В какой стране родился маяковский. Смерть Маяковского: трагический финал поэта

Произведения на сайте Lib.ru Произведения в Викитеке .

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 (19) июля (18930719 ) , село Багдади, Кутаисская губерния (совр. Багдати, область Имерети , Грузия) - 14 апреля , Москва , РСФСР) - советский поэт -футурист , драматург , дизайнер, редактор журналов «ЛЕФ » («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».

Биография

Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857-1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии , с 1889 в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867-1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. В родословной Маяковского - писатель Данилевский Григорий Петрович , который в свою очередь имел общие родственные корни с семьями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси . После смерти отца в 1906 году Маяковский с матерью и сестрами переехали в Москву. В 1906 году в Москве он поступил в пятую гимназию (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Пастернака Шурой. Прервал обучение в 1908 году и занялся революционной деятельностью.

Благодаря мощному голосу, блестящим артистическим способностям, могучему сценическому темпераменту и невероятной харизме он становится явным и непревзойдённым лидером всех публичных выступлений футуристов. Однако, обладая объёмистым басом богатого тембра, музыкальных способностей не имел, и петь не мог, только декламировал.

Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

автор тогда не решился включить в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в составе критической статьи, хотя и с извиняющимся пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем пёрышки вырвал». Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский издевается над парадным официозом. «Жезлом правит, что б вправо шёл. / Пойду направо. / Очень хорошо.» Возможно, это непроизвольная самопародия, но не исключено и предвестие постмодернистского «Милиционера» Пригова. Гении часто опережают самих себя.

Ныне противники советского проекта ставят в вину Маяковскому его приверженность Октябрьской революции. Однако, революцию воспевали Блок , Брюсов , Есенин , Клюев , Пастернак (поставивший, однако, целесообразность революции под вопрос в романе «Доктор Живаго»), Хлебников и многие-многие другие, искренне и с восторгом принявшие революцию как царство третьего завета. Таково было всеобщее опьянение революционной романтикой в том числе и великих поэтов, воспевающих начавшиеся в стране перемены, как дорогу в прекрасный новый мир, открывающийся перед обновленным человечеством. Сейчас можно сказать, что Революция 1917 года имела колоссальное романтическое очарование, принесла невиданное воодушевление и обновление в массы, сформировала образ жизни десятков миллионов молодых людей, и в первую очередь благодаря творчеству В. В. Маяковского.

В поэме «Во весь голос» (1930) - утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Однако таинственным образом исчезла поэма «Плохо». Маяковский все свои записные книжки хранил. Из репертуара были изъяты его резко сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Из уже отпечатанного журнала по распоряжению сверху были вырваны его юбилейные портреты. Кроме того, от Лубянки поступила странная посылка с револьвером.

Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию XX века . Особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко , Р. Рождественского, К. Кедрова. В поэзии иронистов и постмодернистов присутствует как некий изначально комментируемый и интерпретируемый с обратным значением текст.

Покончил жизнь самоубийством (застрелился) 14 апреля 1930 года. В своё время было много слухов, что это было убийство, но в 1990-х годах была проведена экспертиза на основе вещей Маяковского, хранящихся в его музее, пришедшая к выводу, что стрелял он сам. Впрочем, никакая экспертиза не может быть стопроцентно достоверной. Версию самоубийства решительно отвергал Николай Асеев , прокричавший прямо с трибуны: «Тут что-то не так! Его убили». Возможно, мы никогда не разгадаем таинственную возню спецслужб вокруг гибели поэта. Совершенно непонятно, почему через десять дней после допроса последней любви поэта Вероники Полонской расстрелян следователь, ведший это запутанное расследование. Дело о самоубийстве Маяковского было открыто за день до его смерти. Вопросов и гипотез тут больше, чем достоверных фактов. В последних стихах поэт несомненно прощается с жизнью и причины ухода отнюдь не политические «любовная лодка разбилась о быт». Это слова не политика, а нежнейшего и тончайшего лирика. Лучше всего о нём сказала девяностолетняя переводчица «Дневника Анны Франк» Рита Райт-Ковалёва : «Он был нежен!». Лучшая эпитафия для поэта, который всю жизнь стремился быть грубым, сыном эпохи.

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!

Вам! (1915)

По сохранившимся воспоминаниям знаменитых писателей того времени В. П. Катаева и Ю. К. Олеши, последний день Маяковского восстановлен чуть ли не поминутно. Писатели присутствовали в его квартире сразу после трагического выстрела и свидетельствуют, что служащими ОГПУ прямо в спальне был изъят мозг Маяковского для передачи в институт мозга с целью установления биологической природы гениальности.

Уникальность феномена Маяковского, непревзойдённый масштаб его творческой личности, его поразительные по силе художественного воздействия стихотворения тесно связаны с Октябрьской Революцией. Самый мощный, одухотворённый, преданный и яростный певец Революции и Ленина был одним из основателей советской литературной классики, нового революционного слова. Как Пушкин неоспоримо считается творцом новой русской литературы и поэзии XIX века, так Маяковский признан основополагателем советской революционной эстетики, первым создателем романтического, легендарного образа В. И. Ленина. Маяковский силой своего таланта сделал события, современником которых он был - Первую мировую войну, Февральскую революцию, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, эпоху НЭП - былинными. Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:

Мой стих громаду лет прорвёт
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошёл водопровод,
Сработанный ещё рабами Рима!

