Возникновение письменности. История возникновения письменности Сообщение на тему как люди научились писать

Ученые немало времени посвятили поискам ответов на вопрос о том, каким образом древние люди научились читать и откуда появилась печатная письменность. А ведь именно письменность повлияла на развитие людей, без нее не было бы и чтения, книг и вообще того мира, который мы знаем. В связи с этим мы поговорим о том, как люди научились читать.

Чтение и первая письменность

Известно, что впервые письменность появилась в Древней Месопотамии. Считается, что населявшие ее древние шумеры первыми научились вести счет и изобрели первую письменность. Именно шумерам приписывают изобретение клинописи, которая представляла собой знаки и некие подобия рисунков (пиктограмм). Следует отметить, что пускай клинопись и кажется современному человеку примитивной, она формировалась веками. Именно клинопись послужила началом развития письменности как таковой.

Сама же клинопись возникла в результате необходимости передавать информацию от человека к человеку на расстоянии. Ведь раньше (до появления клинописи) люди были вынуждены передавать информацию с помощью предметов. Конечно, предметное "письмо" отличалось своими недостатками. Информация могла быть воспринята совершенно в другом смысле.

Появление алфавита

Постепенно начало формироваться иероглифическое письмо. Считается, что одними из первым изобретателей этого вида письма были египтяне. Однако иероглифы имели существенный недостаток - они фактически не были связаны с речью.

Выходом стал алфавит. Первый алфавит был создан древними финикийцами во втором тысячелетии до нашей эры. И если раньше под одним из символов могло подразумеваться целое слово, то с развитием письменности один символ стал означать один слог, что сделало письменность более удобной для изучения.

Финикийский алфавит насчитывал 22 слога. Позже он достиг и Древней Греции, там он был значительно улучшен. Именно греческий алфавит послужил основой многим европейским языкам и стал использоваться даже на Ближнем Востоке.

Появление книгопечатания

Книгопечатание принято приписывать Древнему Китаю. По мнению экспертов печатание книг в Древнем Китае началось еще в 600-ом году до нашей эры. Оно было необходимо для пропагандирования буддизма. Причем изначально печатание было штучное. Чтению обучали только монахов и детей из высших сословий.

В Европе же книгопечатание появилось значительно позже. Примерно в 1300 году нашей эры. Его развитие было затруднено недоступностью бумаги. Только в 1400 году стало возможно печатать книги массово. Причем, как и в Древнем Китае, книги в Европе в первую очередь носили тогда религиозный характер.

Стоит отметить, что во всем мире примерно до середины 19-го столетия у простого народа чтение являлось большой редкостью. Читать в основном могли представители дворянства и люди из высоких слоев общества.

С самых древних времен люди по-разному передавали свои мысли друг другу. И одним из этих способов было письмо. Задолго до того, как люди научились читать и писать, человек уже оставлял особые знаки - наскальные рисунки. Они были созданы в эпоху палеолита, около 25 тысяч лет назад. Исследователи до сих пор пытаются расшифровать значение этих рисунков, найти в них объяснение мифов, религий, заклинаний охотников.

Как люди научились читать: первая письменность

История письменности берет начало в Месопотамии, на берегах рек Тигр и Евфрат - родине шумеров. Навыки письма были эксклюзивной областью знаний костяка шумерской цивилизации - священников и писцов. Их клинообразные знаки дали название первой форме письма в истории человечества - клинописи.

Клинопись не была спонтанным изобретением. На протяжении нескольких веков она развивалась из пиктограмм (схематических изображений) и рисунков. Каждый рисунок был простым отображением мира или какого-то объекта, но эта система не только ограничивала возможности выражения, но и была невероятно сложной. Как только знаки начали обозначать звуки, а не предметы, один и тот же знак можно было использовать для нескольких фонетически похожих понятий.

Использование более абстрактных символов стало важным достижением, обозначившим переход от системы «один символ - одно слово» к системе «один символ - один слог». Этот процесс развивался на протяжении столетий, и это привело к уменьшению знаков, используемых шумерами с двух тысяч до пятисот. В то же время знаки стали проще, они прошли стилизацию - вплоть до того, что символы не имели практически ничего общего с первоначальной картинкой.

