Нашествие персидских войск на Элладу (Грецию). Нашествие персидских войск на элладу

§ 1 Подготовка к войне

В 490 году до н.э. состоялось знаменитое Марафонское сражение, в результате которого персы были изгнаны с территории Балканского полуострова, а миф об их непобедимости был развеян. Однако, сразу после возвращения войск на родину, персидский царь Дарий начал готовится к новому походу, собирая огромную армию.

Многие жители Эллады (так сами греки называли свою страну) были уверены, что им не стоит ждать нового нападения.

Совсем иначе считал Фемистокл, афинский политик, который долгое время, занимал должность архонта и являлся фактическим правителем Афин. Фемистокл много ездил по Греции, стремясь создать союз между городами для борьбы с опасным врагом. Ему удалось объединить 30 городов, в том числе Афины и Спарту. Кроме того, Фемистокл настаивал, что для усиления военной мощи необходимо создать военный флот. Для строительства флота были использованы средства от продажи серебра, добываемого в Аттике. Раньше эти доходы распределялись между гражданами Афин. Но Фемистоклу удалось убедить людей, что правильнее вложить деньги в строительство флота. Его старания увенчались полным успехом. К началу новой военной кампании Афины обладали мощным флотом, состоявшим из 180 кораблей.

§ 2 Нашествие персов

В 480 г. до н.э. персидский царь Ксеркс, сын Дария собрал огромную армию и флот и двинулся на греков. Было решено переправиться через пролив Геллеспонт в Европу. По приказу царя были возведены мосты, но в это время разразилась буря. Высокие волны снесли возведенное сооружение. Это событие разозлило Ксеркса, и он повелел отрубить головы людям, ответственным за строительство мостов, а море высечь кнутами. Затем были возведены новые мосты. После чего началась переправа, которая длилась 7 дней и ночей.

Полчища Ксеркса быстро завоевали Фракию и Македонию и вторглись в Северную Грецию.

Большая часть городов сдались без боя - путь на юг был открыт. Было решено дать персам бой в узком Фермопильском ущелье, небольшом проходе между горами и морем, соединявшем Северную и Среднюю Греции.

Командование было предоставлено спартанскому царю Леониду, в распоряжении которого было 7 тысяч человек, в том числе 300 спартанцев. В течение нескольких дней греки сдерживали атаки персов. Пока местный житель не показал захватчикам обходной путь, через который им удалось перекинуть войска, пройдя в тыл к грекам. Узнав об этом, Леонид приказал отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход. Все воины, вместе со своим царем пали в битве. Это событие вошло в историю как пример беззаветного мужества и патриотизма. Впоследствии в ущелье была установлена статуя льва, на постаменте было написано: «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».

§ 3 Поражение персов

Одержав победу у Фермопил, персы направились к Афинам, по пути грабя и разоряя города. Перед лицом нависшей угрозы, Народное собрание решило переправить всех женщин, стариков и детей на остров Саламин, расположенный недалеко от Аттики. Все способные держать оружие мужчины ушли в армию или на флот. Персы вошли в опустевшие Афины, убили несколько сот стариков, отказавшихся покидать свои дома, разорили и сожгли город. Вскоре к берегам Аттики подошел персидский флот. Невдалеке, в проливе между Саламином и Аттикой, располагался флот греков, состоявший из 380 триер, кораблей с тремя рядами весел с каждой стороны. Они вмещали в себя 180 гребцов и около 30 воинов. Им противостоял флот персов численностью 700 кораблей. Утром началась битва. Греческие триеры, более легкие и маневренные, теснили персидский флот, тараня их корабли, ломая весла, толкая на мель.

В результате значительная часть персидского флота погибла. Оставшиеся корабли были вынуждены отступить.

После поражения при Саламине, Ксеркс с остатками флота был вынужден покинуть Грецию. Во главе сухопутной персидской армии остался опытный военачальник Мардоний. Он продолжил путь на юг, стремясь вторгнуться в Пелопоннес. В 479 г. до н.э. объединенная армия греков под предводительством спартанского аристократа Павсания окончательно разгромила армию персов в битве при Платеях. Мардоний погиб, а армия бежала из Греции.

В последующие 30 лет войны персы не помышляли о вторжении в Европу. Теперь сражения шли за контроль над Эгейским морем и побережьем Малой Азии. В результате в 449 г. до н.э. был заключен мир, закрепивший победу греков. Согласно договору персидский царь обязывался не вводить флот в Эгейское море, освобождал греческие города в Малой Азии. Греки же обещали не вторгаться на территорию Персии. Главной причиной победы греков в войне следует считать стремление их к свободе, сплоченность и мужество. В отличие от персидского войска, состоявшего из представителей разных племен, насильно призванных в армию, и поэтому не желавших воевать, греческое войско было объединено идеей защитой своей родины.




Повторение: 1. Персы через послов потребовали у греков земли и воды. Что означало: А) участки возле водоемов Б) поесть и попить В) подчинения 2. Укажите причину греко-персидских войн: А) ненависть персов к грекам Б) завоевательная внешняя политика персов В) конфликт из-за Спарты 3. Кого Народное Собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами: А) Аминий Б) Мардоний В) Мильтиад














После Марафонской битвы угроза со стороны Персии сохранялась. Это прекрасно понимал Фемистокл. По его предложению афиняне построили флот в 200 триер. Благодаря Фемистоклу 30 эллинских государств создали Союз тридцати эллинских государств для борьбы с персами. Подготовка к войне












Бой в Фермопильском ущелье Царь Леонид и 300 спартанцев ценой своей жизни прикрыли отход основного греческого войска. Ни один спартанец ни сдался персам. Впоследствии на памятнике в ущелье была сделана надпись: «Путник, весть отнеси всем гражданам, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли»




У персов было 800 кораблей, расположенных тремя группами, перекрывшие выход из пролива. У греков - 200, построенных в 2 линии. Начался сильный ветер. Фемистокл отдал приказ атаковать левый фланг персов. Греческие корабли таранили персидские, а те, прижатые друг к другу, не могли разогнаться и не причиняли грекам никакого вреда. Вскоре персов атаковали греческий центр и правый фланг. Персы в панике двинулись к проливам, забитым своими же судами. Битва при Саламине


Персы в панике двинулись к проливам, забитым своими же судами. В итоге этой грандиозной битвы персы потеряли более 200 кораблей, а греки Битва при Саламине


Греко-персидские войн ы Дата сражения Название сражения Результат сражения 490 г. до н.э.Марафонское победа греков (афинян) 480 г. до н.э. Фермопильское поражение греков 480 г. до н.э. Саламинское победа греков 479 г. до н.э. у г. Платеи победа греков, разгром остатков войска персов В тяжелой и длительной борьбе греки отстояли свою независимость



Словарь: Фемистокл – греческий полководец. Леонид – спартанский царь. 480 г. до н.э. – сражегние у Фермопильского прохода. 480 г. до н.э. – Саламинское сражение. 479 г. до н.э. – битва при Платеи. Триера – греческий корабль с 3-ми рядами вёсел (180 гребцов). Ксеркс – царь Персии.


Источники Вигасин А.А., Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.- М.: Просвещение, 2008 Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2 - М.: Просвещение, 2004 Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2009 Школьная энциклопедия. История Древнего мира.- М.: « ОЛМА - ПРЕСС »,2003 Интернет – ресурсы

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Целевая установка:

  • Показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов на примере Фермопильского сражения и Саламинской битвы.
  • Продолжить формирование умений учащихся правильно показывать на карте исторические объекты, составлять рассказ, выполнять задания индивидуально и в группе.
  • Воспитывать чувства патриотизма, интерес к личности Фемистокла и Леонида, любовь и интерес к предмету история.

Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала).

Средства обучения: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая “История древнего мира” параграф 35 стр. 158-163, карта “Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)”, диск “История” 5 класс, карточки с заданиями, плакаты с названием темы урока, новыми словами, таблица “Греко-персидские войны”, кроссворд, книга “Когда, где, как и почему это произошло” стр.42, проектор, экран. .

Словарная работа: Фемистокл, Фермопильский проход, триера, о. Саламин, Ксеркс, Коринфский перешеек.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

II. Опрос домашнего задания.

Ребята, мы сейчас закрепим ранее полученные знания по теме “Древнейшая Греция”, вспомним о Марафонской битве.

Вопросы:

  1. Когда произошла Марафонская битва? (Марафонская битва произошла в 490г. до н.э.).
  2. Кто принимал участие в Марафонской битве? (В Марафонской битве принимали участие греки и персы).
  3. Как повели себя греки, когда к ним приехали персидские послы? (Афиняне сбросили послов со скалы, спартанцы сбросили их в колодец.)
  4. К каким городам обратились афиняне за помощью? (Афиняне обратились за помощью в Спарту и Платеи).
  5. Каков был ответ из этих городов? (Спартанцы обещали помочь попозже, из города Платеи прибыл отряд воинов).
  6. Как построились войска греков? (Войска греков построились фалангой тесными, сомкнутыми рядами).
  7. Как сражались греки? (Греки сражались мужественно, героически, организованно).
  8. Чем закончилась Марафонская битва? (Марафонская битва закончилась победой греков)
  9. Какое значение имела победа греков при Марафоне? (Греки впервые одержали победу над персами, и персы перестали считаться непобедимыми).

III. Подготовка к повторительно обобщающему уроку.

Сейчас мы проведём игру “Кто первый?”. Я задаю вопросы, а кто первым и правильно ответит на вопрос, получает изображение колобка с улыбкой.

  1. Что означает слово полис? (Небольшое самостоятельное государство в Греции).
  2. Кого называют илотами? (Рабов в Спарте).
  3. Что такое демократия? (Власть народа).
  4. Что обозначает слово ареопаг? (Совет знати в Афинах).
  5. Кого называли гражданами? (Свободных афинян).
  6. Кто является автором поэм “Илиада” и “Одиссея”? (Гомер).

Работа с картой.

Вам известно и не ново:
Карта – важная основа.
Битвы, действия и страны
Вам укажут неустанно.
Если есть у вас желание,
Приступаем. Все внимание.

  1. Покажите на карте территорию Древней Греции и её части. Назовите их. (Северная, Средняя, Южная Греции).
  2. Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес).
  3. Где находится город Афины? (В Аттике).
  4. Где находится Спарта? (В Южной Греции, область Лаконика).
  5. В каком месте греки впервые одержали победу над персами? (В Марафоне).

А сейчас мы разгадаем кроссворд.

Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд в выделенном вертикальном столбике, вы прочитаете второе название Древней Греции. (Эллада).

По горизонтали:

  1. Так называли себя греки. (Эллины).
  2. Одна из поэм Гомера. (Илиада).
  3. В 594 году до н.э. его избрали архонтом. (Солон).
  4. Область в Средней Греции. (Аттика).
  5. Простой народ в Греции. (Демос).
  6. Родина Одиссея. (Итака).

По вертикали:

  1. Второе название Греции. (Эллада).

IV. Переход к изучению новой темы.

Ребята, мы познакомились с некоторыми событиями из жизни древних греков, с Марафонской битвой. Сегодня мы познакомимся с новыми событиями из греко-персидских войск.

Открываем тетради, пишем число, тему урока. (На доску вывешиваются плакаты с темой урока и с новыми словами).

Словарная работа:

  • Фемистокл – энергичный и умный афинянин, вождь демоса.
  • Фермопильский проход – место сражения греков с персами в 480г. до н.э.
  • Триера – мелкосидящий греческий военный корабль с тремя рядами вёсел.
  • Остров Саламин – место сражения греков с персами в 480г. до н.э.
  • Ксеркс – властитель Персидского царства, сын Дария.
  • Коринфский перешеек – географический объект, место, куда некоторые греки предлагали перевести флот для защиты Южной Греции от персов.
  • Леонид – спартанский царь, возглавивший объединённое греческое войско.

V. Изучение новой темы.

Рассказ учителя о нашествии персидских войск на Элладу.

  1. Подготовка эллинов к новой войне.
  2. Бой в Фермипольском ущелье.
  3. Саламинское сражение.

1. Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые

бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл – вождь демоса. Под его руководством греки начали готовиться к войне с персами. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков.

Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а сам приказал построить новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег. А это время греки занимались своими делами. Посмотрим сценку “Накануне войны”.

(Приложение №1)

II. Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции. Серьёзное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. Объединённое греческое войско возглавил спартанский царь Леонид. Греки заняли Фермопильское ущелье и преградили путь персам. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали. Персы понесли большие потери. Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско. Все попытки персов овладеть Фермопильским ущельем кончались неудачей. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал обходную тропу. Ксеркс обрадовался и послал своих воинов в тыл грекам – защитникам Фермопил. Эллины заметили идущий вражеский отряд. Царь Леонид приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход греческих отрядов. 300 спартанцев в бою с персами проявили мужество и героизм. Спартанцы с царём Леонидом сражались до тех пор, пока не погибли все.

Завладев Фермопилами, персы двинулись в Среднюю Грецию. Грабя и разрушая всё на своём пути, захватчики приблизились к Афинам. Жители Аттики в пешке покидали свои дома, и многие из них перебрались на остров Саламин под защиту флота. Аттика опустела. Персы вошли в Афины и предали его огню. Персидские корабли остановились в бухте около Афин. А рядом, в проливе между Саламином и Аттикой, находился греческий флот, который насчитывал 400 кораблей.

Ребята, посмотрите на экран.

  • Просмотр отрывка из учебного фильма “Саламинское сражение”.
  • Показ картины из книги “Когда, где, как и почему это произошло”.

Так закончилась Саламинское сражение. Ксеркс, оставив часть своей армии, покинул Грецию. В 479 году до н.э. у города Платеи оставшаяся персидская армия была разбита. Саламинская битва стала решающей в ходе греко-персидских войн. Греки в тяжёлой борьбе отстояли свою независимость, спасли Родину от врага. VII. Закрепление изученного на уроке.

Хоть немножечко устали,
Силу знаний показали,
Ну, ещё один шажок,
Закрепим мы урок.

1. Ребята, о каких сражениях в ходе греко-персидских войн мы сегодня говорили? (О битве в Фермопильском ущелье и Саламинском сражении).

А сейчас давайте заполним таблицу и узнаем, в каких сражениях греки победили персов?

Заполнение таблицы “Греко-персидские войны” (Приложение №2)

У вас на партах имеются карточки с заданиями.

Вписать недостающие слова и даты. (Приложение №3)

1. На М____________й равнине в 490году до н.э. греками командовал стратег М___________д. Битва завершилась победой _____________________________________.

2. В Ф_______________м ущелье в _______году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид. Битва завершилась победой __________________.

3. В С___________________м проливе в _________году до н.э. афинским флотом командовал стратег Ф________________. После поражения в битве персидский царь Ксеркс _____________________.

4. Близ города П_________и в _________году до н.э. битва завершилась победой _____________________.

VI. Итог урока.

  • Ребята, о чём мы говорили на уроке? (о греко-персидских войнах).
  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Чем он вам запомнился? (Ответы учащихся.)

VII. Домашнее задание: параграф 35 стр. 158-163.

Сегодня на уроке за активное участие, за полные ответы я ставлю следующие оценки:

  • “5” -
  • “4” -
  • “3” -

Урок окончен. До свидания.

Приложение №1

Сценка “Накануне войны”

Сидят греки Спор и Скиллий, разговаривают между собой.

Спор: Слушай, Скиллий, сколько за все эти годы ты добыл губок?

Скиллий: Не знаю.

Спор: А мне кажется, на небе меньше звёзд, чем собрали губок ты и другие ныряльщики из Скиона. Куда они делись, все эти губки? Есть у твоей дочери Гидны одна губка. Она сушит ею голову после мытья. Пять или шесть лет она обходится одной губкой. Наверное, дочери богачей один раз высушат и бросят. А ты для них спускайся на дно. Тьфу!

Скиллий: Ну и чудак ты, Спор! Разве губки нужны только для сушки волос? А что подкладывают гоплиты под шлемы, чтобы они не натирали, а при случае и смягчали силу удара? Чем в богатых домах чистят обувь? Чем моют миски и горшки? Чем вытирают пыль с дорогих сундуков и столов? Всё нашими губками. А если у кого сердце заболит, берут ту же губку, намочат её в неразведённом вине и прикладывают на грудь.

Спор: Скажи-ка.… Да она целебная.… А я её ни во что не ставил. Трава травой…

Скиллий: И не трава это вовсе, а морское животное вроде ежа или звёзды, только попроще.

Отец! Где ты?

Спор: Гидна! Что-то она сегодня рано вернулась. А ведь ей надо бы ещё серы купить.

Заходит девочка. Гидна очень взволнованна.

Скиллий: Что случилось, Гидна? Почему ты так бледна?

Гидна: Я вовсе не бледна, отец. Но на рынке никто не покупает губки. По дороге, за городскими воротами, движутся толпы варваров. В длинных пёстрых одеждах. С луками и копьями. И всадники! И колесницы! И какие-то огромные животные с двумя горбами на спине… Идут. И нет им конца…

Скиллий: Началось! Бедная Эллада! Что тебя ждёт?...

Приложение №2

Карточка №1

Заполнить таблицу “Греко-персидские войны”.

Приложение №3

Карточка №2

Вставить пропущенные слова и даты.

Главные сражения греков с персами.

1. На М____________й равнине в 490году до н.э. греками командовал стратег М___________д. Битва завершилась победой __________________.

2. В Ф_______________м ущелье в _______году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид. Битва завершилась победой ______________________.

3. В С___________________м проливе в _________году до н.э. афинским флотом командовал стратег Ф________________. После поражения в битве персидский царь Ксеркс____________________________.

4. Близ города П_________и в _________году до н.э. битва завершилась победой ______________________.

Персия вот уже несколько десятков лет вела захватнические войны в Европе, Азии и Африке. Греки смогли отразить первый удар персидского войска в Марафонском сражении, но это не означало, что Персия откажется от планов по захвату Греции .

События

После Марафонского сражения персы стали готовить ещё один поход на Грецию.

Подготовка похода затянулась на целых 10 лет.

Царь Дарий умер, оставив Персидскую державу своему наследнику Ксерксу.Греки в свою очередь тоже готовились к будущим сражениям.

480 г. до н.э. – переправа персов через Геллеспонт. На Грецию двинулось огромное войско во главе с Ксерксом, по морю его сопровождал персидский флот.

480 г. до н.э. – битва при Фермопилах.

Для обороны греки выбрали узкий Фермопильский проход (между Северной и Средней Грецией).

Спарта отправила в войско для обороны Фермопил 300 спартанцев. Во главе с царем Леонидом.

Несколько дней греки оборонялись в ущелье.

С помощью хитрости (пройдя по тайной тропинке в обход) персы нанесли удар грекам с тыла.

Все греки, кроме спартанцев, отступили: по спартанским законам отступать с поля боя нельзя, поэтому 300 спартанцев погибли.

480 г. до н.э. – Саламинское сражение.

На острове Саламин сконцентрировался греческий флот.В узком проливе у маневренных греческих триер было полное преимущество.Победа Греции.

Ксеркс возвратился в Персию.

Однако в Греции оставалась сухопутная армия персов.

479 г. до н.э. – разгром персов при Платеях.

479–449 гг. до н.э. – битвы с персами на море и в Малой Азии. Постепенное освобождение греческих полисов.

Участники

Дарий – персидский царь, участник греко-персидских войн.

Ксеркс – персидский царь, предводитель похода персов на Грецию в 480–479 гг. до н.э.

Фемистокл – афинский архонт, организатор сил сопротивления Греции во время нашествия Ксеркса.

Леонид – царь Спарты, погибший в сражении при Фермопилах.

Заключение

Греция одержала победу в греко-персидских войнах, длившихся около 50 лет. Для персов это было тяжёлым ударом. Ведь Персия была гораздо больше Греции и по территории, и по населению. Однако греки, благодаря своему мужеству и отваге, совершили этот подвиг.

Параллели

В сражении при Фермопилах участвовало всего 7000 человек (из них 300 спартанцев), хотя греки могли собрать куда более внушительную армию. Почему они этого не сделали? Потому что в тот год проходили Олимпийские игры . Сейчас кажется невероятным, что греки не стали отменять игры даже в условиях борьбы с захватчиками-персами. Однако это не единственный случай. При Марафонской битве спартанцы не прислали своё войско сразу, так как не могли выйти раньше полнолуния. Слишком сильна была вера греков в богов, священные обычаи не отменялись ни при каких обстоятельствах.

Нашествие персов на Элладу

Многие греки считали поражение персов при Марафоне концом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе. В эти годы в Афинах выдвинулся умный и энергичный человек по имени Фемистокл (рис. 1). Он хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнутся в Грецию. Выступая в Народном собрании, Фемистокл говорил: «Наша родина – Эллада – разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться». Фемистокл ездил по разным городам Греции и, в конце концов, военный союз, к которому он призывал, был создан. Для борьбы с персами объединились Афинское, Спартанское и другие государства, всего тридцать. Командование объединённым войском поручили спартанцам, так как у них было лучшее сухопутное войско.

С именем Фемистокла связано также создание афинского военного флота. Фемистокл предложил всю прибыль от добычи серебра на юге Аттики вложить в строительство военного флота. Народное собрание приняло предложение Фемистокла, и к началу новой войны с персами у афинян было 200 триер.

После смерти Дария властителем Персидской державы стал его сын Ксеркс. В 480 году до н. э. царь Ксеркс повёл свои полчища на Элладу. Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покорённых народов. Им были чужды интересы персидского царя и знати.

Узкий пролив отделял Европу от Азии. По приказу Ксеркса навели мосты, соединившие оба берега, но разразилась буря и снесла эти мосты. Пришедший в ярость Ксеркс велел отрубить головы строителям, а морю назначил невиданное доселе наказание. Плачи стегали его кнутами, приговаривая: «О ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдёт тебя, желаешь ты того или нет!» (рис. 2) Другие мастера выстроили новый мост. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

Огромное войско вторглось в Северную Грецию. За ним следовал обоз с продовольствием, гнали стада быков. Вдоль берега шёл персидский флот. Это случилось через 10 лет, в 480 г. до н. э., после Марафонской битвы. Переправившись через пролив Геллеспонт на европейский берег, войско двинулось по европейскому побережью, а вторгшись в Северную Грецию, стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой.

Единственный путь, который вёл из Северной в Среднюю Грецию, был Фермопильский проход, который и решили защищать 300 спартанцев и 700 феспийцев под командованием Леонида, преградив персам дорогу. Отряд во главе с Леонидом героически защищал Фермопилы, но не смог устоять из-за предательства одного грека, который вывел персов в тыл к войскам царя Леонида. Желая спасти войско от разгрома, Леонид отдал приказ о немедленном отступлении греческих отрядов, а сам с отрядом отборной пехоты из 300 спартанцев пал на поле битвы. На месте сражения был установлен памятник в виде каменного льва с надписью: «Странник, весть отнеси всем гражданам Лакедемона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим»

Завладев Фермопилами, полчища Ксеркса хлынули в Среднюю Грецию. Грабя её области, вытаптывая поля, вырубая виноградники и оливы, захватчики приближались к Афинам.

По решению Народного собрания жители Аттики спешно покидали свои дома. Множество женщин, стариков и детей перебрались на остров Саламин под защиту флота. Способные носить оружие мужчины вступили на корабли. Вся Аттика опустела. Персы вошли в Афины , предали их огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин. Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около четырёхсот кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.

На общем совете военачальников многие командиры настаивали на отводе флота к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Лишь афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей. Долго спорили греки, не зная, как поступить. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным.

За его ходом, восседая на золотом троне, с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс. Превосходство в численности кораблей создавало уверенность в победе. Между тем, поднялся сильный ветер. Он раскачивал высокопалубные суда персов, однако не был опасен низким триерам. Греки нанесли врагам первые удары.

Сражение описал его участник поэт Эсхил. «Был слышен громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь – за всё!» …Сперва стояло твёрдо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же – все тогда они погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мёртвых – скрылась гладь морская» .

Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в битве при Платеях и она была разбита. Греки в тяжёлой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Урок истории в 5 классе

Цели: завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 33.

КАРТОЧКА № 33

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Марафонская битва?»

Для этого вспомни:

— Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

— Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого?

— Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

— Как повели себя жители Спарты?

— Какую помощь оказали жители города Платеи?

— Как построились войска греков? Как они сражались?

Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?

Примерный ответ учащегося

В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одержана победа.

2. Работа с классом.

а) Подготовка к контрольно-обобщающему уроку.

— Дайте определения понятиям «классы», «государство», «эксплуатация», «полис», «демократия», «реформы», «религия», «олигархия».

— Что обозначают слова: ареопаг, архонты, илоты, граждане, Народное собрание, стратег, колония?

б) Проверка умений показывать на карте исторические объекты.

— На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Северная.)

— Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес.)

— Где находится город Афины. (В Аттике.)

— Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония.)

3. Устный ответ ученика по карточке № 33 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

— В каких крупных сражениях с персами смогли победить греки благодаря тщательной подготовке?

IV. Изучение новой темы

План

1) Подготовка эллинов к новой войне.

2) Бой в Фермопильском ущелье.

3) Саламинское сражение.

На доске: тема урока, новые слова: Фемистокл, Фермопильское ущелье, триера, о. Соломин, Ксеркс, Коринфский перешеек .

1. Рассказ учителя.

Фемистокл — вождь демоса. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что флот — опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Тридцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

б) Заполнить таблицу, начатую на прошлом уроке.

«Греко-персидские войны»

3. Рассказ учителя (дополнение к тексту учебника).

а) К Фермопильскому сражению.

Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 000 человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались — в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов.

Леонид знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали.

б) К Саламинскому сражению.

Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на акрополе и все героически погибли.

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

— Почему Греция — небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств — сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

— Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

2. Проверка заполнения таблицы.

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 35 Вигасина или § 29 Михайловского; подготовиться к контрольному тесту по истории Греции: а) повторить § 30, 31 Вигасина, § 26, 27 Михайловского; б) повторить термины; для любознательных: у Фермопильского ущелья поставлен памятник погибшим спартанцам. Это фигура льва. Почему? (Имя Леонид в переводе с греческого означает «лев».)