Доярка — профессия вымирающая? Чем занимается доярка краткий отчет

Доярка (или дояр) — работник животноводства, специализирующийся на доении коров, коз, кобыл на животноводческих фермах.


Заработная плата

20.000–35.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Доярки работают на животноводческих фермах.

Обязанности

Доярка является квалифицированным работником сельскохозяйственного предприятия, ответственным за здоровье и доение скота. Ещё не так давно деятельность доярка считалась преимущественно ручной, то уже сейчас с развитием высоких технологий доярок более правильнее называть операторами машин по сбору молока.

Доярки отвечают за процесс доения, помывку животных, уборку, первичный осмотр животных для обнаружения болезней. Также в обязанности доярки входит контроль качества работы оборудования.

Важные качества

В профессии важны такие качества, как: ответственность, аккуратность, чистоплотность, любовь к животным, склонность к ручному труду, усердие и трудолюбие.

Отзывы о профессии

«Для доярок любая корова является не просто крупным рогатым скотом, а мыслящим существом, с которым надо уметь ладить. Любое животное имеет свой характер, поэтому к каждому нужно суметь правильно подойти. Без надобности скотину желательно не беспокоить. Надой молока может снизиться вдвое, если животное будет взволновано. При соответствующем уходе и внимании бурёнки будут давать хорошие надои. Одна буренка стандартной фермы в среднем дает до пяти литров».

Редактор портала worktips.ru.

Стереотипы, юмор

Профессия одна из самых древних, считается исконно женской. Хотя иногда и мужчины также встречаются. Многие считают представителей профессии безграмотными и необразованными. Однако вопреки данному мнению доярки работают с высокотехнологичным оборудованием и отвечают за жизнь и здоровье животных на ферме.

Обучение

Для работы дояркой необходимо окончить среднее профессиональное учебное заведение.

Елена Рачева
Проект «Доярка»

города Сим Ашинского района

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Профессия доярка »

Составила :

Воспитатель :

Рачева Е. А.

Педагогический стаж – 1 год

Предметы изучения - процесс выявления наличия представлений детей о профессии доярка .

Объекты изучения - сбор и исследование информации и статистических данных на предмет наличия представлений детей о профессии доярка .

Проблема (актуальность проекта )

На сегодняшний день для многих дошкольников профессия доярка , которая сейчас переименована в оператора машинного доения, ни о чем не говорит. Педагогами отмечается приоритет формирования знаний о трудовой деятельности людей, что имеет значение в социализации личности. Стоит отметить, что дошкольники имеют бессистемные и разрозненные знания о современных профессиях взрослых. На примере сельскохозяйственных профессий дать детям конкретные знания и представления о труде, научить ценить его, людей труда, работая по теме данного проекта .

Цель : Расширение и уточнение представлений детей о профессии доярка .

Задачи :

1. Закреплять знания детей о профессии доярки ;

2. Расширять знания о труде в деревне;

3. Формировать нравственные качества личности ребенка : самостоятельность, уважение к труду, патриотизм;

4. Обогатить игровой опыт детей;

5. Использовать различные нетрадиционные техники ИЗОдеятельности, развивать творческие способности детей, создать максимальную свободу для проявления инициативы и фантазии;

6. Воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания фотоальбома и выставки рисунков.

7. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции.

Этапы работы над проектом

1. 1 Этап (подготовительный)

Определение темы проекта ;

Выявление уровня знаний детей по теме, анализ сформированности навыков работы с разным материалом;

Формулирование цели и задач проекта ;

Подбор литературы, наглядного, дидактического материала

2. Этап (основной)

Создание проблемной ситуации; - Педагог формулирует задачи : что делают работники сельского хозяйства, чем занимается работник в коровнике, в чем состоит трудовая функция доярки ;

Совместное планирование реализации проекта ;

- Проведение мероприятий : НОД по художественному творчеству, беседы, создание альбома, для родителей, организация выставок и т. д.

3. Этап (заключительный) Выставка совместного творчества педагогов, воспитанников, родителей (рисунки, макет «Коровник» , фотоальбом «Доярка » )

4. Этап (аналитический) Подведение итогов, анализ результата реализации проекта , выработка идей для дальнейшей работы по данному направлению.

Роль родителей в реализации проекта : помощь в подготовке иллюстраций и фотографий, рисунков детей по данной теме, диалоговые беседы с детьми по теме проекта .

Итог проекта : Внутренний : Расширение знаний детей о профессии доярки , о предметах труда. Развитие навыков коллективной работы. Развитие интереса к творческой деятельности.

