Игры с музыкальным сопровождением для старшей группы. Музыкально-дидактические игры на ритм, старшая группа. Кто что услышал

(на развитие музыкальной памяти, песенного творчества, знакомство с новым музыкальным материалом, закрепление знакомого музыкального материала)

Цель: формирование умения придумывать простейшие мелодии на рифмованные строчки в разных ритмах.

Материал и оборудование: фланелеграф, конверт с письмом, разрезанная на части карточка.

Дети заранее в группе разучивают стихотворные строчки для исполнения роли почтальона:

Я - веселый почтальон, приношу я письма в дом!

Саше я письмо отдам, прочитай скорее нам!

Во время проведения игры выбирается почтальон. Он должен на стихотворные строчки придумать мелодию и спеть песенкой. После этого отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел.

Музыкальный руководитель говорит, что письмо необычное, музыкальное.

В конверте находится карточка, разрезанная на части. Ребёнок, которому отдали письмо, складывает её на фланелеграфе. Дети по сюжету карточки вспоминают, какому музыкальному материалу она предназначается. После этого исполняют знакомый музыкальный материал (песню, танец или музыкальную игру) или знакомятся с новым музыкальным материалом.

Маленький композитор

(дидактическая игра на развитие образного мышления, творческих способностей в вокальной деятельности, звуковысотного слуха, по закреплению знаний о длительности музыкальных звуков)

Цель: развития умения выкладывать карточками разный ритмический рисунок, пропевая его звуками разными по высоте и длительности.

Материал и оборудование: фланелеграф, большие и маленькие карточки.

Музыкальный руководитель знакомит детей с разными по размеру карточками: большими и маленькими. Большая карточка обозначает долгий звук, маленькая - короткий. Затем выкладывает на фланелеграфе эти карточки, (например, цветы) ритмическим рисунком. После этого предлагает пропеть долгими и короткими звуками ритмический рисунок, используя слово «цветок».

Когда дети хорошо усвоят длительности звуков, музыкальный руководитель усложняет им задание, предложив спеть ещё высокими и низкими звуками. При этом располагает карточки цветов высоко и низко.

В игре могут использоваться любые карточки: листья, рыбки, птички, ягоды, грибы, зверята и т.д.

Музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубик»

(на развитие музыкально-сенсорных способностей)

Цель: формирование умения выделять в песне составные части: музыка вступления, количество куплетов, музыка заключения, запев, припев, ; развивать умение отображать карточкой эмоциональное настроение музыкального материала.

Материал и оборудование: фланелеграф, разноцветные квадратики, эмблемы.

Музыкальный руководитель показывает детям разноцветные квадратики и говорит: «Эти квадратики-карточки необычные, с ними можно поиграть, раскладывая их на фланелеграфе. Сейчас я вам расскажу, что они обозначают». Затем знакомит детей с эмблемами, отображающими составные части в песне, динамические оттенки, виды музыкальной деятельности, эмоциональное настроение человека. Объясняет, как можно применять эти квадратики-карточки, рассказывая про песню или про музыкальное произведение.

Педагог предлагает детям вспомнить знакомую песню и спеть её. После этого они с помощью взрослого определяют части в песне, её динамическое звучание, эмоциональное настроение, выкладывая на фланелеграфе соответствующие карточки-квадратики.

Сколько нас поёт?

(дидактическая игра на закрепление знаний детей о количественном составе исполнителей-вокалистов: солист, дуэт, трио, ансамбль, хор)

Цель: , используемых в исполнительской музыкальной деятельности.

Материал: кубик, на сторонах которого - карточки с изображением певцов с разным количественным составом.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик, на сторонах которого - карточки с изображением певцов с разным количественным составом. Затем вместе с детьми повторяет музыкальные термины: «солист», «дуэт», «хор», «ансамбль», «трио». После предлагает детям спеть знакомую песню, но перед этим прокатить кубик и уточнить, каким певческим коллективом будет исполняться песня.

Предлагает кому-нибудь из детей прокатить кубик. Как только кубик остановится, посмотреть, какая карточка будет наверху, таким составом и необходимо исполнить знакомую песню по выбору детей.

