Финансово-правовое регулирование публичных доходов в российской федерации васильева наталья викторовна. Государственные и муниципальные расходы как финансово-правовая категория Государственные доходы как финансово правовая категория

Страница 1 из 2

Определение финансов

Давно существующее слово «финансы», несмотря на различные оттенки в содержании в разные времена, в основном с XVIII в. обозначало денежные платежи, денежные средства.

Отдельный человек может говорить о своих финансах: тог­да под финансами понимаются его личные денежные средства, на­ходящиеся непосредственно при нем, денежные отношения с бан­ком, предоставившим ему кредит, его налоговые платежи в бюджет и т.д.

Чаще говорят о финансах промышленных предприятий, госу­дарственных, кооперативных и частных, о финансах муниципаль­ных образований: городов, районов, сельских населенных пунктов. В этих случаях говорят о «местных финансах». Но главным образом слово «финансы» употребляется тогда, когда речь заходит о доходах, расходах и долгах государства, страны. В таких случаях используют понятия «государственные финансы», «финансы страны», «денеж­ное хозяйство».

Финансы – это всеобъемлющая система формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решениями их собственников. Итак, финансы включают безвозмездное перераспределение средств в рамках бюджетной системы, платные формы мобилизации денежных ресурсов с последующим их использованием в целях увеличения доходов, кредитные отношения, страховая деятельность, купля-продажа финансовых инструментов.

Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и воз­никающие на его основе посредством оборота денег финансовые от­ношения, в результате которых образуются различные фонды денеж­ных средств как государственные, так и негосударственные (част­ные). Таким образом, финансы страны включают в себя и экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

В этом определении содержится три элемента:

  1. денежное хозяйство;
  2. финансовые отношения;
  3. фонды денежных средств.

Прежде всего, финансы страны (денежные средства страны, финансовые ресурсы ) выражают стоимость имеющихся в стране товаров и участвуют в обороте денег в наличной и безна­личной формах. При этом не следует забывать, что деньги являются особым товаром, который служит денежным измерителем всех дру­гих товаров и всеобщим орудием обмена.

Финансовые отношения , возникающие на основе денежного хо­зяйства страны, имеют «вещное» содержание, так как представляют собой процесс движения ресурсов в денежной форме, например, от коммерческого банка к предприятию в форме кредита, от налого­плательщика к государству в бюджет в форме налогового платежа. Благодаря финансовым отношениям возможно создание различных фондов денежных средств: государственных и негосударственных, централизованных и децентрализованных, бюджетных и внебюджет­ных и т.д.

Применительно к денежным средствам государства, муници­пальных образований, возникает необхо­димость формирования их в определенные фонды, каждый из ко­торых имеет строго целевое назначение (для содержания органов управления, для погашения государственного долга, для нужд обо­роны и т.д.). С помощью фондов денежных средств создается рацио­нальный и правовой порядок в денежном хозяйстве страны1.

В состав финансов страны включаются денежные средства бюд­жетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, денеж­ные средства государственных и негосударственных предприятий, все доходы государственного бюджета как в форме налоговых плате­жей, так и в форме государственного кредита.

Финансы страны включают:

1) государственные (публичные) финансы :

  • централизованные;
  • децентрализованные.

2) частные (негосударственные) финансы .

Государственными (публичными) централизованными финанса­ми являются денежные средства, которыми непосредственно распо­ряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджет­ных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Эти денежные средства исполь­зуются для удовлетворения общих нужд соответствующих террито­риальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественно­го порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

Государственные (публичные) финансы включают:

  1. федеральный бюджет;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации;
  3. местные бюджеты;
  4. внебюджетные фонды;
  5. фонды, образуемые посредством государственного и муни­ципального кредита.

В свою очередь государственные централизованные финансы (бюд­жеты) подразделяются на:

  • общие бюджеты;
  • бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

Государственные (публичные) де­централизованные финансы - это финансы государственных и муници­пальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муници­пальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный харак­тер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются за­конам рынка, что приближает их финансы к финансам других (част­ных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципаль­ные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Казна - это часть государственного и муниципального имуще­ства (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют сред­ства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.

К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и обществен­ным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государ­ственных и муниципальных финансов, состояние и динамика кото­рых в основном определяется решениями государственных и мест­ных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского

Совершенствование правовых механизмов, направленных на формирование публичных денежных фондов, является одним из основных направлений бюджетной политики государства, реализация которого возможна только при условии детального изучения правовой природы государственных доходов.

На современном этапе развития финансово-правовой доктрины термин "государственные доходы" применяется при обозначении финансовых ресурсов, включающих не только средства бюджетов бюджетной системы РФ. Следует отметить, что использование этого термина в отношении денежных средств, поступивших в публичные фонды, сформированные как в рамках бюджетной системы, так и за ее пределами, обусловлено исторически сложившимся пониманием терминов "государственное" и "публичное", выразившимся в их отождествлении .

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства в целях создания финансовой базы, необходимой для реализации целей и задач, стоящих перед государством .

Центральное место в рамках института государственных доходов занимают доходы публичных фондов, созданных в рамках бюджетной системы, т.е. доходы бюджетов. Согласно ст. 6 БК РФ доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Следует отметить, что в ряде случаев государство сознательно отказывается от получения доходных источников в пользу частных субъектов. Изложенное связано прежде всего с передачей некоторых государственных полномочий частным субъектам, негосударственным организациям, которые переводятся на самофинансирование за счет денежных средств, собираемых для целей выполнения этих публичных функций. Например, публично-правовые функции в определенных сферах экономической деятельности переданы саморегулируемым организациям. Формирование компенсационных фондов указанных организаций обусловлено осуществлением деятельности, имеющей публичное значение в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций .

Действующим законодательством закреплен механизм формирования фондов государственных корпораций. Например, согласно Федеральному закону от 23.12.2003 № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" средства фонда Агентства по страхованию вкладов формируются и используются в целях финансирования выплат возмещения по вкладам физических лиц.

Видовое многообразие доходов предполагает их классификацию по различным основаниям.

Классификация доходов имеет важное практическое значение с точки зрения выявления особенностей их правового регулирования в целях совершенствования механизмов формирования доходной базы бюджетов.

Одна из первых научно обоснованных классификаций доходов была предложена И. И. Янжулом, который подразделял их на две большие группы: 1) частноправовые; 2) общественно-правовые .

К первой группе относятся такие доходы, которые получаются государством в силу свободного акта со стороны подданных в силу одностороннего или двустороннего договора (дар, добровольные пожертвования государству со стороны подданных, государственное имущество и промыслы, а также некоторые пошлины, лишенные принудительного характера).

Ко второй группе - общественно-правовым доходам - относятся тс, которые собираются государством с подданных в силу принудительного акта с его стороны (регалии, пошлины, налоги).