Идея о письме странствовала вдоль основных торговых путей, распространяясь по всему Среднему Востоку. К 1400 году до нашей эры шумерская клинопись широко использовалась в международной торговле. И прошло еще много веков, прежде чем она исчезла и дала дорогу следующему этапу развития письма.

Создание алфавита

Во втором тысячелетии до нашей эры финикийцы создали первый алфавит. Он состоял не из пиктограмм, а из знаков, означающих отдельные слоги. Финикийцы использовали 22 знака, каждый из которых отвечал за один звук. Но у них не было символов для гласных звуков.

На форму финикийских знаков повлияли иероглифы Египта, с которым у них были тесные экономические связи. Египетские иероглифы были пиктографическими - они изображали настоящий объект с добавлением дополнительных знаков для большей точности. Вскоре с помощью торговых связей финикийский алфавит достиг Греции. Греки усовершенствовали его и, в частности, внесли гласные звуки. Греческое письмо стало основой, на которой потом развились многие алфавиты в Европе и на Ближнем Востоке.

Как читает человек в наши дни?

Сегодня большинство людей используют два ответвления греческого алфавита: латинское письмо (более 30 % населения мира) и кириллическое письмо (10 %). Также есть несколько самостоятельных ветвей древнегреческого алфавита: "новогреческий", армянский и грузинский. А на Ближнем Востоке широко распространено арабское письмо, оно развилось из разнообразных вариантов арамейской слоговой письменности.

Но читает и пишет современный человек, как ни странно, не только с помощью простого и рационального алфавита. Иероглифическая письменность никуда не исчезла: ее до сих пор используют в Китае, Японии и Корее. Письменность на основе иероглифов намного сложнее, ведь там одно слово соответствует одному символу, и азиатским детям, чтобы стать грамотными, приходится заучивать тысячи таких знаков.

В наши дни, несмотря на последние технологические достижения, письмо было и остается единственным и самым важным средством организации человеческих идей и эмоций. Оно служит отличным инструментом, с помощью которого люди документируют свои идеи, не давая им кануть в лету.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ

Ребята, слышали ли вы о тех очень далеких временах, когда поэт не мог записать свои стихи, сказочник сказку, а мама не могла оставить тебе записку: «Обед на столе. Не забудь помыть руки?» И все оттого, что не было букв. Даже письма люди не писали, а рисовали. Какая при этом могла получиться путаница, ты узнаешь, познакомившись с историей из сказки Киплинга.

КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО.

Давным-давно, еще в каменном веке, жил человек по имени Тегумай. У него была жена по имени Тешумай и маленькая дочка Таффи. Однажды Тегумай пошел к реке, чтобы копьем набить к обеду карпов. Таффи пошла с ним. Но только Тегумай принялся за охоту, как копье сломалось.

Как бы сообщить домой, чтобы нам прислали запасное копье?-подумала Таффи.

Тут к реке подошел Незнакомец. Таффи обратилась к нему, но тот ничего не понял, так как не знал языка племени Таффи. «Нарисую картинку и пошлю ее с Незнакомцем!» - решила девочка. Она взяла кусок бересты и акульим зубом нарисовала на ней папу, сломанное копье, себя, Незнакомца с запасным копьем в руке, маму и дорогу домой через болото, и еще несколько раз запасное копье.

Незнакомец, увидел картинку и подумал: «Если я не приведу племя этого вождя к нему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон». И он кинулся бежать, как ветер.

Он бежал, бежал и наткнулся на Тешумай, которая судачила у пещеры с соседками. Взглянув на бересту, она завизжала и кинулась на Незнакомца, так как решила, что он убил Тегумая и пришел похвастаться. На шум сбежалось все племя. Незнакомца решили казнить.


Но сначала все отправились к реке. Увидев Тегумая, вождь племени схватил его за перья в волосах и стал трясти. «Говори! Говори! Говори! - кричало все племя. - Что за страшную картинку ты нам прислал?!»