Музыкально-дидактическая игра «Музыка и движении»

(на развитие ритмического слуха, музыкальной памяти, закрепление музыкальных жанров)

Цель: , передавая его характерным движением: марш, полька, вальс, колыбельная.

Материал: кубик с характерными карточками.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик с характерными карточками. Дети рассматривают их и называют действие: танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.

Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение и найти на кубике карточку, соответствующую звучанию музыки, например: «Военный марш» (муз. Г. Свиридова), «Колыбельная» (муз. Н. Римского-Корсакова), «Полька» (муз. С. Рахманинова), «Попрыгаем» (муз. А. Сатулина) и т.д. Дети находят карточку и выполняют соответствующее движение.

Эту игру можно применить для знакомства с новым музыкальным материалом по всем видам музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактическая игра «Кто как гудит?»

(на развитие чувства ритма, ритмического и звуковысотного слуха)

Цель : развитие умения правильно пропевать долгие и короткие звуки разными словами в конкретной игровой ситуации, используя также звуки разной высоты: высокие и низкие.

Материал и оборудование: фланелеграф, карточки с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход), значки, обозначающие длительности звуков.

Музыкальный руководитель показывает детям карточки для фланелеграфа с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход) и говорит: «С этим транспортом вы все хорошо знакомы и, конечно, слышали, как он подаёт сигнал».

Дети вспоминают, как гудит каждый транспорт.

Педагог-водитель говорит: «Транспорт не просто сигнал подаёт. Это у него песенка такая. Давайте попробуем спеть эти песенки». Затем предлагает ребятам выбрать себе карточку транспорта, установить её на фланелеграфе, а рядом из значков, обозначающих длительности звуков, выложить ритмический рисунок. Музыкальный руководитель напоминает детям, что петь песенку можно не только долгими и короткими звуками, но и высокими и низкими звуками, выложив их по высоте на фланелеграфе. Дети выполняют игровое задание.

Для этой игры с детьми нужно закрепить знания о высоком и низком, о долгом и коротком звуках.

Музыкальные сказки

(на закрепление знакомого музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: развитие умения детей сопоставлять, характеризовать, анализировать звучание музыкального произведения со сказочным образом.

Музыкальный руководитель показывает детям большую красочную книгу и говорит: « Это книга сказок! Но сказки в ней все музыкальные! Одни герои сказок любят танцевать, другие - песни петь, а третьи - играть на музыкальных инструментах. Сейчас мы откроем книгу и всё увидим! На первой страничке живёт сказка про Золушку». Показывает страничку с изображением Золушки.

Музыкальный руководитель: «Послушайте и скажите, какую песню поёт Золушка: весёлую или грустную? Какое у неё сегодня настроение?».

Дети слушают музыкальную пьесу П. Чайковского «Старинная французская песенка», а затем анализируют звучание пьесы.

Аналогично можно использовать эту игру по всем видам музыкальной деятельности.

Телевичок

(дидактическая игра на закрепление выученного музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: для запоминания выученного музыкального материала, творческих способностей детей для артистичного исполнения музыкального номера.

Материал и оборудование: маленький телевизор, карточка с изображением музыкального материала.

Музыкальный руководитель показывает детям маленький телевизор и говорит: «Это телевизор для маленьких детей, поэтому он называется телевичок. Сегодня по нашему телевичку мы посмотрим детские музыкальные передачи. Мы не только будем смотреть, но и сами поучаствуем в этих передачах».

Педагог вставляет в телевизор заставку-карточку с изображением нужного музыкального материала. Дети рассматривают карточку (например, дети танцуют). Музыкальный руководитель говорит: « По телевизору идёт передача «Будем танцевать!» Мы, ребята, будем не просто зрители, мы тоже потанцуем!» Дети исполняют знакомый танец.

Эта игра может быть использована по всем видам музыкальной деятельности как со знакомым музыкальным материалом, так и во время знакомства с новым музыкальным материалом.

Старшая группа

1. Три цветка

2. Три медведя

3. Сладкий колпачок

4. День рождения

5. Удивительный светофор

6. Вот так, зайцы

7. Весёлые подружки

8. Глашенька учит танцевать

9. Цветик-семицветик

10. Воздушные шары

11. Домик-крошечка

1. ТРИ ЦВЕТКА

Игровой материал

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображаю-щих три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звез-дочки и т. д.

Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музы-ки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызван-ный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет-ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

2. ТРИ МЕДВЕДЯ

Дидактическая игра для развития чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, рас-крашенные в русском стиле,— Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказ-ку «Три медведя»? {Дети отвечают.)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кро-ватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто пер-вый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

3. СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК

Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала

Игровой материал

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с за-данием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочи-тать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ре-бенка.

Ход игры

Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпач-ки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют зада-ние, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

4. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Дидактическая игра на определение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный сто-лик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-по-дарки для Зайчика.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повя-зал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он при-гласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети выс-казывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последова-тельно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это мо-жет быть песенка или танец, знакомые детям.

5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

Игровой материал

Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный : карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры

Музыкальный руководитель (показывает большой све-тофор).

Вот горит светофор.

С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай,

А захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музы-кальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют ха-рактер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зелено-му сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, про-являя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музы-кальном занятии или в свободное время.

6. ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поля-ну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачи-вать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Де-рево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходят-ся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу при-креплено изображение зайца (см. стр. 37). Аналогично изготавли-вается береза и куст (рисунок поляны на стр. 36).

Ход игры

Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыль-ки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сей-час узнаем!

Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызван-ный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.

Задания можно менять: вызванный ребенок по одному повора-чивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог мо-жет «ошибаться».

7. ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисо-ванные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы раз-ного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит рус-ская народная мелодия «Светит месяц».

Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Са-шенька, Иринушка, Маринушка. {Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает дере-вянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палоч-ки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так-же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

8. ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: большая куколка, разрисованная в русском стиле.Она вырезана из фанеры и закреплена на под-ставке, высота ее 65 см. Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик, так, чтобы он стучал по краю сарафана. Можно также сделать и другую руку, чтобы работать ими одновременно или поочередно.

Ход игры

Звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза».

Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, я позна-комлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Мож-но взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей " по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

9. ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха

Игровой материал

Демонстрационный: большой цветок, состоящий из семи лепест-ков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушивае-мых произведений по разделу программы «Слушание музыки»

1. «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский).

2. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).

3. «Новая кукла» (П. И. Чайковский).

4. «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайков-ский).

6. «Шествие гномов» (Э. Григ).

7. «Дед Мороз» (Р. Шуман).

Ход игры

Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и при-носит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении харак-тера и темпа музыки данного произведения, его жанра.

Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки.

10. ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков

Игровой материал

Демонстрационный: игровое панно с изображением мишки, ко-торый держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.

Раздаточный: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка.

Ход игры

Музыкальный руководитель.

Медвежонку в магазине

Много шариков купили —

Разноцветных разных ярких.

Был он очень рад подарку,

Все на шарики смотрел,

Даже песенку запел.

(Поет попевку.)

Мишка шарики купил,

С ними весело ходил. Вот!

Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют коли-чество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритми-ческий рисунок.

11. ДОМИК-КРОШЕЧКА

Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Рисунок домика увеличивается до необходимого раз-мера, фигурки вырезаются по контуру и раскрашиваются.

Ход игры

Музыкальный руководитель.

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идем, все идем.

Свою песенку поем, да поем.

Приходите в теремок, в теремок,

Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду.», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.

Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начи-нается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду.», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

Благотворное воздействие музыки на всестороннее гармоничное развитие детей является основой обязательного включения музыкальных занятий в учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Постижение эстетики искусства звуков наиболее продуктивно происходит в игровой форме, получившей определение музыкальная игра, которая может проводиться на занятиях любой образовательной направленности. Остановимся на методике проведения музыкальных игр в старшей группе (дети 5–6 лет).

Цели и задачи проведения музыкальных игр в старшей группе детского сада

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), миссия проведения музыкальных игр в старшей группе состоит в:

  • создании благоприятных условий для запоминания учебного материала (в игре с музыкальным сопровождением ребята легче воспринимают материал, содержание которого в старшей группе усложняется);
  • развитии речи, логического мышления, памяти, внимания;
  • стимуляции двигательной активности;
  • воспитании эстетического вкуса.

