Виды строительно монтажных работ. Нормативы и правила выполнения строительно монтажных работ. Организация проведения строительно-монтажных работ

Каждый человек неоднократно сталкивался со строительством какого-либо объекта или установкой оборудования: кто-то просто наблюдает за процессом, кто-то непосредственно его выполняет или участвует в нем. Поэтому важно понимать, какие же операции включают в себя строительно-монтажные работы (СМР).

Определение и состав СМР

Строительно-монтажные работы в Москве – это комплекс работ по возведению производственных и непроизводственных объектов и установке в них различного оборудования.

Закон четко регламентирует процессы, входящие в состав строительно-монтажных работ. Их перечень изложен в Инструкции № 123 к строительным работам (пункт 4.2). К строительно-монтажным работам относятся:

  • процессы возведения мостов, дорог, набережных, строительство линий электропередачи и связи, сооружение мостов и дорог, а также другие специальные работы (подводные, воздушные.);
  • мероприятия по строительству, расширению, реконструкции и техническому перевооружению постоянных и временных объектов, которые включают в себя все связанные с этим работы по возведению металлических, железобетонных, деревянных, металлопластиковых и прочих конструкций, а также действия по оформлению путей для башенных и других кранов;
  • работы по организации всех видов водо- и электроснабжения, отопления, прокладке газовых труб и канализационных трасс;
  • процессы по возведению фундаментов и опор под технологическое оборудование, футеровка и обмуровка печей, установка санитарно-технических агрегатов;
  • работы, связанные с озеленением и декоративным оформлением территорий;
  • расчетные мероприятия, необходимые для определения затрат на строительство и управление им;
  • установление материальных потерь в связи с разрушением объектов, восстановление которых должно проводиться за счет капитальных вложений, выделенных согласно проектной документации на ремонтно-строительные работы.

Общий объем СМР включает в себя комплекс работ по определенным элементам зданий, сооружений или комплексов, который был осуществлен за какой-либо период времени (месяц, год и т. д.) как на пусковых объектах данного временного промежутка, так и на объектах, планируемых в сдачу на следующем плановом отрезке времени.

Работа строительно-монтажных организаций

Человек, который не связан с таким видом деятельности, как возведение новых объектов и реконструкция уже существующих, вряд ли знает полный перечень работ, выполняемых строительно-монтажной организацией. А ведь значимость таких компаний трудно переоценить: любая переделка в доме или на участке не обходится без их участия.

Итак, профессиональная строительно-монтажная организация качественно осуществит такие виды работ:

  • монтажные (с использованием готовых узлов и деталей), которые включают сборку конструкций из разных материалов, прокладку электросетей, водоснабжения, вентиляционных каналов, сооружение лифтов;
  • строительные, которые делятся на:
    • общестроительные: рытье ям, траншей и котлованов, вскрышные процессы, уплотнение грунта и др. (земляные работы); сооружение каменных стен, столбов или простенков из одиночных камней и блоков, кирпича или кладки (каменные работы); все этапы возведения бетонных и железобетонных конструкций (бетонные работы); установка деревянных полов, возведение конструкций из дерева (столярные работы); монтаж кровельных элементов, наклеивание на подготовленное основание рулонных материалов, другие действия по устройству крыши (кровельные работы); облицовочные процессы, поклейка обоев, нанесение штукатурки, покрытие полов линолеумом и другие отделочные работы;
    • специальные, связанные с отделкой технологического оборудования (облицовка или обмуровка печей и других агрегатов огнеупорной кладкой, нанесение на приборы антикоррозионного покрытия), возведением отдельных конструкций (шахтных стволов, силовых или телефонных сетей, санитарно-технических систем и т. д.);
    • транспортные и погрузочно-разгрузочные: доставка материалов, конструкций, деталей и инвентаря на стройку при помощи конвейеров, самосвалов, трайлеров и других машин.

Это далеко не весь перечень работ, выполняемых специалистами строительно-монтажных компаний. Клиент может заказать услугу, например, замывки трюма под разные грузы, пескоструйную очистку любой поверхности, покраску большой емкости и другие нестандартные процедуры.


К атегория:

Краны-трубоукладчики



-

Основные виды строительно-монтажных работ и методы их выполнения


Общие сведения. Основными видами строительно-монтажных работ при сооружении линейной части магистральных трубопроводов являются подготовительные, погрузочно-разгрузочные и транспортные, сварочно-монтажные, земляные, изоляционно-укладочные и балластировочные работы, а также строительство переходов через естественные и искусственные препятствия, очистка полости и испытание трубопроводов. Эти виды работ выполняют механизированными способами.

Основными механизмами для выполнения линейных строительно-монтажных работ, за исключением подготовительных работ, являются трубоукладчики.
Подготовительные работы на трассе строящегося трубопровода выполняют заблаговременно со значительным опережением других видов строительно-монтажных работ.

В состав подготовительных входят следующие работы: восстановление и закрепление геодезических знаков; расчистка строительной полосы от леса и кустарника; планировка полосы; устройство временных дорог и подъездов к трассе; устройство водоотводных сооружений для осушения строительной полосы.

При строительстве трубопроводов в горных условиях в состав подготовительных работ входят также удаление нависших камней и скал, проведение защитных противообвальных и противооползневых мероприятий, вскрышные работы, устройство «полок», срезка крутых склонов, установка средств якорения машин, устройство подъездов к трассе трубопровода в местах расположения «полок», тоннелей, монтажных площадок, устройство водопропускных сооружений и другие работы.

В зимнее время, кроме того, проводят мероприятия по обеспечению минимального (в зоне рытья траншеи) или максимального {в зоне проезда механизмов) промерзания грунта, строительство зимних дорог и ледовых переправ через реки и водотоки.

Подготовительные работы начинают с восстановления и закрепления геодезических знаков, определяющих положение оси трубопровода и временных сооружений. Это необходимо для переноса на местность с технического проекта размеров ширины строительной полосы, места расположений запорной арматуры и т. п., а также для производства разбивочных работ. Геодезические знаки закрепляют выносными столбами или кольями, которые располагают вне строительной полосы с целью их сохранения на весь период строительства.

После восстановления и закрепления геодезических знаков на залесенных участках приступают к расчистке строительной полосы, которая включает в себя следующие операции: валку деревьев и обрубку сучьев, формирование воза и трелевку хлыстов к штабелям, раскряжевку, подборку сучьев, корчевку пней, засыпку ям и планировку неровностей. К расчистке строительной полосы приступают после получения лесорубочного билета (ордера). Работы по расчистке от леса выполняют комплексные бригады. Деревья валят бензиномоторными пилами или лесоповалочными машинами, пни корчуют корчевателями, а засыпают ямы и планируют местность бульдозерами. Расчищают строительную полосу от кустарника и мелколесья бульдозерами, кусторезами и валочно-пакетирующими машинами.

Временные дороги сооружают для проезда строительных машин и автотранспорта при строительстве магистральных трубопроводов на болотах, заболоченных участках, на мелкодисперсных, сильно увлажненных грунтах и на участках с вечномерзлыми и просадочными грунтами.

Основные конструкции временных дорог - лежневые и зимние. Лежневые дороги представляют собой настил из бревен диаметром 14…20 см, который уложен на продольные бревна (лежни) диаметром 18…25 см и длиной 6…8 м, размещенные на расстоянии 1… 1,5 м одно от другого. По краям проезжей части укладывают прижимные бревна, которые скрепляют с лежнями проволочной скруткой. Сверху на настил насыпают слой торфа толщиной 5…10 см и дренирующий грунт толщиной не менее 20 см. Слой насыпанного торфа и грунта защищает бревенчатый настил от разрушения гусеницами тракторов.

Зимние дороги устраивают вдоль трассы в первые зимние месяцы с наступлением морозов. Зимняя дорога представляет собой расчищенную от лесной растительности и выровненную полосу с уплотненным снежным покровом и намороженным ледяным покрытием. При пересечении зимними дорогами рек и водотоков устраивают ледовые переправы.

Временные дороги строят специализированные бригады, оснащенные бульдозерами, автомобильными кранами, одноковшовыми экскаваторами, бортовыми автомобилями, автосамосвалами, автогрейдерами, катками и поливомоечными машинами.

Для отвода поверхностных вод от строительной полосы на обводненных участках трассы и понижения уровня грунтовых вод отрывают продольные канавы, к которым в зависимости от степени обводненности местности и притока грунтовых вод прокладывают поперечные водоотводные канавы для сброса вод в нижележащие водоприемники (реки, озера). При сложном рельефе местности на участках со значительными склонами устраивают нагорные канавы. Водоотводные и нагорные канавы обычно отрывают трапецеидального профиля глубиной 0,8…1,2 м (после осадки грунта) в зависимости от интенсивности притока вод и шириной по дну до 0,5 м.