Тут Таффи все рассказала. Люди долго молчали. Наконец вождь рассмеялся. Потом засмеялось все племя, оно смеялось долго и громко. И вождь сказал: «О Таффи! Ты сделала великое открытие! Покуда мы будем посылать друг другу письма-рисунки. В них не всегда можно разобраться, как следует, но придет время, и мы придумаем что-нибудь получше, чтобы не было у нас ошибок!»

Текст сопровождается показом рисунка к ней.

Ребята, перед вами другой рисунок из жизни древних людей, попробуйте составить по нему рассказ. Очень хорошо! Молодцы!

И вот однажды жители древней страны Шумер, что находилась между реками Тигр и Ефрат, придумали знаки для обозначения слов. Шумеры просто договорились: вот такой знак будет обозначать «лук», А такой «бык».

Но представь: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова)

Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет, и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый алфавит . Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм». К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Грект же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с тобой событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА.

Все ученики разных классов занимались одновременно в одной комнате (в деревнях нередко в крестьянской избе). Младшие вслух учили нараспев названия букв и слогов, а старшие тоже вслух учили молитвы. От этого в школе всегда стоял шум.

Нерадивых учеников наказывали: оставляли без обеда, ставили на колени, нередко били розгами или плетью.

АЗБУКА - НА УКА, А РЕБЯТАМ - БУКА.

АЗБУКУ УЧАТ - НА.

A3, БУКИ - БЕРИ УКАЗКУ В РУКИ; ФИТА, ИЖИЦА - ПЛЕТКА БЛИЖИТСЯ.

Ребята, предлагаю вам конкурс на лучшее знание нашего алфавита от А до Я.

А теперь, кто назовет согласные буквы русского алфавита, гласные?.

Награждение победителей.

А знаете ли вы, что и сегодня существуют иероглифы - знаки, изображающие не звук, а слово или слог? Маленький японец, например, должен учить не 33 буквы, как ты, а многие сотни иероглифов да еще 2 алфавита.

А сейчас мы с вами окажемся снова в том далеком времени, когда не было алфавита и сведения, необходимые для сообщения, рисовали. Перед вами условные знаки, обозначающие слова, попробуйте, используя их, составить сообщение соплеменникам.

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ:

" опасность

- топор

Не всегда можно передать рисунками какие-то сведения. Так что, садясь за уроки, не забудь мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании нашей простой и удобной азбуки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аз да буки, а там и науки. Пословицы об ученье, знаниях и
школе. М., 1963, 32с.

2. Как было написано первое письмо. По сказке Редьярда
Киплинга. - «Миша», № 1 1993г. с.30-31.

3. Н. Юрина. Путешествие буквы. «Миша», № 2, 1993 с. 8,9.

Сообщение на тему:

«КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ПИСАТЬ».

Выполнил

Ученик 4-Г класса

МБОУ «СОШ№24»

Г. Симферополь, 2016 г.

Умение писать в настоящее время настолько распространено и доступно, что миллионы людей могут при помощи письма объясняться друг с другом почти так же свободно, как и при помощи живого слова. Теперь, живя даже на различных концах земного шара, на расстоянии нескольких тысяч километров, люди не лишены возможности переговариваться и передавать друг другу свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях, желаниях, уведомлять о различных событиях, слухах и т. п.

По прошествии целых столетий, люди могут прочесть написанное, прочесть слово в слово так, как оно было составлено впервые, без всяких изменений, дополнений и сокращений. Благодаря письму, сказанное и сделанное человеком может остаться неискаженным, не забудется. Правнук может узнать слово в слово то, что говорил или писал когда-то его прадед.

Но кто же был первым, который открыл, изобрел это мудрое и важное для человека искусство и научил ему других людей?

Было время, когда люди вовсе писать не умели. Да и нужды в этом никакой не было. Не было тогда ни городов, ни сел, ни деревень, ни каменных палат, ни даже хижин, не было у людей ни одежды, ни хороших орудий, не знали они ни наук, ни художеств, не возделывали ни садов, ни огородов, ни полей. Жили небольшими семьями, отбиваясь от хищных зверей и, рыская по лесу, гонялись за дичью, собирали съедобные плоды и коренья. Все, что нужно было сообщить друг другу, можно было сообщить лично, словесно. Но

постепенно люди размножились до того, что стали жить уже не малыми семьями и кучками, а целыми родами и племенами. Тогда появились заботы и дела, касавшиеся целых племен, так называемые общественные заботы: приходилось обороняться сообща от хищнических набегов соседних племен, то самим предпринимать сообща подобные же набеги, то переселяться на более удобные и безопасные места. Вместе с появлением и развитием общественных дел все более увеличивалась нужда в более частых общениях, - и вот явилась потребность в условных знаках.

