Роберт Фултон и Наутилус капитана Немо – правдивая история создания. Факты об атомной подводной лодке наутилус «Наутилус» в компьютерных и видео-играх

USS Nautilus (SSN-571)

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

USS Nautilus (рус. «Наутилус» ) - первая в мире атомная подводная лодка , вступила в строй ВМС США в 1954 году. Ввиду своей уникальности в основном была занята исследовательскими задачами. В 1980 году выведена из состава флота, с 1986 года функционирует как корабль-музей.

Общие сведения

Корабль получил имя Nautilus по названию подводной лодки из фантастического романа Ж.Верна. Он стал четвертым кораблем, носящим это имя - до него были две шхуны (1803 и 1838 г.) и подводная лодка типа Narwhal (1930 г.).

История создания

Предпосылки к созданию

Первые исследовательские работы по созданию корабельного ядерного реактора (ЯР) ВМС США начались в 1939 г. Однако события Второй Мировой войны и сосредоточение усилий на реализации программы создания американской атомной бомбы (проект Manhattan) отодвинули внедрение атомной энергетики на ПЛ более чем на 15 лет. Впрочем, к концу войны в Центре корабельных исследований ВМС США была укомплектована группа офицеров и инженеров, которая в 1946 г. приняла участие в строительстве ЯР в ядерном центре Оак-Ридж.

Однако в конце 1947 г. управление кораблестроения ВМС не поддержало рекомендаций группы по ускорению программы создания ЯР с габаритами, позволяющими разместить его в корпусе ПЛ, и расформировало ее. Однако работы над ЯР для подводных лодок продолжались и вскоре получили поддержку руководства ВМС США . Был создан отдел атомной энергетики при управлении кораблестроения ВМС, позже преобразованный в сектор разработки военно-морских реакторов комиссии по атомной энергии.

В 1948 году США закончили разработку проекта атомной энергетической установки (АЭУ) и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. К концу 1949 г. была завершена разработка проекта первой корабельной АЭУ. Прототип реактора размещался внутри стального цилиндра диаметром около 9 м – согласно предполагавшемуся диаметру прочного корпуса будущей подводной лодки.

Общий вид лодок Nautilus и Seawolf

В начале 1950 г. Конгресс США принял решение о выделении в 1952 финансовом году средств на постройку первого прототипа подводной лодки с атомной энергетической установкой (проект SCB 64), а в 1953 финансовом году – второго (проект SCB 64A). Первый из них впоследствии получил название Nautilus , а второй – Seawolf .

Предшественники

Целью строительства Nautilus было выяснить возможность размещения ядерной энергетической установки на лодке и затем сравнить ее с новейшими дизельными лодками типа Tang . Первые атомоходы Nautilus и Seawolf имели схожую с ними архитектуру корпуса (с штевневой носовой оконечностью, широкой палубой надстройки и пр.).

Проектирование

В августе 1949 г. утверждаются тактико-технические данные первой атомной подводной лодки.

В январе 1950 г. было принято решение о строительстве наземного прототипа АЭУ - реактора на тепловых нейтронах STR Mark I. В феврале 1950 г. Х. Риковер запросил ведущую верфь ВМС США Portsmouth Naval Shipyard относительно возможности разработки проекта и изготовления корпуса ЯР для прототипа STR Mark I. После отказа Риковер предложил эту работу верфи Electric Boat Shipyard (Гротон, штат Коннектикут). В конце 1952 г. корпус реактора был изготовлен и доставлен в г. Арко (штат Айдахо). 30 марта 1953 г. прототип STR Mark I достиг уровня критичности, а 25 июня того же года установка была доведена до номинальной мощности.

В ходе проектирования не удалось предусмотреть все детали. Удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на лодке в итоге не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита (около 740 т).

Постройка и испытания

USS Nautilus после спуска на воду

Контракт ВМС с верфью Electric Boat был подписан 20 августа 1951 г. Стоимость субмарины в ценах 1951 г. составила $37 млн. Подлодка была заложена 14 июня 1952 г. в присутствии президента США Г.Трумэна на верфи в Гротоне. 21 января 1954 г. в присутствии президента США Эйзенхауэра корабль был спущен на воду, а через восемь месяцев - 30 сентября 1954 г. был принят на вооружение ВМС США .

В 11 часов 17 января 1955 г. USS Nautilus отдал швартовы у причала верфи Electric Boat и впервые развил ход под АЭУ. Командир корабля Уилкинсон послал ставшее историческим донесение: «Underway on nuclear power» («Идем на ядерной энергии»).

Вплоть до 17 января 1955 г. атомная подводная лодка (АПЛ) продолжала находиться у достроечной стенки верфи компании Electric Boat. Выполнялась доводка корабля до проектных параметров. Наиболее сложным оказалось обеспечение подводной автономности из-за неудовлетворительной работой системы регенерации и кондиционирования воздуха.

В мае 1955 г. лодка прошла под водой из Нью-Лондона (штат Коннектикут) в Пуэрто-Рико 1300 миль за 84 часа. В начале 1957 г. допустимая продолжительность пребывания под водой была увеличена до 16 суток (около 385 часов). И только в конце 1958 г. продолжительность непрерывного пребывания под водой достигла проектной величины – 31 сутки.

Описание конструкции

Внешний вид и продольный разрез АПЛ Nautilus:

1 – антенна ГАС BQR-4A; 2 – антенна ГАС SQS-4; 3 ~ носовой горизонтальный руль; 4 – носовой входной и торпедопогрузочный люк; 5 – спасательные люки; 6 – прочная рубка; 7 – ходовая рубка; 8 – перископы; 9 – ПМУ АП РЛС BPS-4; 10 – ПМУ АП станций РЭБ и РТР; 11 – ПМУ устройства «шнорхель» (воздухоприемная шахта); 12 – ПМУ систем связи; 13 – антенна станции РЭП; 14 – ПМУ устройства «шнорхель» (газовыхлопная шахта); 15 – кормовой входной люк; 16 – вертикальные рули; 17 – ось кормового горизонтального руля; 18 – шестой (кормовой) отсек; 19 – пятый (турбинный) отсек; 20 – четвертый (реакторный) отсек; 21 – третий (центрального поста) отсек; 22 – центральный пост; 23 – второй (жилой и аккумуляторный) отсек; 24 -первый (торпедный) отсек; 25 – запасные 533-мм торпеды; 26 – 533-мм ТА.

Корпус

Наутилус был первой в мире атомной подводной лодкой . От дизель-электрических лодок отличался не только наличием новой энергетической установки, но также и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. В то же время, по форме наружных обводов корпуса лодка практически не отличалась от дизель-электрических.

Прочный корпус АПЛ Nautilus изготовлен из стали HTS и разделялся водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. Носовая оконечность имела штевневые обводы, кормовая – конусную форму с круговыми шпангоутами.

Отмечается, что неудачная конструкция корпуса и надстройки АПЛ привела к интенсивной вибрации. Эффективная работа ГАС и скрытность АПЛ обеспечивались на скоростях хода только менее 4 узлов. Этот урок Nautilus был учтен при разработке последующих проектов атомных ПЛ, получивших более обтекаемую форму корпуса.

Энергетическая установка и ходовые качества

Прототип реактора лодки

Атомная энергоустановка (АЭУ) корабля включала в себя один водо-водяной реактор типа S2W тепловой мощностью 50 МВт с двумя парогенераторами (ПГ) и с тремя циркуляционными насосами первого контура на каждый ПГ, два главных турбозубчатых агрегата с турбинами высокого и низкого давления суммарной эффективной мощностью 15000 л.с., два главных конденсатора, два гребных вала с пятилопастными гребными винтами.