Занятия музыкой формируют у дошкольников эстетический вкус и воспитывают чувство товарищества

Задачами проведения музыкальных игр в ДОУ являются:

  • отработка навыков пения и соблюдения ритма (в отличие от воспитанников средней группы, у ребят 5–6 лет уже сформирована речь, то есть вокальные партии им удаются лучше, к тому же у детей есть базовые представления о ритмике, поэтому они могут воспроизводить более сложные ритмические рисунки);
  • дополнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (в старшей группе ребята осваивают азы классификации инструментов на струнные, народные);
  • развитие скорости реакции (за счёт увеличения числа подвижных музыкальных игр, в том числе и в качестве физкультпаузы на занятиях), воображения, образности восприятия мира;
  • создание эмоционально положительной атмосферы в группе (к примеру, не особо контактные дети в музыкальных играх раскрепощаются);
  • оздоровление организма малыша (вокальные упражнения в играх укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, улучшают артикуляцию звуков, а танцевальные элементы помогают снять мышечное напряжение).

Игры и музыка помогают детям раскрепоститься

Классификация музыкальных игр для детей 5–6 лет

Существует несколько подходов к классификации музыкальных игр в зависимости от базового принципа, положенного в основу их разделения на виды.

Таблица: виды музыкальных игр для воспитанников старшей группы

Принцип классификации Вид Суть Пример
По содержанию игрового материала Дидактические Усвоение материала по теме. «Третий лишний».
Цель: учить классифицировать музыкальные инструменты по видам.
Дети получают по 3 карточки с изображениями музыкальных инструментов (например, фортепиано, скрипка и виолончель) и определяют критерий, по которому один будет лишним (фортепиано не смычковый).
Подвижные, сюжетно-ролевые Дети инсценируют содержание песен, потешек, проявляя свой творческий потенциал. «Репетиция оркестра».
Один воспитанник выбирается дирижёром, остальные распределяют роли первой скрипки, ударника, трубача и пр.
Дети показывают репетицию оркестра, используя мимику, жесты.
Подвижные, соревнования Воспитывают в детях чувство здоровой конкуренции. «Кто король?».
Цель: тренировать скорость реакции.
Дети под песенку «Дуэт Короля и Принцессы» из мультфильма «Бременские музыканты» идут вокруг стула, на котором лежит игрушечная корона. Педагог останавливает музыку, дети стараются схватить корону. Кто успел, становится Королём.
Примечание: чтобы избежать конфликтов, игра проводится несколько раз.
Xороводные Их проведение закреплено народной традицией: дети держатся за руки и идут по кругу, напевая слова песен (колядок, веснянок, прибауток). «Солнышко-вёдрышко».
Цели:
  • развивать реакцию;
  • тренировать внимание.

Дети стоят в хороводе, в середине - Солнышко. С первыми словами песни ребята делают 3 шага внутрь круга и возвращаются назад.

  • Солнышко - вёдрышко,
    Выгляди в окошечко,
    Где твои детки?
    Сидят на загнетке,
    Лепёшки валяют!
    Тебя дожидают!
    Солнышко - вёдрышко!
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко - вёдрышко!
    Солнышко - вёдрышко!

Примечание: загнетка - это место в русской печи, куда сгребали жар.
Завершив пение, ребята разбегаются, а Солнышко пытается их догнать и осалить. Если удалось, этот игрок становится Солнышком.

«Кто скорее гриб возьмёт».
Цели идентичны тем, что обозначены в предыдущей игре.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. На полу лежат три обруча с грибочками внутри, причём грибов на один меньше, чем участников игры.
  • Вот корзиночки мы взяли,
    В лес пошли мы за грибами.
    Мы идём, идём, идём, (Идут по кругу)
    Мы грибы сейчас найдём.
    Под листочком, под травинкой,
    На пенёчке, под осинкой.
    Вот и гриб! Не зевай
    И быстрей его хватай.

Дети хлопают в ладоши, хватают грибы из обручей.