Так, некоторые отдельные дикие племена объявляя друг другу войну, пересылали топор, или секиру, или другое оружие, употребляемое ими в битвах, так как один уже вид такого оружия напоминает им войну. Иногда они окрашивали оружие еще в красный цвет, чтобы изобразить кровь.

У некоторых дикарей при мирных совещаниях, договорах - выкуривали

трубку, передаваемую из рук в руки. Поэтому, предлагая союз, мир или дружбу, они пересылают друг другу трубку.

Однако, одними подобными знаками люди довольствоваться не могли; случалось, что они не всегда хорошо понимали друг друга. Случалось, что

предводители разных племен принуждены были сообщать друг другу какие-нибудь распоряжения и, боясь их доверить памяти посланных, прибегали к каким-либо знакам, заранее условившись в их значении.

Так, у некоторых отдельных племен северо – американских дикарей существовал особый пояс, при помощи которого они сообщали друг другу разные желания, условия и требования. Пояс этот состоял из нескольких ремешков, на которые были нанизаны пуговки разной величины и формы. Пуговки эти вырезались из раковин особого вида. Раковины эти были разных цветов: белые, черные, коричневые, лиловые. Цвет,

форма и число таких пуговиц выражали собой разные требования, условия и события. Так, черные повествовали о каком-либо совершившемся несчастии; лиловые предупреждали о какой-нибудь опасности; белые означали предложение союза или мира. Иногда пуговицы окрашивают в красный цвет и тогда они повествовали о каких-нибудь военных событиях. Ремешок с красными раковинами между черными - означал объявление войны. Красный цвет вообще означал войну, почти у всех народов.

Некоторые другие племена американских индейцев, а также дикарей Западной Африки и некоторые обитатели островов Южного океана употребляли еще и меленькие, узловатые веревочки, каждый узелок

которых имел свое определенное значение.

У некоторых народов, к а к, например, у китайцев, узловые знаки или письмена были значительно усовершенствованы. У древних обитателей Перу и Мексики, в Америке, существовал также подобный способ сообщения. Каждое такое отдельное плетение из шнурков соответствовало целым рукописям или грамотам.

Подобные знаки или письмена однако были в употреблении только у весьма немногих народов, в большинстве же случаев люди прибегали

к другому, более простому и доступному, - к так называемому к артинному или образному письму.

Картинное письмо состояло из рисунков, при помощи которых люди старались передать свои мысли, события и т. п. Рисовать люди научились тоже уже очень и очень давно, еще раньше, чем научились писать. Конечно, их рисунки были ни чуть не лучше рисунков маленьких детей, но как ни плохи были эти рисунки, они достигали своей цели, так как

все же напоминали собой те предметы, о которых должна была идти речь.

А раз люди научились рисовать - они стали пользоваться рисунками для выражения своих мыслей, желаний, требований и т. п., подобно тому, как прежде выражали их при помощи разных вещей, как-то: топора, трубки и т. п.. При помощи рисунков можно было выражать гораздо большее число мыслей, и притом выражать их гораздо полнее и яснее. Так, до рисования к передаче сведений, было совершено невозможно выражать некоторые даже самые простые события, в роде того, что человек убил буйвола или

что молния зажгла дерево. С появлением же искусства рисования, это стало вполне возможным: стоило только нарисовать человека, направляющего свое оружие в лежащего тут же буйвола, или нарисовать ударяющую в дерево молнию. Выражать в рисунках такие простые события было легко.

Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.

Но как было изобразить в рисунках, например, такие понятия, как верность, мир, хитрость, сила, ходьба и т. п.? Казалось бы, что это совершенно невозможно, но и тут люди придумали довольно остроумный способ.

