Занятия в школе дошкольников по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста. Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха.

Уже до года вы можете слышать от ребенка первые "пап" и "мама". К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком - пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее - стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Осуществляется при разных видах деятельности.Одна из основных целей при формировании речи, подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со старшей группы детского сада, то есть с 5 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надпись при публикации на сайте.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Осуществляется при разных видах деятельности.Одна из основных целей при формировании речи, подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со старшей группы детского сада, то есть с 5 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.

Конспект

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи;

Обогащение словаря ребенка.

Программное содержание:

1. Учить детей последовательно, логично, выразительно передавать сюжет картинок, объединяя их единым содержанием.

2.Формировать навыки совместной деятельности, составляя коллективные рассказы.

3.Воспитывать желание внимательно слушать выступление своих товарищей, дополняя при необходимости ответы.

Д/Игра «Подбери предметы с нужным звуком»
Закреплять навыки правильного произношения глухих и звонких согласных Ш-Ж.

Д/Игра «Предумай слово»
Закреплять умение подбирать однокоренные слова, нужные прилагательные.
Материал: настенные и настольные картины одного содержания. Плоскостные фигурки в названии которых слышатся звуки Ш-Ж. Фигурки зверей: лиса, медведь, заяц, ёж.
Мелкие игрушки для поощрения детей.
Активизация словоря: дремучий, непроходимый, тёмный.
Ход занятия.
Воспитатель читает загадку:

«Лежалал между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» /Ёж/

-Ёжик к нам пришел не случайно, он нам принёс интересные картинки, про своих друзей - лесных ежей.
Воспитатель вывешивает картинки.
-Какое время года изображено на картинках?
-А почему вы думаете, что лето? лес зеленый, на поляне цветы, в лесу выросли грибы.

Пришла в лес девочка. Какое имя ей дадим? /Таня/
-Как вы думаете, зачем она пришла в лес? /Погулять, отдохнуть, собрать грибы. /
-Какой лес окружал Таню? /Густой, непроходимый, хвойный, тенистый./
-Присела Таня отдохнуть, раздвинула руками травинки и кого она увидела? /Семейство ежей./

Какими они были? /Трудолюбивые, колючие, дружные, заботливые, добрые./

Чем же они были заняты? /Собирали грибы, делали заготовки к земе, накалывали грибы на колючки./
-Почему вы думаете, что ежы – добрые? /Они показали Тане, где много грибов./
-Осталась ли Таня довольной прогулкой в лес? /Да. Она познакомилась с ежами. Ежи помогли ей найти грибы./

А сейчас нужно придумать рассказ по этим картинкам, припоминая то, о чём мы только что говорили. О чём нужно в первую очередь рассказать? /Кто пришел в лес и зачем/

О чём следует сказать особенно подробно? «Что приключилось с Таней в лесу»
-Чем закончить рассказ? «Довольна ли Таня прогулкой»
Спросить 6-8 детей пересказать свои рассказы. Воспитатель предлагает детям физкультминутку: -А сейчас вспомним стихотворение Александровой стих-е «Ёж».

Гонит осень в небе тучки
Пляшут листья во дворе
/Дети танцуют под музыку Чайковского/

Гриб, надетый на ключки,
Тащит ёж к своей норе.
/ Дети садятся /


Воспитатель предлагает детям картинки, в названии которых слышится звук Ш-Ж: жаба, ёжик, ужик, жук, чиж; петушок, лошадь, мышь, мишка, кошка.
-У нас много зверюшек, птиц, насекомых в названии которых слышится звук Ш и звук Ж. Нужно их разобрать: со звуком Ш поставить на верхнюю полоску, а со звуком Ж на нижнюю полоску. Воспитатель с детьми проверяют, правильно ли разобрали картинки. Дети называют предметы на картинках, четко выделяя нужный звук.
Воспитатель обращает внимание на фланелеграф.
-В лесу много разных зверюшек. Я вам называю короткое слово животного, а вы придумываете, как это слово можно изменить. Кто придумает слово, тот получит от ежика грибок. Слушайте, думайте, придумывайте. Шла я по лесу, встретила зайца, как можно изменить слово «заяц»? «Зайченок, зайчиха, зайчище, зайчата»
-Как можно описать зайца, какой он? «длинноухий, трусливый, быстроногий, черноглазый, косоглазый»
Воспитатель предлагает такую же работу проделать со словами – медведь, лиса, еж.
В конце занятия отметить активность детей, количество полученных грибков, решение поставленных задач.

КОНСПЕКТ

Занятия по развитию речи в старшей группе-

*Описание игрушек и предметов*.

Приоритетные задачи: обогащение словаря ребенка;

Развитие связной речи.

Задачи:

Упражнять детей в умении группировать игрушки по материалу, из которого они сделаны.

Описывать игрушки, предметы, используя прилагательные: пластмассовый, металлический, стеклянный. Продолжать учить детей отвечать чётко, выразительно на поставленные вопросы. Формировать умение дополнять выступления сверстников. Активизация словаря: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

Знакомство с новыми словами: стеклодув, стеклодувный завод, стеклодувная фабрика, выдувать.

Предшествующая работа: Проводили занятия по ознакомлению с материалами для изготовления елочных игрушек, дидактические игры «Магазин игрушек», «Выставка», индивидуальные занятия с целью углубления интереса детей к описанию игрушек, предметов, картин.

Оборудование: игрушки деревянные: машина, пирамида, матрешка, металлические: плита, машина, ведро, пластмассовые: неваляшка, кукла, танк, стеклянные: елочные игруки, ваза, стакан.

Флажки для поощрения ответов детей, их активизация и учёт.

Ход занятия.

Дети, перед вами игрушки и предметы, сегодня мы с вами будем рассказывать о них. Из каких материалов делают игрушки и предметы? Ответы детей.

Дети, за каждый правильный ответ и дополнение к ответу вы получите флажок. А в конце занятия вы посчитаете флажки и мы узнаем, кто был на занятии внимателен и активен.

