Здоровое питание викторина для старшеклассников. Викторина «Знатоки правильного питания. Фрукты и овощи надо хорошо мыть

Викторина «Азбука здорового питания» для детей старшего дошкольного возраста

Кривошеина Ольга Александровна воспитатель МБДОУ №130 "Центр развития ребенка - детский сад", г. Кемерово
Цель: формировать культуру пищевого поведения.
Задачи:
1. Систематизировать знания о полезных пищевых продуктах.
2. Развивать устойчивое внимание, мышление, память.
3.Воспитывать интерес детей к занятиям по культуре питания, желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование: эмблемы и таблички для команд, емкости с крупами, емкости с фруктами и овощами,повязки на глаза,иллюстрации с овощами для разминки, оборудование для опытов, проектор.

Ход мероприятия.

Ведущий.
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность.
Сегодня у нас необычное мероприятие, сегодня мы подведем итоги нашей работы, а именно закрепим знания о полезных продуктах питания.
А сейчас, давайте поприветствуем участников нашей викторины «Азбука здорового питания». Внимание!!! Аплодисменты нашим командам!!!
Выход команд.
Участники команд усаживаются на места.
Представление членов жюри.
Итак, внимание мы начинаем викторину «Азбука здорового питания»

1 тур. Представление команд.

Команда «Апельсинки»
Девиз
Золотые апельсинки
Это солнца витаминки
Это шутки это смех
Это радость и успех
Команда «Витаминки»
Девиз
Витамины всем нужны, в жизни очень мы важны
Витамины побеждают, никогда не унывают.
2 тур «Кастрюлька, вари!!!»
Ведущий.
Ребята, отгадайте загадку.
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(Каша)
Ведущий.
Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!
А из чего готовят каши???
А теперь внимание, послушайте задание!
Сейчас каждая команда получит несколько кастрюль, в которых варятся каши, и надписи с названиями. Ваша задача, внимательно рассмотреть и определить какая каша варится в кастрюльке и подписать.
Подведение итогов.
3 тур «Узнай по запаху!!!»
В чем еще кроме каши очень много витаминов?
А сейчас мы узнаем насколько хорошо у вас развито обоняние.
Этот конкурс пройдет в виде эстафеты, участники команды по очереди будут подбегать к столу и с завязанными глазами определить по запаху какой фрукт или овощ они понюхали.
Овощная разминка.
Сейчас каждый из участников выберет себе картинку с овощем. Внимательно посмотрите на свою картинку. Задание следующее я сейчас буду читать стихотворение Сергея Михалкова «Овощи», как только вы услышите название своего овоща нужно встать с места и сесть. Приготовились? Будьте внимательны!

ОВОЩИ
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!...
И суп овощной оказался не плох!
Подведение итогов 3 тура.
4 тур Кроссворд «Молоко и молочные продукты».
Каждой команде по очереди буду загадывать загадки. Если команда не отгадывает, то возможность дать ответ переходит команде соперников.

1. Догадайтесь, Кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас...

2. Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще - белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю.

3. Бутербродов без него
Просто не бывает.
В каши разные его
Часто добавляют.
Мажется легко оно,
И, конечно, ясно,
Имя есть ему одно,
Это имя: …

4. Он рыхлый, белоснежный,
На вкус бывает нежный,
С ним делают пирог,
Зовут его …

5. Не надеясь на прививки,
Мы употребляем…

6. В удивительном продукте
Есть и молоко, и фрукты
В нём бывают понемногу.
Кто же он? Конечно,

7. Из него так много разных
Вкусных делают вещей!
И всегда, с пелёнок, сразу
Всех их кормят малышей.
Нам даёт его корова,
И, конечно, ты легко
Угадаешь это слово:…

Подведение итогов 4 тура.
Эксперименты с кока-колой.
Кто из вас помнит, сколько воды содержится в организме человека?
Как вода попадает к нам в организм?
Напитки могут быть как полезными, так и вредными, например Кока- кола. Мы с ребятами провели эксперименты с этим напитком и хотим представить результаты.

Кока-кола и яйцо.
Цель: определить влияние кока-колы на зубную эмаль.
1. Кладем в баночку яйцо.
2. Наливаем кока-колу, закрываем.
3. Оставляем на 6 часов.
4. Вынимаем яйцо
5. Вытираем салфеткой.
Что мы видим? Яйцо стало коричневым.
Вывод: употребление кока-колы приводит к потемнению зубной эмали.

Кока-кола и гвоздь.
Цель: определить влияние кока-колы на стенки желудка.
2. Опускаем в банку ржавый гвоздь, закрываем.
3. Оставляем на 6 часов.
4. Вынимаем гвоздь.
5. Вытираем салфеткой.
6. Сравниваем.
Что мы видим? Ржавчина с гвоздя удалилась.
Вывод: употребление кока-колы влияет на стенки желудка

Кока-кола и молоко.
Цель: определить взаимодействие кока-колы на другие продукты.
1. Наливаем кока-колу в баночку.
2. Добавляем молоко, закрываем.
3. Оставляем на 6 часов.
Что мы видим? На дне банки появился черный осадок.
Вывод: употребление кока-колы влияет на другие продукты, в результате чего появляется осадок.
Итак, мы выяснили, что Кока-кола очень вредный напиток. А вот какие напитки приносят человеку пользу, нам расскажут ребята.

Вода- источник жизни.
Источник светлых дней
Взгляните вы, пожалуйста, в стремительный ручей
Напиться хочет каждый-
Ты реки береги.
Озёра, океаны и малые пруды.

Сок-не суп и не вода,
Пить его хочу всегда
Разных вкусов ассорти,
Вкуснее сока не найти.

