Жизнь в пресных водоёмах. Жизнь в пресных водах Жизнь в пресных водах 4

Все пресные водоёмы ‒ от временных луж до рек и озер ‒ населённые живыми существами. Одни животные вынуждены приспосабливаться к быстрому течению, другие ‒ к периодическому высыханию их жилья, третьи ‒ научились выживать в условиях жёсткой конкуренции за пищу. Жители водоёмов дышат атмосферным воздухом или кислородом, растворенным в воде.

Жизнь в пресных водоёмах и на их берегах довольно разнообразная, даже на разных отрезках одной и той же реки могут жить совсем неодинаковые виды живых существ. Это связано с тем, что водоём может начинаться высоко в горах и иметь чистую холодную воду с быстрым течением, поэтому её жители будут приспособлены к таким, довольно экстремальных условиях. Когда же эта река протекает долиной, её течение значительно замедлится, температура воды будет немного выше и в ней будут хорошо себя чувствовать другие виды рыб, земноводных и насекомых. Сегодня мы поговорим о различных животных со всех уголков нашей планеты, которые выбрали себе домом пресные водоёмы.

Большеголовая черепаха (Platysternon megacephalum)


фото

Житель горных рек и ручьёв южного Китая и Индокитая. Это хищное животное, имеющее длину панциря до 20 см и охотящееся на водных беспозвоночных, рыб и лягушек. Она имеет очень низкую плодовитость: в кладке всего два яйца. Большеголовая черепаха ведёт сумеречный образ жизни. Очень подвижная. Необычным является умение хорошо лазить по скалам, кустам и деревьям. А голова черепахи настолько велика, что её нельзя втянуть под панцирь. И длинный хвост тоже не вмещается под ним.

Пираньи (Serrasalminae)


фото

Около 25 различных видов пираний населяют реки и озера тропических регионов Южной Америки. Эти хищники нападают на другие виды рыб. Чаще всего их жертвами становятся травмированные или больные особи. Сигналом, который побуждает этих рыб к нападению, есть запах крови. Но рассказы о кровожадности пираний сильно преувеличены. Они становятся опасными, как правило, только в необычных стрессовых ситуациях. Это случается во время засухи, когда реки очень пересыхают и рыбы невольно оказываются скученными в уцелевших водоёмах. Часто в их агрессивности бывает виноват и сам человек. Во многих местах принято сбрасывать отходы скотобоен в реки, таким образом, люди приучают рыб к мясу и запаха крови.

Серая цапля (Ardeacinerea)


фото

Жизнь в пресных водоёмах интересует и самую большую из цапель Европы. Её ареал занимает большую часть Евразии. Серая цапля населяет прибрежные районы рек, озер и водохранилищ. Питается прибрежными и водяными насекомыми, рыбой, лягушками. Также её добычей становятся ящерицы, змеи, мелкие птицы и млекопитающие, которых она находит в прибрежных зарослях. Гнездится колониями, часто вместе с другими видами цапель. В кладке 4-6 яиц. Осенью мигрирует в Западную Европу и страны Средиземноморья.

Японский журавль (Grusjaponensis)


фото

Относится к редким птицам мира. Считается одним из самых красивых журавлей. Питается корневищами, клубнями и сочными побегами болотных растений, склёвывая одновременно различных мелких животных. Пару создаёт на всю жизнь. Гнездо оборудует в заболоченной местности. Птенцы, которые вылупились, отчаянно сражаются между собой, и родителям удаётся вырастить только одного журавлёнка.

Дискус (Symphysodondiscus)


фото

Одна из самых красивых аквариумных рыбок. В дикой природе обитает в пресных водах Амазонки. Дискусы образуют семейные пары, которые бережно ухаживают за отложенной икрой, а потом и за личинками. Когда личинки превращаются в мальков, начинается самое интересное ‒ кормление «молоком». Рыбье «молоко» ‒ густое и богатое белками вещество, выделяемое из кожи дискусов и застывающее по бокам рыбы в виде серовато-желтого налёта. Мальки в первые дни жизни питаются этим веществом.

Капибара (Hydrochoerus hydrochaeris )


фото

Наибольший грызун мира, обитает в тропических и субтропических болотах, реках и озерах Южной Америки. Длина тела до 1,5 м, масса ‒ до 50 кг. Питается прибрежной растительностью. Прекрасно плавает и ныряет. Самка рождает 2-4 хорошо развитых детёнышей, которые вскоре становятся самостоятельными. Капибара живёт как в лесах, так и на открытой местности. Всегда держится около водоёмов, за что и получила второе название ‒ «водосвинка».

