Черепаха - доклад сообщение. Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Осторожно — черепаха! Рассказы про черепах для детей

Черепаха – это удивительное и дружелюбное существо, некоторые виды которого стали населять нашу планету еще задолго до динозавров.

В природных условиях черепахи обитают в Африке, Юго-Восточной Азии, Южной Европе и в Америке. И делятся на два семейства: сухопутные и пресноводные.

Одна из удивительных особенностей черепах – размер. Который, наряду с самой маленькой черепахой в мире, длинна которой всего 7 см, может достигать и 2 метров.

Вместе с тем, черепахи – долгожители и в природе они могут прожить до 150 лет!

Еще одной особенностью черепахи, и, наверное, ее главной отличительной чертой является наличие панциря. Панцирь необходим черепахе для защиты от хищников и природных условий, таких как, например, палящее солнце.

Черепаха - это одно из самых популярных домашних животных не только советского ребёнка, но и современного. Обладая необычным внешним видом, черепаха достаточно неприхотлива и при условии правильного содержания способна радовать своего хозяина долгие годы. Ведь при должном уходе особь может прожить 30-50 лет.

Большинство видов идеально подходят для жизни в условиях городских квартир. Однако, черепахи, как и другие домашние питомцы, нуждаются в постоянном внимании со стороны хозяина.

Поэтому, если вы решили обзавестись домашнем питомцем – черепахой, обсудите с ребёнком всю ответственность этого решения и расскажите о том, как необходимо будет ухаживать за ней, как можно играть и чем кормить. И конечно же, будьте готовы часть обязанностей по уходу взять на себя.

ВИДЕОСОВЕТЫ

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

Ребенку исполнился год и в его жизни появляются совсем новые игрушки. Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы малыша после года когда он начинает ходить и овладевать разными предметными действиями.

Черепахи – одни из самых древних рептилий, которые в настоящее время обитают на Земле. Эти удивительные животные произошли от дискозавриксов – амфибий, обитавших в южной части Евразии 300–500 млн лет назад. Приблизительно к середине пермского периода дискозавриксы приобрели некоторые черты, свойственные рептилиям.

Черепахи появились на нашей планете около 200 млн лет назад, а около 135 млн лет назад, то есть в меловом периоде, на Земле, как считают ученые, существовало около 26 семейств черепах (в настоящее время их насчитывается только 12). Интересно, что за прошедшее с тех пор время черепахи практически не изменились.

Ближайшие родственники современных черепах – проганочелисы – обитали в Европе и Азии в период позднего триаса (200 млн лет назад). Стоит отметить, что эти животные, подобно черепахам, имели панцирь и клюв черепахового типа. Однако в отличие от современных черепах проганочелисы не обладали способностью втягивать в панцирь голову и конечности. Впрочем, это им было не нужно, поскольку голова и ноги этих рептилий были защищены твердой чешуей.

В настоящее время существует 5 подотрядов черепах, 3 из которых являются основными: бокошейные, скрыто-шейные и бесщитковые черепахи. Два других подотряда ведут свое происхождение от скрытошейных черепах.

Некоторые исследователи относят кожистую морскую черепаху к особому подотряду бесщитковых, отличающихся от всех остальных черепах не только внешним видом, но и внутренним строением. Их панцирь, в отличие от панциря других черепах, состоит из слоя небольших соединенных между собой многоугольных костных пластинок и не сращен с позвоночником и ребрами.

Кроме того, панцирь кожистой морской черепахи покрыт сверху кожей со множеством мелких роговых щитков. Причем с возрастом кожа становится гладкой и ровной. Многие ученые уверены, что предками морских кожистых черепах были архелоны (archelon ischyros) – животные, которые более 65 млн лет назад обитали в морях Южной Дакоты. Окаменевшие останки этого исполина (весом около 3 т, длиной до 4 м) были найдены в равнинных местностях центральных штатов США, где когда-то простирались воды Ниобарского моря.

Стоит отметить, что эволюция черепах, относящихся к разным подотрядам, шла независимо друг от друга, поэтому в их строении и внешнем виде имеются весьма существенные различия.


Окаменелые останки архелона


Например, бокошейные и скрытошейные черепахи появились в период среднего триаса, а названия этих рептилий указывают на способы, с помощью которых они втягивают голову под панцирь. Бокошейные складывают шею горизонтально, изгибая ее буквой S и прижимая к основанию конечности, а скрыто-шейные – вертикально.

