Славянские пояса. Чудо, рожденное на Севере. Пояс – обязательный предмет русского гардероба Пояс в русской одежде

Из глубины веков дошло до нас слово «распоясаться» - вести себя дурно. Что же такое пояс для русского человека? Почему к нему издавна было такое трепетное отношение? Оказывается, пояс был не только необходимой деталью одежды, но и выполнял важные социальные и обрядовые функции.

Пояс («опояска», «кушак», «покромка») до недавнего времени был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды. И тут дело не только в удобстве - пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни.

Недаром народная мудрость гласит: «Носи рубаху с крестом и поясом, и ничего тебе не деется». Интересно, что женщины даже ночью пояс не снимали - исподняя рубаха обязательно должна быть подпоясана.

Хождение без пояса всячески осуждалось: в сказках «без креста и пояса» ходит всякая нечисть, да и о человеке, который уже «сраму не имет» говорят: «совсем уж распоясался».

Особая роль отводилась поясу и в народной медицине, и в празднично-обрядовой культуре крестьян.
Так в Новгородской губернии широким льняным поясом - «свивальником» - свивали новорождённого, а на крестины крёстная дарила новорождённому нательный крестик и пояс, который считался оберегающим от всех невзгод и сохранялся на протяжении всей жизни.

И, конечно же, ни одна свадьба без поясов не обходилась. Кроме того, что пояса служили подарками жениховой родне и дружке, они играли важную роль и в обрядности. Вот в Пермской области в день венчания невеста опоясывалась лыком прямо по голому телу, и только потом уже одевалась в свою лучшую одежду. По мнению стариков, такая опояска была надёжной защитой от колдунов.

Ну а самый яркий и красивый пояс невеста дарила жениху в день сговора. Но не просто так дарила, а «куражилась», чтобы жених помучился, посомневался. Вот как это было: пояс раскладывали перед лавкой,на которой стояла девушка, а она приговаривала: «Хочу - вскочу, хочу - не вскочу», причём длиться это могло достаточно долго. Но если уж она давала своё согласие и впрыгивала в круг пояса, то отказаться от своего слова уже не могла и вручала пояс жениху.

Вообще, пояс (так же как и рушник) олицетворял дорогу. В свадебной обрядности - это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной - в жизнь иную. Усопшего опоясывали и ещё несколько поясов клали рядом в гроб. На поясах же опускали гроб в землю. Отличались погребальные пояса особенными молитвенными текстами: «ВСЕ УПОВАНИЯ МЫ НА ТЯ ВОЗЛАГАЮ, МАТИ БОЖИЯ СОХРАНИ МЯ ПОД КРОВОМ ТВОИМ»(Новгородская обл.).

Однако, молитвы встречаются не только на погребальных поясах. Например, при монастырях часто делали и продавали такие пояса.

Каких только поясов не было в России ещё в начале ХХ века! И кручёные, и кожаные (правда, только у мужчин), и плетёные, и полутканые, и тканые, и вышитые; и цветов самых разных - ведь с середины ХIХ века уже появляются анилиновые красители. А ещё в это же время развивается целый «кушачный» промысел на берегу Северной Двины в Красноборске и «Белой Слуде». Эти кушаки отличались особой прочностью. Но чаще женщины ткали пояса сами - себе и своей семье. «Тыкали так - эдакую палочку приделывали, вот как вроде … швейка. Дак на швейке вот намотают и притыкают вот эдак. У каждого было не по одному поясу» (Вологодская обл.)

К мужским поясам часто крепились кожаные мешочки для денег, ключей, расшитые кисеты с табачком и ножики. Дарёные вышитые платочки тоже за пояс затыкали. А у женщин были специальные поясные сумочки- «лакомки» или «лакомники», украшенные вышивкой. В некоторых областях России были даже поясные украшения - «назадни», «подмохорники» и многие другие.

Вроде бы и предмет-то простой - пояс, а вот сколько у него было применений. В этом-то и есть мудрость наших предков - ничего лишнего и бесполезного, всему-то должно быть объяснение, всему-то - применение, от всего-то - радость.

ТРАДИЦИИ ПОЯСНОГО ТКАЧЕСТВА

Пояс сопровождал человека всю жизнь. Свой первый пояс младенец получал при крещении, а иногда и раньше. Такие пояса носили на голом теле под одеждой, иногда не снимая даже в бане. Как и крест, пояс считался знаком принадлежности к социуму и оберегал от зла.

в традиционном сознании факт снятия пояса понимается как выход человека за рамки человеческого. И действительно, в тех случаях, когда требовался контакт с иным миром, например, во время гаданий или колдовских обрядов, пояс всегда снимался.

