Мантры. Что будет, если пропустить один день? Лечебные мантры – восстановить здоровье без таблеток

Очень важная формула, как нужно относиться к Святому Имени, повторять Святое Имя.

(из лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами)

манах-самхаранам шаучах
маунам мантрартха чинтанам
авьяргатвам анирвидо
джапасампати хетавах

(Бхактивинод Тхакур “Пратхама-йама Садхана Бхаджана” Бхаджана-рахасьи, т.33). Эта формула приводится также Санатаной Госвами в “Хари-бхакти-виласе”.

1. Манах-самхаранам . Это рецепт или формула, где дается шесть элементов правильного повторения мантры, шесть советов, каким образом нужно повторять мантру. И первое, манах-самхаранам – манах-самхаранам, манах что значит? Ум, манах-самхаранам - значит я взял и собрал ум в кулак, самхаранам - я его собрал воедино. Иначе говоря, сосредоточенность, сосредоточенный ум, об этом мы слышали.

Первое условие – человек должен постараться максимально сосредоточить свой ум. Это значит, что он должен, при возможности, при любой возможности повторять Святое Имя в обществе преданных, потому что это самый лучший способ сосредоточить ум.

Кто-то испытывал это на себе? Когда сам по себе один думаешь: “Газету почитать, что ли?! И в газете там столько всего интересного, а это Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе… или телевизор можно включить, можно столько всего сделать! Вдруг мы становимся необычайно деятельными. Вы заметили, что в тот самый момент, когда нужно медитировать, нас охватывает необычайная жажда деятельности, которая пропадает в тот же момент, когда мы перестаем медитировать. Нам хочется столько всего сделать! Столько у нас важных мыслей появляется и важных дел и всего остального. Поэтому первый рецепт: манах-самхаранам, просто возьмите и сосредоточьте свой ум.

2. Шаучам – значит внутренняя и внешняя чистота . Манах-самхаранам шаучам – я сосредоточил свой ум. Можете повторять этот рецепт каждый раз перед мантрой: «Я сосредоточил свой ум и я постарался сделать его максимально чистым». Чистым - значит внешне я чист, мое сознание чисто, я не слишком сонный и из сердца своего я должен сознательно выгнать шесть врагов: вожделение, жадность, гнев, зависть. Если я чувствую, что они пришли в сердце, когда я повторяю мантру, нужно прогнать их, нужно сказать: “Приходите попозже, у нас сейчас неприемные часы. У вас 22 часа для вас, 2 часа для Кришны.” Шаучам - значит нужно выгнать вожделение, гнев, зависть, иллюзию, гордыню из сердца… гордыню тоже очень важно выгнать. Эти две вещи тесно связаны, если ум чист, то тогда он может быть сосредоточенным.

3. Маунам. Молчание. Очень важное качество. Маунам - значит молчание, значит в это время не говорить ни о чем другом, вообще ни о чем другом. Так, манах-самхаранам шаучам маунам мантрартха чинтанам – мантра артха чинтанам - значит размышление о смысле мантры. Мауна нужна для того, чтобы я думал о смысле мантры, и я об этом скажу в самом конце.


4-5. Авьягратва и анирвидах
. Авьягратва - значит не нужно беспокоиться ни о чем, не нужно волноваться ни о чем, оставьте, выбросите все волнения, ничего не нужно, никаких проблем нет, Кришна побеспокоится о вас Сам, все случится как должно будет случиться.

Волнуетесь вы или не волнуетесь, все пойдет своим чередом. Помните, что вы не Бог и это хорошо, это значит, что от вас очень мало зависит. Это на самом деле очень радостное известие для всего мира, что вы не Бог. Беспокоиться ни о чем не надо, Бог позаботится, - всё идет своим чередом.

Авьягратва анирвидах. Анирвидах значит не отчаиваться. Также анирвидах - значит быть спокойным и терпеливым… Мы повторяем, повторяем мантру и результатов не видим, и мы начичнаем отчаиваться, правильно? Кто-то отчаивался? Уже три месяца повторяю мантру, три месяца! Или тридцать лет повторяю мантру и ничего! Не отчаивайтесь, 30 лет, что такое 30 лет по сравнению с вечностью? Анирвидах - значит буквально «не отрекайтесь, не нужно отрекаться», авьягратва и анирвидах. Внутренне нужно с тем же самым энтузиазмом и ясным горячим желанием повторять мантру.

6. Мантрартха чинтанам . Оно имеет несколько елементов. Пять элементов мантрартха чинтанам: Мантра дэватам – это значит, что я знаю, к кому обращается мантра, кто такой Кришна, которого я зову. Это относится к любой мантре. Если человек хочет достичь успеха в мантре, он должен размышлять над смыслом мантры, и есть формула размышления над этим смыслом. Сначала я знаю, к кому я обращаюсь, если это Шива или Рудра, я должен знать, что Рудра девата, к которому я обращаюсь. Если это Кришна, я должен знать, как Он выглядит, какое у Него дхоти, какие у Него глаза, какие у Него волосы. И я знаю, какие мои отношения с Кришной, кто я по отношению к Нему. Мантра дэвата - и кто я по отношении к Нему.