По характеру участия детей Игры на восприятие музыкального материала Дети учатся соотносить музыкальные произведения с теми или иными явлениями, событиями. «Солнце и дождь».
Цель: различать оттенки музыкальных произведений.
Дети слушают два произведения (Шопен «Вальс дождя», Чайковский «Лето. Баркарола» из цикла «Времена года») и определяют, каким из них можно охарактеризовать солнце, а каким дождь.
Примечание: музыкальный материал может быть универсальным для нескольких игр.
Самостоятельное исполнение музыки или ритмическая игра Дошкольники воспроизводят заданный или произвольный ритм на деревянных ложках, колокольчиками или хлопками в ладошки. «Мишки и мышки».
Цель: учить показывать внешние характеристики объектов звуками.
Педагог показывает детям животное, а малыши деревянными ложками выстукивают звуки его шагов (тяжёлые у медведя, крадущиеся у тигра, вкрадчивые у зайца и пр.).
Творческие музыкальные игры Дети проявляют свои творческие способности на основе музыкального материала, изображая свои переживания в рисунках, аппликациях. «Нарисуй настроение».
Цель: учить соотносить настроение с конкретным визуальным образом.
Дети слушают отрывок музыкального произведения (например, «Танец цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик») и рисуют своё настроение после прослушивания.

Дидактические игры на музыкальную тематику проводятся не только музработником на занятии, но и воспитателем, например, для организации самостоятельной деятельности ребят

Как составить картотеку музыкальных игр для старшей группы

При составлении картотеки игр педагог руководствуется тематикой отдельных отрезков учебно-воспитательного процесса, а также исходит из актуальных задач для воспитанников конкретной группы. При этом воспитатель стремится включить в картотеку игры разных видов.

В старшей группе акцент делается на:

  • развитии творческих способностей, поэтому активно используются творческие музыкальные игры;
  • совершенствовании физического развития, поэтому включаются подвижные;
  • патриотическом воспитании, поэтому в контексте воспитания уважения к традициям своего народа дети приобщаются к хороводным играм.

На своём опыте убедилась, что картотеку музыкальных игр удобно систематизировать под общую тематику образовательного процесса. Например, под темы «Осень», «Зима. Новый год», «Праздник мам» и т. д.

Успей передать

Играющие выстраиваются в одну шеренгу. Стоящий на правом фланге получает кеглю.

Под музыку или пение воспитателя кеглю начинают передавать из рук в руки до конца шеренги, сначала в одном направлении, а потом в обратном.

Как только музыка обрывается, передачу прекращают, и тот, у кого в этот момент окажется кегля, выбывает из игры. После этого игру начинают снова.

Музыку надо обрывать часто и внезапно, но через равные промежутки времени.

Побеждает тот, кто останется последним.

Приглашение

Играющие становятся в круг. Водящий идет внутри круга под музыку или пение воспитателя, внезапно останавливается перед кем-либо из играющих и, сделав в его сторону поклон, приглашает следовать за собой. Дальше они идут по кругу уже вдвоем. Водящий вновь останавливается перед кем-либо и приглашает третьего, потом таким же образом приглашает еще 10—12 детей, стоящих в разных местах круга.

Водящий может передвигаться танцевальным шагом и на ходу под музыку делать всевозможные танцевальные движения, которые все идущие за ним должны в точности повторять.

Неожиданно воспитатель дает сигнал (или музыка обрывается). Водящий и играющие разбегаются в разные стороны и становятся в общий круг.

Тот, кто опоздает и встанет в круг последним, становится новым водящим.

Без пары

Взявшись за руки, играющие образуют два круга, один внутри другого. При этом во внешнем круге должно быть на одного человека больше, чем во внутреннем.

Играет музыка (поет воспитатель), и играющие начинают движение. Один круг двигается по ходу часовой стрелки, другой — в обратном направлении.

По сигналу воспитателя музыка обрывается. Участники игры, произвольно разбиваясь на пары, берут друг друга за руки, причем стараются сделать это как можно быстрее.

Тому, кому не достанется пары, воспитатель предлагает сплясать, спеть, отгадать загадку и т.п. После этого все становятся в два круга и игра повторяется.

Ходим кругом

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего.

Ходим кругом друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте, принимает смешную позу и т.п.). Все дети должны в точности повторить его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в кругу и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется по кругу в другую сторону.

У ребят порядок строгий

Дети строятся в шеренгу и запоминают свое место и соседей. По команде воспитателя «Разойтись!» все дети расходятся по площадке и поют песню:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее...

Тра-та-та! Тра-та-та!