АЭУ USS Nautilus суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала надводную скорость более 20 уз. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 000 миль при расходе 450 г урана-235 в месяц. Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава.

Корпус реактора марки «S2W» фирмы Westinghouse Electric Corporation имел форму цилиндра со сферической крышкой и полусферическим днищем и весил около 35 тонн. Высота реактора составляла 3 м, диаметр - 2,7 м. Корпус реактора крепился в вертикальном положении на основании цистерны водяной защиты. Данная цистерна крепилась на фундаменте в трюме реакторного отсека. Вместе с водяной и композитной защитой высота реактора составляла около 6 метров, а диаметр 4,6 метра. Активная зона реактора была цилиндрической формы и диаметром около 1 метра. Общий вес загрузки реактора составлял около 100 кг. КПД энергетической установки достигал 16%. Биологическая защита ЯР обеспечивала снижение проникающей радиации до уровня ниже естественного фона – около 3 бэр за 30 лет.

Вспомогательное оборудование

Для аварийных случаев и прибрежного маневрирования на атомоходе имелись два дизель-генератора, а также устройство типа «шноркель».

Экипаж и обитаемость

На этой лодке впервые получилось обеспечить весь экипаж штатными койками, отказавшись от принципа «теплой койки» (когда сменившийся с вахты моряк занимал любую свободную койку, с которой недавно встал подвахтенный). Старшины и матросы размещались на трехъярусных койках в кубриках, офицеры – в каютах, командир корабля имел отдельную каюту. Жилые помещения располагались в 2-м, 3-м и 6-м отсеках.

Вооружение

Торпедный отсек USS Nautilus

Минно-торпедное вооружение

Лодка имела шесть носовых торпедных аппаратов типа Mk 50 калибра 533 мм для стрельбы торпедами Mk 14 Mod 6, Mk 16 Mod 6, Mk 16 Mod 8, Mk 37 Mod 1b и Mod 3. Система управления стрельбой – Mk 101 Mod 6. Боезапас включал 24 торпеды (6 – в торпедных аппаратах и 18 – на стеллажах).

При строительстве корабля рассматривалась возможность оснащения его ракетами RGM-6 Regulus, но из-за сложности проекта, было решено прекратить его разработку.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

АПЛ располагала активно/пассивной гидроакустической станцией (ГАС) типа AN/SQS-4 с цилиндрической антенной в носовой оконечности. Дальность обнаружения в режиме эхопеленгования – 5 миль, рабочая частота – 14 кГц. Однако работающие турбины и конструкции корпуса создавали такую вибрацию и шум, что сонар становился бесполезным уже на скорости 4 узла. Лодка становилась глухой, к тому же такая шумность демаскировала её.

История службы

Доводка АПЛ продолжалась во время испытаний. На начало февраля 1957 г. подводная лодка прошла под водой 60000 миль.

В течение 1957-1959 гг. Nautilus выполнял различные задачи, в том числе предпринял четыре попытки достичь Северного полюса.

Маршрут похода к Северному полюсу

В августе 1957 года сорвалась первая попытка похода на Северный полюс. Зайдя под паковые льды, атомоход попытался всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, но напоролся на дрейфующую льдину, серьёзно повредив единственный перископ. Попытки покорения полюса были продолжены. 3 августа 1958 года, пройдя в подводном положении подо льдами, Nautilus достиг Северного полюса. Субмарина в 23:15 прошла через точку Северного полюса на глубине около 120 м под паковыми льдами толщиной в 7,6 м. Nautilus стал первым кораблем в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.

В 1958 году вовремя обнаружено проникновение забортной воды внутрь прочного корпуса. Течь возникла в машинном отсеке вследствие того, что главный конденсатор паротурбинной установки не обладал необходимой коррозионной стойкостью. Течь могла привести к выходу из строя энергетической системы корабля.

4 мая 1958 года на лодке, находящейся в подводном положении, вспыхнул пожар из-за воспламенения тепловой изоляции турбины высокого давления. Личный состав в течение нескольких часов боролся с возгоранием, очаг был ликвидирован. Возможно, имелись жертвы, но данные об этом весьма противоречивы.

С 28 мая 1959 г. по 15 августа 1960 г. АПЛ прошла первый капитальный ремонт и перезарядку АЗ ЯР на верфи Portsmouth Naval Shipyard. После завершения ремонта в августе 1960 г. он был приписан к 6-му флоту и стал первой атомной лодкой на Средиземном море.

Повреждения после столкновения с USS Essex

С конца октября до середины декабря 1960 г. Nautilus находился в Средиземном море в составе 6-го флота ВМС США. После этого лодка участвовала в ряде учений НАТО в Атлантике. Осенью 1962 г. субмарина принимала участие в морской блокаде Кубы.

С 17 января 1964 г. по 15 мая 1966 г. состоялся второй капитальный ремонт и перезарядка активной зоны ЯР. К весне 1966 г. АПЛ прошла под водой 300000 миль. В течение следующих двенадцати лет она участвовала в ряде исследовательских программ ВМС.

10 ноября 1966 года Nautilus в ходе учений в перископном положении маневрировал, готовясь атаковать авианосец USS Essex (CVS-9). От столкновения авианосец получил подводную пробоину, но остался на плаву. Лодка серьёзно повредила рубку, но хода не лишилась и ушла в базу на ремонт.

Весной 1979 г. Nautilus отправился из Гротона в свой последний подводный переход на верфь Mare Island Naval Shipyard, где корабль был выведен из состава флота.

Память

Корабль-музей Nautilus

В октябре 1979 г. ВМС приняли решение о переоборудовании Nautilus в музейный экспонат. В мае 1982 г. было объявлено, что АПЛ является «национальным памятником исключительного значения» (National Historic Landmark).

Переоборудование в музейный экспонат выполнялось на верфи Mare Island. Реактор сохранен и законсервирован, активная зона ядерного реактора была выгружена. Для входа и выхода посетителей в правом (парадном) борту были прорезаны два проема в прочном корпусе. Для посетителей доступны 1, 2 и 6 отсеки.

В 1985 г. Nautilus отбуксировали в Гротон и разместили в акватории Музея подводных сил. Для посетителей АПЛ открыли 11 апреля 1986 г. – в день 86-й годовщины учреждения подводных сил ВМС США.

20 мая 1982 г. Nautilus был объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. После дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 г. Nautilus был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для публики.

Командиры

Коммандер Андерсон

Имя командира, звание Начало службы Окончание службы
Коммандер Вилкинсон (Eugene P. Wilkinson) Сентябрь 1954 г. Июнь 1957 г.
Коммандер Андерсон (William R. Anderson) Июнь 1957 г. Июнь 1959 г.
Коммандер Зек (Lando W. Zech, Jr.) Июнь 1959 г. Апрель 1962 г.
Коммандер Метцел (Jeffery C. Metzel, Jr.) Апрель 1962 г. Октябрь 1963 г.
Коммандер Фогарти (Francis C. Fogarty) Октябрь 1963 г. Апрель 1967 г.
Коммандер Григс (Norman E. Griggs) Апрель 1967 г. Январь 1970 г.
Коммандер Кокфилд (David W. Cockfield) Январь 1970 г. Июнь 1972 г.
Коммандер Анкони (Alex Anckonie, III) Июнь 1972 г. Декабрь 1976 г.
Коммандер Ридел (Richard A. Riddell) Декабрь 1976 г. Март 1980 г.