Символично, что поэт умер, когда стало ясно, что Революция состоялась, когда самые острые исторические моменты были уже позади, жизнь в СССР налаживалась и стало очевидно, что ход истории необратим, и к дореволюционным временам возврата нет. Поэт и Революция были созданы друг для друга, и то, что больше в СССР не было поэтов и писателей масштаба Маяковского, можно объяснить тем, что больше не было события, сравнимого по историческим масштабам с Октябрьской революцией

Поэт и Бог

Поэт воплощает представление о человеке как венце мировозрения, имеющем право не считаться ни с чем и ни с кем, что вне его. Вызов Небу - это вызов и Богу, прямо заявленное сомнение в его всемогуществе.

Всемогущий, ты выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого есть голова, -
отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?!

Облако в штанах (1914-15)

Упрек Всемогущему переходит в резкое богоборчество с предельно кощунственными и при этом врезающимися в сознание образами:

Я думал - ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.

Творчество Маяковского, прекрасно знавшего Священное писание, насыщено цитатами и подспудным ссылками на него, постоянным спором с ним.

Кинематограф

В 1918 году Маяковский написал сценарий для фильма «Не для денег родившийся» по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден ». Поэт сам сыграл главную роль Ивана Нова. Не сохранилось ни одной копии этого фильма.

Ссылки

  • Материалы В. В. Маяковского Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
  • Песни на стихи Маяковского Радио Маяковский
  • Полное собрание сочинений в Собрании классики Библиотеки Мошкова
  • Владимир Маяковский - стихи в Антологии русской поэзии
  • Владимир Маяковский. Как делать стихи?
  • Инна Стессель. Товарищ Константин
  • Юрий Зверев. Под чужим именем

Литература

  • Николай Асеев . Маяковский начинается (поэма)
  • Валентин Катаев . Алмазный мой венец («О Командоре»)
  • Юрий Олеша . Вл. Маяковский
  • Бенедикт Лившиц . Полутороглазый стрелец
  • Искржицкая И. Ю., Кормилов С. И. Владимир Маяковский. М.: Издательство МГУ, 1999. (Перечитывая классику).
  • Альфонсов В. Н. В конфликте с любимым искусством // Слова и краски
  • Альфонсов В. Н. Поэт-живописец // Слова и краски
  • И. П. Смирнов. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой») // Миф - фольклор - литература. Л.: 1978. С. 186-203.
  • Булавка Л.

В ладимир Маяковский не сразу начал писать стихи - сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» - Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.

Владимир Маяковский с сестрой Людмилой. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский с семьей. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский в детстве. Фотография: rewizor.ru

Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский - еще ребенком - впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных» .

В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец - от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.

После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было» . В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи, но тетрадь с лирическими опытами - «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, - отобрали охранники.

В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи - сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже - с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы - «Пощечина общественному вкусу».

У Давида - гнев обогнавшего современников мастера, у меня - пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.

Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»

Футуристы выступали на собраниях - читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.

Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи - и потому сквозь бутады Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками.
<...>
По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад.

Поэт-футурист Петр Незнамов

Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп».1929. Фотография: subscribe.ru

Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме «Закованная фильмой». 1918. Фотография: geometria.by

Владимир Маяковский (третий слева) и Всеволод Мейерхольд (второй слева) на репетиции спектакля «Баня». 1930. Фотография: bse.sci-lib.com

Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом - начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники - Казимир Малевич , Давид Бурлюк, Илья Машков и другие - рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик . Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» - оба в главных ролях.

В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд , а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер» . «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.

Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты - их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.

В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.

В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь - Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.

Владимир Маяковский. Фотография: goteatr.com

Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фотография: mayakovskij.ru

Владимир Маяковский. Фотография: piter.my

В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.

Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой «Бани» он совсем извелся. Все время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани». Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером (он много работал с актерами над текстом), а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал. Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции.

Актриса Вероника Полонская

Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие - критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили - до 1953 года.

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет.

Поэтесса Ольга Берггольц

Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо» .

После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.

Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор.

1893 , 7(19) июля – родился в селе Багдади, близ Кутаиси (теперь село Маяковски в Грузии), в семье лесничего Владимира Константиновича Маяковского. В Багдади прожил до 1902 года.

1902 – поступает в Кутаисскую гимназию.

1905 – знакомится с подпольной революционной литературой, принимает участие в демонстрациях, митингах, гимназической забастовке.

1906 – смерть отца, переезд семьи в Москву. В августе поступает в четвертый класс Пятой московской гимназии.

1907 – знакомится с марксистской литературой, участвует в социал-демократическом кружке Третьей гимназии. Первые стихи.

1908 – вступает в РСДРП (большевиков). Работает пропагандистом. В марте покидает гимназию. Арестован во время обыска в подпольной типографии Московского комитета РСДРП (большевиков).