Змеиношейные черепахи обитают в Южной Америке и Австралии, большинство видов сухопутных черепах – в Центральной и Южной Африке, а пресноводные черепахи распространены в Юго-Восточной Азии.

Бокошейные черепахи практически не изменились за миллионы лет, о чем как нельзя лучше свидетельствуют найденные во время раскопок останки обитателей мелового периода.

В настоящее время бокошейные черепахи встречаются только в Южном полушарии нашей планеты: в Африке, Австралии, Новой Гвинее, на Мадагаскаре и в Южной Америке.

Скрытошейные черепахи, или криптодиры, являются самой распространенной группой черепах. Считается, что в период среднего триаса эти животные обитали только в болотистой местности, но со временем приспособились жить как на суше, включая пустынные и лесостепные области, так и в воде. Кроме того, их выживанию способствовало то, что они питались разнообразным кормом – растительным и животным.

Около 150–200 млн лет назад, в юрском периоде, из группы скрытошейных черепах выделился подотряд мягкотелых. Эти животные приспособились к жизни в воде, и постепенно их панцирь стал менее массивным, благодаря чему животные обрели способность плавать с достаточно большой скоростью. В настоящее время мягкотелые черепахи считаются наиболее быстрыми из всех видов. Они способны передвигаться с высокой скоростью не только в водной среде, но и на суше.

Предки каймановых черепах обитали в эоцене, то есть приблизительно 38–55 млн лет назад. Исследовав ископаемые останки этих животных, ученые пришли к выводу, что панцирь древних каймановых черепах был довольно мягким, в связи с чем рептилии не могли защититься в случае нападения хищников и, чтобы не стать их добычей, предпочитали нападать первыми, проявляя несвойственную черепахам агрессивность. Кстати, современные каймановые черепахи ведут себя подобным же образом. Именно поэтому в домашних террариумах их не держат.

Считается, что современные виды скрытошейных черепах возникли в меловом периоде. Об этом свидетельствуют найденные в скалах окаменелости зеленой черепахи и логгерхеда, которых ученые относят именно к скрытошейным.

Одной из самых необычных в эволюционной цепочке черепах считается так называемая рогатая черепаха, по поводу которой в научных кругах уже долгое время не прекращаются споры. Дело в том, что некоторые ученые причисляют рогатых черепах к... динозаврам, тогда как большинство специалистов науки относят этих вымерших животных к рептилиям.

Вид у рогатых черепах был поистине ужасающим. В длину животные достигали 5 м. У этих рептилий был огромный, одной длины с панцирем, хвост с двумя рядами костяных шипов, явно использовавшихся для защиты от врагов. Череп черепахи имел треугольную форму, на нем располагались длинные, немного притупленные, направленные вбок и назад рога, которые животное тоже использовало для защиты.


Киникс белла


Спереди и сзади у панциря имеются отверстия, в которые животное в случае опасности может убирать конечности и голову. У некоторых видов черепах подвижные части панциря при необходимости могут полностью закрывать одно или оба отверстия.

Сценарий тематической беседы для младших школьников: Поговорим о черепахах


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о черепахах. Данная беседа входит в цикл бесед «Животные нашего зоопарка». Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с черепахами.
Задачи:
- уточнить знания детей о черепахах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать потребности детей к познанию природы, мира птиц;
- повышать экологическую грамотность детского населения;
- воспитывать чувства бережного отношения к животному миру.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, несколько загадок, и постарайтесь отгадать о ком в них идёт речь.
1. Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...? (Черепашка).
2. У кого четыре лапки,
Голова, короткий хвост,
Панцирь сверху в виде шапки?
Кто ответит на вопрос? (Черепаха).
3. Я с ребятами дружу,
Не спеша всегда хожу.
Мой наряд, как прочный щит,
Для меня одной он сшит.
В клеточку рубашка –
Я, дети, …(Черепашка).
Учитель: Верно, ребята, это черепаха.
(На доске появляется фотография черепахи).


Учитель: Черепахи - один из самых удивительных видов рептилий. Живущие на Земле на протяжении миллионов лет, они и сегодня выглядят почти так же, как и в те времена, когда человека на планете ещё не было. Черепахи живут на всех континентах за исключением Антарктиды, а также в тёплых морях и океанах.


