И д папанин что открыл. Иван Дмитриевич Папанин. Знаменитый исследователь Арктики

В период широкого гидростроительства на Волге был открыт академический Институт биологии водохранилищ (впоследствии - Институт биологии внутренних вод АН СССР), на который была возложена задача изучения изменений в Волжском бассейне (как бы сейчас сказали, мониторинг его экологических систем). Возглавил это учреждение легендарный советский полярник Иван Дмитриевич Папанин, доктор географических наук, Дважды Герой Советского Союза, который в своё время немало сделал для организации научного центра по исследованию Волги в Куйбышевской области (рис. 1).

Нужен экологический контроль

О необходимости комплексного изучения влияния хозяйственной деятельности на бассейн великой русской реки Волги передовые ученые России впервые заговорили еще в XIX веке. Хотя в то время воздействие промышленности, транспорта и сельского хозяйства на волжские экосистемы еще не приобрело тех масштабов, которое мы наблюдаем сегодня, тем не менее первые негативные признаки уже волновали передовые умы нашей страны.

Как мы знаем, заметные невооруженным глазом негативные изменения в бассейне крупнейшей реки Европы стали видны уже к середине ХХ столетия, когда практически все волжское русло было превращено в каскад водохранилищ. К тому же в то время в прибрежных городах одно за другим строились промышленные предприятия, загрязняющих некогда чистую воду.

К середине 50-х годов на территории Волжского бассейна, занимающего лишь 8% территории России, уже было сосредоточено около 25% промышленного потенциала нашей страны, более 20% всего объема сельского хозяйства и почти 40% российского населения. Понятно, что такая огромная нагрузка на реку не могла не отразиться на качестве волжской воды, на ее рыбных ресурсах и на общей санитарной обстановке в этом регионе.

Институт биологии водохранилищ (впоследствии - Институт биологии внутренних вод АН СССР) был заложен в поселке Борок Ярославской области. При его создании было очевидно, что одного пункта для исследования такой огромной реки, как Волга, будет явно недостаточно. Поэтому под влиянием научной общественности тогдашнее руководство СССР приняло решение о необходимости создания крупных исследовательских биологических станций и в других городах Поволжья.

Забегая вперед, нужно сказать, что в 1957 году такая станция была открыта в Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти). А вот о том, почему ее построили именно здесь, существует следующая байка, которая, впрочем, подкреплена солидными мемуарами, в том числе и самого директора Института биологии внутренних вод И.Д. Папанина.

Биографическая справка

Иван Дмитриевич Папанин родился 14 (26) ноября 1894 года в Севастополе, в семье матроса Военно-Морского флота. Проучившись четыре года в начальной школе, он в 1908 году пошёл работать на завод. В 1914 году юноша был призван на военную службу на флот. В 1918-1920 годах Иван Папанин участвовал в Гражданской войне на Украине и в Крыму, где занимался организацией диверсий против белогвардейских войск и созданием повстанческих отрядов. В 1920 году он был назначен комиссаром оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного фронта.

В ноябре того же 1920 года Папанина назначили комендантом Крымской ЧК, затем он здесь же работал следователем. В 1921 году Папанина перевели в Харьков военным комендантом Украинского ЦИК, а с июля 1921 по март 1922 года он работал секретарём Реввоенсовета Черноморского флота.

В 1922 году Папанин был направлен в Москву на должность комиссара хозяйственного управления Народного комиссариата морских дел, а в 1923 году в Народном комиссариате почт и телеграфов он стал управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны. В 1923-1925 годах Папанин проходил обучение на Высших курсах связи, после которых его направили в Якутию в качестве заместителя начальника экспедиции по строительству радиостанции.

В 1932-1933 годах Папанин был начальником полярной станции Бухта Тихая на островах Земля Франца-Иосифа, а в 1934-1935 годах - начальником станции на Мысе Челюскин.

Учитывая его опыт работы в Заполярье, руководство Главсевморпути по согласованию с советским правительством поручило И.Д. Папанину возглавить первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс», которая действовала в высоких широтах Северного Ледовитого океана с июня 1937 по февраль 1938 года. Вместе с Папаниным на станции также работали метеоролог и геофизик Е.К. Фёдоров, радист Э.Т. Кренкель и гидробиолог и океанограф П.П. Ширшов. Последние дни станция находилась в аварийной ситуации, поскольку льдина, на которой она находилась, начала трескаться и ломаться. Полярников спасли ледоколы «Мурман» и «Таймыр».

Все участники экспедиции после её окончания удостоились звания Героя Советского Союза. Научные результаты, полученные в этом уникальном северном дрейфе, были представлены общему собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили самую высокую оценку специалистов. Тогда же И.Д. Папанин вместе с радистом станции Э.Т. Кренкелем получили степени докторов географических наук (рис. 2, 3).