Известные качества человека они олицетворяли в животных. Желая показать, например, что человек ленив и неповоротлив, или же что он хитер, мы и теперь еще нередко называем его медведем или лисой. Собака, например., уже издавна считалась самым верным животным, и потому, чтобы изобразить верность, рисовали собаку. Лев и орел также издавна

считались сильнейшими животными, поэтому, для изображения силы, рисовали льва или орла. Для изображения мудрости рисовали змею, так как змея, в народных преданиях, считалась мудрой. Точно также для изображения ходьбы - рисовали пару выступающих ног, а для изображения мира - две соединенные руки. Так как, круг не имеет ни начала, ни конца, то люди пользовались им для изображения вечности. Таким образом, посредством искусного соединения нескольких отдельных рисунков, люди могли выразить даже целый рассказ о каком-нибудь событии. Подобные надписи делались на скалах и каменных плитах, на деревьях и на древесной коре. Желая сохранить в памяти потомства важные события и деяния славных героев люди, не доверяя устным, переходящим из рода в род преданиям, начали ставить памятники и испещрять их подобными пись-

менами. Многие из таких памятников сохранились и до наших времен.

Жизнь дикарей и первобытных людей была крайне проста, а потому и представления их были очень ограничены, а это много помогало им отгадывать значение представленных рисунков, разбирать картинные

письмена.

Но, с течением времени, и картинное письмо оказалось не-

достаточным. Пока люди находились еще в диком состоянии, они мало между собой общались и потребности их были весьма несложны (все письмена и х, почти исключительно, касаются разных охотничьих и

воинственных подвигов); но когда нужды отдельных народов

значительно увеличились и общение между ними стали многостороннее и чаще, тогда этот способ письма уже более не удовлетворял их. Всего нельзя

было изобразить рисунками, и наконец, самые картинные письмена были слишком неопределенны и часто одну и ту же надпись можно было понять и так и этак. Итак, по причине этой все увеличивающейся, со временем, неопределенности, росла необходимость в другом, более совершенном и определенном способе письма.

С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами.

Мало-помалу люди сообразили, что любой предмет можно обозначить условным знаком, символом. Характерный пример использования таких знаков - иероглифы древнего Египта. Они существуют и по сей день, так как египтяне вырезали рисунки на памятниках и гробницах.

Но родоначальником письма, алфавита, вероятнее всего, стали финикийцы. Несмотря на то, что арабское и латинское письмо очень различны, у них общий предок.

Самое старое письмо, основанное на алфавите, - клинопись шумеров , которые жили на территории современного Ирака. Слово «клинопись» произошло от слова «угол», так как в основе этих символов - треугольник. Шумерские письмена, существовавшие за 3500 лет до нашей эры дошли до нас на глиняных табличках.

Но представьте: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова). Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет , и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый . Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо- «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм».

К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Греки же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с Вами событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА.

И так, как мы видим, человек не получил письма в дар от богов, не

научился ему сразу, как теперь учатся грамоте и письму люди, а прошло много, много веков от того времени, когда в человеке впервые родилась потребность в письме, когда он впервые стал изображать свои мысли в рисунках, пока ему не удалось додуматься до того простого способа письма, которым столь многие миллионы людей пользуются теперь ежедневно. Сейчас стоит только человеку изучить десятка три букв, внимательнее прислушаться к своей речи, привыкнуть отличать отдельные ее звуки - и он в несколько месяцев может усвоить себе то искусство, над изобретением которого люди трудились в течение стольких веков и которое долго, долго считалось столь мудреным и доступным только немногим избранным.

Все обо всем. Том 5 Ликум Аркадий

Как человек научился писать?

Как человек научился писать?

Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. Мы можем только предполагать, как она развивалась с древнейших времен. Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.

С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами. Древние египтяне пользовались системой, которую мы называем иероглифами. Сначала это была полностью идеографическая система. Но в ходе веков египтяне создали и фонетическую систему, то есть такие знаки, которые означали звуки речи, а не только изображали предметы или явления.