Лейся в кружки и бокалы,
Квас - напиток от всех бед.
Он заслуживает славы,
Ну и пьётся тыщу лет.

Чай душистый, чай отличный
Будем листиком брусничным
Этот чай заваривать,
Пить и разговаривать.

Даст мне мама молочка даст иммунитета
Подрасту- скажу «спасибо» мамочке за это.
Молочный коктейль вспоминаю
Рецепт его очень не сложный
Где вижу, его покупаю,
Забыть его вкус невозможно.

И светит нам жизнь краской радужной
Не страшен нам зной и мороз
Когда мы пьём солнечный яблочный
Вишнёвый и клюквенный морс.

5 тур «Что за рыбка».
Всем известно, что рыба и рыбные блюда приносят неоценимую пользу организму человека.
Какие блюда можно приготовить из рыбы?
Следующий конкурс для старших участников команды.
Задание следующее, на экране появляется рисунок рыбы, ваша задача из набора букв составить ее название.

Подведение итогов викторины.

Музыкальная пауза.

Молоко, кефир,бананы,
Крупы, масло и сметана,
Мясо с рыбой нам нужны,
Чтоб скорее мы росли.

Если хочешь быть изящной,
Кушай овощ настоящий,
А омлетик из яйца,
Улучшает цвет лица.

Если хочешь быть здоров,
Ешь капусту и морковь,
Ну а будешь чипсы есть,
Ты не сможешь в платье влезть.

Ешь орехи для ума,
Мёд для наслаждения,
Ну а ягоды нужны
Нам для вдохновения.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Подведение итогов. Награждение команд.

Презентация на тему: Викторины «Азбука здорового питания»

Светлана Лазарева
Викторина для старшей группы «Здоровое питание - отличное настроение!»

Цель : Формировать стремление к здоровому образу жизни . Задачи :

1. Развивать внимание, память, мыслительную деятельность детей и способность к умозаключениям.

2. Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями.

3. Совершенствовать эмоциональную лексику.

4. Вызывать у детей радостное, бодрое настроение .

Ход занятия

Воспитатель . Здравствуйте, дорогие друзья! Мы часто слышим : «Будьте здоровы » , «Не болейте» , «Желаю здоровья » . Давайте и мы пожелаем друг другу здоровья . Ты шагай, не зевай! Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

Поздоровайся ладошкой , Поздоровайся и ножкой .

Плечиком и локотком

И конечно, язычком : - Здравствуй!

Ты шагай, опять шагай своей дорогой, не зевай

Поздоровайся головкой

Как ты делаешь все ловко!

Пальчиком и кулачком

И конечно, язычком : - Доброе утро!

Ты шагай, опять шагай своей дорогой, не зевай!

Ты шагай, ты шагай, другую пару выбирай

Поздоровайся макушкой

И своим красивым ушком,

Спинкой, тепленьким бочком

И конечно, язычком - Привет!

Воспитатель . Сегодня мы будем говорить оздоровье , здоровом образе жизни . Ребята, скажите мне, что необходимо человеку, чтобы он был здоровым ? (Ответы детей) .

Да, ребята, вы правы. Нужно делать гимнастику по утрам , употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов, гулять на свежем воздухе и заниматься спортом. Ну что же, поговорим о пользе витаминов и о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты) . А почему так полезны овощи, фрукты (в них много витаминов) Правильно! А вы знаете, как появилось слово «витамин» ?

Слово «витамин» придумал американский учёный биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин» , которое содержится в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita – жизнь с «амин» , получилось слово «витамин» . А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью) Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов. Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели . Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение. Основные витамины делятся на группы А , В, С, D.

Витамин А нужен для зрения –

Помни истину простую –

Лучше видит тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

Витамин В помогает работе сердца –

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку,

Чёрный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Витамин С укрепляет весь организм –

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Витамин D делает наши ноги и руки крепкими –

Витамин, что в рыбьем

В желтке яиц и сыре,

В молочной еде,

Зовут все витамином D.

Воспитатель . Никогда не унывает

И с улыбкой на лице –

Тот, кто часто принимает

Витамины : А, В, С, D.

Мы выяснили, что людям необходимы витамины. Основные из них : А, В, С, D.

А теперь поиграем в игру «Магазин» .

Вы все видите на столе разные продукты. Вам нужно взять корзинку и положить в нее то, что вы хотите приобрести. Не забывайте, мы сегодня говорим о пользе витаминов. (Двое детей выбирают продукты, а затем совместно с другими детьми делят их на две группы : полезные и вредные). Ребята, вы молодцы, обязательно скажу вашим родителям, что вы умеете выбирать полезные продукты. Игра «Да и Нет» Воспитатель . Я буду задавать вам вопросы, а вам нужно ответить на них «Да» или «Нет» . Каша – вкусная еда

Это нам полезно? (Да)

Лук зеленый иногда

Нам полезен дети? (Да)

В луже грязная вода

Нам полезна иногда? (Нет)

Щи – отличная еда

Это нам полезно? (Да)

Мухоморный суп всегда –

Это нам полезно? (Нет)

Фрукты – просто красота!

Это нам полезно? (Да)

Грязных ягод иногда

Съесть полезно, детки? (Нет)

Овощей растет гряда.

Овощи полезны? (Да)

Сок, компотик иногда

Нам полезны, дети? (Да)

Съесть мешок большой конфет

Это вредно, дети? (Да)

Лишь полезная еда

На столе у нас всегда!