В 1939-1946 годах он работал начальником Главсевморпути, и на этом посту в 1940 году стал Дважды Героем Советского Союза. После начала войны с 15 октября 1941 года Папанин совмещал этот пост с должностью Уполномоченного Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море. В 1946-1949 годах И.Д. Папанин временно отошёл от дел и лечился от стенокардии. Однако его деятельная натура не позволила ветерану долго отдыхать, и в 1949 году Папанин был назначен заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, а в 1951 году он возглавил Отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР.

В 1956 году И.Д. Папанин по совместительству стал также и директором Института биологии водохранилищ (впоследствии – Институт биологии внутренних вод АН СССР), который разместили в посёлке Борок.

Волжский вояж

Когда вышло упомянутое выше постановление правительства о создании биостанции на Средней Волге, Папанин вместе с коллегами рассмотрел несколько вариантов ее размещения. В качестве основного пункта предварительно был выбран Ульяновск.

И вот, чтобы лично осмотреть эти места, Папанин летом 1956 года отправился вниз по Волге на экспедиционном судне. Во время этой поездки с ним и произошел почти анекдотический случай, из-за которого биостанция в итоге оказалась не в Ульяновске, а в Ставрополе.

Многие уже тогда знали, что Иван Папанин, отважный полярник и заслуженный ученый, не был лишен некоторых человеческих слабостей. В частности, он любил выпить, а также виртуозно владел ненормативной лексикой. Незадолго до того, как судно должно было подойти к Ульяновску, Папанин во время вечернего застолья принял коньяку больше, чем обычно, после чего отправился спать.

К Ульяновскому порту судно подошло глубокой ночью. И вот здесь при попытке разбудить знаменитого полярника тот не замедлил продемонстрировать представителям корабельной команды весь свой нецензурный словарный запас. Капитан решил больше не рисковать, и судно направилось дальше, вниз по течению Волги. В итоге Папанин проснулся только поздним утром, когда вся экспедиция ошвартовалось в Куйбышеве.

Увидев за бортом совсем не тот город, который он должен был посетить по плану поездки, Папанин еще раз «выпустил пар» в отношении капитана, который, по его мнению, ночью будил его недостаточно активно. Впрочем, эмоциональная разрядка вскоре возымела свое действие. Руководитель экспедиции быстро остыл и решил, что, раз уж так сложилось, то нужно обязательно зайти в Куйбышевский обком партии.

В областном партийном штабе полярник, к своему удивлению, встретил своего давнего знакомого - Ивана Комзина, который в то время был руководителем строительства Куйбышевской ГЭС, а впоследствии стал Героем Социалистического Труда. С ним Папанин также не раз встречался во время Великой Отечественной войны (рис. 4).

Комзин тут же пригласил Папанина к себе в Ставрополь, на строительство ГЭС - в баньке попариться и предаться воспоминаниям. И вот после такого банного омовения, потягивая пиво на свежем воздухе, Комзин и предложил директору Института водохранилищ поставить биостанцию именно здесь, около Жигулевских гор. «Мы тут крупнейшую в мире ГЭС возводим, - сказал Иван Васильевич, - так неужели мы не найдем несколько самосвалов кирпича для зданий вашей станции?» Потом Комзин рассказывал, что Папанин согласился на это предложение без дальнейших колебаний.

Торжественное открытие станции состоялось уже довольно скоро - 30 декабря 1957 года. Впоследствии все эксперты отмечали, что с точки зрения научной значимости место для ее размещения в непосредственной близости от ГЭС было выбрано идеально.

Первым директором биостанции стал кандидат биологических наук Николай Дзюбан, который участвовал в разработке плана своего будущего учреждения, а затем руководил ее строительством, как говорится, от первого колышка и до самого момента торжественного открытия. Впоследствии Николай Андреевич руководил биостанцией до 1974 года, когда он перешел на работу во вновь созданную лабораторию гидробиологического мониторинга при Тольяттинском отделении гидрометеослужбы (рис. 5).

С момента своего основания Куйбышевская биостанция изучала разнообразные гидробиологические процессы, происходящие в только что образовавшемся водохранилище, и в первую очередь формирование его флоры и фауны. Позже сферой ее деятельности стало не только Жигулевское море, а в целом весь комплекс южных водохранилищ Волжско-Камского каскада.

Исследования растительного и животного мира этих огромных водоёмов в течение многих лет проводились комплексно. Это означает, что одновременно с изучением зоо- и фитопланктона, микроорганизмов, донных организмов и ихтиофауны в полевых условиях полным ходом шли гидрологические и гидрохимические исследования. В последующие годы здесь начались также исследования в области гидрофизики. Ученые биостанции изучали динамику изменения берегов водохранилища, его температурный режим в разные сезоны года, измеряли прозрачность воды, направления и скорости течений, и так далее.

