Характеристика программ по психологическому сопровождению беременности. Психологическое сопровождение беременности. Избранные темы. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Можно ли и нужно ли ходить на психотерапию во время беременности?

Когда-то я сталкивалась с мнением, что при беременности психотерапия противопоказана, так как это стресс, может спровоцировать осложнения и тп. Пройдя свою беременность я пришла к тому, что терапия беременным нужна. Просто она должна быть особой и очень бережной. И только в том случае, если женщина чувствует, что ей это нужно. Вот несколько причин:

* Именно в беременность бывает важно завершить старые проблемы, которые мешают радоваться приближающемуся материнству, тянут, не давая переидти в новый этап жизни и даже иногда задерживая роды (как говорят акушерки). Это могут быть обиды на родителей, страхи, связанные с материнством или родами, вина перед кем-то и многое другое.

* Научиться доверять или разобрать, что мешает доверию. Доверять в первую очередь себе, своему телу, а еще – миру и близким, кто будет рядом. Доверие – это то, что необходимо в родах. Переживание доверия связано с выработкой гормона окситоцина, который стимулирует родовую деятельность. Поэтому когда женщина напрягается, пугается, зажимается – роды могут замедлиться или даже остановиться. Если что-то где-то мешает ей довериться миру (чувство вины, создающее ожидание расплаты, к примеру, или давняя обида на мужа), это мешает гармонично войти в роды. Тут можно вернуться к первому пункту – закрыть то, что мешает доверять.

* Найти взаимопонимание с мужем, который тоже переживает беременность. Мужчины обычно бывают напуганы беременностью своей женщины, даже если рады и внешне спокойны. Отцовство требует от них новой ответственности и может отдалять от жены. А женщина в беременность очень нуждается в поддержке своего мужчины. Часто мужчина и женщина не до концапонимают, что происходит с партнером в этот момент, каждый переживает о своем и своим способом. Важно бывает достигнуть взаимопонимания и найти способы, как обоим получить поддержку в паре, чтобы беременность не стала для супругов периодом обид разочарований и пара сплотилась перед родами.

* Научиться обходиться со своими чувствами, которые в период беременности обычно становятся сильнее и непредсказуемее. При этом, если мы учитываем, что это происходит из-за беременности, не нужно идти обычным психотерапевтическим путем и погружаться в детство, исследовать травматичный опыт. Важно просто научиться не бояться своих перепадов настроения, найти контакт со своим внутренним ребенком, маленькой девочкой, и научиться утешать, успокаивать её, заботливо искать для нее подходящие условия. Это пригодится и в материнстве, когда придется одновременно заботиться о себе, чтобы были силы на материнство, и о ребенке.

* Регулярно получать поддержку и винимание. В беременность женщина становится особенно эмоционально уязвима. Она может ощущать, что наполнена изнутри, но при этом часто не хватает заботливого, теплого внимания снаружи. Иногда хочется побыть маленькой, чтобы кто-то просто посвятил тебе свое внимание целиком, выслушал, поддержал. Как мама или подруга. Если такого человека нет, то и психотерапевт подойдет. Конечно, это не самоцель психотерапии и невсе терапевты готовы быть “мамой”. Но для беременных я бы сделала исключение. А также терапевт поможет научиться просить о поддержке у своих близких и дать себе право брать эту поддержку, быть иногда маленькой и слабой и просто напитываться теплом.

* Научиться телесному расслаблению, в том числе в области матки, научиться отпускать стресс – эти навыки важны для профилактики тонуса матки. Это всего навсего психологические методы релаксации, но они в свое время очень мне помогли.

Цель психологической работы с будущими родителями -- содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами и т.п., работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет, перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе, укреплению предпосылок для развития этих качеств.

Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы, в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям» (Д.Винникотт), к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, ухода за ребенком и его воспитания. При этом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.

Работая с мамами и папами на начальном этапе родительства, психолог по существу занимается рассмотрением с ними экзистенциальных моментов бытия.