Внешний : Оформление фотоальбома «Доярка » , макета «Коровник» .

Вид проекта :

По продолжительности : краткосрочный.

По количеству участников : фронтальный.

По характеру контактов : в рамках ДОУ.

Тип проекта : познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта : 17.11.2015 г. – 28.11.2015 г.

Состав участников :

Дети старшей группы «Ромашка» ;

Родители детей;

воспитатель : Рачева Е. А.

Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)

Образовательная область Содержание Задачи

Познавательное развитие - Просмотр презентации «Труд доярки » .

НОД «Труд доярки »

Дидактические игры «Предметы труда доярки » :

«Домашние животные» .

Наблюдение за коровой

Экспериментирование с молоком.

Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, их назначении и пользе для человека. – Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни. - Вызвать интерес к профессиям на селе.

Речевое развитие - Беседа-обсуждение доярки »

- Беседа : «Кто на ферме живет» ,

Беседа «Чем важна профессия доярки » ;

Рассказывание по картине.

«Путешествие в Простоквашино» .

Чтение стихов о работниках сельского хозяйства : Фермер (О. Повещенко, Доярка (Е. Санин, Доярка (О. Повещенко,

Чтение рассказа Е. Чарушина «Корова» .

Знакомство с пословицами о труде, работниках сельского хозяйства.

Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессию, глаголы, характеризующие трудовые действия

Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение.

Формирование интереса к стихотворному творчеству о работниках сельского хозяйства. Знакомство с художественными произведениями о труде доярки , о домашнем животном корове.

Художественно-эстетическое развитие - Лепка «Домашнее животное : корова» ;

Рисование «Труд на ферме» .

Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;

Продолжать знакомить детей со способами изображения человека и животных; продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции;

Развитие детского творчества, воображение, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

Социально-коммуникативное развитие - С/р. игра «Ферма»

Дидактические игры «Предметы труда доярки » :

Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные» .

Закрепление знаний о профессии доярки в различных играх

Учить анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.

Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление делать его хорошо.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : Подборка произведений художественной литературы;

Наглядный материал : предметные и сюжетные картинки,

проектор , ПК, презентация про профессию доярки .

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Подготовительный Обозначение, определение цели проекта и его мотивация . 17.11.2015

Практический 1. Работа с детьми :

Беседы - обсуждение;

НОД по познавательному развитию, рисованию, лепке;

Экспериментирование с молоком;

Игровая деятельность (Сюжетно-ролевая игра, д/и, н/и) ;

Наблюдения.

2. Работа с семьёй : - Консультация для родителей «Значимость профессии доярки » . 21.11.2015- 24.11.2015

Презентационный

Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации, и её оформление (в виде клипа в программе Power point) на основе детских фотографий с коровой и его озвучивание детьми (дети читают стихи или рассказывают о корове и альбома) ; дети, вместе с воспитателем подводят итоги проекта в итоговом занятии .

Оформление фотоальбома «Доярка » , макета «Коровник» . 25.11.2015.

Аналитический Подведение итогов, анализ результатов реализации проекта

Организационные формы работы над проектом :

Формы работы Название сроки

Беседы, чтение художественной литературы

НОД по познавательному развитию

НОД по рисованию

НОД по лепке

Беседа-обсуждение «В чем заключается важность профессии доярки »

- Беседа : «Кто на ферме живет» ,

Чтение рассказа Е. Чарушина «Корова» .

НОД «Труд доярки »

Рисование «Труд на ферме» .

Лепка «Домашнее животное : корова»; 18.11.2015

Наблюдения Наблюдение за коровой на прогулке 19.11.2015

Экспериментирование, Экспериментирование с молоком 20.1.2015

Работа с родителями Подбор видео и фотоматериалов по теме проекта .

Создание макета «Коровник» . 24.11.2015

Формы презентации проекта : презентация в виде клипа в программе Power point.

Результаты реализации проекта :

У детей закрепились знания о профессии доярки ;

Расширились знания о труде в деревне;

При работе над проектом развились навыки коллективного труда,сформировались нравственные качества личности : самостоятельность, уважение к труду;

Обогатился игровой опыт детей;

Дети использовали различные нетрадиционные техники по ИЗО деятельности, развились творческие способности;

У родителей расширяются возможности сотрудничества со своими детьми. Родители осознают себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.

Приложение 1.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по окружающему миру

Тема : «Труд доярки »

Составила :

Воспитатель :

Рачева Е. А.

Педагогический стаж – 1 год

Цель :

Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни.

Задачи :

Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, их назначении и пользе для человека.

