Сравнительный анализ спартанской и афинской системы воспитания. Афинская система воспитания. Спартанская система воспитания

Древнегреческое общество воспринимается во всем мире как колыбель цивилизации и квинтэссенция культурных, эстетический и моральны норм, которая до сих пор воспринимается за идеал системы построения отношений в социуме. Древняя Греция относилась к где только одна треть населения являлась свободными гражданами и имели права. Данный нюанс наложил серьезный отпечаток на систему воспитания Исторически сложилось, что она разделилась на спартанскую и афинскую. Причем в обеих большое значение уделялось физическому развитию юношей и девушек. Древние греки считали эту сторону воспитательного процесса крайне важной, однако стоит учитывать и особенности спартанской и афинской систем воспитания. Во многом они имеют различия, что в первую очередь выражается в конечной цели образования.

Из данной статьи вы узнаете много интересного в первую очередь об афинской системе физического воспитания. Также мы затронем вопросы образования в Древней Греции и расскажем о знаменитом спартанском воспитании молодых людей в четвертом-пятом веке, которые считают расцветом эллинской цивилизации.

Краткая характеристика греческого общества

Когда мы говорим о древнегреческом обществе и культуре, то в первую очередь имеем в виду город Афины, являющийся центром культурной жизни Пелопоннеса. Именно сюда стекались все торговые пути, здесь проводились многочисленные соревнования атлетов и диспуты лучших умов Древней Греции. Философы открывали в Афинах свои школы, где обучали молодое поколение различным дисциплинам, таким образом постепенно формируя особую систему воспитания, которую в дальнейшем стали называть «афинской». Она была взята за основу во всех греческих полисах и успешно применялась на протяжении нескольких веков.

Педагогическая система являлась отражением греческого общества и готовила с активной жизненной позицией, которое в дальнейшем становилось костяком социума и вело государство к процветанию.

Говоря об афинской педагогической системе, стоит учитывать, что общество имело яркие черты демократии. Несмотря на это, в социуме присутствовало четкое разделение на классы. Условно общество можно поделить на три довольно внушительные группы:

  • аристократы (свободные граждане);
  • ремесленники;
  • рабы.

Первая группа имела множество прав, но являлась одной из самых малочисленных в полисах. Свободные граждане отличались высоким достатком, многие из них являлись аристократами и могли дать своим детям хорошее образование. Лишь представители данной группы получали возможность носить оружие и давать присягу. По достижении совершеннолетия юноши поступали на государственную службу и охраняли границы государства. В дальнейшем они становились полноценными гражданами и принимали участие во всех важных для полиса делах.

Ремесленники также могли быть свободными гражданами, однако они не имели возможности оплачивать образование своих детей и обычно обучали их своему мастерству. Таким образом сохранялась некая обеспечивающая постоянное количество ремесленников в полисах.

Рабы не имели абсолютно никаких прав, поэтому об их образовании говорить не приходилось. Они занимались физическим трудом и обеспечивали населению полисов комфортное существование. Дети рабов тоже не могли претендовать на свободу и оставались собственностью своих хозяев.

Педагогическая система: особенности

Физическому воспитанию и спорту в Древней Греции уделялось повышенное внимание, однако основой воспитания все же можно считать нравственную составляющую. Эллины стремились воспитать красивого во всех смыслах этого слова человека. В первую очередь он должен быть красив внутри и лишь потом в дело вступала афинская система физического воспитания. Однако древнегреческая педагогика имела ряд своих особенностей, которые стоит учитывать, рассматривая процесс формирования граждан от рождения до совершеннолетия.

В рабовладельческом обществе с самого раннего детства малышам прививали презрительное отношение к физическому труду во всех его проявлениях. Это было уделом рабов, а потому свободные граждане должны были поддерживать крепость тела совсем иначе. Для них существовали всевозможные школы, где они обучались гимнастическим упражнениям, развивали ловкость, тренировались в беге на скорость и учились владеть боевым оружием. Можно сказать, что эллины были очень гармонично развиты. Ведь система воспитания в Афинах очень удачно сочетала в себе нравственную и физическую составляющую. Молодые люди, достигнувшие совершеннолетия, были отлично подготовлены практически к любым ситуациям, которые могли встретиться им в жизни.