А раз полезная еда –

Будем мы здоровы ? (Да)

Воспитатель . А сейчас предлагаю подойти к столу и поиграть в игру «Витаминное угощение» . Цель : С помощью вкусовых ощущений определить название продукта. Оборудование : платки для завязывания глаз, блюдца с нарезанными кусочками : яблока, апельсина, банана, моркови и лука. Правила игры : На блюдцах разрезаны фрукты. Каждому ребёнку завязывают глаза и предлагают открыть рот. В рот кладут кусочек яблока, потом кусочек апельсина, затем кусочек банана, моркови и лука. Дети должны отгадать фрукты и овощи и объяснить, как они отгадали. Воспитатель . Ребята, отгадайте загадку : «Её мы делаем по утрам, она бодрость и здоровье дарит нам »(ответы детей – зарядка) .

Что такое физкультура?

Это бодрость и здоровье ,

Это радость и веселье!

Плюс хорошая фигура –

Вот, что значит физкультура!

Приучитесь день встречать

С утренней зарядки.

Чтоб с осанкою прямой

Было все в порядке!

Ребята, кто из вас каждый день выполняет утреннюю зарядку? Это очень хорошо, а сейчас послушайте, я расскажу вам одну историю.

В одном небольшом городке жила – была Зарядка. Симпатичная, молодая, с волосами,собранными в задорные хвостики. Ранним утром она пружинящим шагом спешила к ребятам в детский сад. В руках у Зарядки – то яркий большой мяч, то спортивный обруч, то теннисные ракетки. Ребятишки с нетерпением ждали Зарядку, хорошенько проветривали комнату, включали бодрую, весёлую музыку. Каждое утро Зарядка занималась с малышами упражнениями : ходьбой, бегом, прыжками, игрой в мяч. В этом же городке жила вредная востроносая старушонка . Она вечно хлюпала покрасневшим носом, чихала, кашляла, вытирала слезящиеся глаза и норовила всех вокруг заразить. Звали эту старуху Простудой .

Однажды Простуда прочитала объявление в газете, что детскому саду требуется уборщица. Она повязала клетчатый платок, надела тёмно – синий застиранный халат и отправилась в детский сад наниматься на работу.

Очень хорошо, что вы пришли! – обрадовалась заведующая детским садом, - нам как раз нужна уборщица, а заодно и дворник по совместительству. Вы согласились бы исполнять эти должности?

Согласна. Согласна! – закивала головой Простуда и тут же громко чихнула. – Ап – чхи! Ап –чхи!

Будьте здоровы ! – вежливо пожелала ей заведующая. – Может быть, вы нездоровы ?

Нет, нет! – возразила Простуда. – Я совершенно здорова , это у меня аллергия на пыль.

Больно уж у вас тут пыльно! Давно уборку никто не проводил.

На следующее утро она пришла в детский сад, взяла ведро, тряпку, швабру и сделала вид, что берётся за уборку. А сама принялась кашлять, громко сморкаться и чихать прямо на ребятишек. День чихала, два чихала, три чихала, а толку никакого! Никто из детей не заболел. Ведь ребятишки в этом саду закалёнными были, любили делать физические упражнения и зарядку.

Разозлилась востроносая старуха Простуда , а потом призадумалась. Думала она, думала и догадалась, что всё дело в Зарядке!

С утра пораньше вышла Простуда к воротам детского сада и давай пыль метлой поднимать. Мимо как раз Зарядка пробегала. Только она хотела войти в ворота, как Простуда ей преградила путь. – Пустите, бабушка, а то я опаздываю! – попросила Зарядка Простуду. – И – и – и, милая! Зря торопишься, деток – то в саду нет!

Как – нет? А куда же они делись? – удивилась Зарядка.

Их в другой сад перевели, а здесь ремонт намечается. Так – то! – сказала Простуда и снова взялась за метлу.

Что ж, жаль! – ответила Зарядка и повернула назад. Напрасно ждали её ребята. Зарядка к ним больше не приходила… А вредная Простуда между тем старалась вовсю : непрерывно чихала, кашляла и сморкалась в огромный грязный платок. Что же было дальше, спросите вы? А вот что.

Сначала заболела одна девочка, за ней другая, потом ещё один мальчик, и скоро вся группа слегла с температурой, насморком и кашлем.

Как вы думаете, почему заболели дети? Верно! Всех заразила вредная старушонка Простуда . Только с одной девочкой Таней – Простуда не справилась! Та не кашляла, не чихала, а продолжала ходить в детский сад бодрая, как всегда.

В чём тут дело? – недоумевала Простуда.

А как вы думаете, почему Таня не заболела?

А всё было очень просто! Таня утром обливалась холодной водой, а потом вместе с мамой и папой занималась физическими упражнениями. Вот Простуда и не смогла девочку свалить! Как - то Таня шла по улице и встретила Зарядку. Девочка поздоровалась с ней и спросила , почему Зарядка не ходит в детский сад. – Как? – удивилась Зарядка. – А разве ваш садик не переехал?

Конечно нет! Никуда мы не переехали, а вот без тебя ребята заболели.

Хорошо, что ты мне об этом сказала. Сейчас же пойдём в детский сад! – воскликнула Зарядка. Те ребята, что уже поправились, очень обрадовались, когда улыбающаяся Зарядка вошла в зал. Она сейчас же включила музыку, и занятие началось. Зловредной Простуде это очень не понравилось : она стала ещё сильнее чихать, кашлять и шмыгать носом. Наконец, это заметила заведующая. Она вызвала уборщицу в свой кабинет. – Уважаемая! – обратилась она к Простуде. – Вы сказали мне, что совершенно здоровы , а сами всех обкашливаете и обчихиваете, это не дело! Вы мне всех малышей перезаразили! Отправляйтесь – ка домой и лечитесь. Вызовите врача, возьмите больничный лист. Пока совсем не поправитесь, на работе лучше не появляйтесь. Это мой приказ! – строго добавила заведующая.