Закрепить знания детей о труде доярки , домашних животных, знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными (доярка , пастух) .

Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Продолжать учить детей согласовывать речь с движениями, развивать диалогическую речь ребёнка.

Продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных и малоподвижных играх.

Виды деятельности : коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно - исследовательская.

Формы организации совместной деятельности : подвижная игра с правилами, малоподвижная игра с правилами, беседа, обсуждение.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с сюжетом доения коровы, беседа по картине «На ферме» , стихотворение «Доярка » О. Повещенко, «Доярка » Е. Санин, «Кружка молока» Л. Воронковой.

Материал к НОД : иллюстрации с изображением домашних животных, коров, фотографии доильного аппарата, доярки , иллюстрации с сюжетом по уходу за коровой, большая игрушка корова, макет «Коровник» кипяченое молоко, стаканчики (одноразовые) .

Ход НОД:

Воспитатель загадывает загадку :

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает (корова)

Ребята, скажите, пожалуйста, кто же это? (Корова)

Как, одним словом можно назвать это животное? (Домашнее)

Кто ухаживает за коровами? Доят их? Кормят? Чистят за ними?

Дети присаживаются на стулья перед иллюстрациями с сюжетом по уходу за домашними животными.

Для чего человеку корова? (Она даёт мясо и молоко) .

У кого есть дома коровы с телятами?

Как вы помогаете ухаживать за животными своим родителям?

Ребята сегодня я вам расскажу, где очень много коров и телят? Может кто то догадывается? (ответы детей)

На ферме. Там за коровами ухаживают доярки . Коров очень много, а как называют много коров? (Стадо) .

Весной, летом и осенью коров пасет на пастбище пастух, он прогоняет их рано утром, когда вы еще спите, и пригоняет на ферму вечером и целый день они едят …кто мне подскажет? (траву)

Раным рано по утру

Раным рано по утру

Пастушок туру ру-ру,

А коровки в лад ему

Затянули му-му-му.

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй.

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком

А как вы думаете, кто же доит коров на молочной ферме? (доярки ) .

- Доярка (или дояр ) - работник животноводства, специализирующийся на доении коров на животноводческих фермах.

- Доярка является квалифицированным работником сельскохозяйственного предприятия, ответственным за здоровье и доение скота. Ещё не так давно деятельность доярки считалась преимущественно ручной, то уже сейчас с развитием высоких технологий доярок более правильнее называть операторами машин по сбору молока. (рассматривание фото доярок , коров на ферме)

- Доярки отвечают за процесс доения, помывку животных, уборку, первичный осмотр животных для обнаружения болезней. Также в обязанности доярки входит контроль качества работы оборудования. Доярка следит , чтобы доильные аппараты были все исправны.

Ребята, как вы считаете, какими важными качествами должна обладать доярка ? (ответы детей)

В профессии важны такие качества, как : ответственность, аккуратность, чистоплотность, любовь к животным, склонность к ручному труду, усердие и трудолюбие.

У каждой доярки свои коровы , у них у всех есть клички «Буренка» , «Зорька» , «Рыжуха» , «Пеструшка» . Доярки называют их ласково , как вы думаете почему?

Животные тоже любят заботу и ласку.

А вы знаете, какие у доярки обязанности ? Как проходит рабочий день? (ответы детей) . Доярки надевают белые халаты, косынки и резиновые сапоги, это специальная одежда. Современные доярки работают с высокотехнологичным оборудованием (демонстрация фото с доильным аппаратом) и отвечают за жизнь и здоровье животных на ферме.

В любое время года коров доит доярка . Затем шофёр на машине везёт молоко на молочный завод, где из него делают разные продукты.

Какие молочные продукты, ребята, вы знаете? (Творог, сметану, кефир, йогурт, сыр, масло.)

А можно ли чем - то заменить корову?

Есть ли машина, которая производит молоко? Нет, поэтому, чтобы накормить всех этими продуктами, нужно очень большое количество коров.

Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как? Давайте вспомним.

Во - первых, кормить.

Как это делают летом? Летом это сделать проще. Коров пасут на лугу.

А зимой? Травы нет. Снег. Чем же питаются домашним животным?

Кто заботится о них? (Люди) .

Как? Люди летом косят и сушат траву на зиму, заготавливают сено. Правильно, чтобы удои были хорошие, корову нужно хорошо кормить.

Ребята, посмотрите, к нам гость идет.

Входит доярка (младший воспитатель) с ведром.