Афинская система физического воспитания распространялась и на девочек тоже. Однако в этом случае она была крайне ограничена, ведь женщина должна была в первую очередь заниматься домашним хозяйством и семейными обязанностями. До семи лет девочка воспитывалась в семье нянями и получала азы образования, в которые обязательно входило изучение музыки. В дальнейшем образовательный процесс ограничивался орхестрикой. Чуть подробнее об этой части афинской системы физического воспитания мы расскажем позже.

Также хочется упомянуть, что практически весь воспитательный и образовательный процесс был пронизан духом соревновательности. Через него юноши проникались идеями индивидуализма и собственного превосходства, которое необходимо было постоянно подтверждать.

Нравственное воспитание: начальный этап

Нельзя говорить только о физическом воспитании в афинской системе образования. Ведь каждый свободный гражданин должен был являться гармоничной личностью, а достичь этого можно только путем разностороннего подхода к воспитанию. Этот процесс начинался еще с младенчества и продолжался до принятия присяги. Первые годы были практически полностью заняты нравственным воспитанием ребенка.

Интересно, что слабого малыша родители на вполне законных основаниях могли умертвить. Это являлось основой системы физического воспитания в Афинах. Если мальчик рождался с различными заболеваниями или отклонениями, то решение о его дальнейшей судьбе принимал отец, в отличие от Спарты, где судьба малыша зависела от старейшин. С девочками в Афинах поступали не столь строго.

До семилетнего возраста дети воспитывались в семье. Обычно этим занимались кормилицы или специально нанятые воспитатели. Они постоянно занимали ребенка играми, чтением сказок и историй, игрой на музыкальном инструменте (в первую очередь флейте) и сочинением стихов. С самого раннего возраста детей окружали всем красивым и часто водили на общественные праздники. Также отпрыски аристократических семей регулярно посещали спортивные состязания и другие торжества. Эллины считали, что ребенок до семи лет должен ощутить свою принадлежность к обществу, в котором он будет жить в дальнейшем.

Воспитание юных эллинов с семи до четырнадцати лет

Данный период мальчики из знатных семей проводили одновременно в двух частных школах, однако от семьи они не были оторваны. Проживали дети в своем доме, а на занятия их водил специально приставленный раб.

Обычно мальчики были заняты в двух заведениях:

  • школа грамматиста;
  • школа кифариста.

Примечательно, что посещать их можно было по очереди или одновременно. Однако последний способ пользовался большей популярностью в древнегреческом обществе.

В школе грамматиста юные эллины овладевали основами грамотности. Они учились считать, писать и читать. В процессе обучения использовались специальные таблички, камушки и даже пальцы. Писали мальчики на вощеных табличках стилем (тонкими палочками). Обычно на то, чтобы овладеть грамотой, уходило несколько лет.

После мальчики переходили в школу кифариста. Здесь им предоставляли литературное образование. Два-три года уделялось эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Мальчики учились игре на музыкальных инструментах, сочинять и декламировать стихи, петь и поддерживать интересные беседы.

К четырнадцатилетнему возрасту наступал этап, во время которого уделялось преимущественное значение физической культуре. В Древней Греции для этого существовали специальные школы.

Палестра: характеристика и особенности

Афинская система воспитания в античности считалась самой передовой, а потому юноши получали отличную физическую подготовку. С четырнадцати лет они начинали заниматься пятиборьем. Это укрепляло не только тело, но и дух. Поэтому данный этап считался крайне важным в обучении.

Молодые люди много бегали, плавали и занимались борьбой. Именно в этот период формировался соревновательный дух, на котором и основывался образовательный процесс. Также юноши метали диск и копье, в дальнейшем эти упражнения превратились в самостоятельные дисциплины, по которым атлеты соревновались на Олимпийских играх.

После окончания палестры продолжить свое образования могли только очень богатые люди. Родители отдавали их в гимнасии, однако стоило это немалых денег.

Гимнасии: виды и суть образовательного процесса

Следующую образовательную ступень контролировали педотрибы. Они являлись государственными чиновниками и занимались физической подготовкой юношей к будущей воинской службе. Также в гимнасиях не забывали и об умственном развитии, за которое отвечали философы, общественные деятели и другие известные лица. Юноши вели с ними беседы, учились вести диспуты, активно посещали суды и театры.

В Древней Греции существовало три вида гимнасий:

  • Академия.
  • Ликей.
  • Киносарг.

