Монодии (2017). Элий Аристид. Надгробные речи. Монодии (2017) Публий элий адриан

Дата рождения:

Много путешествовал по Азии , Греции , Италии , Египту и доходил до Эфиопии . Когда город Смирна погиб от землетрясения , Аристид своим красноречием убедил Марка Аврелия пожертвовать крупную сумму на его восстановление, за что жители воздвигли ему бронзовую статую и назвали основателем Смирны. Как оратор, он старался подражать древним философам и хотя впадает в общие ошибки софистов, но выдается среди них своею даровитостью.

Он имеет большое значение как выдающийся представитель литературного направления, сочувствовавшего в то время возвращению к староязыческому культу. После него сохранились: речь против Лептина, найденная Морелли (Венец., 1785 г.); речь против Демосфена , открытая Маем, но достоверность ее оспаривается Фоссом (Альтенб., 1842 г.), 55 речей, теоретический трактат о публичном и обыденном красноречии . Новейшее полное издание - Диндорфа (3 т., Лейпциг, 1829); кроме того, Фроммелем издано «Scholia» (Франк., 1828 г.).

Примечания

Литература

  • Барбара Кассен. Эффект софистики. Перевод с французского А. А. Россиуса. М.; СПб.: "Московский философский фонд", "Университетская книга", "Культурная инициатива", 2000 (Библиотека современной французской философии). - 238 с. - ISBN 5-85133-061-9 , ISBN 5-7914-0056-4 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Элизиум (фильм, 2013)
  • Элий Паулин

Смотреть что такое "Элий Аристид" в других словарях:

    Элий Аристид - Элий Аристид, (гр.) Ailios Aristeides, 117 (или 129?) ок. 190 гг., греческий оратор, представитель Второй софистики (см. Софисты). Учился у лучших преподавателей своего времени, среди прочих и у Герода Аттика. Много путешествовал, произносил речи … Античные писатели

    Аристид (значения) - Аристид (др. греч. Ἀριστείδης): Аристид Справедливый (540 до н. э. 467) афинский государственный деятель. Аристид Младший (Аристид Фиванский; около 300 до н. э.) греческий живописец. Аристид… … Википедия

    Аристид ритор

    Аристид, ритор - (Элий) ритор и софист II стол. по Р. Х.; род. в 117 г. в Адрианополе, в Мизии; умер в 189 г. Много путешествовал по Азии, Греции, Италии, Египту и доходил до Эфиопии. Когда город Смирна погиб от землетрясения, А. своим красноречием убедил Марка… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Аристид - 1. Ум. ок. 468/467 до н. э., политич. деятель в Афинах, содействовал Клисфену в его реформе законодательства. В Марафонской битве 490 был одним из стратегов. В 489 488 стал первым архонтом. Являясь выразителем интересов крупных… … Словарь античности

    Афина - У этого термина существуют и другие значения, см. Афина (значения). Афина (Ἀθηνᾶ) … Википедия

    Полиада - Афина (Ἀθηνᾶ) Cтатуя Афины (тип «Паллада Джустиниани») в садах Петергофа Мифология: древнегреческая В иных культурах: Минерва (лат.), Менфра (этрус.) Местность: Аттика … Википедия

    Антонин Пий - В Википедии есть статьи о других людях с именем Антонин. Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин Пий лат. Titus Aurelius Fulvus Boionius Arrius Antoninus Pius … Википедия

    Софистика - два господствующих течения в умственной жизни греков: первое относится ко 2 й половине V в. до Р. Хр.; второе ко II в. до Р. Хр. 1) После периода быстрого развития, за который греческая наука выработала несколько ценных понятий о природе, в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Элий Аристид (ок. 117-189 гг.) тоже был родом из Малой Азии и тоже странствовал, бывал в Египте, выступал с речами на Истмийских играх и в самом Риме. Из его литературного наследия сохранилось 55 речей. Некоторые приближаются по типу к посланиям (такова речь, в которой он просит императора помочь городу Смирне после землетрясения). Другие речи представляют собой упражнения на исторические темы, например о том, что можно было бы сказать в Народном собрании в такой-то критический момент афинской истории V-IV веков до н. э. Некоторые из них написаны на темы речей Исократа и Демосфена. К числу речей, связанных с современностью, следует отнести «Похвалу Риму» (около 160 г.): в ней превозносится до небес римское государственное устройство, соединяющее в себе преимущества демократии, аристократии и монархии. Наконец, среди сохранившихся речей мы находим и «Священные речи», то есть речи, обращенные к богам - Зевсу, Посейдону, Афине, Дионису, Асклепию и другим. В них даются аллегорические толкования древних мифов вместе с отзвуками новых религиозных веяний, связанных с проникновением в Элладу чужеземных культов. На содержание некоторых речей наложила отпечаток болезнь, которой страдал оратор,- она сделала его постоянным посетителем храмов Асклепия, бога врачевания. В честь этого бога оратор даже сочинил стихи: в пергамском Асклепиейоне найден обломок мраморной плиты с текстом гимна, автором которого оказался Элий Аристид.

Речи Аристида не были импровизациями, он готовился к ним долго и тщательно. Ему удавалось с большой точностью воспроизводить манеру речи аттических ораторов IV века до н. э., однако в некоторых своих произведениях он использует и приемы азианистов.

Элий Аристид был высокого мнения о своем литературном творчестве и искрение полагал, что соединил в себе Платона и Демосфена. Но время оказалось более строгим судьей, и нам сейчас ясно, что он был лишь тенью величайшего оратора древности.

В последний период своей истории эллинское красноречие постепенно дряхлело и вырождалось. Закат его, происходивший в полной драматических событий борьбе античной идеологии и религии с наступающим христианством, был тем не менее величественным и славным и во многих отношениях поучительным. Он неразрывно связан с историческими событиями IV века н. э. Так, одной из самых замечательных фигур поздней греческой риторики был не кто иной, как император-философ Юлиан(322-363 гг.), за свою борьбу против христианства получивший прозвище Отступника. Он автор талантливых полемических и сатирических произведений, среди которых есть и речи (например, прозаические гимны «К Матери богов», «К царю Солнцу»).

Аристид Элий (греч. …) (117/129/ н. э) - оратор, представитель второй софистики. Родился в Мисии, в знатной семье, получил блестящее образование - его учителями были Герод Аттик, грамматик Александр из Котиея и пергамский ритор Аристокл. В молодости много путешествовал, выступая публично с риторическими декламациями в Египте, в Афинах, на Родосе, на Истмийских играх и в Риме. Большую часть жизни провел в Смирне, где занимал высокое положение и был окружен славой и почестями. Аристид при жизни были поставлены памятники в некоторых городах Египта, Греции и Малой Азии. До нас дошло 55 речей Аристида и два небольших руководства по риторике. Аристид виртуозно владел языком классической греческой литературы, стремясь подражать великим мастерам аттического красноречия и особенно Исократу, поэтому считался современниками классиком красноречия. Среди речей Аристида есть хвалебные, политические, праздничные. Особенно интересны шесть декламаций Аристида, вошедшие в историю под названием «Священные речи»: в них оратор рассказывает о своей долгой болезни и общении с богом-целителем Асклепием, являвшимся ему во снах. Описанием этих снов, в которых участвуют многие персонажи старинных времен (Софокл, Лисий, Платон), и являются «Священные речи». Кроме того, Аристид принадлежат 7 сохранившихся речей о богах (Зевсе, Афине, Посейдоне, Дионисе, Геракле, Асклепии, Сераписе).

В. С. Ленская.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 611-612.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Литература:

Межерицкая С. И. Жизнь и творчество Элия Аристида // Элий Аристид. Священные речи. Похвала Риму. М., 2006.

Behr С. A. Aelius Aristides and The Sacred Tales. Amsterdam, 1968.

117 (или 129?) - ок. 190 гг., греческий оратор, представитель Второй софистики (см. софисты 2.). Учился у лучших преподавателей своего времени, среди прочих и у Герода Аттика. Много путешествовал, произносил речи в Малой Азии, в Египте, на Родосе и в Риме. Долго жил в Смирне. Сильно болел, лечился в том числе и в Пергаме, с чем связано его особое поклонение Асклепию. Из творений Э.А. сохранилось 55 речей, среди которых: Хвала Афинам (Panathenaikos logos), Хвала Риму (Romes enkomion), Хвалебная речь храму в Кизике в Троаде (Panegirikos en Kyziko), Смирненская речь - хвала Смирне, отстроенной заново после землетрясения - (Smirnakos politikos), Hieroi logoi (праздничные речи, 6 речей автобиографического характера, связанных с болезнью А.А. и его излечением Асклепием). А.А. является также автором 7 сохранившихся речей о богах: Зевсе, Афине, Посейдоне, Дионисе, Геракле, Асклепии и Сераписе. А.А. писал также письма (не сохранившиеся). Он был аттицистом и брал за образец своих аттических предшественников. Язык А.А. изыскан, синтаксис причудлив, поэтому он представляет собой одного из самых трудных для чтения ораторов. Византийские риторы ставили его рядом с Демосфеном и Изократом, софисты IV в. пытались ему подражать. Хвала Афинам была пособием по классической греческой истории в византийских школах.