Рождение ребенка само по себе является экзистенциальным событием. В процессе беременности и родов женщина прежде всего сталкивается с такими экзистенциальные данностями как телесность и конечность. Можно также говорить об экзистенциальности родительства, ибо во всей своей сложности и противоречивости возможность быть матерью или отцом присуща самому нашему существованию.

Рассмотрим основные понятия экзистенциальной психологии (Р.Мэй, Дж. Бьюдженталь И. Ялом). Применительно к конкретному интересующему нас объекту воздействия -- женщине, ожидающей ребенка и ее семье.

Объект деятельности психолога -- развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Грубым вмешательством специалист способен разрушить невидимые связи, складывающиеся между матерью и растущим ребенком. Поэтому так важно, чтобы специалист доверял тем процессам, которые происходят внутри этой диады. Непосредственное воздействие психолога на ребенка (за исключением невозможности контакта матери или близкого родственника с ребенком) не должно иметь места. Мы должны ограничить объект воздействия родителем, помня при этом, что в состоянии беременности женщина весьма чувствительна и внушаема.

Внимательно относясь к интенцианальности самой женщины, прежде всего в отношении беременности, приняв во внимание иерархию ее ценностей и место в ней ребенка, учитывая онтогенез ее материнской сферы, психолог должен далее отследить процесс развития личности женщины в течение беременности и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние).

В случае диагностики изначально неблагополучного отношения женщины к беременности (одного из неоптимальных типов гестационной доминанты по И.В. Добрякову) и ребенку (одного из неадекватных типов переживания беременности по Г.Г. Филипповой), неадекватного понимания ею функций матери (что, как правило, связано, в свою очередь, с нарушением ее отношений с собственной матерью (Г.Г. Филиппова), психолог сопровождает женщину в ее внутреннем поиске.

Он способствует в чем-то направлению, а в чем-то фасилитации этого поиска, помогая женщине в нахождении оптимальных форм взаимодействия с ребенком и принятия себя в роли матери. Здесь будет уместно вспомнить один из базисных принципов роджерианства: не следуй ни одному из авторитетов, но доверься собственному опыту переживаний и развивай свой собственный стиль. Это положение перекликается с понятием Д.Винникотта о «достаточно хорошей матери». В решении задачи помочь женщине принять ребенка и обрести собственный стиль взаимоотношений с ним психолог применяет в своей работе различные методики, в том числе, телесноориентированную и арт-терапию, гаптономию и другие.

Курский государственный медицинский университет Земзюлина И.Н.

Значительное число современных женщин переживает глубокий внутренний конфликт между желанием быть успешной в производственной сфере и стремлением к материнству как традиционной женской модели. В непростой попытке совместить материнство, традиционные модели ухода за детьми, домашние обязанности и профессиональную карьеру побеждает последнее: по рангу предпочтений среди показателей социальной успешности профессиональная карьера значительно опережает материнство.

По мнению Г.Г.Филипповой, психологическая помощь в материнстве включает в себя не только консультирование и элементы психотерапии, но и коррекционные мероприятия. Это связано с тем, что клиентом психолога является не только мать, но и ребёнок.

Коррекционные мероприятия зависят от особенностей каждого конкретного случая и предполагают опору на наиболее благополучные аспекты материнской сферы, развития ребёнка и материнско-детского взаимодействия. Для коррекционных целей следует использовать не только индивидуальную, но и групповую работу.

Период беременности, как не один другой в жизни женщины, по мнению О.С.Васильевой и Е.В.Могилевской, сопровождается глобальными изменениями и глубокой внутренней работой и представляет собой экзистенциальную ситуацию, затрагивающую все жизненные основания женщины и обусловливающую глубокие изменения самосознания, отношения к другим и к миру.

Беременность и роды — это важный этап жизненного пути, на котором может произойти личностный и духовный рост.

Беременность рассматривается не только как вынашивание плода, но и как процесс становления специфической системы взаимоотношений, связывающих ребёнка с матерью.

В работе необходимо ориентироваться на некий конкретный прикладной результат, в итоге которого может быть обретение личностного смысла в происходящем событии.

