План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: План-конспект урока. Правописание не- и ни- с разными частями речи. Конспект урока русского языка: "Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи"

Цели урока:

Образовательные :

Развивающие:

Воспитательные:

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Различение частиц не и ни" (1 слайд)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные :

Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.

Развивающие:

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, компьютер с презентацией учебного материала.

ХОД УРОКА

1 . Определение темы урока.

Здравствуйте. Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных частиц НЕ и НИ)

2. Повторение

1). Вы уже должны знать правила употребления не и ни . Расскажите:

  1. В каких случаях пишется не ?
  2. Когда употребляется ни ?

2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.

Тест.

  1. Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.

А. Ветер не утихал.

Б. Я не мог не ответить на это письмо.

В. Где он только не бывал!

Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.

2. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?

А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.

В. Дождь не прекращался ни на час.

Г. В воздухе ни звуков, ни движения.

3. В каких предложениях не – частица?

А. Трава (не)скошена.

Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.

В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г. Дневник (не)был заполнен.

4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.

А. Товарищ не мог не помочь мне.

Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.

В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.

Г. Какой же русский не любит быстрой езды!

Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд).

3). Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?

Проверьте (3 слайд)

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни , которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.

Что вы знаете об этом празднике?

4). Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд) Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни .

Разбор предложений у доски:

Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами, играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.

На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

3. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:

Вы сегодня не устали?

Сели-встали, сели- встали!

Вам неймётся на уроке?

Так уприте руки в боки!

Поворот туда-сюда!

Не болят ваши бока?

Вы не дёргайтесь, не надо!

Расслаблять нам руки надо!

Никогда не бойтесь сами

Вы подпрыгивать с хлопками!

Ни слова, ни жеста, ни взгляда!

Мы делаем вдох – выдыхаем!

Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.

4. Работа с текстом.

Возьмите карточку. Прочитайте текст.

Словарная работа: маска (5 слайд)

Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

Какое устойчивое сочетание вы встретили?

Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания. У каждого на парте – таблица-подсказка.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

Различение НЕ и НИ

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку .

Карточка № 5

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. .) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. .)чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) (н…)соседи, (н. .)чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик,(н…) одна(- ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) до следующего праздника,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз) обижался мастер на эту традиции, но (н. .) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Проверка самостоятельной работы по группам.

7. Подведение итогов урока

Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».

Оценки.

Домашнее задание: составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни». (6 слайд)

Рефлексия: проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!». (7 слайд)


Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи;

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу.

ΙΙ.проверка домашнего задания

Кто сделал диктовку на раздельное и дефисное написание частиц.

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1. игра «Четвёртый лишний» (слайд 2)

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя: (слайд 3)

Объясните значения устойчивых выражений :

Палец в рот не клади (смекалистый, хитрый человек, от которого можно ожидать всего), комар носу не подточит (что-либо сделано хорошо, тщательно, не к чему придраться), камень на камне не оставить (полностью разрушить, уничтожить)

ни больше ни меньше (именно столько ), ни жив ни мертв (сильно испуган), ни свет ни заря (очень рано ), ни пуха ни пера (шутливое пожелание успеха, удачи).

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Что такое частица

На какие разряды делятся частицы

Какие разряды частиц мы с вами изучали на предыдущих уроках

- Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни . Как вы думаете, с какой целью

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд 4-5)

Исходя из темы, каковы цели сегодняшнего урока

Рассмотрим подробнее функции этих частиц.

1. наблюдение «Частица не» (запись опорных сведений) (слайд 6-7)

1.Ветер не утихал. (отрицание)

2.Где он только не бывал! (обобщающе –утвердительное значение)

3.Товарищ не мог не понять меня.(утверждение)

Давайте сравним наши наблюдения с параграфом учебника.

Есть ли в наших наблюдениях то, чего нет в учебном материале

2. объяснительный диктант (слайд 8)

Н… могу н… помочь.

Он никого н… ждал.

Я н… мог н… знать об этом.

Кто н… знает русского балета!

3. чтение параграфа «Частица ни»(запись опорных сведений) (слайд 9-12)

4.упр.432(1-5)

IV .Закрепление

1. Объясните выбор той или иной частицы (слайд 13)

Никогда не увидишь ты ни этой деревушки, ни этих людей.

Куда бы ни отправился странник, его везде встречали приветливо.

*Он вернулся ни свет ни заря.

*Нестерпимая жара не давала возможности ни думать, ни действовать.

*Не верил ни одной строчки.

* Кто ни посмотрит на море, оно всегда прекрасно.

*После охоты я не могу не заснуть.

2.Запомнить : не раз – ни разу; не один – ни один

3.Запомни:

нЕ кто иной, как…

нЕ что иное, как…

нИкто иной не…

нИчто иное не...