Учитель: Существует одна древнеиндийская легенда . Когда-то очень давно на Земле жили дерзкие великаны, которые считали себя выше богов. Боги разгневались, и между ними произошёл страшный бой. Длился он очень долго. В итоге великаны не выдержали и разбежались в разные стороны. Остались от них только их щиты. Боги решили вдохнуть жизнь в их щиты, дабы показать все насколько они могущественны и сильны. В результате щиты, подобно великанам расползлись в разные стороны, потом у них выросли лапы и головы, в последствие чего превратились они в прекрасных черепах. Так появились на земле первые черепахи.


Учитель: Много черепах бывает,
Разных видов и пород,
Есть морская - кто не знает,
И она в морях живёт.
Есть наземная порода,
Что на суше проживает,
В общем, черепах есть много,
Всё из книги ты узнаешь!
(Учитель знакомит детей с выставкой книг о черепахах).





Учитель: В настоящее время черепахи делятся на две группы: морские и наземные.
(На доске появляется фотографии черепах - представителей двух групп).



Учитель: Морские черепахи - крупные животные, их можно содержать в огромных бассейнах с морской водой. Наземные черепахи бывают сухопутными или пресноводными . Сухопутные черепахи живут только на суше, а воду используют для питья и купания. Их около 40 видов, и все они занесены в Красную Книгу. Может быть, поэтому 23 мая отмечается Всемирный День Черепахи.
(На доске появляется фотография праздника).


Учитель: Сухопутные черепахи живут в тёплом климате. Животные являются холоднокровными, и нуждаются в обогреве солнцем, поэтому места их обитания - степи, пустыни или влажные субтропические и тропические зоны. Ночью, когда температура падает, черепахи зарываются в грунт, нагретый за день. А утром, когда солнышко начинает пригревать, они выбираются наружу, подставляя свой панцирь для обогрева. Основную часть рациона составляет растительная пища, изредка мелкие животные. Эти рептилии могут долго обходиться без еды, а при наличии сочной растительности – и без воды.


Учитель:
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят... (Черепахи).
«Каменная рубаха» или панцирь защищает нежное тело черепахи от нападений. В случае опасности животное прячет голову и ноги, почти полностью скрываясь внутри своей брони, которая мешает противнику атаковать снова. Со своим прочным панцирем черепахи считаются одними из самых защищенных животных, которые сейчас существуют. Они также обладают массивными лапами, завершающимися на пальцах когтями. А теперь, ребята, предлагаю Вам принять участие в рубрике вопросов «Знаете ли вы, что…».
Примерные вопросы:
1. Черепахи являются единственным позвоночным в мире с внешним скелетом.
2. Это хладнокровный вид рептилий.
3. Галапагосские гигантские черепахи с Сейшельских островов могли жить 200 и более лет.
4. Самый крупный вид - кожистая черепаха, близок к исчезновению. Она может достигать до 2 м в длину и весить более 1 тонны.
5. Скорость движения черепахи зависит от температуры окружающей среды.
6. У морских видов лапы в виде ласт.
7. Сухопутные виды двигаются с максимальной скоростью около 5 км в час.
8. Черепахи не имеют зубов, на краю челюсти у них острые роговые полосы.
9. Чем меньше размер панциря у сухопутных черепах, тем они проворней.
10. Черепахи, проводящие почти всю жизнь в воде, могут плыть со скоростью до 35 км/ч.
11. Морская черепаха с длиной панциря 20 см легко перекусит толстую ветку.
Не стоит недооценивать возможности черепах! Ребята, а Вы слышали, что у черепах отличное зрение? Они различают цвета и, кроме того, имеют свои любимые - самые яркие! У черепах прекрасное обоняние, с помощью него им легко удаётся находить мисочку с едой.


Учитель: Следующее задание – раскрасить черепашек. Работать будем каждый индивидуально.
(Дети раскрашивают листы с изображением черепах).



Учитель: Предлагаю Вам посмотреть один увлекательный и интересный мультфильм о дружбе львёнка и черепахи. Желаю приятного просмотра!
(Далее следует просмотр мультфильма).