Награды

В ходе службы корабль получил ряд наград:

  • Благодарность президента за операцию «Солнечный свет» (покорение Северного полюса)
  • Медаль за службу национальной обороне

Оценка проекта

Как показали испытания Nautilus , благодаря атомной энергетической установке новый корабль получил практически неограниченную, в пределах автономности по запасам провизии, дальность непрерывного подводного плавания. Причем скорость его движения под водой оказалась выше скорости движения в надводном положении. Благодаря этому корабль мог быстро занять выгодную для атаки позицию или длительное время преследовать цель, используя собственные гидроакустические средства и в первую очередь шумопеленгаторную станцию BQR-4. Во всех отношениях он имел значительные преимущества перед дизель-электрическими подлодками, за исключением, разве что производимого самой лодкой шума.

Жюль Верн пишет своему издателю Этцелю:

Надо, чтобы мой неизвестный не имел ни малейшего соприкосновения с остальным человечеством, от которого он полностью отделён. Он и не живёт на земле, он обходится без земли. Моря ему достаточно, но надо, чтобы море давало ему всё, вплоть до одежды и пищи. Никогда он не ступает ногой на какой-либо из материков…

Писатель решил поместить своего героя в глубины океана, а для этого ему нужен был подводный корабль. Так начал формироваться образ будущего «Наутилуса». В 1860-х подводные лодки были уже достаточно известны, их строили в ряде стран и писатель достаточно хорошо знал о них. Так, ещё в 1862 году он видел строящийся « В 1867 году , вернувшись в Париж после путешествия в США , Верн посетил Всемирную выставку на Марсовом поле , где были представлены «Фея Электричества», проект будущего Суэцкого канала , а также технологии первых подводных лодок и скафандров , многие из которых писатель позже внедрил на своём фантастическом подводном корабле.

Трудно точно определить, какая именно подводная лодка послужила окончательным прообразом «Наутилуса». Так, внешне он очень похож на американскую субмарину «Alligator» (англ.), спущенную на воду в 1862 году. Однако по внутреннему оборудованию «Наутилус» ближе всего к французскому «

Модель «Париж

Весьма распространено мнение, что «Наутилус» получил имя в честь одноимённой лодки Роберта Фултона , которую тот в мае 1801 года демонстрировал парижанам на Сене . Однако в своих произведениях Верн, родившийся в 1828 году , ни разу не упоминает его имя, тем более что Фултон предлагал свои субмарины не только Франции , но и её потенциальному врагу - Англии . Таким образом, у Верна не было никаких оснований называть вымышленный подводный корабль в честь реально существующего. Более того, в романе «20 000 лье под водой» описывается эпизод, когда пассажиры «Наутилуса» наблюдают за стаей моллюсков наутилусов (в романе их называют аргонавтами) и сравнивают моллюсков и их раковины с капитаном Немо и его кораблём. Этот же эпизод раскрывает смысл девиза «Наутилуса» - «Движущийся в движимом» («Mobilis in mobile»).

«Наутилус» в литературных произведениях Жюля Верна

Создание

Конструкция

Внутренняя планировка

Водонепроницаемой переборкой от них отделён салон. Это просторный зал, имеющий 10 метров в длину, 6 в ширину и 5 в высоту. За узорчатым орнаментом потолка, выдержанного в духе мавританских сводчатых покрытий, скрываются мощные лампы освещения. Капитан Немо устроил здесь самый настоящий музей искусства и даров природы. Стены обтянуты ткаными обоями строгого рисунка. Около 30 картин в одинаковых рамах, отделённые одна от другой щитами с рыцарскими доспехами , украшают стены. Из мастеров представлены: Рафаэль , Леонардо да Винчи , Корреджо , Тициан , Веронезе , Мурильо , Гольбейн , Диего Веласкес , Рибейра , Рубенс , Тенирс , Герард Доу , Метсю , Поль Поттер , Жерико , Прюдон , Бакхёйзен , Берне , Делакруа , Энгер , Де Камп, Труайон, Месонье , Добиньи , при этом работы новомодных на то время мастеров вроде импрессионистов отсутствуют. Всю стену между дверьми занимает огромная фисгармония , на которой разбросаны партитуры Вебера , Россини , Моцарта , Бетховена , Гайдна , Мейербера , Герольда , Вагнера , Обера , Гуно и многих других. В углах на высоких пьедесталах установлены несколько мраморных и бронзовых копий античных скульптур. Рядом с произведениями искусства соседствуют творения природы, представленные водорослями, раковинами и прочими дарами океанской фауны и флоры. Посреди салона из гигантской тридакны бьёт фонтан, освещенный снизу электричеством. Края раковины изящно зазубрены, а её диаметр около 2 метров. Вокруг раковины в изящных витринах, оправленных в медь, расположены по классам и снабжены этикетками редчайшие экспонаты океанических вод.

Следом за салоном и второй водонепроницаемой перегородкой расположено помещение библиотеки (она же - курительная комната) длиной метров пять. Вдоль стен помещения установлены книжные шкафы из чёрного палисандрового дерева с бронзовыми инкрустациями , занимающие всё пространство от пола до потолка. Несколько отступя от шкафов установлены сплошные широкие диваны, обитые коричневой кожей, близ диванов расставлены лёгкие передвижные подставки для книг. Посреди библиотеки установлен большой стол. На потолке расположены 4 светильника из матового стекла, а сам потолок украшает лепнина . Библиотека «Наутилуса» насчитывает 20 тыс. томов.

За третьей водонепроницаемой переборкой расположено небольшое помещение, в котором установлен трап , ведущий к шлюпке. Далее идёт ещё одна каюта длиной 2 метра (в ней жили друзья профессора - его слуга Консель и гарпунёр Нед Ленд), а следом за ней камбуз длиной 3 метра, расположенный между двумя вместительными кладовыми. Возле камбуза размещается комфортабельная ванная комната с кранами для горячей и холодной воды. После идёт матросский кубрик длиною 5 метров.

Четвертая водонепроницаемая переборка отделяет кубрик от машинного отделения , которое занимает в длину метров двадцать и ярко освещено. Помещение состоит из двух половин: в первой находятся батареи, вырабатывающие электрическую энергию, во второй - машины, вращающие винт корабля.

Если считать только стоимость корпуса и оборудования, то «Наутилус» на момент своего создания стоил около двух миллионов франков , а с учётом коллекций и художественных произведений, хранящихся в нём, - не менее четырёх или пяти миллионов франков.

«Наутилус» в «20 тысяч лье под водой »

«Наутилус» появляется на первых же страницах романа и почти сразу же показывает свои невероятные ходовые качества, обгоняя все существующие пароходы . Поначалу все считают, что это животное: его принимают то за гигантское китообразное (нарвала), то за гигантского кальмара . Вскоре по воле случая на его борт попадают трое пассажиров - профессор Ароннакс, его слуга Консель и гарпунёр Нед Ленд. Они же и узнают название корабля, а «Наутилус» довольно скоро показывает им свои возможности.

Так благодаря ему герои смогли увидеть жизнь морских глубин.

Морские глубины были великолепно освещены в радиусе одной мили от «Наутилуса». Дивное зрелище! Какое перо достойно его описать! Какая кисть способна изобразить всю нежность красочной гаммы, игру световых лучей в прозрачных морских водах, начиная от самых глубинных слоев до поверхности океана!

Впоследствии автор не раз описывает своё восхищение обитателями глубин в их естественной среде. В Саргассовом море «Наутилус» совершает погружение на глубину 16 километров, без каких-либо повреждений.

«Наутилус» скользил в бездонные глубины, несмотря на огромное давление внешней среды. Я чувствовал, как скрипят скрепы железной обшивки судна, как изгибаются распоры, как дрожат переборки, как стекла в окнах салона, казалось, прогибаются внутрь под давлением воды. Если бы наше судно не обладало сопротивляемостью стали, как говорил его командир, его бы, конечно, расплющило!