На пересечениях прокладываемых трубопроводов с дорогами, ручьями, небольшими речками, оросительными каналами устраивают водопропускные сооружения в виде железобетонных лотков или труб.

Для осушения дна траншей при небольшом притоке грунтовых вод применяют открытый водоотлив, т. е. воду откачивают самоходными водоотливными установками непосредственно перед укладкой трубопровода в траншею и его засыпкой.

Планируют строительную полосу для беспрепятственного передвижения строительной техники и автотранспорта. При планировании выравнивают микрорельеф, срезают продольные и поперечные уклоны, подсыпают низинные места. Планировку микрорельефа производят на строительной полосе в зоне рытья траншеи роторными траншейными экскаваторами. Это необходимо для выравнивания дна траншеи и устранения дополнительных напряжений в трубопроводе, поскольку дно траншеи, отрытой роторным траншейным экскаватором, копирует рельеф поверхности. Микрорельеф планируют бульдозерами 2 (см. рис. 1) продольными проходами вдоль оси строительной полосы.

Планировка строительной полосы в условиях сильно пересеченной местности включает в себя срезку продольных и поперечных уклонов, а также подсыпку низинных мест. При этом грунт, срезанный с местных возвышений, перемещают в случае надобности в пониженные места. Глубокие низины при нехватке срезаемого грунта подсыпают грунтом, разрабатываемым из бокового резерва.

На косогорах с поперечной крутизной склонов более 8° для возможности производства строительных работ и прохода строительной техники устраивают рабочую полосу («полку»), ширина которой зависит от поперечных размеров трубоукладчиков как наиболее габаритных из строительных машин и диаметра трубопровода, но не менее 8 м, включая и насыпную часть. При устройстве «полок» грунт разрабатывают бульдозерами и одноковшовыми экскаваторами. Скальные грунты предварительно рыхлят взрывным способом.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы. После подготовки трассы к строительству и сооружения временных дорог приступают к перевозке труб и строительных материалов с пунктов их поступления на трубосварочные базы, строительные площадки, временные склады и к местам производства работ.
Трубы, поступающие на железнодорожную станцию, при разгрузке складируют на перевалочном складе, в штабеля или же грузят непосредственно на трубовозы.

Трубы укладывают в штабеля высотой не более 8 м на спланированной горизонтальной площадке. Нижний ряд труб располагают на подкладках из круглого леса диаметром не менее 200 мм. На концах подкладок делают упоры, чтобы трубы не раскатывались.

Из вагонов трубы разгружают автомобильными кранами в штабеляЭтими же кранами трубы из штабелей грузят на трубовозы для перевозки на трубосварочные базы. Для транспортирования труб используют трубовозы на базе автомобилей повышенной проходимости.

На трубосварочных базах трубы разгружают с трубовозов трубоукладчиками, которые за один прием берут одну или несколько труб в зависимости от массы труб и грузоподъемности трубоукладчика.

В северных районах страны трубы и другие строительные материалы доставляют к месту строительства водным путем - на грузовых теплоходах, речных баржах, сухогрузных баржах-площадках, а также на палубных баржах из универсальных понтонов. Для разгрузки труб и грузов строят специальные пристани. Разгружают трубы и грузы с помощью плавучих кранов, автомобильных кранов или трубоукладчиками.

Сварочно-монтажные работы. На строительстве магистральных трубопроводов применяют базовую схему производства сварочно-монтажных работ. По этой схеме поступающие на трубосварочные базы трубы длиной от 10,5 до 12 м разгружают трубоукладчиком и подвергают укрупнительной сборке на механизированных линиях.

Трубосварочная база состоит из сборочного стеллажа с центровочными кондукторами и внутренними центраторами, сварочного стенда с вращателем и сварочного оборудования. На этих установках трубы сваривают в секции длиной 24…36 м, которые затем вывозят на трассу плетевозами, и раскладывают трубоукладчиками вдоль будущей траншеи для сварки в непрерывную нитку трубопровода.

На трассе трубные секции сваривают между собой в основном ручной дуговой сваркой. Электрический ток для сварки на трассе вырабатывает сварочный генератор.

Сварку на трассе ведут двумя методами: элементарным и поточным.

При первом методе бригада сварщиков делится на два звена: одно из них сваривает первый (корневой) слой, другое - последующие. Указанный метод применяют чаще всего на строительстве трубопроводов диаметром до 530 мм.

Поточный метод используют при прокладке магистральных трубопроводов диаметром 1020…1420 мм. Этот метод сварки подразделяют на поточно-групповой к поточно-расчлененный. При использовании поточно-группового метода строительно-монтажные работы выполняет бригада, звенья которой разгружают и подготовляют к сборке секции труб; осуществляют подогрев и сварку первого и второго швов, а также заполняющих и облицовочных слоев. Поточно-расчлененный метод обеспечивает дальнейшее расчленение-процесса сварки стыков труб на отдельные технологические операции. Каждое звено ведет сварку одного (определенного) участка каждого стыка. При поточно-расчлененном методе бригада комплектуется из звеньев: выгрузки секций труб и раскладки по трассе; подготовки их к сварке и предварительного подогрева; сборки, выполняемой вместе со сваркой корневого слоя; горячего прохода;, сварки заполняющих и облицовочных слоев.

Бригада, выполняющая сварочно-монтажные работы на трассе, оснащена трубоукладчиками, бульдозерами, сварочными установками, внутренним центратором, пропановым подогревателем, клещевыми захватами, газорежущей машинкой.

При сварке трубопровода большое внимание уделяют контролю-качества сварочно-монтажных работ, который состоит из периодической проверки состояния и качества сварочных материалов; систематического пооперационного контроля в процессе сборки » сварки труб в секции на трубосварочной базе и сварки секций в нитку трубопровода на трассе; внешнего осмотра и измерения геометрических параметров сварных стыков и подготовки их поверхности к контролю физическими методами дефектоскопии; периодической проверки квалификации сварщиков; контроля качества сварных соединений физическими методами дефектоскопии.

Для контроля сварных стыков широко используют неразрушаю-щие методы контроля путем просвечивания швов гамма-лучами. Пучок гамма-лучей, пронизывая контролируемый стык, позволяет обнаружить скрытые дефекты (например, трещины, непровары, газовые поры, шлаковые включения).. В последнее время на трассе начали применять для контроля стыков рентгеновские лучи. При проверке качества сварной стык труб подвергается просвечиванию по всей окружности. Внутреннее состояние сварного стыка при просвечивании фотографируется на светочувствительную пленку и, если в стыке есть дефекты, они отображаются на пленке. Все сварные стыки, забракованные по результатам контроля, вырезают и ремонтируют в соответствии с требованиями Строительных норм к правил (СНиП Ш-42-80).

Сварочно-монтажные работы выполняют с помощью трубоукладчиков. Трубоукладчики на трубосварочной базе перегружают-трубы с трубовоза на сборочно-сварочную линию или укладывают их в штабеля, сваренные секции труб снимают со сварочного стенда и грузят на плетевоз или укладывают в штабеля. Кроме того они участвуют во всех операциях по подъему, поддержанию и перемещению труб при правке и зачистке их концов.

После сварки двух- и трехтрубные секции грузят трубоукладчиками на плетевоз методом натаскивания. При этом трубоукладчик совершает объезд плетевоза по контуру его прицепа.

На трассе трубоукладчики участвуют в сборке и сварке неповоротных стыков: поднимают (одним или двумя трубоукладчиками) секцию и нитку трубопровода и, поддерживая ее, создают условия для стыковки, центровки и сварки последующей секции сосваренной ранее ниткой трубопровода. Причем при выполнении этих операций требуется особенно точная работа машиниста трубоукладчика. После приварки очередной секции трубоукладчик укладывает ее вдоль траншеи на землю на деревянные лежки.

При сварке захлестов, вварке запорной арматуры или катушек трубоукладчик выполняет те же операции, что и при сварке неповоротных стыков на трассе, только требуются особенно точные движения грузового крюка и стрелы.

Земляные работы -рытье и засыпка траншей, рекультивация плодородных земель и др. Траншеи под трубопроводы роют в основном роторными траншейными экскаваторами (см. рис. 1). Только на криволинейных участках трассы радиусом 50…60 м при работе в мягких неустойчивых грунтах, а также с включением валунов и обломков горных пород траншеи разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с ковшами вместимостью 0,5…1,6 м3. Мерзлые и скальные грунты предварительно рыхлят взрывом или механическим способом с помощью мощных бульдозеров-рыхлителей. Во влажных и заболоченных грунтах траншеи роют одноковшовыми экскаваторами болотной модификации или обычными экскаваторами с использованием переносных настилов, а также специальными плавающими болотными экскаваторами.