Учитель: Хотите увидеть побольше о некоторых видах черепашек? Обязательно узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Красноухая черепаха – принадлежит к семейству американских пресноводных черепах. В переводе с латинского языка означает - исчерченная, расписанная. Своё название эти небольшие черепахи получили благодаря красному околоушному пятну, имеющемуся у большинства представителей этого вида. Эти черепахи среднего размера. Питаются беспозвоночными, рыбой, земноводными и их головастиками, падалью, а также водорослями, водными и околоводными растениями.
Среднеазиатская черепаха – принадлежит к семейству сухопутных черепах. Именно про неё говорят: «ползёт, как черепаха», потому что по сравнению с водяными черепахами, очень медлительное и неуклюжее животное. Относится к роду европейских сухопутных черепах. Населяет пустынные зоны и сельскохозяйственные области Средней Азии. Черепаха средних размеров, длина панциря 20-30 см. Панцирь желтовато-коричневого цвета с тёмными зонами на щитках. На передних конечностях по четыре пальца. Питаются растительной пищей. Среднеазиатская черепаха выбирает места обитания рядом с людьми. В России почти не встречается, за исключением некоторых южных районов.
Для дошкольников и учащихся 1 классов можно провести занятие по развитию мелкой моторики кистей рук.

В перерыве можно провести гимнастику для пальцев "Черепашка":
Черепашка, черепашка,(выпрямить ладони, сжать в кулак)
В панцире живёт.(выпрямить ладони, сжать в кулак)
Высунет головку,(вытянуть указательный палец, убрать обратно)
Обратно уберёт.(вытянуть указательный палец, убрать обратно)

Пальчиковую гимнастику можно повторить несколько раз.


Учитель: Недавно я была в зоопарке нашего района. Рекомендую всем посетить его. Здесь представлены и пресноводные и сухопутные черепашки.
(На доске появляются фотографии из зоопарка).


Существует около 250 видов черепах , распространенных преимущественно в теплых областях мира. Их легко узнать по жесткому коробчатому панцирю, который защищает почти все тело. Сухопутные черепахи населяют все типы биотопов, включая пустыни, леса и горы. Пресноводные черепахи обитают в реках и прудах. Они медлительны и неповоротливы на суше, но очень быстро и ловко плавают. Пресноводные черепахи составляют большинство представителей отряда. Морские черепахи образуют два отдельных семейства. У черепах нет зубов. Их заменяют жесткие и острые роговые гребни, расположенные вдоль края сильных челюстей. Этот роговой «клюв» позволяет черепахам откусывать куски пищи. одни виды черепах – хищники, охотящиеся на мелких животных. Другие – растительноядные. Предварительно откушенный кусочек растения они заглатывают целиком, поскольку жевать не способны. Черепахи размножаются, откладывая яйца, обычно в ямку в почве. Самка закапывает кладку в теплом месте и оставляет яйца развиваться самостоятельно. Появившиеся детеныши не получают родительской заботы.
Большинство черепах имеют коричневую или зеленую окраску, сливающуюся с окружающей средой: грязью, листьями или водными растениями. Это позволяет черепахам оставаться не заметными для пробегающей мимо добычи или хищников. Матамата, или бахромчатая черепаха, - представитель семейства змеиношеих черепах – имеет довольно необычный камуфляж. Гребенчатый панцирь и плоская голова, покрытая выростами кожи, напоминают кучу горы и листьев на воде. Подпустив жертву поближе, матамата просто открывает свою пасть, засасывая воду вместе с жертвой.
Матамата – черепаха весьма необычной внешности, около 40 см в длину, населяющая амазонский регион. У неё стреловидная форма головы и очень широкая пасть, позволяющая заглатывать и других водных животных.

Самые большие черепахи были обнаружены на Галапагосских островах, расположенных в Тихом океане. Эти гиганты настолько сильны, что могут без труда прокатить человека. Каждый остров Галапагосского архипелага имеет свой подвид гигантских черепах, отличающийся размером и формой панциря или длиной конечностей. Это разнообразие еще подметил английский натуралист Чарльз Дарвин во время своего визита на острова в 1830 году. Изменчивость черепах, вьюрков и других животных, обитающих на этих островах, навели Дарвина на мысль о существовании процесса эволюции путем естественного отбора. Он подробно описал ее в книге «Происхождение видов», которая стала основой современной биологии.
Самая большая сухопутная черепаха – галапагосская слоновая черепаха. Ее вес может достигать более 230кг, а размер панциря – 1,2 м в длину.
Округлый панцирь колючего трионикса покрыт кожистой оболочкой и имеет небольшой острый выступ в его передней части. Этот вид черепах – хорошие пловцы, и большую часть своей жизни проводят в воде, вылавливая , и рыб. Самая крупная пресноводная черепаха Северной Америки – грифовая черепаха. У нее довольно крупная голова и грубый бугорчатый панцирь. Внутри пасти грифовой черепахи находится небольшой розовый мясистый вырост, напоминающий червя, который поднимает рыбу.
Черепахи – одни из самых долгоживущих животных. Средняя продолжительность жизни коробчатых черепах из Северной Америки и средиземноморских черепах из Европы составляет более 100 лет. Сейшельская черепаха, привезенная в 1766 году в Сейшельских островах на остров Маврикий, прожила там вплоть до 1918 года. Умерла она от несчастного случая в возрасте 152 лет.

