Зачем нужны знаки препинания в русском языке. Исследовательская работа "зачем нужны знаки препинания"

Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.

Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.

Какие знаки самые распространенные

  1. Точка.
  2. Запятая.
  3. Многоточие.
  4. Двоеточие.
  5. Точка с запятой.
  6. Вопросительный знак.

Точка

Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.

Запятая

Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.

Многоточие

Ставится, если мысль не завершена.

Двоеточие

Точка с запятой

Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.

Вопросительный знак

Его мы ставим в конце предложения с вопросом.

Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.

Мультимедийные технологии при освоении пунктуации

Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке. Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ. Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.

Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым». Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.

Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков за-вершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между однородными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).

Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утверди-тельного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предложении 25 многоточие указывает на интонацию незавершенности.

В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

Вот и в тексте В. Крапивина знаки препинания помогают передать смысл. В предложении 22 (Хотя... посмел бы он?) многоточие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начинает сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.

Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.

Образец 2

Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.

Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.

Образец 3

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

Образец 4

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

Образец 5

Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?

Русская пунктуация очень значима и экспрессивна. Возьмём обыкновенную запятую. Кажется, самый простой знак. А она может перечислять, выделять, разделять. Например, в предложении (№…) она выделяет обособленное определение, обособленное обстоятельство, вводное слово. В предложениях (№….) разделяет однородные члены; в предложении (№…) отделяет простые предложения в составе сложного.

Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, в предложении (№…) восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы внимания, как красив, выразителен единственный листочек дерева.

Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным образом:

Дайте полные неба речные затоны,

В острых искорках звёзд,

И откосы крутые,

Я в полях предвечерних травинки не трону,

Лишь помечу кой-где запятые…

Риторический вопрос (№…) заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором. Как правило, риторический вопрос не требует ответа.

Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

Образец 6

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении (№...) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении (№...) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Почти во всех языках мира есть правила орфографии, определяющие, как писать то, или иное слово, помогающие воплощать звуки, которые мы слышим и произносим, в буквы на бумаге. В русском языке таких правил не так уж и много, но каждый, изучая их, хоть раз, да воскликнул: «Зачем их столько выдумали?! Неужели нельзя было писать слова, как слышишь!?». И каждый сам себе ответил, что нельзя, неудобно это. Каждое слово должно иметь своё неповторимое написание, для легкого восприятия письменной информации.

Другое дело правила пунктуации. Их много, и все они какие-то не понятные, не определенные. Можно ещё принять таких «тяжеловесов», как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, кавычки, скобки, двоеточие – они служат для более точного выражения чувств и мыслей пишущего. Правила использования их конкретны и запоминаются, после практики

Но запятые. Зачем нужны они?

Для чего придуман маленький значок, об который споткнулись и спотыкаются тысячи людей, проклиная его и не понимая предназначения?

Обратимся к учебнику. Запятыми выделяют однородные члены предложения, обращения, вводные слова, простые предложения в составе сложного или сложносочиненного (сложноподчиненного), причастные, деепричастные обороты, а также обстоятельства уступки. Без запятых язык будет сложен и непонятен.

Ну, а если выражаться простыми, четкими, коротенькими предложениями, вроде, запятые нам и ни к чему. Противники запятых ликуют!

Но, что-то здесь не так, не кажется ли вам, что наша письменность превратиться в свод правил и отчетов, станет казарменной и машинной? Исчезнет красота языка, его пояснительная и описательная возможности. Литературный язык, без запятых, будет напоминать лепет двух -трехлетнего ребенка.

Я выбираю запятые. А вы?

На письме без запятых обойтись невозможно. Они помогают понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, выделить слово или фразу.

Много веков рассказывают присказку о том, как от запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель наложил резолюцию: "Казнить нельзя помиловать",- и забыл поставить запятую. Так жизнь заключённого оказалась зависимой от запятой.

В тексте запятая выполняет различные функции. Например, рассмотрим предложения из текста Е.Велтистова: "Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке..." - знак выделяет простые предложения в составе сложного; " -Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?" - выделяется обращение; "Я ведь, кажется, могу думать или не думать..." - обособляется вводное слово; "Вот захочу - и не буду ни математиком, ни инженером" - разделяются однородные члены.

Правила пунктуации просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, когда эти требования невыполнимы.

ДВОЕТОЧИЕ

Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.

«Зачем нужны знаки препинания? - недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: - Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки...». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.

Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.

Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).

В-третьих, двоеточие - письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.

Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

Самое главное и часто используемое значение двоеточия - это разделение сложноподчиненного предложения на части. В таком предложении двоеточие выполняет разделительную функцию - делит главное предложение от предложения, выражающего пояснение и обоснование главного. Также этот знак препинания применяется в предложении с большим количеством однородных членов предложения и ставится перед обобщающим словом.