Составьте устно предложения с данными словами.

4. Проверь себя (слайд 14-15)

Определите, в каких случаях пишется частица НИ

Рисовать Егор (1)не умел и (2)ни разу в жизни (3)не видел (4)ни одной картины.

Определите, в каких случаях пишется частица НЕ (слайд 16-17)

(1)Ни музы, (2) ни труды,(3) ни радости досуга (4)не смогут заменить мне друга.

5. .Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим! (слайд 18)

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

V .Стадия рефлексии . ( слайд 19)

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V I . Домашнее задание . (слайд 20)

П.71, упр.430, 434 или Составить словарную диктовку «Правописание не и ни »

Тема : Правописание частиц не и ни

Цель урока : расширить знания о различении на письме частиц не и ни, совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, формировать коммуникативные навыки учащихся (устные высказывания с обобщением).

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока : урок-практикум

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности . Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний

1. Прочитайте пословицы (пословицы записаны на доске или представлены на слайде). Какой общей темой объединены пословицы?

С какими из них вы согласны, а с какими - нет?

Какие пословицы на эту тему вы знаете?

Объясните правописание не и ни в данных предложениях.

Красна дружба не лестью, а правдой и честью. Не поживши вместе, друга не узнаешь. Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга. Недруг поддакивает, а друг спорит.

III. Осмысление изученного и обобщение

1. Отличие частиц не и ни по значению. Составление алгоритма рассуждения.

Объясняя, какую частицу нужно писать, учащиеся приходят к выводу, что в каждом конкретном случае написание частиц не и ни определяется путем сопоставительного анализа в соответствии со смыслом высказывания.

Сопоставительный анализ:

1) Определи, сколько частиц не и ни в предложении. Если одна, то

2) определи, к какой части речи относится эта частица. Если к существительному в родительном падеже – пиши ни ; если к другой части речи – пиши не.

Если частица при глаголе, то

3) определи, восклицательное или повествовательное предложение. Если предложение восклицательное – пиши не , если сложное с утвердительным смыслом – пиши ни;

4) определи, какой смысл имеет предложение. Если положительный смысл – пиши две частицы не, если отрицательный – пиши не и ни (ни усиливает отрицание, выраженное частицей не ).

2. Лингвистический тренинг . Используя алгоритм рассуждения, прокомментируйте написание частиц не и ни .

Я не могу не рассказать о своем путешествии. Кому не хочется побывать в далеких странах? Кто бы ни приходил к ним, каждого встречали приветливо. Ни на одном из этих решений они не остановились. Какие страны я только ни видел, о родине не забывал. Вот луна: она не тускла, не бледна, не задумчива. Вокруг нет ни души.

3. Самостоятельная работа. Тест.

Вариант I (распечатки тестовых заданий на каждой парте). Отметьте случаи правописания не .

1) Н… чуть н.. изменился.

2) Друг н… мог н… помочь мне.

3) Н.. знал н.. правил, н.. формул.

4) Задача н… решена.

5) Куда н.. кинь взор, всюду развалины.

6) Н… первый случай.

7) Нельзя н.. любоваться закатом.

8) Н… правда, а ложь.

Вариант II. Отметьте случаи правописания ни.

1) Н… за что благодарить.

2) Н… разу не ответил.

3) Н… для кого н… тайна.

4) Нет н… на суше, н…на море.

5) Всюду, где мы н…проезжали.

6) Вокруг н…души.

7) Н.. один лист н…шевелился.

8) Это н…ответ.

4. Работа в группах. «Собираем» орфограммы . Используя материал учебника «Слитное и раздельное написание частиц не и ни с различными частями речи», подготовьте информацию:

I группа - о слитном и раздельном написании частицы ни ;

II группа не с существительными, прилагательными, наречиями на - о, - е;

III группа - о слитном и раздельном написании частицы не с глаголами, деепричастиями , причастиями;

IV группа - о слитном и раздельном написании частицы не с местоимениями и отрицательными наречиями.

Сообщения проиллюстрируйте примерами из словарного диктанта (распечатки диктанта на каждой парте), допишите собственные примеры.

Недотрога, нигде, не сделал, вовсе не интересный рассказ, не подготовленная к сдаче работа, ни с кем не говорила, ни слуху ни духу, неряшливо, ненавидеть, не веселый, а грустный; не взирая на бурю, ненаписанное письмо, нисколько, недруг, ни шагу назад, неоткуда, нелепый, когда бы то ни было.

5. Работа с деформированным текстом.

