации и получении специальных умений и навыков.

Основные квалификационные требования

Сестринское дело в медучреждении организуется следующим образом:

  • всем средним и младшим медперсоналом организации руководит главная медсестра;
  • в конкретном отделении должностным лицом, отвечающим за организацию сестринского дела, является старшая медсестра.

Главная медсестра

Главная медицинская сестра должна отвечать определенным профессиональным и квалификационным требованиям для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.

Сертификат

Для главной медсестры необходима базовая специальность – «Лечебное дело». В ходе дополнительного обучения медсестра получает сертификат по организации сестринского дела. Свой профессионализм она подтверждает получением высшей квалификационной категории.

Главная медсестра осуществляет общее руководство среднего медицинского персонала.

Какими качествами должен обладать этот специалист:

  • высокий профессионализм;
  • лидерские и организаторские качества;
  • организованность.

Главный врач и его заместитель по лечебной работе – непосредственные руководители главной медсестры.

В круг обязанностей входят следующие:

  • качественное оказание сестринской помощи;
  • организация работы медсестер;
  • проверка качества работы сестринского персонала;
  • проведение ежедневных обходов всех отделений;
  • составлять необходимые отчетные и распорядительные документы;
  • поскольку сестринское дело непосредственно включает в себя процесс оказания медпомощи, главная медсестра должна следить за соблюдением медсестрами норм СанПиН и требований действующего законодательства;
  • контроль расходования медизделий и лекарств.

☆ Как создать условия для обучения в медорганизации, организовать процесс обучения , составить график обучения и план занятий медперсонала, смотрите в Системе Главная медсестра.

Старшая медсестра

Специальность, по которой обучается старшая медсестра – сестринское или лечебное дело. Дополнительно специалист должен получить медицинский сертификат по организации сестринского дела.

Для старшей медсестры необязательно высшее медицинское образование.

Старшая медсестра подчиняется:

  1. Главной медсестре.
  2. Заместителю главврача по лечебной работе.
  3. Главному врачу непосредственно.

В отделении весь средний и младший медперсонал обязан выполнять распоряжения старшей сестры. Кроме того, в подразделении она является должностным лицом, несущим материальную ответственность.

Приказ о бакалавриате

Составляющие сестринского дела

Мы упоминали о том, что профессия медсестры разнопланова, поскольку существует и большое чисто видов услуг медицинского характера, оказываемых пациентам.



Для того, чтобы понять сестринское дело что это за профессия, необходимо рассмотреть его цели:

  • помощь конкретному пациенту или группе больных в нормализации здоровья во всех его смыслах;
  • сохранение здоровья и его укрепление;
  • обучение пациентов заботе о своем здоровье;
  • специфическая помощь пациентам, которые эмоционально или физически страдают от своего заболевания.

Его принципами являются:

Важной составляющей сестринского дела является здоровье. Специальность и профессия медсестры обязывает ее помогать пациенту, здоровье которого нарушено. Здоровье в разные периоды времени понимали, как отсутствие болезни и немощности.

В настоящее время ВОЗ определяет здоровье как благополучие социальное, психологическое и физическое.

Безусловно, процесс сестринского ухода должен включать оценку самочувствия пациента и его состояния, а сама медсестра в рамках своих компетенций помогают больным укреплять здоровье.

Другими ключевыми понятиями сестринского дела являются «уход» и «самоуход». Флоренс Найтингейл считала, что уход – это помощь человеку, страдающему от болезни в том, чтобы он мог жить полноценно и получал от жизни удовлетворение.

Все большую актуальность принимает самоуход, и в настоящее время он часто ассоциируется с деятельностью медучреждений. Медсестра учит пациента навыкам самообслуживания, так, чтобы он самостоятельно мог удовлетворять свои жизненно важные потребности, несмотря на болезнь.

Таким образом, сестринское дело является важнейшей частью системы здравоохранения, и включает оно в себя не только работу по оказанию медуслуг. Медсестра помогает пациенту, консультирует его и его родных, оказывает пациенту моральную и психологическую поддержку.

Деонтология профессии

Сестринское и лечебное дело во все времена рассматривались в неразрывной взаимосвязи с этической составляющей медицинской профессии.

Медсестра регулярно выполняет свои обязанности, но в работе она должна руководствоваться не только нормативными актами, например, стандартами оказания медпомощи, но и морально-этическими нормами.

