Возрастная структура общества и стихийная социализация. Возрастная структура населения. Факторы, влияющие на изменение возрастной структуры населения Возрастная структура общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Социально-психологический портрет личности. Социализация личности

3. Возрастная структура общества старения население как социально-демографический процесс

4. Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни

1. Социально-психологический портрет личности. социализация личности

Социально психологический характер личности:

Понятие личности включает такие свойства которые являются устойчивыми. И свидетельствуют об индивидуальности человека, определяют его значимые для людей поступки. Личность- это человек взятый в системе психических характеристик, которые социально обусловлены проявлением в общественных отношениях, являются устойчивыми, определяют правильные поступки человека имеющие существенные знания для него самого и окружающих (Р.С. Немов.)

Академик Б.Г. Ананьев, обосновал что каждый человек обладает яркой индивидуальностью объединяющей его природные и личностные особенности. В результате оценив Ананьев в социально психологической личности включает следующие компоненты:

1. Темперамент;

2. Характер;

3. Способности;

5. Интеллектуальность;

6. Эмоциональность;

7. Волевые качества;

8. Умение общаться;

9. Самооценка;

10. Уровень самоконтроля;

11. Способность к групповому воздействию;

Развитие индивидуальности личности продолжается всю свою жизнь.

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его не социальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

Изменение себя, "стать как все";

Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Таблица 1. Пути решения с точки зрения социализации.

Проблемы с которыми сталкивались социальные работники

Пути решения

1) Общение с клиентами

1. культурное общение,

2. получать оперативную и достоверную информацию о качестве предоставленных условий;

3. выявить и изучать новые потребности и запросы клиентов;

4. убедить клиента в правильности сделанного им выбора.

5.увеличить объем потребления и закрепить на рынке.

2) отношение с клиентами

1. проявлять уважение;

2.быть спокойным и сдержанным;

3.не завышать свою самооценку;

4.соблюдать этику;

5.не грубить.

3) проблема честность

1. избежать обмана в частности мошенничества с клиентами;

2. доказать свою правоту;

3.смениться другим рабочим, либо клиента;

4. уйти в отпуск;

5. уволиться.

4) этические нормы и правильность профессии

1.официальная форма одежды;

2. культурное общение;

3.не поддаваться влиянию;

4.вкладывать опыт и знания к деятельности;

5. выполнять работу в срок и правильно.

5) Объявления социального работника в воровстве

1. пытаться доказать свою правоту

2.не поддаваться влиянию;

3. не обращать внимание;

4. уйти в отпуск;

5. сменить работу.

2. Социальная психология конфликта

Социальный конфликт (от лат. confliktus - столкновение) -- это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

По мнению К. Боулдинга, конфликт возникает, когда «созревшие» противоречия осознаются сторонами как несовместимые и каждая из сторон стремится завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны. Поэтому конфликтные противоречия носят субъективно-объективный характер.

Структура социального конфликта

В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из формулы

К=У+О+И+КС;

Объекта - конкретной причины столкновения субъектов;

Участники - двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

Инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент -- формальный повод для начала конфликта.

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние. Поэтому более полная структура социального (политического) конфликта будет рассмотрена ниже.

Сущность социального конфликта

Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологом Г. Зиммелем. В работе «Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии - конфликтология. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.

Немецкий социолог Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача -- научиться контролировать их.

Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.

Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.

Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании -- такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основными признаками конфликта являются:

Наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

Наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

Взаимодействие конфликтующих сторон;

Результаты конфликтного взаимодействия;

Использование давления и даже силы.

Большое значение для социологического анализа социальных конфликтов имеет выделение основных типов. Существуют следующие разновидности конфликтов:

1. по количеству участников конфликтного взаимодействия:

Внутри личностные -- состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, стремлений и могут вызвать аффекты;

Межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

Межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

2. по направленности конфликтного взаимодействия:

Горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;

Вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;

Смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

3. по источнику возникновения:

Объективно обусловленные -- вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;

Субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

4. по своим функциям:

Созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;

Разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;

5. по длительности протекания:

Кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;

Затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. по своему внутреннему содержанию:

Рациональные -- охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;

Эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;

7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:

8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семей но-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.

Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.

Предконфликтная ситуация -- это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.

Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов:

Действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.);

Скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).

Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так, как выгодно ему.

Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.

Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:

Своевременное определение причин конфликта;

Определение деловой зоны конфликта -- причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:

Взаимное желание сторон преодолеть противоречия;

Совместный поиск путей к преодолению конфликта.

Существуют различные методы разрешения конфликта:

Избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;

Переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;

Использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;

Откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;

Третейское разбирательство, или арбитраж, -- метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

Последствия конфликта могут быть:

1. позитивными:

Разрешение накопившихся противоречий;

Стимуляция процесса социальных изменений;

Сближение конфликтующих групп;

Усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;

2. негативными:

Напряженность;

Дестабилизация;

Дезинтеграция.