Засыпают траншеи бульдозерами или траншеезасыпателями непосредственно после укладки трубопровода. После засыпки и уплотнения грунта толщина его слоя над трубопроводом должна быть не менее 0,8 м.

При прокладке трубопровода по плодородным землям производят их рекультивацию: снимают плодородный слой до начала строительства, хранят его в отвалах и возвращают на место по окончании строительства. В песчано-пустынных районах после окончания работ прилегающую к трубопроводу полосу закрепляют посадкой засухоустойчивых растений.

При наземной прокладке трубопроводов комплекс земляных работ состоит из устройства оснований под него из хорошо дренирующих маловлажных грунтов (галечниковых, гравелкстых и песчаных пород), обвалования основания и сооружения водоотводных и противопожарных канав.

Если трубопровод прокладывают на свайных опорах (как правило, на вечномерзлых грунтах), заранее бурят скважины и устанавливают свайные опоры. Технология этих работ и типы механизмов назначают в зависимости от структуры и температурного режима вечномерзлых грунтов.

Изоляционно-укладочные работы (очистка наружной поверхности трубопровода от грязи, ржавчины, окалины, нанесение на нее грунтовки и изоляционного покрытия; контроль качества покрытия; укладка трубопровода в траншею) выполняет механизированная колонна, оснащенная специализированными машинами: группой трубоукладчиков И, одной трубоочистной и одной трубоизоляционной машинами.

Изоляционно-укладочные работы выполняют тремя способами: совмещенным, раздельным и с укладкой заранее изолированных труб.

Совмещенный способ применяют при прокладке трубопроводов на равнинной местности в плотных грунтах, на заболоченных участках трассы без глубоких болот и трясин, а также на пересеченной местности с уклоном или подъемом до 3%. При этом способе очистку наружной поверхности трубопровода, нанесение грунтовки и изоляционного покрытия, а также укладку трубопровода в траншею выполняют одновременно - непосредственно на трассе в едином технологическом потоке.

Раздельный способ применяют при прокладке трубопроводов в грунтах со слабой несущей способностью. В этом случае трубоукладчики, поддерживающие на весу трубопровод, из-за возможности обрушения стенок траншеи перемещаются на значительном удалении от бровки траншеи. Раздельный способ используют также при прокладке трубопроводов на местности с большими уклонами, заболоченных и обводненных участках трассы и т. п. При раздельном способе работы по очистке и изоляции наружной поверхности трубопровода выполняют так же, как при совмещенном: способе,- непосредственно на трассе, но при этом они технологически отделены от работ по укладке трубопровода в траншею. В этом случае после очистки и изоляции трубопровод сначала опускают трубоукладчиками на деревянные лежки, установленные на берме траншей, а затем при повторном проходе трубоукладчиков-в траншею.

При сооружении трубопроводов из труб с нанесенной на них заранее изоляцией очистку и изоляцию труб осуществляют на полустационарных или стационарных базах. При этом перед изоляцией трубы сваривают в секции длиной 24…36 м, затем их изолируют и перевозят на трассу. На трассе секции сваривают между собой в-сплошную нитку, которую укладывают на деревянные лежки параллельно оси траншеи. После этого бригада изоляционно-укладочной колонны восстанавливает поврежденную изоляцию, очищает места сваренных стыков, наносит на них грунтовку и изоляционное покрытие, а затем трубопровод опускают трубоукладчиками в траншею, так же как при раздельном способе укладки.

Для защиты наружной поверхности трубопроводов от коррозии применяют битумно-резиновые мастики или полимерные (полиэтиленовые и поливинилхлоридные) пленочные покрытия. Битумно-резиновую мастику по мере нанесения на трубопровод армируют нетканым стекловолокнистым холстом, который наносят с нахлесткой 20…25 мм.

При прокладке трубопроводов в каменистых и скальных грунтах, на «горячих» участках, где будет транспортироваться продукт температурой выше 55° С, на переходах через автомобильные и железные дороги, а также через водные акватории битумно-резиновые мастики и полимерные пленочные покрытия защищают оберточным материалом для предохранения их от механических повреждений.

Оберточный материал наносят на изолируемую поверхность в один или два слоя с нахлесткой 3.. .4 см непосредственно за нанесением антикоррозионного покрытия.

Битумно-резиновой мастикой поверхность труб обливают с помощью трубоизоляционных машин. Приготовляют мастику в битумоплавильных котлах, установленных на строительных площадках вблизи базирования колонны. Готовую мастику от котлов к трубоизоляционным машинам доставляют битумовозами на шасси автомобилей.

Полимерные ленты наносят трубоизоляционными машинами, а также комбинированными машинами, которые одновременно очищают трубопровод и изолируют его полимерными лентами.

Основными машинами при производстве изоляционно-укладочных работ являются трубоукладчики. Число трубоукладчиков в колонне и их мощность устанавливают в зависимости от диаметра и толщины стенок труб, рельефа местности и характера грунтов.

Трубоукладчики при производстве изоляционно-укладочных работ выполняют следующие операции: поднимают трубопровод с бровки траншеи на высоту 0,8… 1,8 м и поддерживают его с установленными на нем трубоочистной и трубоизоляционной машинами. При выполнении этих операций трубоукладчики одновременно двигаются вдоль строящегося трубопровода, манипулируют стрелами с различным вылетом, смещают изолируемый трубопровод с бровки к оси траншеи, окончательно совмещают ось трубопровода с осью траншеи и опускают трубопровод в траншею.

При ведении изоляционно-укладочных работ осуществляют пооперационный контроль качества очистки, грунтовки, изоляции и укладки трубопровода в траншею. Для контроля качества очистки и изоляции используют приборы, с помощью которых проверяют чистоту очистки, сплошность изоляции и ее прилипаемость (адгезию) к поверхности трубопровода. Качество укладки трубопровода проверяют визуально.

Балластировочные работы. Трубопроводы больших диаметров, проложенные на обводненных участках, болотах или в поймах, обладают плавучестью. Для придания трубопроводу отрицательной плавучести его пригружают железобетонными (рис. 118, а) или чугунными утяжелителями массой по 4 т либо прикрепляют к дну траншеи анкерами (рис. 118, б). Балластировку анкерами применяют з том случае, если несущая часть анкера может быть погружена в минеральный грунт.

Строительство переходов. Трубопроводы пересекают различные естественные и искусственные препятствия (например, железные и автомобильные дороги, овраги, реки). В зависимости от вида препятствий переходы трубопроводов подразделяют на подземные и подводные.

К подземным относятся переходы трубопроводов, сооружаемые л од автомобильными и железными дорогами. Эти переходы строят в основном бестраншейным способом, т. е. без вскрытия земляного полотна и верхнего покрытия или строений дороги и поэтому без остановки движения по дороге. При пересечении дорог трубопроводы укладывают в защитных кожухах. Для прокладки кожухов применяют установки горизонтального бурения.

При пересечении больших рек и озер переходы осуществляют преимущественно под водой (дюкеры). Работы по обустройству переходов через водные преграды выполняют по индивидуальным проектным решениям. При строительстве переходов на судоходных, сплавных путях и водохранилищах проект производства работ согласовывают с судоходной инспекцией, с организацией, ведущей сплав леса, или с бассейновыми управлениями.

Рис. 118. Балластирование трубопровода:
а - утяжелителями, б - анкерами; 1 - трубопровод, 2 - утяжелитель, 3 - силовой пояс, 4 - фу-теровочный мат, 5 - анкерная тяга, 6 - анкер

Строительство подводных переходов состоит из следующих операций: подготовительных работ; сварки, гидравлического испытания, изоляции и футеровки трубопроводов; разработки береговых и подводных траншей; устройства спусковой дорожки при укладке способом протаскивания; балластировки трубопроводов; укладки трубопроводов в траншею; вторичного испытания; засыпки траншей; берегоукрепительных работ.

Строят подводные переходы специализированные подразделения.

В состав подготовительных работ входят: проверка гидрогеологических и криологических условий (если строительство ведут в зимний период), промер глубин для уточнения фактического профиля дна в створе перехода и соответствия его проекту.

Сварочные и изоляционные работы ведут теми же способами, что и для линейной части трубопровода. В качестве изоляционного покрытия используют полимерные ленты, которые от механических повреждений защищают оберточным материалом и футеровкой из деревянных реек.

Подводные траншеи разрабатывают землечерпательными снарядами, землесосами, скреперными установками, экскаваторами, установленными на плавучие средства, специальными механизмами, приспособленными для заглубления уложенных подводных трубопроводов, или взрывным способом.