Дети вы узнали меня? Кто я? Правильно доярка . Меня зовут Нина Игнатовна, я работаю на молочной ферме, у нас очень много коров. Как вы думаете, что у меня в ведре? (молоко) . А откуда оно берется, знаете? (у коровы надоили)

Правильно! Сейчас я вам продемонстрирую, как дою корову. Вот и коровка моя, Буренка. (вводит в группу большую игрушку корову) . Сначала нужно помыть вымя, чтобы в молоко не попала грязь, доить я буду вручную, доильного аппарата у меня нет (имитация доения коровы) . Кто желает «подоить» корову? (дети «доят» корову).

Вот так молоко и надаиваем у коровы. Я сейчас буду всех угощать молочком, вы все любите пить молоко? Оно очень полезное и в нем много витаминов (наливает всем детям в стаканчики молоко) .

Ребята я вам принесла игрушечную ферму (макет «Коровник» ). Вы теперь можете играть в игру : ухаживать за коровками, доить и кормить их. До свидания! (уходит) .

Рефлексия :

Дети что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось и понравилось вам?

Ответы детей.

Приложение 2.

Сюжетно–ролевая игра “Ферма”.

При подготовке сюжетно-ролевой игры “Ферма” воспитателем была проведена предварительная работа : рассказ и чтение художественной литературы о жизни людей на селе, о том кто работает и где, за кем ухаживает, для чего он это делает, рассматривались иллюстрации. Проводилась взаимосвязь между другими организациями : детским садом, складом, гаражом : для чего фермеры ухаживают за коровами? Коровы дают молоко. А кому необходимо молоко? Детям в детском саду. Кто привозит молоко в детский сад? Водители. Откуда? Со склада.

Были проведены беседы о повадках, о характерах коров, а так же рисовали и лепили их. Затем для игры готовились костюмы, готовились орудия труда, инструменты, а так же заменители реальных предметов. Итогом всей проделанной работы стала сюжетно-ролевая игра “Ферма”. Приводим пример данной игры, которая была проведена с детьми старшей группы в декабре месяце.

Задачи :

1. Вызвать интерес к игре.

2. Учить анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.

3. Воспитывать уважение к сельскому труд.

Оборудование : Атрибуты для коров, пастуха, доярок , гаража, склада, кухни, детского сада; музыка, колокольчик.

Ход игры

1-я часть.

Мотивация :

Воспитатель начинает заинтересованно рассматривать колокольчики на резинке.

В : Сегодня пастуху приказала подальше прогнать коров на пастбище, там много свежей травы, но очень беспокоюсь, чтобы не потерялись. Потому и припасла колокольчики…. Тогда пастух не потеряет ни одной коровы…. А пастух – то вышел на работу?

Р : Я готов.

В : вот колокольчики, уважаемый пастух, Вам пригодятся. Сумеете коровам надеть колокольчики, уговорите, чтобы не испугались…

Он пойдет собирать детей (“коров”) и приведет их к воспитателю.

В : А где же доярки , что – то задерживаются! А, вспомнила, они предупреждали, что сначала отведут своих детей в детский сад. А детский сад готов принять детей? Давайте все приготовим для работы на ферме и в детском саду.

Раскладываем пособия для игры.

В : Подойдите работники фермы. Кто будет дояркой ? О ком ты будешь заботится? А кто пастух? А кто шофер? Кому ты повезешь молоко? А о чем будешь заботиться?

Р : А том чтобы молоко не скисло.

В : Подойдите сотрудники детского сада. о ком вы собираетесь сегодня позаботиться? А как вы договорились распределить работу? Кто с кем будет работать вместе?

Но играть мы с вами сможем только после завтрака.

2-я часть.

Основная.

Хороводная игра :

“Мы на луг ходили”.

Мы на луг ходили хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили.

Задремал на кочке зайка в холодочке

Вот так задремал, зайка в холодочке.

Зайку мы будили, в барабаны били

Вот так на лугу в барабаны били.

В : А какое сегодня время года? А какой месяц? А число и день недели какой? Молодцы, все знаете! А знаете ли вы что делают зимой в январе коровы? (Стоят в теплых стойлах и жуют сено, пьют воду и дают молоко.) А в какое время года коров пастух пасет? (Весной, летом, ранней осенью) . А где он их пасет? (На пастбище.) А вы что собрались сегодня делать? (Играть в ферму и детский сад.) А как вы думаете где находится ферма в деревне или в городе? (В деревне.) А почему в городе нельзя? (Потому что пастбища нет.) Так если вы живете в селе, то как вас можно назвать? (Сельчане.) Тогда уважаемые доярки чтобы вам отправиться на работу, вам необходимо отвести детей в детский сад.