1909 – второй и третий (по делу об организации побега тринадцати политических каторжанок из московской Новинской тюрьмы) аресты Маяковского.

1910 , январь – освобожден из-под ареста как несовершеннолетний и отдан под надзор полиции.

1911 – принят в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества.

1912 – Д. Бурлюк знакомит Маяковского с футуристами. Осенью выходит первое стихотворение Маяковского "Багровый и белый".
Декабрь. Выход сборника футуристов "Пощечина общественному вкусу" с первыми печатными стихотворениями Маяковского "Ночь" и "Утро".

1913 – выход первого сборника стихов – "Я!"
Весна – знакомство с Н.Асеевым . Постановка трагедии "Владимир Маяковский" в театре "Луна-парк" в Петербурге.

1914 – поездка Маяковского по городам России с лекциями и чтением стихов (Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев). Исключен из Училища живописи, ваяния и зодчества в связи с публичными выступлениями.
Март–апрель – издана трагедия "Владимир Маяковский".

1915 – переезжает в Петроград, который стал его постоянным местом жительства до начала 1919 года. Чтение стихотворения "Вам!" (вызвавшего возмущение у буржуазной публики) в артистическом подвале "Бродячая собака" .
Февраль – начало сотрудничества в журнале "Новый Сатирикон" . 26 февраля напечатано стихотворение "Гимн судье" (под заглавием "Судья").
Вторая половина февраля – выходит альманах "Стрелец" (№ 1) с отрывками из пролога и четвертой части поэмы "Облако в штанах".

1916 – закончена поэма "Война и мир"; третья часть поэмы принята горьковским журналом "Летопись", но запрещена к напечатанию военной цензурой.
Февраль – вышла отдельным изданием поэма "Флейта-позвоночник".

1917 – закончена поэма "Человек". Вышла отдельным изданием поэма "Война и мир".

1918 – вышли отдельным изданием поэмы "Человек" и "Облако в штанах" (второе, бесцензурное издание). Премьера пьесы "Мистерия-Буфф".

1919 – в газете "Искусство коммуны" напечатан "Левый марш". Вышел сборник "Все сочиненное Владимиром Маяковским". Начало работы Маяковского в качестве художника и поэта в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) . Работает без перерыва до февраля 1922 года.

1920 – закончена поэма "150 000 000". Выступление на Первом Всероссийском съезде работников РОСТА.
Июнь–август – живет на даче под Москвой (Пушкино). Написано стихотворение "Необычайное приключение... ".

1922 – написана поэма "Люблю". В "Известиях" напечатано стихотворение "Прозаседавшиеся". Вышел сборник "Маяковский издевается". Поездка в Берлин и Париж.

1923 – закончена поэма "Про это". Вышел № 1 журнала "Леф" под редакцией Маяковского; с его статьями и поэмой "Про это".

1925 – поездка в Берлин и Париж. Поездка на Кубу и в Америку. Выступает с докладами и чтением стихов в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге, Чикаго. В Нью-Йорке вышел журнал "Спартак" (№ 1), посвященный Маяковскому.

1926 – написано стихотворение "Товарищу Нетте – пароходу и человеку".

1927 – выход первого номера журнала "Новый Леф" под редакцией Маяковского, с его передовой статьей.

1929 – премьера пьесы "Клоп".
Февраль–апрель – заграничная поездка: Берлин, Прага, Париж, Ницца.
Премьера пьесы "Клоп" в Ленинграде в филиале Большого драматического театра в присутствии Маяковского.

1930 , 1 февраля – открытие в Московском клубе писателей выставки Маяковского "20 лет работы". Читает вступление к поэме "Во весь голос".
Апрель, 14 – в Москве покончил жизнь самоубийством .

МАЯКОВСКИЙ. ТАЙНА СМЕРТИ: ТОЧКА НАД i ПОСТАВЛЕНА
Впервые проведена профес-сиональная экспертиза рубашки, в которой был найден поэт в своем кабинете на Лубянке, его пистолета и роковой пули В одиннадцатом часу утра 14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде прозвучал выстрел в комнате Владимира Маяковского… Ленинградская «Красная газета» сообщила: «Самоубийство Маяковского. Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «Скорая помощь» нашла его уже мертвым. В последние дни
В.В. Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада, и ничто не предвещало катастрофы. В ночь на вчера, вопреки обыкновению, он не ночевал дома. Вернулся домой в 7 час. утра. В течение дня он не выходил из комнаты. Ночь он провел дома. Сегодня утром он куда-то вышел и спустя короткое время возвратился в такси в сопровождении артистки МХАТа X. Скоро из комнаты Маяковского раздался выстрел, вслед за которым выбежала артистка X. Немедленно была вызвана карета «Скорой помощи», но еще до ее прибытия Маяковский скончался. Вбежавшие в комнату нашли Маяковского лежащим на полу с простреленной грудью. Покойный оставил две записки: одну - сестре, в которой передает ей деньги, и другую - друзьям, где пишет, что «он весьма хорошо знает, что самоубийство не является выходом, но иного способа у него нет...».
По факту смерти В. Маяковского было заведено уголовное дело, которое вел следователь Сырцов.
Днем 14 апреля тело Маяковского было перевезено в квартиру в Гендриковом переулке, где он постоянно жил. В небольшой комнате квартиры в 20 часов научные сотрудники Института мозга извлекли мозг поэта.
Известно, что последним человеком, который видел поэта живым, была 22-летняя актриса Московского Художественного театра Вероника Полонская, торопившаяся в то утро на репетицию. В. Полонская вспоминала: «Я вышла. Прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору, не могла заставить себя войти.