После герои на «Наутилусе» совершают поход подо льдами к южному полюсу , на месте которого находится небольшой остров, и Немо водружает на полюсе свой флаг.

«Наутилус» помог своему капитану сделать много открытий, именно благодаря ему Немо открыл тоннель под Суэцким перешейком , раскрыл тайну гибели Лаперуза , смог исследовать ряд подводных пещер и нашёл Атлантиду .

В то же время «Наутилус» показывает себя как боевой корабль. Уже в начале романа упоминается его случайное столкновение с пассажирским судном, когда таран пробил пятисантиметровую сталь с такой лёгкостью, что на судне это почувствовали лишь как лёгкий толчок. После этого случая газеты начинают обвинять «гиганского нарвала» (за которого поначалу принимали «Наутилус») в гибели каждого исчезнувшего судна. Но только со второй половины романа Ароннакс со своими спутниками смогли воочию убедиться в боевых возможностях корабля. Первое же, из описываемых в романе, боевое применение «Наутилуса» весьма необычно: Немо использует его для уничтожения стаи кашалотов .

«Наутилус» в атаке

Ну, и была же битва! Даже Нед Ленд пришел в восторг и хлопал в ладоши. «Наутилус» в руках капитана превратился в грозный гарпун. Он врубался в эти мясистые туши и рассекал их пополам, оставляя за собой два окровавленных куска мяса. Страшные удары хвостом по его обшивке были ему не чувствительны. Толчки мощных туш - ему нипочем! Уничтожив одного кашалота, он устремлялся к другому, поворачивался с галса на галс, чтобы не упустить жертвы, давал то передний, то задний ход, погружался, покорный воле штурмана , в глубины, когда животное уходило под воду, всплывал вслед за ним на поверхность океана, шел в лобовую атаку или наносил удар с фланга, нападал с фронта , с тыла , рубил, резал своим страшным бивнем !

Какая шла резня! Какой шум стоял над океанскими водами! Какой пронзительный свист, какое предсмертное хрипение вырывалось из глоток обезумевших животных! Взбаламученные ударами могучих хвостов, спокойные океанские воды бурлили, как в котле!

Целый час шло это гомерическое побоище, где большеголовым не было пощады. Несколько раз, объединившись в отряды из десяти - двенадцати особей, кашалоты переходили в наступление, пытаясь раздавить судно своими тушами. Разверстые зубастые пасти, страшные глаза животных, метавшихся по ту сторону окон, приводили Неда Ленда в ярость. Он осыпал большеголовых проклятиями, грозил им кулаком. Кашалоты впивались зубами в железную обшивку подводного корабля, как собаки впиваются в горло затравленного кабана . Но «Наутилус», волею кормчего, то увлекал их за собою в глубины, то извлекал на поверхность вод, невзирая на огромную тяжесть и могучие тиски животных.

Также «Наутилус» показывает себя как «оружие возмездия», и если в одной из глав лишь намекается на его сражение с фрегатом (при этом оказывается смертельно ранен один из матросов), то ближе к концу романа подробно описывается, как он топит атакующий его военный корабль.

Между тем скорость движения «Наутилуса» заметно возросла. Так он делал разбег. Весь его корпус содрогался. И вдруг я вскрикнул: «Наутилус» нанес удар, но не такой сильный, как можно было ждать. Я ощутил пронизывающее движение стального бивня. Я слышал лязг и скрежет. «Наутилус» благодаря могучей силе своего стремления вперед прошел сквозь корпус корабля так же легко, как иголка парусного мастера сквозь парусину .

В конце романа, в процессе побега пассажиров, «Наутилус» попадает в огромный водоворот - мальстрим , но, как позже выясняется в романе «Таинственный остров », сумел выбраться и из него.

Последняя гавань

Со временем все спутники Немо умерли и капитан, которому исполнилось 60 лет, остался один на один со своим кораблём. Он отвёл «Наутилус» в одну из гаваней , которые иногда служили ему местом стоянки. Эта гавань находилась под островом Линкольна. Спустя шесть лет, когда на острове разбился аэростат с путешественниками из США, Немо попытался уплыть, но оказалось, что под действием вулканических сил базальтовая скала поднялась, и корабль не мог выйти из подводной пещеры. «Наутилус» оказался взаперти. Спустя несколько лет Немо, почувствовав свою кончину, вызвал по телеграфу на «Наутилус» колонистов. После общения с ними он изложил им свою последнюю просьбу:

…мне хочется, чтобы «Наутилус» был мне могилой. Это будет мой гроб. Все мои друзья покоятся на дне моря, и я тоже хочу лежать там.

Колонисты пообещали выполнить его просьбу и после смерти Немо плотно закрыли на «Наутилусе» все двери и люки, после чего на корме открыли оба продувочных крана. 16 октября 1868 г. в пещере Даккара «Наутилус» погрузился под воду навсегда, а 9 марта 1869 г. , после продолжительного извержения горы Франклина , стены пещеры обрушились и от хлынувшей в жерло вулкана воды гора и значительная часть острова были уничтожены. «Наутилус» оказался окончательно погребён под обломками пород.

Неточности и несуразности в описании корабля

В жюльверновском описании «Наутилуса» фигурирует целый ряд неточностей. Например невозможно точно определить год постройки корабля, так как в обоих романах перепутаны даты. Так в «20 000 лье под водой» (действие происходит в 1868 году) профессор Ароннакс находит в библиотеке корабля книгу Жозефа Бертрана «Основы астрономии», изданную в 1865 году , из чего делает вывод, что «Наутилус» был построен не раньше 1865 года. В романе «Таинственный остров » воздушный шар с беглецами разбивается в 1865 году, и к тому времени Немо провёл на острове уже 6 лет. Получается, что «Наутилус» встал «на прикол» уже в 1859 году, а в 1865 он был заперт в пещере. Также в романе «Таинственный остров» указывается, что «Наутилус» был построен после окончания восстания сипаев , то есть не раньше 1859 года. Из этого следует, что корабль проплавал в океане меньше года, а сам Немо провёл на нём всего 9 лет, что гораздо меньше 30 лет, которые называл инженер Сайрус Смит.

Из технических неточностей и явных просчетов можно упомянуть следующие:

«Наутилус» в произведениях других авторов

В 1993-2002 гг. В. Хольбайн издал серию книг под общим названием «Дети капитана Немо» (другое название - «Операция Наутилус»). Действие романов перенесено в 1916 год , во времена Первой мировой войны , а главный персонаж - молодой сын принца Даккара по имени Майкл. Основное действие разворачивается на борту «Наутилуса», однако сам корабль, судя по редким упоминаниям его конструкции, во многом отличается от корабля из романов Ж. Верна. Так у Хольбайна «Наутилус» оборудован перископом , которого в 1869 году ещё не существовало, прожектор размещён на носу корабля, а в качестве двигателей используются двигатели внутреннего сгорания (в романе не раз упоминаются насосы для подачи горючего). Всего в серию входят 12 книг, первые из которых («Заброшенный остров», «Девочка из Атлантиды») уже переведены на русский язык.

Другие подводные лодки в произведениях Жюля Верна

После «20 000 лье под водой» и «Таинственный остров» (1875) Ж. Верн довольно долго не возвращался к подводным лодкам. Наконец в 1896 году вышел роман «Флаг родины » где фигурирует подводная лодка. Как и у «Наутилуса», её главным оружием является таран, но размерами она гораздо меньше, оборудована перископом , а источником электроэнергии являются аккумуляторы . Более подробное описание субмарины в романе отсутствует. Командует же ей не благородный капитан, как Немо, а Кер Каррадже - злодей, который использует субмарину для пиратских нападений на корабли. Позже в романе на некоторое время появляется ещё одна субмарина - «Суорд», а после следует описание битвы двух подводных лодок, которая заканчивается поражением «Суорда». В конце романа Кер Каррадже и его субмарина (которую иначе как «буксир» и не называют) погибают.