С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знаки, передающие звуки, называются фонемами. Слова при этом могут делиться на слоги. Следующей стадией развития письменности стало создание алфавита. Древние египтяне и жители Вавилона знали, как писать алфавитным способом. По их методу были созданы греческий и латинский алфавиты, которыми широко пользуются в мире, за исключением азиатских стран.

автора Зинсер Уильям

11. Как писать о людях ИнтервьюЧеловека надо уметь разговорить. Научитесь задавать вопросы, которые побуждали бы людей рассказывать о самом интересном и важном в их жизни. Если ваш собеседник своими словами говорит о том, что он думает и чем занимается, это всегда бывает

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

12. Как писать о местах Туристическая статьяНаучившись писать о людях, вы должны научиться описывать разные уголки нашей планеты. Люди и места - это два столпа, на которых зиждется вся литература нон-фикшн. Каждое событие происходит в каком-то месте, и читателю хочется

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

17. Как писать об искусстве Критики и обозревателиИскусство окружает нас со всех сторон, ежедневно обогащает нашу жизнь и тогда, когда мы занимаемся им сами - участвуем в любительских спектаклях, танцуем, рисуем, пишем стихи, играем на музыкальных инструментах, - и тогда,

автора Вольф Юрген

Глава 13 Время писать Истинная отвага в том, чтобы двигаться не спеша. В мире книгоиздательства и развлечений я видела много работ, провалившихся из-за ложной спешки, и видела обманутых ими зрителей. Лучшие книги – те, которые выходят в свое время… Настоящий вызов – не

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Что писать и что не писать в письме редактору Следите за тем, чтобы упомянутый вами в письме прежний опыт имел отношение к предлагаемому проекту. Я видел немало писем, в которых авторы ссылались на свои вовсе не относящиеся к теме академические достижения и навыки, а

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Как человек научился добывать огонь? Огонь был известен человеку с древнейших времен. В некоторых пещерах в Европе, где древние люди жили сотни тысяч лет назад, среди камней были найдены угольки и обожженные кости, что указывает на то, что в этих местах разводили огонь.Но

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Писать надо только тогда, когда не можешь не писать Автор выражения Л. Н. Толстой (1828-1910). В письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не

автора Никитин Юрий

Где и как писать Большинство авторов, как известно, предпочитают работать в кабинетах. По старинке. И чтобы никто нигде не шумел, мимо двери чтобы все на цыпочках, разговаривали во время творческого процесса только шепотом. Знаю таких и сейчас, указывать пальцем не буду, не

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Еще раз: как и сколько писать Об этом уже говорилось выше, но уж очень хороший пример вспомнил, нельзя не вставить лыко в строку. Могу, скромно опуская глазки, сказать, что со дня выхода первого издания «Как стать писателем» (это было еще в прошлом веке!) произошли

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Писать умно или писать интересно? К сожалению, одно если не полностью исключает другое, то во всяком случае, сильно теснит. Понятно, если умный человек берется писать заведомую, но весьма динамичную и потому читаемую широкой публикой глупость, то у него все равно иногда

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

ИСКУССТВО ПИСАТЬ ПИСЬМА Умение писать такие послания, которые люди хранят и берегут годами Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что не обладая этим даром, не стоит вообще пытаться писать письма. Вместо того чтобы думать о себе и о впечатлении, которое вы

автора

Писать медленно Чтобы писать хорошо, нужна прирожденная легкость и приобретенная затрудненность писания. Жозеф Жубер (1754–1824), французский писатель Мне понадобилось 22 года, чтобы научиться писать медленнее; и теперь я достиг идеальной нормы – не более 25 слов в

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Писать для потомства У меня работа спешная – для потомства. Жюль Ренар (1864–1910), французский писатель Будущее – любимчик всех авторов. Сэмюэл Джонсон (1709–1784), английский писатель и лексикограф Настоящий писатель был бы рад променять сто современных читателей на десять

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Говорить и писать Хорошо говорить и хорошо писать – одно и то же. Квинтилиан (ок. 35-ок. 96), римский учитель красноречия Следует писать так, как говоришь, и не говорить так, как пишешь. Шарль Сент-Бев (1804–1869), французский писатель и критик Пиши так, как говоришь, – если,