Безымянный убийца?
Журналисту-исследователю В.И. Скорятину удалось собрать и проанализировать богатый фактический материал. Многие факты из жизни поэта и близких к нему людей до этого исследования, опубликованного в журнале «Журналист» (1989-1994), а позже – и в книжке «Тайна гибели Владимира Маяковского» (М., «Звонница-МГ», 1998), оставались неизвестными.
Ему удалось установить, что в 1930 году в коммунальной квартире в Лубянском проезде, в которой находился рабочий кабинет поэта, была еще одна небольшая комната, впоследствии заложенная стеной. «Теперь представим, - размышляет журналист, - Полонская быстро спускается по лестнице. Дверь в комнату поэта раскрывается. На пороге - некто. Увидев в его руках оружие, Маяковский возмущенно кричит... Выстрел. Поэт падает. Убийца подходит к столу. Оставляет на нем письмо. Кладет на пол оружие. И прячется затем в ванной или туалете. И после того, как на шум прибежали соседи, черным ходом попадает на лестницу». Что ж, смелая версия, которая, безусловно, требует весомых доказательств.
В подтверждение версии убийства поэта журналист приводит фотоснимок, на котором тело Маяковского лежит на полу, «рот открыт в крике». В. Скорятин вопрошает: «Самоубийца кричит перед выстрелом?!».
Кстати, и это может быть. А также следует знать, что после смерти тело человека расслабляется, мышцы становятся мягкими, приходят как бы в состояние покоя. У покойника приоткрывается рот, отвисает нижняя челюсть, что, собственно, и отражено на фотографии.
Вероника Витольдовна вернулась сразу же после выстрела. А когда же успел совершить свое злодеяние «некто» да еще спрятаться так, что его никто не видел?
Трое «юных» соседей Маяковского, как пишет В. Скорятин, в это время находились в «маленькой комнатушке при кухне». Естественно, услышав выстрел и выскочив в коридор, они должны были непременно столкнуться с человеком, выходившим из комнаты поэта. Однако ни актриса, ни «юные соседи» никого не видели.
Полонская утверждала, что Маяковский лежал на спине. Но ряд исследователей считает, что тело поэта лежало лицом вниз. Однако на фотографиях, сделанных на месте происшествия, поэт лежит лицом вверх, на рубашке слева - темное пятно. Так обычно выглядит на черно-белых фотографиях кровь.
Были еще сенсационные заявления, что в Маяковского стреляли дважды… В передаче «До и после полуночи» известный тележурналист Владимир Молчанов высказал предположение о следах двух выстрелов на показанной им фотографии мертвого Маяковского.
И о судебно-медицинском исследовании тела поэта ходило много пересудов. В первые же сутки вскрытие тела поэта произвел известный профессор-патологоанатом В. Талалаев в морге медицинского факультета МГУ. По воспоминаниям В. Сутырина, в ночь на 17 апреля состоялось перевскрытие тела в связи с тем, что поползли слухи о якобы имевшемся у Маяковского венерическом заболевании. Вскрытие, проведенное профессором Талалаевым, не обнаружило никаких следов венерических заболеваний.
Слухи и домыслы о смерти Маяковского раздували нездоровый ажиотаж, но в то же время указали на просчеты следователей 30-х.
Журналист Скорятин, очевидно, и не предполагал, какую ценную услугу оказал специалистам, упомянув о рубашке, которая была на Маяковском в момент выстрела. Следовательно, рубашка сохранилась! Но это же ценнейшее вещественное доказательство!
После смерти поэта эта реликвия хранилась у Л.Ю. Брик. В середине 50-х годов Лиля Юрьевна передала рубашку на хранение в музей, о чем имеется соответствующая запись в «Книге поступлений» музея.
В спецхране музея заведующая сектором материальных ценностей Л. Е. Колесникова достала продолговатую коробку, бережно развернула несколько слоев пропитанной специальным составом бумаги. Оказывается, ни в 30-м году, ни в последующие годы экспертиза рубашки не проводилась! Сразу же была достигнута договоренность с музеем, что рубашка будет передана специалистам для исследования.