Нйаса - значит поставить себя на место. Иначе говоря, зачем я повторяю мантру. Размышление над смыслом мантры: я должен знать, зачем я повторяю мантру, что Кришна защитить меня должен, Кришна должен оградить меня. Я должен помнить о том, что я нуждаюсь в защите, в покровительстве. И ещё я в чем нуждаюсь? Я нуждаюсь в том, чтобы Кришна был мной доволен, я хочу Кришну удовлетворить.

Нйаса - значит я ставлю себя на правильное место, в правильное положение, я повторяю мантру, чтобы Кришна был мной доволен; я повторяю мантру ради Него: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.


Когда этот человек подошел ко мне и говорит: «Ну зачем мы так много повторяем мантру, ну зачем это нужно, ну скажите!» Я ему сказал: «Господь Чайтанйа так хотел.» Он сказал: «Ну, если Он хотел, ну тогда… Ну с Ним я уже спорить не буду.» Я повторяю мантру, потому что Кришна этого хочет, это ради Него. И дальше, Прапатти – я принимаю прибежище у Кришны, у того, кто находится в этой мантре, я принимаю защиту у Него.

И шаранагати - значит, что я крошечная джива, которая скитается здесь в материальном мире. Мы напоминаем себе: мне крыша нужна, защита, я маленький, я очень крошечный.

И, наконец, последнее – это атма-ниведана – все, что есть у меня кому принадлежит? Кришне принадлежит. И я кому принадлежу? Я тоже Ему принадлежу.

Это мантрартха чинтанам, как размышлять над смыслом мантры:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама,Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

То же самое относится к мантре , которую мы повторяем: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эта мантра состоит из имён. И имя, в отличие от других звуков санскритского алфавита, не обязательно произносить очень точно (об этом говорится в таком разделе ведической науки звука, как фонетика). В науке фонетики говорится, что имена не обязательно произносить точно. Имя обладает трансцендентной потенцией. Кришна вложил трансцендентные энергии в Свои имена, поэтому даже если мы произносим Кышна или ещё как-нибудь, - всё равно этот звук обладает потенцией, - потому что это имя Господа; Он вложил туда энергию - звук всё равно имеет силу воздействовать на нас.

Тем не менее, если мы будем пренебрегать принципами чистоты и будем надеяться, что мантра окажет воздействие, то мантра не будет оказывать воздействие. Потому что святое имя, будучи независимым, может вобрать в себя эту энергию, - оно не будет воздействовать на нас, не будет обладать очищающей силой.

Поэтому так важно, чтобы, произнося мантру, мы заботились о чистоте - о своей собственной чистоте. Если мы будем надеяться, что мы будем нарушать регулирующие принципы и произносить мантру и, тем не менее, мантра будет воздействовать на нас, то все наши надежды рухнут. Нашим надеждам не суждено будет сбыться. Потому что если мы делаем так, то мы забываем о том, что Господь независим. В конечном счёте, Господь независим и, в конечном счёте, всё зависит не от того, как произносить мантры, а от Его воли. Не зря говорится: «Человек предполагает, а Господь располагает».

Почему мантра не работает

Почему люди не меняются, несмотря на то что они повторяют мантру в течение долгого времени? Мантра должна изменить человека, и она обладает этой силой изменить человека полностью. Достаточно один раз чисто произнести мантру : Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - и этого достаточно для того, чтобы наше сознание тот час же стало духовным, чтобы мы обрели все замечательные качества полубогов.

Тем не менее, несмотря на то что мы должны были уже давно приобрести все замечательные качества полубогов, почему-то их у нас не так много. Если мы посмотрим на свою практическую деятельность, иногда просто хочется вопить: «Где же эти качества полубогов в конце-то концов?!»

Единственная причина, почему мы не меняемся заключается в том, что мы отождествляем себя со своим умом, мы думаем: «Я есть мой ум». Ум гораздо тоньше физического тела. Понять, что мы есть нематериальное тело, довольно легко, и многие люди, даже не занимающиеся духовной практикой, могут сделать это.

Тогда как животные, не наделённые глубоким умом, развитым интеллектом, - не могут понять, что они не есть это тело. В принципе не могут! Свинье можно прочитать всю «Бхагавад-гиту» 700 раз - она всё рано никогда не поймет, что она не есть это тело. Тогда как человек может понять, что он не есть грубое тело. Однако понять, что я не есть ум, гораздо труднее - потому что ум постоянно что-то нам говорит. И ты думаешь: «Кто же это говорит? Наверно, это я говорю».

Как душа отождествляет себя с умом

В Одиннадцатой песне «Шримад-Бхагаватам» объясняется, что заставляет человека отождествлять себя с материальными элементами; что заставляет человека постоянно вращаться в этом круговороте рождений и смертей, и постоянно рождаться в новом грубом материальном теле, и принимать тонкое материальное тело. Там объясняется, каким образом душа отождествляет себя с умом. Для этого в «Шримад-Бхагаватам» приводится такое сравнение.

«Если кто-то поёт или танцует и мы смотрим на этого поющего или танцующего человека, то потом у нас сразу же возникает естественное желание подражать ему». Это видно на детях. Если включить телевизор и там какая-то Алла Пугачева кривляется и поёт, то ребёнок сразу же начинает подражать ей. И что происходит, когда человек начинает подражать? Когда мы начинаем петь что-то, то первое, что происходит с нами, - мы принимаем эмоции поющего человека, мы начинаем имитировать эти эмоции, это состояние, в котором он находится.