Дети берут кукол, прощаются с ними. А в это время сотрудники детского сада строят стульчики для кукол. и когда стулья будут готовы кукол отдают.

В : А теперь и сотрудникам фермы можно готовиться к работе. Коровушки и вам пора одеваться.

Дети начинают играть. воспитатель наблюдает за ходом игры. Когда основные игровые действия дети выполнят, то воспитатель звонит в колокольчик.

В : Рабочий день закончился, родители забирайте детей из детского сада и подходите все ко мне.

Посмотрите какой детский сад построили, чтобы детям было хорошо и мама – доярки могли спокойно работать. А шоферы какую заправку большую построили, много бензина на ней машины быстро развозили молоко. Но сейчас нам надо другим делом заниматься, поэтому придется все убрать. Девочки будут убирать все мелкие предметы, а мальчики будут убирать конструктор. Приступайте. Дети начинают все убирать. В конце уборки воспитатель собирает всех детей вместе при помощи пальчиковой игры.

Минутка шалости : дети танцуют под музыку.

3-я часть.

В : Молодцы, весело движения повторяли, а теперь несите стульчики из спальни и садитесь рядом с теми с кем были в одной группе.

Дети садятся.

В : Получилась игра? Интересно играли? Доярки надоили много молока, пастух на дудочке играл, коровы были сыты. Как вы считаете доярки какие были ? (Умелые, заботливые, добрые, корочку хлебную давали.) Да у доярки очень трудная работа. Надо успеть вычистить стойла на ферме, бидоны вымыть, с каждой коровой нежно поговорить, корочкой угостить, подоить.

Раным рано по утру

Раным рано по утру

Пастушок туру ру ру,

А коровки в лад ему

Затянули му-му-му.

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй.

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком

Литература :

2. Крылова Н. М., Иванова В. Т. Дом радости. Старшая группа. Декабрь. Январь. Книга VI, VII: научно-методическое пособие для специалистов дошкольного и преддошкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении и для домашнего воспитателя одного ребенка шестого года жизни/Н. М. Крылова, В. Т. Иванова; Перм. Гос. Пед. ун-т – 2-е изд., перераб. И доп. – Перм, 2006.

Приложение 3.

Стихи о профессии доярка

Доярка

Утром солнце светит ярко,

Молочко несёт доярка .

Тёплое, коровье,

Детям на здоровье.

Доярка

Кому же коровы дают молоко?

Доярка ответит на это легко.

Тому, кто встаёт раньше всех, на заре,

Кто кормит корову и держит в тепле.

(О. Повещенко)

Доярка

Раньше всех она встаёт

И в коровник свой идёт.

А корова уже : «Му-у!

Что так поздно, не пойму?»

(Е. Санин)

Приложение 4.

Пословицы про корову и труд доярки .

Корова на дворе – так и еда на столе.

Корми с осени коров сытнее, весна будет прибыльнее.

Если есть за коровой уход, от коровы подучишь доход.

Хорошо тому коров водить, кто умеет молоко доить.

Корова на дворе – молоко на столе.

Какова корова, таков и теленок.

Бодливая корова все стадо испортит.

Краткое описание

Многие представители современной молодёжи считают, что профессия доярки канула в лету, и они остались лишь в советских фильмах, стихах и песнях. Однако профессия в нашей стране до сих пор остаётся востребованной, правда теперь доярки называются оператором машинного доения. Европейцы уже перешли на новый уровень и доят коров полностью автоматизированными системами без фактического участия человека.

Обязанности

Основной обязанностью оператора машинного доения является непосредственный процесс доения на специальных площадках и с использованием установок. У всех специалистов существует план по выработке молока, который необходимо выполнять. Коров-первотёлок оператор приучает к машинному доению и раздаивает их, доит коров в родильном отделении, а затем проверяет полноту выдаивания. Он включает вакуумный насос и аппараты и контролирует из работы. В обязанности оператора доения входит и подача кормов при помощи автоматизированной системы. Технический уход за аппаратурой и площадками, промывка и дезинфекция молокопровода и доильных аппаратов - тоже немаловажная часть работы сотрудника. Занимается он и измерением надоя, уходом за коровой и её выменем - выявление травм, дезинфекция, профилактика мастита. Одна из самых ответственных обязанностей, которая требует наблюдательности и опыта - выявления начала родовой деятельности животных и приём новорождённых телят.