Экспертиза
К исследованию сразу же приступили научные сотрудники Федерального центра судебных экспертиз Минюста РФ Э. Сафронский,
И. Кудешева, специалист в области следов выстрела, и автор этих строк - судебно-медицинский эксперт. Прежде всего необходимо было установить, что именно в этой рубашке, купленной поэтом в Париже, был Маяковский в момент выстрела.
На фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, хорошо различимы рисунок ткани, фактура рубашки, форма и локализация пятна крови, самого огнестрельного повреждения. Эти фотографии были увеличены. Эксперты сфотографировали представленную рубашку в том же ракурсе и с тем же увеличением и провели фотосовмещение. Все детали совпали.
Из «Исследования»: «На левой стороне переда рубашки имеется одно сквозное повреждение округлой формы размерами 6 х 8 мм» . Таким образом, сразу же лопнула версия о следах двух выстрелов на рубашке. Результаты микроскопического исследования, форма и размеры повреждения, состояние краев этого повреждения, наличие дефекта (отсутствие) ткани позволили сделать вывод об огнестрельном характере отверстия, возникшего от выстрела единичным снарядом.
Известно, что, для того, чтобы определить, стрелял в себя сам человек или стреляли в него, необходимо установить дистанцию выстрела. В судебной медицине и криминалистике принято различать три основные дистанции: выстрел в упор, выстрел с близкого расстояния и выстрел с дальнего расстояния. Если будет установлено, что 14 апреля 1930 года в комнате В.В. Маяковского прозвучал выстрел с дальней дистанции, значит, кто-то стрелял в поэта...
Специалистам предстояла напряженная и кропотливая работа - найти признаки, характеризующие дистанцию выстрела, прозвучавшего более 60 лет назад.
Из «Заключения»: «1. Повреждение на рубашке В.В. Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.
2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и был использован маломощный патрон.
3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В. Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине».
Вот и закончен спор о положении тела Маяковского после выстрела.
«4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».
Обнаружение следов выстрела в боковой упор, отсутствие следов борьбы и самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой.
Ни давность выстрела, ни обработка рубашки специальным составом не должны служить препятствием при проведении комплексных медико-баллистических экспертиз. Таким образом, проведенное исследование имеет не только исторический, но и научный интерес.

Автограф смерти
«Он был без пиджака. Пиджак висел на стуле и лежало письмо, его последнее письмо, которое он написал», - вспоминал художник Н.Ф. Денисовский. Из этой комнаты – «лодочки», как любил называть ее поэт, дотянулись до наших дней слухи, что это письмо написано не Маяковским. Более того, приводилось и имя «автора» письма.
Но подделать почерк так, чтобы эту подделку не выявили специалисты-криминалисты, невозможно. Лишь сейчас за рубежом ведутся работы о возможности компьютерной (!) подделки почерка.
Сколько копий скрестилось вокруг предсмертного письма, выполненного карандашом, почти без знаков препинания: «Всем. В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил…».
Эту предсмертную просьбу поэта и в голову никому не пришло принять во внимание.
Письмо было передано в декабре 1991 года для проведения исследования в лабораторию судебно-почерковедческих экспертиз Всероссийского НИИ судебных экспертиз Минюста РФ (ныне - Федеральный центр судебных экспертиз МЮ РФ). Перед специалистами был поставлен вопрос: установить, исполнено ли указанное письмо Маяковским В.В. или иным лицом.
К исследованию приступили заведующий НИИ судебно-почерковедческих экспертиз кандидат юридических наук Ю.Н. Погибко и старший научный сотрудник этой же лаборатории кандидат юридических наук Р.Х. Панова. Сделанные экспертами «Выводы» полностью соответствуют исследовательской части: «Рукописный текст предсмертного письма от имени Маяковского В.В., начинающийся словами «Всем. В том что умираю не вините никого…», и оканчивающийся словами «…Остальное получите с Гр.В.М.», датированный 12.04.30 г., - выполнен самим Маяковским Владимиром Владимировичем.
Этот текст выполнен Маяковским В.В. под влиянием каких-то факторов, «сбивающих» его привычный процесс письма, в числе которых наиболее вероятным является необычное психофизиологическое состояние, связанное с волнением»
. Но написано письмо не в день самоубийства, а раньше: «Непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Письмо, по мнению экспертов, действительно было написано 12 апреля, как и датировал его поэт.
Исследователи творчества В.В. Маяковского, журналисты пытались отыскать уголовное дело по «факту смерти Маяковского». Однако его нигде не было... Чтобы поставить точку в исследованиях, проверить полученные нами результаты, было необходимо «Дело». Но «Дела» не было…