Результатом этих исследований стали сотни и тысячи научных работ, в которых показывались изменения продуктивности водохранилищ, биологические характеристики его обитателей, положительные и отрицательные тенденции в уловах рыбы по годам, и многое другое. Все эти данные сразу же находили применение в оценке кормовой базы для рыбного промысла, в деле защиты гидротехнических сооружений от обрастаний, в отслеживании негативных экологических изменений в водохранилище, и так далее.

Иван Дмитриевич Папанин умер 30 января 1986 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (рис. 6, 7).


Институт для всей Волги

В начале 80-х годов стало очевидным, что уровень научной работы биологической станции в Тольятти к тому моменту в значительной степени превысил статус рядового подразделения Академии наук СССР. Тогда же в советские и партийные органы поступило несколько предложений о преобразовании биостанции в полноценный академический институт, перед которым можно было бы поставить задачу широкого наблюдения за экологической обстановкой во всем Волжском бассейне. И доводы оказались столь весомыми, что правительственное решение на этот счет не заставило себя долго ждать.

В июле 1983 года в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР Куйбышевская биологическая станция в Тольятти была преобразована в самостоятельный Институт экологии Волжского бассейна при Академии наук СССР. Его первым директором стал доктор биологических наук Станислав Коновалов (рис. 8, 9).


С декабря 1991 года Институт экологии Волжского бассейна Российской Академии наук возглавляет доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук Геннадий Розенберг. В число его интересов входит изучение экологических систем и прогнозирование их динамики в зависимости от условий окружающей среды (рис. 10).

Заместитель директора института ныне является доктор биологических наук Сергей Саксонов, крупнейший знаток флоры Самарской Луки и всего Среднего Поволжья. Ранее он работал научным сотрудником в Жигулевском государственном заповеднике (рис. 11, 12).


Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

Волга и ее жизнь. Л., Наука, 1978.: 1-348.

Ерофеев В.В. 1991. Открытие Волги. – В сб. «Самарский краевед», ч.1, Самар. кн. изд-во, стр. 11-30.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т.I. Самара, «Самарское книжное издательство», 416 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т.II. Самара, изд-во «Книга», 304 с.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

Жадин В.И. 1940. Жизнь в Куйбышевском водохранилище. – Журн. «Природа»,№ 6, стр.85.

Кренкель Э.Т. 1973. RAEM - мои позывные. М.: Советская Россия, 436 с.

Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. 520 с.

Лукин А.В. 1975. Куйбышевское водохранилище. – Известия ГосНИОРХ, т. 102, стр. 105-117.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Папанин Иван Дмитриевич // Отоми - Пластырь. - М. : Советская энциклопедия, 1975. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969-1978, т. 19).

Папанин И.Д. 1977. Жизнь на льдине. М.: Мысль.

Фортунатов М.А. 1971. О некоторых проблемах изучения Волги и водоемов Волжского бассейна. – В сб. «Волга-I. Проблемы изучения и рационального использования биологических ресурсов водоемов. Материалы Первой конференции по изучению водоемов бассейна Волги. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1971», :11-18.

Фёдоров Е.К. 1982. Полярные дневники. - Л.: Гидрометеоиздат.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 128 с.

26 ноября 1894 года родился один из главных исследователей Арктики, пионер изучения и освоения Северного полюса Иван Дмитриевич Папанин. Он прожил довольно долгую жизнь - 91 год. Папанин ушел из жизни 30 января 1986 года, ровно 30 лет назад. За годы своей жизни Иван Папанин был удостоен множества наград, в том числе успел дважды стать Героем Советского Союза, также он был награжден сразу девятью орденами Ленина. Помимо этого, он имел звание контр-адмирала и научную степень доктора географических наук. Широкую известность он получил еще в 1937 году, когда возглавил экспедицию на Северный полюс. На протяжении 274 дней четверо бесстрашных работников станции «СП-1» дрейфовали на льдине и вели наблюдение за магнитным полем Земли, а также процессами, которые происходили в атмосфере Северного ледовитого океана.

Иван Дмитриевич Папанин родился в Севастополе. Его отец был матросом в порту, так что вся жизнь мальчика прошла рядом с морем, еще подростком он начал трудиться, закончив всего 4 класса начальной школы. Уже в 1908 году он пошел работать на Севастопольский завод по изготовлению навигационных приборов. По этому поводу позднее он чеховскими словами заметит: «В детстве у меня не было детства». В 1912 году Папанина как одного из лучших работников предприятия перевели на судостроительный завод в Ревеле (сегодня Таллинн), а в 1914 году призвали на военную службу. При этом Иван Папанин снова оказался в Крыму, так как его отправили служить на Черноморский флот. В 1918-1920 годах принимал участие в Гражданской войне на Украине и в Крыму (организация повстанческих отрядов и диверсий). С 1920 года был комиссаром оперативного управления при командующем морскими силами и силами Юго-Западного фронта. С ноября 1920 года выполнял функции коменданта Крымской ЧК, работал следователем. В 1921 году был переведен на работу в Харьков военным комендантом Украинского ЦИК, после чего с июля 1921 по март 1922 года работал секретарем Реввоенсовета Черноморского флота.