Оба романа были изданы большим тиражом и переведены на множество языков мира, но они так и не достигли популярности «20 000 льё под водой» и «Таинственный остров», а «Грозный» так и остался лишь одним из вымыслов писателя.

«Наутилус» на экране

Надо сказать, что в ряде из перечисленных выше фильмов «Наутилус» вообще не имеет практически ничего общего с описанием Жюля Верна. К примеру, в 2007 г. вышел фильм «30 000 лье под водой », где «Наутилус» - фантастическая подводная лодка огромных размеров, внешне больше похожая на советскую подводную лодку проекта 941 . Примерно так же обстоят дела в упоминавшемся выше фильме «Лига выдающихся джентльменов » (2003), где «Наутилус» внешне сильно напоминает колоссальную атомную субмарину, способен развивать огромную скорость и вооружён баллистическими ракетами .

Также корабль с названием «Наутилус» появляется в сериале «Звёздный путь: Вояджер » в эпизоде «Year to hell» (8-я и 9-я серии 4-го сезона).

  • «Семья Бренди на Таинственном острове» (1972)
  • «20 000 лье под водой» (1972, 1975, 2002)
  • «Таинственный остров» (1975, 2001)
  • «Подводные приключения капитана Немо» (1975)
  • «Великое морское сражение: 20 000 миль любви» (1981)
  • «Damu Toraburu Tondekeman» (1990)
  • «Nadia: The Secret of Blue Water» (1990-1991)
  • «Вилли Фог 2» (1993)
  • «Космические забастовщики» (1995)
  • «Джонни Браво» (2000)

«Наутилус» в компьютерных и видео-играх

Существует модификация игры «Far Cry» под названием «Таинсвенный остров» по одноимённому роману Жюля Верна .

Примечательно, что в изданной в 2006 году игре «Механоиды 2: Война кланов » фигурирует механоид, которого зовут Наутилус. Впрочем, самого Наутилуса игрок так и не увидит.

«Наутилус» и реальность

Первоначально роман «20 000 лье под водой» должен был называться «Капитан Немо», так как основной акцент в нём делался именно на образе капитана, но после Ж. Верн сменил название, и это сыграло в пользу «Наутилуса». Так уже само название рисует в подсознании читателей образы морских глубин, сам корабль, и лишь потом - капитана. Благодаря этому, а также высокой популярности романа, «Наутилус» стал одной из самых известных подводных лодок в мире.

«Наутилус» и реальные подводные корабли

Длина «Наутилуса» составляла 70 метров, максимальная ширина - 8 метров, водоизмещение - полторы тысячи тонн. Главное его оружие - стальной таран огромной твердости, способный пробить корпус любого корабля. Он был способен опуститься на глубину в 16 тысяч метров и разгоняться под водой до 50 узлов. И это в то время когда реальные подводные лодки могли передвигаться под водой со скоростью не более 5 узлов и погружаться на глубину не более 25 метров. К тому же, ни одна из построенных или только задуманных в чертежах реальных подводных лодок не имела столь мощного, практически неистощимого «топлива», которым был снабжён «Наутилус» - электричество . Электроэнергия обеспечивает корабль всем: она вращает винт и приводит в работу компрессоры , освещает глубины океана и внутренние помещения, позволяет готовить еду и получать дистиллированную воду. Конструкция корабля включает в себя все основные элементы подводных лодок, на нём применены самые современные, на тот момент времени, идеи и разработки, а метод погружения с помощью горизонтальных рулей широко используется всеми современными субмаринами. «Наутилус» даже сумел выбраться из огромного водоворота, а о его надёжности говорит тот факт, что в течение всего романа ни разу не упоминаются какие-либо технические неполадки. Для своего времени «Наутилус» представлял собой идеальный подводный корабль. Немо даже позволил себе как-то заметить:

…в области судостроения наши современники ушли недалеко от древних. Несколько веков понадобилось, чтобы открыть механическую силу пара! Кто знает, появится ли даже через сто лет второй «Наутилус»! Прогресс движется медленно, господин Ароннакс!

На что Ароннакс ему ответил:

Совершенно верно, ваше судно опережает свою эпоху на целый век, если не на целые века!

Однако вскоре после выхода романа прогресс в развитии подводного флота начал набирать скорость. Выпуск подводных лодок увеличился, а их конструкция начала всё больше совершенствоваться. Уже в 1886 году в Англии спускается на воду субмарина с электрическим двигателем, которая получает имя в честь корабля капитана Немо - «Nautilus». В июне 1904 года в журнале «Popular Mechanics» вышла статья Верна «Будущее подводной лодки», где он утверждал, что будущее за мини-субмаринами, так как найти для подводных лайнеров сверхмощные источники электроэнергии и постройка большого судна, способного выдержать давление на значительной глубине являлись, по мнению писателя, невыполнимыми задачами.

В будущем лодки будут меньше, чем сегодня, и управлять ими будут один-два человека.

Невозможность подводных лодок опускаться на дно океана с лихвой покрывают батискафы . Так 23 января 1960 г. , спустя 92 года после погружения «Наутилуса», швейцарский учёный Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш (англ.) на батискафе «Триест » совершили рекордное погружение на глубину 11 километров в Марианскую впадину и обнаружили там высокоорганизованную жизнь.

Современные подводные лодки по водоизмещению превосходят «Наутилус» Верна в десятки раз, по скорости они почти его догнали (рекорд скорости среди субмарин - 44,7 узла, установлен советскими АПЛ проекта 661), а их экипаж составляет больше сотни человек. Также они имеют оборудование и вооружение, о котором Верн не мог и мечтать (либо отказался по тем или иным причинам оборудовать ими «Наутилус»): перископ , сонар , установки по регенерации воздуха, спутниковая связь , торпеды , баллистические ракеты и многое-многое другое. Если в - гг. конструкция «Наутилуса» и считалась фантастической, то спустя чуть больше века она оказалась устаревшей.

Тем не менее, его конструкция ещё популярна и находит применение в туристическом бизнесе. Так в 2006 году на выставке в Дубае компания Exomos представила проект подводной лодки «Nautilus». Внешний облик субмарины максимально приближен к литературному прототипу. Её пассажировместимость составляет 10 человек, а предельная глубина погружения - 30 метров. Стоимость субмарины - $3 млн.

«Наутилус» в культуре

«Наутилус» мог бы оказаться обычной фантастической машиной из романа, если бы не капитан Немо. Немо первоначально задумывался как польский революционер, хладнокровно топящий русские корабли, а «Наутилус» был машиной для убийств. Однако Этцель был против такого персонажа и заставил писателя полностью переделать его. В результате Немо из поляка стал индусом, из убийцы-мстителя - мятежником, борцом с агрессией, а также морским учёным. Со временем многие качества капитана Немо стали невольно присваивать и его кораблю. «Наутилус» перестал быть машиной для убийства и стал считаться не только быстроходной подводной лодкой, которой подвластны все глубины, но также и оружием возмездия, исследовательской лабораторией и подводной обителью отшельника. С его помощью Немо не только топил корабли агрессоров, но и помогал угнетённым, а также изучал подводную жизнь. Известный морской исследователь Жак-Ив Кусто нередко сравнивал себя с героями романа:

«Наутилус» был для своего времени совершенной конструкцией, техническим прорывом, идеальной подводной лодкой, его имя стало самым популярным среди субмарин. Впоследствии в его честь стали называть не только подводные лодки, но и другую технику и механизмы, «Наутилус» стал чуть ли не брендом . Так в 1970 году имя «Наутилус» получает серия механических спортивных тренажёров, которая коренным образом изменила методику тренировки бодибилдеров . Известная рок-группа «Наутилус Помпилиус » хоть и была названа в честь моллюска Наутилуса (Nautilus Pompilius), но её название настолько часто ассоциировали с литературным «Наутилусом», что солиста - Вячеслава Бутусова , нередко называли капитаном Немо . В 2003 году компания Rover Computers назвала в честь фантастической субмарины свою новую серию ноутбуков - RoverBook Nautilus. Президент компании прокомментировал название так:

В свое время идеи, изложенные в романе Жюля Верна «20 000 лье под водой», были по-настоящему революционны. И во многом остаются такими на сегодняшний день.