Выправкой своей гордимся,

Чем не дошколята мы!

Посмотрите, отличимся,

Раз-два-три! Раз-два-три!

Грудь вперед, бодрей смотрите,

Ровно, прямо голова,

Не болтайте зря руками,

Молодцы мы — хоть куда!

По окончании одного из куплетов воспитатель неожиданно подает команду «В одну шеренгу становись!» и, вытянув руку, показывает направление. Дети должны быстро построиться за ним в указанном направлении. Тот, кто войдет в шеренгу последним, считается проигравшим.

Игра повторяется несколько раз, но направление шеренги меняется.

Эй, что за народ...

Воспитатель проводит с детьми танец-игру. В ней такие слова:

Эй, что за народ за мною идет?

Побежали, побежали, только пятки засверкали.

Каждая строчка повторяется по два раза. Первый раз ее произносит ведущий, второй — дети.

Первая строчка в течение игры меняется: «Эй, что за народ... (все в ладоши бьет; задом наперед идет; по коленям бьет; себя за уши дерет; все вприпрыжку идет; себя за нос ведет; по-гусиному идет; как ишак орет; на носочках идет)» и т.д.

Одновременно со словами необходимо выполнять действия, которые им соответствуют: идти, хлопать по коленям, идти задом наперед и т.д.

Во время второй строчки, которая на протяжении игры не меняется, нужно прекратить разнообразные движения, взяться за руки и побежать по кругу.

Темп игры может увеличиваться.

Мой и стирай!

Воспитатель описывает танец: «Вообще-то этот танец во всем мире называют “Рок-н-ролл”, но это неправильно. Потому что его изобрела в Веселяндии одна девяностодевятилетняя старушка. А дело было так! Старушка стояла на берегу океана и стирала носочки. Она то так их постирает, то эдак... то так, то эдак. (Руками показывает движения, имитирующие стирку.) А что вы стоите? Давайте повторяйте движения вслед за мной!

Итак, старушка стояла и стирала носочки то справа.., то слева... (Показывает движения, дети их повторяют.)

А потом прилетела муха Це-це и села старушке на локоть правой руки. А как ее прогнать? Ведь нельзя же выпускать из рук носочки. Они уплывут, и ищи их потом по всему океану. И старушка придумала. Она согнала муху с локтя правой руки левым коленом. Вот так! Два раза! (Показывает движение, дети повторяют.)

Но муха была наглая и настырная, и она перелетела на левый локоть. Пришлось старушке сгонять ее правым коленом. Снова два раза! (Показывает движение, дети повторяют.)

И пока старушка гоняла муху, у нее из рук выскользнуло мыло! Но она не растерялась — стала нащупывать мыло на дне ногой. А для этого пришлось крутиться вокруг своей оси. Эта ось была у старушки очень тонкая. Она нащупывала и крутилась... (Показывает движение, дети повторяют.)

И пока старушка вот так искала мыло, к ней с берега подползла большая черепаха и ущипнула ее за пятку. Бабушка от неожиданности испугалась и подпрыгнула. Вот так! (Показывает, дети повторяют.)

И тут старушка обнаружила, что ее носочки все-таки уплыли. Она очень расстроилась, пошла в деревню и все рассказала своему старику. А поскольку тот был совершенно глухой, пришлось не только рассказывать, но и показывать. Старик очень развеселился и пошел показывать эту историю остальным жителям села. И уже вечером вся деревня танцевала новый танец, который называли “Мой и стирай”. Вот такая абсолютно правдивая история».

Далее под музыку исполняется танец. Его можно станцевать и под «диско». Воспитатель во время танца демонстрирует все движения и комментирует: «Стираем... муха... колено... упало мыло... черепаха... прыжок... еще раз...».

Буги-вуги

Воспитатель предлагает детям потанцевать. Все движения в танце сопровождаются словесным комментарием. Дети стоят в круге.

Слова и движения в данном танце звучат и выглядят так:

Руку правую вперед,

А потом ее назад,

А потом ее вперед

И немного потрясем.

Мы танцуем «Буги-вуги»,

Поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так...

Раз, два, три!

(Дети хлопают, берутся за руки и идут к центру, поднимая большой палец.)

Буги-вуги, хорошо!

Буги-вуги, хорошо!

Буги-вуги, хорошо!

Мы танцуем все легко!

Танец повторяется несколько раз, при этом изменяются слова и движения в первой его части: «руку левую вперед...», «ногу правую, затем левую», «плечо правое, плечо левое», «ухо правое, ухо левое», «бедро правое, бедро левое» и т.д.

Если нравится тебе

Все участники свободно располагаются на площадке. Воспитатель становится так, чтобы все хорошо ее видели, запевает песню и показывает движения. Участники подхватывают песню и повторяют движения за воспитателем.

Если нравится тебе,

То делай так.

(Дети делают два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе,

То делай так. (То же самое.)

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

Если нравится тебе,

То делай все...

(Дети повторяют подряд одно за другим движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два притопа ногами.)

Если нравится тебе,

То делай все...

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай так...

(Все движения повторяются снова.)

В заключение игры поют:

Если нравится тебе,

То ты скажи:

«Хо-ро-шо!»

Если нравится тебе,

То ты скажи: «Хо-ро-шо!»

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

«Хо-ро-шо, хо-ро-шо!»

Лявониха

Дети стоят в кругу в чередовании мальчик — девочка. Воспитатель говорит участникам игры: «Ребята, возьмитесь за руки! Будем исполнять веселый танец “Лявониха”! Сначала идем по кругу вправо и поем такие слова»:

Лявон Лявониху любил,

Лявонихе черевички подарил!

А теперь идем влево и поем:

Лявониха была ласковая,

В черевичках так отплясывала!

А сейчас опустите руки! Теперь одни девочки, притопывая, идите к центру круга и говорите:

Все девчонки, все девчонки,

А теперь, девочки, пятясь, возвращайтесь назад, а мальчики идут в центр. Топайте и говорите:

Все мальчишки, все мальчишки,

Теперь, мальчики, идите назад, а девочки опять вперед к центру. Не забывайте про слова! Теперь девчонки — назад, а мальчики — вперед, со словами! И снова назад... А теперь все начнем сначала.

Составила: музыкальный руководитель

Евсюкова Виктория Валерьевна


Музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Основное игровое действие - загадывание и отгадывание - присутствует в каждой игре. Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков.

С целью развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе созданы «музыкальные уголки», где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, соответствующие возрасту.

Данные игры представляют интерес не только для педагогов - музыкантов, но и для - воспитателей, педагогов - психологов, логопедов и родителей. Главное - они способны побудить и взрослого, и ребенка развивать собственные музыкальные и творческие идеи и придумывать новые игры

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА

Веселая лесенка

Цель: закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз, развивать память, мышление.

№1 Игровой материал.

Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

№2 Игровой материал.

Лесенка из пяти ступенек игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. (В игре участвует несколько детей.) Игра проводится в свободное от занятий время.

Игра проводится во время занятий и в свободное время.

Бубенчики

Цель: Закрепление знаний детей о высоких и низких звуках, развитие детского творчества. Развитие направленности слухового внимания.

№ 1 Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон.

Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик

звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): «дан-дан-дан». Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку (или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА

Придумай рассказ

Цель: Развивать ритмический слух, память, речь, творческие способности.

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, я расскажу вам историю, - говорит музыкальный руководитель. - Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). «Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

Солнышко и дождик

Цель: Развивать ритмический слух, память, крупную моторику, творческие способности, услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца.

а) в движении,

б) в игре на музыкальных инструментах.

Ход игры:

1 вариант : Когда звучит музыка, изображающая дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор - «танец ладошек».

2 вариант: Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. 4вариант:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО

СЛУХА

Угадай и повтори

Цель:

1 вариант :

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

2 вариант :

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты

Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3-4). Сначала музыкальный руководитель (в дальнейшем это будет ребёнок) проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4-6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4-6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

Отгадай что звучит?


Цель: р азвитие тембрового слуха, музыкальной памяти, внимания.

Игровой материал. Аудиозапись инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.

Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.

Музыкальные загадки

Цель: развитие тембрового слуха, музыкальной памяти, внимания.
Игровой материал . Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Музыкальный руководитель (потом это может быть ребёнок) проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО

СЛУХА

Найди игрушку

Цель: развитие динамического слуха, внимания, певческих навыков.