В этих заведениях молодые люди обучались приблизительно до двадцати лет. Они посещали уроки верховой езды, гребли, строевой подготовки. Им преподавали стратегию ведения боя и технику владения всеми известными видами оружия.

Параллельно юноши должны были иметь представление об управлении государством и владеть основами философии.

Эфебы: военная подготовка

После окончания гимнасии молодой человек мог перейти в ряды эфебов. Перед этим он официально признавался свободным гражданином и торжественно принимал присягу. В этот же момент юноша получал форму солдата и мог на два года позабыть о гражданской жизни.

Все это время он активно занимался физической подготовкой, которая могла ему пригодиться во время военных конфликтов. Первый год юные эллины проводили в специально сформированных лагерях недалеко от полисов. Под круглосуточным контролем они занимались различными упражнениями и учились действовать во время боя.

Второй год юноши несли реальную службу на границах государства. Естественно, что это период его физическое развитие продолжалось. Ведь каждый день сопровождался рядом специальных упражнений, укрепляющий тело и боевой дух.

Физическое воспитание афинских девочек

Афинская система воспитания и образования в первую очередь предназначена для мальчиков, но и девочек она не оставляла без внимания. Как мы уже упоминали, до семи лет дети воспитывались абсолютно одинаково. Однако в более взрослом возрасте девочкам предписывалось оставаться дома и проходить обучение там. В целом большая часть женщин не владела грамотой, что считалось вполне нормальным.

А вот физическому воспитанию уделялось особое внимание. В тот момент, когда юноши переходили в палестру и приступали к трехступенчатой системе образования, девушки должны были изучать орхестрику. Она представляла собой особую дисциплину, подразумевающую разучивание определенных движений под различную музыку.

Спартанская система воспитания: начальный этап

Спарта имела огромное влияние и наряду с Афинами сформировала особую систему воспитания, целью которой было вырастить послушного, дисциплинированного и отважного воина.

Новорожденного малыша всегда показывали старейшинам, которые и решали, будет ли он жить. Слабых детей попросту скидывали со скалы. До семи лет ребенок воспитывался в семье, где его закаляли и не баловали. В дальнейшем он поступал на семь лет в распоряжение государственной системы образования. За эти годы детей приучали стойко переносить боль, голод, холод и другие испытания. Параллельно юные спартанцы получали отличную физическую подготовку.

Следующий год они проводили в состязаниях, чтобы подготовиться к криптию. Этот обычай подразумевал деление подростков на несколько групп, в течение двенадцати месяцев они должны были совершать нападения на различные деревни, выполняя распоряжение своих начальников.

В дальнейшем спартанцы переходили в эфебы, где продолжали свое физическое развитие до тридцати лет.

Образование спартанских женщин

Интересно, что в Спарте девочки воспитывались точно так же, как и мальчики. До двадцати лет в их образовании не было никакого отличия, это делалось для того, чтобы в случае отсутствия мужчин в городе был порядок.

К тому же спартанцы считали, что только от сильных и крепких женщин можно было получить достойное потомство.

Вместо заключения

Спарта и Афины имели самое сильное влияние на Пелопоннесе, поэтому их системы образования были взяты за основу многими городами и государствами. Если провести краткий анализ сравнения, то можно сказать, что спартанцы в первую очередь уделяли внимание физическому развитию подрастающего поколения. А вот афинская система растила гармоничных членов общества, в равной степени развитых умственно, нравственно и физически.

Древневосточные цивилизации дали первые образцы школ, первые представления об идеале образованного человека. Дальнейшее развитие теории и практики обучения происходило в эпоху античности, греко-римской древности. В эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» нашёл свое отражение один из первых педагогических идеалов: образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. Вместе с тем, существовало две модели обучения и воспитания:

  • 1. спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание;
  • 2. афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

Проблеме обучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. В Древней Греции педагогические идеи высказывал Демокрит, одним из первых сформулировавший идею о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка.

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек - её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения, который был направлен на совместный поиск решения той или иной проблемы.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла - 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальный функции воспитания - «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

Платон выдвинул идею создания систем государственных школ, признавая тем самым необходимость контроля образования и воспитания со стороны государства. Эта идея была развита и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме того, много нового в проблемы обучения и воспитания. В частности, он предложил рассматривать обучение как организованное в несколько этапов.

Афинская система воспитания явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.

До семи лет мальчиков воспитывали дома. С семи до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимнасиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии -- общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства.

Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина -- члена военной общины. До семи лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами.

С семи лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов.

Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены -- члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины.

В результате такого воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения.

Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев

Развитие физической культуры в Древней Греции.

в классический период

Наивысшего развития физическая культура и спорт дос­тигли в VIII - IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладель­ческих отношений в Греции.

Учитывая зависимость отэкономического, политического и культурного развития, военной организации и системы вос­питания в том или ином греческом государстве определя­лись задачи, средства, формы и методы физического воспи­тания. Наиболее типичными в данном отношении были Спар­та и Афины.

Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Цен­тральной задачей физического воспитания было формиро­вание подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчи­няющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, в случае если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пелœенали, чтобы они вы­росли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 - 347 гᴦ. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста͵ отнимали у родите­лей и передавали в распоряжение государственных воспи­тателœей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каж­дый ребенок привыкал к физическим и душевным испыта­ниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики.

Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, уст­раивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.

Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай - криптий. Он означал испытательный год, в течение которо­го 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь

вместе с руководителœем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнасти­ка).

Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испы­таниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.

До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечива­ли порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.

По иному осуществлялось физическое воспитание в Ат­тике с центром в Афинах. Воспитательная и образователь­ная системы в Афинах в V - VI вв. до н.э. не ограничива­лись только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно со­стоять из умственного, нравственного, эстетического и фи­зического воспитания.

Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспи­тываться дома, а юноши до 16 лет посœещали государствен­ную или частную школу. Οʜᴎ проходили обучение в муси-ческой (от слова ʼʼмузаʼʼ; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гим-нос - обнаженный). В гимнастических школах - палестрах (пале - борьба) - обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.

С 16 - 18 лет юношей после гимнастических и мусиче-ских школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо заня­тий физической культурой изучались политика, философия и литература.

С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.

Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев" 2017, 2018.

Афинская и спартанская система воспитания Подготовила Перевалова Е. М. В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Система воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов - полисов (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города - полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Соответственно выделялись две системы воспитания - Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения. Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания имела преимущественно военно - спортивный характер, т. к. было необходимо подавлять частые восстания бесправного большинства населения против спартиатов - рабовладельцев, а также военными конфликтами. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов. Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев. Спартанская система воспитания С семи лет мальчики - спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома. Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. Мальчики - спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу. Спартанская система воспитания В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях - криптиях, ночных облавах на рабов. Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах. Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (домоводство, уход за ребенком, музицирование) существовала специальная система военно - физических упражнений. Для того чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела. Девушки, так же занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни. Роль семьи была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, умудренные жизненным опытом. Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении. Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты. Спартанская система воспитания Афинская система воспитания Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии - сочетания физических и нравственных достоинств. Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет. В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Афинская система воспитания Достигнув 12 - 16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы. Афинская система воспитания Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16 - 18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия. Афинская система воспитания Продолжая заниматься политическими науками, юноши изучали здесь законы афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин. Афинская система воспитания Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство. Афинская система воспитания из - за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Афинская система воспитания Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов. Сыновья демоса вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами. Мальчика - аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободнорожденному человеку. Афинская система воспитания Таким образом следует сделать вывод: Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях. Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Образование мальчики получали в школах грамматиста и кифариста, затем – палестрах, гимнасиях и эфебиях. Древняя Греция дала миру мыслителей, родоначальников философских учений, обосновавших в своих трудах систему воспитания. Софисты были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за плату. Они отказывались от религии и давали рациональное объяснение явлениям природы, возможностям человека и пределам человеческого познания.

Доклад

По дисциплине: «Психология и педагогика»

На тему: «Спартанская и афинская системы воспитания»

Выполнила: Попова М.Д.

Специальность: 38.05.01.

« Экономическая безопасность»

Учебная группа: 1402

Кафедра: БЭСО

«Экономическая безопасность»

Преподаватель: Кушер Ю.Л.

Москва 2015

Введение 3

1.Спартанская и афинская системы воспитания 4

2.Аристотель 8

3.Школа в Афинах 9

Заключение 11

Библиографический список 12

Введение

Изучить древнегреческую систему образования.

1. Познакомиться со спартанской системой воспитания;

2. Рассмотреть афинскую систему воспитания;

3. Исследовать представления древнегреческих философов о воспитании.