Разрешение конфликта может быть:

Полным - конфликт завершается полностью;

Частичным -- конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.

3. Возрастная структура общества. Старение населения, как социально-демографический процесс

Демографическое старение населения -- увеличение доли пожилых людей в общей численности населения.

Старение населения в современном мире - массовое явление. Все большее число людей вступают в период старости (75 лет и более). Каждый день около 200 тысяч человек на планете преодолевают 60-летний рубеж. Таким образом, проблема старения и старости становится одной из важнейших проблем нашего века. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера.

Наблюдающееся уже более десятилетия сокращение численности населения России вызывает справедливую озабоченность как федеральных, так и региональных руководящих органов. Рождаемость находится на очень низком уровне, смертность - на высоком, а положительное сальдо миграции не компенсирует отрицательный естественный прирост. Разрабатываемые концепции и программы, направленные на улучшение демографической ситуации в стране и регионах, ориентированы на отмеченные демографические процессы (рождаемость, смертность, миграцию) и не учитывают структурный фактор. В то же время разработка эффективной социальной политики невозможна без учета трансформации возрастной структуры, т.е. старения населения.

Демографическое старение населения за последние десятилетия стало глобальным явлением, характерным не только для развитых стран, но практически для всего мира. Данный процесс является чрезвычайно многоаспектным; он охватывает как медико-гигиенические, так и социально-политические стороны жизни общества. Детальный анализ динамики демографической ситуации необходим для принятия решений в вопросах, затрагивающих интересы общества в целом: здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки кадров, страхования, социального обеспечения, пенсионной системы и других.

Демографическое старение -- результат длительных изменений в характере воспроизводства населения. Старение идет как бы с двух сторон -- «снизу», из-за постоянного сокращения численности детей вследствие снижения рождаемости, и «сверху», вызванное увеличением числа пожилых и старых людей, чему способствует сокращение смертности этих людей. Отдельная проблема -- миграция, меняющая возрастную структуру. Уезжают обычно молодые, остаются старики, В результате в местах прибытия население «молодеет», а в местах убытия -- «стареет».

Рост средней продолжительности жизни может способствовать старению населения только в том случае, если он происходит в старших возрастных группах населения, т. е. в возрастах старше 60 лет. Однако в большинстве стран, и в нашей также, рост средней продолжительности жизни на всем протяжении ее эволюции происходил в основном лишь за счет снижения смертности в младших и средних возрастных группах, в то время как в старших возрастах смертность снижалась мало, медленнее или вовсе не снизилась за весь XX век. Как раз в нашей стране средняя продолжительность жизни населения в возрасте 60 лет и старше на протяжении XX в. сократилась, а не возросла. И таким образом ее динамика скорее тормозила демографическое старение населения, чем ускоряла.

Свою остроту сохраняет фактор низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Женщины живут дольше мужчин: в городах на 13,3 года, в сельской местности на 13,8 года. Постарение населения привело к четко выраженной половой асимметричности. Для общества с быстро стареющим населением характерен и быстро нарастающий перевес женщин в половом составе населения, т.е. быстрая феминизация. У современной старости формируется отчетливо выраженное "женское лицо", причем с нарастанием этой выраженности по мере роста возрастных показателей.

Обращает на себя внимание разница в величинах показателя демографического старения между городским и сельским населением. Сельское население значительно старше городского, вопреки тому, что уровень рождаемости сельского населения выше, чем городского. И, следовательно, молодежи на селе, казалось бы, должно быть больше, чем в городах. Однако на деле все наоборот. Это результат миграции молодежи из деревни в город.

Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них -- проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое. Правда, следует иметь в виду, что материальные и иные блага, которыми располагает и которые увеличивает своим трудом работоспособное поколение, являются в определенной мере результатом труда их предшественников, нынешних пенсионеров.

Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающее население, на систему медико-социального обслуживания престарелых и т.д. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, уровня и структуры занятости на рынке труда, уровня преступности и т.д. Известно, что общей тенденцией воспроизводства населения развитых стран является его постарение. Старение населения влияет на экономику по следующим основным направлениям:

Занятость и качественная структура рабочей силы, включая и занятость пенсионеров;

Пенсионное обеспечение и уровень жизни пожилых людей как значительной (в условиях старения) части всего населения;

Здоровье, организация здравоохранения и социального обслуживания.

Старение населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце 90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети женщин-пенсионерок в возрасте 50--54 года и 44% мужчин в возрасте 60--64 года. В возрасте 65--69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.

4. Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни. Ожидаемая и видовая продолжительность жизни

Продолжительность трудового периода в условиях современного труда и нагрузки, производства и предупреждение профессионального старения в первую очередь связаны с созданием таких условий труда, которые бы соответствовали функциональным возможностям организма. Возрастное снижение функциональны возможностей до физиологического предела объединяющую профессиональную и общую трудоспособность, не является патологией. Профессиональная - трудовая реабилитация определяется как совокупность периодических, производственных, педагогических, организационных, медицинских и иных необходимых мероприятий, направленных на поддержание, повышение и восстановление профессиональной трудоспособности человека.