Ткачество - это древний вид рукоделия, который на сегодняшний день достаточно редок, но от этого он не потерял своего обаяния и интереса. Тканные пояса - это не просто красивый аксессуар одежды. Тканный вручную пояс может нести в себе сильнейшую энергетику. Пояса, ткали с определенными рисунками, направленными на сохранение здоровья, оберегание от болезней. Женщины ткали пояса для своих мужчин, что бы им сопутствовала удача, что бы они были неуязвимы. Определенные рисунки ткались для того, что бы рождались мальчики. Были рисунки, направленные на призыв благосостояния в дом и мнгое другое. Энергетика рукоделия это очень интересная сила, которую люди использовали в жизни. И сейчас не стоит игнорировать опыт наших предков.

Основная функция пояса - включение человека в пространство культуры и выделение его социального статуса, обозначение границ человека внутри социума. Пояс выполняет одновременно три функции - эстетическую, утилитарную и ритуальную. Подпоясанная одежда, плотнее прилегая к фигуре, лучше согревает, обеспечивает свободу движения во время работы. К поясу крепились предметы обихода - сумочки, гребни, ключи, орудия труда и оружие. Необходимым компонентом в конструкции пояса являются кисти, символизирующие корни родового древа, связи с плодородной функцией земли.

Ритуальные функции пояса, реализующиеся в жизненном пространстве человека, отражают его двойную сущность, связанную с существованием двух планов развития -- биологического и социального.

Особую категорию составляли свадебные пояса, которые, согласно архаичной традиции, должны были быть красного цвета. Но с развитием технологии ткачества они постепенно заменялись орнаментированными и были обязательны для жениха и невесты.

Пояс - общеславянский термин. Имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка, покромка, ремень.

Ширина поясов различная. Исследователи выделяют два типа поясов:

1) узкий в виде шнура или тесьмы (витой, плетёный, дёрганый или тканый);

2) широкий кушак, который обычно носили по верхней одежде. У русских кушаками подпоясывали полушубки и другую верхнюю одежду.

Узкие пояса изготавливали шириной чаще 1-3 см и реже 4-10 см. Длина такого пояса могла составлять 2,5-6 м.

Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом. Пояс, обёрнутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда спереди или сзади. Женские пояса, которые были обычно длиннее мужских, нередко оборачивали несколько раз вокруг фигуры.

С точки зрения технологии изготовления пояса были кожаные и нитяные. Кожаный пояс являлся, как правило, принадлежностью мужского костюма, его надевали на рубаху и на верхнюю одежду. Среди нитяных поясов можно выделить 4 основных вида:

1) плетёные (кручёные, полутканые);

2) тканые;

3) вязаные;

4) вышитые. Более распространёнными у мужчин и женщин были плетёные и тканые пояса.

Плетёные пояса - такие, в которых чётко не прослеживается продольная нить и уток. К ним относятся следующие техники:

На видке (рогатине) - своеобразное плетение нитей в виде сложной косички.

Такие пояса считались только женскими.

На спице (другое название - в бутылку). Нанизывание узлов цветными нитями на нить основы. Такие пояса носили только мужчины.

В тканых поясах обязательно присутствуют утучная и продольные нити. Для них характерен прямолинейно-геометрический орнамент. Встречаются мотивы ромба, усложнённый гребенчатый орнамент, рисунок из двух перекрещивающихся линий, косых крестов, в том числе различных свастик, иногда розеток. Сюда отнесём пояса, тканые:

На бердечке (специальная деревянная пластина с прорезями и отверстиями);

основной репс – узор заложен в основе

уточный репс – узор заложен уточной нитью

На дощечках, кружках (квадратные пластинки с четырьмя отверстиями по углам);

3 вида заправки –рядно –елочка –смешенная

На сволочкё (ниту);

На ткацком станке;

Выполненные закладной техникой (разноцветный уток, пропущенный не полностью, а через часть основы и с нитью, отправленной обратно).

Вязаные пояса выполнялись на спицах и крючке. Такая техника считается более поздней.

Вышивали пояса:

- «отстрочкой» на швейной машине;

Вручную по однотонной ткани «набором» - цветными нитями, разбивая рисунок на отдельные цветные части по всей длине, при этом счёт вёлся не по длине пояса, а по ширине его.

Пояса отличались:

Повседневные (из простых материалов, скромные)

Праздничные (из дорогих материалов, украшенные)

Тканый пояс как аксессуар начинает снова заявлять о себе и в современном мире.

Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию изделия, тканые на бердо и дощечках - пояса и очелья в древнерусской старославянской традиции с обереговой символикой. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью и повседневной, и праздничной одежды. У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и так дальше. Концы поясов украшали пышными разноцветными кистями, которые иногда составляли несколько ярусов. Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские - однорядные, женские - двухрядовые (обвивали талию два раза).

Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (2,5 см) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см.
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Буквальное значение этого слова - человек без пояса, то есть без роду-племени, за соблюдение принятых социальных норм никто не несет ответсвенности и неизвестно, чего от него можно ждать.

Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов .

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Тайные свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы . Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д. Поясвыступает почти всегда в роли оберега . Это подтверждается тем, что завязывается он на самой уязвимой части тела - животе (чакра "Живот" - Жизнь). Без пояса не ходили даже в избе, женщины не снимали его и на ночь.
Обереговые свойства пояса знахари и ведуны при необходимости могли усилить определеннымзаговором или зарядить по Рэйки .

Каждое изделие - это неповторимая атмосфера родовых воспоминаний времен Древней Руси, возрождение Духа, укрепление Духа и создание целостности Души посредством носимых обереговых изделий. Каждое детище неповторимо , оно выполнено руками и аккумулирует в себе множество сплетений божественных чувств и эмоций, ведь во время творчества Мастерицы входят в медитативное состояние и подключаются к Божественному источнику и черпают энергию и информацию из РОДовой памяти.

О том, как применять пояса, можно прочесть на страничке "Пояса в Древней Руси. Применение поясов ".

Какие нитки и для каких целей

Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи. Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Лён действует умиротворяюще и успокаивающе.

Стоимость поясов и очелий

Узоры - образцы можете выбрать как из предлагаемого ассортимента, так и предложить желаемый узор, где длина, цвет и материал (хлопок, лён, шерсть, полушерсть, акрил) оговариваются также индивидуально и варианты тут возможны различные. Выбирайте узор (или предлагайте свой), указывайте длину, желаемый цвет и материал, из которого желаете, чтобы вам соткали пояс или очелье. Также укажите дополнительно, нужно ли вам зарядить пояс-оберег (зарядка безплатна). Цены указаны на приводимую длину. Чем длиннее изделие, тем выше будет цена.

На этой странице все очелья (длина 100 см с учетом кистей) - 1000 р., пояса 200 см - 2800 р, пояса длиной 3 метра - 3300 р. Каждые дополнительные 10 см длины (по вашему желанию) - будут стоить 150 р.

Также принимаются заказы на пояса и очелья по вашим желаемым схемам, символам и узорам.

Узор №1

Очелье «Инглия»

Материал: хлопок, цвет синий с красным.

Пояс «Инглия»

Материал: хлопок, цвет белый с красным.

Символизирует Первичный Жизньродящий Божественный Огонь Творения, из которого появились все Вселенные и наша система Ярилы-Солнца. В обереговом обиходе, Инглия - символ Изначальной Божественной Чистоты, защищающей Мир от сил Мрака.

Руна Инглия - имела образное значение Первичного Огня Творения Мироздания, из этого Огня появилось множество разнообразных Вселенных и различные формы Жизни. Цвет «Инглии» также играет важное значение: Огненный (красный) символизирует Возрождение, Небесный - Обновление, чёрный - изменение.

Этот оберег подойдет для защиты от темных сил, очищения энергетики от всего наносного, ненужного . Также этот оберег хорош и для практикующих Рэйки , он символизирует и проводит через данный пояс Божественную энергию. Этот пояс стоит 3000 р.

Узор №2

Очелье «Цветок Папоротника»

Материал: хлопок, цвет красный с белым.

Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: возможность раскрыть Духовные Силы .

По легенде, этому славянскому оберегу по силам открывать скрытые под землей клады, исполнять заветные желания. Если вспомнить о празднике Иван Купала, а именно в этот славянский праздник ночью в лесу зацветает папоротник, который откроет великие сокровища отыскавшему его. Но у сокровища нет конкретного определения, поэтому часто из вида упускаются нематериальные сокровища. Для бесплодных людей зачатие малыша является не менее драгоценным сокровищем, нежели многомиллионная деловая сделка для бизнесмена. Цветение папоротника в реальности - явление почти невозможное, особенно с точки зрения биологии, но и слово «цветок» вовсе не отражает ажурные переплетения этого символа. Название этого оберега подчеркивает именно необычность, исключительность и верхнюю точку достижений желаемого. Истинным значением «Цветка папоротника» является получение богатств через духовное развитие. Второе название оберега, Перунов Цвет, также подтверждает его значение. Перун покровительствует активной создающей силе, а цветок символизирует степень мастерства.

