Доходный дом сокол. Доходный дом М.В. Сокол на Кузнецком мосту - Наводы. Отрывок, характеризующий Доходный дом Сокол

Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион - стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера - лидера австрийского сецессиона.

Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.

Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903

1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.

2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".

3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".

4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.

11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.

13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.

14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) - архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) - живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.

16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".

17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.

18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям - изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".

Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион — стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре — чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера — лидера австрийского сецессиона.

Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.

Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903

1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.

2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".

3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".

4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.

11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.

13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.

14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) — архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) — живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.

16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".

17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.

18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям — изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".

Москва, ул. Кузнецкий мост, 3. Доходный дом М. В. Сокол в стиле модерн

Пятиэтажный доходный дом построен в начале 1904 года для московской домовладелицы М. В. Сокол архитектором И. П. Машковым.
Иван Павлович Машков (урожд. Иван Михайлович Соколов-Евдокимов; 13 января 1867- 13 августа 1945, Москва) - архитектор, реставратор, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой в стиле модерн - доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве. При постройке здание составляло единый ансамбль с расположенной рядом гостиницей «Метрополь».



Господствующим мотивом построенного в стиле венского сецессиона здания является кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей.
Майоликовая мозаика в аттике с изображением парящего над горами орла (буревестника) была выполнена по эскизу художника объединения «Мир искусства» Николая Сапунова на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево».



Майоликовая мозаика и казалась одновременно и цитатой из Максима Горького, и отражением чайки, украшавшей завершённый в том же году Ф. О. Шехтелем Московский художественный театр (одновременно «Сокол» - и фамилия хозяйки дома, и память о родителях архитектора). Архитектор был сыном деревенского кузнеца Михаила Евдокимовича Соколова-Евдокимова. В 3-х летнем возрасте он потерял родителей и был вместе с другими детьми Соколовых-Евдокимовых перевезён в Липецк к родной тётке, едва сводившей концы с концами. В 1875 году она отдала Ивана на усыновление в липецкую семью Павла Карповича и Наталии Ефимовны Машковых.



Использованы в декоре плитки с «люстрами» (т.е. радужным металлическим блеском) и рельефные изразцы «Рыбки» по рисунку Михаила Врубеля1890-х годов. Изготовлены керамические украшения на заводе «Абрамцево».



Абсолютно «венской» деталью в глазах современников, по-видимому, выглядели золочёные завершения устоев аттика (в настоящее время окрашенные в серый цвет). Крыша золотого цвета и кованые украшения, не сохранившиеся до наших дней, представляются заимствованием у архитектора Отто Вагнера.


Металлические решётки аттика состояли из плоскостных и объёмных элементов, оригинальностью отличался рисунок решётки ворот, балконов и оконных рам, что придавало им самостоятельную художественную ценность.





Нижние этажи доходного дома владельцы сдавали под торговлю, верхние - под квартиры, в доме размещалось итальянское издательство «Данте Алигиери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», часть здания занимал ресторан.


После революции в здании размещался магазин «Мосторга», книжная лавка «Международная книга», книжный магазин издательства «Академия». С 1960-х годов здесь работал ГУП «Моспроект-3». В 1980-х годах в здании располагались представительства иностранных авиакомпаний.



При перестройках 1930-х - 1970-х годов были утрачены отделка ресторана и квартиры владельца доходного дома, а также некоторые детали внешнего декора здания.
Доходный дом М. В. Сокол является объектом культурного наследия регионального значения.
По материалам Википедии, и книг Нащокиной М.В.

Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион - стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера - лидера австрийского сецессиона.

Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.

Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903

1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.

2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".

3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".

4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.

11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.

13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.

14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) - архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) - живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.

16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".

17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.

18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям - изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".

Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион - стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера - лидера австрийского сецессиона.

Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.

Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903

1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.

2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".

3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".

4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.

11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.

13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.

14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) - архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) - живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.

16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".

17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.

18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям - изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".