Наиболее ответственным видом работ при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов является укладка их на дно водной преграды. Применяют следующие основные способы укладки трубопроводов: протаскивание по дну водной преграды; свободное погружение с заливом воды в трубопровод или пригруз-кой его; опускание с использованием плавучих кранов или опор, оборудованных подъемными устройствами; укладка с трубоукла-дочных барж с последовательным наращиванием секций труб; укладка с буксировкой секции (плетей) и сваркой межсекционных стыков наплаву.

При сооружении подводных переходов трубоукладчики используют в процессе выполнения сварочно-монтажных и изоляционных работ, а также при разгрузке отдельных труб и секций. В отдельных случаях трубоукладчики применяют в качестве тяговых механизмов при протаскивании дюкеров.

Очистка полости и испытание трубопровода на прочность и герметичность. Уложенный в траншею трубопровод испытывают на прочность и герметичность. Предварительно его очищают от окалины, грата и попавших в него грунта, воды и различных предметов. Очищают трубопровод продувкой с пропуском очистных поршней или эластичных разделителей, а также промывкой водой с пропуском эластичных разделителей. Продувки производят сжатым воздухом, иногда природным газом. Надземные газопроводы очищают в соответствии с особыми правилами. После очистки на открытых концах трубопровода устанавливают инвентарные заглушки.

Магистральные трубопроводы до сдачи их в эксплуатацию подвергают испытанию под давлением на прочность и герметичность воздухом, водой или продуктом, для которого они предназначены. Порядок и параметры испытания определены СНиПами.

При очистке полости и испытании трубопроводов применяют дистанционные контрольно-измерительные приборы, а также специальное оборудование и комплект наполнительно-опрессовочных агрегатов. Для проведения очистки полости и испытания трубопровода составляют технологическую карту-график и инструкцию.

Основная масса крупных и средних проектов, так или иначе, связана со строительством производственных и сельскохозяйственных объектов, жилья, мостов, дорог и т.д. Возводимые здания либо сами по себе являются целью замысла, либо являются его неотъемлемой частью, без которой продолжение проекта невозможно. Как правило, самый большой объем затрачиваемых финансовых и материальных ресурсов приходится на СМР - строительно-монтажные работы. Соответственно, и регламентация этой деятельности в законодательстве занимает особое место.

Что означает СМР, и чем они регламентируются

Строительство как таковое включает в себя широкий комплекс понятий. Это не только возведение новых строений и зданий, но также и деятельность по их ремонту (текущему и капитальному), реставрации, реконструкции и реновации. Сам процесс многогранен и состоит из таких этапов:

  • организационный (маркетинговые исследования, разработка концепции проекта, выбор заказчика и подрядчика);
  • изыскательский (геодезические, геологические, экологические, геотехнические, гидрометеорологические);
  • проектный (подготовка проектной и рабочей документаций);
  • фаза материального обеспечения (заготовка необходимых изделий и сырья, их перевозка к площадкам);
  • строительно-монтажный (подготовительные, основные и отделочные);
  • пусконаладочный (контрольные мероприятия и проведение необходимых испытаний).

Толкований термина "строительно-монтажные работы" существует несколько в зависимости от словаря, справочника или законодательного акта, где упоминается этот термин. При этом все они сходятся в том, что СМР в строительстве – это определенный перечень операций, направленных на возведение новых зданий, помещений и монтаж (установку) в них необходимого оборудования (вентиляции, отопления, газовых и водопроводных систем, канализации и т.д.). Для сокращения в технической документации чаще используют аббревиатуру СМР, а не полное название.

Основным документом, регламентирующим все строительно-монтажные действия в России, является СНиП, что расшифровывается, как Строительные нормы и правила.

Он включает в себя пять разделов:

  1. Общие вопросы, классификация и терминология. Управление, организация и экономика.
  2. Требования и нормы для проектирования конструкций, основ и оборудования.
  3. Подготовка, проведение и прием выполненных операций. Рекомендации по СМР.
  4. Нормы для составления смет на все виды операций с разъяснениями.
  5. Нормы трудовых и материальных затрат, расценки на выполнение манипуляций.

Также производство стройматериалов, конструкций и изделий регламентируются ГОСТ (Государственными стандартами), разрабатываемыми государственными учреждениями и учеными. Утверждаются ГОСТы Госстандартом и Госстроем РФ. На отдельные технологии и материалы, особенно новые, производителями разрабатываются ТУ (Технические условия), которые согласовываются с госучреждениями. С развитием передового опыта и новых технологий вся нормативная база регулярно пересматривается, в нее вносятся изменения.

Существующие виды

Возведение нового здания или его глубокая реконструкция требует выполнения огромного количества действий разной направленности и интенсивности с применением всего многообразия материалов и специализированной техники. Строительство может вестись несколькими разными методами:

  • подрядным (наиболее распространенным в России), когда все операции выполняются специализированными организациями в соответствии с заключенным соглашением с заказчиком;
  • хозяйственным , когда весь объем СМР проводится силами собственных подразделений предприятия;
  • смешанным , когда одна часть операций выполняется самостоятельно, а для другой приглашают подрядчиков.

Исходя из направленности и ожидаемого результата, выделяют такие основные виды СМР:

  • общестроительные;
  • транспортные;
  • разгрузочно-погрузочные;
  • специальные.

Обычно выделяют монтажные или строительные работы в зависимости от того, какие операции на конкретном этапе преобладают. Монтажные представляют собой деятельность с использованием готовых частей или деталей, к примеру, монтаж силовой электропроводки и других кабелей, железобетонных и металлических конструкций, различного оборудования (насосного, энергетического, транспортного, технологического), окраска и изоляция трубопроводов.

Общестроительные действия, исходя из перерабатываемых материалов и возводимых элементов конструкции, подразделяют на такие виды:

Часть из этих действий объединяется в привычный для каждого строителя термин "нулевой цикл". Он представляет собой начальную фазу стройки и включает в себя подготовку стройплощадки и подъездных путей к ней, проведение земляных работ, закладку фундамента. Нулевой цикл заканчивается, когда возведена подземная часть здания и проведены инженерные сети. После него следуют надземный и отделочный циклы.

К числу специальных относятся действия, выполняемые особым способом или с особыми материалами, требующими специфических знаний и навыков. К таким можно отнести, например, монтаж сложных приборов и систем, лифтов, телефонных линий, облицовка агрегатов огнеупорной или кислотоупорной кладкой, устройство стволов шахт.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные манипуляции подразумевают доставку на рабочее место конструктивных элементов и деталей разного размера, инструмента и необходимого инвентаря. В связи с разнообразием перемещаемых грузов задействуется специализированная техника, такая как панелевозы, трайлеры, автосамосвалы, конвейеры, погрузчики, экскаваторы, краны.

Иногда также выделяются заготовительные операции, состоящие в изготовлении полуфабрикатов (бетонной смеси, арматурного каркаса, раствора, сборных конструкций, в том числе крупноузловых). В зависимости от требуемых объемов и сложности изготовления, они могут производиться как профильными предприятиями (типа завода железобетонных изделий), так и непосредственно на стройплощадке.

Кроме возведения зданий, в перечень строительных операций также включается благоустройство и озеленение, мелиорация, дноуглубление, создание природоохранных сооружений (противооползневых, противоэрозионных, противоселевых), берегоукрепление, бурение, откачка воды и др.

Договорные отношения

Учитывая сложность и разноплановость действий, проводимых во время реализации проекта, особенно крупного (возведение промышленного комплекса, военного или сельскохозяйственного объекта), для выполнения всех необходимых действий необходимо нанимать подрядные организации. Некоторые из них охватывают большую часть общестроительных процессов, другие специализируются на отдельных направлениях, требующих наличия специального оборудования и подготовленных профессиональных кадров.

Соответственно, самым распространенным видом соглашения является договор подряда, имеющий две договаривающиеся стороны:

  • заказчик, уполномоченный инвестором, который задает параметры для проведения определенных процессов, принимает результаты и оплачивает их;
  • подрядчик, выполняющий требования заказчика в оговоренные сроки.

Сторонами соглашения могут быть юридические, физические лица или же третьи лица, которые действуют от имени и в интересах заказчика. Подрядчики, как правило, строительные организации или лицензированные индивидуальные предприниматели.

Если подрядчик не способен в полной мере выполнить весь объем взятых на себя обязательств собственными силами, то он имеет право (если это не запрещено соглашением) в рамках утвержденного бюджета заключить договор субподряда, то есть привлечь для выполнения отдельных процессов другие организации.

Часто для осуществления всего комплекса строительства определяется генеральный подрядчик, который обеспечивает и гарантирует весь процесс строительства, выполняя заказ частично своими силами, частично с участием субподрядчиков. За все недоработки субподрядчиков несет ответственность генеральный подрядчик.