Трудовая реабилитация: состоит в профессиональной переориентации тренировки профессионально-значимой функции обучений и переобучений трудовым навыком, переводе на облегченной условий труда. И наконец, льготное пенсионирование от основной работы, перевод вспомогательные виды труда на домашний труб, физическая нагрузка в домашних условиях

Трудовая реабилитация - включает в себя производственную адаптацию, которая предполагает адекватную производственную нагрузку, рациональный режим труда. Сниженную форму труда, сокращенный рабочий день. личность конфликт старение реабилитация

Социальная реабилитация - заключается в подготовке к рациональному образу жизни к предпенсионному периоду необходимости активизировать общественную жизнь в коллективе и восстанавливать различные виды наставничества, организовывать клубы по интересам, художественную самодеятельность.

Одной из важных задач комплексной предпенсионной подготовке является формирование сознательного отношения к своему здоровью. Потребности в получении и использовании соответствующих геогигиенических знаний.

Отношение стареющего работника к снижению своей профессиональной работоспособности зависит не только от уровня его физиологических функций и психическом складе, но и окружающих людей.

Ранее на многих промышленных предприятиях, на базе больниц и поликлиник были созданы и функционировали реабилитационные отделения, проводилось медицинское обследование работников испытывающих трудности в выполнении профессиональных обязанностей.

Главным в работе врачей реабилитационных отделений была профилактика заболевания сердечнососудистой системы являющейся основной причиной инвалидности людей.

Проблема реабилитации и профессиональной переориентации является социально-экономической, а методы ее решения медико-биологические и психологические.

Эффективность реабилитации включает в себя: физиологическую эффективность, то есть улучшение профессионального статуса, экономическую эффективность, то есть увеличение продолжительности труда, социальную эффективность, то есть устранение вредных влияний окружающей среды.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, стадии социализации. Освоение социальных ролей. Социальный статус человека. Конфликт ролей и внутриличностные конфликты. Различия между социализацией детей и взрослых, ресоциализация.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Понятие и основные этапы социализации общества, психологическое обоснование и значение данного процесса, критерии оценки ее эффективности. Основные институты социализации личности и их значение, существующие проблемы и перспективы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Понятие "адаптации" и "личностного ресурса" в психолого-педагогических исследованиях. Структура и стадии адаптации. Социальная адаптация личности. Психологические механизмы социальной адаптации человека. Адаптация как процесс, проявление и результат.

    реферат , добавлен 01.08.2011

    Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует данный опыт в собственные ценности и ориентации. Стадии социализации и его проблемы в обществе.

    реферат , добавлен 07.10.2013

    Социализация - усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей становиться личностью, способной функционировать в обществе. Источники социализации индивида. Процесс социальной адаптации. Факторы, влияющие на социализацию.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Специфика исследования личности и ее социально-психологических качеств в социальной психологии. Анализ проблем социализации личности и ее социально-психологической компетенции. Исследование внутренней противоречивости личности и путей ее преодоления.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Общее понятие, структура и виды деятельности. Иерархия потребностей Маслоу. Принципы мотивации человека. Иерархическая структура личности по Платонову. Теория сексуального развития Фрейда. Социализация личности, ролевые и внутриличностные конфликты.

    курс лекций , добавлен 12.02.2011

    Сущность, структура и значение Я-концепции. Анализ взглядов отечественных и зарубежных психологов различных направлений на понятие социально-психологической адаптации личности. Диагностика и методика развития адаптации и самооценки подростков и юношей.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2013

    Понятие и структура личности. Особенности социальной адаптации и интериоризации как основных фаз социализации индивида. Общие свойства, типология и строение человеческого характера. Экспериментальная диагностика состояния личности по опроснику FPI.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2010

    Основные закономерности и механизмы социализации личности. Воздействие биологических и культурных факторов. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии. Теории развития личности. Концепция возрастов Эриксона. Исследования по депривации и госпитализму.

Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности.Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, в частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.Возрастная группа - совокупность людей одинакового возраста. Это основной элемент возрастной структуры населения. В зависимости от целей исследования различают возрастные группы однолетние и укрупненные: 5 - летние и 10-летние.В зависимости от репродуктивной способности людей выделяют поколение детей - до 15 лет, поколение родителей - 16-49 лет, поколение прародителей - 50 лет и старше. Чаще используется классификация по способности населения к труду. По ней выделяются группы населения младше трудоспособного (дорабочего) возраста - 0-14 лет, трудоспособного (рабочего) - 15-59 лет (в некоторых странах 15-64-65 лет) и старше трудоспособного (послерабочего) возраста - 60 или 65 лет и старше. Социальная структура общества - более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения.Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня) - верхний, включающий в себя политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий; базовый - массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно

25. Социальная мобильность: определение и виды.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается вмиграцию.