Простуде ничего не оставалось, как убраться восвояси.

А ребята снова стали заниматься по утрам с Зарядкой и совсем перестали болеть.

А сейчас cделаем массаж биологически-активных зон для профилактики простудных заболеваний «Неболей-ка» .

Дети выполняют элементы самомассажа :

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (гладят горло) .

Чтоб не кашлять, не чихать, носик надо растирать (растирают нос) .

«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело (растирают уши) .

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком» (растирают лоб) .

Знаем, знаем, да-да-да! Нам простуда не страшна! (гладят ладони) .

Ребята, вы любите заниматься спортом?

Зачем люди занимаются спортом?

Значит, если заниматься спортом, то ты будешь сильным, ловким, крепким, здоровым .

Ребята, а для того, чтобы закрепить наши знания правил укрепления здоровья поиграем в игру «.Я начну, а ты продолжи» :

Солнце, воздух и вода - наши лучшие… .(друзья) .

В группе утром по порядку дружно делаем (зарядку) .

Творог, овощи и фрукты - всем полезные (продукты) .

Меньше сладкого, мучного - вот и станем мы (здоровы )

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для здоровья » .

Воспитатель задаёт вопросы : а дети отвечают либо «вредно» , либо «полезно» .

1. Чистить зубы по утрам и вечерам.

2. Кушать чипсы и пить газировку.

3. Мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета.

4. Гулять на свежем воздухе.

5. Гулять без шапки под дождем.

6. Объедаться конфетами, пирожными и мороженым.

7. Делать по утрам зарядку.

8. Закаляться.

9. Поздно ложиться спать.

10. Кушать овощи и фрукты.

11. Обижать,обзывать друга,подругу.

12. Пить молоко,кефир.

13. Помогать маме,бабушке,дедушке.

14. Долго сидеть за компьютором.

Воспитатель . Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Что нового вы сегодня узнали?

Каждый твердо должен знать :

Здоровье надо сохранять .

Нужно правильно питаться ,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться,

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго, долго будут жить.

И запомни - ведь здоровье

В магазине не купить.

Если делаешь зарядку, если кушаешь салат,

И не любишь шоколадку-

То найдёшь здоровья клад .

Если мыть не хочешь уши и в бассейн ты не идёшь.

С сигаретою ты дружишь - то здоровья не найдёшь .

Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.

Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,

Быть здоровым постараться . Это нужно только нам!

Воспитатель . Вы такие молодцы, ребята! Я надеюсь, что вы с сегодняшнего дня будете есть как можно меньше вредных продуктов, каждое утро, даже в выходные дни, будете делать зарядку и заниматься спортом! И тогда вы вырастите красивыми, умными и здоровыми !

Ирина Молоствова
Викторина «Знатоки правильного питания»

Цель : Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, культуре питания среди воспитанников и родителей .

Задачи :

1. Расширять и систематизировать знания детей о законах правильного питании , о полезных продуктах.

2. Расширять кругозор и словарный запас. Развивать навыки работы в коллективе, развивать чувство сотрудничества.

4. Развивать знания о правилах рационального питания , их роли в сохранении и укреплении здоровья.

5. Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни и к правильному питанию .

Оформление зала :

На центральной стене музыкального зала висит красочно оформленный плакат с эпиграфом конкурса-викторины «Пусть пища будет вашим лекарством» Гиппократ.

В зале полукругом расставлены столы и стулья.

Болельщики, зрители, члены семей располагаются в зале на стульях.

Материалы и оборудование :

Карточки с рисунком яблочка и вишенки.

Пословицы и поговорки о питании .

Дидактическая игра «Где живут витамины?» : картинки с изображением

продуктов, карточки с названиями витаминов : А, В, С, Д, Е.

Памятка «Правила питания » .

Призы - сувениры.

Диплом «Знаток здорового питания » .

Фруктовый сок.

Жюри :

Медсестра, шеф-повар, представитель родителей группы.

Ход викторины:

(Звучит гимн «Здоровой еде» . Ведущий приглашает родителей и детей занять

места в зале; на столах стоят названия команд).

Ведущий : Здравствуйте, дети, здравствуйте, уважаемые взрослые! Мы рады

видеть вас. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу викторину . В нашей

викторине принимают участие 2 команды. Для того, чтобы поделить

участников, мы проведем жеребьевку. Пусть каждый из детей возьмет из

корзины какой-либо фрукт (объясняю куда должны пройти участники) .

Итак, вот и наши команды : команда «Яблочки» и команда «Вишенки» .

«Человеку нужно есть

Чтобы встать и чтобы сесть.

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться .

Ведущий : «Знатоки здорового питания » , так называется наша викторина .

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» .

Пусть эти слова знаменитого Сократа станут девизом нашей сегодняшней

Наше соревнование позволит узнать , какая из команд является лучшими

«Знатоками здорового питания » . Предлагаем вам, дорогие родители и вам,

ребята, проявить все свои знания и умения в нашем конкурсе. Вместе мы

попробуем разобраться, что означает «правильное питание » , какие продукты

полезные, а какие представляют опасность для здоровья. В викторине

участвуют две команды детей и родителей : команда «Яблочки» и команда

«Вишенки» .

Ведущий :И конечно же какой конкурс без жюри-его представляют : наша

медсестра - Лиана Гамлетовна, повар нашего д/с Ольга Николаевна, ст.

воспитатель Ирина Анатольевна . Члены жюри будут внимательно следить за

вашими ответами и оценивать каждое задание. За каждый правильный ответ

команда «Вишенки» получает ягодку-вишенку, а команда «Яблочки» -яблочко. В конце викторины уважаемое жюри подведёт итоги конкурса.