Кроме общих положений, таких как наименование сторон, дата и место подписания, реквизиты, юридические адреса и подписи сторон, типовой договор подряда включает в себя следующие основные разделы:

Кроме того, договор своей неотъемлемой частью имеет ряд приложений, перечень которых указывается в основном теле соглашения. К ним относятся:

  • календарный план;
  • перечни необходимого оборудования и материалов;
  • копия правоустанавливающих документов заказчика на земельный участок;
  • копия разрешения заказчика на проведение строительства;
  • копия лицензии подрядчика;
  • акты приема-передачи технической документации, материалов и оборудования;
  • копия страхового полиса;
  • регламент проводимых работ;
  • сметная документация;
  • акт приемки.

В случае необходимости стороны могут заключать дополнительные договора по отдельным вопросам в рамках исполнения генерального соглашения. Возникающие в производственном процессе проблемы отображаются в протоколах разногласий и согласования разногласий.

В зависимости от объема выполняемых действий и масштаба проекта договор может иметь разное содержание.

Так, соглашение на возведение небольшого жилого дома и крупного завода могут отличаться между собой кардинально, как по объему, так и по детализации всех выполняемых действий.

Договор подряда в строительстве накладывает на исполнителя большую ответственность, так как низкое качество исполнения, применение некачественных материалов и несоблюдение утвержденных норм может стать причиной разрушения конструкций, больших финансовых убытков или гибели людей. Поэтому особое значение имеет качество СМР на каждой фазе строительства.

Качество продукции строительства влияет на стоимость и эксплуатационные характеристики сооружения, их долговечность и экономичность. Если объект построен из непроверенных материалов или с нарушением технических регламентов, то это приводит к удорожанию всех процессов за счет необходимости постоянно исправлять выявляемые недостатки, повышению эксплуатационных расходов на поддержание объекта в рабочем состоянии, снижению уровня комфорта жителей.

Контроль осуществляется путем проверки соответствия показателей продукции утвержденным требованиям, зафиксированным в техусловиях, стандартах, проектах, договорах поставок, паспортах изделий. Основная задача – недопущение брака и дефектов, соблюдение должного качества продукции. Существует две формы осуществления контроля над качеством:

  • система производственного (внутреннего) контроля;
  • внешний контроль.

Внутренний контроль осуществляется непосредственно работниками предприятий (проектных, индустриальных), которые производят необходимую продукцию. Заводы и фабрики, выпускающие стройматериалы, на свои изделия выдают паспорта, подтверждающие, что при их изготовлении выдерживался государственный стандарт. Наличие такого паспорта при поставках продукции является обязательным.

Внутренний контроль имеет несколько направлений, отличающихся по своим характеристикам и направленности.

По времени осуществления:

  • Входной . Это изучение (внешний осмотр) поступающих на стройплощадку материалов, конструкций и изделий, а также сопроводительной и технической документации. В основном используется метод регистрации (анализ паспортов, накладных, сертификатов), иногда – измерительный метод.
  • Операционный . Производится в ходе проведения процессов или сразу после их окончания, имеет вид измерения или технического осмотра, его результаты обязательно заносятся в специальные журналы. Основные фигуры на этом этапе – мастера, прорабы, начальники участков.
  • Приемочный . Проводится после завершения определенного вида операций (каменных, облицовочных), к проверке часто присоединяются представители заказчика или проектировщика, поэтому он имеет элемент внешнего контроля. По итогу принимается решение степени пригодности объекта и возможности продолжать строительство.

По объемам проверок:

  • Сплошной . Осматриваются все конструктивные элементы или единицы продукции (сваи, металлоконструкции и т.д.).
  • Выборочный . Изучается определенная часть продукции, выбранная случайным путем, ее объемы определяются СНиП (Строительными нормами и правилами).

По периодичности:

  • Постоянный . Информация о состоянии параметра, который контролируется, подается непрерывно.
  • Периодический . Параметр контролируется через определенные промежутки времени.
  • Летучий . Проверка эпизодически (в любое время), используется при отсутствии необходимости более глубоких форм контроля.

По методам проведения:

  • Визуальный . Основой его является ГОСТ 16501-81.
  • Измерительный . Выполняется с применением необходимых измерительных приборов, при необходимости проводится лабораторный анализ при помощи соответствующего оборудования. Методы могут применяться самые различные: механический (разрушающий), импульсный (акустический, вибрационный) и радиационный.
  • Регистрационный . Это анализ данных, которые фиксируются в разных документах (журналах, сертификатах, актах освидетельствования). Применяется в случаях, когда по техническим причинам доступ к объекту контроля невозможен.

Чтобы обеспечить соответствующее качество продукции, на крупных предприятиях создаются специализированные службы, которые обычно подчинены главному инженеру (техническая инспекция, строительная лаборатория, геодезическая служба).

Анализ данных, полученных в результате инструментального исследования, и сопоставление их с действующей правовой и проектной документации носит название строительная экспертиза. Она может быть внесудебной и судебной. Все выявленные нарушения, отклонения и дефекты фиксируются в экспертном заключении, куда также прилагают фотографии обнаруженных недоработок. По итогам экспертизы определяются:

  • оценка износа элементов, инженерных сетей и конструкций в процессе эксплуатации;
  • определение размера ущерба от нештатных ситуаций (пожар, затопление);
  • соответствие проекту, ГОСТ или СНиП;
  • испытание используемых материалов и конструкций;
  • изучение несущих элементов при подготовке к реконструкции или перепланировке.

Международная практика контроля качества предполагает несколько иной подход к этому вопросу, основой которого являются:

  • материальная заинтересованность и ответственность каждого исполнителя за надлежащее исполнение всех манипуляций, что регламентируется внутренним руководством – это своего рода стандарт, установленный на предприятии;
  • четкие инструкции на каждый трудовой процесс;
  • наличие высококвалифицированного персонала;
  • оснащение современным высокотехнологичным оборудованием.

К внешнему контролю качества относятся проверки, проводимые организациями, имеющими право надзора и не зависящими от организации-подрядчика. Основными формами его являются:

  • технадзор заказчика;
  • авторский надзор проектной организации;
  • государственный архитектурно-строительный надзор;
  • контроль при приеме в эксплуатацию объекта со стороны разных приемочных комиссий: пожарный, санитарно-эпидемиологический, промышленный и горный надзор, проверка инспекции труда.

Технический надзор со стороны заказчика . Проводится постоянно в течение всего времени СМР. Представитель заказчика участвует в освидетельствовании всех проведенных скрытых действий, приемочных комиссиях, промежуточных приемках важнейших конструктивных элементов. Если нет одобрения заказчика, то дальнейшие операции не проводятся. Представители технадзора наделены правом принятия решения о приостановке строительства и отказа в оплате процессов, выполненных с нарушениями проектных расчетов и технологии. Если же качество оказывается в итоге недостаточным, то работники технадзора заказчика несут ответственность наряду с подрядчиками.

Авторский надзор со стороны проектировщика также ведется на постоянной основе. Его основным отличием от контрольных функций ГАСНа и технадзора заказчика является то, что на его исполнение заключается отдельный договор между заказчиком и проектировщиком с соответствующей оплатой. Авторский надзор заключается в наблюдении за точным следованием всех действий подрядной организации нормативным документам и утвержденному проекту.

Все изменения в проекте, рационализаторские предложения в обязательном порядке согласовываются с представителем авторского надзора. Также он присутствует на промежуточных приемках и освидетельствованиях, решает вопросы по проектно-сметной документации, указывает на недоработки и следит за их устранением. Все замечания авторского надзора заносятся в специальный журнал, который затем передается заказчику.

Государственный архитектурно-строительный надзор проводит общий контроль на всех фазах (изыскания, разработка проекта, строительство). Его представители должны проверять предпроектные документы, выдавать разрешение на строительство и проверять его реализацию в любой момент. Они наделены правами приостанавливать стройку, штрафовать и инициировать возбуждение уголовных дел.

Сертификация и лицензирование как составные части контроля над качеством

С бурным развитием новых технологий, разработкой новаторских стройматериалов и способов их крепления возник вопрос соответствия этих разработок утвержденным стандартам и качественным показателям. Поэтому в последние десятилетия большое значение придается сертификации изготавливаемой продукции и лицензированию проектно-изыскательной и строительной деятельности.

– это деятельность, направленная на установление соответствия качественных показателей продукции требованиям утвержденных нормативов и стандартов. Она направлена на защиту прав потребителя и окружающей среды, а также для безопасности здоровья, жизни и имущества людей. Объектами сертификации в строительстве могут быть:

  • проектная продукция;
  • промышленная продукция, изготовленная предприятиями стройиндустрии и стройматериалов;
  • возведенные сооружения и здания;
  • соответствующие услуги и работы;
  • импортируемые элементы.