Предлагаю четверым детям сгруппировать игрушки по группам – деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные. Назвать их. /я собрал деревянные игрушки: машинку, пирамидку, матрешку/

А теперь, ребята, мы будем рассказывать об этих игрушках.

Воспитатель предлагает ребенку описать танк. Выслушивают дополнения других детей. Затем предложить понравившуюся игрушку. Ответы детей и дополнения поощряются флажком.

Для описания игрушек вызывается 4-5 детей. Воспитатель даёт анализ рассказов детей.

Физминутка.

Дети, на столе стоят стеклянные предметы, а кто знает, где делают стекло и различные предметы и стекла?

Стекло, дети, выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Вопросы к детям: «Кто выдувает стекло? Где выдувают стекло?»

Послушайте рассказ Ивича «Про стекло».

После чтения предлагаю детям обратить внимание на вазы.

Дети, стекло бывают разного цвета, посмотрите на эти вазы, они разноцветные.

Анализ занятия.

Дети, сегодня мы с вами закрепили, что предметы бывают стеклянные, деревянные, пластмассовые, металлические. Познакомились с тем, что стекло выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Разложите перед собой флажки и посчитайте, сколько их у вас?

Сегодня на занятии очень активным и внимательным были… у них больше всего флажков.

ПРО СТЕКЛО

А.Ивич.

В природе есть камень, песок, глина, есть вода, трава, но стекла в природе нет. Стекло создал человек сам, много лет назад. Один очень умный человек смешал обычный жёлтый песок с белым порошком содой, сплавил их в жарком пламени и получил стекло. Сначала люди умели делать только мутное стекло, но потом научились делать и прозрачное. Первое время из стекла изготавливали бусы и другие украшения, а позже придумали делать стеклянную посуду. Её выдували из комочков жидкого, горячего стекла из специальных трубок, как дети выдувают мыльные пузыри. Но стеклнное изделие могли выдувать только очень умелые мастера, которых называют стеклодувами. Их труд был очень тяжел. Теперь изделия из стекла делают на больших стекольных заводах, машинами. Люди умеют делать из стекла удивительные вещи: посуду, очки, зеркала и даже нитки, из которых шьют одежду пожарникам, потому что такая одежда в огне не горит, а в воде не промокает. Люди научились варить не только прозрачное, но и цветное стекло: красное, зеленое, желтое.

Вот такая долгая и удивительная история у стекла.

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи в старшей группе-

тема:"На приеме у доктора Айболита”

Приоритетные задачи: формирование грамматического строя речи;

Развитие звуковой культуры речи.

Задачи.

Уточнить знания детей о произведении л.И.Чуневского "Доктор Айболит”;

учить их высказывать свое отношение к главному герою и остальным персонажам, оценивать их качества и поступки.

Закрепить знания детей о смысловом значении слов, умения подбирать однокоренные и похожие по звучанию слова.

Учить детей составлять предложения с заданными словами /с опорой на наглядность/ и анализировать их.

Закреплять у них умение интанационно выделять заданный звук в слове, определять первый звук в слове.

Учить детой на слух различать твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять навыки интонационной выразительности в роботе над вопросительным, восклицательным и повествовательным предложениями.

Методические приемы:

Занятие проводится в виде сюжетно-ролевой игры "На приеме у доктора Айболита* с использованием в ходе его дидактических игровых упрожнений и различных заданий детям.

Демонстрационный материал: декорации к произведению К. И. Чуковского «Доктор Айболит» на фланвлеграфе, картинки: бегемот, баран, коза, козлята, кенгуру, заяц, пингвин, попугай, дятел; пенек, трава, льдина; барабан, колокольчик, градусник, микстура *, поросенок; крупные демонстрационные игрушки 2-х видов: телефон, шишки.

Раздаточный материал: карточки с 2-мя и 3-мя кружкам и решетки

Из 3-х гнезд, кружки.

До занятия.

Воспитатель собирает детей в книжном уголке и загадывает им загадку: Лечит птиц он и зверей, лечит маленький детей.

Сквозь очки глядит, добрый ./"подскажите,кто такой?/ доктор Айболит /подсказывают дети/.

Верно. А как навивается книга, рассказывающая об этом докторе?

Где он жил?

Кого лечил?

Кто помогал ему лечить больных зверей и птиц?

А почему этого доктора звали "Айболит"? Как вы думаете, дети?

Каким же был доктор Айболит?

Нравится ли он Вам и почему?

А есть ли в этой книге злые, коварные персонами? Почему вы так думаете?

На кого вы хотели бы быть похожими?

«Я, рада, что вам нравится доктор Айболит. Мне он тоже очень нравится, потому что был очень добрым и всегда приходил на помощь! в трудную минуту. Айболит лечил больных зверей и птиц, и все они были ему очень благодарны".

Воспитатель подходит в фланелеграфу и обращается к детям: "А хотели бы вы побывать на приеме у доктора Айболита?... Тогда спешите /выкладывает на фланелеграфе изображения доктора Айболита сидящего под деревом/, "открыта больница для птиц и зверей, идите лечится туда... /"подскажите слово"/. Правильное вы слово подсказали. Итак, уважаемые пациенты, занимайте места, доктор Айболит начинает прием. Сегодня доктором Айболитом буду я, /Говоря это, воспитатель надевает колпак, халат, вешает на него фанендоскоп.

«Добрый доктор Айболит

Он под деревом… (подскажите слово)

Приходи к нему лечиться

И корова, и…

И жучок, и…

И медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…».

Проговаривая это, воспитатель использует имитацию движений и жесты.

«Сегодня на приеме к Айболиту записалось много больных. Пойду-ка, загляну в приёмную. «Подходит к столу, на котором разложены картинки с изображением зверей, всплескивает руками.

«Звери грустные сидят

И на доктора глядят.

Кто же первый в дверь войдёт?

Неуклюжий… «подскажите слово» бегемот

Какой бегемот, дети? А какими словами еще можно сказать про бегемота? «Неповоротливый, большой, толстый, огромный, коричневый, нерасторопный, больной и т.д. Вот сколько разных слов вы подобрали для бегемота! За каждое удачное слово воспитатель дает детям красный кружок. А что же значит слово «бегемот»?.. Верно, дети, слово «бегемот» означает название дикого животного, которое живет в жарких странах. Теперь придумайте предложение со словом «бегемот» «беглый опрос детей» Анализ предложений из двух и трех слов. Используется раздаточный материал, а так же общие и индивидуальные занятия детей, типа:

Отложи столько игрушек, сколько слов в твоём предложении «моём, Сашином»;

Отбери и поставь себе на стол столько игрушек «предметов» сколько слов в предложении.

Позвони в колокольчик столько раз, сколько слов в названном предложении;

Ударь в бубен, хлопни, топни, прошагай, подпрыгни столько раз, сколько…;

Выложи столько кружков на фланелеграфе, сколько…;

Позвони по телефону столько же раз и т.д.

Дети, послушайте, как я произнесу это слово: «Б-б-бегемот»

Повтори… .

А теперь ты… .

Ну а… скажет слово «Б-б-бегемот», громко, чётко, чтобы был слышен каждый звук, а … повторит его ответ.

Какой звук слышен в начале этого слова? Давайте скажем его вместе. Теперь ты, … , ты … ,и ты.

«Ах, бедняжка бегемот, у него болит… «живот»

Вот тебе, дружок, микстура «выкладывает рядом с изображением бегемота пузырек с микстурой»

Да у тебя температура «прикладывает ладонь ко лбу бегемота, измеряет температуру градусником»

Таблетку выпей, ляг в постель.

Тебе нужен покой, поверь»

Воспитатель снимает картинки с фланелеграфа

«Ну, а в след за бегемотом

В дверь заглядывает кто-то

У него рога дугой,

Догадайтесь, кто такой?...»

Если дети не называют правильного ответа, то воспитатель продолжает:

«Бьёт копытом в барабан, громко бе-бе-бе-е-е! кричит «подскажите слово» Баран.

С какого звука начинается слово «Баран»? Скажи, пожалуйста, … .Повтори этот звук еще раз … . Назови слово «б-б-баран», первый звук … . Воспитатель смотрит на картинку, обращается к барану:

Что с тобой стряслось, баран? «Выслушивает у него сердце»

Я не знаю, как тут быть?

Где же новый мне купить?

Да здоров ли ты?

Здоров!

Удивительный баран, ему нужен барабан.

Давайте, ребята, обыграем эту сценку. Ты … , будешь доктором Айболитом, а ты … , -удивительным бараном. Прослушайте еще раз этот разговор «повторяет». Затем дети с интанационной выразительностью воспроизводят диалог доктора Айболита с бараном.

В случае затруднения со стороны детей или задержки по времени, воспитатель говорит слова за Айболита, а ребенок за барана.

«Что ж, баран, ты получишь барабан, если дети правильно выполнят задание. Будьте внимательны: нужно выложить на своих решетках звук «Р» в слове «бар-р-рабан». Дети выполняют, воспитатель проверяет, исправляет в случае необходимости. А сейчас выложите звук «Н» в слове «барабан-н-н». Уточняет их позиционное положение в слове.

«Получай-ка ты, баран,

От нас в подарок «барабан».

Рядом с картинкой «баран» воспитатель выкладывает слово «баран».

Вот спасибо вам, друзья, всем теперь доволен я. «Голос из-за ширмы»

Изображение снимается. Звонит телефон. Доктор Айболит снимает трубку.

«Что вы говорите?

Упала с ветки шишка

И стукнула зайчишку?

Ай-ай-ай! «прикрепляет к фланелеграфу шишки».

Ребята, только что мне позвонил ежик и рассказал одну интересную историю, да вы и сами её отлично знаете. Давайте отдохнем и расскажем её нашим гостям.

Проводится физкультминутка со словами:

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился на утёк, чуть не сбил медведя с ног.

Под кустами старой ели, рассуждал медведь пол дня:

Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!»

После физкульт минутки воспитатель снимает шишки и говорит:

«За бараном в след – коза, у нее болят «глаза».

А что значит слово «коза»? Как можно сказать про нее нежно, ласково? «Козонька, козочка, козушка». А сердито, грубо? «Казище, казуля». Верно, дети, по разному можно назвать козу. Послушайте, как я произнесу это слово: «коза». Теперь же я произнесу его иначе: «Ко-за». Я произнесла это слово по частям, по слогам. Так сколько же частей, слогов в слове: «Ко-за». Поднимите, пожалуйста, карточки с нужным количеством кружков. Какой звук слышится в начале этого слова? Индивидуальный опрос детей.

Назови … , слово «коза» так, чтобы зазвучал первый звук.

Воспитатель делает вид, что выписывает рецепт «коза, я выпишу очки. Носи мои очки коза, пусть не болят твои … «глаза»»

«А с козой пришли – козлята.

Ах, драчливые ребята!

Любят драчуны кусаться,

Пошалить, да пободаться.

Столкнулись лбами, шалунишки.

И выросло на лбах по … «шишке».

Правильное слово вы подобрали: «шалунишки, шишки». Они одинаково звучат, так как в них одинаковые звуки. Что же означает слово «козлята»? Кто это такие? «Маленькие детки, детеныши козы»

Выложите пожалуйста, звук «З» в слове: «коз-з-злята». Где он стоит?»

Воспитатель проверяет задание, а затем предлагает детям придумать «кто какое хочет» предложение про козу и козлят.

Последовательность работы с предложениями таже, что и в начале, со словом «бегемот»

Делает вид, что смазывает им шишки йодом, а затем убирает все картинки с фланелеграфа.

«На приём к врачу в жару, прискакало … «кенгуру»

Милый доктор Айболит, у меня нога «болит»

Посмотри пожалуйста … ,

Что сказало кенгуру доктору Айболиту?»

Воспитатель спрашивает 2-3 детей.

«Это горе не беда,

Подавай её сюда».

Воспитатель делает вид, что смазывает ногу зеленкой, забинтовывает её.

«А что ответил ему «кенгуру» доктор Айболит?»

Ответы 2-3 детей.

Послушайте, я назову вам слово «к-к-кенгуру».

Вы же должны назвать мне звук, с которого оно начинается.

Индивидуальные ответы детей. В слове «коза, козлята» какой звук слышится первым? А в слове «кенгуру»?

«не закрывайте, доктор, двери

Остались ждать приёма … -звери-

«Двери-звери» - видите, как одинаково, похоже звучат эти слова. В них одинаковые звуки. Кто следующий на прием к доктору Айболиту? Возьми своего больного зверя … . и составь про него предложение. Из скольких слов оно состоит? Какое первое слово, второе, третье? А теперь… ,больного зверя и назовёт его, выделяя 1-й звук. С какого звука начинается слово «поросенок» «П», «пингвин» «П».

Ну что ж, на сегодня доктор Айболит свой прием закончил. Если вам понравилась игра, то вы можете её продолжить».

Дети помогают убрать все со столов.


За каждый правильный ответ ребенок получает поощрительную фишку.

Воспитатель: -Все профессии нужны. Все профессии важны.

Итог занятия: Сегодня мы с вами поговорили о том, как много есть профессий, где работают ваши мамы. И что каждая профессия нужна и по своему важна.

Занятие № 3 : «Берегите матерей»

Дать детям представление о значимости матери для каждого человека.

Познакомить со списками разных поэтов, воспевающих матерей.

Воспитывать добрые и ласковые отношения к своей маме.

Вызвать желание выучить новое стихотворение.

Ход занятия:

Воспитатель: (читает стихотворение Расула Гамзатова «Берегите матерей»)

«Воспеваю то, что вечно ново. И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою.

Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем - исток всего. Ему конца нет. Встаньте!.. Я произношу его:"Мама!"»

Воспитатель: -Дорогие ребята! Мы с вами уже много говорили о том, что в День праздника 8 марта принято поздравлять всех женщин. И это не просто так.

В этот день мы поздравляем наших любимых мам, мы показываем как мы их сильно любим. Слово «мама» - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей.

Люди подравляют своих мам, приезжают к ним в гости. Давайте послушаем сколько тепла и ласки в словах Мамочка! Мамуля! (Педагог предлагает произнести детям это слово) . Почувстуйте, сколько доброты таит это слово, которым мы называем самого близкого человека, дорогого и единственного. Далее педагог показывает иллюстрации, на которых изображены матери с детьми.

Вопросы к детям:

Как вы понимаете слово «мама»?

Как вы думаете, какое самое первое слово произносит малыш, который начинает говорить?

Как вы думаете для чего каждому человеку нужна мама?

Какие ласковые слова вы говорите своей мамочке?

Воспитатель опрашивает всех детей и дожидается их ответов, при необходимости помогает ребенку вспомнить ласковые ласковые слова для мамы:

Источник nsportal.ru

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»

Обучающие:

Учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи) в различных ситуациях.

Формировать умение и навыки активно пользоваться мимикой и жестами, речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох.

Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Учить детей воспроизводить ритмический рисунок, опираясь на наглядную схему.

Учить детей соотносить темп движений и темп речи.

Формировать у детей навыки восприятия повышения и понижения основного тона (перелом мелодического рисунка) .

Развивающие:

Развивать умение воспринимать информацию на слух; память и внимание; интонационную выразительность речи; зрительно-пространственную ориентацию, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту. Создавать мотивацию к совершенствованию устной речи.

Материал: шапочки-маски петушков, фигурки королей с изображением различных эмоций, игрушка «Курочка», колокольчики. Карточки с изображением различных волнистых линий, со стрелками косо направленными вверх и вниз, различных знаков препинания, карточки-схемы с изображением ритмических рисунков, карточки с прорезью плоскостным изображением воздушного шара.

Плакаты с изображением туч в виде сказочных дворцов. Плоскостное дерево на подставке. Объёмные деревья.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, дети. Посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь солнышку, коснитесь друг друга ладошками, передайте тепло и улыбку друг другу. Сегодня у нас в гостях снова сказка.

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

Воспитатель. Но сегодня мы отправимся в необычную сказку. Путешествие начинается.

Жили-были два петушка. Они стояли на страже сказочного королевства и были такими забияками, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Петушки всё время спорили, кто из них самый лучший стражник, самый ловкий и самый смелый.

(Логопед и воспитатель, надев шапочки петушков, показывают упражнение «Забияки-петушки».(Закрепление навыка выделения на слух неожиданного акцента) Дети держат в руках «петушков» двух видов. Педагог медленно произносит разные слоги, произвольно делая акцент на одном из них.

Если фон звучания равной силы, то дети поднимают вверх «петушка» с опущенными крыльями. На акцентируемый слог поднимают вверх «петушков» с распушенными крыльями.

Логопед: Однажды увидел король, как спорят его стражники-петушки, и сначала очень этому удивился.

Ребята, кто из вас покажет фигурку удивлённого короля? (Ребёнок находит и показывает фигурку короля с эмоцией удивления)

Король удивлённо воскликнул: О-о-о?!

Скажите, дети, как говорил король?

Кто из вас покажет злого короля и скажет так, как он? (Ребёнок показывает фигурку короля и проговаривает звук звук «О» сердитым голосом.)

И тут к королю подошла королева. Она была очень добрая, нежная, ласковая. Королева улыбнулась и нежно спросила: «И-и-и?» (что тут произошло?) .

Как говорила королева?

Кто из вас найдёт и покажет фигурку доброй королевы?

Узнав о причине гнева короля, королева очень огорчилась и загрустила.

Покажите фигурку грустной королевы. (Ребёнок находит и показывает.)

Произнесите звук «И» грустно. (2-3 ребёнка произносят звук с грустной окраской голоса.)

Она сказала, что пришла сюда просить у петушков помощи, но если они такие забияки и не мирятся друг с другом, то как же они могут ей помочь.

Логопед: «Дорогая королева! Мы обещаем вам больше никогда не спорить и не ссориться и конечно же обещаем вам помочь. А что случилось?

Воспитатель: И королева поведала о том, что во всём королевстве все растения завяли и уже погибают. Ведь в королевстве так давно не было дождя. Помочь же растениям может только озорной дождик, но где его искать никто не знает.

Вот королева и пришла просить о помощи своих стражников.

Логопед:- Конечно же мы отправимся на поиски озорного дождика, но самим нам не справится с таким сложным заданием. Вот если бы нам помогли дети из детского сада.

Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь петушкам искать озорной дождик? Тогда отравляемся в путь.

Логопед: - Ой, дети, посмотрите, какая широкая речка! Куда же нам дальше идти? (берёт игрушку курочку) Давайте спросим у курочки. (Два заранее подготовленных ребёнка произносят потешку, все остальные дети определяют тип предложения и показывают карточку с соответствующим знаком: «?», «.», «!»)

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

На речку. Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

За водичкой.

Материал с сайта nsportal.ru

(Пересказ и придумать продолжение сказки) .

Цель занятия:Развитие фантазии и связной речи у детей.

Обучающие- совершенствовать связную речь детей, общую артикуляционную моторику; лексико-грамматические умения и навыки (образовывать слова,подбирать глаголы к существительным) , учить детей четко произносить окончания; стимулировать использование прилагательных, характеризующих разные эмоциональные состояния человека, в речи детей; развивать у детей понимание сложносочиненных, сложноподчиненных предложений и предложений с однородными членами

Развивающие- развивать у детей слуховое и зрительное внимание, фантазию, развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мягкой игрушкой, умение вслушиваться в речь взрослого; развивать связную речь детей.

Воспитательные- формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе и в придумывании продолжения сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; учить дошкольников понимать эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестикуляции.

Методическое оснащение занятия:- фигурки персонажей сказки - Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, речка, еж, отец с матерью

декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьихножках, а в ней Баба-яга, река.

Книга сказка«Гуси-лебеди»,мягкая игрушка; индивидуальные зеркала

Методы обучения: наглядный, словесный, театрализация.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:групповая, индивидуальная

Словарная работа:Одиноко, огромный путь, злость, печаль, радость, страх, жесты, мимика, эмоции

Ход занятия

1. Организационный момент. На прошлом занятии мы с вами читали сказку«Гуси-лебеди».Эта сказка снова к нам сегодня пришла (демонстрация книги «Гуси-лебеди») .

Как вы думаете, эта сказка волшебная или нет? (ответы детей)

Давайте вспомним главных героев этой сказки. (Маша, Ванюша, баба-Яга, ….)

2.Совместный пересказ.

Педагог: - Давайте перескажем вместе сказку«Гуси-лебеди».(Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Жестом дать детям понять, чья очередь продолжать рассказ. Педагог последовательно выставляет декорации и фигурки персонажей, совершает с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей во время пересказа возникают затруднения, задать ему наводящий вопрос или начать следующую фразу самой) .

Физминутка.

3. Новое окончание сказки.

Педагог: -Вот мы и рассказали сказку«Гуси-лебеди. А давайте превратимся в сказочников и придумаем продолжение сказки:.

Приехали отец и мать, тут то Маша с Ванюшей все и рассказали.

Поведали им о своих приключениях, о том, что Ванюшу Баба Яга похитила. Как Маша проделала огромный путь,чтобы спасти братца.

В лесу остались добрая печка, яблонька и речка. Им наверное так одиноко в лесу.

Как вы думаете, что предложили родители детям?

Дети: И тогда родители предложили,детям,пригласить их всех жить в деревне на радость людям. Яблонька будет своими яблочками угощать всех ребят, печка своими пирогами кормить всю деревню, к речке будут подходить все люди чтобы напиться кисельком и молоком.

Педагог:А как вы думаете, людям тоже нужно для них что-то делать?

Дети:Да. Конечно, люди будут поливать и снимать вовремя яблоки с яблоньки, печкутопить и чистить, речку чистить от камней и бревен.

Педагог:А как же баба Яга?

Дети: А баба Яга была злая, т.к. не было у нее в лесу друзей. Пригласили ее жители деревни жить у них, пообещала она не проказничать, а пользу людям приносить. Знала она лекарственные травки и предложила людям их лечить.

И получалось это у нее очень хорошо, болеть в деревне стали меньше.

Педагог: А как же гуси-лебеди?

А гуси-лебеди тоже стали жить в деревне, пользу приносить, пух свой давали местным жителям для подушек и одеял, а по праздникам катали детей.

Педагог: Как же мы закончим сказку?

Дети:. Баба Яга действительно стала доброй и начала лечить людей, все полюбили её и она была счастлива. Гуси веселили детей, печка пекла вкусные и румяные пирожки, а запивали всё молочком из речки.

И воцарились в деревне мир и добро.

4. Подвижная игра «Кто что делает».

Педагог:-Ребята, давайте поиграем в игру. Встанем в круг, я буду в центе круга, у меня в руках мягкая игрушка, я дам в руки игрушку кому-то из вас и одновременно буду называть имя одного из героев сказки«Гуси-лебеди»ребенок, который взял игрушку, должен отдать ее обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Например, я говорю:«Гуси-лебеди»,а ребенок возвращает игрушку мне, добавляя глагол:«Летят».

Возможные варианты сочетаний:

отец с матерью- уехали, вернулись, гостинцы привезли;

Маша- посадила Ванюшку на лужок, побежала искать братца, спросила у печки, куда полетели гуси-лебеди, подбросила в печку дровец, подняла яблоне ветки, сдвинула в речке камень, несет Ванюшку;

Ванюшка- сидит на травке, летит с гусями-лебедями, играет золотыми яблочками;

гуси-лебеди- летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ванюшку;

печка- печет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

яблоня- растет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

речка- течет, журчит, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

Баба-яга- пряжу прядет, кличет гусей-лебедей, послала вдогонку гусей-лебедей.

5. Психогимнастика. (перед зеркалом с помощью мимики и жестикуляции разные эмоциональные состояния человека,дляэтого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала)

Педагог:-Ребята, давайте изобразим перед зеркалом с помощью мимики:

печаль- губы сжать, уголки губ опустить вниз; брови слегка свести к переносице, уголки бровей слегка опустить, голову опустить, руки безжизненносвесить вдоль туловища;

радость- широко улыбнуться, глаза слегка прищурить, всплеснуть руками;

страх- рот приоткрыть, глаза расширить, брови поднять до предела, выставить перед собой руки;

злость- оскалиться, нахмурить брови, наморщить нос, руки согнуть в локтях и сжать кулаки.

(Педагог показывает как можно изобразить с помощью мимики эти чувства)

Педагог:-Ребята, а изобразите мне бабу Ягу, какая она? (злая)

Покажите, какие лица были у Маши и Ванюшки, когда их догоняли гуси-лебеди. (Испуганные.)

Какая была Маша, когда она искала братца?(Печальная.)

Какая стала Маша, когда нашла Ванюшку? (Радостная.)

Эти все упражнения мы с вами делали для того, чтобы на следующем занятии поиграть в настоящий театр. Мы с вами инсценируем сказку«Гуси-лебеди»,а потом покажем ее маленьким ребятам.

6.Подведение итогов занятия. Молодцы, ребята, мы с вами хорошо сегодня поработали. Пересказали сказку«Гуси-лебеди»,были настоящими сказочниками и сочинили продолжение сказки, поиграли в игру, научились изображать мимикой эмоции.

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

По теме:

Материал nsportal.ru

Занятия по развитию речи в старшей группе-

*Описание игрушек и предметов*.

Приоритетные задачи: обогащение словаря ребенка;

развитие связной речи.

Упражнять детей в умении группировать игрушки по материалу, из которого они сделаны.

Описывать игрушки, предметы, используя прилагательные: пластмассовый, металлический, стеклянный. Продолжать учить детей отвечать чётко, выразительно на поставленные вопросы. Формировать умение дополнять выступления сверстников.

Активизация словаря: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

Знакомство с новыми словами: стеклодув, стеклодувный завод, стеклодувная фабрика, выдувать.

Предшествующая работа: Проводили занятия по ознакомлению с материалами для изготовления елочных игрушек, дидактические игры «Магазин игрушек», «Выставка», индивидуальные занятия с целью углубления интереса детей к описанию игрушек, предметов, картин.

Оборудование: игрушки деревянные: машина, пирамида, матрешка, металлические: плита, машина, ведро, пластмассовые: неваляшка, кукла, танк, стеклянные: елочные игруки, ваза, стакан.

Флажки для поощрения ответов детей, их активизация и учёт.

Ход занятия.

Дети, перед вами игрушки и предметы, сегодня мы с вами будем рассказывать о них. Из каких материалов делают игрушки и предметы? Ответы детей.

Дети, за каждый правильный ответ и дополнение к ответу вы получите флажок. А в конце занятия вы посчитаете флажки и мы узнаем, кто был на занятии внимателен и активен.

Предлагаю четверым детям сгруппировать игрушки по группам – деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные. Назвать их. /я собрал деревянные игрушки: машинку, пирамидку, матрешку/

А теперь, ребята, мы будем рассказывать об этих игрушках.

Воспитатель предлагает ребенку описать танк. Выслушивают дополнения других детей. Затем предложить понравившуюся игрушку.

Ответы детей и дополнения поощряются флажком.

Для описания игрушек вызывается 4-5 детей. Воспитатель даёт анализ рассказов детей.

Физминутка.

Дети, на столе стоят стеклянные предметы, а кто знает, где делают стекло и различные предметы и стекла?

Стекло, дети, выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Вопросы к детям: «Кто выдувает стекло? Где выдувают стекло?»

Послушайте рассказ Ивича «Про стекло».

После чтения предлагаю детям обратить внимание на вазы.

Дети, стекло бывают разного цвета, посмотрите на эти вазы, они разноцветные.

Анализ занятия.

Дети, сегодня мы с вами закрепили, что предметы бывают стеклянные, деревянные, пластмассовые, металлические. Познакомились с тем, что стекло выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Разложите перед собой флажки и посчитайте, сколько их у вас?

Сегодня на занятии очень активным и внимательным были… у них больше всего флажков.

ПРО СТЕКЛО

В природе есть камень, песок, глина, есть вода, трава, но стекла в природе нет. Стекло создал человек сам, много лет назад. Один очень умный человек смешал обычный жёлтый песок с белым порошком содой, сплавил их в жарком пламени и получил стекло.

Сначала люди умели делать только мутное стекло, но потом научились делать и прозрачное. Первое время из стекла изготавливали бусы и другие украшения, а позже придумали делать стеклянную посуду.

Её выдували из комочков жидкого, горячего стекла из специальных трубок, как дети выдувают мыльные пузыри. Но стеклнное изделие могли выдувать только очень умелые мастера, которых называют стеклодувами. Их труд был очень тяжел.

Теперь изделия из стекла делают на больших стекольных заводах, машинами. Люди умеют делать из стекла удивительные вещи: посуду, очки, зеркала и даже нитки, из которых шьют одежду пожарникам, потому что такая одежда в огне не горит, а в воде не промокает. Люди научились варить не только прозрачное, но и цветное стекло: красное, зеленое, желтое.

Вот такая долгая и удивительная история у стекла.

Подробней nsportal.ru

Теперь сами придумайте пары слов, противоположных по значению.

  1. Чистоговорки.

Мы с вами сегодняочень интересно играли, а сейчас я вам предлагаю закончить шутки-чистоговорки:

Са-Са-Са… в лесу живёт лиса(на дворе роса…)

Ша-ша-ша… мы купаем малыша (мы сидим у шалаша)

  1. Скороговорки.

Учитель – дефектолог предлагает детям повторить скороговорку Саше дали кашу, а Клаше простоквашу сначало быстро, а затем медленно. Тихо и громко.

(Хоровые и индивидуальные ответы)

Подведение итога занятия.

Литература:

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников /Ф. А. Сохин. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. – 224 с.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

По теме:

занятие по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста

Занятие построено в соответствие с требованиями программы под ред. Н. Д. Епанчинцевой и О. А. Моисеенко «Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку в детском саду и 1-...

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия. Использование в коррекционном процессе куклы, вымышленного ярко...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе № 2.

Тема: «Части лица».

Цель:закрепление частей лица.

  1. Учить соотносить части лица детей с частями лица игрушек животных, называть их путем выборочного устно-дактильного проговаривания по подражанию.
  2. Учить понимать и показывать части лица, предъявленные в письменной форме.
  3. Продолжать учить называть игрушки животных путем выбора верной таблички.
  4. Развивать зрительное восприятие цвета и пространственное расположение на горизонтальной плоскости.

Оборудование: экран, полотно, мнемокарты, таблички, игрушки животных, коробка, части лица животных из картона по числу воспитанников, клей, ножницы, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети на ковре встают в круг. Будем слушать. Что мы будем делать?

Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна. Верно. Слушайте. Па-па-па, вы меня слышите? Да! Нет! Слушайте: мяу-мяу. Что вы слышали? Где мяу-мяу? Дети ищут игрушку кошку по группе. Кто это? Мяу-мяу. Верно, это кошка. Дети выбирают верную табличку из 3-х предъявленных.

То же самое повторяется с собакой, лисой, зайцем.

2. Соотнесение частей лица детей с частями лица животных игрушек.

Дети садятся на ковер. Будем говорить. Что мы будем делать? Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна.

Верно. Посмотрите, это лоб. По подражанию взрослому устно-дактильно проговаривают. Где лоб у зайца (у собаки, у кошки, у лисы) ? Вот лоб! Взрослый вставляет табличку в полотно.

То же самое повторяется с другими частями лица: нос, уши, глаза, рот. Лоб, нос, уши, глаза, рот – это все части лица.

3. Физминутка.

Дети встают в круг и повторяют движения за взрослым.

По заснеженной полянке заяц скачет: оп-оп-оп. Присел, уши навострил. Есть лиса? Нет!

Можно уши опускать и тихонечко поспать. Встают. Вот лиса по лесу шла. Зайца белого искала.

Глаза влево, глаза вправо. Только зайца не нашла.

4. Дидактическая игра: «Покажи и наклей».

Будем играть. Что мы будем делать? Что мы будем делать? Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна. Верно.

Посмотрите, у меня есть коробка. Послушайте, в коробке что-то есть? Да! Дети по очереди достают с закрытыми глазами игрушки из коробки.

Кто это? Мяу-мяу, оп-оп, и_, ав-ав. Дети подходят к столу. Посмотрите, заяц, какой по цвету?

Ребенок выбирает картонный круг соответствующего цвета. То же повторяется с остальными игрушками.

Сядьте. Дети садятся за стол. У собаки, кошки…. есть части лица, а у вас нет.

Будем клеить части лица. Что нам нужно (на выбор предлагаются клей, ножницы, карандаши) ? Дети выбирают клей. Выбери табличку. Дети выбирают табличку аналитически читают ее.

Рот где? Покажи. Ребенок показывает на себе. Возьми рот, наклей.

Ребенок выбирает рот и клеит на картонный круг (лицо соответствующего животного) . То же самое продолжается до тех пор, пока дети не наклеят все части лица на своих животных. Посмотрите, теперь у ваших животных есть части лица.

5. Подведение итогов занятия.

Что мы сегодня делали? Дети отвечают с опорой на мнемокарты: слушали, говорили, играли? А еще мы сегодня клеили части лица.

У всех получились красивые животные, молодцы!

«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.

Ход занятия

П , а отгадки выставляет на панно.

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (Иголка.)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ёж.)

К. Чуковский

Что это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)

Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.

После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.

Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.

А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.

Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.

Ручка для письма - дверная ручка;

Кисть для рисования - кисть руки;

Каток (машина) - ледяной каток;

Ключ от замка - ключ (ручей);

Морская звезда - звезда на небе.

Лук (овощ) - лук (оружие);

Земля (планета) - земля (поле);

Плита строительная - плита газовая;

Иголка швейная - иголка еловая;

Лисичка (животное) - лисичка (гриб).

Занятие № 22.

«ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»

Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; ; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.

Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.

Ход занятия

Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож - …, острый глаз - …, острый язык - …. .

Острый нож - нож, который хорошо режет.

Острый глаз - глаза, которые хорошо, зорко видят.

Острый язык - так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.

Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» - в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:

Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.

Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.

Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.

Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.

Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.

Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.

Льёт как из ведра;

Растут как грибы после дождя;

Лететь как стрела;

Чувствовать себя как рыба в воде;

Комар носа не подточит;

В рубашке родился;

Первая ласточка.

Игра «Когда мы так говорим».

Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.

Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.

Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.

Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.

Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.

Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.

Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.

О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.

В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.

Занятие № 23.

«СЕМЬЯ»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, ; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я - семья).

Ход занятия

Дети разгадывают ребус: 7Я - семья.

Выставляется сюжетная картинка «Семья».

Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:

Назвать членов семьи.

Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?

Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?

Кем приходится мама дедушке?

Кем приходится папа маме?

Кто в семье самый старший, самый младший?

Кто в семье старше братика, но младше мамы?

Кто взрослый?

Игра «О ком я говорю?»

Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.

Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).

Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - тихо сесть.

Беседа «Будущее человека».

Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?

Игра «Кем я буду и каким?»

Кем вы станете, когда вырастете?

Какими качествами вы хотите обладать?

Занятие № 24.

«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.

Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.

Ход занятия

Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:

Кто в семье самый главный? Почему?

Откуда у детей появляется фамилия?

Кто даёт детям имя?

Перед детьми появляется маленький медвежонок.

Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?

Игра «Давайте познакомимся».

Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.

М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?

Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил - это полная форма имени Миша.

Игра «Моё имя».

Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).

М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?

П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?

М. Теперь понятно.

Физкультминутка.

Мишка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развёл -

Видно, мёда не нашёл.

Мишка в улей влез и вот -

Каплет с лапы сладкий мёд.

Игра «Назови своё отчество».

Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).

Игра «Что потом?»

Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?

Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?

Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?

Сейчас вас зовут…, а потом…?

татьяна викторовна петрова
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время»

Ход НОД.

Загадываю детям загадку :

Оно весь век бежит вперёд

И никогда не устаёт. (Время )

Правильно отгадали, это время . Оно постоянно бежит вперёд из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.

Ребята, а как вы понимаете, что такое настоящее? Прошлое? Будущее? (это то, что происходит сейчас; это то, что было; это то, что будет)

Только что вы завтракали, но это уже в прошлом, А скоро вы пойдете на прогулку. Это будет в будущем. А в настоящем-вы на занятии по развитию речи и мы с вами говорим о времени .

Ребята, вспомните, пожалуйста, что с вами было в прошлом. Расскажите что-нибудь интересное, что произошло когда- то с вами. (Рассказы детей)

А теперь давайте помечтаем. Как вы думаете, что с вами будет в будущем? (Рассказы детей)

Сейчас я вам назову слова, которые помогают нам ориентироваться во времени , а вы должны мне будете назвать их в правильной последовательности :

завтра, вчера, сегодня, позавчера, послезавтра.

Да, время бежит без остановки . А что люди изобрели, чтобы было легче ориентироваться во времени ? (Часы)

Человек изобрёл часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посередине колышек. «Идёт» по небу солнышко- «идёт» по площадке и тень от колышка. Она, как часовая стрелка, показывает время . Но, к сожалению, такие часы «работали» только днём и только в солнечную погоду.

(Предлагаю детям в солнечный день сделать такие часы на участке во время прогулки )

Потом пришлось людям изобрести другие часы. Так появились водяные, песочные и даже часы из свечки (показываю)

Физминутка.

А какие часы есть сейчас? (игра с мячом) Электронные, механические, атомные, настенные, наручные, напольные, карманные, башенные и т. д.

Кто хочет рассказать, как устроены часы?

Примерный рассказ ребёнка : обычно у часов три стрелки : часовая, минутная и секундная. Часовая - толстая и короткая, она движется незаметно. Минутная - длинная и тонкая, она движется намного быстрее часовой. Секундная стрелка самая быстрая, она показывает самый короткий промежуток времени - секунду . Скажешь «раз» , и секунда прошла. Она обычно окрашена в другой цвет.

Я надеюсь, что вы хорошо запомнили устройство часов и скоро будете сами определять время по часам .

Ребята, а сегодня к нам в гости пришёл гном Тик-Так. Он пришёл не просто так, а посмотрите, какие необычные часы он нам принёс. Ведь он на свете живёт уже 300 лет и очень хорошо разбирается во времени . У него в коллекции много разных часов и сегодня с одними из них познакомит. Это «часы суток»

Вы знаете, что такое сутки?

На сколько частей разделены суточные часы гнома Тик-Так?

Из каких частей состоят сутки?

Какие части суток больше, а какие меньше продолжаются по времени ?

Как вы думаете, что обозначает жёлтая (розовая, синяя, чёрная) часть на этих часах, какое время суток ? Почему?

Жёлтая - день, потому что днём солнце яркое, жёлтое.

Синяя - вечер, потому что солнце легло спать, уже не освещает землю, окружающие предметы хуже видно. Это время суток называют «сумерки» .

Чёрная - ночь, потому что небо чёрное, вокруг темно, ничего не видно.

Как, по- вашему мнению, эти часы помогают гному Тик-Так?

Сейчас я вам прочту стихотворение, в котором говорится, чем занимается гном в различное время суток :

Гномик бодро просыпался

И росою умывался,

Колпачок свой надевал,

Звонко песню напевал. (Утром.)

Когда это было?

А чем вы занимаетесь по утрам?

Гном чинил свою калитку

И катался на улитке,

Он и пчёлкам помогал,

Им цветочки наклонял. (Днём.)

А чем вы заняты днём ?

Гном устал, фонарик яркий

Светлячок ему включает,

Сказку гномик прочитает

И тихонько засыпает. (Вечером.)

Что вы делаете по вечерам?

Гномик спит

И снятся сказки

Интересные ему. (Ночью.)

А вы ночью чем занимаетесь?

Снятся ли вам волшебные сны? Какие?

(Рассказы детей.)

Ребята, гному Тик-Так интересно, запомнили ли вы, какова последовательность смены частей суток? Что за чем следует? Что сначала, а что потом?

(ответы детей.)

Молодцы, гномик доволен вами, вы всё хорошо запомнили, а значит, он приходил не зря.

Гномик мне сказал, что он хотел бы познакомить вас с часами недели, месяца, года.

Давайте его пригласим на следующее занятие .

(Дети прощаются с гномом.)

Публикации по теме:

«Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Марина Вдовкина «Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию.

Использование принципа событийности при организации работы по развитию речи старших дошкольников Характерные проблемы развития речи дошкольников: Односложная речь,. Скудость речи. Маленький словарный запас. Речь, в которой избыток сленговых.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание» Цели: Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; Работать над лексическим значение.

Конспект занятия по развитию речи «Время» Программа содержания: Формировать у детей познавательную активность и любознательность, интерес к самому занятию. Расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи «Делу время потехе час» Тема: «Делу время, потехе-час» Цель: Расширение активного словаря детей по теме «Как мы проводим свободное время»; определение значений.

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку» Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку» Цель: - вспомнить русские народные сказки; - закреплять умение отвечать на.

Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. Составлять сложные предложения по опорным схемам.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у старших дошкольников Цель: развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников. Задачи: Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Цель: уточнение и расширение словаря детей