Ведущий :Итак, давайте поближе познакомимся с нашими участникамидадим

возможность нашим командам представиться. (Команды говорят свои

названия и девизы хором :«Здоровое питание-залог здоровья » , «Здоровое

питание-отличное настроение »). Вот мы и познакомились.

(Слышится шум и плач, появляетсяКарлсон)

Ребятки, вы знаете, кто к нам пришёл?

Дети :Карлсон.

Ведущий :Конечно, это талантливый и милый,

Забавный и счастливыйКарлсон.

Карлсон, что с тобой? Почему ты такой грустный?

Карлсон : У меня случилась беда, я опять заболел. У меня сильно болит

Ведущий : И я догадываюсь почему.

Ты любишь торт и плюшки,

И сладкие ватрушки,

Большое наслажденье –

Конфеты и печенье. Верно?

Карлсон :Да. И сегодня я съел уже 1 кг печеньев со сладким вареньем и

выпил 2 бутылки вкусного сладкого лимонада.

Ведущий : Ребята, как вы думаете можно ли столько есть сладкого?

Дети : Нет

Карлсон : Ой, беда, беда, беда,

Что же делать мне тогда?

Что же делать, как мне быть?

Как себя мне вылечить?

Ведущий : Не переживай уж так, Карлсон, я думаю, мы сможем тебе помочь.

Ведь у нас проходит викторина о правильном и здоровом питании . Оставайся

Карлсон : Ой, спасибо, вам, вы меня так выручили.

Ведущий : Наши участники много знают о полезных и нужных продуктах,

они смекалисты и сообразительны. В этом мы сейчас убедимся. Каждой

команде поочереди надо будет отгадать ЗАГАДКИ

1. Загадки о овощах и фруктах

Что за плод американский

Попросился в гости к нам

На макушке его бантик,

В клеточку его кафтан (ананас)

2. Он и сочен и душист,

А снаружи золотист.

К нам приехал этот фрукт

Из далекой Африки (апельсин)

3. Этот плод сладкий, хорош и пригож,

На толстую бабу по форме похож (груша)

4. Без него нам скучно всем

в новогодний праздник.

Он китайский господин,

Сочный сладкий-сладкий. (мандарин)

5. Я пузатый желтый фрукт :

Кислый, но полезный.

Если горло заболит,

Прогоню хандру я вмиг. (лимон)

6. Золотистый и полезный,

Витаминный, хоть и резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… не лимон (лук)

7. Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-желтая на цвет,

А коса-то как букет. (морковь)

8. В огороде жёлтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нем семена. (тыква)

9. У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зернышек. (подсолнух)

10. В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных. (кукуруза)

11. Он кусает, только вот Есть зубок. Но где же рот?

Белый носит сюртучок. Что это, скажи, дружок? (чеснок)

12. Неказиста, шишковата,Но придет на стол она –

Скажут весело ребята : «Ну рассыпчата, вкусна!» (картошка)

Ведущий : Молодцы! Справились замечательно ! А наше уважаемое жюри

оценит ваши ответы.

II конкурс «Молочные реки, кисельные берега»

Ведущий :«Пейте, дети, молоко - будете здоровы!» Ещё сотни лет назад

молоку приписывались волшебные свойства. Считалось, что молоко

способствует развитию интеллекта, делает человека более разумным,

помогает ему понять окружающий мир и отличить добро от зла! Поэтому,

чтобы ребенок рос здоровым, он должен обязательно выпивать минимум

один стакан молока ежедневно!

Этот поистине уникальный продукт, содержит все основные витамины и

микроэлементы. А сейчас вопрос (Детям)

1. Что получается при скисании молока?

Простокваша

2. Первая еда родившегося ребенка?

3. Для чего детям необходимо молоко?

Для счастья

Для настроения

Для роста

4. Из чего получают сливочное масло?

Из сливок

Из творога

Из сметаны

(Объявление победителей конкурса) .

Ведущий : А сейчас следующий конкурс «Из какой это сказки?» . Он

поможет нам определить еще один необходимый и полезный продукт для

всех людей и особенно для детского организма.

Я сейчас зачитаю вам вопросы, а вы назовите ответ.

1. Каким рыбам Айболит лечил зубы? (Акулам) .

2. Какая рыба не захотела служить старухе? (Золотая) .

3. Какая рыба исполняла желания Емели? (Щука) .

4. В какой сказке дикий зверь ловит рыбу необычным способом?

(Волк в сказке «Лиса и волк»

Ведущий : молодцы, дети. А вы знаете, чем полезна рыба?

Дети : делают зубы и кости крепкими.

Ведущий : да, не зря говорят : «Поешь рыбки – будут ноги прытки» .

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

СЛОВО ЖЮРИ. (о 3 конкурсах)

IVконкурс «Что же такое правильное питание . Какие вы знаете

выражения, связанные с правильным питанием

Ведущий : Русским народом сложено немало пословиц и поговорок о

питании и режиме приема пищи. Давайте вспомним некоторые из них. На

экране будет первая часть пословицы. Вам необходимо закончить

пословицу, услышав начало.

1. Умеренная еда – отрада уму.

2. Кто не умерен в еде - тот (враг себе)

3. Каковы еда да питьё, таково и житьё.

4. Кто от жира тяжко дышит– тот здоровьем и не пышет.

5. Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь.

6. Не все в рот, что око видит.

7. Долгие трапезы –короткая жизнь.

8. Правильно лечит тот , кто правильно кормит .

9. Когда я ем, то глух и нем.

10. Аппетит приходит вовремя еды.

11. Хорошего понемножку, сладкого не досыта.

12. Сладок мёд, да не по две ложки в рот.

13. Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

14. Если много съешь, то и мёд горьким покажется.

Ведущий : О правильном питании люди думали и в древности, ведь

пословицы - это народная мудрость. Человек должен употреблять полезные

продукты, в которых содержатся разные витамины. Ребята, а ты знаешь, где

можно найти витамины и для чего они нужны?

Дети : Витамины можно найти в овощах.

Ведущий : Овощи – не только богаты витаминами, но и минеральными

веществами которые необходимы каждому человеку для защиты иммунитета

и хорошего здоровья, особенно они важны для растущего детского

организма. (Детям) .

V- конкурс «Овощи с грядки»

1. Какой овощ очень полезен для зрения?

2. Какой овощ называют вторым хлебом?

Баклажан

Картофель

5. Этот овощ в зеленых стручках, любимое детское лакомство на дачной

6. Один из самых крупных овощей

Баклажан

Ведущий : Молодцы, и с этим заданием вы справились . Витаминыимеют

огромное значение для нашего организма. Они должны быть круглый год в

рационе нашего питания .

Подвижная игра «Вкусный обед» .

Ведущий : Каждый человек должен не только хорошо трудиться, но и уметь

отдыхать с пользой для своего здоровья. Сейчас мы проведем

физкультминутку «Веселый обед» .

Ведущий : Для игры, «Вкусный обед» . Для игры нам нужен повар, им будуя,

а вы – возьмёте на себя роли овощей и фруктов. Выберите себе овощ или

(взрослый надевает колпак и фартук) .

Ведущий : Я напоминаю вам правила игры :

1. Под музыку скачем поскоками. С окончанием музыки все продукты бегут

к своим кастрюлям - обручам : красный обруч – в нем варится борщ, синий

обруч – в нем готовится компот.

2. Во время бега соблюдайте дистанцию друг с другом, не наталкивайтесь

друг на друга, не создавайте опасных ситуаций;

3. Повар похвалит те продукты, которые быстро и правильно найдут свою

кастрюлю.

Ведущий : Продукты собрались вокруг повара и взялись за руки :

(Дети встают вокруг взрослого, берутся за руки и идут по кругу, произнося

Дети : Ты, наш повар, не ленись!

За обед скорей берись.

Ты почисти нас быстрей,

Чтобы был обед вкусней.

Приготовишь ты сейчас :

Вкусный борщ, компот из нас.

(После окончания слов под музыку двигаются подскоками в разных

направлениях . С окончанием музыки бегут к кастрюлям – обручам).

Ведущий : Молодцы! Вы хорошо отдохнули и справились с заданием . Все

знают, что у каждого народа, у каждой семьи, есть своё традиционное,

фирменное блюдо. Это : пельмени, котлеты, пироги, ватрушки, салаты. Но

секрет состоит – в том, чтобы все эти блюда были не только вкусными, но и

уважаемые родители. То и будет нашим следующим конкурсом.

VI «Любимое блюдо»

(Родители рассказывают о своем «здоровом блюде» , приготовленном

заранее).

Ведущий : Большое вам спасибо уважаемые родители. Ваши рецепты мы

поместим в нашу книгу семейных рецептов «Скатерть самобранка» .

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ

VII конкурс «Полезно - неполезно»

Ведущий : Ребята, а сейчас мы проверим знаете вы полезные и вредные

продукты. Если продукт полезный, громко скажите «Да!» , если неполезный,

тогда скажите «Нет!»

Есть вредные и полезные продукты питания .

Кто даст правильный ответ ,

Что полезно, а что нет?

Яблочный сок (Да)

Пепси, лимонад (Нет)

Жареные семечки (Нет)

Сахар - рафинад (Нет)

Пирожки горячие (Да)

Чипсы хрустящие (Нет)

Молоко и каша (Да)

Жевательные конфеты, майонез, колбасы, кетчуп, орехи, бананы, рыба,

морковь, чеснок, лимон.

Ведущий :Хорошо и с этим заданием вы справились . А сейчас я предлагаю

вам ещё одон конкурс.

VIII музыкальный

1Кнам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря кисель варили, пироги пекли.

2Мы корзиночки несем, хором песенки поем

Урожай собирай и на зиму запасай

Ой да собирай и на зиму запасай

3Есть у нас огород, там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой вышины.

4На горе-то калина, под горою малина,

Ну что ж, кому дело калина, ну кому какое дело малина.

5Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели,

Ой, блины мои блины, вы блиночки мои.

6Антошка,Антошка….

7Бабушка, бабушка, бабушка, испеки оладушки, оладушки…

Ведущий : Молодцы! Вы сегодня хорошо справились с заданиями . Пора

подвести итоги нашей викторины . Слово для подведения итогов

предоставляется председателю жюри

(Жюри подводит итоги. Вручает призы победителям и участникам) .

Ведущий : Ну что, Карлсон, запомнил, как надо правильно питаться и какие

продукты нам нужны чтобы быть здоровым.

Баба Яга. Да, спасибо вам, я всё запомнил, теперь я буду стараться есть

только полезные продукты. До свидания.

Ведущий : Я хочу рассказать вам такую притчу : «Жил мудрец, который знал

все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях

бабочку, он спросил : «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках : мертвая

или живая! А сам думает : «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая –

выпущу». Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках» . Уважаемые

родители, помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках! Вам необходимо

создать условия здорового образа жизни ребенка. Так давайте уже с самых

ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём! Всем

нам нужно научиться выполнять главное правило здорового питания :

«Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу

есть я».Я желаю вам быть здоровыми всегда. Ведь «Здоров будешь – все

добудешь».

Ведущий : Чтобы ваш организм был красивым и здоровым, мы предлагаем

всем попить фруктовый сок, богатый витаминами и полезными веществами.