Иными словами, обязанности сестринского персонала можно рассматривать в двух аспектах:

  1. Профессиональный аспект – медсестра ни при каких обстоятельствах не должна нарушать психическое и физическое состояние пациентов.
  2. Моральный аспект – при оказании медпомощи на медсестру не должно оказывать влияния социально положение пациента, его убеждения, вероисповедание и т.д.

Однако, процесс медпомощи часто сопровождается поступлением жалоб от пациентов на нарушение медработниками этических и демонологических норм. Далеко не каждый пациент может определить низкую профессиональную подготовку медработника. Его нравственный облик более очевиден, поэтому вызывает отрицательную реакцию.

Медицинский этикет включает в себя правила внешней и внутренней культуры поведения.

Внутренняя культура поведения (по отношению к коллективу):

  • соблюдение субординации, дружелюбие к коллегам;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • добросовестное отношение к своему и чужому труду.

Внешняя культура медсестры (по отношению к пациентам):

  • специалисты сестринского дела должны иметь опрятный и располагающий внешний вид;
  • медсестра должна уметь составлять впечатление о себе тем, как она говорит, что она говорит, каким тоном общается с пациентами.

Гиппократ говорил о том, что медицинские работники должны обладать такими качествами, как хладнокровие, бескорыстность, здравый смысл, скромность и целомудрие.

Сестринское дело должно основываться на базовых демонологических принципах – в конечном итоге это оказывает влияние на качество медпомощи, ее отношение к пациентам и коллегам.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» I КУРС I СЕМЕСТР ГРУППЫ: 11,12,13 17 недель ЭКЗАМЕНЫ: - :1: 612:17 = 36 в неделю Максимальная: 918:17 54 часа в неделю Самостоятельная работа: 306 ПРЕДМЕТ Занятия на уроках Лабораторные работы практические Самостояте льная работа Консуль тации 1 Русский язык и литература Иностранный язык История Обществознание Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия 6 Информатика Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Физика Химия Биология ИТОГО: Экзам ены

2 ГРУППЫ: : 11,12,13 22 недели ЭКЗАМЕНЫ: 5 Русский язык Математика Биология Химия История, :22 = 36 в неделю Максимальная: 1188:22 54 часа в неделю Самостоятельная работа: УЧЕБНЫЙ ГОД ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» I КУРС II СЕМЕСТР ПРЕДМЕТ Занятия на уроках Лабораторные работы практические Самостоят ельная работа Консуль тации 1 Русский язык и литература II 2 Иностранный язык II 3 История II 4 Обществознание II Математика: алгебра, начала 5 математического анализа, геометрия II 7 Информатика II 8 Физическая культура II 9 Основы безопасности жизнедеятельности II 10 Физика II 11 Химия II 12 Биология II 13 Введение в специальность/проф. этикет ИТОГО: Экзам ены

3 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» II КУРС III СЕМЕСТР ГРУППЫ: 21.22,23,24 УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА - 15 недель ЭКЗАМЕНЫ: 1.Физика 2.Химия 3.Биология: 15 = 36 в неделю УП 1 нед ции Практ. Производс твенная Консул ьтации 1. Обществознание Физика Э 3. Химия Э 4. Биология Э 5. История Иностранный язык Физическая культура Зач. 8. Основы латинского языка с медицинской терминологией Анатомия и физиология человека Фармакология ПМ МДК и сестринского дела Д/з 12 МДК Безопасная среда для пациента и персонала Д/з 13 ОГСЭ Вариативная часть Русский язык и культура речи Зач ИТОГО: Экзам ены

4 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» II КУРС IV СЕМЕСТР ГРУППЫ: 21,22, 23,24 21 неделя ЭКЗАМЕНЫ:3 1. Квалификационный экзамен - ПМ К/э Анатомия и физиология человека+основы патологии 3. К/э Фармакология+основы латинского языка с медицинской терминологией -3: 2 756: 21 нед = 36 в неделю УП 1 нед ПП- 2 нед Производс твенная 1. Обществознание 28 2 Консу льтаци и 2. Основы философии Зач. 3. История Зач 4. Иностранный язык Физическая культура Зач 6. Информационные технологии в профессиональной деятельности Зач Экзаме ны 7. Математика Зач 8. Основы латинского языка с медицинской терминологией К/э* 9. Анатомия и физиология человека К/э** 10 Основы патологии Фармакология К/э* ПМ МДК Технология оказания медицинских услуг ОГСЭ Вариативная часть Основы права ОГСЭ Вариативная часть Русский язык и культура речи Зач. ИТОГО: Квал./ э