О Древней Греции, поистине колыбели европейской культуры и образованности, повествует обширнейшая литература - философская, историческая, научная, художественная, справочная. Предмет пристального внимания историков педагогики - системы воспитания городов-государств (полисов) Спарты и Афин, педагогические воззрения и педагогическая деятельность древнегреческих философов.

Начала духовной жизни и культуры полисов складывались веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, который ощущал своё бессилие перед богами, судьбой; одухотворял природу, наделял её, как и богов, своими представлениями о добре и зле; обладал полисным сознанием, не выделял себя из сообщества, к которому принадлежал; разделял людей на «мы» и «они» - «чужие», вызывавшие настороженное или враждебное отношение. Однако в основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения.

Наиболее традиционными в своих мировоззренческих представлениях и ценностях оставались жители Спарты. К середине I тысячелетия до н.э. Афины становятся центром ремёсел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ. Спарта же оставалась захолустным городом, в котором одинаково бедно, грязно, примитивно жили и рабовладельцы, и завоёванные ими пируэки, и илоты-рабы.



Спартанская и афинская системы воспитания

Спартанская система воспитания идеализировалась в истории и в описании педагогического процесса, и в оценках её результатов. Современный человек не может не видеть её бесчеловечности: забрать мальчика семи лет отроду из, отчего дома, заставить непрерывно упражняться в искусстве убивать людей, носить одну и ту же одежду и летом, и зимой, спать голым в камышах в любое, даже самое суровое время года, драться с приятелями чуть ли не до смерти, доказывая им свою отвагу, подвергать беднягу порке за малейшие нарушения общепринятых правил, а иногда и без оного - лишь для того, чтобы научить его сносить боль без единого стона, и самое ужасное - держать впроголодь или вообще не кормить, вынуждая красть еду - есть-то, хочется.

В бесчисленных битвах спартиаты проявляли редкую храбрость, силу духа, дисциплинированность, слыли честными, неподкупными, людьми долга. Однако они оказывались и в битвах рабами железной дисциплины и собственной жестокости, которые обязаны стоять насмерть, безрассудно гибнуть, но не отступать. Отличавшиеся у себя дома чувством собственного достоинства, сдержанностью, лаконичностью речи - в непривычной для них обстановке вели себя неуверенно, прямолинейно, грубо, оказывались косноязычными и непредсказуемыми.

Воспитание, сориентированное на замкнутый социум с его многочисленными правилами и нормами, которые охватывали всю повседневную жизнь человека, лишало его способности самостоятельно мыслить и действовать.

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки - идеи «калокагатии» (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля). Детство и юность знатного афинянина - это преодоление ступень за ступенью трудного пути к духовной культуре афинского общества: индивидуальной культуры выработка собственного живого знания.

Афинская система так же, как и спартанская, формировала мужественный характер, но это было мужество не «внедрённое» предписаниями, строгой дисциплиной, а «добровольное», осознанное личностью как необходимость.

Практика афинского воспитания оставила непреходящие образцы отношения к знанию: любовь к знанию ради знания, поиска истины («мы пойдём за доводами и доказательствами, куда бы нас не привели»).

Черты спартанской системы: государственный «заказ», единое содержание, обязательность, массовость, авторитарность - будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов.

В свою очередь, установки афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательно-воспитательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника - в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира.

Спартанская и афинская системы воспринимаются как полярные в решении

«вечных» педагогических вопросов: цель воспитания, соотношение воспитания и развития. Социо-ориентированная цель, внешняя по отношению к личности, характеризовала спартанскую систему, и гуманистически личностно-ориентированная - афинскую систему.

Процесс воспитания в спартанской системе - это процесс целенаправленного систематического воздействия на развитие воспитанника.

Процесс воспитания в Афинах - это направленное развитие физических, художественных и интеллектуальных способностей, природных сил ребёнка. Соответственно «выстраиваются» и модели педагогического процесса. Социально-ориентированная цель, представленная как совокупность социально-значимых качеств человека, - педагогический процесс, проектируемый как формирование заданных качеств в деятельности, в общении, во взаимодействии воспитанника со средой, результат как «социально-заданный» тип личности, с одной стороны.

С другой - личностно-ориентированная цель (удовлетворение индивидуальных запросов, развитие природных сил в процессе «приобщения к культурным ценностям»), педагогический процесс, проектируемый как создание благоприятных условий для саморазвития, самореализации личности в деятельности и общении, во взаимодействии с духовно богатой средой, результат воспитания - культурная и социальная личность, индивидуальность.