Особенно это видно на пьяных людях. У пьяного человека ум совсем отключен, размякший такой. И поэтому пьяные люди очень любят петь; они начинают петь - и сразу у них из глаз начинают катиться слёзы. У них самих нет никаких эмоций на самом деле, им не от чего плакать, но они думают: «шумел камыш, деревья гнулись, и ночка темная была», - и сразу же под воздействием пения, они входят в эмоциональную волну и начинают имитировать внутри соответствующее состояние. И сразу же слёзы катятся, и сразу же появляется иллюзия этой эмоции.

Точно так же душа, трансцендентная уму по своей сути, она смотрит на этот ум. А в уме различные процессы происходят: он что-то сочиняет, придумывает, - какие-то там эмоции идут. И душа думает: «Ух ты!», - и она начинает петь эту песню вслед за умом - песню материального ума. При этом душа думает: «Это мои эмоции!», - и сразу начинает плакать или радоваться. На самом деле это материальные эмоции, присущие только материальному уму, но душа смотрит на все эти игры ума, которые очень заразительны, и подхватывает эмоции, возникающие в уме.

Песня ума

Мы можем видеть, что мы повторяем мантру , но при этом ум продолжает повторять свою песню. И душа наша на самом деле слушает не мантру , - она слушает эту песню ума, которую он постоянно поёт. Ум постоянно бормочет что-то непонятное: брль-брль-брль-брль, - и душа наблюдает за всем этим, за всем тем, что происходит в уме. Она воспринимает все эти эмоции и ей кажется, что всё происходящее в уме - очень интересно. Поэтому она начинает сопереживать всему этому.

В результате не понятно, что повторяет мантру : язык повторяет мантру , тело повторяет мантру , - ум не повторяет мантру , душа не повторяет мантру . Душа на самом деле слушает песню ума. Она слушает эту песню в течение миллиардов лет в разных телах: ум ей шептал что-то такое, пел, - и она до сих пор не устала слушать его.

  • Душа может слушать это ещё в течение миллиардов лет, поэтому главное, когда мы повторяем мантру , - мы должны сделать так, чтобы наш ум тоже повторял мантру .

Мы должны повторять мантру вместе со своим умом, - чтобы ум перестал бормотать свою дурацкую песню, которая уже давно надоела.

Поэтому надо дать уму как следует башмаком с утра и сказать ему: «Негодяй такой! Будешь ты слушать мантру или нет? Будешь ты повторять мантру или нет?» Ум сразу же говорит: «Да, буду!» - и один раз её повторяет. И мы думаем: «Здорово! Мы победили ум, какие мы замечательные, мы всегда знали, что мы очень замечательные. И в прошлых жизнях мы тоже были очень замечательные». И ум начинает говорить: «Да, да, да, да, да», и начинает говорить, какие мы замечательные, и мы опять перестаём повторять мантру .

Заставить ум повторять мантру

На самом деле мы должны заставить свой ум повторять мантру , и тогда мы будем слушать мантру. Потому что мы привыкли слушать ум, и душа привыкла слушать ум. Поэтому если ум будет повторять мантру, то и мы тоже будем слушать мантру, и тогда мантра будет оказывать на нас влияние. В результате, как говорится в «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12), все качества полубогов проявятся в нас.

Тогда как если люди не занимаются духовной практикой, а продолжают слушать свой ум, они этих качеств не обретают. Потому что они всё время находятся в колеснице своего ума, и эта колесница ума вечно устремляется во внешний мир, из-за чего люди остаются вечно сосредоточенными на материальном мире.

Именно ум является причиной того, что у нас нет этих хороших качеств, причиной того, что мантра не трансформирует нас. Если мы заставим свой ум повторять мантру , если мы будем слушать, как ум повторяет мантру каждое утро, то тогда никаких проблем не будет, - все проблемы возникают только из-за того, что мы не слушаем мантру . Это единственное, почему у нас возникают проблемы.

Ты не тело, ты не ум - ты душа

Поэтому мы должны в конце концов понять, что все наши проблемы - от ума. Сколько можно вообще не понимать этого? Нужно в какой-то момент понять это и слушать мантру : заставить свой ум, научить свой ум слушать мантру . И тогда всё будет хорошо. Иначе мы постоянно будем отождествлять себя со своим умом и с материальным телом. Если мы дадим волю своему уму, то у нас будет тенденция отождествлять себя с умом.

Вот почему, мы должны раз и навсегда понять, что мы должны повторять мантру : Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - и следовать всем регулирующим принципам. Так в конце концов мы перестанем быть мудхами (вульгарными материалистами) в этом материальном мире и станем настоящими преданными.

Это отрывок из конспекта лекции, прочитанной для членов «Международного общества сознания Кришны», серьёзно занимающихся духовной практикой (мантра-медитацией, прежде всего). Поэтому естественно, что контекст лекции - это отношения с Богом, с Кришной. Тем не менее, в этом конспекте приведены важные практические замечания, которые могут быть полезны при повторении мантр в том числе и для т. н. непрактикующих людей.

Несмотря на то что слова «Харе Кришна» уже вошли в наш обиход, практически мало кто знает, что они означают. Что это — многократно повторяющееся заклинание, которое должно «загипнотизировать» тех, кто его произносит, форма ухода от жизни или подлинная медитация, действительно способная расширить и углубить наше видение действительности? В этом кратком эссе, записанном Шрилой Прабхупадой в конце 1966 года на его первой долгоиграющей пластинке, раскрывается внутренний смысл мантры Харе Кришна.