5 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» III КУРС V СЕМЕСТР ГРУППЫ:31,32,33, (2 КУРС, 3 СЕМЕСТР) Производ ственная Консул ьтации Экзаме ны 12 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1. К/э Правовое обеспечение профессиональной деятельности+основы права (Вариативная часть) 2. Квалификационный экзамен - ПМ 01-1: 3 432: 12 = 36 в неделю УП -2 нед ПП- 2 нед 1 Физическая культура Зач. 2 Иностранный язык Зач. 3 Информационные технологии в профессиональной деятельности Зач. 4 Психология Д/з 5 Правовое обеспечение профессиональной деятельности К/э* ПМ МДК Здоровый человек и его окружение МДК Основы Квал./ профилактики э МДК Сестринское дело в 8 системе первичной медикосанитарной помощи ПМ 02 9 МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) ОГСЭ Вариативная часть Основы права К/э* ИТОГО: ПМ

6 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» III КУРС VI СЕМЕСТР ГРУППЫ:31,32,33, (2 КУРС, 4 СЕМЕСТР) Производ ственная Консу льтаци и Экзаме ны 16 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1.К/э ПМ 02 2.Психология -2: 0 576:16 = 36 в неделю УП 4 нед УП 4 нед 1 Физическая культура Зач. 2 Иностранный язык Д/з 3 Информационные технологии в профессиональной деятельности Д/з 4 Психология Э ПМ МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и 5 состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Э ИТОГО:

7 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» IV КУРС VII СЕМЕСТР ГРУППЫ:41, (3КУРС, 5 СЕМЕСТР) Производ ственная Курсова я работа Консу льтац ии Зач ет Экзам ены 11 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1. Безопасность жизнедеятельности 2.МДК Дифференцированные:11 нед = 36 в неделю УП 3 нед ПП 2 нед 1 Физическая культура Зач. 2 Иностранный язык Зач. 3 Безопасность жизнедеятельности Э ПМ МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и 4 состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Э ИТОГО:

8 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» IV КУРС VIII СЕМЕСТР ГРУППЫ:41, (3 КУРС 6 СЕМЕСТР) Производств енная Консул ьтации Экзаме ны 11 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1. МДК Основы реабилитации 2. Квалификационный экзамен - ПМ 03 Дифференцированные 4: 0 396:11 = 36 в неделю ПП 2 нед 1 Физическая культура Д/з 2 Иностранный язык Д/з 3 Общественное здоровье и здравоохранение Д/з ПМ.02 4 МДК 02.02Основы реабилитации Э ПМ МДК 03.01Основы Квал./ реаниматологии Э 6 МДК 03.02Медицина катастроф Биомедицинская этика)/ Д/з 8 ЕМИАС Д/з ИТОГО: ИГА 5 2


Правительство Санкт-Петербурга Комитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж 1» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ

1 Индек с Элементы учебного процесса, учебные дисциплины Время в неделях ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА I ГОД ОБУЧЕНИЯ Максим альная учебная нагрузка студента в часах Самост оятель ная работа Обязательная

2. План учебного процесса (программа подготовки специалистов среднего звена) 34.02.01. Сестринское дело 2018 г. (основное общее образование) Индекс Базовые общеобразовательные дисциплины Формы промежуточной

3. План учебного процесса Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Формы промежуточной аттестации () экзамен дифференцированный зачет зачет максимальная Учебная нагрузка

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ОСОШ 11 Л.Н.Хопрова «_31» 08 2018 «УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева «_31» 08 2018 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального

Утверждаю Директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сочинский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края О.Ш.Куртаев 2017г. УЧЕБНЫЙ

ОГСЭ Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся (час.) максимальная Самостоятельная работа Распределение нагрузки

3. План учебного процесса Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик экзамен Формы промежуточной аттестации () дифференцированный зачет зачет контрольная работа ОД.00

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ «МК»

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования Государственного бюджетного

Экзамены Зачеты Диффер. зачеты Курсовые проекты Курсовые работы Другие Максимальная (с.р.+и.п.) Консультации Пр. Cеминар. Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся, ч. Распределение по

Экзамены Зачеты Диффер. зачеты Курсовые работы Максимальная (с.р.+и.п.) Консультации Пр. Cеминар. Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся, ч. Распределение по курсам и семестрам Курс