В соответствии с Законом СССР от 30.10.1959 "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик" в доходы государственного бюджета включались следующие виды доходов: 1) часть доходов предприятий и хозяйственных организаций в виде налога с оборота и отчислений от прибылей; 2) подоходный налог с колхозов, предприятий и организаций кооперативных систем и предприятий общественных организаций; 3) налог с населения; 4) другие доходы, часть из которых в полной мере соответствовала понятию "государственные регалии" (доходы, связанные с предоставлением государством монопольных услуг, и ряд других) .

На современном этапе развития финансового законодательства государственные доходы в зависимости от правовой природы публичных денежных фондов, в которые они поступают, делятся на две категории:

  • 1) государственные доходы, направленные на формирование публичных фондов, созданных в рамках бюджетной системы (бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов);
  • 2) государственные доходы, направленные на формирование публичных фондов, сформированных за рамками бюджетной системы (например, фонды саморегулируемых организаций, фонды государственных корпораций).

В свою очередь, государственные доходы, поступившие в бюджетную систему можно классифицировать по следующим основаниям: 1) исходя из структуры бюджетной системы; 2) по юридической форме; 3) по направлениям использования; 4) в зависимости от установленного БК РФ режима правового регулирования;

  • 5) с учетом особенностей правового регулирования государственных доходов и порядка их извлечения.
  • 1. Исходя из структуры бюджетной системы РФ выделяют следующие виды доходов:
  • 1) доходы федерального бюджета;
  • 2) доходы бюджетов субъектов РФ;
  • 3) доходы местных бюджетов.

Как правило, по своей правовой природе доходы, подлежащие зачислению в бюджеты разных уровней бюджетной системы, не различаются. Вместе с тем можно выделить виды доходов, подлежащих зачислению исключительно в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Например, средства самообложения граждан являются исключительно источником формирования местных бюджетов, а прибыль ЦБ РФ учитывается в доходах федерального бюджета.

  • 2. По юридической форме законодатель делит доходы на три категории:
  • 1) налоговые;
  • 2) неналоговые;
  • 3) безвозмездные (безвозвратные) поступления.

Указанное деление доходов на группы является основой бюджетной классификации доходов, используемой для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов при их составлении и исполнении.

Вместе с тем предложенное законодателем деление доходов имеет следующие серьезные недостатки: во-первых, не позволяет отражать доходы, получаемые государством в натуральной форме (например, при применении специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции); во-вторых, включение законодателем платежей, являющихся доходами бюджетов, в указанные в ст. 41 БК РФ группы не всегда соответствует их правовой природе, что противоречит конституционным предписаниям о законности установления обязательных к уплате платежей. Так, например отнесение некоторых платежей (платежи за предоставление информации, сведений, документов органами, осуществляющими государственную регистрацию нрав на недвижимое имущество , налоговыми органами, совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель и др.) к категории неналоговых доходов бюджета противоречит не только предписаниям ст. 57 Конституции РФ о законности установления налогов и сборов, но также может вызвать противоречия при разрешении вопроса о налогообложении указанных доходов, полученных государственными органами от оказания платных услуг.

  • 3. В зависимости от направлений использования можно выделить следующие виды доходов:
  • 1) доходы, имеющие целевое назначение (межбюджетные субсидии, субвенции, добровольные взносы, пожертвования, средства самообложения граждан, нефтегазовые доходы федерального бюджета);
  • 2) доходы, используемые на общие цели и не увязанные с определенными расходами бюджетов (налоговые доходы, а также отдельные виды неналоговых доходов: доходы от платных услуг, от сдачи имущества в аренду и др.).

За основу указанного деления доходов на группы приняты положения ст. 35 Б К РФ, согласно которым по общему правилу доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами, а также нормы гл. 13.2 БК РФ, закрепляющие цели использования нефтегазовых доходов.

Названное основание для классификации доходов имеет важное практическое значение с точки зрения возможности для публично-правовых образований определять основные направления использования бюджетных средств. Так, не имеющие целевого назначения доходы могут самостоятельно распределяться органами государственной власти (органами местного самоуправления) на решение задач социально-экономической сферы. Например, учитывая нецелевой характер зачисляемых в бюджеты бюджетной системы дотаций, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал не соответствующим бюджетному законодательству РФ решение представительного органа муниципального района, в соответствии с которым был уменьшен размер дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения ввиду неисполнения последним обязательств, переданных от муниципального района .

  • 4. В зависимости от установленного БК РФ режима правового регулирования можно выделить следующие группы доходов:
  • 1) государственные доходы, подпадающие под общий режим регулирования, предусмотренный БК РФ, основой которого являются положения ст. 218 БК РФ об исполнении бюджетов по доходам (налоги, сборы, пени, штрафы за нарушение налогового законодательства, платежи гражданско-правового характера, относящиеся законодателем к неналоговым доходам, а также безвозмездные перечисления за исключением межбюджетных трансфертов);
  • 2) государственные доходы, подпадающие под режим регулирования, предусмотренный для межбюджетных трансфертов (межбюджетные дотации, субсидии, субвенции);
  • 3) государственные доходы, относящиеся к категории нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • 4) государственные доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  • 5. С учетом особенностей правового регулирования государственных доходов и порядка их извлечения можно выделить три группы доходов бюджета:
  • 1) собственные доходы - это доходы, полученные государством от приносящей доход деятельности, от продажи имущества, составляющего казну публично-правового образования;
  • 2) заемные средства, поступающие в бюджет в рамках долговых обязательств в порядке, установленном бюджетным законодательством:
  • 3) государственные доходы, изъятие которых обеспечивается государственным принуждением.

Следует отметить, что доходы, относящиеся к первой и второй группам в представленной классификации, "государство получает посредством отношений, которые с экономической точки зрения являются товарно-денежными, а с правовой - гражданско-правовыми". К третьей категории доходов относятся налоги и сборы, штрафы, конфискации и иные принудительно взимаемые платежи, механизм взыскания которых закреплен как в рамках НК РФ, так и в иных отраслевых законодательных актах.

Функционирование государства за всю историю его существования как целостной системы определялось, главным образом, его экономическим (доходным) потенциалом. На макроэкономическом уровне, система функционирования финансовых отношений непосредственно связана с процессами мобилизации финансовых ресурсов в распоряжении государства и их использования для решения задач общегосударственного значения. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, находящихся в его распоряжении.

В финансовой истории России, формирование доходов государства происходило не только за счет денежных сборов, но также путем сдачи натуральных продуктов и путем отбывания различных трудовых повинностей. При этом сборы с населения в денежной форме не были основными, деньги привлекались в случаях, когда не было возможности напрямую привлечь требуемые натуральные продукты или силы населения для формирования общегосударственных ресурсов или выполнения конкретных работ. При этом деньги выполняли функцию счета общего объема сборов.