Павел Петрович старался (н..)глядеть на Базарова. Он стыдился своей заносчивости, своей (н..)удачи. Молчание длилось тяжелое и (н..)ловкое. Обоим было (н..)хорошо. Каждый из них осознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма (н..)приятно (н..)другам. (Н..)один, (н..)другой (н..)делали попытки к примирению.

6. Фразеологический практикум. Продолжите список устойчивых сочетаний с не и ни . С несколькими фразеологизмами составьте предложения.

Не видно ни зги, не покладая рук, ни свет ни заря….

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Составьте список ключевых слов по теме урока.

2. Ответьте на вопросы:

1) Что вам известно о значении и употреблении частиц не и ни ?

2) Что вы знаете о правописании частицы не с разными частями речи?

3) Когда ни со словами пишется слитно, а когда раздельно?

V. Домашнее задание : выпишите из художественных произведений пять-шесть предложений с не и ни в качестве примеров на изученные орфограммы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВ СКАЯ ШКОЛА "

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Составила:

учитель русского языка

и литературы МБОУ

"Найдёновская школа"

Великая И.В.

с.Найдёновка,2016г

Конспект урока в 7 классе

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ход урока

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу,
доброжелательное отношение друг к другу.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

ΙΙ. Мотивация к изучению нового материала.

Слово учителя:

Начнём наш урок вот с такой необычной истории:

(Ученики разыгрывают сценку)

В далекой стране есть поселок «Частица» . В этом поселке живет множество частиц.

Каждое утро все частицы выходят из своих домов и идут на рынок «Перекресток» . Частица НЕ – не исключение и тоже пошла на рынок. Там она встретила подругу частицу НИ, и они пошли вместе за апельсинами.

В ларьке к ним подошел продавец НЕЙЗНАЙКА и сказал:

НЕ и НИ! Здравствуйте! К нам сегодня завезли апельсины. Они очень вкусные. Несколько не горькие…

Не успев закончить фразу, как частица НИ закричала на весь рынок:

Как ты смеешь меня оскорблять? Как ты смог меня, частицу НИ, спутать с частицей НЕ. Если бы не я, частица НИ, ты бы не смог правильно разговаривать со своими покупателями! Тебя бы уволили давно! Я нужнее, чем частица НЕ для родного языка!

Тут, не вытерпев, вскричала частица НЕ:

Это ты нужнее? Да если бы не я, все бы говорили как иностранцы: «Ни смог, ни прийти» . Так что я нужнее для нашего родного языка!

На крики сбежались все покупатели с рынка и тоже начали спорить, кто важнее: частица НИ или НЕ?

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к двум сестрам. Как вы уже поняли это частицы НЕ и НИ. Необходимо помирить их. Но сначала, давайте вспомним, что нам известно о правописании частицы не с различными частями речи ?

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1.( Класс делится на две группы, два ученика работают у доски с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.

1 вариант 2 вариант

не участвовал негодовать

не слышится шороха неряшливый

не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река

не правда, а ложь говорить неправду

не в чем сомневаться нечем удивить

не за что хвалить нечего хвалиться

ничуть не злой очень недобрый

вовсе не грустный совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя:

Объясните значения устойчивых выражений :

ни больше ни меньше, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни пуха ни пера.

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Приведите свои примеры употребления частицы НИ в устойчивых выражениях .(Дети приводят примеры)

А сейчас выполните следующие задание:

на отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн.жне Марье о д.ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н.) раз друг ув.зил Долохова от п.гони (н.)раз он по городу катал их с ц.ганами. 4.Для него (н.) было (н.)каких – (н.) физических (н.) моральных оков: он все мог.делать и (н.)что его (н.)связывало. 5.Он (н…)во что (н.) верил и (н.) чего (н.) признавал.

3.Слово учителя:

Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни , тем самым часть дела по примирению сестер частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при­ дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб­ ретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело нам было на спортивных состязаниях.

Я не мог не поздравить своего давнего друга с днём рождения.

На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

Какую особенность вы заметили в этих предложениях? (первая частица не находится перед формами гла­ гола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола).

4.Фикульминутка.

5.Слово учителя:

Вот мы и добрались до города, где живут сестры. Но, что мы видим? На помощь сестрам приехал и мэр города. Давайте посмотрим, удастся ли мэру помирить частицы.

(продолжение сценки)

Приехал мэр города НЕВЗНАЧАЙ.

Он решил сам рассудить двух спорящих частиц.

Что за шум? Что за крики? Кто не смог поладить друг с другом?

Это частицы НЕ и НИ, послышался голос НЕВЕЖДЫ.

НЕЗНАЙКА, расскажи, как все началось, - сказал НЕВЗНАЧЙ.

Она сказала, что она важнее, - сказала частица, НЕ, показывая пальцем на частицу НИ. – На самом деле, важнее я, частица НЕ.