Через два года последовало повышение, и его перевели в Москву, где молодой чекист занимался вопросами почтовой связи, а позднее возглавил Центральное управление военизированной охраны. Со связью была связана и его работа в Якутии, где он руководил работами по возведению радиостанций. Еще находясь в столице, он успел в 1923-1925 годах пройти обучение на Высших курсах связи, именно после их окончания он и поехал в Якутию.

Деятельность Ивана Папанина в 1932-1935 годах также была связана с нахождением на самом краю земли. В 1932-1933 годах он являлся начальником полярной станции Бухта Тихая, которая находилась на Земле Франца-Иосифа, а в 1934-1935 году работал на станции, которая находилась на Мысе Челюскин. То есть работать ему приходилось в очень суровых условиях. Однако именно тогда Папанин, скорее всего, окончательно и бесповоротно влюбился в Арктику.

Позднее Ивана Дмитриевича ждали еще более сложные испытания. В 1937-1938 году произошло то, что и сделало Папанина знаменитым в нашей стране и мире. Он возглавил первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Научные результаты, которые были получены в уникальном дрейфе, были представлены им Общему собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года и получили очень высокую оценку специалистов. Работа дрейфующей станции действительно позволила собрать много важной и новой информации о суровом арктическом крае. За самоотверженный труд в тяжелых условиях Арктики все члены это знаменитой экспедиции были представлены к званию Героя Советского Союза. При этом Папанин вместе с радистом станции Кренкелем получил степень доктора географических наук.

В конце 1939 года - начале 1940-го Иван Папанин успешно организовал экспедицию по спасению из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокола «Георгий Седов». За удачную экспедицию по спасению ледокола, Иван Дмитриевич был второй раз представлен к званию Герой Советского Союза. Стоит отметить, что с 1939 по 1946 год он возглавлял Главсевморпуть. Должность начальника Главсевморпуть и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере Папанин занимал на протяжении всей Второй мировой войны. Его работа на посту начальника Главсевморпути была важна и в предвоенные годы, так как позволяла решить множество проблем с транспортировкой грузов по СМП. Первые годы на этом высоком посту он уделял большое внимание постройке в стране мощных ледоколов, развитию арктического мореплавания. В годы войны он успешно организовал прием и переправку на фронт военных грузов, которые приходили в СССР морем из США и Великобритании, за что в 1943 году получил звание контр-адмирала.

В послевоенные годы Папанин постепенно отошел от практики. На пенсию он вышел в 1949 году в связи с сердечным заболеванием (у него была стенокардия). При этом он не бросал заниматься теоретической научной деятельностью. С 1949 по 1951 гг. он являлся заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР по экспедициям. Начиная с 1951 года и до конца своей жизни, Иван Дмитриевич Папанов возглавлял отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. Параллельно с этим, с 1965 года он являлся также директором Института биологии внутренних вод АН СССР, расположенном в поселке Борок. Также он являлся председателем Московского филиала Географического общества Советского Союза.

Иван Дмитриевич Папанин скончался 30 января 1986 года от хронической сердечной недостаточности в довольно преклонном возрасте - 91 год. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. За свою жизнь он успел стать почетным гражданином сразу четырех городов - родного Севастополя, а также Архангельска, Мурманска и Липецка и даже одной области - Ярославской. Его именем был назван мыс, расположенный на Таймыре, горы в Антарктиде и Тихом океане, а также остров а Азовском море. Также в честь Папанина были названы улицы в ряде городов Советского Союза.

Интересные факты биографии

Иван Дмитриевич Папанин - это академик без образования. В свое время он не получил даже среднего образования, мальчик проучился в начальной школе всего 4 года. Настоящей «школой жизни» для прославленного полярника стал завод. Лишь работая в Наркомате связи, Папанин окончил Высшие курсы связи. При этом отсутствие образования не помешало ему в 1938 году стать доктором наук, он получил эту степень за результаты, достигнутые в рамках работы станции «СП-1». В дальнейшем он смог стать академиком Академии наук СССР, а также заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям и директором Института биологии внутренних вод АН СССР. Не каждому дано добиться таких успехов и с должным образованием. То же самое можно сказать и о его воинском звании. Папанин стал контр-адмиралом в 1943 году. До этого он был лишь обычным матросом в годы Первой мировой войны и никакого специального военного образования не имел.

Полярник №1

Работа первой советской дрейфующей станции «СП-1» (Северный полюс-1) положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна в интересах навигации, гидрологии и метеорологии. Начавшийся 6 июня 1937 года дрейф станции продолжался 9 месяцев (274 дня) и завершился 16 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина, на которой находилась станция, проплыла 2100 километров. Участники данной полярной экспедиции в неимоверно трудных условиях работы сумели собрать и систематизировать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. В этой экспедиции приняли участие руководитель Иван Папанин, радист Эрнст Кренкель, метеоролог и геофизик Евгений Федотов и гидробиолог и океанограф Петр Ширшов.

Пожалуй, ни одно событие в промежутке между двумя мировыми войнами не привлекало к себе столько внимания общественности, как дрейф «папанинской четверки» в Арктике. Первоначально они дрейфовали на огромной льдине, площадь которой достигала нескольких квадратных километров. Однако к моменту завершения экспедиции размеры льдины уже не превышали размеры волейбольной площадки. В тот момент весь мир следил за судьбой советских полярников, желая им только одного - возвращения из этой экспедиции живыми.

«Папанинцы»

Подвиг четверки «папанинцев» был увековечен в Советском Союзе по-разному. Так в 1938 году свет увидела серия почтовых марок, которая была посвящена экспедиции «СП-1». В том же году была выпущена книга «Жизнь на льдине» за авторством самого Папанина. Помимо этого, на протяжении нескольких лет все советские мальчишки играли в «папаницев» и покоряли Северный полюс, что нашло свое отражение в литературе тех лет (к примеру, в «Цветике-семицветике» Валентина Катаева, 1940 год). В 1995 году в России была выпущена памятная монета достоинством 25 рублей, которая была посвящена работе экспедиции «СП-1».

По материалам из открытых источников.

Иван Дмитриевич Папанин – руководитель исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс», доктор географических наук, контр-адмирал.

Иван родился 14 ноября (по ст.ст.) 1894 года в портовом городе Севастополь в семье матроса Дмитрий Николаевича Папанина и домохозяйки Секлетии Петровны Коваленко. Предками Ивана были молдаване и украинцы. В семье воспитывалось шестеро детей. Когда Иван был еще подростком, мама умерла от сепсиса, и тяготы быта легли на плечи подростка. Поэтому, невзирая на хорошую успеваемость в школе, Ивану пришлось уйти работать на завод. В 1905 году юноша стал свидетелем восстания на корабле «Очаков». Уже тогда в сердце Ивана начали зарождаться революционные идеалы.


С 1908 года юноша устраивается судовым механиком, а затем осваивает специальность слесаря. В 16 лет Иван Папанин числился лучшим работником по сборке приборов навигации. В 1912 году молодого рабочего посылают на повышение квалификации в Таллин. В 1915 году войны попал в ряды Военно-морского флота России, но в 1917 голу, с началом революционного движения, принял сторону большевиков и присягнул Красной армии.


В 1918 году Иван возглавляет партизанский отряд на территории оккупированного немцами по Брестскому договору Крыма. Начинается диверсионная война, которой руководили большевики Мокроусов, Кун. Находясь у бывалых вояк в подчинении, Папанин совершил несколько успешных операций. Одним из противников партизан в те годы была и армия . Папанину было дано поручение пройти незамеченным через белогвардейскую территорию и вернуться обратно с подкреплением.


После победы над Врангелем на освобожденной территории Крымского полуострова Папанину достается должность коменданта Чрезвычайной Комиссии. С 1921 года Ивану Дмитриевичу пришлось поработать и следователем. 20-е годы остались в истории Крыма как время кровавой расправы над выжившими офицерами и солдатами Белой армии. Беспощадные чекисты расстреливали, топили и заживо закапывали соотечественников. Неизвестно, какие чувства испытывал в это время Иван Папанин, простодушный и честный от природы человек.

Экспедиции

Через год Ивана Дмитриевича переводят в Москву комиссаром по хозяйственному обеспечению флота, в 1923 году назначают руководителем Комиссариата почты и телеграфа. В этом же году Папанин записывается на Высшие курсы связи, на которых учится два года. Когда в 1925 году был объявлен набор в экспедицию по строительству радиостанции в Якутии, Папанин первым проявил желание отправиться на север.


В должности заместителя руководителя строительства в условиях вечной мерзлоты Иван Дмитриевич добился возведения объекта в короткие сроки. Через семь лет Папанина направляют начальником полярной станции на острова Земли Франца-Иосифа, а еще через два года Иван Дмитриевич возглавляет станцию на Таймыре.


Когда в 1937 году правительство решается на запуск первой в мире дрейфующей арктической станции, ни у кого не возникало вопроса, кто отправится ее возглавлять. Целью экспедиции не являлось покорение Северного полюса, до Папанина это сделали другие (Роальд Амундсен, Ричард Берд, Умберто Нобиле). Советское правительство уже давно ставило перед собой задачу создания судоходства вдоль северной границы государства. Но арктический путь был еще не достаточно изучен. О наличии подводных течений, сроков неподвижного стояния льда и путей его дрейфа должна была дать ответ научная экспедиция, организованная прямо на льдине.


Советская экспедиция, которая широко освещалась в мировой прессе, состояла из руководителя и повара Ивана Папанина, гидролога и биолога Петра Петровича Ширшова, геофизика и астронома Евгения Константиновича Федорова и радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля. На Большой Земле полярников готовил Отто Шмидт. За несколько месяцев до отправки было разработано специальное питание, пригодное к долгому хранению в условиях крайнего севера, разработано теплое жилище, а также подготовлена измерительная аппаратура.


Экспедиция отправилась на 4 воздушных бомбардировщиках в марте 1937 года и достигла конечного пункта 21 мая. Полет совершался вслепую, но летчик Михаил Водопьянов посадил воздушное судно точно на льдину. За 2 недели на льду была полностью оборудована научная станция, после чего воздушные суда отправились обратно, а льдина начала движение с севера на юг.


Дрейфовать полярникам пришлось 274 дня, тогда как планировалось провести в водах Северного Ледовитого океана полтора года. За это время ученые собрали сведения о фауне полярного региона, о наличие планктона в водах океана. «Папанинцы» сделали большое количество фото животных, обитающих в Арктике. Полярникам принадлежит открытие Большого подводного хребта, и создание метеокарты Арктики.


Начальник дрейфующей станции Иван Папанин и летчик Матвей Козлов

Критический момент для группы Папанина наступил в начале февраля 1938 года. Льдина, уже с осени приближающаяся к теплым водам Атлантики, начала таять и раскалываться на части. 19 февраля операция спасения была проведена двумя ледоколами «Таймыром» и «Мурманом», с одного из которых к станции отправился самолет пилотируемый летчиком Власовым. На следующий день оборудование и люди находились на «Таймыре».


Страна встречала «папанинцев» как национальных героев. Папанин стал кумиром миллионов, биографию Ивана Дмитриевича изучали в школах. 6 марта группа полярники отчитались на Общем Собрании АН СССР. После доклада Иван Папанин и Эрнст Кренкель стали докторами географических наук. Участники экспедиции были награждены орденами Ленина, всем присвоены звания Героев СССР. Ивана Дмитриевича назначают руководителем Главсевморпути.


В 1939 году Папанин участвовал в спасательной операции ледокола «Георгия Седова», который дрейфовал в водах Арктики с 1937 года из-за поломки рулевого управления. За спасение судна и экипажа Иван Папанин вновь получил Героя СССР.


Ледокол "Иван Папанин"

С началом войны Ивану Папанину было поручено курировать строительство портовых верфей в Архангельске, Мурманске, на Дальневосточном побережье. После Победы над фашистской Германией, проработав год на прежней должности, Папанин уходит в науку. Идеи Папанина о создании научного флота воплощаются в жизнь. С 1951 году Папанин руководит морскими экспедициями при АН СССР. С 1956 года Иван Дмитриевич возглавил Научный институт биологии внутренних вод в поселке Борок (Ярославская область). До конца жизни ученый трудился на благо родины.

Личная жизнь

Иван Дмитриевич Папанин был дважды женат. Первой супругой полярника стала уроженица Ялты Галина Кирилловна Касторживская. Женщина разделила с Иваном Дмитриевичем все тяготы жизни в Якутии и на Таймыре.


Галина была незаменимым помощником мужу, собирая метеорологические сведения и архивируя полученные данные. Заболев в середине 60-х годов раком, Галина Кирилловна скончалась в 1973 году. Детей в семье не было.


Иван Дмитриевич тяжело переживал утрату, но в 1982 году женился на Раисе Васильевне, которая редактировала издание мемуаров полярника. Вторая супруга была младше Папанина на 35 лет.

Смерть

Иван Дмитриевич до конца жизни отличался крепким здоровьем.

Умер полярник на 92 году жизни 30 января 1986 года от остановки сердца. Могила Папанина находится на Новодевичьем кладбище.

ПАПАНИН Иван Дмитриевич(26 ноября 1894, Севастополь — 30 января 1986, Москва) — начальник первой советской дрейфующей станции« Северный полюс»(1937 — 1938) и Главного управления Северного морского пути(1939 — 1946), директор Института биологии и внутренних вод АН СССР(1950 — 1965), Почётный гражданин Ярославской области(1982).

Родился в семье моряка. Русский. В 1909 году окончил земскую начальную школу. Ученик токаря механических мастерских лоций Черноаз(октябрь 1909 — июнь 1912), токарь мастерских Севастопольского военного порта(июнь 1912 — декабрь 1913), судостроительного завода в Ревеле(ныне — Таллин)(декабрь 1913 — декабрь 1914). На службе в Русском императорском флоте с 1914 года. Матрос полуэкипажа Севастопольского военного порта(декабрь 1914 — ноябрь 1917).

С осени 1917 года в Красной Гвардии: боец-красногвардеец Черноморского отряда революционных моряков в Крыму(ноябрь 1917 — ноябрь 1918), красноармеец-организатор моряков в тылу противника в Крыму(ноябрь 1918 — ноябрь 1919); участвовал в создании партизанского движения на полуострове, в боях против белогвардейцев. Председатель президиума ячейки мастерской Заднепровской морской бригады бронепоездов и бронесил 14-й и 12-й армий(ноябрь 1919 — март 1920). Член РКП(б) с 1919 года.

Комиссар Оперативного управления командующего Морскими Силами Юго- Западного фронта(март-июль 1920), комендант и член Революционного военного совета(РВС) Крымской революционной повстанческой армии(март-октябрь 1920), командир десанта, отряда моряков, комендант и начальник отряда ВЧК по борьбе с бандитизмом в Крыму(октябрь 1920 — март 1921); в распоряжении военного комиссара при командующем Морскими Силами Республики(март-июль 1921). Секретарь РВС Морских Сил Чёрного моря(июль 1921 — март 1922), комиссар хозяйственного управления ГМТХУ Управления Морских Сил(март 1922 — август 1923). За нарушение воинской и трудовой дисциплины уволен в запас. Заместитель ответственного руководителя Народного комиссариата почт и телеграфов(НКПТ) по организации связи в Якутии(август 1923 — январь 1927), начальник Центрального управления военизированной охраны НКПТ СССР(январь 1927 — август 1931).

В 1929 году окончил специальные курсы Осоавиахима, в 1931 году — Высшие курсы связи Наркомата почт и телеграфа, в 1932 году — первый курс факультета связи Плановой академии.

Руководил экспедицией, а затем строительством радиостанции на золотых приисках Алдана. Начальник экспедиции и полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа(апрель 1932 — декабрь 1933), полярной станции на мысе Челюскин(декабрь 1933 — декабрь 1935), начальник дрейфующей экспедиции« Северный полюс-1»(декабрь 1935 — апрель 1938), которая положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна. Начавшийся 21 мая 1937 года дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 19 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 км. Участники экспедиции(океанолог П. П. Ширшов, геофизик Е. К. Фёдоров и радист Э.Т.Кренкель) в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией« Северный полюс» на дрейфующей льдине Папанину Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль« Золотая Звезда»(№ 37).

Заместитель начальника(март 1938 — октябрь 1939), начальник Главсевморпути при Совете Министров СССР(октябрь 1939 — август 1946). Первые годы основное внимание уделял строительству мощных ледоколов развитию арктического мореплавания, в 1940 году возглавлял экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокольного парохода« Георгий Седов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за образцовое выполнение правительственного задания по выводу ледокольного парохода« Георгий Седов» из льдов Арктики и проявленный при этом героизм начальник Главсевморпути Папанин Иван Дмитриевич награждён второй медалью« Золотая Звезда»(№ З/И). И. Д. Папанин является одним из пяти героев, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза до начала Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны внёс значительный вклад в организацию бесперебойного движения судов на трассе Северного морского пути. С 15 октября 1941 года — уполномоченный Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту. В октябре 1943 года руководил коренной реконструкцией порта Петропавловск-Камчатский.

Прикомандирован к АН СССР(октябрь 1944 — август 1946 и с октября 1948). В течение двух лет находился на длительном лечении(июль 1946 — август 1948). Заместитель директора Института океанологии АН СССР(август 1948 — июнь 1950) по экспедиционной части, директор Института биологии и внутренних вод АН СССР в посёлке Борок Ярославской области(июнь 1950 — июнь 1965), одновременно начальник отдела морских экспедиционных работ АН СССР(август 1951 — январь 1986).

Депутат Верховного Совета СССР 1−2-го созывов(в 1937—1950 годах).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 30 января 1986 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Контр-адмирал(25.05.1943). Награждён девятью орденами Ленина(27.06.1937, 22.03.1938, 1.05.1944, 26.11.1944, 2.12.1945, 30.12.1956, 26.11.1964, 26.11.1974, 23.11.1984), орденом Октябрьской Революции(20.07.1971), двумя орденами Красного Знамени(1922, 15.11.1950), орденами Нахимова 1-й степени(8.07.1945), Отечественной войны 1-й степени(11.03.1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени(22.01.1955, 8.01.1980), орденами Дружбы народов(17.12.1982), Красной Звезды(10.11.1945), медалями, в том числе« За боевые заслуги»(3.11.1944), а также орденами и медалями иностранных государств.

Доктор географических наук(1938). Награждён Золотой медалью имени С. О. Макарова АН СССР(22.11.1984; за выдающийся вклад в развитие научных исследований в Северном Ледовитом океане и за создание научно- исследовательского флота страны).

Почётный гражданин городов-героев Мурманска(19.08.1977) и Севастополя(20.12.1979), а также Архангельска(11.04.1975), Липецка(1982), Ярославской области (23.02.1982) и Автономной Республики Крым(2000).

Бюсты в его честь установлены Архангельске, Мурманске, Севастополе и посёлке Борок Некоузского района Ярославской области. Мемориальные доски установлены в Архангельске и Москве. Его именем названы мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане, Институт биологии внутренних вод РАН, улицы в Архангельске(улица Папанинцев, 1962; улица Папанина, 1986), Екатеринбурге, Измаиле, Липецке, Мурманске и Ярославле. Музей имени И. Д. Папанина расположен в посёлке Борок. При Национальном музее героической обороны и освобождения Севастополя создана музейная экспозиция — стационарная выставка« Иван Дмитриевич Папанин — севастопольский Колумб».

(1894-1986) советский полярный исследователь

Папанин Иван Дмитриевич родился в Севастополе в семье матроса, дошел до должности судового механика, долго работал слесарем. Как и многие люди его поколения, он был участником Гражданской войны. Затем работал на Севере и плавал на ледоколах. Во время экспедиции на «Графе Цеппелине» находился на ледоколе «Малыгин». В 1932-1933 годах он был начальником полярной станции в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, а через год возглавил полярную станцию на мысе Челюскин. Поэтому не случайно его кандидатура была выбрана в качестве начальника станции «Северный полюс-1».

До экспедиции Ивана Папанина человек уже достиг Северного полюса. Первым туда добрался норвежец Руаль Амундсен , в 1926 году американец Берт и, наконец, в 1928 году итальянец Умберто Нобиле. Организация станции «Северный полюс» преследовала совсем иные цели. Исследователи должны были оставаться в районе полюса в течение многих месяцев и проводить разнообразные научные исследования.

Группа отважных полярников состояла из четырех человек: кроме Папанина в нее вошли гидролог и биолог Петр Петрович Ширшов, геофизик и астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Начальником экспедиции, а также поваром был утвержден Иван Дмитриевич Папанин. Всей научной программой этой уникальной экспедиции руководил известный полярник Отто Юльевич Шмидт.

Экспедицию снаряжали долго и очень тщательно: был специально сконструирован утепленный домик-палатка, создана уникальная радиоаппаратура, разработаны особые продукты питания, которые могли выдержать и сильный мороз в 50 градусов, и многомесячное хранение. Участники прошли разностороннюю подготовку. Например, П.П. Ширшов даже прошел курс медицинской подготовки, поскольку врача на станции не было.

В марте 1937 года грандиозная по тем временам воздушная экспедиция на четырех тяжелых бомбардировщиках конструкции Андрея Николаевича Туполева вылетела на север. 21 мая 1937 года экспедиция была высажена на льдину в районе Северного полюса. Целых две недели продолжалось оборудование научной станции, и только в начале июня самолеты улетели. Льдина начала медленно передвигаться к югу.

За время дрейфа был собран уникальный научный материал. Исследователи открыли огромный подводный хребет, пересекавший Северный Ледовитый океан, вели метеорологические наблюдения, ежедневно в одно и то же время Кренкель отправлял на Большую землю сводку погоды.

Оказалось, что полярные районы густо заселены. Вопреки прогнозам, к полярникам приходили и белые медведи, и тюлени, и даже нерпы. Вода Ледовитого океана также оказалась насыщенной планктоном.

Двести семьдесят четыре дня продолжался дрейф этой научной станции. К февралю 1938 года размеры льдины сократились настолько, что полярников необходимо было снимать. Началась знаменитая эпопея их спасения. В это время станция находилась в Гренландском море и приближалась к теплым водам Атлантического океана.

Первым к дрейфующей станции отправился небольшой зверобойный корабль «Мурманец». Он отважно вошел во льды, но вскоре был зажат и унесен в Атлантический океан. Вылетевший на помощь дирижабль «СССР-В6» разбился, врезавшись в гору около города Кандалакши. Во льды были направлены и две подводные лодки, однако они не смогли всплыть в районе дрейфа.

Только 19 февраля к экспедиции смогли приблизиться два мощных ледокола - «Таймыр» и «Мурман». С борта «Таймыра» был спущен небольшой одномоторный самолет, который первым добрался до дрейфовавшей льдины. Его пилотировал известный полярный летчик Власов.

На следующий день к станции подошли ледоколы. Полярники перешли вначале на «Таймыр», а с него на борт подоспевшего к тому времени «Ермака» - «дедушки русского ледокольного флота». Он и должен был доставить полярников в Ленинград. Однако внезапно капитан ледокола получил приказ следовать в Таллин. Все, кто находился на судне, недоумевали, зачем нужно было заходить в столицу Эстонии.

Лишь много лет спустя стало известно, что как раз в эти дни в Москве проходил печально известный процесс над Бухариным , и Сталин потребовал, чтобы встреча полярников состоялась после него. Действительно, встреча отважных героев превратилась во всенародное торжество. Они были удостоены государственных наград и стали Героями Советского Союза.

После этого Иван Дмитриевич Папанин работал начальником Северного морского пути, а после войны трудился в системе Академии наук. В 1986 году отважного героя-полярника не стало.