Экзамены Зачеты Диффер. зачеты Курсовые проекты Курсовые работы Теор. обучение Формы контроля Учебная нагрузка обучающи Индекс Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Индекс Зачет Дифференцированный зачет Экзамен лекций Всего с учетом УП и ПП 6804 2268 4536 1793 2743 0 396 432 612 792 576 756 432 684 288 396 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ОД.00 Общеобразовательный

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тольяттинский медицинский колледж» УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УПР Л.Н. Михайлова 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2015/2016 учебный год

«УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева «_31» 08 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский

1-7 8-14 15-21 - 28 29 сен - 5 окт 6-12 13-19 20-26 27 окт - 2 ноя 3-9 10-16 17-23 - 1-7 8-14 15-21 - 28 29 дек - 4 янв 5-11 12-19 - 25 26 янв - 1 фев 2-8 9-15 16-23 фев - 1 мар 2-8 9-15 16-23 - 29 мар

УТВЕРЖДАЮ Директор ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» Е.В.Лапочкин 2016 года РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Тамбовского областного государственного

1-7 8-14 15-21 22-28 29 сен - 5 окт 6-12 13-19 20-26 27 окт - 2 ноя 3-9 10-16 17-23 24-1 - 7 8-14 15-21 22-28 29 дек - 4 янв 5-11 12-18 19-25 26 янв - 1 фев 2-8 9-15 16-22 23 фев - 1 мар 2-8 9-15 16-22

1-7 - 14 15-21 22-2 29 сен - 5 окт 6-12 13-19 20-26 27 окт - 2 ноя 3-9 10-16 17-23 24-1 - 7-14 15-21 22-2 29 дек - 4 янв 5-11 12-1 19-25 26 янв - 1 фев 2-9 - 15 16-22 23 фев - 1 мар 2-9 - 15 16-22 23-29

УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации А.С. Созинов 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Программы подготовки специалистов среднего звена Федерального государственного

2. План учебного процесса по реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных

«УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева 31» 08 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский

Утверждено приказом директора ГАОУ СПО «ОрМК» 132 от 09.09.2013 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Орский медицинский колледж»

СОГЛАСОВАНО Первый заместитель министра здравоохранения Республики Коми Колесников В. А. 2011 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГАОУ СПО РК «Ухтинский медицинский колледж» Данильченко А.В. 2011 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного

1. Сводные данные по бюджету времени (в неделях) Курсы Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам Учебная практика Производственная практика по профилю специальности преддипломная (для СПО) Промежуточная

Курсы 1-7 / IX 8-14/ IX 15-21 / IX 22-28 / IX 29-5 / X 6-12 / X 13-19 / X 29-26 / X 27/ X - 2 XI 3-9 / XI 10-16 / XI 17-23 / XI 24-30/ XI 1-7/XII 8-14 / XII 15-21 / XII 22-28/ XII 29 / XII -4/I 5-11 /

Утверждаю Директор КГОБУСПО «Уссурийский медицинский колледж» И.Т. Буркутова «&Л-» Г. УЧЕБНЫ Й ПЛАН основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования краевого государственного

Правительство Санкт-ПетербургаКомитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж 1» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ «МК

БПОУ ВО «Великоустюгский медицинский колледж имени Н.П.Бычихина» Принято методическим советом 2018 г Протокол Председатель методсовета З.В. Комиссарова УТВЕРЖДАЮ Директор БПОУ ВО «Великоустюгский медицинский

Лек в в в в в Распределение по курсам и семестрам Формы контроля Учебная нагрузка обучающихся, ч. Курс 1 Курс 2 Курс 3 Курс 4 учебная Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 Семестр

3. План учебного процесса Учебная нагрузка обучающихся (час) Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам (час в семестр) Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК,

Индекс Формы промежуточной аттестации Самостоятельная учебная работа Всего занятий В том числе практ. занятий 3. План учебного процесса Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Индекс Формы промежуточной аттестации максимальная самостоятельная учебная работа всего занятий Учебная нагрузка обучающихся (час.) Обязательная аудиторная в т. ч. Распределение обязательной аудиторной

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж 1» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб

Пояснительная записка к учебному плану по специальности среднего профессионального образования 060501.51 Сестринское дело, базовая подготовка Настоящий учебный план Государственного бюджетного образовательного

Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования «Старооскольский медицинский колледж»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НОРМАТИВНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ Настоящий учебный план Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Акушерский колледж» разработан

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Нормативная база реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) Настоящий учебный план разработан на основе Федерального государственного образовательного