Также имя «Nautilus» носит спроектированный в NASA жилой космический модуль BA 330 (англ.) (его первый запуск в космос намечен на 2012 год).

Критика

Галерея

Примечания

  1. Иллюстрация к первому изданию романа «20 000 льё под водой» 1869 г. (художники Ньювилл и Рью)
  2. Жюль Верн. 20 000 лье под водой.
  3. Е.Л.Брандис Рядом с Жюлем Верном. - ISBN 5-08-000087-2
  4. Индукционный измеритель скорости потока Nautilus C 2000 . Проверено 20 марта 2009.
  5. Подмосковье.ру. Отдых в Подмосковье . Проверено 20 марта 2009.
  6. ГОСТИНИЦА NAUTILUS - INN БИЗНЕС-КЛАСС ОТЕЛЬ . Проверено 20 марта 2009.
  7. Дайвинг Центр Наутилус . Проверено 20 марта 2009.
  8. Дайвинг-клуб «Наутилус» . Проверено 20 марта 2009.
  9. Наутилус Ресторан (Динопарк) . Проверено 20 марта 2009.
  10. Вл. Гаков. Капитан «Наутилуса» .
  11. Эдуар Лоне. По следам капитана Немо . Французские писатели. Проверено 25 января 2009.
  12. Шапиро Л. С. Наутилус и другие . Российский подводный флот. Проверено 3 мая 2009.
  13. Стоит отметить, что в конце романа «20 000 лье под водой» «Наутилус» атакует именно английский корабль (прямо на это не указывается, но довольно ясно намекается).
  14. Жюль Верн. Индийский океан // 20 000 лье под водой.
  15. Жюль Верн. Mobilis in mobile // 20 000 лье под водой.
  16. Жюль Верн. Часть третья. Глава XVI // Таинственный остров.
  17. Жюль Верн. Некоторые цифры // 20 000 лье под водой.
  18. Жюль Верн. Плавающий риф // 20 000 лье под водой.
  19. Жюль Верн. Всё на электрической энергии // 20 000 лье под водой.
  20. Жюль Верн. Чёрная река // 20 000 лье под водой.
  21. Жюль Верн. Гекатомба // 20 000 лье под водой.

В 1944 году руководитель «Манхэттенского проекта» (американской атомной программы) генерал Лесли Гроувз создал небольшую рабочую группу для исследования возможностей «неразрушительного применения» ядерной энергии.

Тем самым была начата работа по созданию атомных силовых установок для кораблей. В силу независимости атомной силовой установки от атмосферного воздуха приоритетной областью ее применения стал подводный флот. Использование таких установок на субмаринах позволяло радикально повысить автономность и скрытность — ведь теперь подлодке не надо было всплывать для подзарядки аккумуляторов.

Теоретические исследования показали практическую осуществимость постройки ядерной корабельной силовой установки. Их результаты представили конгрессу в специальном докладе в 1951 году, после чего законодатели выделили необходимые средства. Это позволило флоту подписать контракты с фирмами «Электрик Боут», «Вестингауз Электрик» и «Комбастинг Инжиниринг» на разработку проекта субмарины и атомного реактора к ней. Для последнего выбрали схему с охлаждением водой под давлением (PWR) — как показал дальнейший опыт, наиболее безопасную и простую в эксплуатации. Наземный прототип реактора получил обозначение S1W, а образец, предназначенный для установки на субмарину, — S2W. Буква «S» означала, что реактор предназначен для подводной лодки (реакторы для авианосцев обозначаются буквой «А», а для крейсеров — «С»), a «W» указывала на фирму-разработчика «Вестингауз».

Проектирование и постройка подлодки велись очень быстро. Уже 14 июня 1952 года на верфи «Электрик Боут» в Гротоне (штат Коннектикут) в присутствии президента США Гарри Трумэна состоялась закладка первой атомной субмарины, а 21 января 1954 года лодку спустили на воду. Крестной матерью корабля стала Мэми Эйзенхауэр — жена президента США Дуайта Эйзенхауэра. Лодка, получившая название «Наутилус» и бортовой номер SSN-571, была официально принята в состав флота 30 января 1954 года. Но еще три месяца она оставалась у причала верфи, поскольку ряд важных работ не был завершен. 30 декабря состоялся пуск реактора. 17 января 1955 года «Наутилус» наконец отошел от причала. Командир субмарины коммандер Юджин П. Уилкинсон передал исторический сигнал: «Иду под ядерным двигателем».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Для своего времени «Наутилус» имел значительные размеры: по проекту его подводное водоизмещение достигало 3,5 тыс. т, а длина составляла 98,7 м. Он превосходил новейшие американские дизель-электрические подлодки типа «Тэнг» по водоизмещению на 50 %, а по длине на 15,2 м. Очертания корпуса «Наутилуса» базировались на немецком проекте XXI (времен Второй мировой войны). Большой диаметр корпуса (8,5 м) позволил организовать на большей части длины корпуса три палубы и создать достаточно комфортные условия для экипажа, состоявшего из 12 офицеров и 90 старшин и матросов. Офицеры размещались в каютах (правда, только командир — в одноместной). Каждый из рядового состава имел персональную койку (на дизель-электрических подлодках, как правило, число коек было меньшим, чем численность экипажа, — с учетом того, что часть личного состава постоянно находилась на вахте). Офицерская кают-компания могла одновременно поместить всех офицеров. В кают-компании рядового состава могли одновременно принимать пищу 36 человек, а в качестве кинозала она вмещала до 50 человек. Вооружение «Наутилуса» состояло из шести носовых торпедных аппаратов с боекомплектом 26 торпед. Первоначальным проектом было предусмотрено вооружить лодку крылатыми ракетами «Регулус» (со стартом из надводного положения), но ввиду значительного увеличения массы биологической защиты реактора от этого пришлось отказаться. Основными средствами освещения обстановки были две гидроакустические станции — пассивная AN/BQR-4A (с большой цилиндрической антенной в носовой части лодки) и активная AN/SQS-4.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

На «Наутилусе» применили однореакторную двухвальную главную энергетическую установку. Корпус реактора S2W весил около 35 т, имел форму цилиндра со сферической крышкой и полусферическим днищем. Высота его составляла 3 м, диаметр 2,7 м. Корпус реактора крепили в вертикальном положении на основание цистерны водяной защиты, которая в свою очередь крепилась на фундаменте в трюме реакторного отсека. Вместе с водяной и композитной защитой высота реактора составляла около 6 м, а диаметр 4,6 м. Активная зона реактора цилиндрической формы диаметром около 1 м. Общий вес загрузки реактора — около 100 кг. Пар, вырабатываемый в результате охлаждения реактора, питал две паровые турбины. Для аварийных случаев и прибережного маневрирования на субмарине имелись два дизель-генератора.

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

Первые же испытания атомной субмарины «Наутилус» дали ошеломляющие результаты: лодка в подводном положении преодолела дистанцию между базами подводного флота Нью-Лондон и Сан-Хуан за 90 часов.