(Всех угощают вкусным и полезным соком)

Ведущий : Сейчас я раздам вам памятки, чтобы вы воспользовались

некоторыми советами.

Уважаемые родители!

Надеемся, что наши советы помогут вам организовать правильное питание

Многие уже знакомы со львиной долей этой информации, но мы по-прежнему получаем следующие вопросы от новичков на пути правильного питания, поэтому, думаем, стоит придать огласке ответы еще разок 😉

2. Если кушать грейпфрут два раза в день, это правда, что жир быстрее будет сжигаться? – Нет, конечно.

3. Можно ли перед сном скушать яблочко? – Яблоко содержит быстрые углеводы, то есть быструю энергию, а зачем вам она нужна перед сном? Не использовав ее, вы не похудеете.

4. Белковые продукты сжигают жир? – Нет, просто 30% энергии, которая в них самих же содержится, тратится на их переваривание. Это своего рода экономия калорий.

5. Что такое нормальная порция еды? – Для каждого норма своя, помните это!

6. Обязательно ли есть супы, чтобы худеть? – Нет, супы не решают вопрос потери веса.

7. Можно ли заменить прием пищи на сладкое? – Можно, но в силу того, что сладкое это пустая еда, организм потом потребует то, что ему не додали в форме сильного аппетита.

8. Когда нужно кушать слабосоленую рыбу? – На обед.

9. Это правда, что от картошки толстеют? – Нет, конечно, толстеют от избытка КБЖУ.

10. Хлебцы это диетический продукт? – Нет, это такой же хлеб, только в форме «ловушки».

11. Сливочное масло стоит исключить при похудении? – Нет, но акцент лучше на простительные белки!

12. Фрукты можно кушать в неограниченном количестве? – Ни в коем случае. Только в строго ограниченном.

13. Что можно кушать в любом количестве? – Ничего.

14. Можно выпить пол литра кефира за раз? – Нет.

15. От ананаса худеют? – Нет, конечно.

16. Чем заменить мясо? – Бобовыми, грибами, соевым сыром тофу, рыбой и морепродуктами.

17. Что лучше при похудении: фреш или целый фрукт? – Конечно же, целый фрукт. Мякоть, которую мы выкидываем при изготовлении фрешей, это самое ценное во фруктах.

18. Разве можно кушать сыр при похудении? – Да.

19. Обязательно ли следовать принципам раздельного питания? – Не обязательно, но стоит ориентироваться на ощущения: если какое-то сочетание продуктов оставляют в желудке тяжесть, его стоит исключить.

20. Можно выпить на ужин питьевой фруктовый йогурт? – Нет, это равносильно тому, что вы съедите что-то сладкое на ужин.

21. На чем лучше всего делать разгрузы? – На сочетании какого-то одного белкового продукта с овощами, например, творог + овощи или постное вареное мясо + овощи.

22. Можно ли ужинать углеводами? – Можно, если вы хотите терять вес медленнее, чем это возможно при белковых ужинах.

23. Можно перекусить между завтраком и обедом чем-то сладким с чаем? – Можно, но не нужно:)

24. Углеводы это то, от чего мы толстеем? – Нет, ЛИШНИЕ углеводы это то, от чего мы толстеем, это две большие разницы.

25. Можно ужинать в 16:00? – Нет, так как со временем организм привыкнет к такому режиму и всю пищу, съеденную после этого времени, будет превращать в жир.

26. Когда лучше всего делать разгруз? – После читтинга/срыва.

27. Вода растягивает желудок? – Нет, воды можно выпить за раз сколько угодно, она не задерживается в желудке, тем самым не растягивает его.

28. Можно ли пить во время приема пищи? – Да

29. Сколько лишней еды считается срывом? – Столько, когда вы чувствуете, что о-о-очень сильно переели.

30. Можно ли перекусить до обеда соком из пакетика? – Можно, но это пустой перекус. Съешьте лучше фрукт.

31. Это правда, что от орехов толстеют? – Нет, толстеют от их избыточного употребления. Норма орехов в день от 30-50 граммов.

32. Что лучше выпить на ночь: стакан молока или стакан кефира? – Кефира. Магазинное молоко это бесполезный продукт.

33. Сколько чашек кофе и чая можно выпить в день? – Пейте утром, без сахара.

34. Какой жирности творог стоит выбирать? – до 5% это самый оптимальный вариант при похудении.

35. Если вечером голова болит от голода, можно поесть нормального чего-то? – Выпейте лучше чашку горячего чая с ложкой меда. Голова пройдет.

36. Можно пить колу-лайт во время похудения? – Нет, это не избавит вас от привычки пить газировки и пользы не принесет.

37. Стоит ли отказаться от макарон, чтобы быстрее худеть? – Нет, конечно, просто ешьте полезные макароны из твердых сортов пшеницы и в небольшом количестве, примерно, размером с кулак.

38. Какая порция мяса за один прием пищи? – Кусок, размером с колоду карт.

39. Можно ли кушать сосиски и сардели? – Нет.

40. Сколько раз в день нужно кушать? – Ровно столько, сколько вам удобно, но не менее трех.

41. Можно ли съесть больше в дни тренировок? – Можно, но не на много: примерно на один фрукт, или 100 г мяса, или порцию салата, или кусочек сыра и т. д. больше.

42. Когда лучше кушать орехи? – На завтрак и на перекус.

43. Сколько сухофруктов можно съесть в день? – 30г сухофруктов это норма потребления в день.

44. Сколько бананов в день можно съесть? – Половину банана, максимум – один целый.

45. Отличается ли калорийность вареного мяса от запеченного? – Нет.