В современной России преобладают централизованные способы регулирования методов формирования доходов и использования расходов,

поскольку:

· финансовое (бюджетное, налоговое) законодательство в большей степени регулируется на федеральном уровне;

· в сфере межбюджетных отношений механизм регулирующих (временных) доходов доминирует в сравнении с закрепленными или собственными налоговыми полномочиями, которые действуют на постоянной основе;

· в структуре консолидированного бюджета преобладают федеральные налоги, что провоцирует использование вертикальных способов финансового выравнивания.

Доходы бюджетов федерального и регионального уровней, обладают некоторыми особенностями:

· они составляют часть государственных доходов;

· правовое регулирование бюджетных доходов региона происходит в определенных временных рамках (финансовый год);



· доходы не имеют специального целевого назначения, т.е. привязки к расходной статье.

Понятие «доход»

Перед различными субъектами экономических (рыночных) отношений стоят разные цели в их деятельности, так для коммерческих организаций результатом деятельности должно быть - получение прибыли, а для государства - предоставление общественных благ населению.

Общим для государства, как и для организаций при реализации собственной деятельности является получение определенной выгоды (материального или нематериального характера), превышающей затраты, которые были осуществлены. В тех случаях, когда социальная деятельность носит экономический характер , т.е. актуализируется и реализуется рационально , субъекты получают выгоду в форме дохода , если рассматривать его материальный аспект.

С позиций экономической теории под «доходом » следует понимать всю совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом или иной рыночный субъект в определенный период времени. Доходы считаются средством потребительского удовлетворения и вознаграждением за вклад в производство. Доход может выступать в форме денег, поощрения или же личного морального и духовного удовлетворения при реализации какой либо деятельности. Еще в ХVIII в. А. Смит писал о том, что в истинном виде цена продукта состоит из трех частей каждая из которых представляет чей-то доход.

Понятие «доход» следует отличать от таких понятий как: «прибыль»; «богатство»; «капитал».

- Прибыль представляет собой разницу между доходами, полученного от реализации факторов производства, от реализационной и вне реализационной деятельности. Прибыль считается полученной, если денежная сумма чистых активов в конце периода превышает денежную сумму чистых активов в начале периода после вычета всех распределений и взносов владельцев в течение периода.

- К богатству можно отнести все то, что имеет рыночную оценку и может быть реализовано за деньги или обменено на иные блага. Богатство может быть представлено в вещественной форме, форме бумажных активов, а также личных способностей человека (неосязаемое богатство).

Под понятием «капитал» можно понимать и денежные средства, и богатство в деньгах. В экономической теории «капитал» представляет собой один из факторов производства, представленный средствами производства, созданными человеческим трудом и предназначенными для производственного потребления. Капитал является запасом (богатством), а доход и прибыль относятся к потокам (услуги богатства). Капитал во всех его проявлениях – это реальное богатство, имеющее либо материальную, либо денежную форму. Любая форма капитала приносит процентный доход .

Общее между рассматриваемыми понятиями можно выразить определением классика А. Смита: доход - это прибыль на капитал .

В макроэкономике «доход» представляет собой одну из сторон валового национального продукта (ВНП) – как потока денежных и натуральных затрат и поступлений в народное хозяйство ресурсов физических и юридических лиц, в т.ч. и их валовая (общая) выручка от продажи товаров, выполнения работ и предоставления услуг.

Любой вид экономического дохода является производным от использования конкретного фактора производства.

Согласно теории вменения каждому фактору производства вменяется ответствующий вид дохода. К примеру, доход, получаемый наемным работником как собственником труда (фактора производства) – заработная плата с различными доплатами; а также доход, получаемый собственниками капитала, земли, информации, предпринимательских способностей как факторами производства.

Национальный доход представляет собой сумму первичных доходов: заработная плата (R), прибыль на капитал (P), земельная рента (L). Финансы выступают связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. (R; P; L) – это первичные доходы, всякий иной вид дохода вторичен, он может проистекать только из этих трех вместе или по отдельности.

По А.Смиту, результат работы народа за данный год должен быть таким, чтобы была возможность возместить затраты по содержанию основного и оборотного капитала страны. Только если полный продукт труда страны позволяет осуществить такое возмещение, все, что остается сверх этого, представляет собой национальный доход. Полный продукт называется валовым доходом страны, а остальное – ее чистым доходом. Именно чистый доход, когда сделаны уже все расходы на поддержание основного и оборотного капитала, остается жителям страны для их непосредственного потребления: для расходов на пищу, одежду, жилище, всяческие удобства и удовольствия. Истинным показателем богатства народа служит чистый, а не валовой, доход. Первым экономистом, кто создал понятие о национальном доходе и ввел его в научный оборот, а также отметил деление полного (валового) продукта на три части: возмещение затрат, заработную плату и чистый доход, был Уильям Петти.

Государственные доходы как правовая категория определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнения соответствующих функций.

Государственные доходы как экономическая категория представляют собой часть финансовых отношений (систему денежных отношений), связанную с формированием денежных и материальных ресурсов в распоряжении государства.Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства.

Необходимо различать понятия «Государственные доходы» и «Доходы государственного бюджета», которые неэквивалентны. Государственные доходы объединяют более широкую группу отношений, поскольку в состав государственных доходов помимо доходов государственного бюджета включаются доходы государственных предприятий и ресурсы государственных внебюджетных фондов.

В теории финансового права разработано положение, согласно которому все государственные доходы (по порядку образования и использования) подразделяются на централизованные и децентрализованные .:

1) Аккумулируемые государством финансовые ресурсы называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, например доходов от внешнеэкономической деятельности, государственного имущества, таможенных сборов и др., а также платежей населения.

2) Ресурсы, остающиеся в распоряжении государственных предприятий называются децентрализованными доходами и образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Деление государственные доходов на централизованные и децентрализованные показывает соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных потребностей.

Объектом распределения на гос. предприятиях выступают прибыль и амортизация. В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться налоговые платежи, сборы, пошлины; объектом же государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы ЮЛ и ФЛ. Когда вновь созданной стоимости не хватает для покрытия финансовых нужд, например в период эк. кризиса, войн и пр., государство обращается к другому источнику – национальному богатству. Это означат реализацию отдельных видов государственной собственности: золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству - уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей и пр.

Все источники доходов делятся на две группы : внутренние и внешние.

К внутренним - относятся НД и нац. богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций; к внешним – НД другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – нацбогатство. Использование национального богатства как источника доходов для другой страны носит нередко характер финансового ограбления.

Во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации основным источником формирования государственных доходов выступает НД, т.е. государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения НД, которые осуществляются присущими государству финансовыми методами.

Доходы государства формируются с помощью различных методов , которые в конечном итоге и определяют их состав.