Квалификация

Для того чтобы попасть на работу оператором машинного доения, необходимо иметь начальное профессиональное образование и опыт работы на аналогичной должности от одного года. Требуемые знания: устройства различных типов стационарных и передвижных доильных площадок и установок, молокопровода, вакуумных насосов, холодильных установок, ёмкостей для сбора и хранения молока, правила их эксплуатации; правила сборки, разборки, использования и хранения отдельных механизмов доильных установок; дозировка моющих средств; правила промывки и дезинфекции доильных аппаратов и установок, молокопровода; технология доения на доильных установках; правила эксплуатации механизмов, доильных установок; основы анатомии и физиологии животных, строение вымени; физиология молокообразования и молокоотдачи; признаки приближения родов и правила приёма новорождённого животного; правила их ветеринарной обработки, кормления, ухода за коровами в первый период после родов.

Качества

Доярка должна быть трудолюбивой, физически выносливой, хозяйственной, внимательной и организованной. Несомненно, нужно любить животных, учиться их понимать и быть наблюдательной, ведь у каждой коровы свой характер и аппетит.

Место работы

На сегодняшний день доярки востребованы на фермах, в колхозах, а также в других предприятиях сельского хозяйства.

Карьера

Карьерный рост в профессии предусматривается только повышением разряда. Но доярка с управленческими способностями может сделать административную карьеру.

Минусы Зимой термометр в коровнике показывает около 15 градусов;работа требует раннего подъёма на утреннюю дойку;физически тяжёлая работа. Плюсы Работа с животными, на свежем воздухе;свежее молоко для своих детей и семьи;последнее время государство активно привлекает сотрудников на село льготами, помогает с покупкой или строительством жилья.

Как стать профессионалом

доярка, молоко, скот, оператор, оборудование

Накануне профессионального праздника работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности особые слова признательности необходимо сказать труженицам молочной отрасли – нашим дояркам. Профессия эта известна с давних времен, но всегда была нелегкой. В век технического прогресса на прилавки магазинов такие продукты питания, как молоко, масло, сыр, сметана, поступают в красивых упаковках. Мы порой забываем, что за всеми этими натуральными «яствами» стоит тяжелый труд доярки. Впрочем, прогресс внес в ее работу коррективы – ручное доение сменилось механизированным, а профессия стала называться иначе: оператор машинного доения. Вот только график работы женщин, занятых на фермах, остался прежним: трижды в день они спешат на работу. Причем в любую погоду, в будни и праздники. Ведь корова – существо живое, нуждающееся в постоянном уходе. Об особенностях своей профессии нам рассказали опытные операторы машинного доения – работницы ОАО «Краснодворцы»
Н.А. Корсак и Л.И. Давидович.