Повидам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются по социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяютдве формы мобильности: групповую и индивидуальную.Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая - с предписанными, аскриптивными.

Каналами социальной мобильности могут выступать:школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь.

В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

26. Стиль жизни, как фактор социализации .

Общество – понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

В каждом обществе объективно складываются специфические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества. Уровень экономического развития общества определяет, с одной стороны, уровень жизни, образ жизни и качество жизни его членов, а с другой – возможности каждого реализовать определенный стиль жизни. Чем более экономически развито общество, тем больше эти возможности, а следовательно, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации.

Особый интерес представляют социально-политические процессы, происходящие в современном российском обществе, где в последние годы стремительно происходит социальная и имущественная дифференциации, в результате которых можно условно выделить целый ряд социальных слоев, имеющих довольно существенные различия как по положению, так и по интересам. Это «старая» и «новая» номенклатура и их «обслуга»; «старые» и «новые» русские и связанные с ними криминальные элементы различного рода; инженерно-технические работники и квалифицированные рабочие государственных предприятий, их коллеги из частного сектора и фермеры; средние и мелкие чиновники сферы управления; «массовые» группы интеллигенции – врачи, учителя, работники культуры, научные сотрудники; неквалифицированные рабочие в государственном секторе; военнослужащие и работники правоохранительных органов; студенты; пенсионеры и инвалиды; маргиналы; организованная преступность; работники торговли и др. Все названные страты также не являются однородными, т. к. в них входят люди разного социального происхождения, образовательного уровня, с различным уровнем дохода, условия проживания которых тоже различны в зависимости от региона, типа поселения, района города и т. д.

Стиль жизни – это очень широкое понятие, которое включает в себя субъективный и объективный факторы. Первый означает субъективные потребности человека, второй – специфику труда, быта и досуга. Стиль жизни состоит из нескольких составляющих – это и способ производства материальных благ, и среда обитания, политическая система общества, быт, традиции, привычки.

ОБЩЕСТВО

Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социалъных отношений между людьми, структурукоторых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.

Полоролевая структура общества: Полоролевая структура общества с точки зрения его характе­ристики как фактора социализации имеет значение не столькосвоими количественными (соотношением мужчин и женщин разных возрастов и т.п.)сколько качественными показателями.

Полоролевая структура общества качественно характеризуется:

социальным статусом полов (матриархат, патриархат,равенство полов);

различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);

занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности (доля жен­щин, занятых неквалифицированным трудом и малопре­стижной работой, как правило, выше);

участием в руководстве организациями, в органах местного управления, в управлении страной (в России в Думе, избран­ной в 1995 г., женщин было 10%, в 1999 г. - 5%, а в парла­ментах Норвегии и Дании - треть депутатов).

Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь, определяя усвоение ими соответствующих представ­лений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения.

Возрастная стратификация (распределение)присуща любому обществу, любой культуре.

Во всех языках понятия «младший», «старший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают не только на воз­раст человека, но и на его положение в статусной структуре обще­ства, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обя­занностей, предполагая определенный набор ожиданий и норм поведения. Мар­гарет Мид выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности - традиционно­сти, которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а ныне в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поко­лению.

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модер­низирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т. е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для со­временных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам сме­лых подходов к решению проблем, которых не возникало ранее.