СОГЛАСОВАНО Первый заместитель министра здравоохранения Удмуртской Республики Гаврилов В. А. 2013 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ СПО УР "Ижевский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной

УЧЕБНЫЙ ПЛАН краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края по специальности

УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский медицинский колледж» по специальности среднего

УТВЕРЖДАЮ Директор ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» Е.В.Лапочкин 201 года РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Тамбовского областного государственного

«Утверждаю» Директор БПОУ ВО «БМТ» Л.А. Христенко августа 206 год Учебный план Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский медицинский техникум»» по специальности.02.0

В в в в Распределение по курсам и семестрам Формы контроля Учебная нагрузка обучающихся, ч. Курс 1 Курс 2 Курс 3 учебная Инди Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 нагрузка Друг вид.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ СПО ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева «31» 08 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский

1 15 ОУД.15 Астрономия 16 16 1 1 Д\з 34 Итого за, год 612 494 11 792 596 196 д/з-2 д/з- экз-4 1404 2 261, 262, 263, 264, 265 группы (год поступления 17-1) пп Индекс Наименование циклов, дисциплин, ПМ,

Индекс Элементы учебного процесса, учебные дисциплины Врем я в недел ях Максимал ьная учебная нагрузка студента в часах ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Обязательная учебная нагрузка Самост оятель ная работа

1. Пояснительная записка к учебному плану ППСЗ по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки 1.1 Нормативная база реализации ППСЗ Настоящий учебный план государственного бюджетного образовательного

ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 31.0.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка) Нормативный срок обучения на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев Учебная нагрузка обучающихся (час.) Распределение

  • Экономика и география государства
  • Социальные тенденции в обществе
  • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
  • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
  • Положение системы здравоохранения в государстве
  • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

Определения сестринского дела, которые могут дать:

  • врачи
  • медицинские сестры
  • пациенты и их близкие
  • работники системы образования
  • социальные служащие
  • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

  • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
  • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

Отличия врачебной и сестринской профессии

Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

  • уход за пациентом
  • оказание необходимой помощи
  • сохранение здоровья
  • профилактика заболеваемости
  • реабилитация
  • облегчение страданий
  • обучение и консультация пациентом

Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

  • социальными
  • политическими
  • религиозными
  • государственными
  • расовыми
  • возрастными
  • половыми
  • личностными
  • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.

Работа медсестер и медбратьев является одним из востребованных направлений в современной медицине и оздоровительной сфере. Согласно специфике обучения квалифицированный специалист может работать в санаториях, детских центрах, становиться помощником врача. По завершению обучения студент, успешно сдавший экзамены, получает сертификат специальности сестринское дело. По данному документу и проводится дальнейшее трудоустройство.

Куда и как поступить для получения специальности?

Обучаться по профессии можно исключительно в специализированных ВУЗах и колледжах (базовых медицинских или фельдшерских). В России насчитывается более 250 учебных заведений по данному направлению: в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Томске, Ростове.

Для сдачи документов потребуются сертификаты ЕГЭ по русскому языку, химии, биологии. На проходной балл по аттестату не влияет указанный для профессии сестринское дело код специальности. Проходной балл определяется только формой и направлением обучения (составляет от 3 до 4 баллов). По сертификатам ЕГЭ в среднем требуется от 35 до 75 баллов. Поступление по указанным бумагам проводится на общее направление. Последний год обучения позволяет получить следующие распределения:

  • специальность сестринское дело педиатрии;
  • в терапии;
  • в гинекологии (акушерстве);
  • в хирургии;
  • при инфекционных заболеваниях.

Срок и средняя цена обучения по специальности "Сестринское дело"

Зачисление на специальность сестринское дело в колледже может проходить после 9-го или 11-го класса. Формы обучения: очная, заочная, дневная. Продолжительность программ составляет 2 или 3 года и 10 месяцев. Цена обучения рассчитывается согласно его форме, продолжительности. В среднем составляет около 15-30 тысяч для заочной формы на базе 9 классов. Для дневного обучения будет стоить около 30-55 тысяч рублей. Определяющим фактором станет и известность колледжа (техникума), учитываются достижения тьюторов , которые будут вести пары.