За это время «Наутилус» прошел 1381 морскую милю (2559 км) со средней скоростью 15,3 узла. Дизель-электрические субмарины в то время были способны преодолеть под водой от силы 200 миль со скоростью 4-5 узлов.

В последующих рейсах «Наутилус» демонстрировал среднюю путевую скорость, близкую к максимальной — показатель, о котором ранее подводники могли только мечтать. Субмарина оказалась способной обогнать противолодочные торпеды, состоящие в то время на вооружении ВМС США! Отличной оказалась и маневренность подлодки.

Однако испытания показали и существенные недостатки лодки, прежде всего — высокий уровень шумов. Главной его причиной стала отнюдь не силовая установка, а вибрация конструкции корабля, вызванная возмущениями обтекания воды за ограждением рубки. В случае превышения частоты этих колебаний 180 в минуту возникала реальная угроза серьезных повреждений конструкции лодки. Высокая шумность существенно снижала боевую ценность «Наутилуса»: при скорости свыше 4 узлов эффективность сонаров становилась нулевой — лодка попросту «глушила» их собственным шумом. Если же скорость превышала 15 узлов, находящейся в центральном посту смене приходилось кричать, чтобы услышать друг друга. Позже субмарину подвергли модификациям, несколько снявшим остроту проблемы шумности. Но в течение всей своей 35-летней службы «Наутилус» оставался по сути опытовым кораблем, а не боевой единицей,

К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Исключительные возможности ядерной силовой установки позволили реализовать амбициозную задачу — достичь Северного полюса в подводном положении. Однако первая попытка, предпринятая в августе 1957 года, оказалась неудачной. Зайдя под паковые льды, «Наутилус» попытался всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, но напоролся на дрейфующую льдину, серьезно повредив единственный перископ. Лодке пришлось возвратиться. Год спустя была предпринята вторая попытка, оказавшаяся успешной — 3 августа 1958 года «Наутилус» проплыл под Северным полюсом. Событие это произошло во время трансарктического рейса субмарины из Перл-Харбора (Гавайи) в Лондон, подтвердившего возможность маневра атомных подводных лодок между Тихим и Атлантическим океанами через Арктику. Поскольку обычные средства навигации в приполярных акваториях малопригодны, «Наутилус» оборудовали инерциальной навигационной системой «Норт Американ» N6A-1 — корабельным вариантом системы, применявшейся на межконтинентальных крылатых ракетах «Навахо». Весь рейс подо льдом занял четверо суток (96 часов), в течение которых лодка преодолела 1590 миль, всплыв на поверхность северо-восточнее Гренландии.

«Наутилус» стал первой субмариной, достигшей Северного полюса в подводном положении. Первой же лодкой, всплывшей на Северном полюсе, стала другая американская АПЛ — «Скейт». После возвращения из рейса «Наутилус» посетил Нью-Йорк. И если на Северном полюсе после него побывали многие подлодки, то вот в Нью-Йоркский порт больше ни одна атомная субмарина не заходила.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СЛУЖБА

Большую часть активной службы «Наутилус» провел в составе 10-й эскадры подлодок, базировавшейся в Нью-Лондоне. Подлодка участвовала в обеспечении боевой подготовки Атлантического флота США и военно-морских сил союзников по НАТО. Участие в маневрах в условиях, приближенных к боевым, порой приводило к весьма опасным инцидентам. Наиболее опасный из них имел место 10 ноября 1966 года, когда «Наутилус», маневрируя на перископной глубине, столкнулся с противолодочным авианосцем «Эссекс» (CVS-9). Авианосец получил пробоину, но остался на плаву. Субмарина же серьезно повредила рубку, но хода не лишилась и смогла добраться до базы. За время службы на «Наутилусе» трижды перезаряжали активную зону реактора: в 1957-м, 1959-ми 1967 годах. В общей сложности лодка прошла более 490 тыс. миль. Интенсивность ее эксплуатации в начальный период службы была гораздо выше. Если за первые два года субмарина преодолела 62,5 тыс. миль (из них более 36 тыс. — в подводном положении), а за последующие два — более 91 тыс., то с 1959 до 1967 года (восемь лет) она про шла 174,5 тыс. миль, а за 12 лет с 1967 до 1979-го — 162,3 тысячи. 3 марта 1980 года «Наутилус» был выведен из боевого состава. Предполагалось его утилизировать, но вскоре решили сохранить первую американскую атомную субмарину в качестве музея. После соответствующей подготовки и вырезки из корпуса реакторного отсека «Наутилус» 11 апреля 1986 года открыли для посетителей. Лодка, имеющая статус национального памятника техники, находится в Гротоне.

Начнём, пожалуй, со сказочного I cteneo ("Новая рыба" на латыни), изобретённого Нарцисом Монтуро (Narcis M onturiol) и спущенного на воду в 1864 году. Как и "Наутилус", эта субмарина была создана в основном для подводных исследований; у неё даже была пара больших иллюминаторов по бокам — для наблюдения.

Но эта подводная лодка не выглядит похожей на описание "Наутилуса", к тому же она маленькая — всего 13,5 м.

Схема и модель I ctineo в полную величину, которая экспонируется в Барселоне (Испания). Следующий кандидат на вдохновение г-на писателя — L e Plongeur ("Ныряльщик"). Лодку изобрёл капитан Симон Буржуа (Simeon Bourgeois); на воду её спустили в 1863 -м. Это первая субмарина, которая работала с помощью механических средств: пневматической системы, действующей от поршневого двигателя.

К тому же это была самая большая лодка, построенная к тому времени: 41 метр, то есть всего на треть меньше "Наутилуса". "Ныряльщик" был вооружён торпедами, находившимися в конце длинного корпуса, прикреплённого к носу подлодки.

Одной из уникальных особенностей L e Plongeur, как, впрочем, и "Наутилуса", была шлюпка, установленная в специальной выемке на палубе.

Схема и рисунок субмарины L e Plongeur. Очевидно, что идея романа пришла Верну под влиянием многочисленных испытаний подводных лодок, проходивших в то время.

А образ "Наутилуса" носит собирательный характер и состоит из черт множества субмарин, у которых писатель заимствовал не обязательно функциональное, но, главное, впечатляющее читателя качество. И всё-таки: есть ли аппарат, который стал для Верна отправной точкой?

Вы удивитесь, но самый вероятный кандидат не является подводной лодкой. Американский изобретатель Росс Уайнэнс (Ross Winans) построил первый из своих удивительных "круглых кораблей" в Ферри-Бэе (Балтимор, США) в 1858 году.

Газеты того времени источали восторги: "Это откроет новую эру в военно-морском деле!" Ничего подобного никто не видел. У корабля не было ни киля, ни мачт, ни снастей... даже палубы не было.

Он был похож на сигару, а команда находилась внутри этой "сигары". Пожалуй, самой странной особенностью был винт в форме кольца, который опоясывал "талию" аппарата точно посередине.

Уайнэнс утверждал, что его детище пересечёт Атлантику за четыре дня (это, кстати, в два раза быстрее, чем сегодня) — будто бы из-за оптимизации формы корабля и отсутствия лишнего веса. Изобретатель надеялся, что его "круглые корабли" совершат революцию в трансатлантических путешествиях и будут не только самыми быстрыми, но и самыми устойчивыми плавсредствами.

Секрет скорости судна заключался в новой двигательной системе. Она состояла из турбин с лопастями, установленных в полости вокруг корабля.

Плавные контуры нарушались лишь двумя дымовыми трубами, маленькой изогнутой палубой и смотровой платформой. Полутораметровые штурвалы находились с двух сторон палубы, чтобы можно было плыть в любую сторону без разворота.