Содержание
Введение 1
1. 3
5
6
Заключение 9
Список литературы 10

Введение

Распределение людей возрасту, то есть возрастная структура, необходима для изучения демографических и социально- экономических процессов. Возрастная структура населения мира влияет на долю и численность экономически активного населения, Выделяются два основных типа возрастной структуры.
Первый тип, который характерен для большинства развивающихся стран, отличается очень высокой долей детских возрастов и небольшой долей людей пожилого возраста (65 лет и старше).
Второй тип, характерный для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой, отмечен, наоборот, пониженной долей детских возрастов и высокой долей пожилых людей. Более подробно рассмотрим второй тип, так называемый феномен « седеющего населения».
Феномен «седеющего населения» сформировался во второй половине ХХ века. Историками и демографами установлено, что в древности и в средние века «старость» была чрезвычайно редка, и вплоть до XVII века только 1 процент людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX века этот показатель вырос до 4 процентов. По оценкам демографов, около 70 процентов сегодняшнего населения Западной Европы проживут более 65 лет, а 30-40 процентов - более 80 лет.
В связи с этим в ближайшие три-четыре десятилетия численный и возрастной состав населения в промышленно развитых странах претерпит значительные изменения. Из-за снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни прогнозируется резкое увеличение доли пожилых людей и уменьшение численности населения. Поэтому тема старения населения является актуальной в мире.
    Возрастная структура населения
Возрастная структура населения – распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам. Структура населения по возрасту может быть представлена однолетними данными и группами возрастов, а так же тенденцией изменения возрастного состава, например постарения или омоложения.
Возрастная группа – совокупность людей одинакового возраста. Иногда не совсем верно отождествляется с понятиями «поколение» и «возрастная когорта».
Поколение – это:
1) совокупность людей, родившихся в определенный период;
2) потомство супружеской пары или супружеских пар по степеням родства. Длина поколения – средний промежуток времени между рождением совокупности родителей и рождением всех их детей.
Когорта – совокупность людей, у которых в один и тот же период времени произошло демографическое событие (вступление в брак, овдовение, рождение детей и др.). Когорта людей, родившихся в течение определенного периода, и будет поколением в первом смысле. В возрастной структуре населения рассматривают чаще всего состав населения по одногодичным, пятилетним или десятилетним возрастным группам (интервалам), а также по целевым укрупненным возрастным группам (контингентам). Верхняя граница последней возрастной группы остается открытой (например, 75 лет и старше или 85 лет и старше). В России особенно часто используется распределение населения по возрастным контингентам относительно способности к труду. В настоящее время в России это контингенты:
    0-15 лет включительно – население моложе трудоспособного возраста;
    мужчины 16-59 лет включительно, женщины 16-54 лет включительно – население в трудоспособном возрасте;
    мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше – население пенсионного (старше трудоспособного) возраста.
В возрастной структуре населения постоянно наблюдаются изменения, из которых наиболее характерным является следующее. При снижении рождаемости и росте средней продолжительности жизни происходит увеличение доли населения старших возрастов, которое называется демографическим старением . Разные территории (страны) имеют различную степень демографического старения, определяемую как долю населения в возрасте 60-65 лет и старше.
В соответствии со шкалой демографического старения ООН, если доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет:
      7% - старое население;
      4-7 % население находится на пороге старости;
      < 4% - молодое население.
Есть и другие шкалы демографического старения населения, например шкала Ж.Боже-Гарнье – Э.Россета.
Шкала демографического старения Ж. Боже-Гарнье – Э. Россета

Этап Доля лиц в возрасте 60 лет и старше, % Этап старения и уровня старости населения
1 < 8 Демографическая молодость
2 8-10 Первое преддверие старости
3 10-12 Собственно преддверие старости
4 12 и выше Демографическая старость
12-14 Начальный уровень демографической старости
14-16 Средний уровень демографической старости
16-18 Высокий уровень демографической старости
18 и выше Очень высокий уровень демографической старости

2. Анализ «седеющего населения» населения мира

Прогнозы демографов свидетельствуют о том, что в ближайшие 50 лет резко изменится возрастная структура населения в европейских странах в пользу средних и старших возрастов. По оценкам западных специалистов, при сохранении существующих уровней рождаемости и смертности в европейских странах число детей до 15 лет сократится к 2050 году на 40 процентов - до 87 миллионов, а численность стариков возрастет вдвое - до 169 миллионов человек. Если Европа намерена сохранить сегодняшнее соотношение возрастных групп населения, то ей придется принять к 2050 году 169 миллионов иммигрантов, преимущественно из стран Африки и Среднего Востока.
Исходя из этих возрастных характеристик населения промышленно развитых стран, возрастную структуру общества сегодня можно представить в виде прямоугольника, закругленного в верхней части, поскольку приблизительно равное число людей находится во всех возрастных десятилетиях (то есть одинаковое число тех, кому 0-9 лет, 10-19 лет, 20-29 лет и т.д.).
Более того, на смену возрастной структуре населения в виде прямоугольника приходит ее новая разновидность в форме «перевернутой пирамиды»: одного ребенка, двух родителей, четырех бабушек и дедушек и нескольких прадедушек и прабабушек. Средний возраст представителей двух и более поколений при этом может составлять свыше 60 лет. Основание возрастной пирамиды демонстрирует численность детей, середина - трудоспособное население, вершина - пожилых и старых людей. При этом пирамида (М) представляет «молодое общество», в котором большую долю населения представляют дети, прямоугольник (З) – «зрелое общество», а перевернутая пирамида (П) – «постаревшее и старое общество».
Согласно прогнозам ООН, доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет с 22% населения мира в 2011 году до 27,2 процентов в 2025 году, а в развитых странах может возрасти до 30 процентов. Еще более высокие темпы старения прогнозируются в европейских странах.

Данная тенденция в полной мере присуща и России. На начало 2011 года численность граждан пенсионного возраста составила 34,9 миллиона человек. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше. Особенно выражен процесс старения населения в европейской части России, где доля лиц пенсионного возраста превышает 23 процента. Большая часть пожилых людей проживают в городах.
Возрастная структура общества отражает тип воспроизводства общества (расширенный, простой, суженный), удельный вес каждой возрастной группы, соотношение экономически активного и нетрудоспособного населения (дети и пожилые), или, как его называют специалисты, - коэффициент демографической нагрузки (зависимости), определяемый как отношение числа детей и пожилых к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек.
Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли пожилых людей во всех промышленно развитых странах. Ожидается, что темпы старения для таких стран, как Австрия, Германия, Канада, Италия, Испания, Республика Корея, Нидерланды, Швейцария и Япония, будут особо быстрыми. Помимо старения во многих странах произойдет сокращение численности населения.