Еще в средние века указывали на семь основных источников доходов государства: домены; военная добыча; подарки дружественных государств; сборы с союзников; доходы от торговли; пошлины с вывоза и ввоза; дань с покоренных народов.

В современных условиях природа доходов государства измененяется и в условиях рыночной экономики основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займыи эмиссии . Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов:

· хозяйственной конъюнктурой,

· конкретной экономической и социальной ситуацией,

· степенью остроты возникающих социальных противоречий и т. д.

В экономической теории выделяют четыре основных макроэкономических субъект а, это: домашние хозяйства; фирмы (предпринимательский сектор); государство; заграница (иностранный сектор). Расход одного из экономических субъектов становится доходом другого, и наоборот.

Фирмы несут расходы на рынке ресурсов и в виде налогов уплачиваемых государству, при этом получают инвестиционные средства с финансовых рынков и доходы с рынка продуктов, а также доход в виде субсидий от государства.

Домохозяйства получают доход от предоставления факторов производства на рынок ресурсов и сбережений на финансовые рынки, при этом несут затраты в виде расходов на потребление на рынке продуктов, уплачивают налоги и иные обязательные платежи, получая от государства трансферты.

Иностранный сектор получает доход за счет экспорта на рынок продуктов и чистых притоков с финансовых рынков другого государства.

Государство за счет государственных займов получает доход на финансовых рынках и в виде налогов от домохозяйств и фирм.

В условиях рыночной экономики расходы одних экономических (рыночных) субъектов переходят к другим, в виде доходов и таким образом устанавливается взаимосвязь между всеми субъектами.

Домашние хозяйства и фирмы выступают в качестве субъектов на рынке факторов производства. При продаже основных факторов производства использованных фирмой, домашние хозяйства также получают доход в размере (Д), с которого уплачивают государству налоги в размере (Т). Располагаемый доход (ДР = Д -Т) распределяют на потребление (С) и сбережение (S). доходы населения, они состоят из заработной платы, пенсий, пособий и стипендии: ДД t = (W t - Т t) + Z,

Бюджет домашних хозяйств имеет вид: у = С + Т + S.

Доходы домохозяйств относятся к категории доходов личного сектора экономики, который включает в себя и доходы не корпоративного частного бизнеса (частный предпринимательский сектор).

Валовой доход домохозяйств (физические лица) за финансовый год составляет – сумма заработанного и полученного дохода от собственности (некорпоративного предпринимательского сектора экономики), которые включают: выплаты из всех источников и мест их работы.

Основой образования совокупного личного дохода экономической деятельности является ВНП на стадии распределения.

Основными составляющими доходов населения являются доходы лиц наемного труда, предпринимательский доход, доходы от использования и реализации собственности, все виды и формы социальной помощи и поддержки, а также незаконные денежные доходы.

Фирмы, используя приобретенные у домашних хозяйств факторы производства, на основе собственной предприимчивости создают определенные ценности (стоимость) и реализуют их по рыночному курсу, и получают от продажи доход (Д).

Общий доход фирмы (юридического лица) за финансовый год состоит из суммы заработанного и полученного от собственности дохода, это: выручка от продажи товаров, работ и услуг, поступления от продажи капитального имущества, ценных бумаг, патентов и лицензий, дивиденды и проценты по ценным бумагам иных эмитентов, предоставленным займам, депозитам и т.п., рентные платежи по сданной в аренду собственности.

Доходы фирм можно представить в следующем виде:

ДФ t = V t - (Мз t + W t (1 + S) + A t) = (V t - C t) - Т t = П t - Т t ,

Прибыль является главной формой денежных накоплений предприятий. Прибыль - важнейший источник расширения и модернизации основных фондов (ОФ) предприятий, прирост собственных оборотных средств. Факторами роста прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости; на размер прибыли влияет изменение цен на сырье, материалы, топливо и другие виды производственных затрат.

Посредством уплачиваемых налогов и сборов государству, домохозяйствами и фирмами, а также в процессе предоставления социальных трансфертов и кредитов государством и.т.д., возникают финансово-бюджетные отношения между экономическими субъектами. Вместе с тем, проводимая государством, политика перераспределения ставит домохозяйства в более бесправное положение по сравнению с юридическими лицами, например, корпорациями. Это происходит в основном путем предоставления фирмам налоговых преимуществ, в которых отказано семье.

Отличительной особенностью государства от других рыночных субъектов в вопросах организации бюджета является то, что государство планирует прежде расходы, а затем доходы. В отличии от других экономических субъектов государство редко задумывается о величине дохода. Если домохозяйства и фирмы для получения доходов производят товар, то государство монопольно обладает правом на введение налогов и производство уникального товара – денег.

Классификация государственных доходов

Доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации используют различные критерии. При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной.

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектовФедерации. По форме мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою очередь государственные доходы, поступающие на обязательной основе подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

Совершенствование правовых механизмов, направленных на формирование публичных денежных фондов, является одним из основных направлений бюджетной политики государства, реализация которого возможна только при условии детального изучения правовой природы государственных доходов.

На современном этапе развития финансово-правовой доктрины термин «государственные доходы» применяется при обозначении денежных средств, поступивших в публичные денежные фонды, сформированные как в рамках бюджетной системы РФ, так и за ее пределами, что обусловлено исторически сложившимся пониманием терминов «государственное» и «публичное», выразившееся в их отождествлении 1 .

Однако в большинстве случаев исследователи, анализируя правовую природу государственных доходов, ограничиваются изучением бюджетных средств, не учитывая финансовые ресурсы, образуемые за пределами бюджетной системы.

Центральное место в рамках института государственных доходов занимают доходы публичных фондов, созданных в составе бюджетной системы, т.е. доходы бюджетов. Так, О.В. Болтинова отмечает, что доходы бюджета - это структурная часть бюджета, предусматривающая источники поступления платежей в основной фонд денежных средств - бюджет - на безвозвратной и безвозмездной основе согласно бюджетной классификации .

Кроме того, в литературе указывается, что доходы бюджетов представляют собой не только денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, но и возвращаемые (возмещаемые) излишне уплаченные (взысканные) суммы, невыясненные поступления и суммы процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы .

Закрепляя легальную дефиницию доходов бюджета, законодатель указывает на денежную форму их формирования. Так, согласно ст. 6 Б К РФ доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Б К РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Следует отметить, что изложенное определение несвободно от следующих критических замечаний.

Во-первых, указанные положения Б К РФ не согласуются с нормами налогового законодательства, допускающими возможность передачи государству доходов в натуральной форме в рамках специального налогового режима на основании соглашения о разделе продукции. Соответственно передаваемые в пользу государства на основании соглашения о разделе продукции доходы в натуральной форме не подпадают под закрепленный БК РФ правовой режим доходов. Иными словами, «...вопрос об определении дохода государства на уровне нормативных актов в достаточной мере не разработан и не позволяет однозначно классифицировать как доход поступления иные, чем денежные средства» 1 .