Трансцендентная вибрация, возникающая в результате повторения Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — это возвышенный метод возрождения нашего трансцендентного сознания. Как живые вечные души, мы все — изначально сознающие Кришну существа, но сейчас наше сознание осквернено материальной атмосферой, поскольку с незапамятных времен мы соприкасаемся с материей. Материальная атмосфера, в которой мы сейчас живем, называется майей, то есть иллюзией. Слово майя означает «то, чего нет». Что же это за иллюзия? Она заключается в том, что все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках ее суровых законов. Когда слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, говорят, что он находится в иллюзии. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на деле все больше и больше запутываемся в ее сетях. Поэтому, несмотря на то что мы ведем тяжелую борьбу с природой, стремясь покорить ее, мы попадаем во все большую зависимость от нее. Эта иллюзорная борьба с материальной природой сразу же прекратится, как только мы возродим в себе вечное сознание Кришны.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе — трансцендентный метод возрождения этого изначального, чистого сознания. Произнося этот трансцендентный звук, мы можем очистить свое сердце от любых страхов. В основе всех этих страхов лежит ложное сознание: «Я — господин всего, что вижу».

Сознание Кришны не является чем-то искусственно навязанным уму. Это сознание — изначальная, естественная энергия живого существа. Когда мы слушаем трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание возрождается. Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего века. Можно убедиться на практике, что повторение этой маха-мантры, то есть Великой Песни Освобождения, позволяет сразу же ощутить трансцендентный экстаз, приходящий непосредственно из духовной сферы. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы заняты удовлетворением чувств, как будто находимся на более низкой, животной стадии. Тот, кто немного поднимается над уровнем чувственных наслаждений, чтобы вырваться из материальных оков, занимается эмпирическим философствованием. Достаточно разумный человек превосходит уровень эмпирического философствования и пытается обнаружить высшую причину всех причин — внутри и вовне всего сущего. И когда он действительно достигает уровня духовного понимания, поднявшись над сферами чувств, ума и интеллекта, то находится на трансцендентном уровне. Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, поэтому эта звуковая вибрация выходит за рамки всех низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому для повторения маха-мантры не нужно понимать, что она означает, а также прибегать к помощи эмпирического философствования или прилагать какие-либо интеллектуальные усилия. Это приходит само собой, непосредственно с духовного уровня, поэтому каждый может принять участие в пении и повторении мантры, и для этого не требуется обладать никакими особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой ступени человек, обладая духовным знанием, не должен совершать оскорблений.

На начальных стадиях человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза, которых насчитывается восемь:

1)потеря дара речи; 2)испарина; 3)волосы на теле встают дыбом; 4)дрожание голоса; 5)озноб; 6)побледнение кожи; 7)плач в экстазе; 8)транс.

Однако нет сомнения, что, если человек повторяет мантру в течение некоторого времени, он сразу же поднимается на духовный уровень, и первый признак этого — желание танцевать во время пения мантры. Мы наблюдали это на практике. Даже ребенок может принять участие в этом пении и танце. Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальной жизни, потребуется чуть больше времени, чтобы достичь этой нормы, но даже такой погрязший в материальном человек очень быстро поднимется на духовный уровень. Когда мантру поет с любовью чистый преданный Господа, она оказывает сильнейшее воздействие на слушателей, поэтому, чтобы достичь немедленного эффекта, мы должны слушать пение и повторение мантры из уст чистого преданного Господа. Насколько это возможно, необходимо избегать слушать, как поют и повторяют мантру непреданные. Молоко, которого коснулись губы змеи, становится ядовитым.

Слово Хара — это форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама — формы обращения к Самому Господу. И Кришна, и Рама, оба имени означают «высшее наслаждение», а Хара — это высшая энергия наслаждения Господа, в звательном падеже принимающая форму Харе. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Его.

Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже энергия, пограничная энергия Господа. О живых существах говорится, что они выше материальной энергии. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, возникает неестественная ситуация, но, когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией, Харой, она утверждается в своем нормальном счастливом состоянии.

Эти три слова: Харе, Кришна и Рама — трансцендентные семена маха-мантры. Пение и повторение мантры — это духовный призыв к Господу и Его энергии защитить обусловленную душу. Оно подобно непритворному плачу ребенка по своей матери. Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа-Отца, и Господь являет Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру.

В наш век раздоров и лицемерия никакие другие средства духовного самоосознания не являются столь эффективными, как пение и повторение маха-мантры:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Евангелие от Иоанна

Если Мантра - это сила Бога, то овладение этой силой ведёт к постижению Бога.

Из интернета

Это слово (АУМ) - подлинный Брахман, высочайшее. Кто познал его смысл и поклоняется ему, достигает высшей цели и познаёт всё.