Кваква (Nycticorax nycticorax )


фото

Одна из самых распространённых птиц мира. Её нет только в Австралии и на севере Евразии. Житель мелководных заболоченных водоёмов. Получил свое название за своеобразное «ква-ква», которое он выкрикивает во время гнездования. Питается водными беспозвоночными, мелкой рыбой, амфибиями и их личинками. Предпочитает охоту в сумерках, полагаясь на своё замечательное зрение и слух. Кваква ‒ один из немногих видов птиц, который может ловить рыбу на приманку. Гнездится колониями. Массивное гнездо из веток размещается на деревьях или извилинах тростника. В кладке 4-5 яиц.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

1. Запишите названия растений пресного водоёма, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.

2. Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш и тростник. Выдели признаки, по которым эти растения можно различить в природе (ответь устно).

Сравнение кувшинки, кубышки и стрелолиста

Сходство:

  • Все три растения являются водными растениями.
  • Цветы кувшинок и кубышек похожи по форме и размеру.

Отличие:

  • У стрелолиста листья более вытянутые, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки розовые или белые, а цветы кубышки — жёлтые.
  • Цветы стрелолиста более мелкие, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки и кубышки растут по одному на стебле, а у стрелолиста на одном стебле распускается сразу несколько цветов.

Сравнение рогоза, камыша и тростника

Сходство:

  • Все три растения — это растения водных семейств.

Отличие:

  • Соцветия рогоза выглядят как длинные коричневые свечи, соцветия камыша напоминают красноватые зонтики, а соцветие тростника напоминает метёлку из мелких зёрнышек.
  • Высота стеблей рогоза не превышает 2 метров, высота стеблей камыша примерно 2 — 2,5 метра, а высота стеблей тростника достигает 5 метров.

3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоёма и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружок).

5. Эти рисунки подготовил для вас папа Серёжи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

7. Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте ещё одно правило (с помощью учебника или самостоятельно)

Не рви кувшинки и кубышки

Не лови стрекоз

Не лови раков и моллюсков

Не разрушай жилища бобров

8. По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.

В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Тема сообщения: Бобры

План сообщения:

Экологические связи бобров

  1. Бобры и деревья — новая поросль вместо старых деревьев
  2. Бобры и травоядные — столовая для косуль и зайцев
  3. Бобры и обитатели водоемов — незамерзающее пространство водоёмов
  4. Бобры и обитатели леса — водопой в удобном месте
  5. Бобры и защита от пожаров в лесу — каналы на страже леса

Бобры — строители

  1. Бобры — профессиональные строители
  2. Хатки — жилища бобров
  3. Плотины, построенные бобрами
  4. Бобровые каналы.

Важная информация для сообщения :

Примеры экологических связей бобров с окружающей средой (примеры из главы «Семь чудес короля грызунов» в книге «Зелёные страницы»)

Бобры подгрызают и сваливают деревья используя для этого свои удивительные зубы. Листья и кору сваленных деревьев бобры используют в пищу, а оставшиеся ветви и стволы — как строительный материал. Обычно бобры подгрызают мягкую осину, тополь или иву, но по зубам бобрам приходится и дуб. После бобровой обработки деревья дают богатую корневую систему и лес быстро восстанавливается.

Места бобрового лесоповала — это замечательная столовая для самых разных животных. Косули, лоси, зайцы и другие животные с удовольствием поедают оставленную бобрами кору деревьев и молодые веточки свежих побегов. Особенно важна роль такой столовой в зимний период, когда животным сложно найти доступные запасы еды.

Бобры умеют строить плотины из поваленных ими деревьев. Плотиной животные перекрывают реку и поднимают уровень воды, делая неглубокие места глубокими. В результате водоем становиться такой глубины, чтобы зимой вода не промерзала до дна. Не замерзшая подо льдом вода помогает выжить в суровую зиму не только самому бобру, но и многим животным и растениям живущим в этом водоёме.

Бобры также строят каналы, отходящие от реки или ручья в котором поселился зверёк. Каналы наполняются водой из водоёма и несут эту воду в самые дальние уголки леса. Естественно удобными каналами пользуются не только построившие их бобры, но и другие обитатели леса: животные приходят на водопой, растения получают дополнительную воду, а рыбы и водоплавающие птицы — место для обитания.