Во-вторых, с учетом изложенного определения законодатель не считает государственными доходами, средства, аккумулированные в бюджет в виде публичных заимствований в целях финансирования дефицита бюджетов. Согласно ст. 103 БК РФ во взаимосвязи со ст. 113 БК РФ государственные и муниципальные заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов и учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация, когда законодателем выделяется особая категория государственных доходов, поступающих в бюджетную систему, однако не являющихся доходами бюджета. Указанные доходы подпадают под специфический режим регулирования, обусловленный правилами осуществления внутренних и внешних заимствований.

Исследуя правовую природу государственных доходов, важное значение приобретает вопрос о соотношении понятий «государственные доходы» и «фискальные взимания», привлекаемые в публичные денежные фонды. Так, фискальные взимания, выступая источником формирования публичных денежных фондов, являются экономической категорией, связанной с функционированием публичной власти. Иными словами, они материализуют потребность публичной власти в собственных доходах. В свою очередь государственные доходы, будучи правовым явлением, придают правовую определенность различного рода фискам. То есть, учитывая изложенное, государственные доходы представляют собой не что иное, как набор правовых инструментов, которые опосредуют фискальные взимания.

Видовое многообразие государственных (публичных) доходов предполагает их классификацию по различным основаниям.

Классификация государственных доходов имеет важное практическое значение с точки зрения выявление особенностей их правового регулирования в целях совершенствования механизмов формирования доходной базы публичных фондов.

Одна из первых научно обоснованных классификаций доходов была предложена И.И. Янжулом, который подразделял их на две большие группы:

  • 1) частноправовые;
  • 2) общественно-правовые 1 .

К первой группе относятся такие доходы, которые получаются государством в силу свободного акта со стороны подданных в силу одностороннего или двустороннего договора (дар, добровольные пожертвования государству со стороны подданных, государственные имущества и промыслы, а также некоторые пошлины, лишенные принудительного характера).

Ко второй группе - общественно-правовым доходам относятся те, которые собираются государством с подданных в силу принудительного акта с его стороны (регалии, пошлины, налоги).

В соответствии с Законом СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик» в доходы государственного бюджета включались следующие виды доходов:

  • 1) часть доходов предприятий и хозяйственных организаций в виде налога с оборота и отчислений от прибылей;
  • 2) подоходный налог с колхозов, предприятий и организаций кооперативных систем и предприятий общественных организаций;
  • 3) налог с населения;
  • 4) другие доходы, часть из которых в полной мере соответствовало понятию «государственные регалии» (доходы, связанные с предоставлением государством монопольных услуг), и ряд других .

На современном этапе развития финансового законодательства государственные доходы в зависимости от правовой природы публичных денежных фондов, в которые они поступают, целесообразно поделить на две категории:

  • 1) государственные доходы, направленные на формирование публичных фондов, созданных в рамках бюджетной системы (бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов);
  • 2) государственные доходы, направленные на формирование публичных фондов, сформированных за рамками бюджетной системы (например, фонды саморегулируемых организаций, фонды государственных корпораций и иные публичные фонды, предусмотренные законодательством) .

Важную роль в регулировании государственных доходов законодатель отводит положениям бюджетного законодательства. Однако закрепленные БК РФ режимы регулирования государственных доходов неоднородны . Так, государственные доходы, поступившие в бюджетную систему, можно классифицировать по следующим основаниям:

  • 1) исходя из структуры бюджетной системы;
  • 2) по направлениям использования;
  • 3) по юридической форме;
  • 4) в зависимости от установленного Б К РФ режима правового регулирования.
  • 1. Исходя из структуры бюджетной системы РФ выделяют следующие виды доходов: а) доходы федерального бюджета; б) доходы бюджетов субъектов РФ; в) доходы местных бюджетов.

Как правило, по своей правовой природе доходы, подлежащие зачислению в бюджеты разных уровней бюджетной системы, не различаются. Вместе с тем можно выделить виды доходов, подлежащих зачислению исключительно в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Например, средства самообложения граждан являются исключительно источником формирования местных бюджетов, а прибыль ЦБ РФ учитывается в доходах федерального бюджета.

2. По юридической форме законодатель делит доходы на три категории (ст. 41 БК РФ): а) налоговые; б) неналоговые; в) безвозмездные (безвозвратные) перечисления.

В ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанные категории доходных источников бюджетной системы подлежат конкретизации. В частности, к неналоговым доходам относятся следующие:

  • 1) страховые взносы на обязательное социальное страхования;
  • 2) сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; сборы за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр; утилизационный сбор; доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений);
  • 3) доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, таможенные сборы, поступления от внешнеэкономической деятельности в рамках межправительственных соглашений, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.);
  • 4) доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности);
  • 5) доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (доходы от оказания информационно-консультационных услуг, доходы от оказания платных услуг органами Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, плата за услуги (работы), оказываемые Гохраном России, плата пользователей радиочастотным спектром, доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг (работ), плата за предоставление информации из реестра дисквалифицированных лиц, плата за предоставление сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями и др.);
  • 6) доходы от продажи материальных и нематериальных активов (средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства, средства от распоряжения и реализации имущества, обращенного в доход Российской Федерации, средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации, доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции и др.);
  • 7) административные платежи и сборы (административные сборы, исполнительский сбор, платежи, взимаемые государственными и муниципальными органами (организациями) за выполнение определенных функций, консульские сборы, патентные пошлины);
  • 8) штрафы, санкции, возмещение ущерба, прочие неналоговые доходы (доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания, целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей, денежные средства, вырученные от реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, поступление средств, удерживаемых из заработной платы осужденных, поступления капитализированных платежей предприятий, средства самообложения граждан);
  • 9) поступления перечисления по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ.

Указанное деление доходов на группы является основой бюджетной классификации доходов, используемой для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов при их составлении и исполнении.

Вместе с тем предложенное законодателем деление доходов имеет следующие серьезные недостатки: во-первых, не позволяет отражать доходы, получаемые государством в натуральной форме (например, при применении специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции), а во-вторых, включение законодателем платежей, являющихся доходами бюджетов, в указанные в ст. 41 Б К РФ группы не всегда соответствует их правовой природе, что противоречит конституционным предписаниям о законности установления обязательных к уплате платежей. Так, например, отнесение некоторых платежей (платежи за предоставление информации, сведений, документов органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество’, налоговыми орга-

нами, совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель и др.) к категории неналоговых доходов бюджета противоречит не только предписаниям ст. 57 Конституции РФ о законности установления налогов и сборов, но также может вызвать противоречия при разрешении вопроса о налогообложении указанных доходов, полученных государственными органами от оказания платных услуг.

  • 3. В зависимости от направлений использования можно выделить следующие виды доходов:
    • а) доходы, имеющие целевое назначение (межбюджетные субсидии, субвенции, добровольные взносы, пожертвования, средства самообложения граждан, нефтегазовые доходы федерального бюджета);
    • б) доходы, используемые на общие цели и не увязанные с определенными расходами бюджетов (налоговые доходы, а также отдельные виды неналоговых доходов: доходы от платных услуг, от сдачи имущества в аренду и др.).

Названное основание для классификации доходов имеет важное практическое значение с точки зрения возможности для публично-правовых образований определять основные направления использования бюджетных средств. Так, не имеющие целевого назначения доходы могут самостоятельно распределяться органами государственной власти (органами местного самоуправления) на решение задач социально-экономической сферы. Например, учитывая нецелевой характер зачисляемых в бюджеты бюджетной системы дотаций, ФАС Северо-Западного округа признал не соответствующим бюджетному законодательству РФ решение представительного органа муниципального района, в соответствии с которым был уменьшен размер дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения ввиду неисполнения последним обязательств, переданных от муниципального района .

4. В зависимости от установленного БК РФ режима правового регулирования можно выделить следующие группы доходов:

во-первых, общий режим регулирования государственных доходов, в основу реализации которого положены предписания ст. 35 БК РФ об общем совокупном покрытии расходов, согласно которому расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами. Указанный режим распространяется на платежи, относящиеся к категориям налоговых и неналоговых доходов, в отношении которых действуют правила об их зачислении и перераспределении между бюджетами бюджетной системы РФ, закрепленные в ст. 218 БК РФ;

во-вторых, правовой режим регулирования доходов, относящихся к категории безвозмездных поступлений (межбюджетных трансфертов), передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой. Специфика регулирования указанной группы доходов обусловлена особенностями расчетов при определении объема межбюджетных трансфертов, а также порядком их перечисления и использования (гл. 16 БК РФ);

в-третьих, Б К РФ закрепляет правовой режим регулирования нефтегазовых доходов. Особенности регулирования данной группы государственных

доходов обусловлены их обособлением от иных бюджетных средств в составе федерального бюджета, а также целями использования;

в-четвертых, правовой режим регулирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

в-пятых, правовой режим поступивших в бюджетную систему денежных средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов, т.е. аккумулированных в бюджетную систему заимствований.

Анализ бюджетного законодательства позволяет выявить противоречия, возникающие при регулировании государственных доходов бюджетной системы РФ. Например, сложившийся порядок регулирования нефтегазовых доходов федерального бюджета установлен в нарушение базовых принципов построения бюджетной системы. В частности, это выражается в том, что на сегодняшний день законодательное регулирование обозначенной категории фискальных доходов построено таким образом, что они используются на коммерческие цели, не связанные с основными направлениями деятельности государства.

Анализ бюджетного законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии четкости в закреплении режима регулирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это обусловлено тем, что «...действующее законодательство не дает ответа на вопрос, распространяется ли понятие «бюджетные средства» на средства государственных внебюджетных фондов» 1 . Так, формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов базируются на принципах построения бюджетной системы, лежащих в основе регулирования средств бюджетов. Однако не все положения Б К РФ, регулирующие средства бюджетов, распространяются на средства государственных внебюджетных фондов. Иными словами, «...законодатель выделяет средства государственных внебюджетных фондов в отдельную форму образования денежных средств, которые не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы, имеют строго целевое назначение и изъятию не подлежат» .

Особенности режима регулирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов усматриваются в том, что, например, положения БК РФ о кассовом обслуживании исполнения бюджетов Федеральным казначейством долгое время не распространялись на бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Отсутствие четкости при определении режима регулирования средств государственных внебюджетных фондов вызывает споры в правоприменительной и судебной практике, например, по вопросу о применении в отношении счетов бюджетов государственных внебюджетных фондов ст. 156, 155 БК РФ, закрепляющих ограничения на открытие бюджетных счетов в кредитных организациях.

Так, в одном случае суд указал, что нормы названных статей БК РФ не распространяются на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов 1 . Указанный вывод обусловлен тем, что при определении правового режима средств бюджетов и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, находящихся на счетах в Банке России, законодатель употребляет два различных термина: «обслуживание» и «хранение», «...смысловая нагрузка которых не является тождественной... поскольку денежные средства государственных внебюджетных фондов хранятся на счетах в банке и к ним применим режим банковского вклада» . Обслуживание же счетов бюджетов осуществляется посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджета.

В другом случае суды указывают, что режимы регулирования бюджетных средств и средств бюджетов внебюджетных фондов не должны различаться в части применения ст. 155, 156 БК РФ .

Спорные вопросы, возникающие при определении режима регулирования средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, обусловлены, прежде всего, использованием страхового механизма при их формировании и расходовании.

На сегодняшний день основная проблема, существующая в сфере регулирования государственных доходов, связана с коммерциализацией бюджетных средств. Ее разрешение видится в разграничении на законодательном уровне правил управления и использования государственных доходов в зависимости от способов их привлечения в публичные фонды. Так, с учетом предусмотренных законодательством правил привлечения доходных источников в публичные денежные фонды можно выделить:

  • 1) собственные доходы государства , которыми являются средства, полученные государством от приносящей доход деятельности, от продажи имущества, составляющего казну публично-правового образования, заемные средства;
  • 2) фискальные доходы, формирование которых происходит путем принудительного изъятия имущества частных субъектов. К ним относятся налоги, сборы, штрафы, иные виды принудительных изъятий.

Однако на законодательном уровне не закреплено деление доходов на указанные группы и, соответственно, отсутствует «привязка» порядка привлечения государственных доходов к режимам их управления и использования. Иными словами, поступившие в публичные фонды доходы независимо от способов их привлечения могут быть использованы государством как в коммерческих целях, так и на погашение расходов, связанных с основными направлениями деятельности государства, т.е. с обороной и безопасностью, оказанием государственных услуг, социальной защитой населения и т.п.

Отсутствие на законодательном уровне обособления режима регулирования фискальных доходов от иных видов доходов государства приводит к тому, что на сегодняшний день денежные средства, поступившие в публичные фонды при исполнении фискальной обязанности участниками финансового правоотношения, могут быть направлены на стремительно растущие запросы крупных компаний. Например, сейчас из суверенного фонда государства, источником формирования которого являются фискальные взимания (налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, вывозные таможенные пошлины на нефть, газ, нефтепродукты), «...утверждены и подлежат предоставлению уже несколько крупных траншей финансовой помощи. Это выделение 239 млрд руб. на покупку привилегированных акций ВТБ и Россельхозбанка; 150 млрд руб. на строительство Центральной кольцевой автодороги и столько же - на модернизацию БАМа и Транссиба; 86 млрд руб. - на строительство железной дороги Кызыл - Курагино и портового терминала для экспорта сибирского угля в страны Азии. Претендуют на значительные суммы Роснефть, Росатом, Минтранс России и многие другие структуры» 1 .

Такой подход государства является серьезным нарушением прав участников фискального правоотношения. Так, физические лица и организации, исполнив обязанность по формированию публичных денежных фондов, имеют право на получение качественных государственных и муниципальных услуг, безопасность, улучшение благосостояния общества в целом. Особо актуальной изложенная позиция является сегодня в условиях увеличения фискальной нагрузки на участников гражданского оборота. Как справедливо отмечает министр экономического развития России, увеличение фискальной нагрузки «...не столько вопрос пополнения бюджета, сколько вопрос договора между государством и обществом... государство обеспечивает безопасность, нормальную окружающую среду, развивает медицину, образование, дороги и так далее. А общество, если получает адекватные услуги от государства, соглашается нести определенный уровень налоговой нагрузки» .

Учитывая изложенное, следует отметить, что, поступая в бюджетную систему, фискальные взимания, штрафы, иные принудительные изъятия трансформируются в бюджетные доходы, которые не могут никак иначе быть использованы, как только на погашение расходов, связанных с основными направлениями деятельности государства, т.е. с обороной и безопасностью, оказанием государственных услуг, социальной защитой населения т.п.

В связи с этим следует исключить из финансовой практики коммерциализацию бюджетных ресурсов, в частности их передачу в форме финансовой помощи (взносов) государственным корпорациям и частным коммерческим структурам.

На сегодняшний день действенным механизмом, направленным на разрешение проблем в сфере финансовой поддержки российских компаний, а также извлечения дополнительных доходных источников от использования бюджетных ресурсов является бюджетный кредит , предоставление которого допускается не только уровневым бюджетам, но и юридическим лицам. Согласно положениям БК РФ операции с бюджетными средствами в рамках бюджетного кредита обеспечиваются механизмом финансового контроля, а также мерами государственного принуждения, применение которых возможно в случае нарушения со стороны получателя условий договора о получении бюджетных средств.

  • После 1917 г. «публичное» фактически стало отождествляться с «государственным». Поэтому четкое разделение между «государственным» и «публичным» оказалось ненужным, вследствие чего термин «государственное» полностью вытеснил термин «публичное». См.: Нечаи А.А. Публичные фонды каккатегория финансового права // СПС «КонсультантПлюс».
  • См.: Болтинова О.В. Бюджетное право: учебное пособие. М., 2009. С. 74.
  • Например, Н.А. Шевелева выделяет три основных разновидности правовыхрежимов бюджетных средств: 1) режим бюджетных средств в межбюджетныхотношениях; 2) режим бюджетных средств, поступающих в распоряжение бюджетных учреждений; 3) режим бюджетных средств, поступивших в распоряже
  • Например, приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650утвержден Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений,содержащихся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающихсодержание односторонних сделок, совершенных в простой письменнойформе; постановлением Правительства от 9 июня 2006 г. № 363 утвержденыПредельные размеры платы, взимаемые с физических и юридических лиц запредоставление сведений и документов, содержащихся в информационнойсистеме обеспечения градостроительной деятельности.
  • Карашев К.В. Указ. соч.
  • См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 10867/07.
  • Пояснительная записка к проекту федерального закона № 650182-6 «О государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонданационального благосостояния и внесении изменения в статью 96й Бюджетного кодекса Российской Федерации» (внесен в ГД 13 ноября 2014 г.) // СПС«КонсультантПлюс».
  • Зубков И. Курсом рубля (Алексей Улюкаев на «Деловом завтраке» в «РГ») //Российская газета. 2014. 18 окт.

Любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами - одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций. Поскольку само государство - учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное.

В юридической литературе под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов. Вместе с тем понятие «государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного законодательства соответствующего государства (в нашем случае Российской Федерации), а также прибыль государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной власти имеет право на долю в уставном (складочном) капитале (например, ОАО «Газпром», ОАО «Россельхозбанк»).

По нашему мнению, в рассмотренном определении понятия «государственный доход» есть некоторое упущение: указаны лишь денежные средства, выступающие в качестве государственных доходов. Вместе с тем государство может в результате товарообменной операции получить товарную продукцию или недвижимое имущество, стоимостное выражение которого можно отразить в соответствующих статьях бюджета. Здесь следует подчеркнуть, что основным моментом является извлечение дохода как в денежной, так и в натуральной формах. Также важен тот факт, что «все бюджетные правоотношения действуют в границах финансового года, но имеют возобновляющийся характер». В связи с этим в определении было бы целесообразно указать период времени, в течение которого получен данный государственный доход.

На основании изложенного понятие «государственный доход» можно определить как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени (финансовый год) в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).



Доходы государства - доходы бюджета - казна

В рамках исследования основных бюджетно-правовых категорий невольно возникает вопрос о соотношении названных категорий «доходы государства доходы бюджета казна». Н. И. Химичева обращает внимание на два подхода к рассмотрению содержания государственных доходов: в широком и узком значениях. В широком смысле это государственные доходы бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении. Узкое значение состава государственных доходов включает доходы государственных внебюджетных фондов, то есть казну государства3. Позиция С. Д. Цыпкина несколько иная. Он считает, что совокупность правовых норм в сфере государственных доходов является институтом бюджетного права, но в то же время отделяет доходы государственного бюджета. М. И. Пискотин, определяя предмет бюджетного права, пришел к выводу, что «в широком смысле бюджетное право охватывает все нормы и институты, регулирующие государственные доходы…». Вместе с тем сравнительно-правовой анализ показал, что большинство ученых-правоведов не отождествляет «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», считая их соотносимыми понятиями, имеющими полное право на самостоятельное существование в системе финансового права.

Нам более близок широкий подход к трактовке понятия «государственные доходы», который включает в себя все виды денежных поступлений в собственность государства вне зависимости от способа их аккумулирования. Соответственно государственные доходы - категория, включающая в себя доходы государственной казны и государственных унитарных предприятий, а доходы государственной казны объединяют доходы государственного бюджета и иные доходы от незакрепленного государственного имущества. И, отвечая на ранее поставленный вопрос: «Являются ли тождественными понятия “доходы государства доходы бюджета казна”», можно сказать, что каждая последующая категория включается в предыдущую, являясь ее составной частью.

Деление государственных доходов

В зависимости от характера деятельности государственные доходы можно подразделить на внутренние и внешние. Первые образуют ресурсы государства. Ко вторым относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Они возникают в результате осуществления специальных финансовых и нефинансовых методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны за счет успешно проводимых войн, захватов и тому подобных способов агрессии (дань, контрибуция и т. д.), с одной стороны. С другой стороны, длительное время существовали финансово-экономические методы аннексии (например, эмиссия зарубежных денежных знаков, демпинговая политика, принудительные финансовые клиринги).