3. Способы решения проблемы «седеющего населения»

Феномен «седеющего населения» обусловлен рядом причин. С одной стороны, повышение уровня и качества жизни, серьезные успехи в сферах гигиены, медицины труда, здравоохранения обусловили существенное увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни людей. С другой стороны, на протяжении второй половины ХХ столетия наблюдается процесс устойчивого снижения рождаемости, который привел к тому, что во многих странах соотношение родившихся и умерших сегодня ниже уровня простого замещения поколений. Другими словами, на смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности, доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает структурные сдвиги в пользу доли лиц старших возрастов.
Показатель этого процесса - коэффициент зависимости пожилого населения, демонстрирующий отношение числа людей пенсионного возраста к числу людей трудоспособного возраста, - имеет устойчивую тенденцию к росту. Сейчас этот показатель равен примерно одной пятой для большинства промышленно развитых стран, а к 2040 году его значение достигнет одной трети для стран Восточной Европы и 40 процентов для стран Северной, Южной и Западной Европы.
Столь значительный рост коэффициента зависимости пожилого населения приведет к весьма высокому финансовому бремени для экономик промышленно развитых стран, что побуждает многие из них уже сегодня прибегать к таким непопулярным мерам как увеличение пенсионного возраста, стимулирование финансовой подготовки к старости посредством развития систем негосударственного пенсионного обеспечения и личного страхования.
Высокая динамика процесса старения населения требует пересмотра государственной политики в сфере занятости. У значительной части пожилых людей сохранятся в приемлемой мере здоровье и трудоспособность, а поэтому они смогут продолжить трудиться. Для применения их опыта и знаний потребуется наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных для лиц с пониженной трудоспособностью, а также привлекательные условия (экономические, организационные и финансовые) для продолжения их трудовой деятельности.
Следует отметить, что в промышленно развитых странах в последние 25 лет многих трудящихся вынуждали досрочно, до достижения 60 лет, уходить на пенсию. Надо признать, что данный подход находил положительный отклик у многих работников, которые с удовлетворением уходили на «заслуженный отдых». Если процесс старения населения приведет к пересмотру указанного метода регулирования режима найма рабочей силы и заставит работодателей создавать более привлекательные условия занятости для пожилых, то в долгосрочном плане новые формы продления трудовой жизни могут оказаться важным направлением социальной политики и регулирования рынка труда.
Кроме того, потребуется решение комплекса других проблем, связанных с системой социального обеспечения и поддержки пожилых граждан, в том числе - развития ряда социальных и медицинских наук, призванных разработать эффективные практические рекомендации в области социальной геронтологии и психологии пожилого возраста.

Заключение

Демографическое старение населения увеличивает экономическую нагрузку на общество.
Процесс увеличения доли пожилых людей в общей массе населения требует всестороннего учета их специфических потребностей как особой категории граждан. Так, по мере старения населения доступ пожилых людей к медицинским и социальным услугам становится все более важной проблемой. Надлежащее социальное обслуживание пожилых в связи с этим вызовет необходимость расширения сети социальных учреждений для долговременного ухода, а также ухода в рамках семьи, что приведет к росту социальных расходов на эти цели и к неоплачиваемой нагрузке на женщин.
и т.д.................

1. Социально-психологический портрет личности. Социализация личности

Возрастная структура общества старения население как социально-демографический процесс

Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни


1. Социально-психологический портрет личности. социализация личности


Социально психологический характер личности:

Понятие личности включает такие свойства которые являются устойчивыми. И свидетельствуют об индивидуальности человека, определяют его значимые для людей поступки. Личность- это человек взятый в системе психических характеристик, которые социально обусловлены проявлением в общественных отношениях, являются устойчивыми, определяют правильные поступки человека имеющие существенные знания для него самого и окружающих (Р.С. Немов.)

Академик Б.Г. Ананьев, обосновал что каждый человек обладает яркой индивидуальностью объединяющей его природные и личностные особенности. В результате оценив Ананьев в социально психологической личности включает следующие компоненты:

Темперамент;

Характер;

Способности;

.Направленность личности;

.Интеллектуальность;

.Эмоциональность;

.Волевые качества;

.Умение общаться;

Самооценка;

.Уровень самоконтроля;

.Способность к групповому воздействию;

Развитие индивидуальности личности продолжается всю свою жизнь.

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его не социальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

Изменение себя, "стать как все";

Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.


Таблица 1. Пути решения с точки зрения социализации.