Знания, полученные в процессе терапии, носят ценностный, смысловой характер.

Родительство не заканчивается и не начинается моментом рождения, а всегда является источником личностного продвижения.

Каждый из участников приобретает свой, уникальный, отличный от других, опыт.

Каждый момент со-бытия участников в терапевтическом процессе даёт возможность нового осмысления личностной истории, отношений между прошлым и предстоящим.

9. Смысл работы с группой состоит в том, чтобы помочь каждому участнику совершить самостоятельный переход с позиции пассивного заложника жизненного сценария к позиции активного со-творца собственной жизни и жизни своего ребёнка.

В связи с этим Васильева О.С. и Могилевская Е.В. три этапа работы с группой:

Работа, связанная с образом ребёнка и отношением к нему.

Помощь в интеграции и усилении взрослого «Я» беременной.

3. Осознание жизненных сценариев и работа с личностными смыслами и
ценностями.

По мнению Г.Г.Филипповой, психологическая помощь для женщин по проблемам материнства может осуществляться в рамках разных форм психологической службы: консультирование, индивидуальная и групповая терапия, семейное консультирование и др.; среди которых основными являются четыре направления психологической практики, где женщины могут получить наиболее полноценную и квалифицированную помощь по проблемам материнства:

Подготовка к родам и материнству.

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.

Психологическая помощь матери и ребёнку.

Комплексная психологическая помощь по проблемам материнства.

Каждое из этих направлений основывается на разнообразных

психологических подходах и техниках консультирования и включает проблематику материнства.

По мнению М.Е.Ланцбург, для работы по проблемам материнства необходимо объединение, интеграция техник и подходов групповой, телесноориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза и др. известных методик.

Внимание психолога должно быть сосредоточено на субъективном мире женщины.

Основная функция психолога в работе с беременными женщинами — все формы поддержки, применяемые в гуманистической психологии.

3. Особое внимание психолог уделяет чувствам и их невербальному
проявлению.

В коррекцию материнской сферы входят:

— изменение имеющихся содержаний материнской сферы;

— направление динамики интерференции ценностей в сторону оптимизации баланса ценностей ребёнка и внедряющихся;

— освоение матерью недостающих форм опыта;

— изменение эмоциональной окраски имеющихся субъективных переживаний;

— тренинг взаимодействия с ребёнком, эмоционального сопровождения, тактильного контакта и т.д.

Процедура коррекционной программы включает в себя цикл из пяти занятий. Ориентиром для проведения коррекционной программы являются несформированная готовность к материнству (игнорирующий и тревожный типы) экстернальный локус контроля, низкий уровень рефлексивности, высокий уровень эгоцентризма, высокий уровень тревожности. Продолжительность занятий составляет 1,5 — 2 часа. Количество участников: 7 — 10 человек. Групповые занятия необходимо проводить в просторном помещении для создания комфортных условий для участников тренинга.

Каждое занятие начинается с обсуждения эмоционального состояния участников, их настроенности на работу, их возможных пожеланий и просьб. В конце каждого занятия проводится обсуждение впечатлений от упражнений, чувств по поводу них, пожеланий на будущие занятия.

Цель программы: социально-психологическая помощь беременным

женщинам, ожидающим первого ребенка в принятии роли матери. Задачи программы:

коррекция детско-родительских конфликтов;

коррекция смыслового и событийного компонентов переживания беременности (повышение уровня осмысленности жизни, формирование временной перспективы, формирование ценности ребёнка);

коррекция эмоциональной сферы (снижение уровня тревожности, страха, напряжения, беспокойства по поводу благоприятного течения беременности и родов);

формирование адекватного типа готовности к материнству;

коррекция принятия новой социальной роли — роли матери — у женщин, ожидающих первого ребёнка.

Предложенная нами программа не является неизменной и должна варьироваться в зависимости от каждой конкретной психокоррекционной ситуации. Работа способствует преодолению рассогласования в ценностно-смысловой сфере женщины, принятию ею своего ребенка и материнства в целом, формированию адекватного к нему отношения, и, как результат, должна существенно повлиять на благополучное протекание беременности и родов, физическое и психологическое состояние матери и ребенка и, следовательно, на принятие материнской роли.