Вот, в принципе, и ответ на вопрос, зачем нужно двоеточие. Оно, как и прочие знаки препинания, является важным пунктуационным знаком, без которого смысл предложения будет искажаться. Оно помогает не только точнее понять смысл, но и определить структур предложения.

Несомненно, значение двоеточия в русской пунктуации очень важно.

Сочинение на тему: Зачем нужно двоеточие? На письме без двоеточия, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Двоеточие останавливает наше внимание, требует паузы и предупредительной интонации. Двоеточие предупреждает: после обобщающего слова обязательно последует ряд однородных членов предложения; после слов автора прозвучит прямая речь. Важную роль играет двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. Если вторая часть предложения имеет значение причины или значение пояснения, то на границе частей сложного предложения надо поставить двоеточие. Двоеточие ставится и в тех случаях, когда вторая часть имеет значение изъяснения. Двоеточие помогает нам избежать тяжеловесности сложноподчиненных предложений: опустить подчинительные союзы. Таким образом, знание правил постановки двоеточия открывает перед нами широкие возможности для творчества, для совершенствования языкового мастерства

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Ещё будучи детьми, начиная изучать русский язык, мы задавались над вопросами касательно знаков завершения предложения.

"Зачем нужен вопросительный знак?" - этот вопрос вы можете услышать от младшего товарища. Чтобы на него ответить, нужно знать его функцию.

Вопросительный знак - это завершающий предложение пунктуационный символ. Он помогает определить, какое предложение по цели высказывания, является аналогом вопросительной интонации на письме.

Без вопросительного знака мы бы не смогли выразить интонацию в письменной речи, определить цель высказывания предложений

Можно узнать достаточно много интересного, если мы займемся изучением того, Зачем нужен вопросительный знак. Например, всем хорошо известно, что в письменной речи вопросительный знак выполняет роль знака препинания, который ставиться, как правило, в конце предложений и употребляется в том случае, если нужно задать вопрос или же выразить сомнение. Вопросительный знак мы очень часто можем встретить на страницах книг, главный герой которых все время находиться в состоянии размышлений о жизни, о своем месте в ней и о том куда человечество движется дальше. Одним словом в книгах, которые имеют философскую направленность.

Сам вопросительный знак можно встретить еще в книгах, которые датированы годами шестнадцатого века, однако свое целевое назначение – обозначение вопроса он закрепил только в книгах, которые датированы годами восемнадцатого столетия.

Можем также узнать много нового о том, зачем нужен вопросительный знак в других странах. Например, в Испании знак вопроса используют также на обозначение вопроса, только в начале предложения Ставят его в перевернутой форме, а в конце обыкновенной. В странах, где в обиходе используют арабский язык, также используют перевернутое значение обозначение вопроса и только.

Особенно это касается молодого поколения, которое «строчит» в социальных сетях сообщения друзьям, даже не задумываясь о том, что та или иная фраза может быть воспринята двояко, если не поставить элементарную запятую в нужном месте. Вот как можно понять, к примеру, такую фразу: «Маша сидела на лавочке которая стояла под деревом и ждала свою подругу»? Если о том, что лавочка стояла под деревом, еще можно догадаться, несмотря на то, что запятая после слова «лавочка» все-таки нужна, то о том, кто ждал подругу, Маша или скамейка, уже возникает резонный вопрос. И пусть на всевозможных форумах нынче и модно писать нарочито безграмотно, но в реальной жизни, в которой люди учатся и работают, ошибки неприемлемы. Особенно это касается деловой документации: написанный с ошибками договор непременно поставит под сомнение либо благонадежность компании, либо наличие интеллекта у лица, составлявшего данный контракт. Поэтому не стоит даже сомневаться: пунктуация в русском языке так же, как и орфография, просто необходимы. Из-за одной, неправильно поставленной (или не поставленной вовсе) запятой, важное предложение либо теряет всякий смысл, либо приобретает совсем иной.

Прислушайтесь к тому, как вы разговариваете: вы периодически делаете паузы между словами или предложениями, произносите свою речь с различными интонациями (вопросительная, восклицательная и т.п.), особым голосом выделяете важные моменты… Почему же при написании какого-либо текста не делать то же самое? Ведь функции знаков препинания состоят как раз в том, чтобы выделить что-то важное, придать тексту ту или иную эмоциональную окраску и смысл.

Например, запятыми обычно выделяются:

Обращения («Здравствуй, Вася, как дела?»);

Вводные слова значит, следовательно и т.п.);

Перечисления («У нас дома живут: кошка, собака, два попугая, канарейка и хомячок»);

Сравнения («Она хитрая, как лиса»);

Причастные и деепричастные обороты («груз, отправляемый на станцию» (причастный), «подходя к дому, я почувствовал озноб» (деепричастный);

Простые предложения, соединенные между собой по смыслу в сложное («Коля постучал в дверь квартиры, которая была указана в адресе, и в скором времени ему открыли»).

Если с запятыми все понятно, перейдем к следующему вопросу, который также может быть не всем ясен: зачем нужны такие, как двоеточие и тире? Ничего сложного здесь нет, ибо первый знак ставится в следующих случаях:

Перед тем, как сделать перечисление («В шкафу висели: платья, пальто, юбки, пиджаки»);

Перед прямой речью или началом диалога («И тогда Петя сказал: «Не пойду я в этот дом»);

Перед тем, как дать разъяснение чего-либо («Катя из окна увидала занимательную картину: Мурзик ел из миски Бобика, который сидел в сторонке и с прискорбием наблюдал, как исчезает мясо, которое дал ему хозяин»).

Тире же ставится в случаях, если:

Нет связки между двумя существительными («Вся жизнь - игра»);

В предложении присутствуют слова «это», «значит», «вот» («Сны - это отображение наших мыслей и желаний», «Любить - значит жить»);

Необходима интонация между тем или иным членом предложения («Это - гигант мысли и особа, приближенная к императору»).

Конечно, это далеко не все случаи, в которых ставится тире, их гораздо больше, но смысл, думаем, понятен.

А зачем нужны знаки препинания, такие как вопросительный и Конечно же, для того, чтобы подчеркнуть необходимую интонацию. Если вы хотите задать вопрос, то, разумеется, соответствующий знак в конце предложения будет более чем уместен. Если вы в своем письме выражаете бурные эмоции, то значок восклицания поможет вашему оппоненту это понять. Стоит отметить, что, согласно правилам пунктуации, нельзя ставить более трех восклицательных знаков.

Хочется верить, что теперь вам стало более понятно, зачем нужны знаки препинания в предложениях, и надеемся, что с этого момента вы станете их использовать более активно и правильно.

Сочинение на тему «Для чего нужны знаки препинания?» 4.74 /5 (94.78%) 23 votes

В нашей жизни существуют различные знаки препинания. И все они необходимы нам для того, чтобы наша речь была ясной точной и выразительной.
С помощью знаков препинания мы можем передать смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.

Например: Пришла весна. Пришла весна! Пришла весна?

Каждое из этих предложений имеет свой эмоциональный характер, с помощью расставленных знаков препинания мы легко понимаем предложение и его смысл. Всё, что бы мы написали, без знаков препинания было бы неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.

Например, точка служит обозначением конца предыдущей мысли и начала следующей. Некоторые знаки препинания как: (.)-точка, (,)- запятая, ()- пробел, могут выделять, или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также играет свою главную роль — обозначает паузу в предложении, служит для передачи правильного смысла в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, водные слова, уточнения. Тире — противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого либо слова (в неполных предложениях).
Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.

Предложения в тексте отделяются друг от друга различными знаками препинания: точкой, многоточием, вопросительным и восклицательным знаками. Эти знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и передают часть заключенной в тексте информации.
Так, поставленная в конце предложения точка сигнализирует о том, что предложение содержит повествование или побуждение (пример №1).
Многоточие передает недосказанность, недоговоренность (пример №2).
Вопросительный знак ставится для выражения вопроса или сомнения (пример №3), а восклицательный – для передачи эмоционального состояния, восклицания, удивления (пример №4).
Таким образом, все вышеперечисленные знаки препинания помогают выбрать правильную интонацию предложения, а также понять смысл написанного. (по материалам Интернета)

4. Зачем нужны кавычки?

Я считаю, что на письме без кавычек, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Кавычки относятся к парным знакам препинания. Они применяются при введении в мысль одного лица чужого дословного высказывания. Так, например, в предложении … в кавычки заключена прямая речь, а в предложении … – цитата. Этот знак как бы охраняет авторские права (выделительная функция ). В кавычкизаключаются слова, употреблённые в переносном значении (…), а также имена собственные, обозначающие названия журналов (…) (газет, книг, заводов, пароходов и т.д.).
Если из любого предложения исключить кавычки, смысл предложения изменится (смыслоразличительная функция ).
Без сомнения, кавычки – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы неясен.

5. Зачем нужен восклицательный знак?

Образец 1

Я считаю, что на письме без восклицательного знака обойтись невозможно.
Восклицательный знак обозначает границу предложения. Следовательно, он разделяет предложения в тексте , помогая точно понимать написанное (пример).
Наличие восклицательного знака в конце предложений помогает автору передать восклицательную интонацию (пример), душевное состояние героев (пример).
Таким образом, восклицательный знак в письменной речи крайне необходим.