Катха Упанишада

П рактика повторения мантр пришла к нам из ведической культуры. Это священные формулы, призванные воздействовать на человека и окружающее его пространство, очищая и упорядочивая его. В переводе с санскрита корень «ман» означает «ум», а «тра» - «инструмент», «защита», «освобождение». Значит, как минимум способна освободить и защитить наш ум. От чего же она защищает и освобождает? И почему повторение определённых комбинаций звуков способно изменять нашу реальность, исцелять, успокаивать, придавать силы, притягивать позитивные события? Есть ли этому какое-либо разумное объяснение, или это некое магическое действо, которое советуют просто научиться правильно выполнять - и успех гарантирован? Людям, у которых сильно развит эмоциональный центр, достаточно просто получить мантру у своего Учителя, и они не будут задаваться вопросами, как и почему это работает. Но такой менталитет больше присущ восточным народам.

Современному западному человеку нужны логические объяснения происходящих явлений. Это не хорошо и не плохо - просто такие особенности восприятия. Европейцы больше склонны к интеллектуальному восприятию. Поэтому когда учёные подтвердили древнее ведическое представление о том, что вселенная состоит из грубых и тонких вибраций, всё сразу стало возможным объяснить в рамках логики. Вся материя вокруг нас состоит из энергии, которая вибрирует на разной частоте. Поэтому можно сказать, что всё вокруг и внутри нас состоит из энергии разного уровня плотности. В том числе наши мысли и эмоции. Душа или то, что называют душой, также материальна. Но только эта материя состоит из очень тонкой энергии. Но даже на этом уровне существует разная плотность. Есть такое выражение «чёрная душа»: это будет душа, излучающая низкие вибрации. И наоборот, человек со светлой душой излучает высокие вибрации.

Что касается мантр, это тоже своего рода материя, состоящая из различных видов вибраций. И надо понимать, что, в свете такого устройства мира, при чтении мантр и молитв или даже просто при выражении своих мыслей вслух очень важным становится то, как это делается, кем и в каком настроении. Какой уровень сознания того, кто будет произносить мантры. От этого будет зависеть результат. Положительный или отрицательный. Быстрый или медленный. Кстати, заметили, что слово «настроение» сродни слову «настройка»? То есть как и на что себя настраиваешь, такое и настроение! Поэтому одной из рекомендаций является читать мантры с утра. Чтобы что? Правильно, чтобы настроить свой день в определённом русле и создать благоприятное внутреннее состояние, или настроение.

Но вернёмся к теме вибраций. Мы говорили о том, что очень важны определённые условия для того, чтобы произнесение мантр имело силу. Какую силу имеют мантры? Силу трансформации. Как правило, это или комбинации священных звуков санскрита, или имена божеств, молитвы божествам, или их прославление и благодарение. То есть настройка себя и своего пространства жизни на очень высокие вибрации. Можно ли это делать неосознанно, просто повторяя незнакомые слова в надежде, что сработает в силу того, что это священные звуки? И существуют ли указания, как правильно читать мантры? Сколько, в какое время, и есть ли указания, как подобрать «свою» мантру?

Как правильно читать мантры: обо всем по порядку

Если принять тот факт, что всё состоит из вибраций, то на передний план выходит вопрос об их качестве. Какого качества энергию мы способны излучать, например, когда злимся? Или жалеем себя, или ненавидим? А какого - когда любим и благодарны за всё? И тут вспоминается знаменитая фраза «измени себя – изменится мир вокруг». Вот, оказывается, почему! Мы настраиваем себя на определённую частоту и попадаем в тот мир, который вибрирует на данной частоте. Так всё просто. Вот где проявляется многомерность мира и теория о параллельных мирах, а также становится понятной идея ада и рая. У каждого они свои. Можно жить в аду или в раю и не умирая. Их можно создать себе своими мыслями, эмоциями и поступками. Вот здесь можно подумать: «Так, всё теперь понятно, сейчас всё быстренько сделаю как надо!» Не тут-то было. Если ваша жизнь на данном этапе совсем не сахар, и вы видите множество проблем и со здоровьем, и в отношениях, и в денежной сфере, это означает, что есть определённые привычки - прежде всего, ума, - которые так сразу нельзя изменить, но именно они привели вас в такую ситуацию. Что же делать?

Самое время начать практиковать потихоньку чтение мантр. В начале статьи мы говорили как раз об их свойстве очищать ум. Очищать от всего негативного, лишнего, чуждого и вредоносного. Или, по-другому, мантры призваны повышать частоту вибраций, на которой мы живём. Многие, если не все, проблемы коренятся в нашем уме или нашем мировоззрении. И при правильном фокусе рассмотрения часть из них решается сама собой. Например, человек никак не может достичь желаемого, и в этом его проблема. Допустим, он хочет стать начальником в своей компании. Но при ближайшем рассмотрении окажется, что на самом деле это желание доказать коллегам, насколько он крут. А ведь это уже совсем другое. И если бы это желание осуществилось, человек дальше не знал бы, что ему делать с той ответственностью, которая на него свалилась, так как он осуществлял по сути совсем другое. Как это связанно с мировоззрением? Очень просто. Это связано с убеждением, что если ты не крут, значит, ты ничего из себя не представляешь, и, следовательно, с тобой можно не считаться. Это убеждение из мира низких вибраций, и там оно работает. Мир всегда нам отражает наш ход мыслей и убеждений. И так во всём. С любой ситуацией. Прежде всего нужно задуматься о причинах её возникновения в нашей жизни и прежде, чем обвинять всех вокруг, попробовать посмотреть, какое из моих убеждений могло так проявиться и что мне этим хотят сказать.

Чтобы увидеть такие вещи в себе и вообще даже просто захотеть их увидеть, нужно быть в определённом правильном, подходящем для этого состоянии. Для этого нужно себя подготовить. Это и происходит в процессе чтения мантр. Мы с их помощью трансформируем наш ум и сознание. И сейчас мы уже готовы перейти к основным правилам их прочтения. Основным, как и во всём остальном, является осознанность. Повторение набора звуков из интернета, словно магических формул, в надежде на привлечение денег, удачи, любви, - как там обещается, - без внимания к сути происходящего - просто пустая трата времени и сил.

Так как повторение мантр - это форма медитации, то и рекомендации по подготовке себя и места будут похожими.

  • Выберите место и время, где вас никто не потревожит. Лучше ранним утром или перед отходом ко сну. Со временем вы сможете повторять мантру где угодно, про себя. Но на начальном этапе лучше произносить мантру вслух.
  • Сядьте в удобную позу с прямой спиной. Можно прикрыть глаза. Одежда не должна стеснять движений, вам должно быть в ней удобно. Старайтесь дышать в спокойном ритме через нос.
  • Хорошо использовать чётки для лучшего сосредоточения ума. Они бывают с разным количеством бусин, но традиционно используется число 108.
  • Старайтесь правильно произносить слова мантры.
  • Произнесение нараспев создаст то самое медитативное состояние.
  • Выделите для начала 10–15 минут. Главное - это регулярность. Затем время можно будет увеличить.

Какую мантру читать

Для начала выбирайте простую мантру, которую вы сможете долго повторять. Как определить «свою» мантру? Самым лучшим способом является интуитивный подбор. Поэкспериментируйте с несколькими понравившимися вам мантрами и вчувствуйтесь, какое воздействие на ваше состояние оказывает каждая из них. Чаще всего начинают с самых известных мантр, таких, например, как . Считается, что главный посыл этой мантры - это сострадание. Это универсальная мантра, которая несёт заряд позитивной и очищающей энергии. также из разряда универсальных инструментов, способных гармонизировать наше внутреннее состояние и пространство вокруг. Особенно если повторять её более продолжительное время. Хотя бы в течение часа. Тогда можно ощутить очень мощный очищающий эффект. Из личного опыта могу сказать, что чтение мантры «Ом», особенно совместное, в среде единомышленников и друзей, оставляет неизгладимое впечатление чистоты и умиротворения. Про мантру «Ом» уже многое написано, и можно при желании изучить этот обширный материал, но лучше всего начать практиковать и почувствовать на собственном опыте её трансформирующее действие. Существует несколько вариантов работы с этой мантрой.

  • Способ первый (простой). Сядьте в том месте, где вас никто не потревожит. Прикройте глаза. Руки можно сложить перед грудью в Намасте (но не напрягайте их). И начните чётко, напевно и последовательно произносить звуки «А–О–У–М», стараясь почувствовать вибрацию этих звуков внутри себя.
  • Способ второй (средний). Когда освоите первый способ, можно в эту практику подключить работу сознания и попробовать ощутить, как из центра груди после вдоха, на звуках «А–О», вы расширяетесь, используя примерно 70 % набранного воздуха, на звуке «У» быстро опять сужаетесь в точку, а на звуке «М» поднимаетесь вниманием к макушке. С очередным вдохом опускаетесь в центр груди и повторяете всё заново: расширение–сужение–подъём к макушке.

Как я уже писала, мантра «Ом» является мощным очищающим и трансформирующим сознание инструментом, поэтому её можно, например, произносить перед едой, чтобы очистить пищу (возможно, кто-то захочет прочитать молитву) или чтобы привнести гармонию в помещение, где вы находитесь, или для прекращения внутреннего диалога и успокоения ума.

То есть мы всегда можем проследить, как действуют на нас вибрации мантр или молитв на всех уровнях. Начиная с оживляющего и исцеляющего влияния на наше физическое тело и пространство, заканчивая тонкими материями, такими как наши эмоции, ум и сознание. Есть люди, глубоко прочувствовавшие на себе все эти положительные эффекты и взявшие за хорошую привычку непрерывное повторение мантры (любой) про себя. Это может привести к глубокому медитативному опыту. На санскрите непрерывное повторение мантры называется «Джапа», а самопроизвольное (из сердца) повторение мантры - «Аджапа». Аджапа является высшей ступенью практики. Всегда сочетается с циклом дыхания. В православной традиции тоже есть практика непрерывной внутренней молитвы, которая называется внутренним деланием. Как правило, используется краткая Иисусова молитва. Главным условием при этом является постоянное присутствие внимания. В идеальном варианте нужно понимать и вникать умом в слова или священные звуки, чувствовать своё тело и не быть эмоционально вовлечённым в какую-либо другую деятельность. То есть требуется тотальное присутствие в процессе. Поскольку то, что мы делаем механически и на автомате, имеет слабое действие или не имеет вообще, а в отдельных случаях может обладать и обратным эффектом. В последнем случае человек будет не развиваться, а деградировать. Поэтому всегда старайтесь привносить осознанность в свои действия!