Начинай, сказал НЕВЗНАЧАЙ, указывая на НЕЗНАЙКУ.

Они пришли ко мне купить апельсины. И вдруг у меня вырвалась неграмотная фраза: «Несколько не горькие» . И из-за этого они поссорились. Я извиняюсь перед частицей НИ и говорю еще раз эту фразу, но только правильно: «Покупайте апельсины. Они очень вкусные; Они очень вкусные; нисколько не горькие» .

Все выяснилось, частицы. Все вы нужны для нашего языка. Мы все здесь равны, все частицы нашего родного языка. Я рад, что обошлось нормально. А теперь расходитесь по своим делам, а частицы НЕ и НИ, идите по домам с миром!

Все в хорошем настроении пошли с рынка. НЕ и НИ остались довольны.

6.Слово учителя:

Вот и разрешился спор, а мы, чтобы частицы больше между собой не ругались закрепим знания об их правописании. Да и НЕЗНАЙКУ научим.

Работа с карточками

А.Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

Б. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты.

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Ключ: Нельзя не восхититься торжеством красоты.

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неиз­веданному.)

В. Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

IV .Стадия рефлексии .

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V. Домашнее задание . Составить словарную диктовку «Правописание не и ни с различными частями речи»

7-й класс

Не и ни в отрицательных наречиях

Цели урока:

Познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях;

Закрепить навык по правописанию наречий;

Повторить правописание отрицательных местоимений;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Лексическая разминка.

Задание. Допишите нужное существительное, которое должно начинаться с не-.

1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, – это (невесомость) .

2) Вымысел, лживое сообщение – это (небылица).

3) Незнание, неосведомленность – это (неведение).

4) Невоспитанный, грубый человек – это (невежа) .

5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это (невежда) .

6) Простодушие, наивность – это (невинность).

7) Человек, настроенный к кому-либо неприязненно, – это (недоброжелатель) .

8) Слабость, болезнь – (немощь) .

2. Проблемный вопрос.

Задание. Какой частицей (не или ни ) можно заменить частицу даже и союз и?

Ответ. Частицей ни.

3. Наречия или местоимения?

Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова – наречием или местоимением?

1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)

2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)

3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)

4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)

II. Объяснение нового материала.

1. Не и ни в отрицательных наречиях. (Работа с материалом учебника или материалом презентации, выполненной в программе PowerPoint.)

Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:

не"где – ни где", не" когда – ни когда".

Под ударением пишется не, в безударном положении – ни:

не"сколько – ни ско"лько.

2. Проблемный вопрос.

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный отв ет.

1) Местоимение.

2) Имя прилагательное.

3) Имя существительное.

Ответ: местоимение.

III. Закрепление нового материала.

Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?

Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал, н_чего н_ пойму, н_ с чем н_ соглашусь, н_как н_ удавалось преодолеть, н_откуда взять.

Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Негде – нигде.

Некуда – никуда.

Неоткуда – ниоткуда.

Некогда – никогда.

Незачем – …

… – никак.

… – нисколько.

Задание 3. Пишем словарный диктант. Какое правило нужно вспомнить?

Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Запоминаем правило.

Задание. Закончите предложения.

1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка… (не).

2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка… (ни).

2. Не с разными частями речи.

Задание. Вставьте пропущенные буквы (е или и ), раскройте скобки.

(Н_) за что (н_) берусь.

(Н_)чего (н_) хочу.

(Н_)чуть (н_) боюсь.

(Н_)сколько (н_) страшно.

(Н_) о чем заботиться.

(Н_)где играть.

(Н_) с кем дружить.

(Н_) у кого (н_) был.

(Н_)как (н_) пойму.

(Н_)откуда взять.

3. Не или ни?

Задание. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.

1) (Не,ни)где не видно жилья.

2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.

3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.

4) (Не,ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.

5) Писем ждать было (не,ни)откуда.

V. Творческое задание.

Задание. Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.

1) Ум – одежда, которая (никогда) не износится, знание – родник, который (никогда) не исчерпаешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда) .

3) Приходится вертеться, если (некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда) .

5) Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она (никак) не походила на свою сестру.

7. Вот отец выбежал на просеку, которую (некогда) сам прорубил.

VI. Задание повышенной трудности.

Не с разными частями речи.

Задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.

2) На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.

5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

VII. Занимательный материал к уроку.

Задание 1. Из набора букв составьте два слова.

н е н е д о л я р г о к о

Задание 2. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите однокоренные слова к выделенному слову.

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.

Ответ. Лебедь у Пушкина женского рода (послала). Это связано с тем, что она – заколдованная царевна. Дозор – обзор, позор, кругозор, подзорная, взор, взирать, зрение и т.п.

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва