Исследование пассажиропотока на заданном маршруте. Изучение пассажиропотоков и их значение в организации перевозок населения Технология стереоскопического видения

Коэффициент сменяемости...

На первом этапе строится диаграмма необходимого количества автобусов в каждый час суток по результатам предыдущего раздела (рис. 3.6).

На втором этапе осуществляется корректировка полученной диаграммы, во-первых, исходя из ограничений на максимально допустимый интервал движения автобусов на маршруте (Imax), на диаграмме проводится линия «минимум» .

где - минимальное количество автобусов на маршруте, ед.

Дополнительные часы работы; - линия минимум.

Рис. 3.6 - Диаграмма необходимого количества ПС на маршруте № 8:

При недостатке ПС в какие-либо часы суток недостающие машино-часы включаются в диаграмму (на рис. 3.5 это помечено знаком "+"), и, во-вторых, с учетом возможного дефицита ПС (на диаграмме проводится линия «максимум» и машино-часы, лежащие выше этой линии диаграммы исключаются). Линия максимум показывает реальные возможности организации по обеспечению выпуска ПС на маршруты и определяется:

где - максимальное необходимое количество ПС, ед.;

Кд - коэффициент дефицита ПС.

Затем определяется общее количество машино-часов, которое должно быть отработано на маршруте (), как площадь скорректированной диаграммы.

На третьем этапе определяется общее количество смен d, которое должно быть отработано на маршруте :

где tнул - затраты времени на нулевой пробег за день для одного автобуса, ч;

tсм - среднее время смены, ч. (обычно принимается 8 ч.).

А затем по показателю?h=d - 2Аmах, где Amax - максимальное количество автобусов на маршруте, определяется количество одно, двух и трехсменных автобусов (см. табл. 3.15),а на диаграмме приводится линия сменности.

Таблица 3.15 Определение сменности автобусов

Далее на диаграмме формируется зона отстоя С, вечерних (В2) и утренних (В1) обедов (рис.6). Необходимость формирования обедов обусловлена тем, что через 4 часа работы водителям 2-х сменных графиков необходимо предоставлять обеденный перерыв. Однако количество автобусов на маршруте при этом не должно уменьшаться.

С этой целью для односменных графиков в межпиковый период назначают дополнительные часы работы (зоны В1 и В2), соответствующие времени обедов 2-х сменных графиков.

Зона обедов

Рис. 3.7 - Формирование зон обеденных перерывов (В1, В2)

При построении зон В1 и В2 желательно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • - площадь зон В1 и В2 соответствует количеству 2-сменных автобусов;
  • - зону утренних обедов строя, как правило, после утреннего часа пик, таким образом, чтобы по возможности сгладить неровности диаграммы в межпиковый период;
  • - зону вечерних обедов, как правило, строят перед и после вечернего часа пик, также по возможности сглаживая неровности диаграммы; при построении необходимо учитывать ограничения на продолжительность работы до и после обедов, отстоя, продолжительности смен.

На пятом этапе производится выравнивание продолжительности работы автобусов по сменам. Для этого используется метод «вертикального перемещения столбцов диаграммы или их частей». При этом количество работающих автобусов в каждый час (количество клеток по вертикали) не меняется, а продолжительность выхода (число клеток по горизонтали) уменьшается или увеличивается.

Целью этапа является получение графиков, удовлетворяющих требованиям “Положения о режимах труда и отдыха водителей”: продолжительность работы до и после перерыва - 2-5 часов; продолжительность отстоя - 2,5-5 часов; продолжительность обеда - 0,5-2 часа; продолжительность смены - 5-10 (по согласованию с профсоюзом - 12) часов .

В целях обеспечения выполнения данных требований допускается увеличение количества ПС на линии в отдельные часы суток по отношению к необходимому.

На последнем этапе путем расформирования зон В1 и В2 назначаются обеды для каждого графика. Линия разделения смен проводится таким образом, чтобы сделать смены по возможности равными, но при этом не нарушить ограничений на продолжительность работы водителей до и после обеда (рис. 3.8).

Рациональные графики работы автобусов и водителей для других маршрутов ПП № 8 представлены на рисунках 3.8- 3.18.

о - обед; - отстой; ¦ - пересмена

Рис.3.8 - Рациональный график работы автобусов и водителей

Рис.3.9 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 16

Рис.3.10 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 21

Рис.3.11 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 24

Рис.3.12 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 28

Рис.3.13 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 35

Рис.3.14 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 77

Рис.3.15 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 78

Рис.3.16 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 87

Рис.3.17 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 96

Рис.3.18 - Рациональный график работы автобусов для маршрута № 103

Как видно из полученных графиков все маршруты характеризуются различным распределением пассажиропотока по времени и следовательно различными режимами работы подвижного состава.

Пассажирские перевозки представляют собой одну из важных отраслей экономики. Одной из главных проблем предприятий пассажирского транспорта является недополучение значительных сумм доходов, что в итоге сказывается на качестве самих перевозок и обслуживании пассажиров. Практически перед всеми предприятиями стоит вопрос повышения эффективности работы и экономии ресурсов, поэтому учет количества пассажиров становится одной из важнейших задач.

Преимущества САС

Система автоматического счета (САС) пассажиров может принести пользу как автобусным и железнодорожным операторам, так и пассажирам: у первых появляется возможность сопоставлять количество пассажиров с информацией об оплате для успешной борьбы с «безбилетниками», а вторые могут получать в реальном времени информацию о нахождении транспортного средства (ТС) на маршруте и о наличии в нем свободных мест.

Кроме того, возможности системы могут быть расширены для планирования технического обслуживания с учетом интенсивности использования транспорта, что позволит оптимизировать нагрузку ТС по регионам или периодам времени, а также контролировать качество обслуживания.

С помощью таких систем могут быть развернуты следующие приложения:

  • оптимизация наличия ТС;
  • выявление «зайцев» в общественном транспорте;
  • повышение эффективности использования ТС за счет управления автопарком и планирования техобслуживания;
  • ограничение количества людей для обеспечения безопасности;
  • анализ транспортных потоков в городах.

Диаграмма (рис. 1) демонстрирует вариант работы САС пассажиров. Датчики установлены в региональных поездах на маршруте Венеция–Беллуно. Они считают количество входящих и выходящих людей на каждой станции и в привязке к системе оплаты позволяют выявлять наличие безбилетных пассажиров.

Рис. 1. Пример построения отчета в системе подсчета пассажиров

Вопросы учета количества пассажиров являются актуальными не только для городского общественного транспорта, но также и для пригородных поездов и метро. Кроме такой важной задачи, как отлов «зайцев», САС помогают оптимизировать график движения поездов по различным направлениям, так как с их помощью можно собрать статистику о том, сколько пассажиров, на каких станциях, а также в какое время производят посадку и высадку. Данные системы могут улучшить предоставляемый сервис не только на самом транспорте, но и в аэропортах, на вокзалах и?т. д. Счетчики могут контролировать, например, количество людей, находящихся в очереди на паспортный контроль, чтобы при необходимости варьировать количество работающих пунктов проверки; информация об ожидающих посадки в самолет позволяет оптимизировать движение автобусов от терминала до самолета. Учет количества пассажиров также может быть полезен и для речного/морского транспорта, чтобы, например, избежать перегрузки паромов и теплоходов, которая может привести к трагическим последствиям.

Проблемы и решения

Внедрение новых технологий позволяет улучшать работу системы транспорта. Подсчет пассажиров в прошлом был достаточно сложной задачей. Первоначально водителям приходилось самим вручную
подсчитывать количество пассажиров, что было достаточно сложной задачей и не давало точных результатов. Несмотря на развитие технологий датчиков (светочувствительные, инфракрасные, тепловые датчики), системам, построенным на их базе, так и не удается точно подсчитывать пассажиропоток. Пассажиры могут быть разного роста, находиться в инвалидном кресле, перемещаться с разной скоростью, учет может вестись в разных погодных условиях в течение суток. Большинство датчиков в таких условиях не способно обеспечить достоверную работу. Для более эффективного подсчета требуются новые технологии, способные работать в жестких условиях, при различном освещении и проводить точный счет при одновременном проходе большого потока людей. Одной из таких технологий, используемых в датчиках компании Eurotech, является стереоскопическое видение.

Технология стереоскопического видения

Рис. 2. Счетчик людей DynaPCN 10-20 компании Eurotech

Счетчик DynaPCN 10-20 производства компании Eurotech (рис. 2) - это компактное устройство, базирующееся на бесконтактной технологии стереоскопического видения, специально разработанное для подсчета количества вошедших/вышедших пассажиров поездов, автобусов, вагонов метро и т. д.

Естественно, наиболее важной характеристикой для подобных устройств является точность подсчета. Хорошо спроектированный датчик должен быть интеллектуальным и гибко настраиваемым, чтобы учитывать различия роста пассажиров или прохождение несколькими пассажирами границы счета одновременно. В DynaPCN 10-20 высокая точность достигается благодаря применению двух стереоскопических камер и четырех инфракрасных светодиодов высокой яркости.

Стереоскопические камеры захватывают изображение под датчиком и обрабатывают эти данные в режиме реального времени с помощью специального сложного алгоритма. Алгоритм анализирует высоту, форму любых попадающих в поле зрения объектов и направление их движения. Он точно идентифицирует человека по характерным частям тела - достаточно выделить лишь голову или плечи, чтобы распознать человека с минимальным уровнем погрешности. Когда датчик определяет направление движения человека, соответствующие счетчики инкрементируются, сохраняя при этом и информацию о текущем времени. Временной срез интенсивности потока пассажиров позволит оптимально планировать маршруты движения в зависимости от загруженности в конкретные временные отрезки. Благодаря применению передовых технологий подсчета пассажиров DynaPCN 10-20 позволяет получить точность 97% при эксплуатации в реальных условиях.

Гибкий монтаж

Конструктив DynaPCN обеспечивает легкий и незаметный монтаж заподлицо в межпотолочном пространстве над дверным проемом и может быть адаптирован к дверям и крышам различных конструкций. Угол оптической панели может изменяться, что дает возможность размещать датчик в различных местах, в том числе на негоризонтальных поверхностях. Наличие специализированных каналов дискретного ввода/вывода для подключения к датчикам состояния дверей и легкая интеграция нескольких датчиков в одну систему счета упрощают установку в любой вид транспорта.

САС от Eurotech постоянно эволюционирует. Она стала более гибкой в плане высоты установки счетчика для широких дверей. Для дверей шириной до 1,8 м теперь необходим только один DynaPCN, установленный на высоте порядка 2 м. Предыдущие версии счетчиков требовали установки для таких широких дверей двух датчиков, но обновленное программное обеспечение позволяет захватывать изображение с двух камер в одном устройстве и строить на его основе 3D-модель.

В случае если размер дверей превышает контролируемую датчиком область, можно установить два датчика и более, определив в настройках каждого устройства свою зону нечувствительности в перекрывающихся областях для обеспечения корректного счета (рис. 3).

Рис. 3. Пример использования датчиков для узких и широких дверей

Защищенное исполнение

Счетчики пассажиров должны работать в широком диапазоне различных условий и воздействий окружающей среды. Разная освещенность и другие внешние факторы могут приводить к ошибкам во время счета у многих решений, доступных сейчас на рынке. Счетчик DynaPCN специально разработан для работы на транспорте и был протестирован в широком температурном диапазоне и при воздействии вибрации. Таким образом, это решение может быть применено для работы в жестких условиях эксплуатации. Чтобы получить высокую точность при различном освещении, DynaPCN использует интегрированную светодиодную инфракрасную подсветку
высокой яркости, что позволяет производить точный подсчет пассажиров при любом освещении, даже в темноте.

DynaPCN предлагает набор дискретных входов/выходов, с помощью которых он может непосредственно связываться с интеллектуальными дверями или системами управления движением, гарантируя тем самым лучшую производительность при счете. Например, дискретные входы могут быть подключены к датчикам открытия/закрытия дверей, что позволит включать/отключать счет при соответствующих условиях.

Подключение счетчика с помощью Power-over-Ethernet (PoE)

DynaPCN подключается к бортовому компьютеру через интерфейс RS-485, и по мере развития в транспортных средствах таких технологий, как использование информационно-развлекательного сервиса, переходит к работе в сети Ethernet. Используя стандартное Ethernet-подключение, DynaPCN 10-20 может легко интегрироваться в существующие бортовые сети. Поддерживается также технология Power-over-Ethernet (PoE), где питание подается по кабелю Ethernet, что упрощает установку DynaPCN в транспортном средстве. Возможность настройки IP-адресов позволяет организовать удаленное управление и обновление программного обеспечения датчика. Опциональная поддержка RS-485 позволяет применять DynaPCN не только на транспорте, но и в других отраслях, например в розничной торговле.

Работа в системе

Каждый датчик является законченным решением. Его достаточно установить и подключить к бортовому компьютеру по RS-485 или Ethernet, произвести настройку, и он готов к работе. При помощи простого набора команд информация о событиях счета может быть считана с датчиков. Счетчики имеют встроенную память, в которой можно хранить более 1 млн событий счета. Есть ряд сценариев работы с датчиком:


Другие варианты применения САС

Альтернативным вариантом использования DynaPCN является применение его для подсчета количества посетителей магазинов. Датчик может быть подключен к облачному сервису Eurotech Everyware Device Cloud для быстрого доступа к данным. Заказчик может соотнести количество людей, входящих в различные магазины (в составе сети), с количеством совершаемых покупок, чтобы определить эффективность работы различных магазинов и проблемы, связанные с их место­положением. Кроме того, в зависимости от количества людей в помещении можно осуществлять регулировку работы системы вентиляции, освещения и т. д.

Другим вариантом использования DynaPCN является организация уборки туалетов в зависимости от количества посетителей. Обычно уборка туалетов в крупных зданиях базируется на временных циклах, рассчитанных по нормативам. Эти нормативы определяют также и количество персонала, необходимого для выполнения работ по заданному графику. Такой подход имеет ряд подвод­ных камней:

  • Не учитывается фактическое использование туалетов. Это означает, что наиболее посещаемые из них убираются с той же периодичностью, что и менее посещаемые. Соответственно, одни убираются неоправданно часто, в то время как другие не убираются должным образом.
  • В расчет не берется время суток (интервал между уборками практически постоянен) и изменение загруженности в зависимости от дня недели, что опять-таки приводит как к неэффективности уборки, так и к неэффективности занятости персонала.
  • Не учитываются пиковые события.

Проведенный статистический анализ показал, что нет никакой зависимости как от времени суток, так и от дня недели. Строить график работ только по ним весьма неэффективно. Для оптимизации работы была использована система счета людей от компании Eurotech. На каждой двери устанавливаются счетчики, данные с которых собираются в центральном компьютере. При достижении заданного значения прошедших посетителей выдается команда на уборку конкретного помещения. Такой подход в отличие от стандартных методов позволяет значительно повысить качество и эффективность работ по уборке.

Выгода для пользователей: с точки зрения посетителя, качество содержания объектов значительно улучшается, в периоды пиковой нагрузки туалеты убираются чаще, чем ранее, так что они редко остаются грязными.

Преимущества для менеджмента зданий: данная система позволяет собирать в режиме реального времени информацию о закономерностях использования всех туалетов в здании. На основе этих данных можно отследить закономерности использования и их взаимосвязи с другими событиями, что позволит делать прогнозы и оптимизировать график работы персонала, переориентируя сотрудников на другие работы, и т. д. При этом оптимизируется и расход моющих средств.

Счетчик пассажиров компании Eurotech, основанный на технологии стереоскопического видения, позволяет получать точные результаты в различных, в том числе и жестких условиях эксплуатации. При подключении к бортовому компьютеру он становится высокоэффективной САС, способной лучшим образом организовать работу транспорта, а также решать другие задачи, такие как контроль посетителей в магазинах и общественных местах.

Пассажирооборот

Пассажиропоток

П. п. Измеряются числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро-километров, то есть произведением числа пассажиров на расстояние перевозки (пассажирооборот).

С ростом размера города увеличивается и показатель учетной подвижности. Увеличение дальности передвижений приводит к сокращению пешеходных передвижений и росту поездок на транспорте.

Пассажирооборо́т - показатель отражения объёма перевозок пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.

Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.

Рассчитывается пассажирооборот каждого конкретного транспортного предприятия.

Употребляются также понятия пассажирооборота на каждом направлении (по парному рейсу) в течение определённого срока, пассажирооборота станции, пристани, аэропорта .

В таких случаях, пассажирооборот определяется, как количество пассажиров, прошедших через терминал (и отбывающих, и прибывающих), либо воспользовавшимся рейсом (рейсами на данном направлении) без учёта километража перевозки.

В 2015 году в России наметилась тенденция к уменьшению пассажирооборота следующих видов транспорта:

Ссылки

  1. .

Отрывок, характеризующий Пассажирооборот

– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли.

Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет.

Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные.

И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня.

Пассажирооборот и пассажиропоток. Перспективные расчёты пассажирских перевозок.

– И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь?

Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.

Пассажирооборот – суммарная величина посадки и высадки пассажиров по каждому ост пункту на какомлибо маршруте, собирается по всем видам транспорта, либо по одному виду конкретно

Пассажирооборот исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах

Пассажиропоток — кол-во пассажиров, проезжающих в единицу времени через какое-либо сечение в сети пассажирского транспорта

Пассажиропоток характеризуется:

мощностью или напряжённостью, то есть количеством пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении (любым видом транспорта);

объёмом перевозок пассажиров, то есть количеством пассажиров перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год)

Характерной особенностью пассажиропотоков является их неравномерность, они изменяются по времени (часам, сутки, дням недели, сезонам года).

Различают внутригородские, пригородные, междугородные, международные, в том числе межконтинентальные , П.

Пассажирооборот

Измеряются числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро-километров, то есть произведением числа пассажиров на расстояние перевозки (пассажирооборот).

Величина пассажирооборота города определяется в зависимости от количества и подвижности населения. Существуют следующие понятия подвижности населения: подвижность населения, подвижность на массовом пассажирском транспорте, подвижность на автомобильном транспорте, учетная транспортная подвижность(число перевезенных всех видов городского общественного транспорта, приходящееся на 1 жителя в год).

С ростом размера города увеличивается и показатель учетной подвижности.

Увеличение дальности передвижений приводит к сокращению пешеходных передвижений и росту поездок на транспорте.

Построение сети маршрутного транспорта

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

| Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Методы определения пассажирских и пассажирских перевозок

Для реализации мер по повышению эффективности должны быть установлены методы определения объема пассажирских, пассажирских и пассажирских перевозок.

Количество пассажирских перевозок Q определяется количеством пассажиров, которые планируется перевозить или фактически перевозить в течение рассматриваемого периода. Значение Q определяется как количество пассажиров, въезжающих в транспортное средство в начале поездки или в конце поездки в (из) транспортных средств на период (полет, время в иске) одного транспортного средства или на период эксплуатации парка.

Общий объем трафика определяется как сумма отдельных величин.

Объем трафика тесно связан с объемом трафика, то есть объемом трафика в определенное время за единицу времени в транспортной сети в направлении.

Пассажирский трафик определяет среднее значение и его изменение в сезонах, днях недели, часах дня и инструкциях. Неравенства в дни недели характеризуются пиками путешествий путешественниками в определенных направлениях в дни отдыха, праздников и предвосхищения; неравномерность в часах дня — значительное увеличение числа пассажиров между коническими часами, до начала и конца работы, а также между временем открытия и закрытия развлекательных мероприятий.

Формирование транспортных объемов и пассажирских перевозок определяет сроки движения населения.

Годовая транспортная мобильность населения рассчитывается по формуле

Π = Q / H (3.1)

где Q — количество поездок (объем трафика) от общей численности населения в год; N — количество жителей, чел.

При вычислении подвижности трафика теоретически определяется количество поездок (на основе принятых стандартов или расчетных зависимостей) или на основе пассажиропотока. Население определяет прогнозы на основе статистических данных.

Количество поездок определяется как сумма

Q = Q1 + Q2 + Q3 (3.2)

Где Q1 + Q2 + Q3 — или количество людей, постоянно путешествующих в городе, и которые временно проживают в городе.

Годовое количество постоянных жителей

Q1 = Hk (Qpdp + Qydy) kdkbkv (3.3)

KT — коэффициент, учитывающий использование пассажирских перевозок; Qp и Qy — годовое количество поездок, т. Е. Один работник-резидент на должность и один студент на место учебы; dp и dy — доля работников и студентов; kd, kb, kv — коэффициенты, учитывающие деловые, культурные, бытовые, возвратные поездки и пересадки.

Значения, включенные в этот термин, могут быть взяты из данных исследований и отчетности.

Пассажирские перевозки относятся к завершенным или планируемым транспортным средствам для перевозки пассажиров.

502: плохой шлюз

Объем перевозок определяется как сумма путевых расстояний всех пассажиров, перевозимых или как сумма трафика индивидуальных перевозок (на рейсах, подвижном составе, в дни календарного периода).

Средний объем движения движения определяется следующим соотношением: L = P / Q;

Среднее расстояние пассажиров используется для определения транспортных работ и количества перевозимых пассажиров и рассчитывается на основе данных отчетности и результатов проверки пассажирских перевозок.

Пассажирские и пассажирские перевозки раскрываются статистическими методами и обследованиями, используя следующие методы: вопросник, купон, табличный, табличный, статистический, визуальный и автоматический.

Метод документооборота основан на анализе суммы выручки, билетов на регистрацию билетов и списков продаж билетов. Такая информация позволяет нам определить количество перевозимых пассажиров, колебания пассажиропотока по участкам маршрута, направлениям, часам дня, дням недели и сезону, а также на большие расстояния и переписку пассажиров.

Исследования могут быть непрерывными по всей сети пути или выборочно охватывать отдельные области или типы движения (работы, культуры, повседневные, образовательные). К тому времени, когда опрос может проводиться целый день или в определенные часы (например, максимальные часы, часы рецессии для пассажирских перевозок), на протяжении всей недели или в отдельные дни (например, в рабочий день, в субботу и воскресенье) и в сезоны,

Исследование предполагает подготовку к его реализации (разработка форм документов и методов управления), проведение обследований и обработку данных. Мы рекомендуем обрабатывать специальные программы на вашем компьютере.

Метод вопросника основан на вопросе населения по вопросам его транспортной мобильности:

переписка с пассажирскими поездками, включая транспортные средства и пункты назначения, обмен поездками, места пересадки;

Перейти на страницу: 1 2

Успешное решение вопросов рациональной организации перевозок пассажиров и эффективного использования подвижного состава невозможно без систематического изучения характера изменений пассажиропотоков транспортной сети. Изучение пассажиропотоков позволяет выявить их распределение по времени, длине маршрутов и направлениям движения. При проведении исследований пассажиропотоков используют различные методы. Существующие методы обследования пассажиропотоков можно классифицировать по ряду признаков.

  • 1. По длительности охватываемого периода различают:
    • - систематические обследования;
    • - разовые обследования.

Систематические обследования проводятся ежедневно в течение всего периода движения транспортных средств по маршруту, как правило, работниками службы эксплуатации пассажирских транспортных предприятий.

Разовыми обследованиями называются кратковременные обследования, проводимые в рамках разработанной программы, определяемой поставленными целями: открытие или закрытие маршрута, определение вместимости и потребного количества подвижного состава и др.

  • 2. По ширине охвата транспортной сети различают:
    • - сплошные обследования;
    • - выборочные обследования.

Сплошные обследования проводятся одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района. Они требуют привлечения большого числа работников (учетчиков). По результатам сплошных обследований решаются глобальные вопросы: эффективность функционирования транспортной сети, направления ее развития, координация работы различных видов транспорта, изменение схемы маршрутов, выбор видов транспорта в соответствии с мощностью пассажирских потоков и др.

Выборочные обследования проводятся по отдельным районам маршрутной сети, конфликтным точкам или некоторым маршрутам с целью решения локальных, частных, более узких и конкретных задач.

  • 3. По способу проведения выделяют:
    • - анкетные обследования;
    • - отчетно-статистические обследования;
    • - натурные обследования;
    • - автоматизированные обследования.

Анкетный метод, как правило, охватывает всю маршрутную сеть обслуживаемого района и позволяет выявить пассажиропотоки по всем видам транспорта. Для него характерно сплошное обследование. Анкетный метод позволяет установить потенциальную подвижность населения: реальные потребности в перемещениях по количеству и направлениям вне зависимости от существующей маршрутной сети. Этот метод предусматривает получение необходимых сведений с помощью предварительно разработанных специальных опросных анкет. Успех анкетного обследования и достоверность полученных данных во многом определяются характером, простотой и ясностью поставленных вопросов. Поэтому форма анкеты должна быть тщательно продумана согласно поставленной цели и предусматривать возможность ее машинной обработки. Анкетирование проводится в местах массового скопления населения. Наибольший эффект анкетное обследование дает при опросе по месту работы населения: на основных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктах обслуживаемого района. В этом случае к опросу могут привлекаться сотрудники организаций (работники отдела кадров). Сложность данного метода обследования заключается в обработке анкет. С целью снижения трудоемкости обработки вопросы и ответы анкеты могут кодироваться и затем обрабатываться с применением ЭВМ.

Отчетно-статистический метод обследования опирается на данные билетно-учетных листов и количество проданных билетов. Помимо проданных билетов, необходимо учитывать число лиц, перевезенных по месячным проездным билетам, служебным удостоверениям, лиц, пользующихся правом бесплатного льготного проезда, а также не приобретших билет. С использованием отчетных данных можно определить объемы перевозок по отдельным маршрутам, установить распределение пассажиропотоков по часам суток, дням недели и пр. Но данный метод не позволяет оценить распределение пассажиропотока по участкам маршрута, то есть установить максимальную загруженность подвижного состава на маршруте.

Натурные обследования предполагают получение информации о фактических передвижениях пассажиром путем непосредственного взаимодействия с ними. Натурные обследования могут быть талонными; табличными; визуальными; силуэтными; опросными.

Талонный метод обследования пассажиропотоков позволяет установить информацию о мощности пассажиропотока по длине маршрута и времени суток, о пассажирообмене остановочных пунктов, корреспондентных связях, средней дальности поездки пассажира, наполнении подвижного состава и т. Д. Для проведения обследования в салоне каждого транспортного средства (возле дверей) располагаются учетчики. В процессе обследования учетчики на каждой остановке маршрута выдают всем входящим в салон транспортного средства пассажирам талоны, предварительно отметив номер остановки, на которой вошел пассажир. Для каждого направления движения применяются свои талоны, как правило, разного цвета, с возрастающими или убывающими номерами остановок. При выходе из транспортного средства пассажиры сдают талоны, а учетчики отмечают номер остановки, на которой пассажир вышел. Если пассажир совершает пересадку, он делает соответствующую отметку на талоне (отрывает корешок). На конечной остановке учетчики сдают контролеру использованные талоны за конкретный рейс и получают новые. Для проведения обследования этим методом необходима предварительная подготовка, которая включает разработку программы и расчет потребного количества учетчиков и контролеров. Программа обследования определяет технологическую последовательность проведения работ с указанием сроков. Качество получаемой информации во многом зависит от четкости работы учетчиков и контролеров, а также от подготовленности и осведомленности пассажиров.

Табличный метод обследования проводится учетчиками, которые также располагаются внутри транспортного средства возле каждой двери. Учетчики снабжаются таблицами обследования, в которых указывается общая информация о транспортном средстве, номер рейса, время отправления, остановочные пункты маршрута для каждого направления. По каждому остановочному пункту рейса учетчики заносят в соответствующие графы число вошедших и вышедших пассажиров, а затем подсчитывают наполнение на участках между остановочными пунктами маршрута. Учет пассажиров ведется каждым учетчиком раздельно, а обработка полученных данных - совместно. Табличный метод можно применять при систематическом и разовом, сплошном и выборочном обследованиях. При сплошном и систематическом обследованиях форма таблиц должна позволять обработку данных обследования с использованием ЭВМ.

Визуальный (глазомерный) метод обследования применяется для сбора данных на остановочных пунктах со значительным пассажирообменом. Учетчики визуально определяют наполнение транспортного средства по условной бальной системе, и эти сведения заносят в таблицы. Например, 1 балл присваивается, когда в салоне транспортного средства есть свободные места для сидения; 2 балла - когда все места для сидения заняты; 3 балла - когда пассажиры стоят свободно в проходах и накопительных площадках; 4 балла - когда номинальная вместимость использована полностью и 5 баллов - когда транспортное средство переполнено и часть пассажиров остается на остановке. Баллы в таблицу заносят соответственно марке и модели транспортного средства. Зная вместимость конкретной марки и модели, можно от баллов перейти к числу перевезенных пассажиров. При помощи данного метода могут быть получены данные о наполняемости подвижного состава по участкам маршрута, но он не позволяет установить реальный объем перевезенных пассажиров по маршруту в целом и характере корреспонденций. Визуальным методом обследования могут проводиться водителями или кондукторами, которым выдается соответствующая таблица. По окончании смены таблицы сдают линейным диспетчерам, а в отделе эксплуатации их обрабатывают и определяют число пассажиров, проехавших по маршрутам и участкам. Этот метод применяется в основном при выборочном обследовании.

Силуэтный метод аналогичен визуальному методу. Только вместо балльной оценки наполнения транспортных средств применяется набор силуэтов по типам подвижного состава. Учетчики подбирают номер силуэта, совпадающий с наполнением транспорта, и отмечают его в таблице. Каждому силуэту соответствует определенное число пассажиров. На основе собранных данных о силуэтах подсчитывается число находящихся в салоне пассажиров при движении транспортного средства по участку маршрута.

Опросный метод обследования пассажиропотоков предлагает использование учетчиков, которые, находясь в салоне пассажирского транспорта, спрашивают входящих пассажиров о пункте выхода, пересадках, цели поездки и фиксируют эту информацию. Опросный метод относится к натурным обследованиям и отличается от анкетного обследования потому, что опрос проводится только среди непосредственных пользователей пассажирского транспорта. Этот метод позволяет получать данные о корреспонденции пассажиров, что помогает корректировать маршруты и разрабатывать организационные мероприятия по уменьшению времени поездки и сокращении пересадок пассажиров.

Автоматизированные методы обеспечивают получение информации о пассажиропотоках в обработанном виде без привлечения к непосредственному сбору таких сведений людей. Существуют несколько методов автоматизированного обследования пассажиропотоков, в частности, контактные; неконтактные; косвенные; комбинированные.

Контактные методы позволяют получать данные о пассажиропотоках через непосредственное воздействие пассажиров на технические средства. Одним из способов получения информации может быть использование автоматических устройств с экраном и клавиатурой. Потенциальные пассажиры (жители населенного пункта, приезжие и т.п.) вводят информацию о потребностях в перемещениях в автоматическое устройство нажатием соответствующих клавиш. Устройства могут размещаться в пассажирообразующих и пассажиропоглощающих узлах (вокзалы, торговые центры и др.), а также на остановочных пунктах. Такой способ обследований позволяет получить информацию о корреспонденции пассажиров, подвижности населения и провести социологический опрос об уровне удовлетворенности населения работой транспорта и др. Полученная информация может применяться для оптимизации схемы маршрутов, изменения графиков движения и др.

Неконтактные методы используют фотоэлектрические приборы. При фотоэлектрическом учете перевозимых пассажиров используют фотопреобразователи, которые устанавливают в дверных проемах или на наружной стороне транспортного средства по два на каждый поток посадки-высадки пассажиров. При входе или выходе пассажиры пересекают пучок световых лучей, поступающих к фотодатчикам, которые фиксируют движение пассажиров. Электрические импульсы от фотодатчиков поступают в блок дешифровки и в зависимости от очередности поступления направляются в регистр входящих и выходящих пассажиров. Блок цифровой индикации суммирует число вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке. К недостаткам этого метода следует отнести сложность настройки и наладки фотоэлектрических датчиков, большие неточности (до 25%) работы в часы пик.

Косвенный метод учета перевозимых пассажиров предполагает использование специальных устройств, позволяющих взвешивать одновременно всех пассажиров транспортного средства с последующим делением общей массы пассажиров на среднюю массу (70 кг). Общая масса пассажиров определяется при помощи тензометрических преобразователей, расположенных на подушках рессор. Данные обследования представляются в виде эпюр пассажиропотоков по участкам маршрута.

Комбинированный метод учета пассажиров предполагает совместное использование каких-либо автоматизированных методов одновременно, например, косвенного и неконтактного. Это повышает полноту и точность собираемой информации. Автоматизированные обследования пассажиропотоков обеспечивают постоянное и непрерывное получение информации об объемах перевозок с относительно небольшими затратами, так как нет необходимости задействовать большое количество людей и дополнительно обрабатывать собранную информацию .

На рисунке 9.4 приведено графическое изображение классификации методов обследования пассажиропотоков.

Рисунок 9.4 - Классификация методов обследования пассажиров