Во время лесных пожаров бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню, спасая лес от выгорания, а лесных животных от страшной гибели в огне.

Бобры — строители

Бобры — удивительные животные. Их с лёгкостью можно назвать профессиональными строителями. Строят они самые разные сооружения: хатки — жилища, плотины и каналы.

Хатка бобра — это самый настоящий дом высотой 2 — 3 метра. Снаружи хатка напоминает кучу веток и хвороста, но на само деле это очень прочный дом, стены которого плотно скреплены илом и глиной. Вход в хатку бобра всегда располагается под водой. Это защищает зверьков от незваных гостей. Внутри хатки всегда сухо и тепло. Бобры держат свой дом в чистоте и часто ремонтируют и надстраивают хатки. Некоторые старые постройки достигают 6 метров в высоты, кроме того исследователям встречались также хатки высотой 13 метров.

Плотины на реках и ручьях бобры также строят из поваленных деревьев. Они скрепляют ветки и стволы деревьев илом и глиной, чтобы плотина была прочной и не разрушилась под напором воды. Высота плотины может быть самой различной. Обычно бобры добиваются чтобы уровень воды в водоеме поднялся настолько, чтобы зимой вода не промерзала до дна. И зимой, и летом, бобры бдительно следят за целостностью плотины и очень быстро устраняют любую течь или разрушение своей постройки.

Каналы, построенные бобрами, могут простираться на длину до 100 метров. Они расходятся в разные стороны от водоёма и имеют целую сеть разветвлений. Бобриные каналы достаточно широки и глубоки для того, чтобы по ним можно было сплавлять древесину, а также спасаться в случае опасности для мохнатых строителей.

Источник информации: книга «Зелёные страницы» .

Подойдем в погожий, солнечный день к берегу небольшого пруда. Издали он кажется безжизненным. Его поверхность спокойна, ни волн, ни малейшего движения на ней не заметно. Но присмотревшись, увидим спустя минуту, что этот заглохший, тихий пруд полон жизни. Испугались наших неосторожных шагов и шлепнулись в воду две-три зеленые лягушки. Загребая задними лапками, они ушли на дно пруда и притаились там среди тины. Быстро пронеслась мимо нас стрекоза, а вот и другая, и третья. По поверхности пруда скользят на широко расставленных ножках водомерки. Их обычно называют «водяными пауками», но это неправильно. На самом деле это водные клопы. У водомерки, как и у обычного постельного клопа, длинный и острый хоботок, которым она высасывает сок из добычи. Подпрыгивая над водой, она ловит мелких комаров и мошек или поражает своим хоботком крошечных рачков, плавающих у, самой поверхности воды. Сцепление частиц воды у поверхности больше, чем в толще водоема. Поэтому на своей поверхности вода образует более плотную пленку. По этой поверхностной пленке и бегают водомерки, словно конькобежцы по льду.

Блестящий жучок вертячка еще быстрее водомерки описывает по поверхности пруда спирали и круги. Он не только скользит по воде, но и ныряет вглубь. У этого жучка интересная особенность: каждый глаз у вертячки двойной - одна половина его смотрит вверх, в воздух, другая - под воду. Поэтому поймать вертячку сачком очень трудно.

А вот еще хороший пловец. От водных жучков его легко отличить: тело его как бы обтянуто серебристой пленкой воздуха. Это водный клоп гладыш. Плавает он на спине брюшком вверх и на добычу свою - на личинок насекомых, на головастиков - нападает, как акула, снизу.

Есть в пруду обитатели, которые периодически подплывают из глубины к поверхности, чтобы подышать или даже набрать запас воздуха. Таков, например, большой жук плавунец. Он поднимается из глубины, загребая задними широкими лапками-веслами, выставляет наружу кончик своего брюшка, набирает воздух в полость под надкрыльями и через несколько минут снова ныряет вглубь.

Поднимается к поверхности за воздухом и водная улитка прудовик. В толще воды она плавать не может и медленно ползет вверх по стеблю растения. Наверху прудовик отделяется от стебля и долго плавает, подвесившись снизу к поверхностной пленке широкой площадью своей «ноги». Раскрыв дыхательную трубочку, прудовик набирает в свое тело воздух. Если тронуть прутиком плавающую у поверхности улитку, ее мясистая «нога» съежится, сцепление с поверхностной пленкой нарушится и прудовик погрузится на дно. Помогает прудовику плавать у поверхности и обильное выделение слизи, которая тянется за ним, как серебристая дорожка.