46. Можно ли жарить продукты при похудении? – Можно жарить, но только без масла.

47. Это правда, что от капусты худеют? – Нет, не правда.

48. Можно ли кушать домашний хлеб? Все-таки он более полезный, чем магазинный. Не важно, какой хлеб вы едите, это все равно хлеб, поэтому суточную норму в 30-50г следует соблюдать.

49. Можно ли свести углеводы к минимуму, оставив их только на завтрак? – Нет, нельзя, так как мы живем преимущественно за счет углеводов. Их количество достаточно просто нормализовать.

50. - Как ускорить обмен веществ? – Только спортом. Чем больше мышечной массы, тем быстрее ваш метаболизм.

Викторина : «В здоровом теле – здоровый дух».

Здравствуйте!

При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.

Здоровье очень важно, ведь если человек часто болеет, он мало успевает сделать.

Здоровье зависит от самого человека, от того как он о нём заботится, от образа жизни.

А что нужно для того, чтобы быть здоровым?

Необходимо хотя бы за режимом и гигиеной питания, употреблять витамины, заниматься физической культурой. Также поддерживать здоровье помогают лекарственные травы.

От чего зависит здоровье?

Вклад различных влияний на здоровье следующий:

10% - уровень медицинской помощи,

20% - наследственность,

20% - окружающая среда,

50% - образ жизни.

И так, мы видим, что здоровье человека создаёт наш образ жизни: то, что мы едим, как мы двигаемся.

Сейчас предлагаю вам закрепить свои знания и приобрести новые и о том как вы должны заботиться о своём здоровье, с помощью викторины.

Начнём с пословиц. Кто мне скажет пословицы и поговорки о здоровье?

Хорошо! Я начну пословицы, а вы продолжите.

Пословицы:

 Береги платье снову, а здоровье (смолоду.)

 Чистота – половина… (здоровья.)

 Болен – лечись, а здоров… (берегись.)

 Было бы здоровье, а счастье… (найдётся.)

 Где здоровье, там и… (красота.)

 Двигайся больше – проживёшь… (дольше.)

 Забота о здоровье – лучшее… (лекарство.)

 Здоровье сгубишь – новое… (не купишь.)

 Смолоду закалиться – на век… (пригодится.)

 В здоровом теле… – (здоровый дух.)

Загадки:

 Идёт бабушка из бани в зелёном сарафане. (Банный веник.)

 Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает.(Метла.)

 И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)

 Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска.)

 Висит. висит, болтается,

Всяк за него хватается. (Полотенце.)

 Лёг в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю,

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок.)

 На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру

И колени оттираю -

Ничего не забываю. (Мочалка.)

 Дождик тёплый и густой.

Этот дождик непростой -

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ.)

 Не щётка и не веник,

Урчит он неспроста:

Всего одно мгновенье -

И комната чиста. (Пылесос.)

 Плещет теплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате? (Ванна.)

 Нежно пенясь, не ленясь,

С нас смывает пыль и грязь. (Мыло.)

 Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щётка.)

Вопросы викторины для команд:

- Для чего нужна пища? (для согревания тела, для поддерживания постоянной температуры, для правильного функционирования организма.)

- Назовите оптимальный промежуток между приемами пищи. (четыре-пять часов.)

- Что должен включать в себя полезный завтрак? (салат из свежих овощей, кашу, чай, сок или молоко.)

- Сколько тонн пищи съедает человек за семьдесят лет жизни? (около 100 т.)

- Какие продукты содержат большое кол-во жиров? (масло, животный жир, орехи грецкие, свинина жирная.)

- За какое время до сна следует принимать пищу? (за два часа.)

- Какие напитки действуют на нервную систему как возбудители? (чай, кофе.)

- Что в течение жизни человек постоянно расходует? (энергию)

- Назовите основные продукты питания. (мясо и мясные продукты, рыба и морепродукты, яйца, крупы, бобовые, овощи, фрукты, ягоды, соки, вода.)

- Можно ли отвлекаться во время еды на чтение, просмотр телевизора? (нельзя)

- Есть одно и в то же время хорошо или плохо? (хорошо)

- Что желательно есть на обед? (первые блюда.)

- Какие продукты могут вызвать аллергию? (молоко, куриное мясо, рыба, клубника, кофе, креветки, томаты, морковь, мед, шоколад.)

- Для чего человеку нужны жиры? (для получения и накопления энергии.)

- Какие вещества необходимы человеку для питания? (жиры, белки, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.)

- Какие продукты содержат белки в большом количестве? (Сыр, творог, мясо животных, птица, рыба, соя, горох, орехи.)

- Какие витамины вы знаете? (Витамины А, В, С, D , E , F , P , H .)

 - Назовите главный источник большинства витаминов. (Фрукты, ягоды, овощи.

 - Для чего необходимы человеку лекарственные растения? (Для поддержания здоровья.)

 - Как нужно сушить лекарственное сырьё? (В тени, в проветриваемом помещении.)

 - Какие растения применяются при кашле? (Мать-и-мачеха, солодка, малина.)

 - Когда собирают почки и кору для лекарственного сырья? (Весной.)

 - Все ли растения являются лекарственными? (Нет.)

 - Где можно хранить лекарственное сырьё? (В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

 - В какое время суток собирают лекарственные растения? (Утром, когда обсохнет роса.)

 - Когда собирают корневища растений? (Осенью.)

 - Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё? (Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)

 - Где можно собирать лекарственные растения? (В лесу, поле, огороде, подальше от города.)

 - Сколько процентов листьев можно обрывать на растении? (не более 25%.)

 - Что можно приготовить из лекарственных растений? (Отвары,

настои, соки, мази, порошочки.)