Налоговые и неналоговые доходы

Финансово-правовой анализ состава государственных доходов показал, что наиболее надежными являются те из них, которые непосредственно получаются с подданных государств в виде разного рода налогов, так как общая масса народного дохода довольно постоянна в своей величине и в своем развитии, между тем как доходы от государственных имуществ и от казенных предприятий зависят от различных более или менее случайных обстоятельств. Кроме условия постоянства требуется еще, чтобы источник доходов не нарушал ничьих гражданских прав, был бы согласен с требованиями справедливости и чтобы получался легко, с возможно меньшими затруднениями для казны и плательщиков.

Очевидно, что доходы, получаемые от налогов, отвечают этим требованиям, однако современные государства пока не отказались от иных доходов, не связанных с налоговыми платежами. Так, например, до последнего времени были широко распространены различные международные займы. Многовековой финансовой практике и современной финансовой науке известны четыре основных вида поступлений в государственный бюджет: 1) налоговые доходы; 2) неналоговые доходы; 3) эмиссия; 4) займы.

В каждый период развития государства их соотношение неодинаково и определяется различными факторами, в том числе характером кредитно-денежной и финансовой политики; экономическим состоянием страны и конкретными особенностями исторического периода.

Налоговые поступления присущи мирному политически стабильному периоду развития государства. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы совершенных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят свое выражение в финансовой политике государства.

Государственные займы являются по своему значению вторым видом поступлений. Этот вид имеет тысячелетнюю историю, но получил широкое распространение только в XX веке, особенно в последнее время. При этом государственные займы как таковые не являются доходами в истинном смысле. Это денежные средства на возвратной основе, да еще и с определенной платой в виде процентов. Их положительная сторона состоит в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах.

Третий источник поступлений бюджета объединяет неналоговые доходы. К ним относятся поступления от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации. Данный вид поступлений носит специфический характер, суть которого заключается в результативном функционировании государственного достояния. Небольшие доходы в казну поступают от государственных предприятий, в виде дивидендов по акциям, находящимся в собственности у государства, и от ряда других источников.

Четвертый вид поступлений государственного бюджета - это эмиссия денежных знаков. Как правило, данный вид финансирования государственного бюджета используют для покрытия бюджетного дефицита, возникающего при превышении расходов бюджета над его доходами. Эмиссия, так же как и займы, является, образно выражаясь, негласным поступлением бюджета, о ее применении широкая общественность узнает постфактум.

Пятый вид бюджетных поступлений - трансферты (финансовая помощь) - имеет место исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней. Трансферты включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим уровням бюджетной системы.

Классификация доходов

Как уже отмечалось, состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития. В юридической литературе наиболее удачной представляется следующая классификация доходов:

1 по социально-эко­номическому признаку (основана на «существующем различии форм собственности, закрепленных Конституцией РФ (ч. 2. ст. 8)») - доходы, поступающие от:

государственных предприятий и организаций;

муниципальных организаций и предприятий;

негосударственных организаций и предприятий;

совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

2по территориальному признаку:

федеральные;

региональные;

3 по методу мобилизации - государственные и муниципальные доходы подразделены на обязательные и добровольные доходы, при этом к обязательным относят большую часть поступлений в бюджет, они являются безвозвратными и безвозмездными.

Подчеркнем, что признак безвозмездности присущ не всем видам государственных доходов. Например, сборы имеют в качестве своей основной характеристики, кстати, отличающей их от налогов, индивидуальную возмездность; возмездными являются также поступления от использования государственной собственности, от оказания платных услуг государственными органами. Необязательные - средства, привлекаемые в виде займов, пожертвований и др.;

1) платежи штрафного характера (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; взимаемые штрафы); 2) доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности (например, плата за воду); 3) доходы от деятельности государственных или муниципальных органов, предприятий и организаций; 4) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 5) административные платежи и сборы (сборы ГИБДД и др.); 6) суммы, получаемые в возмещение ущерба; 7) доходы от внешнеэкономической деятельности; 8) поступления от продажи государственных ценных бумаг);

Российская Федерация;

субъекты Российской Федерации;

муниципальные образования.

Классификация государственных доходов в России

Российское бюджетное законодательство разделяет государственные доходы на доходы от налогов и сборов и иные доходы. При этом не учитывается, получены данные доходы от частно-правовой или публично-правовой деятельности государства, то есть не соблюдается принцип деления доходов на публично-правовые и частно-правовые. Налоговые платежи не являются единственными платежами в пользу государства, основанием взимания которых являются нормы публичного права. Например, к неналоговым доходам относятся доходы от применения мер правовой ответственности, которые относятся к доходам, связанным с осуществлением государством властных (публичных) полномочий.

Также Бюджетный кодекс РФ не ориентируется на признак возмездности доходов, включая налоговые доходы, платежи возмездного характера (сборы) и относя к неналоговым доходам безвозмездные перечисления (штрафы, конфискации, компенсации). Не менее важным является деление государственных доходов на основе способов (порядка) их распределения между уровнями бюджетной системы. С учетом данного критерия выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов12. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством Российской Федерации на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами (ст. 47 БК РФ). Регулирующие доходы бюджетов - доходы (федеральные и региональные налоги и сборы), по которым устанавливаются нормативы отчислений в другие уровни бюджетной системы, на предстоящий финансовый год или сроком не менее чем на три года (ст. 48 БК РФ)13.

В 2004 году в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, исключившие из бюджетного законодательства понятие «регулирующие доходы»14. С другой стороны, бюджетная компетенция федеральных и региональных органов государственной власти включает в себя право на распределение собственных доходов бюджета между другими уровнями бюджетной системы (ст. 7–8 БК РФ). Передача части собственных доходов другому бюджету является формой межбюджетного регулирования, и отказ от него представляется преждевременным в условиях концентрации большинства источников денежных поступлений в пользу государства в федеральном бюджете15.

В новой бюджетной классификации Российской Федерации не сохранилось деление доходов на налоговые и неналоговые доходы: теперь они вместе составляют группу «доходы». В свою очередь перечень безвозмездных перечислений существенно расширен. В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще. Однако появился новый вид доходов, а именно доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду те доходы, которые получены бюджетными организациями или органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от деятельности по реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым, а по рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

На основании изложенного можно заключить, что доходы государства следует определять как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени (финансовый год) в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход). В свою очередь рассмотрение финансово-правовых категорий, таких как «доходы государства доходы бюджета казна», позволяет говорить о том, что каждая последующая категория включается в предыдущую и является ее составной частью. В структуре доходов государства следует выделять публично-правовые и частно-правовые доходы. И наконец, классификация государственных доходов может осуществляться прежде всего по следующим основаниям: 1) социально-экономическому признаку; 2) территориальному признаку; 3) методу мобилизации; 4) форме образования; 5) получателю дохода.