Образец 2

Можно ли в письменной речи обойтись без восклицательного знака? Попробуем разобраться.
Восклица́тельный знак (!) - знак препинания, выполняющий интонационно-экспрессивную и отделительную функции . Он ставится в конце предложения для выражения таких чувств, как изумление, волнения (пример), а также призыва (пример).
Также восклицательный знак может ставиться при обращении (пример).
Кроме того, восклицательный знак может утраиваться для выражения большей экспрессии (пример), сочетаться с вопросительным знаком для обозначения вопроса - восклицания (пример) и с многоточием (пример).
Восклицательный знак может ставиться также в конце предложений, заключающих в себе риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа (пример).
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что без восклицательного знака было бы сложно выразить на письме чувства и эмоции.


6. Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?

В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?
Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).
Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).
Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто. (по материалам Интернета)

7. Для чего нужны запятые?

Запятая – это один важных знаков препинания, без которого действительно обойтись невозможно.
Запятые в предложениях выполняют разные функции. Во-первых, запятая может употребляться в разделительной функции . Например, в предложении 3 запятая разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью между ними: «За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой…».
Во-вторых, очень важна выделительная функция запятых. Так, в предложении 11 запятые выделяют обращения «юноша, мой друг», а в предложении 5 - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, «провожая в тяжёлый путь жизни».
В заключение хотелось бы сказать, что запятая – это многофункциональный знак препинания, от правильной расстановки которого зависит понимание смысла написанного.

8. Какова роль знаков препинания в сложном предложении?

Образец 1

Во-первых, в сложных синтаксических конструкциях знаки препинания нередко служат для разделения частей. Рассмотрим предложение 13 из текста В.Ветковской. В нём точка с запятой разделяет части бессоюзной сложной конструкции. В разделительной функции употребляется также запятая перед союзом «а» в предложении 14, перед союзом «но» в предложении 11. Здесь запятые отделяют друг друга части сложных синтаксических конструкций, связанные сочинительной связью.
Во-вторых, в сложноподчинённых предложениях запятые могут выполнять выделительную функцию . Аргументом этому служат предложения 1, 12, 14 и др. В них с помощью запятых выделяются придаточные предложения («что Стася Михальская не любила своего отца», «что мама её не любила», «что она делала для Стаси»).
Двоеточие и тире в сложных предложениях могут выполнять смыслоразличительную функцию . Например, в предложении 9 тире не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и сигнализирует о том, что во второй части предложения сообщается вывод к сказанному в первой части. Двоеточие в предложении 11, выполняя разделительную функцию, предупреждает о том, что следующая после знака препинания часть предложения будет пояснять смысл того, о чём говорится в первой части.
В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста В.Ветковской демонстрируют многофункциональность знаков препинания, которые употребляются в сложных предложениях. Тире, двоеточие, запятая, точка с запятой в сложных предложениях служат для внутреннего членения предложения на части, а также помогают понять смысловые отношения между ними
Образец 2
В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.
В тексте А.Лиханова много сложных предложений, чаще всего в них используется запятая. Запятая может выполнять разделительную функцию . Так, в предложении 19 запятая разделяет три части сложного предложения с союзной сочинительной и бессоюзной видами связи. В предложениях 7, 20 с помощью запятых выделяются придаточные в сложноподчинённом предложении - «что происходило сейчас» и «чего никогда не видел».
В предложениях 15, 24 двоеточие не только разделяет части бессоюзных конструкций, но и выполняет смысловую функцию . В предложении 15, например, оно предупреждает о содержащемся во второй части пояснении: какое именно чудо делала книга с рассказчиком. В предложении 24 двоеточие указывает на то, что вторая часть будет дополнять содержание первой части, раскрывать её смысл.
Многофункциональность знаков препинания в сложных конструкциях доказывает тот факт, что они действительно необходимы.

9. Для чего нужны знаки завершения?

К знакам завершения в русской пунктуации относятся точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки , а также иногда одновременно употребляются два знака . Все эти пунктуационные знаки очень важны, потому что они выполняют разные функции.
Рассмотрим фрагмент из повести В.Л.Кондратьева «Сашка». В нём в конце предложений поставлены разные знаки препинания, и все они нужны для того, чтобы показать границу частей текста - предложений. Например, в конце предложений 1, 3, 5, 6 и др. ставится точка, в конце предложений 11, 14, 15,18 – восклицательный знак, в конце предложений 10,19 – вопросительный знак.
Кроме основной разделительной функции, знаки завершения предложения могут выполнять смысловую функцию . Так, восклицательный знак, поставленный в конце предложений 11, 14, 15, 18, передаёт эмоциональную окраску высказываний. Многоточие тоже служит для передачи смысла высказывания. Например, в предложениях 20, 27 оно указывает на незаконченность, недосказанность.
Таким образом, мы убедились в том, что знаки завершения очень важны в письменной речи. Без них невозможно разграничить текст на части, прочитать предложения с нужной интонацией и подчеркнуть цель высказывания.