Получая специальность 34.02.01 сестринское дело, студенты могут поступить и на бюджетную форму оплаты. Но для этого потребуется представить документы с высокими баллами. На вступительном экзамене нужно получить не менее высокую оценку. Количество бюджетных мест зависит от выбранного ВУЗа, поэтому может составлять как 428 мест (Санкт-Петербургский медицинский техникум № 9), так и насчитывать всего 25 мест (Белорецкий медицинский колледж).

Основы программы: чему обучат студентов специальности?

Первый курс (по завершению 9-ти классов) будет включать изучение общеобразовательных дисциплин (математика, информатика, русский язык) с дополнительным углубленным изучением биологии и химии. При переходе на второй курс будут включены профильные программы, которые позволят провести обучение по специальности сестринское дело и подготовить студентов к дальнейшей практике и работе.

К основным дисциплинам второго курса

  • фармакология;
  • анатомия и физиология;
  • теоретические основы профессии;
  • технология проведения мед. услуг.

Третий курс включает узкопрофильное разделение, позволяющее получить достаточные знания для качественной работы по профессии. Сдаются квалификационные тесты по специальности сестринское дело после каждого семестра.

Практика и последующая работа по специальности "сестринское дело"

Продолжительность практики равняется 72 часам. Проходится в медицинских учреждениях, которые заключили договора на проведение практических занятий учащихся с самим ВУЗом. Во время работы в больницах, поликлиниках студенты должны заполнять персональные дневники с подробным указанием направления работы и выполненных задач. По завершению практической программы каждому студенту выдается характеристика специальности сестринское дело, полученная в процессе обучения.

Устройство на работу возможно после выдачи заверенного сертификата об окончании обучения. Предполагает специальность сестринское дело квалификация медицинская сестра возможность получения зарплаты около 20 тысяч рублей (в среднем). Устроиться квалифицированные специалисты могут в государственные и частные больницы, оздоровительные центры и санатории, школьные и дошкольные образовательные (и общие, и узкоспециализированные) учреждения, роддома.

  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • III. Для обеспечения проверки исходного уровня Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем решить 2 задачи.
  • Определение сестринского дела как и сама деятельность медицинской сестры прошло определенный путь эволюционного развития и претерпело существенные изменения.

    Трудно подобрать какое-то одно определение сестринского дела, раскрывая всю многогранность этого понятия и однозначно толковать в разных странах. Существует множество определений, на каждое из которых влияли различные факторы , включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, существующую систему здравоохранения и уровень ее развития, особенности структуры сестринского персонала с четко определенными функциональными обязанностями, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, представителями других профессий будут отличаться друг от друга.

    Существует более ста определений сестринского дела, что свидетельствует об отсутствии определения, исчерпывающего это понятие.

    Первое научное определение сестринского дела дала Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» (1859). Она считала, что сестринское дело-это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению» . При этом задача заключалась в создании для больного наилучших условий, при которых природа оказала бы свое целительное воздействие. Под «наилучшими условиями» Ф. Найтингейл подразумевала чистоту, свежий воздух, правильное питание. Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение».

    Считается классическим определение, которое дала американская медицинская сестра и преподаватель Вирджиния Хендерсон в 1961 году, получившее позже международное признание: «Уникальной задачей сестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость». Сестра проявляет инициативу, она контролирует выполнение этой работы, здесь она хозяйка. Кроме того, она помогает пациенту выполнять все назначения, предписанные врачом. Она является членом бригады медицинской помощи и помогает другим (так же, как и они ей) планировать и выполнять полную программу действий – будь то улучшение здоровья, поправка после болезни или поддержка умирающего. Сестра - это «ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».



    Комитет Экспертов ВОЗ еще в 60-е годы определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа».



    На совещании национальных представителей Международного Совета Медсестер, проходившем в 1987 г. в Новой Зеландии, была принята такая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность».

    Очень лаконичное и при этом содержательное определение сестринскому делу дали участники Всероссийской научно-практической конференции по теориям сестринского дела (Галицино, 1992 г.): «Сестринское дело - часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды».

    При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи: эффективность - равенство безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской сестры. Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.

    При этом основными целями сестринского дела являются:

    объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

    Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессио­нальных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения;

    Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена

    Выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

    Сестринское дело решает следующие задачи:

    развитие и расширение организационных и управ­ленческих резервов по работе с кадрами;

    Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

    Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

    Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

    Осуществление консультативной сестринской помощи;

    Обеспечение высокого уровня медицинской информации;

    Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

    Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

    Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

    Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности - отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь - сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования в отдельную науку. Из зависимого подраздела медицины сестринское дело развивается в самостоятельную науку.