Проблемы с которыми сталкивались социальные работникиПути решения1) Общение с клиентами 1. культурное общение, 2. получать оперативную и достоверную информацию о качестве предоставленных условий; 3. выявить и изучать новые потребности и запросы клиентов; 4. убедить клиента в правильности сделанного им выбора. 5.увеличить объем потребления и закрепить на рынке. 2) отношение с клиентами1. проявлять уважение; 2.быть спокойным и сдержанным; 3.не завышать свою самооценку; 4.соблюдать этику; 5.не грубить.3) проблема честность 1. избежать обмана в частности мошенничества с клиентами; 2. доказать свою правоту; 3.смениться другим рабочим, либо клиента; 4. уйти в отпуск; 5. уволиться. 4) этические нормы и правильность профессии1.официальная форма одежды; 2. культурное общение; 3.не поддаваться влиянию; 4.вкладывать опыт и знания к деятельности; 5. выполнять работу в срок и правильно.5) Объявления социального работника в воровстве 1. пытаться доказать свою правоту 2.не поддаваться влиянию; 3. не обращать внимание; 4. уйти в отпуск; 5. сменить работу.

Социальная психология конфликта


Социальный конфликт (от лат. confliktus - столкновение) - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

По мнению К. Боулдинга, конфликт возникает, когда «созревшие» противоречия осознаются сторонами как несовместимые и каждая из сторон стремится завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны. Поэтому конфликтные противоречия носят субъективно-объективный характер.

Структура социального конфликта

В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из формулы

К=У+О+И+КС;


объекта - конкретной причины столкновения субъектов;

участники - двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент - формальный повод для начала конфликта.

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние. Поэтому более полная структура социального (политического) конфликта будет рассмотрена ниже.

Сущность социального конфликта

Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологом Г. Зиммелем. В работе «Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии - конфликтология. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.

Немецкий социолог Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача - научиться контролировать их.

Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.

Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.

Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании - такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основными признаками конфликта являются:

наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

Наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

взаимодействие конфликтующих сторон;

результаты конфликтного взаимодействия;

использование давления и даже силы.

Большое значение для социологического анализа социальных конфликтов имеет выделение основных типов. Существуют следующие разновидности конфликтов:

По количеству участников конфликтного взаимодействия:

Внутри личностные - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, стремлений и могут вызвать аффекты;

межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

По направленности конфликтного взаимодействия:

горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;

вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;

смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

По источнику возникновения:

объективно обусловленные - вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;

субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

По своим функциям:

созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;

разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;

По длительности протекания:

кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;

затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

По своему внутреннему содержанию:

рациональные - охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;

эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;

По способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:

По учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семей но-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.

Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.

Предконфликтная ситуация - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.

Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов:

действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.);

скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).

Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так, как выгодно ему.

Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.

Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:

своевременное определение причин конфликта;

определение деловой зоны конфликта - причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:

взаимное желание сторон преодолеть противоречия;

совместный поиск путей к преодолению конфликта.

Существуют различные методы разрешения конфликта:

избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;

переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;

использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;

откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;

третейское разбирательство, или арбитраж, - метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

Последствия конфликта могут быть:

Позитивными:

разрешение накопившихся противоречий;

стимуляция процесса социальных изменений;

сближение конфликтующих групп;

усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;

Негативными:

напряженность;

дестабилизация;

дезинтеграция.

Разрешение конфликта может быть:

полным - конфликт завершается полностью;

частичным - конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.

3. Возрастная структура общества. Старение населения, как социально-демографический процесс


Демографическое старение населения - увеличение доли пожилых людей в общей численности населения.

Старение населения в современном мире - массовое явление. Все большее число людей вступают в период старости (75 лет и более). Каждый день около 200 тысяч человек на планете преодолевают 60-летний рубеж. Таким образом, проблема старения и старости становится одной из важнейших проблем нашего века. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера.

Наблюдающееся уже более десятилетия сокращение численности населения России вызывает справедливую озабоченность как федеральных, так и региональных руководящих органов. Рождаемость находится на очень низком уровне, смертность - на высоком, а положительное сальдо миграции не компенсирует отрицательный естественный прирост. Разрабатываемые концепции и программы, направленные на улучшение демографической ситуации в стране и регионах, ориентированы на отмеченные демографические процессы (рождаемость, смертность, миграцию) и не учитывают структурный фактор. В то же время разработка эффективной социальной политики невозможна без учета трансформации возрастной структуры, т.е. старения населения.

Демографическое старение населения за последние десятилетия стало глобальным явлением, характерным не только для развитых стран, но практически для всего мира. Данный процесс является чрезвычайно многоаспектным; он охватывает как медико-гигиенические, так и социально-политические стороны жизни общества. Детальный анализ динамики демографической ситуации необходим для принятия решений в вопросах, затрагивающих интересы общества в целом: здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки кадров, страхования, социального обеспечения, пенсионной системы и других.

Демографическое старение - результат длительных изменений в характере воспроизводства населения. Старение идет как бы с двух сторон - «снизу», из-за постоянного сокращения численности детей вследствие снижения рождаемости, и «сверху», вызванное увеличением числа пожилых и старых людей, чему способствует сокращение смертности этих людей. Отдельная проблема - миграция, меняющая возрастную структуру. Уезжают обычно молодые, остаются старики, В результате в местах прибытия население «молодеет», а в местах убытия - «стареет».