Таким образом, предложенная нами коррекционная программа может быть полезна для психотерапевтической работы психолога в родильном отделении, женской консультации и в рамках подготовки беременных к родам.

Психологическая помощь беременным женщинам выступает неотъемлемой частью благополучного течения, как самой беременности, так и родоразрешения. Особенно много вопросов возникает у фемин, которые впервые вынашивают малыша. По-разному все женщины воспринимают беременность и готовятся осваивать для себя новую роль матери. Однако известно всем, что для беременной фемин важен хороший каждодневный психологический настрой и спокойствие.

Уникальность состояния при беременности очень сложно переоценить. Все фемин, прошедшие этот период, считают его совершенно непохожим, значительным по уровню переживаний, специфичным по гамме ощущений.

Одни женщины отмечают позитивные стороны этого жизненного периода, другие выделяют негативные ощущения, болезни, боли. Но однозначно, это всегда значимый и самый неповторимый период, который непохож на другие периоды. Специалисты бьют тревогу, отмечая, что эмоциональный стресс матери оказывает негативное влияние на протекание беременности и родоразрешение. Нередко у фемин отмечается нарушение плацентарного кровообращения, внутриутробная гипоксия, аномалии родовых сил и неблагоприятное течение родов.

Врачи выявили, что для будущих мам с эмоциональным стрессом характерен токсикоз в первой половине беременности, развитие гестозов, а в третьем триместре отмечается хроническая плацентарная недостаточность.

Были систематизированы психологические факторы, которые способствуют появлению при беременности эмоционального стресса. Среди них не последняя роль относится — склонности к беспокойству и .

Зачастую у фемин возникает вопрос: как избавиться от тревожащих, печальных дум, как совладать с собой и получать удовольствие от тех незначительных радостей, которые есть в жизни? Психологи утверждают, что плохие будущей мамы отрицательно отражаются на ее самочувствии и развитии детской нервной системы дитяти.

В период беременности настроение женщины отчасти определяет ее последующие отношения с малышом. А большинство проблем пубертатного периода закладываются именно в перинатальный период. Над этой информацией следует задуматься всем беременным фемин.

Поэтому актуальна психологическая помощь беременным женщинам, если возникают сложности с эмоциональным состоянием в период вынашивания. Однако зачастую прийти в хорошее настроение женщине в положении бывает порой непросто. Всему причиной выступают физические недомогания, перемены во внешности, переживания за здоровье крохи или страх предстоящих родов.

Близкие нередко тоже ведут себя разнообразно: некоторые очень опекают, надоедают будущей матери беспокойством о самочувствии или советами; остальные, напротив, не обращая внимания на состояние женщины, нагружают ее своими житейскими трудностями.

Бывают и трудные ситуации, когда фемин, узнав о беременности, начинает пребывать в сомнениях относительно того, сумеет ли она материально обеспечить малыша. Зачастую обнаруживаются проблемы с жильем и в отношениях с будущим отцом ребенка. Все это не способствует нормализации душевного равновесия у женщины и ей крайне необходима психологическая помощь. Беременным женщинам очень сложно одолеть неприятности, проблемы и поддерживать всегда положительный настрой. Ведь большая часть людей, которая окружает беременную в течение дня, может и нагрубить, и не уступить место в транспорте. Сотрудники нередко, пока не ушла фемин в декрет, не считают делать ей какие-либо поблажки, уступки или полностью освобождать от сложной работы. Будущие отцы также не всегда внимательны к своим женам, и считают, что жалеть жен нужно на последнем месяце беременности, а не в первом триместре, когда проявляются первые признаки токсикоза, идет гормональная перестройка организма, выражающаяся в виде общего недомогания.

Как же будущим мамочкам преодолевать все неприятности и поддерживать положительный настрой? Основой для при беременности выступает осознанное решение будущей мамочки иметь ребеночка. За этим решением стоит позитивное отношение к жизни и к себе. И действительно, если женщина решила родить малыша, значит, она любит этот мир, где ему скоро предстоит появиться. Безусловно, в жизни бывают неприятности, они происходят у всех, но в жизни происходит много и хорошего. На неприятности не нужно обращать внимания, лучше думать о предстоящем чудесном событии – появлении нового члена семьи.

Психологическая помощь беременным женщинам включает положительный настрой с помощью специальных психологических упражнений. Необходимо сесть удобно и сосредоточиться на крохе, который пребывает внутри. Следует представить, как ему хорошо и спокойно качаться в околоплодных водах. Представить, что кроха испытывает сейчас к матери любовь. Подумать о любви, которую будущая мама испытывает к малышу. Малютка чувствует каждый шаг матери, улавливает все оттенки настроения. Если практиковать такие мысли, то это поможет маме быстрее успокоиться, почувствовать себя увереннее, настроиться на позитив. Так положительный, психологический настрой передастся и крохе.

Если каждый раз вспоминать об ощущении защищенности, которое настигло при медитативном упражнении, то тогда вывести будущую мамочку из состояния равновесия или задеть обидным словом станет не так уж и просто.

Будущей мамочке в свою очередь следует стараться меньше тревожиться за ребенка, поскольку он хорошо защищен и для него нет угрозы. Необходимо чаще улыбаться, и жизнь также улыбнется будущей маме. Приятные мысли, улыбки, хорошее настроение притягивают добрых собеседников и счастливые события.

Следует помнить, что отличное средство для создания хорошего настроя — прогулка на свежем воздухе. Также замечательно поднимают настроение полюбившиеся фильмы и книги, тонкие ароматы, музыка.

А вот общение с неприятными индивидуумами следует исключить. Важно научиться уклоняться от такого общения, не вступать в , переносить встречи на следующий раз.

На работе не следует усердствовать, это не самое подходящее время для трудовых подвигов. Зачастую усталость способствует и нехорошему настроению.

Будущая мама, пересматривая взаимоотношения со значимыми для себя людьми, зачастую обнаруживает, что в новом для себя состоянии ей совсем не хочется видеться с одними людьми, а с другими почему-то хочется. Не следует себя заставлять поддерживать контакты, которые перестали успокаивать и радовать.

Возможно, что некоторые дружеские связи возобновятся позже, а в данный момент требуется прислушиваться к своей интуиции и установить для себя приемлемый режим общения. Фемин во время беременности становится ранимой, чуткой, иногда раздражительной, непредсказуемой, капризной. Близким следует спокойно принимать такие эмоциональные перепады и не включаться в выяснения отношений с будущей мамочкой.

Приемы снятия повышенной тревожности у беременных

Снизить тревожность беременным фемин может помочь акватренинг. Вода помогает не только физически, она обладает уникальным свойством влиять на психоэмоциональное состояние. Проведенные практические эксперименты доказали, что занятия в бассейне значительно улучшают психическое состояние будущих мамочек.

В последнее время открывается все больше центров, проводящих специальную гимнастику для беременных, однако на поздних сроках будущим мамочкам тяжело заниматься и альтернативой в этом случае выступают занятия в бассейне.

Упражнения в воде оказывают щадящее воздействие на позвоночник и суставы. Занятия в воде положительно влияют на кровообращение, мускулатуру, дыхание, психическое самочувствие будущей мамочки.

Женщине следует понимать, что в ее положении любая эмоциональная нестабильность передается крохе. Медики утверждают, что малыши, родившиеся у переживавших постоянно стрессы фемин, наделены повышенной нервной возбудимостью. Эти крохи плохо спят, зачастую плачут и капризничают. Поэтому, если женщина ощущает тревожность, подавленность, если ее беспокоят перепады настроения, то следует, как можно быстрее принимать защитные меры.

Психологическая помощь беременным женщинам будет предоставлена, если обратиться к наблюдающему беременность гинекологу. Только доктор посоветует, как избавиться от эмоциональной неустойчивости, учитывая на данный момент состояние женщины. При необходимости врачом будет назначено безопасное успокоительное средство.