Папка Ежова
Материалы о смерти Маяковского хранились в Президентском архиве, но совсем в иной папке, и были наконец переданы в спецхран Государственного музея В.В. Маяковского. Директор музея С.Е. Стрижнева любезно согласилась ознакомить меня с документами.
Я сижу в небольшом уютном кабинете Светланы Евгеньевны. Передо мной - картонная серая папка, в глаза сразу же бросается надпись крупным черным шрифтом: «ЕЖОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ». Ниже - «Начато 12 апреля 1930 г. Окончено 24 января 1958 г». В папке - вторая папка: «Уголовное дело №. 02 - 29. 1930 г. О самоубийстве Владимира Владимировича Маяковского. Начато 14 апреля 1930 г.». Следовательно, дело «О самоубийстве Владимира Владимировича Маяковского» находилось на контроле всемогущего и зловещего секретаря ЦК ВКП(б) , курировавшего административные органы, в том числе и органы госбезопасности. В папке - всего несколько листков уже чуть пожелтевшей бумаги. Приведем с соблюдением орфографии выдержки из протокола осмотра места происшествия:
«ПРОТОКОЛ.
Труп Маяковского лежит на полу.
По средине комнаты на полу на спине лежит труп Маяковского. Лежит головой к входной двери… Голова несколько повернута вправо, глаза открыты, зрачки расширены, рот полуоткрыт. Трупного окоченения нет. На груди на 3 см выше левого соска имеется рана округлой формы, диаметром около двух третей сантиметра. Окружность раны в незначительной степени испачкана кровью. Выходного отверстия нет. С правой стороны на спине в области последних ребер под кожей прощупывается твердое инородное тело не значительное по размеру. Труп одет в рубашку... на левой стороне груди соответственно описанной ране на рубашке имеется отверстие неправильной формы, диаметром около одного сантиметра, вокруг этого отверстия рубашка испачкана кровью на протяжении сантиметром десяти. Окружность отверстия рубашки со следами опала. Промежду ног трупа лежит револьвер системы «Маузер» калибр 7,65 № 312045 (этот револьвер взят в ГПУ т. Гендиным). Ни одного патрона в револьвере не оказалось. С левой стороны трупа на расстоянии от туловища лежит пустая стреляная гильза от револьвера Маузер указанного калибра.
Дежурный следователь
/подпись/. Врач-эксперт
/подпись/. Понятые /подписи/».

Протокол составлен на крайне низком методическом уровне. Но что имеем, то имеем…
Обратите внимание: «С правой стороны на спине в области последних ребер прощупывается твердое инородное тело не значительное по размеру».
Присутствие «инородного предмета» под кожей в области нижних правых ребер, очевидно, и навело на мысль о том, что выстрел был произведен слева направо, т.е. левой рукой. Эксперты же знают о возможности изменения направления полета пули в теле при встрече с преградой.
Профессора А.П. Громов и В.Г. Науменко указывали: «На диаметр канала влияет также разная плотность, а также внутренний рикошет (изменение направления движения пули). Рикошет может возникать не только от встречи с костью, но и с мягкими тканями». Американские специалисты называют подобные пули «блуждающими». И в данном случае пуля из маломощного патрона, встретившись с преградой (позвонок, ребро и пр.), скользнула вниз и, потеряв убойную силу, застряла в подкожножировой клетчатке, где и прощупывалась в виде «твердого инородного тела».
Исследуя рубашку, не зная протокола, эксперты оказались правы: выстрел произведен в упор , тело Маяковского лежало на спине. Не подвела память и В.В. Полонскую: «Он смотрел прямо на меня и все силился приподнять голову...».
Следующий лист:
«Рапорт. ...сего числа в 11 часов приехал на место происшествия по Лубянскому проезду, д. 3, кв. № 12, где застрелился писатель Маяковский Владимир Владимирович... впоследствии приехали сотрудники МУРа... нач. секретного отдела Агранов... Олиевский изъял предсмертную записку. Судебно-медицинским экспертом установлено, что гр-н Маяковский покончил жизнь самоубийством, застрелившись с револьвера системы Маузер в сердце, после чего наступила моментальная смерть».
В.В. Полонская на допросе подтвердила известные нам факты.
На второй день после гибели В.В. Маяковского были вызваны на допрос граждане Кривцов Н.Я., Скобелева и другие соседи. Никто из них категорически не мог утверждать, что в момент выстрела Полонская находилась в комнате Маяковского.
В окружении Маяковского было много знакомых чекистов. Но следует помнить, что в те годы само слово «чекист» было окружено романтическим ореолом. В частности, поэт дружил с Я.С. Аграновым, начальником секретного отдела ОГПУ. Более того, Агранов подарил Маяковскому, большому любителю оружия, пистолет. Агранов, впоследствии расстрелянный, - фигура зловещая. Именно к Агранову поступала оперативная информация, собираемая агентурой после смерти поэта. На страницах некогда секретных документов можно встретить самые неожиданные вещи.
«С. секретно.
Сводка.
С 9 час. на ул. Воровского,
д. 52, где находится труп Маяковского, стала собираться публика и к 10.20 собралось около
3000 человек. В 11 часов публику стали пропускать к гробу Маяковского. Стоящие в очереди... о причине самоубийства Маяковского и политического характера разговоров не слышно.
Пом. нач. 3 отд. Оперода
/Подпись/».
«Нач. СО ОГПУ т. Агранову.
Агентурно-осведомительная сводка
5 отд. СО ОГПУ № 45 от 18 апреля 1930 г.
Известие о самоубийстве Маяковского произвело очень сильное впечатление на общественность... Разговоры исключительно о романтической причине смерти. Из разговоров можно подчеркнуть следующее…
Разговоры, сплетни.
Сообщения в газетах о самоубийстве, романтическая подкладка, интригующее посмертное письмо вызвали в большей части у обывательщины нездоровое любопытство.
...Газетную шумиху о Маяковском называли ловкой коллизией для дураков. Нужно было перед лицом заграницы, перед общественным мнением заграницы представить смерть Маяковского как смерть поэта-революционера, погибшего из-за личной драмы.
Крайне неудачным находят сообщение Сырцова (следователя) о длительной болезни Маяковского. Говорят о сифилисе и т.п.
Нач. 5 отд. СО ОГПУ /Подпись/».
Даже спустя много лет органы госбезопасности пытались «прощупать» настроение интеллигенции, ее отношение к смерти Маяковского. Мне довелось познакомиться с «Протоколом беседы»
М.М. Зощенко с сотрудником Ленинградского управления НКГБ, состоявшейся 20 июля 1944 года:
«22. Считаете ли вы ясной теперь причину смерти Маяковского?
«Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был подарен известным чекистом Аграновым».
23. Позволяет ли это предполагать, что провокационно было подготовлено самоубийство Маяковского?
«Возможно. Во всяком случае, дело не в женщинах. Вероника Полонская, о которой было столько разных догадок, говорила мне, что с Маяковским интимно близка не была».
Поражает достоинство и мужество, с которыми держался на так называемой беседе, а по сути – допросе опальный Зощенко.