Как вы понимаете, нос и корма на таком судне очень условны. Оригинальный корабль имел в длину 54 метра с максимальным диаметром 4,8 метра в самой широкой части и мог взять на борт 20 человек.

Он был сделан из железа и разделён на водонепроницаемые отсеки. Росс Уайнэнс хвастался, что благодаря этим отсекам его корабль самый безопасный в мире и полностью застрахован от затопления.

Вот так корабль Уайнэнса выглядел в открытом море. Так почему же мы с вами не плаваем через Атлантику на этих замечательных сигароподобных судах?

После испытаний первого корабля были построены ещё несколько, в том числе один для российского правительства. Но все они страдали от одних и тех же проблем: корабль плохо слушался руля, в любой момент мог перевернуться, а его нос постоянно уходил под воду.

Низкий надводный борт позволял даже небольшим волнам обрушиваться на палубу, а для людей, подверженных морской болезни, путешествие внутри этого судна было кошмаром наяву. После двухлетней борьбы Уайнэнс всё-таки отказался от использования опоясывающего двигателя.

Корабль для Российской империи был построен в 1861 году: по совету создателя он был оснащён более традиционным кормовым винтом. И это сработало: на воду были спущены ещё два корабля с кормовыми винтами; один из них испытывался на Темзе в 1864 году.

Сей образец, скромно названный Ross Winans, значительно отличался от предшественников. Он имел 77 метров в длину и располагал плоской палубой в 39 метров (напомним, длина "Наутилуса" — 69 м). Кроме того, Ross Winans имел винты на корме и носу.

Вот как их описывали современники:

« ... Огромные винты, которые наполовину погружены в воду и взбивают её в пену... »

Сразу вспоминаются винты "Наутилуса" в романе Верна — они тоже были огромными и взбивали воду, когда лодка находилась на поверхности.

Видимо, именно отсюда Верн почерпнул идеи двигательной системы фантастической лодки капитана Немо. Два корабля Уайнэнса дожили до XX века, пришвартованные у пирса в Саутгемптоне (Англия). Вот отрывок из заметки 1936 года о "круглых кораблях" в одном британском СМИ: "...сразу приходит на ум "Наутилус" Жюля Верна..." Даже авторы иллюстрированной истории ВМС США (Picture History of the U.S. Navy) сравнивают корабль Уайнэнса с "Наутилусом". И не просто так. Испытания судов Уайнэнса состоялись в Европе в 1864 году, как раз в то время, когда Верн занимался сбором материала для "Двадцати тысяч льё под водой". Так как всё это широко освещалось прессой, то вряд ли могло избежать внимания писателя.

Жюль Верн прямо пишет в романе, что "Наутилус

« ... по своей форме напоминает сигару, а эта форма считается в Лондоне лучшей для подобного рода конструкций... »

(см. начало 13 -й главы). Подводная лодка в романе почти такого же размера и пропорций, что и корабль Уайнэнса, такой же сигарообразной формы и наделена слишком большим гребным винтом.

В общем, сходств много. Единственное глобальное отличие в том, что "Наутилус" — подводная лодка, а не надводный корабль.

Верн всегда работал в тесном контакте с иллюстраторами своих книг. Иногда даже лично набрасывал для них эскизы и схемы механизмов.

Так, существует сохранившийся эскиз летательного аппарата "Альбатрос", который писатель сделал для художника Леона Беннетта (L eon Bennett). Скорее всего, его зарисовки получали также Альфонс де Невиль (Alphonse de Neuville) и Эдуард Риу (Edouard Riou), иллюстраторы "Двадцати тысяч льё под водой". На это намекает одна из картинок де Невиля: она изображает капитана Немо, который объясняет принцип работы "Наутилуса" профессору Арронаксу, используя для этого схему корабля.

Разве мог художник сам нарисовать подобный чертёж без подсказок автора романа? Вряд ли книжные графики XIX века хорошо разбирались в чертежах подводных лодок. Вот эта иллюстрация Альфонса де Невиля со схемой подводной лодки:

Удивительно, но по прошествии почти полутора веков роман Жюля Верна не устаревает, а приобретает всё больше поклонников! Да, теперь он воспринимается как приключения, а не фантастика, но благодаря живому языку и визионерству автора книга вдохновляет читателей на творчество.

Ниже мы приводим одну из схем "Наутилуса", очень близкую к "оригиналу", то есть созданную точным следованием тексту романа (изображение большего размера откроется при клике по картинке):

Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира Автор неизвестен

«Наутилус»

«Наутилус»

Американская субмарина «Наутилус» - первая в мире атомная подводная лодка. В ходе ее испытаний был установлен целый ряд рекордов для подводных лодок. В частности, она впервые в мире сумела находиться в подводном положении на протяжении 90 часов подряд, совершив за это время переход протяженностью в 1213 миль (2250 километров) на скорости в 20 узлов. Вслед за «Наутилусом» в июле 1955 года была спущена на воду другая американская атомная подводная лодка «Сивульф» («Seawolf»). Эта лодка первоначально была оснащена ядерным реактором типа «S2G», но в связи со сложностями в эксплуатации в 1959 году его заменили на реактор «S2W», однотипный с реактором «Наутилуса». Лодка «Наутилус» находилась в боевом составе ВМС США до 1972 года. В 1972-1974 годах она прошла модернизацию и использовалась в качестве опытовой подводной лодки. С 1982 года «Наутилус» стоит в гавани Гротона, штат Коннектикут. На борту лодки оборудован музей подводных сил ВМС CITTA.

Страна: США

Экипаж: 105

Водоизмещение: надводное - 3180 т, подводное - 3750 т

Размерения: 97м х 8,4м х 6,6м

Вооружение: шесть 533гмм торпедных аппаратов

Силовая установка: двухвальная, ядерный реактор типа «S2W» и

паровые турбины мощностью 15 000 л.с.

Дальноаь плавания надводным ходом: не ограничена

Скорость: при надводном ходе - 20 узлов,

при подводном ходе - 23 узла

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

«Наутилус» Незадолго до Первой Мировой войны Британское Адмиралтейство решило заказать промышленности строительство подводной лодки водоизмещением в 1000 тонн с надводной скоростью хода 20 узлов. По расчетам Адмиралтейства такая субмарина могла взаимодействовать с

Из книги Удар под водой автора Перля Зигмунд Наумович

«Наутилус» Американская подводная лодка «Наутилус» (SS168) вместе с субмаринами «Аргонавт» («Argonaut») и «Нарвал» («Narwhal») принадлежала к лодкам типа «V». Эти океанские подводные лодки обладали большой автономностью и высокой дальностью плавания. В 1940 году «Наутилус»

Из книги Подводные лодки автора ДиМеркурио Майкл

«Наутилус» Американская субмарина «Наутилус» - первая в мире атомная подводная лодка. В ходе ее испытаний был установлен целый ряд рекордов для подводных лодок. В частности, она впервые в мире сумела находиться в подводном положении на протяжении 90 часов подряд,

Из книги автора

«Наутилус» и «Торпедо» Роберта Фультона Двадцать пять лет прошло со времени попыток Бушнелла. Снова вспыхивает война, но уже - в другом месте, в Европе. На море сражаются флоты Франции и Англии. Французами командует Наполеон, и на суше, они достигли немалых успехов. Но на

Из книги автора

Глава 9 «Наутилус»: детище адмирала Риковера В этой главе Первый ядерный реактор. Первая атомная подлодка. Интервью с адмиралом Риковером. «Наутилус» устаревает.Хотя открытие радиоактивности и постройка атомной бомбы и были плодом деятельности группы людей, ни