Помимо универсальных мантр есть также мантры, обращённые к различным божествам и святым. Точно так же, как и молитвы. Чаще всего обращаются к Шиве, Вишну, Кришне, Будде, Лакшми, Ганеше, Белой и Зелёной Таре, Дурге и ещё многим и многим святым и божествам. У каждого из них, точно так же как и у святых других религий, есть свои особенности. В разных нуждах обращаются к разным помощникам. Однако не стоит на этом сильно зацикливаться. Лучше выбрать кого-то одного или нескольких, кто ближе всего к вашей Душе, и стараться выстроить этот контакт, настраиваясь внутренне на тот образ, который как-то резонирует и вдохновляет вас. Для чего это делать? Настраиваясь на любой образ, - это может быть звезда эстрады, любимый писатель, родственник, киногерой или божественная сущность - мы настраиваемся на его частоту. И чем чаще настраиваемся, тем больше уподобляемся и впитываем в себя те качества, которые присущи выбранному нами объекту. А теперь задумайтесь, для чего в массовой культуре существуют и раскручиваются определённые образы. В кино, в музыке, в литературе и в политике.

Есть такая фраза: «Что мы едим, тем мы и становимся». А «едим» мы не только продукты питания, но и впечатления, поступающие к нам извне. Так что, если нам не всё равно, кем быть, хорошо было бы пронаблюдать, из каких материалов, мыслей, образов и убеждений мы творим себя и окружающую нас реальность каждый день. Когда чувствуется снижение уровня энергии и нет сил самостоятельно формировать правильное умонастроение, к нам на помощь как раз и приходит практика чтения мантр и молитв. И будет замечательно, если к этому времени уже выработается такая привычка. Поскольку в тот момент, когда вы уже вовлечены в состояние печали или усталости ото всего, иногда сложно заставить себя попробовать нечто новое. К тому же, практикуя достаточно регулярно, вы будете поддерживать уровень ваших вибраций, избегая слишком сильных перепадов, которые способны надолго выбить вас из колеи.

Так что пробуйте, практикуйте, делайте чтение мантр своей позитивной привычкой, меняйтесь сами и украшайте мир вокруг вас, а также делитесь своими открытиями в этой области с теми, кто готов услышать и расти вместе с вами! Ом.

Есть много способов повторения (рецитации) мантры, которые приводятся в текстах. Во-первых, можно повторять мантру вслух или про себя. Можно повторять мантру, представляя буквы и произнося её в уме или представляя, что буквы сами издают звуки. Приводится много методов работы с мантрами. Но если посмотреть глубже, наша цель в том, чтобы тренировать тело, речь и ум – не только ум или ум и тело. Речь связана с коммуникацией, и она очень важна. Если мы хотим помогать другим, учить их и так далее, нам нужно с ними общаться. Будучи людьми, мы используем речь.

На первом уровне работа с мантрой помогает настроить речь на что-то позитивное. Мы одновременно работаем с телом, речью и умом. Наше тело в определённой позе, и мы представляем себя в виде божества; мы повторяем мантру; и поддерживаем в уме сострадание, ясность или что-то другое.

На более глубоком уровне мантры связаны с дыханием и энергией. С точки зрения буддийского анализа энергия и дыхание очень тесно связаны. Мантра придаёт устойчивый ритм и дыханию, и энергии, которая, вероятно, работает на уровне волн головного мозга. Я думаю, неважно, произносим ли мантру вслух или про себя: в любом случае мы придаём ритм нашей энергии. Я говорю на основе своего опыта, и мне кажется, что эти два способа в равной степени помогают успокоить ум и сделать его немного более острым.

А на глубочайшем уровне мы придаём определённую форму нашему дыханию, а это влияет на энергию. Этот метод позволяет управлять ветрами и энергиями тела, чтобы затем ввести их в центральный канал. Нам нужно придать форму своему дыханию. И с помощью особых мантр и очень продвинутых практик мы вводим ветры в центральный канал, чтобы было легче получить доступ к уму ясного света, который лучше всего подходит для понимания пустотности.

Поэтому, с одной стороны, чтобы придать форму дыханию, нужно произносить мантру вслух, необязательно громко. Конечно, есть разные способы рецитации: можно произносить тихо, громко, напевать и так далее. Но на глубочайшем уровне нам нужно только придать форму дыханию. Это можно сделать, даже если просто шептать мантры. Другим людям необязательно нас слышать.

Обычно рекомендуют шевелить губами и языком, чтобы они двигались в соответствии с «формой» мантры, и произносить вслух, но тихо, чтобы слышать звук могли только мы сами и это никого не беспокоило. Конечно, в монастырях вы услышите, как монахи выкрикивают мантры как можно громче, но с точки зрения теории, которую можно найти в текстах, рекомендуется практиковать втайне от других, просто чтобы придать форму своему дыханию. И вкратце, если мы повторяем мантры про себя, это не делает их менее эффективными: это просто другой метод.

Понять, что такое мантра, очень трудно, намного легче свести её к магическим словам. Более того, тибетцы неправильно произносят санскритские мантры, а монгольское произношение ещё дальше от санскритского. Когда мантры читают китайцы и японцы, вообще невозможно понять, что они произносят. Тогда мы начинаем задаваться вопросом, как это работает, ведь, очевидно, эти люди по-прежнему достигают результата в практике мантр. Его Святейшество Далай-лама рекомендует нам, западным людям, придерживаться санскритского произношения, несмотря на то что тибетцы произносят по-своему. Например, они говорят «Ом Бензасато» вместо «Ом Ваджрасаттва», но это искажение санскрита. Хотя, конечно, многие тибетские ламы предпочли бы, чтобы западные ученики произносили так же, как они. Так что всё зависит от учителя.