Панцирь черепах состоит из двух частей: верхней – карапакса, и нижней – пластрона. Каждая часть имеет два слоя пластин, напоминающих кусочки пазла. Они, в свою очередь, состоят из внутренней костной части и внешней роговой части, как типичные чешуи рептилий. Внешние пластины называются щитками. Карапкас и пласторны соединяются по бокам, оставляя отверстия для головы черепахи, ног и хвоста. Ребра и позвоночник прирастают к внутренней поверхности карапакса.
Лесные черепахи ловят червей, насекомых и личинок и могут забираться на кусты. Одно время они были популярны как домашние животные, но чрезмерный отлов для этих целей сделал их очень редкими в природе.
Каймановая черепаха – хищник-засадчик, живущий в озерах и прудах от Канады до Центральной Америки. Ее жертвами становятся любые мелкие животные.

Основные семейства черепах

Змеиношеие черепахи
- Около 30 видов
- Пресноводные
- Большинство имеют длинную шею
- Представители: змеиношеие черепахи, матамата

Пеломедузовые черепахи
- Около 20 видов
- Преимущественно пресноводные
- Представители: пеломедуза, тартаруга, складные черепахи

Каймановые черепахи
- 3 вида
- Крупная голова и длинный хвост
- Обитают в воде
- Представители: каймановая черепаха, грифовая черепаха

Трехкоготные черепахи
- Около 22 видов
- Панцирь с кожистой оболочкой
- Пресноводные
- Представители: триониксы, узкоголовые и лопастные черепахи

Игловые черепахи
- Около 20 видов
- Мускусные железы под карапаксом дают сильный запах
- Обитают преимущественно в вводе
- Представители: игловые черепахи, замыкающиеся черепахи, мускусные черепахи

Пресноводные черепахи
- Около 85 видов
- Хорошо развитый панцирь, сильные конечности, перепончатые лапы
- Преимущественно водные, некоторые наземные
- Представители: коробчатые черепахи, батагуры, лесная черепаха

Сухопутные черепахи
- Около 41 вида
- Куполообразный панцирь, сильные задние конечности
- Сухопутные
- Представители: гоферы, плоские черепахи, киниксы, средиземноморская черепаха, гигантские черепахи

Сказка «Черепаха и цветок» для детей 5-6 лет

Карабаев Олег Александрович, 5 лет, воспитанник МБДОУ №257 г. Ижевска.
Воспитатель: Самигуллина Фарида Габбассовна
Работа предназначена для детей 5-6 лет, их родителей, воспитателей. Сказку можно использовать на занятиях про дружбу и труд.
Цель: научить ребенка по картинке составлять сказку.
Задачи: формировать умение последовательно и выразительно придумывать сказку, развивать умение правильно развивать сюжет, развивать мышление, усидчивость, память, формировать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь к сказке.

Далеко у моря жила черепаха. Каждый день она ходила на поиски друзей, но результата не было.


В один из солнечных деньков черепаха снова отправилась на поиски. Сначала она нашла интересный коричневый горшочек.
- Возьму его, вдруг пригодиться – говорит черепаха. И отправилась дальше в путь. Появился сильный ветер, черепаха испугалась, только хотела спрятаться в свой панцирь, как рядом с ней что-то упало.


- Это ведь семечка! Из нее может вырасти что- то полезное – сказала черепаха. Недолго думая она отправилась домой. Набрала земли, посадила семечку и полила водой. Черепаха долго ухаживала за семечкой: поливала, рыхлила землю. В это время она была очень счастлива.


Через пару недель вырос прекрасный цветок. Он раскрыл свой бутон и издавал приятный аромат. Черепаха была так счастлива, потому что у нее теперь появился друг. Этот прекрасный цветок, который радует ее каждый день.


Если идти к цели до конца и верить в себя, то у тебя все обязательно получиться, как у этой замечательной черепашки.
Спасибо за внимание.