«Цветок папоротника» подходит умеющему ценить любое достижение и не только материальные богатства. Также он подходит желающему заполучить своеобразную путеводную звезду, чтобы достичь поставленных целей, при этом не любыми методами, а только истинными.

Узор №3


Очелье «Дуния - Коловрат»

Материал: хлопок, цвет алый с белым. Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Дуния - Коловрат»

Материал: хлопок, цвет алый с белым. Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: ДУНИЯ - Символ соединения Земного и Небесного Живого Огня. Его предназначение: сохранять Пути Постоянного Единства Рода. Поэтому все Огненные Жертвенники для принесения Безкровных Треб во славу Богов и Предков, строились в виде данного символа.

КОЛОВPAT - Символ восходящего Ярилы-Солнца, символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный символизирует Возрождение, Небесный - обновление, черный - изменение.

Отсюда, КолДуния - умеющая совершать обряды, знахарство - (Коло, т.е. вокруг) Дунии. Колдун, Колдунья как и ВедьМа (Ведающая Мать) - не несут отрицательного смысла. Значения многих русских слов намеренно искажаются, с целью ослабить обереговую силу Рода.

Этот оберег хорошо подойдет для тех, кто желает иметь поддержку от Высших Сил на Духовном Пути и также это может быть как элемент обрядовой одежды (пояс или очелье) Жрицы, Жреца, Волхвов.

Узор №4

Пояс «Цветок папоротника (Перунов Цвет)» вариант оформления 1

Материал: хлопок, цвет красный с белым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть Духовные Силы. Также см. Подробное описание «Перунова Цвета» выше.

Пояс «Цветок папоротника (Перунов Цвет)» вариант оформления 2

Материал: хлопок, цвет красный с белым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть духовное зрение, Духовные Силы, скрытые доселе от самого человека .


Пояс "Перунов Цвет" вариант оформления 3

Материал: хлопок, цвет красный с золотистым.

Длина с учётом кистей - 200 см, ширина 2,5 см.


Пояс "Перунов цвет" вариант оформления 4

Материал: хлопок, лён, цвет красный с белым.

Длина с учётом кистей 200 см, ширина 3 см.

Узор №5

Очелье «Женское плодородие» вариант №1


Материал: лен, хлопок, цвет фиолетовый с бежевым.

Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Женское плодородие»

Материал: лен, хлопок, цвет фиолетовый с бежевым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3см.

Древнеславянское значение оберегового символа: с древнейших времен символ женского начала выражал идею плодородия и жизни. В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный символ, разделенный на четыре части с четырьмя точками, а также - ромбовидный символ без точек. Именно в него славяне вложили суть плодородия - этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность. Вся жизнь наших далеких Предков была пронизана ощущением единства с Богами.

Пояс и очелье с этим узором хороши для женщин, желающих зачать добродетельное потомство . Дорогие женщины, желающие забеременеть, этот оберег-талисман для вас. Когда будете заказывать, оговаривайте, чтобы вам его зарядили.

Узор №6

Очелье «Женское плодородие» вариант №2


Материал:
лён, цвет фиолетовый с розовым.

Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3,5 см.

Пояс «Женское плодородие»

Материал: лён, цвет фиолетовый с розовым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3,5 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: с древнейших времен символ женского начала выражал идею плодородия и жизни. В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный символ, разделенный на четыре части с четырьмя точками, а также - ромбовидный символ без точек. Именно в него славяне вложили суть плодородия - этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность. Вся жизнь нашего далекого предка была пронизана ощущением единства с Богами.

Пояс и очелье с этим узором хороши для женщин, желающих зачать добродетельное потомство. Дорогие женщины, желающие забеременеть, этот оберег-талисман для вас. Когда будете заказывать, оговаривайте, чтобы вам его зарядили.

Узор №7

Очелье «Рысич»


Материал: лен, хлопок цвет алый (хлопок) с белым (лён). Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Рысич»

Материал: хлопок, лён, цвет алый (хлопок) с белым (лен). Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Древняя Обереговая Родовая символика. Данная символика изначально изображалась на стенах Капищ и Святилищ. Впоследствии Рысич стал изображаться на всех строениях, так как считается, что нет лучшего Оберега от Тёмных сил, чем Рысич. Этот оберег подходит для защиты своего жилища и самого себя . Алый цвет - символизирует жизненную энергию, жизненные Силы.

Узор "Рысич" вариант №2

Материал: лён, цвет фиолетовый с белым. Длина очелья - 100 см, пояса с учетом кистей - 200 см. Ширина 3 см.

Узор №8

Очелье «Агни (Огонь)»

Материал: хлопок, цвет белый с красным. Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Агни (Огонь)»

Материал: хлопок, цвет

Древнеславянское значение оберегового символа: Символ Священного Огня Жертвенника и Домашнего Очага. Обереговый Символ Вышних Светлых Богов, Охраняющий жилища и храмы, а также Древнюю Мудрость Богов.

Этот оберег является древним символом, состоящий из четырех элементов, стихий , времен года и сторон света и олицетворяет строение мира и круговорот энергии.

Оберег хорош для защиты от темных сил, сглазов, порчи самого себя и помещения, для раскрытия духовных способностей и Родовой памяти .

Узор №9

Пояс «Свадебный»

вариант 1 оформления кистей пояса


Материал: хлопок, цвет темно-фиолетовый с белым. Длина с учетом кистей 300 см (3 метра), ширина 4,5 см, завязывается в два оборота.

Древнеславянское значение оберегового символа: Мощнейший Семейный Оберег, символизирующий объединение двух Родов. Слияние Стихиальных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным).

Оберег создан для защиты семьи, гармонизации отношений супруга и супруги. Можно этот пояс-оберег надевать на свадьбу для защиты и гармонизации Небесного Деяния Богов (СВА - Небеса, ДЬ - деяние, БА - Боги) как мужчине, так и женщине.

вариант 2 оформления кистей пояса


Узор №10

Пояс «Цветок Папоротника»

Материал: шерсть, цвет красный с белым. Длина с учетом кистей 200 см, ширина 4,5-5 см, завязывается в два оборота.

Древнеславянское значение оберегового символа: Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть Духовные Силы.

Узор №11

Очелье «Коловрат»

Материал: лён, хлопок, цвет синий (лён) с белым (хлопок). Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Коловрат»

Материал: лён, цвет синий с белым. Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа:

Символ восходящего Ярилы-Солнца, символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный , символизирует Возрождение, Небесный - обновление, черный - изменение.

Узор №12

Очелье "Посолонь"

Материал: хлопок, цвет золотистый с красным. Длина с учетом кистей 100 см. Ширина - 2, 5 см.

Пояс "Посолонь"

Материал : хлопок, цвет золотистый с красным. Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 2,5 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Символ заходящего, т.е. уходящего на покой Ярилы-Солнца. Символ завершения Созидательного Труда на благо Рода и Великой Расы. Символ Духовной Стойкости человека и Покоя Матери Природы.

Узор №13

Очелье "Алатырь"

Материал: хлопок, длина 100 см, ширина - 3 см. Цвет небесный с белым.

Алатырь - помогает встретить человека, предназначенного вам судьбой, духовную пару. Звезда Алатырь (Крест Сварога) - восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Легенда гласит, что Алатырь - камень-заря, на котором отдыхают и набираются силы Боги, Алатырь-камень - основа мира. От этого названия пошло название олтарь, алтарь. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь - око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему.


Пояс "Алатырь"


Материал : хлопок, длина 200 см, ширина 2 - 2,5 см.

Алатырь надежно оберегает человека от болезней и дарит благополучие . Также очелье и пояс "Алатырь" можно использовать в обрядах исцеления и сохранения семейного очага, поэтому его изображение также можно увидеть на старинной домашней утвари, коврах, полотенцах и других вещах. Как и любой солнечный символ, Славянский оберег-очелье "Алатырь" несет теплый, созидательный смысл. Прекрасно подходит, как мужчине, так и женщине для повседневного ношения, хорошо подходит детям, благодаря своему мягкому энергетическому действию.

Цвет: вариант №1 - красный алый с белым. Вариант №2 - бордовый с белым.

У нас есть уже замечательный результат: один мужчина заказал пояс и очелье с узором "Алатырь", попросил зарядить, а через 2 месяца он уже встретил свою пару. Конечно, у каждого все по-разному и, видимо, время тому человеку пришло получить желаемое, но сам факт того, как "работает" этот символ - удивителен.

Узор №14

Пояс "Одолень трава-Инглия"

Материал: хлопок, длина 200 см, ширина 4 см.

Одолень трава является главным Оберегом для надежной защиты от разных хворей. Собой он представляет двенадцати лучевой крест или двойной коловрат. В народе считали, что хвори на людей насылают злые духи, а Одолень трава способна сжигать разные болезни, очищая душу, тело. Этот символ часто называют ещё Двойным Огненным Символом.

Одолень трава - это старославянское именование кувшинки, которая считалась отменным «противоядием» от нечистой силы, всякого сглаза недоброго человека

Его носили путники при себе. Предки полагали, что кувшинка способна даже награждать большим талантом.

Этот обережный символ вышивали для защиты на одеждах. Оберег встречается почти повсеместно, являясь наиболее распространенным славянским символом. Оберег увидеть можно в музеях Пензинской, Белгородской, Воронежской земель, также символ Одолень трава повстречать можно на Северном Кавказе, у малых народов Севера, что показывает его сильную распространенность, которая связана с его особыми магическими свойствами.

На этот пояс-оберег нашептывают заговор: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава, не я тебя поливал(а), не я тебя породил(а); породила тебя Мать - Сыра Земля, поливали тебя девки простоволосыя, бабк

В Санкт-Петербурге уже более 20 лет существует Этнологический клуб Параскева. Одним из направлений его деятельности является ткачество поясов. Проникновение в технику изготовления и бытование этого предмета вызвало у членов клуба глубинный интерес к нему как к явлению этнической культуры.

В системе классификации тканых изделий ткачество поясов может занимать свое собственное место в силу особенностей, присущих только этому процессу.

Традиционно пояс является предметом подвязывания и декорирования одежды, выполняя ритуальные и обережные функции: опоясывание талии и головы человека, обрамление всех краевых областей одежды. Таково преимущественное существование пояса в культуре. Декоративность пояса, его текстильные особенности - выразительность, пластичность, подвижность, способность принимать любую форму - имеют такие необъятные возможности, что мы не можем ограничиться традиционной мифологемой.

Традиционная техника ткачества таит в себе бесконечные вариации по плотности, фактурности, изменениям ширины пояса в процессе ткачества, что придает особый вид изделию и обогащают пластику усложненного полотна.
Свидетельством выхода из привычных рамок применения пояса является эстонский поясной ковер, хранящийся в Российском этнографическом музее, здесь пояс стал структурным элементом для создания массивного изделия.

Ковер составлен из 28 поясов различной ширины от 4 до 7 см, сшитых через край льняными нитями. Ширина ковра- 139 см, длина 164 см. С четырех сторон ковер обрамлен кистями в 10 см. Известна только дата приобретения ковра, и, к сожалению, не известны место и время его изготовления. Видимо, пояса накапливались, а затем соединялись в ковер. Не все пояса одинаковой длины. Более короткие наставлялись другими поясами подходящего орнамента и цвета. Все пояса выполнены в технике бранного ткачества с кромкой.

Рапорты ковра

Цветовая гамма рисующих нитей с преобладанием красных и охристых тонов, кромка в основном с синей рисующей нитью. Довольно деликатны вкрапления желтого и зеленого цветов разной насыщенности. Рисующие нити окрашены растительными красителями, но 2 пояса, окрашенные анилиновыми красителями, говорят о более поздней сборке этого ковра. Орнамент: в основном, вариации ромба, усеченного или разветвленного, с равноценным вкладом в цветовую картину ковра льняного фона. Исключением является один центральный пояс с красной рисующей нитью, в нем проявляется цветовая насыщенность поверхности. Такие пояса были распространены в некоторых приходах Эстонии и Скандинавии, восточнее подобные пояса почти не встречаются.

Ковры, имитирующие пояса, были распространены в Литве и Латвии. Но это сплошное ковровое изделие, ткущееся на стане. В Эстонии таковые не встречаются. Возможно, это попытка сымитировать полосатость поверхности ковра, бытующая у соседей.

Аналогом эстонского поясного коврастала коллективная работа клуба Параскева. Все структурообразующие ковер пояса выполнены на берде с заправкой 2/1. Объединяющим пространство ковра является серая шерстяная фоновая нить. Рисующие нити красных, коричневатых, охристых тонов. Уток серый.

Традиционная техника, дающая возможности создавать бесконечные по вариации цвета, фактуры и выразительности изделия, востребована и сегодня. Так, поясное панно "Дороги Параскевы" выполненное в этноклубе (дизайн Светаланы Комаровой), состоит из 14 поясов, свободно свисающих, разной ширины и орнамента. Объединяет их льняная оснόвная нить, в утке - лен. Цветовая гамма рисующей нити меняется от черной до светло-серой с некоторым введением нити коричневых оттенков. Панно - выглядит массивным изделием, что достигается утолщением утка и в особенности - рисующих нитей

Использован насыщенный рисунком скандинавский орнамент и импровизация его. Заправка - 2/1. Орнамент достаточно сложен из-за меняющегося рапорта внутри одного пояса. А композиции «Утро туманное» и «Солнечные лучи»

Это создает впечатление подвижности, даже некоторой текучести композиции. Яркость выбранных нитей и введение в композицию красных яиц, оформленных нитями, привносит ярмарочную праздничность объекта. Нити основы хлопковые, насыщенных тонов - зеленого, синего, красного, желтого, черного, голубого цветов. Уток - джут, котрый придает жесткость изделию. Эта работа интересна еще и тем, что ткачество всех поясов начинается на одном берде, и в процессе осуществляется взаимосвязь отдельных поясов друг с другом.

Еще одна привлекательная особенность использования тканых поясов - формирование одежды.
Платье из коллекции «Петербургские корюшки» составлено из 20 поясов. Заправка 2/1. Нити - вискоза. Цветовая гамма - серо-серебристая, зеленая, голубая

Жилет оторочен тонкой поясной бейкой, заправка 1/1. Рисунок бейки повторяет кромку основных поясов. Нити шерстяные. Цветовая гамма: фоновая - серая, рисующая - бордо и зеленая. В кромке присутствует оранжевый тон.

К сожалению, современные дизайнеры в недостаточной мере оценили выразительные и пластичные свойства тканых узорных поясов. Они могут ярко и неожиданно проявить себя в проектах сегодняшнего дня.

В жизни белоруса от древних времен до начала 20 века пояс был необходимой деталью костюма, причем как повседневного, так и праздничного. Считалось неприличным появиться на людях без пояса. Потому что, по поверьям, человек без пояса был легкодоступен для нечистой силы. Отсюда пошло выражение - распоясаться. Также пояс нес в себе глубокий символизм, что отражалось участием пояса во многих ритуалах. Его наделяли магическими свойствами, приписывали ему функции оберега и украшали специальными символами. Пояс замыкал символический круг, поэтому всё, что должно было быть одним целым - повязывалось поясом, например, молодожены. В предсвадебную пору девушки ткали пояса, дабы одарить всех родственников жениха на свадьбе.

Ширина и длина тканого пояса определялась многими факторами в зависимости от того, кому он предназначался - для мужчины или для женщины, для девочки или для мальчика, для праздничной одежды или повседневной, либо ритуальной. Мужчины носили пояса высоко под грудью, на поясе либо ниже пояса, а женщины - на талии.

В современной жизни пояс играет по большей части роль украшения. Однако старинные техники изготовления поясов дают большие возможности для творчества и самовыражения. Тканый пояс может быть отличным аксессуаром и к современной одежде.

По технологии изготовления ткачество поясов подразделяется на 3 вида:

на дощечках, на ниту и на станке.

Ткачество поясов на дощечках.

Наши предки использовали при ткачестве поясов в основном шерстяные и льняные нити . В современных условиях можно также использовать эти материалы, а также хлопчатобумажные нити и нити из синтетических волокон, что позволяет делать пояса яркими, необычными.

Также для работы понадобятся дощечки - рис. 1, деревянный нож для прибивания утка (рис. 2), челнок для уточной нити (рис. 3), 2 английские булавки для скрепления дощечек.

Дощечки представляют собой пластинки размером 60х60 мм, сделанные из дерева, металла или пластмассы. В каждом углу дощечки есть отверстие диаметром до 5 мм.

Ребра дощечек и края отверстий должны быть отшлифованы, иначе во время процесса ткачества нити будут быстро перетираться и рваться. Углы дощечек также необходимо скруглить и отшлифовать по той же причине.

Дощечек может быть от 4 до 30-ти и более в зависимости от необходимой ширины пояса и сложности рисунка.

Ткачество поясов на дощечках было характерно не только для белорусов, но и для многих других народов западной Европы, Древнего Египта, где также использовались дощечки с тремя и шестью отверстиями (рис. 4).

В домашних условиях дощечки можно вырезать из тонкого пластика или плотного картона, а отверстия проделать дыроколом.

Челноки для уточной нити также можно изготовить самостоятельно из пластика, плотного картона, пластмассовой линейки или жести, а также приспособить специальное рыболовное «мотовильце» (рис. 5). Наиболее удобная длина челнока - 15-20 см. На челнок нужно намотать уточную нить - это может быть либо нить, используемая для основы, подобранная в цвет кромки, либо более тонкая (льняная или синтетическая).

Изготовление поясов на дощечках сочетает в себе элементы витья (дощечки в процессе работы поворачиваются, образуя из нитей жгутики) и ткачества (жгутики фиксируются уточной нитью). Каждый поворот образовывает на поверхности пояса рисунок (рис. 6).

Процесс изготовления тканых поясов состоит из нескольких этапов:

1. Составление заправочной схемы.
2. Расчет длины ниток для снования.
3. Снование.

5. Ткачество.
6. Оформление концов пояса.

Осваивать технику ткачества на дощечках лучше всего на изготовлении неширокого, с несложным рисунком пояса. При этом разнообразие узоров зависит от цветового сочетания ниток основы, от направления заправки (сверху или снизу) и от направления поворота дощечек.

1. Составление заправочной схемы пояса.

Схема пояса выглядит следующим образом (рис. 7), где А, Б, В, Г представляют собой отверстия в самой дощечке (подписанные по часовой стрелке), а цифры представляют собой порядковый номер дощечки.

2. Расчет длины нитей основы.

Длина нитей основы рассчитывается по следующей формуле:
длина готового изделия + 15-20% на уработку + 30-40 см на концы пояса.
Например, необходимо соткать пояс длиной 2 метра. Соответственно, понадобятся нити длиной 2,8 метра каждая: 2 метра (длина изделия) + 40 см (20% от длины готового пояса) + 40 см (концы пояса).

3. Снование

Снование или сновка - это процесс подготовки нитей основы: упорядоченное их расположение в количестве, необходимом для изготовления определенной ширины изделия. Количество нитей каждого цвета считается по схеме. В данном случае (по сх. на рис. 7) это будет 6 нитей красного цвета и 18 - белого.

На фото виден процесс снования с помощью специального приспособления, которое вполне могут заменить домашние подручные средства.


После того, как нити отмерены или наснованы, их снимают с приспособления и разрезают. Так как нити длинные, для удобства в дальнейшей работе их надо заплести цепочкой, как при вязании крючком (рис. 8). При этом они могут перепутаются, но после процесса заправки в дощечки нити станут каждая на своё место.

Подготовив необходимое количество дощечек, разложить их на столе в ряд. Положить плетёнку перед собой на столе и продеть концы нитей в отверстия дощечек по схеме. Стрелки на заправочной схеме показывают направление заправки ниток в дощечки: наклон вправо означает, что нити в отверстие вдевают сверху, с лицевой стороны дощечки (рис. 9.1), наклон влево означает, что нити вдевают снизу, с изнаночной стороны дощечки (рис. 9.2). Соответственно, в готовом изделии жгутики из ниток будут укладываться согласно заданному направлению, образуя узор.


Итак, согласно нашей схеме все дощечки будут заправлены следующим образом (рис. 10).Когда все нити заправлены, дощечки аккуратно сложить одна на одну, не переворачивая, и закрепить двумя булавками (рис. 11).

Затем необходимо распутать плетёнку: конец сновки, с которого велась заправка, необходимо связать и закрепить на неподвижном предмете. И, постепенно распутывая нитки, дощечки продвигать вперёд. Можно помогать себе расчёской с редкими зубцами. Таким образом, все нити становятся каждая на своё место. После этого протянуть дощечки в тот конец, с которого начинали заправку.


5. Ткачество

Прикрепить один конец сновки на неподвижном предмете, нити натянуть и закрепить

2-й конец на стуле с высокой спинкой, на котором, сидя, ведётся ткачество.

Когда нитки закреплены и натянуты, дощечки приобретают вертикальное положение и нити разделяются на два слоя, образуя зев.

Снять булавки, с помощью челнока между нитями основы проложить нить утка (рис. 12) и повернуть все дощечки одновременно на 90°, так, чтобы отверстия А заняли положение отверстий Б. При этом часть ниток из нижнего зева перейдет в верхний, а из верхнего - в нижний. Получится новый зев (рис. 13). Снова проложить уток, повернуть дощечки на 90° в эту же сторону и прибить нить утка.


Выполнить полный оборот дощечек вокруг своей оси (рис. 14) - при этом образуется раппорт рисунка. Для повторения узора выполнить следующие 4 поворота с прокладыванием уточной нити между нитями основы.

В процессе ткачества нити основы одной дощечки, расположенные за ней, скручиваются между собой в жгутики. Это происходит, когда повороты дощечек осуществляются только в одном направлении. Для устранения перекручивания дощечки скрепить булавками, дальний конец сновки отвязать и распутать жгутики. Затем продолжить ткачество в том же порядке. Можно раскрутить жгутики и по-другому: путём поворачивания дощечек в обратном направлении то же количество раз. Но при этом поменяется направление раппорта узора.

На время, когда работа с поясом прекращается, дощечки закрепить булавками, чтобы нитки основы не перепутались между собой. Когда пояс готов, необходимо закрепить уточную нить и оформить концы.

Ниже даны заправочные схемы для ткачества белорусских поясов. Но существуют также различные европейские техники ткачества. В них повороты дощечек в одном зеве осуществляются в разных направлениях, за счёт чего получаются более сложные орнаментальные рисунки.

Назад в раздел: