Выразительные средства языка с примерами таблица. Художественные средства выразительности речи

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 26. Языковые средства выразительности.

Задание № 26. .

Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.

Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.

Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.

Шаг 1 .

Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.

Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.

ТЕОРИЯ.

Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.

Помните главное : это слова в переносном смысле, то есть в жизни мы это «увидеть» не сможем, нам кажется, что это так происходит, это наше вИдение мира.

Аллегория.

Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

Примеры.

Фемида(женщина с весами) – правосудие.

Все животные в баснях, сказках- это изображение людей с подобными характерами.

Гипербола

Преувеличение чего -либо- свойств, признаков и прочего.

Пример.

В сто сорок солнц закат пылал.(В. Маяковский)

Ирония

От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.

Пример.

Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне И.Крылова).

Литота

Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

Пример.

Талии не тоньше бутылочной шейки (Н.В. Гоголь)

Метафора

Это перенос значения слова по внешнему признаку. Метафора - скрытое сравнение. В ней есть то, с чем сравнивают, но нет предмета сравнения.

Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

Пример.

Дворянское гнездо .

Метонимия

Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

1.между предметом и материалом

2.между содержимом и содержащим.

3.между действием и орудием действия.

5.Между местом и людьми, там находящимися.

Примеры.

1.Не то на серебре- на золоте едал (А.Грибоедов).

2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

3.Перо его дышит местью.

4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

5. На субботник вышла вся школа.

Олицетворение.

Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых - способностью мыслить, чувствовать, переживать.

Пример.

Дождь идёт.

Весна пришла.

Природа радуется.

Синекдоха

Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

Когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера).

Примеры:

Пуще всего береги копейку

(Н.В. Гоголь).

И вы, мундиры голубые. (М.Ю. Лермонтов о жандармах).

Сравнение.

Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают , и то, с чем сравнивают . Часто используются союзы: как, словно, будто.

Пример.

Молвит слово - соловей поёт.

Эпитет

Образное определении. По- другому, это определение, обозначающее качество, предмета, которое в жизни нельзя увидеть.

Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

Примеры.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С.Есенин)..

Кругом трава так весело цвела.

…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом

(Тютчев).

Шаг 2.

Если необходимо найти лексические средства , то среди слов предложенного списка нужно искать следующие термины.

Типы слов по смыслу

Синонимы - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).

Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

Мягкий - пухлый, пластичный, эластический, пушистый.

Антонимы - это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый).

Контекстные антонимы - это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Например: один день – вся жизнь, волки - овцы, поэт – стихотворец.

Омонимы - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения (коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие).

Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение (великий- величественный, эффектный- эффективный).

Типы слов по сфере употребления

Общеупотребительные слова - это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)

Диалектизмы - данные слова употребляются жителями определённой местности («саднова»- то есть постоянно, употребляется в глубинках Поволжья).

Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).

Термины названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)

Жаргонизмы - это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка- школьный;

Типы слов по происхождению

Устаревшая лексика (архаизмы )- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи, так как с течением времени были заменены другими словами (очи- глаза, ланиты- щёки).

Историзмы - это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи (кольчуга, ботфорты).

Неологизмы - новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.

Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать)

Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).

Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. (Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).

Типы слов по сферам употребления

Стилистически нейтральная лексика - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы)

Книжная лексика - употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом, публицистическом стиле(например: декларативный, исчислять, конъюктура)

Разговорная лексика - слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении

(хвастунишка, читалка, задира.)

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности:

Нарушающие языковые нормы (траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

Нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

Вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).

Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову.

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

Разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться

Книжные: яблоко раздора, звёздный час

Просторечные: вкручивать мозги, дурья башка.

Шаг 3.

Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.

Фигура - часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Фигура представляет собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Примечание: некоторые фигуры речи могут быть одновременно и синтаксическими средствами (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).

Фигуры речи

приёмы).

Определения.

Примеры.

Анафора

Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

Пример.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Эпифора

Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

Пример.

Правда твоя – это наша правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава. Родина!

Антитеза

Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

Живые и мёртвые.

Кто был никем, тот станет всем.

Градация

Это такой приём, который позволяет предать события, чувства, действия в процессе их развития - по возрастающей или убывающей значимости.

Пример.

Пришёл, увидел, победил!

Не жалею, не зову, не плачу.

Инверсия

Обратный порядок слов. В русском языке прямой порядок: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение.Обстоятельство имеет разное положение в предложении.

Пример.

Жили-были дед да баба.

Пришёл я однажды в школу.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

Оксюморон

Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

Примеры.

Мёртвые души.

Горькая радость. Звонкая тишина.

Синтаксический параллелизм

Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

Пример.

Молодым везде у нас дорога,

Старика везде у нас почёт.

Перифраз.

От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

Примеры.

(Толстой).

Пишущий эти строки (я).

Туманный Альбион (Англия.)

Царь зверей (лев).

Умолчание

Пример.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам.

Я сама… Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

Парцелляция.

Приём, при котором предложение делится на несколько. Сначала идёт предложение с основным смыслом, а за ним - неполные предложения, дополняющие его. Этот приём используется для усиления выразительности, значимости слов.

Пример .

Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон

Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

Пример.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

Многосоюзие или полисиндетон

Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.

Пример.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

Риторические восклицания.

Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

Пример.

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Риторические вопросы.

Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.

Пример.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Шаг 4.

Наконец, если необходим найти синтаксические средства , то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.

Средства

Определения

Примеры

Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

Пример.

Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

Ряды однородных членов

Вводные слова.

Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное

Пример.

Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.

Вопросно-ответная форма изложения.

Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.

Пример.

Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.

Риторические обращения

Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.

Пример.

Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

Обособленные члены.

Обособленные члены позволяют более ярко, конкретно, подробно, эмоционально описать что-то, рассказать о чём-т. Они способствуют уточнению, усилению общего впечатления от содержания текста.

Пример.

В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.

Восклицательные предложения.

Примеры.

Милосердие - удивительное свойств души человека!

Надо воспитывать милосердие в детства!

Цитирование

Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.

Пример.

Горький писал: « Человек - это звучит гордо!».

Пользуйтесь подсказками.

В задании часто можно найти скрытые подсказки.

  • Подсказкой является уже то, что вас просят найти троп, лексическое или синтаксическое средство .
  • Часто в скобках даны примеры (например, эпитетов), вам надо вспомнить, как называется такое средство.
  • Могут помочь и формы слов , например, «использована»- слово женского рода, потому ясно, что здесь термины мужского и среднего рода не подойдут.

Рассмотрим пример.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8-9; 17-18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие - нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) антонимы

4) ирония

5) просторечная лексика

6) ряды однородных членов

7) вопросно-ответная форма изложения

8) общественно-политическая лексика

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

ПОЯСНЕНИЕ.

А) Приём-7 (вопрос-ответ).

(8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).

Б) Ответ-6, ряды однородных членов.

(17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника ? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.

(13) Стройному восхождению , творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица , которые, кстати сказать, бывают разные.

В) Антонимы-3.

(20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Г) Общественно-политическая лексика - 8 (потребность», «личность», «ориентация», «принципы»).

Ответ: 7638.

Алгоритм выполнения задания № 26.

Языковые средства выразительности .

  • Выучите значение терминов , тренируйтесь в их нахождении в тесте. Это первое условие хорошего выполнения задания.
  • Чётко представляйте группы терминов : тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы (фигуры).
  • Внимательно читайте задание . В нём часто уже бывает подсказка.
  • Если надо найти ТРОПЫ , выделите их для себя из списка. Помните, что это слова в переносном смысле .
  • Попытайтесь найти тот, который есть в данных предложениях.
  • Круг терминов из списка сократился. Ищем следующее средство выразительности, например, синтаксическое . Из списка находим то, что как-то связано со знаками препинания.
  • Далее круг терминов стал ещё уже. Ищем, например, лексические средства (это синонимы, антонимы фразеологизмы, различная лексика).
  • Но бывает и так, что не указано, какие с редства нужно искать (лексические, синтаксические). Тогда смотрите на подсказку в скобках.

В пример выше читаем: «в тексте широко использован а (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.».

Как видим, нет чёткого указания, что надо искать, но даны слова в скобках, кроме того, слово «использована» стоит в ж. роде. Поэтому здесь подходит «политическая лексика». < Назад

  • Вперёд >
  • Задание 24 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительсти.

    Задание формулируется в виде текста, названного фрагментом рецензии. В нём якобы пропущены термины, которые нужно восстановить. Для справки даётся список возможных терминов. Нужно понимать, что предложенный в качестве задания текст является искусственно созданным построением и никакого отношения к реальным рецензиям литературных критиков и литературоведов не имеет. Отвлекаться на содержание данных текстов-заданий не стоит. Напротив, я бы рекомендовала разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить. Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов.

    Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.

    Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.

    Список терминов:

    Анафора (=единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

    Август - астры,
    Август - звёзды,
    Август - грозди
    Винограда и рябины...
    (М. Цветаева)

    Антитеза - сопоставление противоположного:

    Я глупая, а ты умён,
    Живой, а я остолбенелая.
    (М. Цветаева)

    Вопросно-ответная форма изложения - изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

    У меня зазвонил телефон.
    - Кто говорит?
    - Слон.
    - Откуда?
    - От верблюда.
    (К.И. Чуковский)

    Восклицательное предложение - предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

    Гипербола - преувеличение, например: Сто лет не виделись!

    Градация - расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

    В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

    Диалектизм - диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка) , бурак (свёкла) , закут (хлев) , кочет (петух) , коты (лапти) , новина (суровый холст) .

    Инверсия - изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

    На, кажется, надрезанном канате
    Я маленький плясун.
    (М. Цветаева)

    И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность ».

    Ирония - использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак ).

    Контекстные антонимы, контекстные синонимы - слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

    Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

    Холодной - выстуженной - не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

    Лексический повтор - повтор слова:

    Ветер, ветер -
    На всём божьем свете!
    (А. Блок)

    Литота - преуменьшение: мужичок с ноготок , мальчик-с-пальчик .

    Метафора - перенос значения по сходству: золотая осень , хмурое небо , холодный взгляд .

    август - грозди
    винограда и рябины
    ржавой - август!
    (М. Цветаева)

    Метонимия - перенос по смежности:выиграть золото , зал аплодировал , ставить Чехова .

    Назывные предложения - предложения с одним главным членом - подлежащим: Полдень. Жарища страшная .

    Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

    Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит... (2) .

    Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

    Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

    Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

    То не ветер ветку клонит,
    не дубравушка шумит.
    То моё сердечко стонет,
    Как осенний лист дрожит.
    (Русская народная песня)

    Мне нравится, что вы больны не мной,
    Мне нравится, что я больна не вами.
    (М. Цветаева)

    Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

    Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

    Перифраза - замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины , город на Неве .

    Пословица - образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

    Просторечие - слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча , завсегда , тама , здеся , забулдыга , дохлятина , отродясь , улыбаюся , ихнего ,не влазиет .

    Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы . Пример (из банка заданий ФИПИ):

    Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг.

    Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка , растрёпа , нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

    Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

    Риторическое обращение
    часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

    Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

    Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

    Ряды однородных членов

    Кто знает, что такое слава!
    Какой ценой купил он право,
    Возможность или благодать
    Над всем так мудро и лукаво
    Шутить, таинственно молчать
    И ножкой ножку называть?..
    (А. Ахматова)

    Сравнение - сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала , влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

    Сравнительный оборот - развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак , как будто , будто , словно , навроде (прост.), вроде .

    Стихи растут, как звёзды и как розы,
    Как красота...
    (М. Цветаева)

    Как правая и левая рука,
    Твоя душа моей душе близка.
    (М. Цветаева)

    Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет , перифраза , анафора , эпифора .

    Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

    Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод ». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

    (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие ».

    Эмоционально-оценочные слова : доченька , маленький мой , солнышко моё , вражина .

    1. Определите выразительные средства.

    3 Город отмечает юбилей.

    4 Карась здесь не водится.

    5 Слышно было, как ликовал швед.

    6 Мы все глядим в Наполеоны.

    7 Судьба играет человеком.

    8 Заботы пчёлами кружились вокруг.

    9 Он действовал чётко и точно, словно робот.

    10 Какой ты умный!

    11 В доме кошмарный беспорядок.

    12 Лошадь величиной с кошку.

    2. Определите выразительные средства.

    1 Из чащи на опушку вышел лесной великан – лось.

    2 Что ищет он в стране далёкой?

    Что кинул он в краю родном?

    3 Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали!

    4 Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю.

    5 Хороши летние вечера.

    6 Татьяна в лес, медведь за ней.

    7 Ласковый ветер, ледяной взгляд, туманные мечты.

    8 Как град посыпалась картечь.

    9 В каждый гвоздик душистой сирени,

    Распевая, вползает пчела…

    Вознеслась ты под свод голубой

    Над бродячей толпой облаков.

    10 А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…

    11Театр уж полон, ложи блещут;

    Партер и кресла, всё кипит…

    12А у Анны беда стряслась. Большая.

    3. Определите выразительные средства.

    1 А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

    2 Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.

    3 В сто сорок солнц закат пылал.

    4 Где стол был яств, там гроб стоит.

    5 С ужасом думала я, к чему всё это приведёт.

    6 Дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

    7 Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

    8 Утешится безмолвная печаль.

    9 Ругал Гомера, Феокрита,

    11Он снял с полки Бунина.

    12Весь зал оглушительно захлопал.

    4. Определите выразительные средства.

    1 Сладкая горечь воспоминаний, молодая старость.

    2 Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман.

    3 И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

    4 Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

    5 Прощай, немытая Россия!

    6 Город на Неве.

    7 Это был создатель «Евгения Онегина».

    8 Тамара в театр пошла.

    9 Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

    10Ветер терзал меня.

    11 Избушка на курьих ножках, мальчик с пальчик.

    12 Вспомнились и лица, давно позабытые, вспомнились обильные страстные речи.

    Ответы.

    1. №2.

    1Метонимия. 1Перифраза.

    2Метонимия. 2Параллелизм.

    3Метонимия. 3Эпифора.

    4Синекдоха. 4Градация.

    5Синекдоха. 5Инверсия.

    6Синекдоха. 6Эллипсис.

    7Олицетворение. 7Эпитет.

    8Сравнение. 8Сравнение.

    9Сравнение. 9Метафора.

    10Ирония. 10Синекдоха.

    11Гипербола. 11Метонимия.

    12Литота. 12Парцелляция.

    3. №4

    1Эпитет. 1Оксюморон.

    2Метафора. 2Бессоюзие(ряды однород. чл.)

    3Гипербола. 3Многосоюзие.

    4Антитеза. 4Инверсия.

    5Инверсия. 5Обращение.

    6Многосоюзие. 6Перифраза.

    7Параллелизм. 7Перифраза.

    8Олицетворение. 8Инверсия.

    9Метонимия. 9Риторический вопрос.

    10Перифраза. 10Олицетворение.

    11Метонимия. 11Литота.

    12Метонимия. 12Анафора.

    Просмотр содержимого документа
    «Урок Выразительные средства языка. 10 кл.»

    МАОУ «Кондратовская средняя школа»

    Конспект урока в 11 классе:

    «Средства выразительности языка»

    Кондратово, 2016

    Урок русского языка в 11 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ).

    Тема урока. Средства выразительности языка.

    Цель урока: развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие

    средства выразительности, определяя их роль в тексте.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2 .Слово учителя.

    Все мы любим тепло, солнышко. Солнышко лучистое улыбнётся всем нам весело, если мы его откроем.

    Орфографическая разминка «Солнышко».

    Вставить пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы.

    Метафора, аллегория, перифраза, градация, парцелляция, бессоюзие, ассонанс, эллипсис.

    Как называются эти слова? (Это выразительные средства языка.)

    На какие группы мы их можем разделить? (Тропы – метафора, аллегория, перифраза, стилистические фигуры речи – градация, парцелляция, бессоюзие, эллипсис, выразительное средство фонетики – ассонанс.)

    Для чего могут использоваться средства выразительности? (Это путь к выразитель-

    ной, образной речи.)

    Слово учителя.

    Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – своё и собеседников. Почему же сегодня в 21 веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования,- один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

    Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное -невзрачное, сильное – слабое, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.

    Какая проблемастоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса.

    - Проблема: « Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?»

    Как связана проблема с темой урока? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

    Определите, пожалуйста, цель урока.

    3. Беседа по теме урока.

    Что такое тропы? (Тропы – такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении.)

    За 1 мин. вспомните, какие знаете тропы, запишите их.

    (Эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, гротеск, литота (мейосис), синекдоха, перифраза, аллегория, ирония, юмор, сарказм, сатира, эвфемизм и др.)

    Что такое стилистические фигуры? (Это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.)