Я в профессии уже 7 лет, – рассказала Нина Александровна Корсак. - Начинала свою трудовую деятельность в Любанском районе, но вот уже на протяжении 5 лет работаю на молочнотоварной ферме ОАО «Краснодворцы». Моя мама была дояркой, поэтому работа на ферме мне хорошо знакома с малых лет. Труд этот нелегкий, но работа с животными мне нравится. Здесь на ферме трудится и мой супруг Иван. Он работает скотником.
К слову, на домашнем подворье Нины Александровны тоже имеется живность, требующая внимания и заботы. Но со всеми домашними делами ей помогают управляться супруг и трое детей-школьников.
Лариса Ивановна Давидович работает оператором машинного доения уже 12 лет. Родом она из Житковичского района.
- Как говорят, «осела» я в этих краях, - пошутила женщина, - у меня трое детей и двое внуков.
Ларисе Ивановне, как и Нине Александровне, этот труд знаком с детства: мама работала на ферме телятницей. Лариса же, не поступив в учебное заведение, вернулась домой и решила поработать дояркой.
- В то время коров доили вручную, - вспоминала Л.И. Давидович. - У меня, молодой девушки, была группа в 27 голов при норме - 16-18. Доить приходилось 2 раза в день. Нелегко было: сильно уставала, болели руки, хотелось спать. И все-таки работала!
А ведь рабочий день доярок начинается задолго до рассвета и заканчивается вечером. График работы разрывной и поэтому создает определенные трудности. После каждой дойки, начинающейся в 5 утра, в 11 и в 19.00 и длящейся 2-3 часа, женщины спешат заняться своими делами. Ведь у каждой из них – дом, семья, подсобное хозяйство. Когда дети маленькие, то управляться с домашними делами совсем непросто. В таких случаях необходимы понимание и поддержка родных, а также стойкость и верность профессии самих работниц фермы.
Нина Александровна и Лариса Ивановна убеждены, что работать на ферме могут и должны люди, любящие животных:
- Все животные чувствуют ласку и заботу, а еще - настроение работников фермы. Нервничает доярка – и буренка не стоит спокойно, головой мотает, ногами «перебирает».
И действительно, свою «хозяйку» коровы узнают по голосу и начинают головой вертеть, пытаясь ее «высмотреть». Еще бы, ведь сейчас придет доярка, накормит комбикормом, почистит, обмоет вымя и подоит. А еще погладит, поговорит ласково, приглядится к питомице: не дай бог, больна. Первой обнаружить мастит (наиболее часто встречающееся у буренок заболевание) может именно доярка, ведь ее руки ежедневно соприкасаются с выменем коровы.
Доярки с улыбкой рассказывали о том, как коровы чувствуют время кормления и доения. Реакция же буренки на новую доярку может быть и вовсе непред- сказуемой: того и жди лягания или бодания. Случается, что и вовсе молока «не отдает». В группах у Нины Александровны и Ларисы Ивановны – по 97 голов.
Подоив с десяток коров, доярки отпускают их, и животные спешат покинуть доильный зал. После громкого и веселого возгласа одной из доярок: «Заходи!» в помещение проворно вошла следующая группа коров и покорно заняла свои места. Работа спорилась.
Вообще, нагрузка у работниц фермы бывает разной – в зависимости от способа доения коров. На этой ферме применяются 3 способа. У операторов машинного доения, которые надоенное от коров молоко носят в ведрах в молочную и сливают в бидоны, группы насчитывают до 35-37 голов. Если же надоенное молоко от коров, находящихся в сараях, через доильные аппараты поступает по трубам молокопровода сразу в холодильник, то в этом случае операторы машинного доения работают с группами в 50-55 голов. Работницы, осуществляющие доение коров в доильных залах, обслуживают до 120-150 буренок, так как женщинам не нужно носить наполненные ведра и выливать молоко в бидоны.
Особые трудности возникают с раздоем первотелок. Такие буренки еще не приучены к доильным аппаратам, пугаются шума, не желают стоять на привязи. Дояркам предстоит приучить их к этому.
- Таким коровкам нужно уделять больше времени, терпения, - отметили работницы фермы.
Кроме того, в обращении с этими норовистыми животными женщинам приходится соблюдать повышенную осторожность, иначе – можно и пострадать. Зорьки, Пеструхи и Ромашки, случается, с помощью рогов или копыт выражают свой «протест». Но работники фермы относятся к этому с пониманием и даже с юмором: мол, бывают и синяки у нас, ведь животное никогда не сообщает о своем намерении ударить.
- Работа на ферме, как и любой сель- скохозяйственный труд, - не из легких, - поделились своим мнением Нина Александровна и Лариса Ивановна. - Эта профессия доярки, может быть, не так престижна, но интересна, к тому же, как и многие другие, она, безусловно, важна и востребована.
Наталья Голубина

В сфере сельского хозяйства трудится много специалистов. Оператор машинного доения является важной профессией, при которой человек собирает молоко автоматическим методом. Работники нужны на различных фермах. Специалисты осуществляют сбор и учет молока, а также отвечают за условия его хранения и выполнение правил по уходу за животными.

Обязанности

Оператор машинного доения коров должен правильно эксплуатировать и обслуживать Ему надо знать о заболеваниях животных, нормах содержания и лечения. Важно уделять внимание потребности скота в витаминах, необходимых для получения продукта высокого качества.

К машинного доения относят следующие задачи:

  1. Дезинфекция помещений.
  2. Выполнение правил кормления и поения скота.
  3. Подбор кормов для животных.
  4. Подготовка к доению и уход за скотом.
  5. Обработка и хранение молока.
  6. Учет продукции и выполнение мероприятий по улучшению эффективности работы.

Важным требованием считается умение своевременного распознавания заболеваний вымени, что может отразиться на общем состоянии животных. Профилактика по защите от недугов тоже проводится оператором машинного доения. Не принимают на эту работу людей с нарушениями опорно-двигательной системы, болезнями сердца, сосудов и суставов.

Знания

Оператору следует знать о:

  1. Устройстве и правилах применения аппаратов.
  2. Правилах сборки, разборки, ухода за устройствами.
  3. Технике доения.
  4. Правилах и нормах кормления, поения скота.
  5. Потребностях животных в витаминах.
  6. Методах повышения молочной продуктивности.
  7. Технике охлаждения молока.
  8. Правилах первой помощи скоту.
  9. Лекарствах и дезинфицирующих препаратах.

Все эти знания необходимы оператору для успешной работы и получения качественного молока.