1 вариант

Игровой материал. Любая игрушка. Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

2 вариант

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом- порядке. Ход игры . Дети рассматривают фигурки на игровом поле; затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего: «Укатился колобок, колобок - румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, (Ира), по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко - громко.

3 вариант

Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.

Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:

«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку,

Во двор (Саша), поспеши и щенка нам отыщи,

Мы не будем помогать, будем песню запевать.»

Передай мяч

Цель игры : обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.

Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.

Ход игры Дети стоят, образуя круг.

Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.

Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.

Примечания:

    Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.

    В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.

    Музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ

Побери музыку

Цель: Учить детей различать характер музыки (лирический, героический, комический)

Игровой материал: Три карточки, на них изображены шапочка клоуна, корона, будёновка, фишки.

Ход игры: Дети прослушивают музыкальные пьесы: «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают фишки.

Снежинки и снеговики

Цель: Развивать умение различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии, эмоционально двигаться, соответственно характеру музыки.

Музыкальные произведения: «Старинный русский вальс»; «Школьная полька», музыка А. Островского.

Ход игры.

1 вариант . Дети, разделенные на две подгруппы, сидят около пианино. Под музыку польки дети одной подгруппы - снеговики - должны хлопать в ладоши. Под музыку вальса дети другой подгруппы - снежинки - должны плавно вращать кистями рук. Произведения исполняются 6-8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется любая песня или игра зимней тематики.

2 вариант. Снеговики и снежинки сидят на стульях у противоположных стен комнаты. При звучании польки по комнате двигаются шагом пол снежинки. Во время звучания вальса бегают и плавно кружатся

Произведения исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания музыки снеговики ловят снежинок.

Угадай сказку

Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал: Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.

Ход игры:

1-й вариант. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.

2-й вариант. Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка - оранжевый квадрат, Волк - зелёный квадрат.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА

МУЗЫКИ

Песня, танец, марш.

Цель. Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, марш, танец.

Игровой материал. Заранее заготовить карточки: девочка поющая, шагающий мальчик, пляшущая девочка.

Ход игры. Дети слушают поочередно музыкальные пьески и после прослушивания поднимают определенную карточку, соответствующую музыкальному жанру, применяя термин (танец, песня и марш).

Музыкальный репертуар:

«Марш» музыка Ломовой, («Марш» музыка Е.Тиличеевой),

«Дружные пары» музыка Штрауса,

«В траве сидел кузнечик», «Антошка» музыка В. Шаинского

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Сколько нас поет?

Цель: развивать музыкальную память и слух.

Игровой материал. 1) Планшет, три матрешки - картинки большого размера, игровые карточки с тремя прорезями (можно обойтись и без них), три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты. 2) Три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое.)

Ход игры. Музыкальный руководитель (потом это может быть ребёнок) - ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звук. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек (если они есть) или показывают соответствующее число матрёшек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на планшете. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка. При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.

Послушай и отгадай

Цель: развивать музыкальную память и слуховое внимание.

Игровой материал. На планшете(экране) располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.

Ход игры. Вариант 1. В записи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.

Вариант 2 .Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии. Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.

Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время. Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ

НАВЫКОВ

Веселый оркестр

Цель: закреплять навыки игры на музыкальных инструментах, развивать творческие способности.

Игровой материал . Аудиозапись «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход игры : ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно. В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание.

Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон. В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.

Придумай песенку

Цель: Развивать песенное творчество детей.

Игровой материал : Карточки с изображением животных, картин природы, каких - либо предметов (например, зайка, белка, цыпленок, машина, пароход, картины природы и т. д.). Картинки-дубликаты, которые находятся у музыкального руководителя (ведущего)

Ход игры. Ребенок, выбравший одну, две карточки должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек. Музыкальный руководитель читает текст: Рыжий маленький зверек по деревьям прыг да скок. Ребенок, у которого на карточке оказался рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребёнка не получилось ни мелодии, ни ритма ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше. Дети быстро запоминают тексты и вскоре могут играть в игру самостоятельно, без участия взрослого. Здесь уже можно ввести правила игры: кто первый закроет карточку (не менее двух картинок), тот становится ведущим. Стишки - попевки можно взять из детских песенок, стихов.