Сертификация бывает по своей форме:

  • Добровольная , основанная на инициативе изготовителя изделий, желающего подтвердить соответствие своей продукции для потенциальных клиентов.
  • Обязательная , применяемая для отдельной законодательно утвержденной номенклатуры товаров, которые в случае низкого качества могут быть опасны для здоровья людей и сохранности их имущества (балконные двери, окна, конструкции для частных домов, замки, герметики).

В общих чертах сертификация какого-либо вида продукции происходит следующим образом:

  • заявитель подает декларацию на проведение сертификации;
  • определяется схема проведения и методика проведения испытаний, а также испытательная лаборатория;
  • отбор и идентификация проб, экспертиза изделий и изучение состояния производства;
  • анализ полученных результатов;
  • оформление, регистрация и выдача сертификата соответствия.

Лицензирование представляет собой экспертизу заявителя (юридического или физического лица) и поданных ним документов относительно готовности их к выполнению видов деятельности, указанных в заявлении. Специальная комиссия проводит проверку наличия необходимой технической базы и законодательных актов, выполнение заявленных технологических процессов и уровень контроля над ними, квалификацию и стаж работы кадров, отзывы клиентов соискателя.

Положением о лицензировании предусмотрено, что соискатель должен иметь не меньше половины штатной численности специалистов и руководителей в области проектирования и строительства со стажем по специальности от 3 до 5 лет. Кроме того, на правах собственности (или на других законных основаниях) у кандидата должны быть необходимые объекты, инструменты и средства производства (специальная техника, ручной или автоматический инструмент, транспорт, энергоустановки, средства измерения).

В классификаторе проектных и строительно-монтажных работ четко определен перечень действий и необходимого оборудования. Вместе сведены действия по возведению объектов различного назначения (функциональные и отраслевые), например дорог, объектов авиакосмического или сельскохозяйственного назначения. Лицензируются не только непосредственно СМР, но и функции генподрядчика и застройщика.

Как правило, лицензионный период после первого обращения устанавливается короткий (1 год), если за это время анализ не показал нарушений со стороны заявителя, то следующая лицензия может действовать на протяжении 5 лет, при повторном обращении вся процедура полностью повторяется. За нарушение организацией норм действующего законодательства, лицензия может быть отозвана.

Организация проведения строительно-монтажных работ

В процессе возведения крупных объектов, таких как многоэтажные здания, мосты, дороги, заводы, как правило, принимают участие разные специализированные и общестроительные организации. Для того чтобы обеспечить бесперебойность процессов и планомерный поэтапный ввод в эксплуатацию законченных частей объекта, необходима система непрерывного планирования и выполнения работ.

В практике различают три главных метода организации производства СМР:

  • Последовательный . При его применении отдельные виды деятельности проводятся один за другим, то есть следующий начинается не раньше окончания предыдущего. Такой подход плохо применим к масштабным проектам, поскольку требует большого количества времени, однако подходит для возведения одиночных зданий, так как можно обойтись малым количеством работников.
  • Параллельный . Базируется на максимально возможном совмещении в единый период времени различных процессов (монтажных и строительных). Он дает возможность возводить несколько зданий одновременно, но требует значительного количества рабочей силы и техники.
  • Поточный . Он заключается на дроблении сложных процессов, совмещенных во времени, на ряд простейших операций, выполняемых последовательно. Все действия разбиваются на потоки, исполняемые в четко определенные сроки. В каждом объекте, который включен в поток, СМР выполняются комплексными бригадами, перемещающимися из одного здания в другое. Это обеспечивает равномерную нагрузку на персонал и ритмичную сдачу объектов, включаемых в поток.

В проекты производства работ (ППР) включены главные решения по организации СМР. ППР разрабатывается специализированными трестами или другими организациями и состоит из:

  • календарного плана, в котором отмечены все работы разных исполнителей, увязанные со сроками;
  • генеральный план с указанием места расположения самого объекта, вспомогательных площадок, механизированных установок, складов, сетей тепло- и энергоснабжения, подъездных путей;
  • график потребности в поступлении изделий, материалов, конструкций, специальной техники, рабочих кадров.

На процессы, проводимые по новым методикам и высокой сложности, в ППР содержатся технологические карты.

В них указываются экономические и технические показатели, требования к необходимой технике безопасности, графики и рекомендации по методам организации труда работников, потребность в ресурсах (детали, инвентарь, оборудование), расчеты трудовых затрат.

Часто на площадке одновременно проводится ряд не связанных друг с другом работ, например, электромонтажные, сантехнические, столярные, облицовочные. Ритм рабочего процесса требует поставки определенных материалов в нужное время в достаточном количестве и в правильной технологической последовательности. Чтобы не допустить простоя, с учетом мнения подрядчиков разрабатываются часовые графики, руководствуясь которыми завод-изготовитель отгружает, а автокомбинат доставляет на площадку требуемые элементы.

Чтобы увязать между собой поставку деталей и их монтаж, составляются транспортно-монтажные графики. Исходя из технологической последовательности монтажа здания и стандартного времени на установку каждого элемента, четко расписывается время прибытия транспортных средств на площадку и номенклатура грузов, которые доставляются каждым рейсом. Составляются недельные, суточные и часовые графики, благодаря которым разные подразделения могут видеть общую картину и действовать согласованно. Это позволяет спланировать время окончания каждого вида работ и приблизительно рассчитать срок сдачи объекта.

Чтобы более полно охватить весь комплекс выполняемых процессов, при работе на всех видах объектов применяется календарное планирование. Оно дает общее понимание последовательности действий в разные временные периоды (от дня до нескольких месяцев), хотя планы регулярно требуют корректировки в зависимости от возникающих обстоятельств. Продолжительность строительства рассчитывается по нормам СНиП и сильно варьируются от сложности сооружения. Сокращение или увеличение длительности выполнения работ всегда должно быть обоснованным, поскольку при увеличении продолжительности могут быть сорваны сроки сдачи и заказчиком понесены убытки, а необоснованное сокращения нередко становится причиной несоблюдения стандартов выполнения технологических операций.

В зависимости от масштабности проекта, могут применяться такие виды планирования:

  • упрощенные методы;
  • календарные линейные графики;
  • сетевые графики.

Упрощенные методы используются при выполнении текущих задач, обычно на несколько ближайших недель или дней. В таких схемах лишь указываются виды выполняемых действий и сроки их завершения, они недостаточно наглядны и не оптимизированы. Также к упрощенным формам можно отнести планирование в самом обобщенном денежном виде.

Календарный линейный график, иначе называемый график Ганга, представляет собой шкалу с отмеченными горизонтальными линиями разной длины, отображающими продолжительность каждого дела. Чтобы полноценно и качественно составить его, нужно учесть такие моменты:

  • составить перечень необходимых работ;
  • определить их объемы и методы производства;
  • рассчитать их трудоемкость, исходя из норм и предыдущего опыта;
  • сделать предварительный график с ориентировочными сроками исполнения каждого дела;
  • оптимизировать его с учетом реальных возможностей распределения рабочей силы, техники и других условий.

Чтобы правильно рассчитать объем работы и затрачиваемое на нее время, следует, кроме предусмотренных норм, учитывать и другие существенные факторы, например, местные погодные условия или особенности рельефа. Если на стартовом этапе из-за неверных расчетов возникнет задержка по времени, то компенсировать ее будет практически невозможно, поскольку линейный график корректировать очень сложно.

Сетевой график составлен по более современной методике граф (карты, лабиринта, сети). Нанесенная на лист бумаги или выведенная на монитор компьютера, такая схема выглядит как множество вершин, соединенных между собой отрезками (ненаправленными и направленными). Кружки на начальной и конечной части отрезка означают начало и окончание работ. В таком виде планирования между стартовым и конечным событием может быть ряд разных путей. Самый долгий путь носит название критического, и по нему определяется общая продолжительность выполнения проекта. Соответственно, в других путях есть временные резервы и возможность варьировать скорость исполнения процессов.

Сильная сторона такого планирования – это возможность его корректировки по ходу.

Если строительство не укладывается в оговоренные сроки, то есть возможность сократить время критического пути за счет перераспределения рабочей силы и материальных ресурсов с этапов некритического пути, привлечения резервов или изменения последовательности процессов (если это технологически допустимо). Для облегчения составления графиков и их уточнения создан ряд компьютерных программ.

Расчет сметной стоимости

Неотъемлемой составляющей проектной документации является смета, то есть ориентировочная стоимость СМР. Правильные финансовые расчеты способствуют ритмичному и бесперебойному проведению строительных этапов. Если же были допущены неточности, то это может привести к убыткам, срыву сроков, возникновению задолженности или необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов, часто кредитных.

К сметной стоимости обычно относят несколько составляющих и рассчитывают по такой формуле: Ссмр=ПрЗ+НР+ПН(Спр), где Ссмр – это сметная стоимость всех работ, ПрЗ – общая сумма прямых затрат, ПН(Спр) – плановые накопления, или сметная прибыль. Чтобы лучше понимать, каким образом производятся расчеты, следует остановиться подробнее на каждой из составных частей.

Сумма всех прямых затрат рассчитывается с учетом общего объема работ (в натуральных измерительных единицах) и применяемых на данный момент расценок за единицу измерения согласно сметных нормативов. Прямые затраты, как правило, составляют от 65 до 80% общей стоимости и состоят из:

  • заработной платы сотрудников , которые непосредственно занимаются СМР (10-15%);
  • стоимости всех стройматериалов , которые применяются при возведении сооружения (50-55%);
  • затрат на эксплуатацию используемых транспортных средств , специальной техники, механизмов и машин, в том числе зарплата специалистов, управляющих ими (5-10%).

К накладным расходам относят возмещение подрядной или субподрядной организации всех затрат, которые связаны с организацией и поддержанием соответствующих условий быта и производства на стройплощадке. Размер накладных расходов устанавливается в зависимости от фонда оплаты труда и сильно зависит от масштаба возводимого объекта, способа производства, вида строительства. Обычно этот показатель варьируется в пределах 13-20%. Для их расчета используются нормы с учетом особенностей производства. Применять повышающий коэффициент для накладных расходов запрещено.

В состав накладных расходов включают:

  • Расходы на административно-хозяйственные нужды . Здесь учитывают оплату командировок, затраты на канцелярию, почту и телефонную связь, содержание и обслуживание легкового автотранспорта, покупку необходимой специальной литературы (нормативной, технической, экономической), подписка на требуемую периодику.
  • Расходы на обслуживание трудовых кадров . Это подготовка и переподготовка руководителей и специалистов, создание должных бытовых и санитарно-гигиенических условий, охрана труда. Сюда же относят дополнительные выплаты работникам (выслуга лет, дополнительные отпуска за стаж), социальное страхование.
  • Затраты на необходимую организацию процесса . К ним относятся содержание охраны, обеспечение пожарной безопасности, расходы на содержание проектировочных групп и строительных лабораторий, амортизационные отчисления, геодезические мероприятия, благоустройство.
  • Другие затраты (страхование имущества, лицензирование, аудиторские, консалтинговые, рекламные услуги, обслуживание в банках).

Сметная прибыль (часто используется термин "плановые накопления") представляет собой плановую прибыль подрядной организации. Она должна покрывать расходы на материальное стимулирование персонала, а также на развитие и модернизацию производственных мощностей. Ее объем исчисляется для каждой организации отдельно, исходя из контрактной стоимости строительства, и колеблется в передах 7-11% общей суммы. Сметная прибыль не относится к расходам, учитываемым в сметной себестоимости. Для ее расчета руководствуются соответствующими Методическими указаниями.

Существуют отраслевые нормативы сметной прибыли, зависящие от вида операций:

  • Общие нормативы для отрасли, применяющиеся ко всем предприятиям. Для ремонтно-строительных работ они составляют 50% от фонда оплаты труда работников, входящего в прямые затраты, заложенные в смете. Относительно СМР этот показатель составляет 65%.
  • Нормативы, зависящие от видов выполняемых процессов. Они применяются на этапе составления рабочей документации и прописаны в приложении №3 Методических указаний.
  • Индивидуальные нормативы для отдельных организаций. Не применяются к предприятиям, выполняющим заказы за средства Федерального бюджета.

В структуре плановых накоплений учитываются такие расходы:

  • переоборудование и модернизация основных фондов предприятия;
  • материальное стимулирование сотрудников: финансовая помощь, лечение в санаторно-курортных комплексах, покупка билетов на культурные мероприятия и абонементов в спортзалы, помощь в погашении ипотеки и приобретении отдельных услуг и товаров;
  • налоговые выплаты (на имущество, на прибыль, местные налоги) по ставке, не превышающей 5%;
  • помощь отдельным учебным заведениям-партнерам.

Правильно составленная продуманная смета позволяет организовать СМР на должном уровне, не допуская перерасхода средств и задержек в выплатах в ходе строительства. Кроме того, возможно достижение себестоимости СМР за счет использования более производительных механизмов, разумной экономии материалов, смены режима труда или улучшения управления. Для точного расчета себестоимости применяется факторный анализ – это методика изучения влияния на расходы каждого отдельного фактора строительства.

Строительно-монтажные работы охватывают все работы, выполняемые при возведении здания или сооружения непосредственно на месте строительства. Работы принято называть строительными или монтажными в зависимости от того, какой процесс преобладает. К монтажным относятся главным образом работы, выполняемые с применением готовых деталей, например монтаж железобетонных конструкций, осветительной или силовой электропроводки, вентиляции, лифтов и т. д.

Все работы на стройках разделяют на общестроительные, специальные, транспортные и погрузочно-разгрузочные.

К общестроительным относят работы, связанные с возведением строительных конструкций зданий и сооружений.

Общестроительные работы подразделяются по виду перерабатываемых материалов на земляные, каменные, бетонные и др., по возводимым конструктивным элементам - на кровельные, штукатурные и др.

Земляные работы: рытье ям, котлованов и траншей под отдельные опоры, ленточные фундаменты, траншей для подземных коммуникаций, транспортирование (погрузка, перемещение, выгрузка) и рыхление грунта, планировка площадок, вскрышные работы, обратная засыпка и устройство насыпи, уплотнение грунта.

Свайные работы: забивка или погружение свай, устройство свайных фундаментов.

Каменные работы: возведение каменных конструкций (стен, простенков, столбов) из штучных камней и блоков, бутовой и бутобетонной кладки, кладки из обработанных природных камней правильной формы, кирпича, искусственных камней и крупных блоков.

Бетонные и железобетонные работы - возведение бетонных и железобетонных конструкций: приготовление бетонной смеси, транспортирование и укладка ее с уплотнением в форму (опалубку); создание условий, необходимых для твердения бетона (уход за бетоном); замоноличивание участков и стыков между сборными элементами и др. При возведении железобетонных монолитных конструкций выполняют также опалубочные работы (устройство опалубки) и арматурные (установка арматурных каркасов в опалубке).

Монтаж конструкций охватывает доставку на рабочее место, установку, выверку и закрепление готовых деталей и элементов (стальных, бетонных, железобетонных, деревянных, асбестоцементных и др.).

Плотничные и столярные работы на стройках, как правило, ограничиваются процессами транспортирования к месту установки и установки готовых деталей (стропил, окон, дверей) или возведением конструкций из заранее заготовленных и обработанных деталей, элементов или материалов (досок, брусков и др.). К этим работам относятся также настилка дощатых и паркетных полов.

Кровельные работы - это работы, выполняемые при устройстве покрытий чердачных и бесчердачных крыш. В одном случае покрытие делают из стальных и асбестоцементных листов, в другом - на подготовленное основание наклеивают рулонные материалы (толь, пергамин, рубероид).

Отделочные работы: оштукатуривание, облицовка, окраска, оклейка обоями зданий и помещений. Штукатурные работы выполняют, как правило, с механизированной подачей и нанесением раствора, а при небольших объемах работ - вручную. Облицовочные работы выполняют с применением крупноразмерных плит и малогабаритных плиток, а также облицовочных листовых материалов и производят после завершения каменных работ. Работы по окраске конструкций, оклейке обоями относятся к малярным. В состав отделочных входят также работы по покрытию полов линолеумом, пластиком и т. п.

К специальным относятся главным образом работы, связанные с особыми видами материалов и способами производства, применяемыми при возведении конструкций или сооружений. Например, устройство шахтных стволов, облицовка или обмуровка технологических агрегатов и аппаратов кислотоупорной или огнеупорной кладкой, нанесение на конструкции антикоррозионных покрытий, а также устройство силовых, осветительных, телефонных и других сетей, монтаж санитарно-технических систем и приборов, лифтов.

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы включают в себя доставку на стройки и рабочие места материалов, конструкций и деталей, приспособлений, инвентаря и инструмента. Для перевозки многообразных грузов, поступающих на стройки, служат различные транспортные средства: автосамосвалы, панелевозы, трайлеры, средства подвесного и конвейерного транспорта.

Контрольные вопросы

  1. Из каких архитектурно-конструктивных элементов по функциональному назначению состоит здание?
  2. Какие элементы здания относятся к несущим, ограждающим?
  3. Каким требованиям должны удовлетворять материалы, применяемые для фундаментов здания?
  4. Каким требованиям должны удовлетворять ограждающие конструкции?
  5. Какой признак является определяющим при разделении зданий на жилые и производственные?
  6. Каково различие между зданием и сооружением?
  7. По каким основным признакам классифицируют здания?
  8. Какие конструктивные типы жилых домов строят в настоящее время?
  9. Каковы составляющие строительного процесса?
  10. Чем характеризуется рабочая операция?
  11. Как классифицируются строительные процессы по сложности и назначению?
  12. Что такое звено рабочих?
  13. Что такое делянка, захватка, фронт работ, рабочее место?
  14. Каковы основные виды строительно-монтажных работ?

Понятие "строительные работы" весьма широкое, так как при возведении любого объекта требуется взаимодействие многих служб - от проектной организации до компаний, занимающихся окончательной отделкой и ландшафтным дизайном. Кроме того, в строительных работах имеются несколько классификаций, что зависит от назначения возводимого объекта и других характеристик. Посвятим эту статью краткому обзору видов строительных работ в строительстве.

Капитальное и некапитальное строительство

Возведение объектов различного назначения - это одна из самых древних отраслей сознательной деятельности человека, которая не теряет своей значимости и сейчас. Одна из классификаций строительных работ такая:

1.Капитальное строительство. Это возведение жилых помещений. Обязательное условие - строение имеет связь с поверхностью в виде фундамента. Сюда можно отнести:

  • Здания имеющие как надземную, так и подземную части.
  • Сооружения из несущих конструкций, плоские и линейные системы. Используются для перемещения людей, хранения грузов. Также это автобаны, мосты, нефтяные скважины и проч.
  • Законсервированные, недостроенные объекты.

2.Некапитальное строительство. Это возведение легких, временных построек, для сооружения которых не нужны подземные части, заливка фундамента. В качестве примера - киоски, бытовки, ангары и проч. Еще одно важное условие - срок их эксплуатации не превышает 5 лет.

О строительных работах

Любые виды строительных работ - это все то, благодаря чему возводится здание. Самая общая классификация следующая:

  • Общестроительная сфера - основные работы по возведению постройки.
  • Транспортные работы - от доставки стройматериалов и до вывоза мусора.
  • Погрузочные и разгрузочные мероприятия - погрузка/выгрузка всего, что может потребоваться в процессе строительства.
  • Специальные работы - установка сантехоборудования, укладка проводки, антикоррозионные покрытия и проч.

На первом пункте следует остановиться подробнее.

Понятие "общестроительные работы"

Более весомое название строительных работ - строительно-монтажные. При этом к строительным относят те, что имеют название "общестроительные". Это разновидности процессов, которые обеспечивают возведение как зданий, так и сооружений.

Таким образом, общестроительные работы - это многопрофильная область, включающая проектирование, разработка и строительство. Это и изыскательные, подготовительные, организационные работы.

Основных видов строительных работ несколько:

  • Геодезические.
  • Подготовительные.
  • Земляные.
  • Каменные.
  • Бетонные/железобетонные.
  • Монтажные.
  • Кровельные.
  • Отделочные.
  • Изоляционные.
  • Слаботочные.

Давайте подробно разберем каждую из этих категорий.

Геодезические работы

Сюда относят два вида строительных работ:

  • Геодезическое контролирование точности геометрических характеристик сооружений.
  • Геодезическая исполнительная съемка.

Подготовительные работы

Перечень строительных видов работ этой категории:

  • Расчистка земельного участка и подготовка его к будущей застройке.
  • Разборка, демонтаж мешающих ветхих сооружений и зданий.
  • Строительство временной инфраструктуры: дорог, ограждений, прокладка инженерных сетей, установка бытовок и проч.

Земляные работы

Этот вид строительных работ является одним из самых важных, требующих от исполнителей высокого профессионализма и ответственности. Грамотно проведенные в соответствии с действующими нормами земляные работы - это залог надежности и долговечности любого строения.

Сюда относят:

  • Вскрытие котлованов, прокладку траншей.
  • Разработку выемок.
  • Вертикальный вид планировки.
  • Уплотнение грунта под фундамент.
  • Устройство так называемых грунтовых подушек.
  • Земляные работы как в пучинистых, так и в просадочных грунтах.

Каменные работы

К этому виду строительных работ на объекте относятся те, благодаря которым возводятся столбы, стены, опоры:

  • Кладка кирпича.
  • Строительство из пено- и газоблоков.
  • Отделка стен строения различным декором - бутовым и природным камнем, декоративным и клинкерным кирпичом и проч.

Бетонные работы

К железобетонным, бетонным работам относят два пункта:

  • Арматурная и опалубочная работа.
  • Возведение монолитных бетонных и ж/б конструкций.

Монтажные работы

К данному виду строительных работ относятся те, где используются готовые детали для конкретной деятельности: монтаж сборных, сборно-монолитных, строительных схем. Также сюда можно отнести и нижеописанные работы:

  • Кровельные.
  • Гипсокартонные.
  • Отделочные.
  • Слаботочные.
  • Изоляционные и пр.

Кровельные работы

Кровлей называется элемент постройки, состоящий из двух важных частей - верхнего настила (дранки, черепицы, их пластиковых заменителей) и основания (обрешетка, сплошные плиты, настил). Это отдельный вид строительных работ, при котором важна добросовестность подрядчика: именно кровля - это основной защитник помещения от негативного воздействия окружающей среды. От ее качества зависит и комфорт жильцов, и долговечность строения, и безопасность всего сооружения.

Что здесь можно выделить:

  • Монтаж кровельного настила как из рулонных, так и штучных материалов.
  • Выделка отдельных кровельных деталей из листов металла.
  • Гидро-, пароизоляция.
  • Монтаж водостоков.
  • При наличии мансарды - монтаж окон для этого помещения.

Отделочные работы

Это самый многоплановый вид строительных работ. Сюда включают:

  • Работы с фасадом: устройство цоколя, различная облицовка (декоративный и натуральный камень, обожженный кирпич, известняк, гранит, песчаник и т.д.), оштукатуривание фасада.
  • Монтаж перегородок: каркасных с гипсокартонной обшивкой, сборно-щитовых, деревянных, кирпичных, дощатых, обшивных, стеклоблочных, каменных. Звукоизоляция как стен, так и перегородок.
  • Работа штукатуров: подготовка внутренних помещений под покраску, оштукатуривание сухим, декоративным материалом.
  • Малярные работы - окрашивание.
  • Остекление окон, монтаж дверных полотен, ограждения.
  • Оклейка обоями стен, потолков, обивка дверей.

Изоляционные работы

Это важный этап заключительной части строительных работ - ведь именно качественно установленная изоляция обеспечивают в будущем ощущение комфорта, защищенности, надежности у проживающих, а также благотворно влияют на длительное сохранение прочности всей конструкции. Их цель - снизить до самой минимальной точки воздействие отрицательных факторов окружающего мира.

Достичь все вышеперечисленное позволяет:

  • Изоляция из рулонных материалов, имеющих битумную основу, асфальтовых горячих смесей.
  • Теплоизоляция, выполненная с участием различных волокнистых материалов: жестких, полужестких, мягких.
  • Устройство покровных изоляционных слоев, сделанных из жестких компонентов.
  • Теплоизоляция с помощью плит и сыпучих материалов.

Слаботочные работы

Заключительный вид работ данной классификации - это монтаж слаботочных кабельных систем и иной проводки, напряжение в которых не более 25 В, а сила тока минимальна. Предназначение таких систем - передача с помощью электрических импульсов определенной информации.

Сюда относят следующие действия:

  • Комплекс работ по СКС.
  • Установка охранной, пожарной сигнализации.
  • Прокладка телефонных кабелей.
  • Установка видеонаблюдения и проч.

Альтернативная классификация

Существует еще одна классификация строительных мероприятий, которая включает следующие виды работ:

  • Проектные: от разработки плана здания до его привязки к определенной местности.
  • Строительные: все то, что необходимо для возведения постройки.
  • Ремонтные: устранение недостатков, неполадок, возникающих как в ходе строительных работ, так и после них.
  • Монтажные: работа внутри здания с привезенными готовыми конструкциями.
  • Пусконаладочные: установка, тестирование оборудования.

Строительные процессы и их классификация

Строительные работы - это совокупность строительных процессов. Последние, в свою очередь, состоят из строительных операций. Самая легкая классификация строительных процессов следующая:

  • Простые: выполняющиеся специалистами одного профиля.
  • Сложные: выполняющиеся работниками разного профиля с использованием техники, арендой компрессора.

Более широкая классификация строительных процессов следующая:

  • Подготовительные - от очистки до подготовки места для ведения строительных мероприятий.
  • Основные - результатом выступает реализация проекта, постройка здания.
  • Вспомогательные - обслуживание основного строительного процесса.
  • Транспортные - подвоз необходимых материалов и оборудования.

Вот и все распространенные классификации разнообразия строительных работ. В чем-то они схожи, а в чем-то различны. Главное - все они помогают составить представление о такой многопрофильной сфере народного хозяйства, как строительство.