Как работает машина для доения

Принцип работы устройства основан на физиологических особенностях животных. Во время машинного доения коров происходит активизация нервных рецепторов, которые расположены на сосках. Тактильная стимуляция считается предусловием передачи импульса в головной мозг, из-за чего происходит высвобождение гормона окситомицина. Затем он переходит в ткани вымени.

Там происходит сокращение мышечных волокон, окруженные альвеолами, поэтому молоко направляется в цистерны и млечные протоки. Весь процесс длится 30-60 секунд. Эффективной стимуляцией сосков коров считается теленок. Поэтому техника имитирует его сосательные движения.

Как подготавливается аппарат

Для работы оператором важно научиться подготавливать аппарат. Процедура заключается в смазывании. Для увеличения молокоотдачи присоски надо обработать специальным маслом или кремом. Такая процедура стимулирует кровяные потоки внутри вымени.

Конструкцией учтены потребности скота. Поток молока управляет процессом. Всем коровам нужен индивидуальный подход, так как процедура отличается в зависимости от породы, размеров и прочих нюансов.

Подготовка коров

Следует учитывать, что не для всех животных подходит машинное доение. Причиной считается несоответствие скота требованиям, установленным производителями устройств. Машинное доение выполняется только при следующих условиях:

  1. Вымя должно быть ваннообразным, округлым или чашеобразным. А его дно ровным.
  2. Расстояние от вымени до земли не может быть меньше 45 см.
  3. Длина сосков 6-9 см, а диаметр в средней части от 2 см. Расстояние между передними сосками 6-20 см, а между передними и задними 6-14 см.
  4. Длительность выдаивания между четвертями не должна быть больше 1 минуты.
  5. Продолжительность доения не должна быть свыше 7 минут.
  6. Объем молока после додаивания не должен быть больше 200 мг.

Самыми популярными устройствами являются аппараты компании «Тандем». Приборы подходят тем хозяйства, где отсутствует подобранная по времени скорость молокоотдачи стада и дойки. Максимальная производительность достигается с помощью установки фирмы «Елочка», но для ее применения коров надо подбирать по продуктивности и скорости молокоотдачи.

Процедура доения

Длительность процесса в среднем равна 5 минутам. Следует учитывать, что в течение всего периода надо тщательно контролировать поведение животного, а также поступление молока через устройство. Если поток жидкости уменьшается, то выполняется машинное додаивание задней части вымени.

Механическая процедура додаивания продолжается не больше 30 секунд. Не следует передерживать доильные приспособления на сосках, так как это может привести к боли, торможению молокоотдачи, травмам сосков. Перед использованием устройства надо изучить его характеристики, чтобы не допускать ошибок в работе. Любая неточность может привести к отрицательным результатам, поэтому важно соблюдать правила инструкции.

Обучение

Для получения работы оператором машинного доения необходимо пройти обучение в течение 1400 часов на очной основе. Потом специалисту предоставляется документ об изучении программы и присвоении профессии (3 разряд).

За период обучения осваивается:

  1. Основы зоотехники.
  2. Ветеринарная санитария и гигиена.
  3. Правила безопасности.
  4. Охрана экологии.
  5. Производственная деятельность.

Во время обучение выполняются проверки. Чтобы получить документ, нужно пройти экзамен, практическое задание и собеседование. Обучение выполняется в училищах, техникумах и комбинатах. Нередко проводятся конкурсы операторов машинного доения, чтобы выбрать лучших специалистов и наградить их.

Жилье

Обязательно обеспечивается жильем оператор машинного доения. Объект находится на частной территории (около фермы). Но жилье может предоставляться и далеко от места работы, если на это есть специальная программа руководства. При аренде помещения сотруднику полностью или частично компенсируют оплату. Во время обучения будущим специалистам предоставляется проживание в специальных строениях или общежитиях.

В некоторых случаях жилище не выдается. Если оператор машинного доения проживает далеко от животноводческой фермы, ему предоставляется бесплатный проезд от дома и обратный развоз. Данные тонкости оговариваются с руководством и обозначаются в договоре. В некоторых населенных пунктах развоз и жилье не предоставляется. Тогда работникам надо самостоятельно эти расходы оплачивать.

Зарплата

Вакансии операторов машинного доения являются востребованными, но зарплата у специалистов невысокая. Средний доход составляет 15 тыс. рублей. Самые высокие оклады действуют у специалистов Новгородской, Мурманской области, Камчатского края (около 22-25 тыс. рублей). Низкие зарплаты наблюдаются в Калужской и Архангельской области. Уровень дохода зависит от условий труда, нагрузки специалиста и объема работы.

Таким образом, операторы являются важными работниками на животноводческих фермах.