Но многим водным животным не нужно добираться до поверхности воды, чтобы дышать. Они дышат воздухом, растворенным в воде. Так дышат, например, длинная черноватая пиявка, водные личинки стрекоз, ручейников и других насекомых, ракушка беззубка, сидящая глубоко в донном песке.

  1. Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа-определителя.
  2. По рисунку познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

1. Утка-кряква: самка (а) и самец (б). 2. Бобр, его плотина и хатка. 3. Камыш. 4. Клоп-водомерка. 5. Жук-плавунец. 6. Карась. 7. Двустворчатые моллюски. 8. Речной рак. 9. Микроскопические зелёные водоросли. 10. Тростник. 11. Цапля. 12. Стрелолист. 13. Рогоз. 14. Кубышки. 15. Лягушка. 16. Кувшинка. 17. Щука. 18. Головастики. 19. Катушка. 20. Элодея. 21. Прудовик.

  1. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Природное сообщество пресных вод

Живые организмы пресных вод (растения, животные, бактерии) образуют природное сообщество.

Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.

Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных.

Понаблюдаем за животными. Вот по поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука.

Карась питается растениями, личинками насекомых. Щука относится к хищным рыбам.

На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мёртвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.

На водных растениях живут другие моллюски - растительноядные улитки прудовик и катушка. У них закрученные раковины.

Жизнь многих птиц, например уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млекопитающие - бобр, ондатра, водяная крыса, выдра. Информацию о них и изображения этих животных ты можешь найти в атласе-определителе.

В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бактерий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются.

Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

Человек у воды

Ты уже знаешь, как вредит всему живому загрязнение воды. Но не только над этим нам стоит задуматься.

Многие красивые, интересные растения и животные, обитающие в пресных водах или на берегах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кубышку и кувшинку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем беречь лягушек и головастиков!

Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь участвовать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду порой бывает опасно. Весной принимай участие в другой работе - спасении молоди рыб. Дело в том, что после весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или вёдрах в безопасные места.

  • По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.
  • Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
  • Дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.

Обсудим!

  1. Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
  2. Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
  3. Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?

Проверь себя

  1. Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
  2. Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
  3. В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Задания для домашней работы

  1. В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озера или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук-плавунец, как бегает по воде клоп-водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.
  2. В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

Боль природы

Надо ли охранять болота?

Когда люди научились осушать болота, они стали делать это, не задумываясь о последствиях. И неудивительно: ведь люди считали болота ненужной и даже вредной частью природы.

Но теперь стало ясно, что это не так.

Болота - замечательные природные хранилища воды, из них берут начало многие реки! К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных бактерий. В реки из болот поступает чистейшая вода!

Болота - это место жизни многих видов растений и животных. Вот удивительное хищное растение росянка. Её листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и... приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока. Так росянка получает дополнительное питание.

А вот клюква. Ягоды этого растения вкусные и целебные. Да только болот, где растёт клюква, из-за осушения остаётся всё меньше и меньше. Журавли, цапли, кулики находят себе на болотах пищу, устраивают гнёзда...

Вот и подумай, к каким последствиям может привести неумеренное осушение болот.

На следующем уроке

Узнаем о работе растениеводов в нашем крае. Будем учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений.

Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?





















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Жизнь пресного водоема" в игровой форме рассказывает ученикам о животном и растительном мире пресных водоемов планеты. Приводится описание птиц, насекомых, животных, рыб, надводных и подводных растений и др. К каждому виду имеется фотография и загадка.

  • Кроссворд;
  • Растения водоема;
  • Значение растений водоемов;
  • Животные водоемов;
  • Подводные жители водоемов;
  • Насекомые.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Щавелева О.А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Кувшинка

Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда: привязан плот –
Он никуда не поплывет.

Слайд 3

Кроссворд

  • Слайд 4

    Озеро

  • Слайд 5

    Растения водоема

  • Слайд 6

    Ряска

    Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

    Слайд 7

    Кубышка

    Цветок кубышки

    Слайд 8

    Белая кувшинка

    Белая кувшинка

    Слайд 9

    Череда

    На берегах водоёма растет череда

    Слайд 10

    Стрелолист

    Стрелолист

    Слайд 11

    Водоросли

    Слайд 12

    Растения водоемов

  • Слайд 13

    Раки

    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед.

    Слайд 14

    Цапля

    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..

    Слайд 15

    Рыбы

    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала.

    Слайд 16

    Бобры

    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.