Заключение криминалистов
На имя директора Российского федерального центра судебных экспертиз директором Государственного музея Маяковского С.Е. Стрижневой было направлено письмо с просьбой провести исследование пистолета «браунинг», пули и гильзы, полученных музеем из Президентского архива, из материалов следственного дела Маяковского...
Вернемся к Протоколу: «...лежит револьвер системы «Маузер» калибр 7,65» . Из какого же оружия стрелял в себя Маяковский? Согласно удостоверению № 4178/22076 у Маяковского было два пистолета: системы «браунинг» и системы «байярд» - короткоствольное оружие. Может быть, выстрел был произведен из браунинга? Но я не верю, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.
На столе перед экспертами - стреляная гильза, пуля и кобура с оружием. Привычным движением Эмиль Григорьевич извлекает из кобуры… браунинг № 268979!
«В результате проведенного исследования был выявлен комплекс признаков, свидетельствующих о том, что из оружия, представленного на экспертизу… выстрел (выстрелы) не производился (не производились)», - установила С. Николаева. Значит, к материалам дела приложено в качестве вещественного доказательства не то оружие? Исследование пули, извлеченной из тела Маяковского, и гильзы, также приложенных к делу, проводил эксперт Э.Г. Сафронский. Изучив пулю, эксперт бесстрастно запишет: «Установленные данные свидетельствуют о том, что представленная пуля является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 г.»
Так в чем же дело? Но далее эксперт установил, что исследуемая пуля была выстрелена из пистолета «Маузер» модели 1914 г. «Тем не менее, - продолжает исследование эксперт, - для проверки версии о возможности выстрела исследуемой пули из представленного на экспертизу пистолета «Браунинг» № 268979 провели экспериментальную стрельбу из указанного пистолета пятью 7,65 мм патронами браунинга... Результаты проведенного исследования позволяют сделать категорический вывод о том, что представленная на экспертизу пуля 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года была выстрелена… из пистолета «Маузер» модели 1914 г. калибра 7,65 мм». Представленная на исследование гильза 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 г. была стреляна, установил эксперт Сафронский, не в пистолете «Браунинг» № 268979, а в пистолете «Маузер» модели 1914 года калибра 7,65 мм.
Следовательно, выстрел был произведен из маузера! Блестяще проведенное исследование! Именно маузер был отмечен в протоколе осмотра.
Кто же подменил оружие? Вспомним протокол «беседы» сотрудника НКГБ с М.М. Зощенко: «Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым». Уж не сам ли Агранов подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского?

Вместо эпилога
Решение уйти из жизни в подавляющем большинстве случаев - дело интимное: закрыться в комнате и никого больше не видеть.
Мы никогда не узнаем, что на самом деле происходило с Владимиром Владимировичем. Это был очень крупный поэт с абсолютно незащищенной эмоциональной жизнью. Самоубийство всегда связано с глубокими слоями психики. Духовный мир человека - загадочный и безмолвный космос...

Александр МАСЛОВ, профессор судебной медицины, судмедэксперт

16.09.2002

В. Маяковский родился в 1893 году. Немного учился в гимназии, в Кутаиси, где уже был замечен в демонстрациях 1905 года. В следующем году семья переезжает в Москву, после смерти главы семейства. Учится в гимназии, знакомится с революционными студентами, выполняет их задания. С 1908 в партии большевиков. Несколько раз арестовывается по политическим причинам.

В 1909 году в заключении в Бутырской тюрьме пишет первые стихи, пока довольно слабые, поэтически. Это время - начало его литературной биографии. После освобождения из тюрьмы готовится и зачисляется в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь состоялись знакомства, в 1911 году, которые оказали влияние на дальнейшую жизнь. С футуристами, под их началом вышел первый поэтический сборник Маяковского, в альманахе "Пощёчина общественному вкусу". Теперь он отвергает прежние авторитеты - Белого, Блока. Эти годы в его творчестве сплошь тема трагедийная, протест против традиций русской классики. Это отражено в написанных в тот период стихах.