    За 1 минуту вспомните, какие знаете стилистические фигуры, запишите их.

    (Инверсия, антитеза, градация, анафора, эпифора, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, обращение, восклицание, риторический вопрос, умолчание, многосоюзие (полисиндентон), бессоюзие (асиндентон), повтор (аналепсис), рефрен, экспрессивная лексика, каламбур, цитация и др.)

    Вспомните выразительные средства фонетики (звукописи). (Аллитерация, ассонанс, гиатус.)

    4. Лист №1. Задание №1. Индивидуальная работа с текстом.

    Вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы, вставьте пропущенные знаки препинания. Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? Примеры.

    Дивно устро..н наш свет! Тот име..т отличного повара, но к сож..лению такой маленький рот, что больше двух кусочков н..как не может пропустить; другой име..т рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! должен довольств..ват..ся каким (ни-

    будь) немец..им обедом из картофеля.

    Что такое литота? (Литота (мейосис) – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)

    Что такое гипербола? (Гипербола – троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)

    5. Лист №1.Задание №2. Работа в паре.

    Какие выразительные средства иллюстрируют данные примеры?

    1 Мужики – за топоры! (эллипсис)

    2 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (парцелляция)

    3 Волос длинный – ум короткий. (антитеза)

    4 Каждую копейку в дом несёт. (синекдоха)

    5 Весь пансион признавал превосходство Д.И.Писарева. (метонимия)

    6 Летят алмазные фонтаны. (метафора)

    7 И звезда с звездою говорит. (олицетворение)

    8 Гигантский карлик. (оксюморон)

    9 Я не парю – сижу орлом. (сравнение)

    10 Ночь, улица, фонарь, аптека,

    Бессмысленный и тусклый свет. (бессоюзие)

    11 И скучно и грустно, и некому руку подать. (многосоюзие)

    12 Вся комната янтарным блеском озарена. (эпитет)

    13 На лице светились, горели, сияли глаза. (градация)

    14 Солнце русской поэзии. (перифраза)

    15 Такой ты умный! (ирония)

    16 Судьбы свершился приговор! (инверсия)

    Распределите письменно в тетрадь выразительные средства на две группы: тропы и стилистические фигуры. Два ученика работают на доске.

    Стилистические фигуры.

    синекдоха

    эллипсис

    метонимия

    парцелляция

    метафора

    антитеза

    олицетворение

    оксюморон

    сравнение

    бессоюзие

    многосоюзие

    перифраза

    градация

    инверсия

    6. Лист №2. Задание №3. Работа в паре.

    В отрывках из стихотворений русских поэтов 19 и 20 веков найдите примеры, иллюстрирующие олицетворение, синтаксический параллелизм, метонимию, сравнение, метафору, анафору.

    1 В синем море волны плещут.

    В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин) (параллелизм)

    2 Колокольчики мои!

    Цветики степные!

    Что глядите на меня,

    Тёмно-голубые? (А.К.Толстой) (олицетворение)

    3 Вихри снежные крутя;

    То, как зверь она завоет,

    То заплачет, как дитя… (А.С.Пушкин) (сравнение)

    4 Ты вёл мечи на пир обильный;

    Всё пало с шумом пред тобой;

    Европа гибла; сон могильный

    Носился над её главой… (А.С.Пушкин) (метонимия)

    5 Ах, увял головы моей куст,

    Засосал меня песенный плен.

    Осуждён я на каторге чувств

    Вертеть жернова поэм. (С.А.Есенин) (метафора)

    6 Клянусь я первым днём творенья,

    Клянусь его последним днём,

    Клянусь позором преступленья

    И вечной правды торжеством. (М.Ю.Лермонтов) (анафора)

    7. Лист №2. Задание №4. Работа в паре. Определите виды звукописи, их значение.

    О весна без конца и без краю,

    Без конца и без краю мечта. (А.Блок) (ассонанс – звуки и, а)

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

    Величавый возглас волн. (К.Бальмонт) (аллитерация -звук в)

    (Повторение этого звука в придаёт стиху выразительность и музыкальность. Это способствует созданию благозвучия. Видим разновидность звуковой игры – тавтограммы, когда все слова начинаются с одной и той же буквы.)

    (Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «Как над горячею золой…»)

    8. Лист №3. Задание №4. Работа в паре.

    Определите ключевое выразительное средство в первой строфе стихотворения Ф.И.Тютчева.

    Как над горячею золой

    Дымится свиток и сгорает

    И огнь сокрытый и глухой

    Слова и строки пожирает.

    Так грустно тлится жизнь моя

    И с каждым днём уходит дымом,

    Так постепенно гасну я

    В однообразье нестерпимом!..

    О небо, если бы хоть раз

    Сей пламень развился по воле -

    И, не томясь, не мучась доле,

    Я просиял бы – и погас!

    (развёрнутое сравнение – тип сравнения, с его помощью построены целые части текста)

    9 .Лист №3. Задание №5. Работа в группе.

    Создайте небольшой текст, вставив эпитеты. Их значение в тексте.

    Каждый год возвращаются журавли из … стран на … болото.

    Над … морями и … степью, над … реками и …

    лесами летят они весной на свою родину.

    … болото заросло … камышом и прошлогодней осокой. В самых

    … местах устраивают свои гнёзда … журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

    (Эпитеты придают речи образность, эмоциональность, выразительность.)

    10. Экспресс – опрос.

    1 Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. (антитеза)

    2 Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением. (перифраза)

    3 Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. (инверсия)

    4 Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. (метонимия)

    5 Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (метафора)

    6 Троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия. (олицетворение)

    7 Художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. (эпитет)

    8 Повторение слова или словосочетания в конце строки. (эпифора)

    9 Соединение несоединимых понятий. (оксюморон)

    10 Одинаковая синтаксическая структура предложений. (параллелизм)

    11 Вопрос, заданный не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание к явлению. (риторический вопрос)

    12 Повторение однородных согласных звуков. (аллитерация)

    11. Лист №3. Задание №6. Работа в паре.

    Прочитайте текст и выполните задание 24 теста ЕГЭ.

    12. Лист №4. Задание №7. Проверочный тест.

    13. Слово учителя. Вывод.

    Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и с целью создания образности и выразительности мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами должны помнить, что родное слово- это основа нашей духовности, нашей культуры. Мы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Думайте. Решайте. Каким он будет? Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». Человек, который владеет культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

    14. Рефлексия. Составьте синквейн (сенкан ) на тему «Средства выразительности».

    Средства выразительности.

    Красивые, необычные.

    Украшают, описывают, имитируют.

    «Богатство языка… богатство мыслей» (Н.М.Карамзин)

    Сокровища речи (тропы).

    15. Дополните предложения.

    Мне понравилось на уроке…

    Меня удивило…

    Мне запомнилось…

    Я считаю, что…

    16. Домашнее задание. Написать сочинение по тексту задания №6 теста ЕГЭ.

    Приложение.

    Проверочный тест.

    1.И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

    2.Игру его любил творец Макбета.

    3.Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь.

    4.Путь шёл по целине; люди падали с обрывов.

    5.Вынес достаточно русский народ,

    Вынес и эту дорогу железную –

    Вынесет всё, что господь не пошлёт!

    Вынесет всё – и широкую, ясную

    Грудью дорогу проложит себе.

    6. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

    «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

    7.Она свежа, как вешний цвет,

    Взлелеянный в тени дубравной.

    Как тополь киевских высот,

    Она стройна.

    8.Они сошлись. Волна и камень,

    Стихи и проза, лёд и пламень.

    Не столь различны меж собой.

    9.Кроткий лик, прозрачная дева.

    10.Я три тарелки съел.

    1.Синекдоха. 2.Перифраза. 3.Олицетворение. 4.Параллелизм. 5.Анафора. 6. Эпифора. 7.Сравнение. 8.Антитеза. 9.Эпитет. 10.Метонимия.

    Просмотр содержимого презентации
    «К выразительным средствам. 10 кл.»

    Средства

    выразительности языка.

    Выполнил:

    учитель русского языка и литературы МАОУ «Кондратовская средняя школа»

    Бакланова Н.Л.


    Цель урока:

    развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности, определяя их роль в тексте.


    Тропы:

    эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, гротеск, литота (мейосис), синекдоха, перифраза, аллегория, ирония, юмор, сарказм, сатира, эвфемизм и др.


    Стилистические фигуры:

    инверсия, антитеза, градация, анафора, эпифора, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, обращение, восклицание, риторический вопрос, умолчание, многосоюзие (полисиндентон), бессоюзие (асиндентон), повтор (аналепсис), рефрен, экспрессивная лексика, каламбур, цитация и др.


    Я испытал(а) трудности …

    Мне понравилось на уроке …

    Меня удивило …

    Мне запомнилось …

    Я считаю, что …


    Домашнее задание.

    Написать сочинение по тексту задания №7 .

    Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.

    В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.

    Языковые средства в русском языке - что это такое?

    Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые

    Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

    Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

    Лексические средства выразительности

    Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.

    Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.

    В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.

    Основные языковые средства: тропы

    С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

    1. Эпитет — самый известный и распространенный троп. Часто встречается в поэтических произведениях. Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
    2. Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
    3. Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
    4. Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать - скакать», «смотреть - видеть».
    5. Антонимы - слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый - черный», «кричать - шептать», «спокойствие - волнение».
    6. Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».

    Бывают ли другие тропы?

    Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:

    1. Метонимия — замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против (имеются в виду все ученики класса)».
    2. Синекдоха — перенос сравнения с части на целое, и наоборот. Пример: «было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое залетело», «в стаде было сто голов».
    3. Аллегория — выразительное сравнение идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк — злобу.
    4. Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок — высшее зло», «он стал красивее в сорок раз».
    5. Литота — специальное преуменьшение реальных фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше наперстка».
    6. Перифраз — замена слова, выражения синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст — детище автора».

    Стилистические фигуры

    Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.

    Широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.

    В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.

    Какими бывают стилистические фигуры?

    Стилистика предлагает немало собственных средств:

    1. Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык) — выразительные языковые средства, которые включают в себя повтор какой-либо части предложения в начале, конце или на стыке со следующим. Например: «Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы».
    2. Антитеза — одно или несколько предложений, построенных на основе противопоставления. Для примера рассмотрим фразу: «В пыли влачусь — и в небесах витаю».
    3. Градация — использование в предложении синонимов, расположенных по степени нарастания или угасания признака. Пример: «Искорки на новогодней елке светили, горели, сияли».
    4. Оксюморон — включение во фразу слов, которые противоречат друг другу по смыслу, не могут употребляться в одной композиции. Самый яркий и известный пример этой стилистической фигуры - «Мертвые души».
    5. Инверсия — изменение классического порядка расположения слов в предложении. Например, не «он бежал», а «бежал он».
    6. Парцелляция — разделения единого по смыслу предложения на несколько частей. Для примера: «Напротив Николай. Смотрит не моргая».
    7. Многосоюзие — использование союзов для связи однородных членов предложения. Применяется для большей речевой выразительности. Пример: «Это был странный и удивительный, и прекрасный, и загадочный день».
    8. Бессоюзие — связи однородных членов в предложении осуществляется без союзов. К примеру: «Он метался, кричал, плакал, стонал».

    Фонетические средства выразительности

    Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.

    Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.

    Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.

    Какие фонетические средства существуют?

    1. Аллитерация — повтор в тексте одних и тех же согласных, создающих необходимый автору образ. Например: «Я мечтою ловил уходящие тени, уходящие тени угасшего дня».
    2. Ассонанс — повторение определенных гласных звуков с целью создания яркого художественного образа. Для примера: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм».
    3. Звукоподражание — применение фонетических сочетаний, которые передают определенный топот копыт, шум волн, шелест листвы.

    Употребление речевых средств выразительности

    Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

    Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

    С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

    Известно, что с сочностью не сравниться ни один европейский лексикон: такое мнение высказывают многие литературоведы, изучавшие его выразительность. В нем испанская экспансия, итальянская эмоциональность, французская нежность. Языковые средства , применяемые русскими литераторами, напоминают мазки художника.

    Когда специалисты говорят о выразительности языка, то подразумевают не только образные средства, которые изучают в школе, но и неисчерпаемый арсенал литературных приемов. Единой классификации изобразительно-выразительных средств не существует, однако условно языковые средства делят на группы.

    Вконтакте

    Лексические средства

    Выразительные средства , работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.

    Разновидности тропов

    Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами объединила наиболее употребляемые:

    Тропы Пояснения к термину Примеры
    1 Аллегория Замена отвлеченного понятия конкретным образом. «В руках Фемиды», что означает: у правосудия
    2 Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой. Журчащий голос (голос словно журчит).
    3 Метонимия Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий. Класс зашумел
    4 Сравнение Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку. Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью. Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
    5 Олицетворение Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления. Зашептали листья деревьев
    6 Гипербола Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя. Море работы.
    7 Литота Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. Мужичок с ноготок.
    8 Синекдоха Замена одних слов другими касательно количественных отношений. Пригласить на судака.
    9 Окказионализмы Художественные средства, образованные автором. Плоды образования.
    10 Ирония Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения. Что скажешь, умник?
    11 Сарказм Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
    12 Перифраз Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Царь зверей
    13 Лексический повтор С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз. Озера кругом, озера глубокие.

    В статье приведены основные тропы, известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.

    Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.

    Специализированные средства выразительности

    – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал).

    И архаизмы, и историзмы – средства выразительности , которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).

    Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.

    Диалектизмы – слова или грамматические формы , употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).

    Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.

    Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.

    Фразеологические обороты

    Фразеологические выражения – это лексические языковые средства, чья выразительность определяется:

    1. Образным значением , иногда с мифологической подоплекой (ахиллесова пята).
    2. Принадлежностью каждого к категории высоких устойчивых выражений (кануть в Лету), либо разговорных оборотов (развесить уши). Это могут быть языковые средства, имеющие положительную эмоциональную окраску (золотые руки - нагрузка одобрительного значения), или с негативную экспрессивную оценку (мелкая сошка - оттенок пренебрежительного отношения к человеку).

    Фразеологизмы употребляют , чтобы:

    • сделать ударение на наглядности и образности текста;
    • выстроить необходимую стилистическую тональность (просторечности или возвышенности), предварительно оценив языковые особенности текста;
    • выразить авторское отношение к сообщаемой информации.

    Образная выразительность фразеологических оборотов усиливается по причине их преобразования из общеизвестных в индивидуально-авторские: светить во всю Ивановскую.

    Особая группа — это афоризмы (крылатые выражения ). Например, счастливые часов не наблюдают.

    К афоризмам можно отнести и произведения народного творчества: пословицы, поговорки.

    Эти художественные средства применяют в литературе довольно часто.

    Внимание! Фразеологизмы как изобразительно- выразительные литературные средства не могут быть использованы в официально-деловом стиле.

    Синтаксические приемы

    Синтаксические фигуры речи – обороты, используемые автором с целью лучше донести нужную информацию или общий смысл текста, иногда для придания отрывку эмоциональной окраски. Вот какие бывают синтаксические средства выразительности:

    1. Антитеза - синтаксическое средство выразительности, основанное на противопоставлении. «Преступление и наказание». Позволяет подчеркнуть значение одного слова при помощи другого, противоположного по значению.
    2. Градации - средства выразительности, применяющие синонимичные слова, расположенные по принципу нарастания и угасания признака или качества в русском языке. Например, звезды светили, горели, сияли. Такая лексическая цепочка выделяет главное понятийное значение каждого слова – «светить».
    3. Оксюморон - прямо противоположные слова , находящиеся рядом. Например, выражение «пламенный лед» образно и ярко создает противоречивый характер героя.
    4. Инверсии- синтаксические средства выразительности, основанные на необычном построении предложения. Например, вместо «он пел» написано «пел он». В начало предложения выносится слово, которое автор хочет выделить.
    5. Парцелляция - намеренное деление одного предложения на несколько частей. Например, Рядом Иван. Стоит, смотрит. Во второе предложение обычно выносится действие, качество или признак, принимающие на себя авторский акцент.

    Важно! Эти образные средства представители ряда научных школ относят к стилистическим. Причина замены термина кроется во влиянии, оказываемом выразительными средствами данной группы именно на стиль текста, хотя и посредством синтаксических конструкций.

    Фонетические средства

    Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов.

    Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

    Аллитерация - повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.

    Ассонанс - повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш - машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.

    Звукоподражание - подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.

    Средства выразительности в русском языке, тропы

    Использование слов речевой выразительности

    Вывод

    Именно обилие образных средств выразительности в русском языке делает его по-настоящему красивым, сочным и неповторимым. Поэтому иностранные литературоведы предпочитают изучать произведения русских поэтов и писателей в оригинале.