    Слайд 17

    Сом

    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно.

    Слайд 18

    Улитка

    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине?

    Слайд 19

    Стрекоза

    Голубойа эропланчик
    Сел на белый одуванчик.

    Слайд 20

    Утка

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку.

    Слайд 21

    Интернет-источники

    http://сайт/

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    Ход урока


    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.

    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?



    (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.

    Учитель.
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель. (показ фотографий)

    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    ряска (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный
    Растения водоемов:

    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)


    Ученики.

    Учитель.
    (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)

    Ученики.

    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики.
    Учитель.


    Ученики.

    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель.
    растения - карась - щука;

    Ученики.

    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.
    Ученики.

    4) Найти лишнее название:







    Домашнее задание.


    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    1. Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема.
    2. Познакомить с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями.
    3. Сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема.
    4. Развивать познавательный интерес учащихся.

    Оборудование: презентация «Жизнь пресного водоема»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель. О каком природном сообществе рассказывается в этом стихотворении? Где мы только что побывали?
    Ученики. В этом стихотворении говорится о реке.
    Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животного и растительного мира пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с другом.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?
    – Какие живые существа встречаются на лугу?
    – Почему луг называют природным сообществом?
    – Приведите примеры экологических связей луга.
    Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова. (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.
    2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.
    3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.
    4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».
    5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.
    6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.
    7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
    8. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.
    9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.
    10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.
    11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.
    12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.

    Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга? Почему луга нуждаются в защите? Почему нельзя поджигать старую траву?
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель. Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными?
    Ученики. Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище.
    Учитель. Вы неоднократно наблюдали за водоемами. Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа (показ фотографий) . Вот растения: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кубышка, кувшинка, ряска, различные водоросли. Вот животные: рыбы, лягушки, улитки, различные насекомые: стрекозы, клоп-водомерка и др.
    Давайте познакомимся с ними поближе.
    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    Очень богат растительный мир водоема. Одни растения растут в самом водоеме, а другие на берегу. Если посмотреть на поверхность водоема, то можно увидеть, что она покрыта маленькими зелеными листочками. Это растение ряска . Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом. (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный привлекает к себе внимание красивыми бело-розовыми цветками, собранными в рыхлое соцветие на верхушке стебля. Листья сусака очень узкие, длинные, прямые. Они собраны пучком и поднимаются вверх от основания стебля.
    Растения водоемов:
    1 – ирис; 2 – белокрыльник; 3 – пушица; 4 – стрелолист; 5 – камыш; 6 – рогоз; 7 – кубышка; 8 – ряска; 9 – белая кувшинка; 10 – перистолистник; 11 – элодея
    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)

    Какую роль выполняют растения в водоеме?
    Ученики. Растения вырабатывают кислород, являются домом для животных и пищей.
    Учащиеся составляют схему о роли растений в водоеме. (слайд 12)
    Учитель. Как уже говорилось, живут в мелких водоемах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые.
    Многих животных вы уже хорошо знаете. Попробуйте их угадать. (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)
    Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» на с. 192–193 учебника и найти, каких животных еще не назвали.
    Ученики. Жук-плавунец, клоп-водомерка, карась, двустворчатые моллюски, головастики, прудовик, катушка.
    Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 195 учебника.
    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики. Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.
    Учитель. Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.
    Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.
    Назовите, какие хищники обитают в водоемах.
    Ученики. Цапля, клоп-водомерка, щука, жук-плавунец, лягушки.
    Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель. Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания.
    растения - карась - щука;
    растения - головастики - утки.
    Ученики. Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками.
    Значит, пресный водоем – это природное сообщество.
    Учитель. Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 196–198 учебника. Какие беды принес человек водоему?
    Ученики. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, а это поставило под угрозу существование многих растений и животных. Отлов рыбы привел к увеличению количества больной рыбы.
    Учитель. Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?
    Ученики. Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров. Не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Составить 2–3 цепи питания, сложившиеся в водоеме.
    2. Задание «Подумай!» на с. 198 учебника.
    3. Составить схему «Животные водоема».

    4) Найти лишнее название:

    а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;
    б) бобр, жаба, выдра, ондатра;
    в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;
    г) карась, щука, сом, дельфин.
    V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
    Ученики читают вывод на с. 199 учебника.
    Домашнее задание.
    С. 191–200. Ответы на вопросы «Проверь себя».
    Ответить на вопрос: надо ли охранять болота?

    Скачать конспект