Первая книга - заявление о себе, совершенно новом стиле поэзии, площадной, требующей чтения стихов с трибун, на митингах, называется "Я!". И последовало исключение из училища в 1914 году за публичные выступления. В 1915 - 1916 годах он, живя в Петрограде, познакомился с четой Брик. Вспыхивает любовь к Лилии, которая становится его музой, пишутся лирические стихи и поэмы.

После первого признания творчества, В.Маяковский совершает турне за границу, в каждой стране пишет несколько злободневных стихотворений. В период переживаний череды неудач с постановкой его пьес и встречей в Политехническом музее, решает уйти из жизни. На несколько дней его останавливает некая надежда на счастье... Совершает самоубийство 14 апреля 1930 года.

9,11 класс творчество и интересные факты

Биография Маяковского для детей

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в семье лесничего. Своё детство он провёл в Грузии в селе Багдады. В 1902 году мальчик поступает в гимназию. В период учебы в гимназии он увлекся живописью и политикой. В 1905 году Маяковский активно принимал участие в студенческих манифестациях. В 1906 году нелепо оборвалась жизнь отца Маяковского, который умер от заражения крови, уколовшись иглой сшивая бумаги. Семья Маяковский переезжают в Москву, где юноша продолжил обучение в гимназии.

Семья Владимира имела маленькое благосостояние, едва сводили концы с концами, за учебу заплатить было нечем и в 1908 году Маяковского исключили из гимназии. Увлекшись революционной деятельностью, в этом же году он вступает в состав Российской социал-демократической партии большевиков. Начал дружить с близкой себе по духу молодежью и с головой окунулся в революционную деятельность. Вскоре последовало несколько арестов и 11 месяцев заточения в камере-одиночке Бутырской тюрьмы. Там же и были написаны его первые стихи. После освобождения Маяковский с каждым днем всё сильнее увлекается творчеством и уходит из партии.

В 1911 году поступив в училище живописи, Владимир знакомится с Давидом Бурлюком, который основал футуристическую группу. Он разглядел в Маяковском большой талант, и в 1912 году в футуристическом альманахе «Пощёчина общественному вкусу» публикуется его дебютные стихотворения. 1914 год стал для Маяковского дебютным, в свет выпускается его первый сборник под громким названием «Я» где виднеется образ бунтаря, защитника униженных и оскорбленных.

С началом первой мировой войны у Маяковского открывается новое дыхание в творчестве. Вскоре романтизация этого события уходит в небытие. Осознав всю трагедию событий, на свет рождаются новые произведения: «Мама и убитый немцем вечер», «Война объявлена», поэма «Война и мир». Явные признаки и сатирического таланта проявлялись у Владимира ещё с молодых лет, которые ярко прослеживаются в его гимнах 1915 года. Также Маяковского не обошла стороной и тема любви, которая ярко выразилась в поэме «Облако в штанах».

С большой надеждой на то, что мир еще изменится к лучшему, Маяковский встретил февральскую революцию 1917 года. Первые произведения, навеянные громким событием, выливаются в поэтохронику. В 1919 году идет работать в телеграфное агентство «Окна РОСТА», где проявляется его сатирический художественный талант. В то же время он не покидает работу над авторскими поэмами о любви. Чувства к Лилии Брик навеяли его на написание самой тёплой, пропитанной нежностью поэме «Люблю». К сожалению, эти отношения через год превратились в прах, и Маяковский углубляется в философское понятие любви, любви к жизни и громаде.

В своем стремлении достичь идеала личности, поэт определяет личность Ленина как человека будущего, человека который преобразит жизнь.

На десятилетие октябрьской революции Владимир Маяковский выпускает в свет поэму «Хорошо». Современники отнеслись к ней скептически, так как автор окончил её слишком оптимистично, показав желаемое за действительность. Владимир видел недостатки жизни после революции, но все же верил в свои убеждения, в свои идеалы. В своем творчестве он боролся с теми, кто искажает его позицию. На пике сатирического творчества рождаются пьесы «Клоп» и «Баня». Этот период своей жизни он посвятил борьбе с бюрократизмом, бездуховностью и мещанством.

На закате своих лет Маяковский утопал в одиночестве, омраченном непониманием современников. Страна нанесла Маяковскому сильнейший удар, убрав из издательств журналов лист с поздравлениями и портретом поэта, приуроченные к его двадцатилетию писательской деятельности. Вся ситуация усугублялась ещё и неудачной личной жизнью. После отношений с Лилией Брик, в Париже поэт знакомится с Татьяной Яковлевой. К сожалению, этим отношениям не суждено было состояться, так как Маяковского не выпустили из страны. На грани нервного срыва Владимир не получил поддержку от близких людей, которые называли себя друзьями. Последняя надежда создать семью была возложена на Веронику Полонскую – актрису МХАТа. Несмотря на влюблённость в поэта, девушка не спешила вступить в серьёзную жизнь и создавать с Маяковским семью.

14 апреля 1930 года жизнь поэта Владимира Маяковского оборвалась самоубийством. Не выдержав одиночества и не понимания, он выстрелил себе в сердце. В предсмертной записке он попросил никого не винить в его смерти. «Любовная лодка разбилась о быт» - это были последние слова, которые он написал.

Интересные факты и даты из жизни