То, что опыт Спарты и Афин «укладывается» в современные педагогические «схемы» и конструкты, даёт основание утверждать, что он отражает объективные, закономерно повторяющиеся связи между педагогическими реалиями.

Афинская система предстаёт как вариант гуманистического решения кардинальных педагогических вопросов о цели воспитания, о соотношении воспитания и развития, гуманистической модели педагогического процесса. Практические результаты афинского воспитания (в сравнении со спартанским) свидетельствуют об эффективности гуманистически-ориентированного подхода в духовном развитии афинского общества, в самоопределении, развитии самосознания личности афинянина.

В свою очередь, опыт Спарты доказывает силу социо-ориентированного воспитания в закреплении косности и консерватизма спартанского общества, в «типизации» сознания человека, в его дисциплинировании, формировании заданного социальными нормами, правилами поведения.

Авторитарный педагог исходит из отношения к воспитаннику как объекту своей деятельности, результаты которой зависят от послушания воспитанника, беспрекословного выполнения предъявляемых ему требований. Поэтому его деятельность необходимо предполагает прямое педагогическое действие, активную и открытую позицию в предъявлении требований, навязывании цели работы, в жёстком контроле, в применении поощрений и наказаний. Варианты этой модели отчётливо обнаруживаются не только в спартанском, но и в афинском воспитании, особенно в семейном и мусическом (начальная ступень) воспитании: «ребёнок ничего не может сказать или сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево».

Для педагога-гуманиста воспитанник и объект его влияния, и в то же время субъект, обладающий собственной позицией. Отсюда и деятельность педагога ориентирована на обращение-диалог с «Я» воспитанника, на стимулирование, усовершенствование его внутренней жизни. Позиция педагога лишь направляющая, оставляющая за учеником самостоятельность действий, свободу выбора. Эталоном педагога такого плана был и остаётся Сократ, знание об искусстве которого мы получаем благодаря описаниям его ученика - великого Платона.

Александр Македонский воспринимался его современниками Героем, но уже не полубогом, а человеком. И это явилось результатом существеннейших изменений в жизненных смыслах греческой культуры, её гуманизации: человек не только освобождался от пут полисного сознания - он был на пути признания своего высокого предназначения в этом мире, что отражала и чему активно способствовала древнегреческая философия.

Размышляя над практикой воспитания, Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Сократ (469-393 гг. до н.э.), Платон (428-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) вырывались из рамок «видимого» всеми, «вглядывались» не только в настоящее, прошедшее, но и в будущее. В философских концепциях человека выделим ряд представлений, имевших принципиальную ценность для осмысления природы воспитания. Так, по Аристотелю, человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении добра и зла. В жизни души доминирует разумное начало (образ колесницы, где возничий - разум, коренная - воля, пристяжные - чувства). Однако разум человека в его земном бытии оценивался достаточно критично с точки зрения его поведения, состояния души. По Платону, это идеи Блага, Истины, Добра, Красоты, Гармонии, которыми разрушаются «ложные мнения», продиктованные сиюминутной выгодой, расчётом, беспринципностью, которые ведут в поиске истины, в познании самого себя и других, своего предназначения в этом мире. В человеке сильно преступное начало, сильны соблазны земного бытия, но он обладает и величайшим даром - способностями стать духовно свободным, возвысить свою внутреннюю жизнь стремлением к идеалам и ценностям.

Осмысливая воспитание молодёжи как «образовывание» человека сообразно идеалу калокагатии, философы нашли, как показало время, самый верный способ - разносторонне развивающее образование на базе ценностей культуры. Каждый из учебных предметов (грамматика, гимнастика, музыка, рисование), определявших содержание афинской системы воспитания, был оценен и с точки зрения практичности, и с точки зрения развития и усовершенствования духовных начал, духовной жизни индивидуальности. Образовательный процесс представал как «встреча» ребёнка (с имманентно присущими задатками и способностями к развитию) и взрослого (носителя культуры, духовного опыта, обладающего особой способностью возбуждать стремление к духовности), как их диалог - средство «передачи» и «присвоения» культурных ценностей.

Аристотель

Ученика Платона - Аристотеля (384-322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. Дошедшие до нас его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и представители натурфилософии, особенно Демокрит.

Достижения прежней философии Аристотель углубил, критически переработал и систематизировал в своей философской системе. Важным моментом в учении Аристотеля является взаимоотношение формы и материи. Процесс развития, по его мнению, выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материй, придает ей определенность. Аристотель также разрабатывал учение о природе" понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, о логике.

Как и Платон, Аристотель сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Учение Аристотеля, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений. Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой системы образования, основной задачей которого считал научить человека мыслить, дать, фундаментальные знания, в различных областях науки и жизни.

Под влиянием Аристотеля в IV в. до н. э. окончательно сложилась стройная система образования, сохранившая свое значение до конца истории Древнего мира. На первом, начальном, этапе обучения давались навыки Письма, чтения, счета, проводились уроки гимнастики и музыки. На втором этапе изучались грамматика, риторика, математика, занятия спортом и музыкой проводились на более высоком уровне. Третья, высшая, ступень завершала учебный процесс, на этом этапе изучались риторика и особенно философия.

Школа в Афинах.

Школ в Афинах много. Но среди них нет государственных. Школы принадлежат частным лицам. Закон во времена Перикла говорит, что дети меньше принадлежат родителям, чем государству, и нельзя позволять родителям решать – посылать или не посылать детей к учителю. Однако на практике обучение все же не было всеобщим.

Платон говорит, что мальчики посещающие палесту, в большинстве принадлежит к аристократическим семьям. В программу школы входили чтение, письмо, литература, вокальная и инструментальная музыка, физическая тренировка, арифметика и рисование. Сперва писали на дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки (стиля), другим концом затирали, если написано неверно, и опять сглаживали воск на дощечке. Существовали специальные азбучные пластинки из глины с написанными на них слогами.

Постепенно дети приучаются точно копировать образцы письма, полученные от учителя. Тогда дощечка заменяется папирусом, а стиль – тростниковым пером.

Чернила, которыми он пользуется, чрезвычайно прочны. Перед употреблением их нужно растирать в воде. Арифметика преподавалась наглядно и неутомительно, с помощью яблок, пальцев и других пособий. Больше всего помогала абака – род счетной доски, с углублениями, разграничивавшими единицы, десятки и сотни. В углублениях располагали камешки, имеющие то или иное номинальное значение и с ними наглядно производились арифметические действия не только с целыми числами, но и дробями.

Приходили в школу рано - с восходом солнца, и оставались до заката. Взрослым не позволялось, не только входить в школу, но даже бродить около нее, за исключением тех случаев, когда они приглашались на школьные праздники, которые устраивались периодически в честь Муз или Гермеса, покровителя красноречия. Исключения делалось только для сына, брата и зятя владельца школы. Каникулы в греческой школе были ранней весной.

Заключение

Древнегреческие философы в своих представлениях о воспитании в «несовершенном мире» как бы предвосхитили современные трактовки вопроса об отношении государства к воспитанию. По Платону, воспитание должно организовываться государством как средство совершенствования всей государственной жизни, формирования каждого человека в интересах государства (правда, у Платона это идеальное государство, выстроенное на идее Блага, ориентированное на развитие и жизненный путь человека в соответствии с природными способностями, в чём люди не равны между собой).

Аристотель не строил иллюзий в отношении идеального государства. Однако и он настаивал на том, что государство обязано взять на себя воспитание юношества, однако не во имя государственных интересов, а во имя развития прекрасного и духовно нравственного в человеке. - Только таким путём возможно и должно «делать людей полезными» и для государства.

Гуманистическая традиция в педагогике развивалась в древнегреческой культуре в органической связи с процессом обособления индивида, его воспитанием, развитием его самосознания; с философствованием, предметом которого явился человек и его становление как автономной, свободной личности, включённой в природную и социальную среду. Гуманистические педагогические идеи древнегреческих философов ориентировались на природные процессы, силы и способности человека, на их саморазвитие, одухотворение в воспитании культурными ценностями, идеалами, что обусловило непреходящий, «вечный» характер этих идей. В истории древнегреческого воспитания истоки полярных моделей современного педагогического процесса, антиномий современного педагогического сознания: воспитание как воздействие и как взаимодействие; цели социо-ориентированные и цели личностно-ориентированные; авторитарное воспитание и гуманистическое воспитание; ребёнок - объект и ребёнок - субъект воспитания; прагматическое отношение и ценностное отношение к культуре.