Получая посвящение, мы принимаем на себя обязательство повторять мантры. Можно повторять их в транспорте или где угодно – необязательно во время формальной сессии медитации. Хорошая ли это идея повторять мантры в течение дня? Прежде всего, важно практиковать Дхарму не только в спокойной обстановке, например в комнате для медитации. Смысл Дхармы как раз в том, чтобы мы могли практиковать её в повседневной жизни и не разделять свою жизнь на две части: на подушке для медитации я один человек, а в повседневной жизни – совершенно другой. Так что можно повторять мантры всегда и в любое время.

Конечно, в общественных местах, например в транспорте, не нужно произносить их вслух. Не нужно доставать малу (чётки), всем показывать и использовать её при повторении мантры. Эту практику необходимо хранить в секрете. Если вам совершенно необходима мала, чтобы сосредоточиться, держите её в кармане, когда вы не одни. Мы говорим в первую очередь об обычных людях, мирянах, а не о монахах и монахинях.

Необязательно всегда подсчитывать количество мантр. Иначе можно было бы просто считать, и необязательно было бы повторять мантру. Смысл мантры в том, чтобы сосредоточиться на определённом состоянии ума, например на сострадании в практике Ченрезига или на ясности ума в практике Манджушри. Определённо, когда вы повторяете мантру, старайтесь поддерживать то состояние, которое ей соответствует.

Мы можем изучать множество визуализаций, связанных с практикой разных мантр. Их также можно практиковать, в том числе в общественных местах, например, когда мы едем в метро. Конечно, если вы делаете что-нибудь, что требует внимания и связанно с риском для здоровья, например работаете под напряжением, лучше сосредоточиться на том, что вы делаете и не отвлекаться на визуализацию.

Но важно помнить: только на очень продвинутом уровне завершённой стадии мы сможем создавать энергии-ветры, связанные, например, с глазами, и тогда мы будем видеть образы будд с помощью зрительного сознания. До этого, какой бы визуализацией мы ни занимались, мы продолжаем с помощью зрительного сознания видеть обычные формы вещей, а визуализация происходит в ментальном сознании, то есть одно как бы накладывается на другое. Переходя дорогу, вы не теряете из виду происходящее вокруг.

Вы не могли бы ещё раз объяснить, зачем повторять мантры, помимо того, что мы принимаем обязательство?

Ман в слове «мантра» – это сокращённое манас , что означает ум, а тра происходит от санскритского слова «сохранять», «защищать». Это традиционное объяснение. Мантра нужна для того, чтобы защищать ум от негативных мыслей. Это один уровень: вместо того чтобы думать плохо о других, мы повторяем мантру Ченрезига, и это помогает поддерживать памятование о любви и сострадании. Это защищает ум.

На самом обыденном уровне, если у нас в голове «заедает» одна и та же песня или музыка и мы не можем от неё избавиться, лучше всего защитить свой ум, направив вербальную энергию на повторение мантры. Это может быть не только песня, но и неуправляемые мысли, например беспокойство по ночам и так далее. Используйте эту вербальную энергию, повторяя мантру.

На более глубоком уровне, как я сказал, звук мантры придаёт форму нашему дыханию, а это придаёт форму тонким энергиям. Есть так называемая ваджрная рецитация, где мы совмещаем дыхание со звуками ОМ, АХ и ХУМ. А в самых продвинутых практиках мы придаём форму своему дыханию и тонкой энергии, а затем растворяем их в центральном канале, чтобы защитить ум на самом глубоком уровне, получив доступ к его самому тонкому уровню ясного света.
Даже особые достижения в практике часто можно обрести, овладев тонкими энергиями и придав им форму. Это делается с помощью мантры. Речь идёт об особых способностях, таких как экстрасенсорные и сверхъестественные силы, которые нужны для помощи другим, а не для показухи или чего-то подобного.

Таким образом, с помощью мантры можно достичь разных целей.

Имеет ли смысл повторять мантру, когда другая часть ума думает о чём-нибудь другом?

Это лучше, чем вообще её не повторять. Во всяком случае, вы что-то делаете, даже если, повторяя «Ом мани падме хум», думаете о футболе. Но разумеется, лучше сосредоточиться.

Как лучше всего повторять мантры – с визуализациями или особыми мыслями?

Есть разные способы – громко, тихо, про себя, а также визуализируя лишь буквы мантры и не произнося их ни вслух, ни про себя. В крия-тантре представляют, что звук исходит из букв мантры, которые расположены в сердце. Также есть медитация на пустотности звука мантры. Есть много разных практик, связанных с мантрой.

Обычно рекомендуют по крайней мере шевелить губами, сопровождая мантру дыханием, так, чтобы только мы могли слышать звук. Не нужно делать шоу и произносить её вслух, чтобы слышали все окружающие, хотя в некоторых случаях мантры произносят вслух. Скорость зависит от вас. Самое главное – не пропускать ни одного слога. Его Святейшество Далай-лама произносит мантры быстрее, чем кто бы то ни было, кого я слышал в своей жизни, и это касается текстов и всего остального, что он повторяет, но при этом всё совершенно отчётливо.