Рост средней продолжительности жизни может способствовать старению населения только в том случае, если он происходит в старших возрастных группах населения, т. е. в возрастах старше 60 лет. Однако в большинстве стран, и в нашей также, рост средней продолжительности жизни на всем протяжении ее эволюции происходил в основном лишь за счет снижения смертности в младших и средних возрастных группах, в то время как в старших возрастах смертность снижалась мало, медленнее или вовсе не снизилась за весь XX век. Как раз в нашей стране средняя продолжительность жизни населения в возрасте 60 лет и старше на протяжении XX в. сократилась, а не возросла. И таким образом ее динамика скорее тормозила демографическое старение населения, чем ускоряла.

Свою остроту сохраняет фактор низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Женщины живут дольше мужчин: в городах на 13,3 года, в сельской местности на 13,8 года. Постарение населения привело к четко выраженной половой асимметричности. Для общества с быстро стареющим населением характерен и быстро нарастающий перевес женщин в половом составе населения, т.е. быстрая феминизация. У современной старости формируется отчетливо выраженное "женское лицо", причем с нарастанием этой выраженности по мере роста возрастных показателей.

Обращает на себя внимание разница в величинах показателя демографического старения между городским и сельским населением. Сельское население значительно старше городского, вопреки тому, что уровень рождаемости сельского населения выше, чем городского. И, следовательно, молодежи на селе, казалось бы, должно быть больше, чем в городах. Однако на деле все наоборот. Это результат миграции молодежи из деревни в город.

Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них - проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое. Правда, следует иметь в виду, что материальные и иные блага, которыми располагает и которые увеличивает своим трудом работоспособное поколение, являются в определенной мере результатом труда их предшественников, нынешних пенсионеров.

Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающее население, на систему медико-социального обслуживания престарелых и т.д. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, уровня и структуры занятости на рынке труда, уровня преступности и т.д. Известно, что общей тенденцией воспроизводства населения развитых стран является его постарение. Старение населения влияет на экономику по следующим основным направлениям:

занятость и качественная структура рабочей силы, включая и занятость пенсионеров;

пенсионное обеспечение и уровень жизни пожилых людей как значительной (в условиях старения) части всего населения;

здоровье, организация здравоохранения и социального обслуживания.

Старение населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце 90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети женщин-пенсионерок в возрасте 50-54 года и 44% мужчин в возрасте 60-64 года. В возрасте 65-69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.


Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни. Ожидаемая и видовая продолжительность жизни


Продолжительность трудового периода в условиях современного труда и нагрузки, производства и предупреждение профессионального старения в первую очередь связаны с созданием таких условий труда, которые бы соответствовали функциональным возможностям организма. Возрастное снижение функциональны возможностей до физиологического предела объединяющую профессиональную и общую трудоспособность, не является патологией. Профессиональная - трудовая реабилитация определяется как совокупность периодических, производственных, педагогических, организационных, медицинских и иных необходимых мероприятий, направленных на поддержание, повышение и восстановление профессиональной трудоспособности человека.

Трудовая реабилитация: состоит в профессиональной переориентации тренировки профессионально-значимой функции обучений и переобучений трудовым навыком, переводе на облегченной условий труда. И наконец, льготное пенсионирование от основной работы, перевод вспомогательные виды труда на домашний труб, физическая нагрузка в домашних условиях

Трудовая реабилитация - включает в себя производственную адаптацию, которая предполагает адекватную производственную нагрузку, рациональный режим труда. Сниженную форму труда, сокращенный рабочий день. личность конфликт старение реабилитация

Социальная реабилитация - заключается в подготовке к рациональному образу жизни к предпенсионному периоду необходимости активизировать общественную жизнь в коллективе и восстанавливать различные виды наставничества, организовывать клубы по интересам, художественную самодеятельность.

Одной из важных задач комплексной предпенсионной подготовке является формирование сознательного отношения к своему здоровью. Потребности в получении и использовании соответствующих геогигиенических знаний.

Отношение стареющего работника к снижению своей профессиональной работоспособности зависит не только от уровня его физиологических функций и психическом складе, но и окружающих людей.

Ранее на многих промышленных предприятиях, на базе больниц и поликлиник были созданы и функционировали реабилитационные отделения, проводилось медицинское обследование работников испытывающих трудности в выполнении профессиональных обязанностей.

Главным в работе врачей реабилитационных отделений была профилактика заболевания сердечнососудистой системы являющейся основной причиной инвалидности людей.

Проблема реабилитации и профессиональной переориентации является социально-экономической, а методы ее решения медико-биологические и психологические.

Эффективность реабилитации включает в себя: физиологическую эффективность, то есть улучшение профессионального статуса, экономическую эффективность, то есть увеличение продолжительности труда, социальную эффективность, то есть устранение вредных влияний окружающей среды.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.