В чем недостатки рационализма. Преимущества рационализма. Блокчейн не используется масштабно в разных сферах

С рождения человек вынужден взаимодействовать с окружающей действительностью и другими людьми. Он пытается осмыслить увиденное и услышанное. Это содействует возможности жить в гармонии с природой и самим собой. Наука гносеология определяет восприятие как явление и выделяет две главных его формы: рациональное и чувственное познание.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание – это комплекс методов для постижения окружающего мира. Традиционно его противопоставляют мышлению, которое вторично. Вид освоения действительности с помощью чувств не опирается на мыслительный анализ свойств каких-либо объектов. Сформировать конкретные образы и получить первичные знания о внешней стороне предметов позволяет анатомо-физиологическая система. Отвечают за это пять главных чувств:

  • зрение;
  • слух;
  • вкус;
  • обоняние;
  • осязание.

Психология чувственного познания

С точки зрения психологии, познавание – это процесс, который осуществляется в несколько стадий. На первом этапе внешний мир и все предметы в нем буквально «впечатываются» в психику человека. На втором приходит осмысление, то есть формирование понятий и суждений. Заключительный этап «выход» из психики, когда приходит идея, образуется знание, позволяющее интерпретировать исходные чувства.

Чувственное познание присуще только человеку. В животных оно наблюдается в меньшей мере, с его помощью они набирают необходимый опыт. Мышление и чувственное познание людей отличаются от звериных тем, что они биосоциальны. Можно сказать, что познавательные способности эволюционировали и очеловечились. Без рациональности невозможно проникнуть в суть вещей и понять причину явлений. Это стороны единого процесса.


Чувственное познание в философии

Специальная наука гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение), рассматривающая познавание как явление, относится к разделу философии. Есть в ней отдельное течение: сенсуализм (от лат. sensus – восприятие), один из постулатов которого: в разуме не может не быть того, что прежде не возникло бы в чувствах. Самый главный вопрос, волнующий мыслителей: адекватно ли люди оценивают реальность? Известный немецкий философ Иммануил Кант говорил, что постижение всего начинается с опыта – «работы» органов чувств – и выделял в нем несколько ступеней:

  • эмоции;
  • рассудок;

Еще древнегреческие философы полагали, что самой основной и достоверной формой освоения реальности являются ощущения и чувства. Отечественная философская литература, опираясь на труды В.И. Ленина, выделяла их в самостоятельную ступень, низшую по отношению к абстрактному мышлению. Современная наука опровергает старые теории, потому что мышление в эмоциональной и нечувственной форме различаются, но каждое имеет свои преимущества и не может быть по отношению к другому низшим. Способность к чувственному познанию заложена в каждом.

Чувственное познание - плюсы и минусы

Если сравнивать рационализм и сенсуализм, можно найти их плюсы и минусы. Эмоции и ощущения играют первостепенную роль в знакомстве с внешним миром, к тому же данный вид познания человек получает сам и быстро. Но чувственный способ познания мира ограничен и имеет свои недостатки:

  • есть пределы данного процесса;
  • имеются погрешности;
  • оно субъективно;
  • отражает лишь признаки различных объектов;
  • сознание людей намного сложнее и шире, чем набор впечатлений;
  • нельзя свести содержание интеллекта к образам и ощущениям.

Виды чувственного познания

Чувственное познание мира осуществляется с помощью сенсорной системы. На каждый анализатор влияет вся система в целом. Формируют несколько типов восприятия:

  • с помощью слуха;
  • зрения;
  • тактильного контакта;
  • обоняния;
  • вкусовых рецепторов;
  • вестибулярного аппарата.

Некоторые утверждают, что и интуиция – это чувственное познание. Однако она стоит в стороне от рационализма и сенсуализма и является способностью постижения истины в результате «озарения». не опирается на ощущения и логические доказательства. Можно назвать ее своеобразной формой двух вещей – одновременно рационального и нерационального суждения.


Роль чувственного познания

Без сенсорных органов человек не способен к постижению реальности. Только благодаря своим анализаторам он держит связь с внешним миром. Процессы чувственного познания задействуются, когда есть необходимость получить информацию о явлении, хотя она будет поверхностной, неполной. Если же индивид утратил часть средств к созерцанию (ослеп, оглох и т.д.), произойдет компенсация, то есть другие органы начнут работать в увеличенном темпе, режиме. Особенно несовершенство человеческого организма и важность биологических сенсоров заметны, когда недостатки врожденные.

Признаки чувственного познания

Пользоваться чувственным познанием умеют и люди, и животные. Но есть важный элемент, присущий лишь разумным существам: способность представить то, что не видел собственными глазами. Специфика чувственного познания людей в том, что они формируют образы, исходя из рассказов других. Поэтому можно говорить об огромной роли языка в осуществлении познавательного процесса с помощью сенсорных органов. Главный признак сенсуалистического восприятия – непосредственное отражение окружающей действительности.

Методы чувственного познания

Наборов операций и приемов, благодаря которым осуществляется познавание, существует множество. Все методы делятся на два типа: эмпирические и теоретические. Благодаря особенности чувственного познания, большинство теоретических (или научных) приемов, таких, как анализ, дедукция, аналогия и пр. к нему не применимы. Создавать впечатление об объектах возможно лишь с помощью следующих действий:

  1. Наблюдение – то есть восприятие явлений, не осуществляя вмешательство в них.
  2. Измерение – определение отношения измеряемого предмета к эталонному.
  3. Сравнение – выявление сходств и различий.
  4. Эксперимент – помещение предметов и явлений в управляемые условия и изучение их.

Формы чувственного познания

Чувственное познание является поэтапным процессом и имеет три ступени, которые подготавливают к переходу на другой уровень – абстрагированию, являющимся более высоким. Основные формы чувственного познания:

  1. Ощущение. Стартовая ступень, на которой на органы человека воздействуют предметы. Дает одностороннее представление о вещах, например, красивый цветок может ужасно пахнуть, а приятное на вид яблоко быть отвратительным по вкусу.
  2. Восприятие , позволяющее накопить знания на основе одного или нескольких ощущений и сформировать целостный образ.
  3. Представление . Воспроизведение и создание образов, возникающих в памяти. Без данной ступени не получится осмыслить действительность, так как формируется наглядный образ.

Всякое чувственное познание имеет границы, потому как неспособно углубляться в суть явлений. Чтобы выйти за них, используется мышление, возникающее также на основе ранее образованных образов. Для понимания внутренней сущности явлений используется логика и анализ: это следующий шаг. Живое созерцание и абстрактное мышление неотделимы и одинаково участвуют в пути постижения действительности.

А18. К духовной деятельности относится 1) строительство библиотеки 2) создание песни 3) изготовление музыкального

инструмента

4) работа типографии

А19. Высшая степень развития способностей называется

1) уникальностью

2) гениальностью

3) талантом

4) своеобразностью

А20. Труд как целесообразная деятельность начинается

1) с занятия охотой и собирательством

2) с изготовления орудий труда

3) с появлением ремесел

4) с переходом к земледелию

А21. Человек приобретает знания в результате

1) орудийной деятельности

2) познавательной деятельности

3) божественного откровения

4) воздействия природы

А22. Обобщение является составной частью

1) чувственного познания

2) производственной деятельности

3) рационального познания

4) игровой деятельности

1) позитивизм

2) рационализм

3) эмпиризм

4) агностицизм

А24. Истина - это

1) откровение, данное Богом

2) соответствие знаний и объекта познания

3) результат творческого озарения

4) абстрактное понятие, которое реально недостижимо

А25. Движущей силой процесса познания является

1) догадка

2) гипотеза

3) практическая деятельность

4) научная теория

А26. Верно ли суждение? Человек есть продукт

А. Биологической эволюции

Б. Социальной эволюции

А27. Верно ли суждение? Жизнедеятельность человека

А. Запрограммирована природой

Б. Зависит от его сознания и воли

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А28. Верно ли суждение? Человек становится личностью

А. Сразу же после рождения

Б. В результате воздействия общества

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А29. Верно ли суждение? Человек

А. Имеет биологическую основу

Б. Обладает способностью к социальной адаптации

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А30. Верно ли суждение? Личность воплощает в себе черты

А. Характерные для данного общества

Б. Индивидуальные, выделяющие конкретного человека

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А31. Верно ли суждение? Основой характеристики любой личности является

А. Ее неповторимость, индивидуальность

Б. Степень усвоения социального опыта

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А32. Верно ли суждение? Неофициальные межличност­ные отношения

А. Регулируются определенными нормами

Б. Определяются индивидуальными особенностями участ­ников

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

АЗЗ. Верно ли суждение? Свобода человека - это

А. Возможность не отвечать за свои действия и поступки

Б. Осознание меры своей ответственности

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А34. Верно ли суждение?

А. Любой человек является личностью

Б. Личность человека есть совокупность его индивидуаль­ных черт

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А35. Верно ли суждение?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку

Б. Животные используют и даже изготавливают орудия труда

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А36. Верно ли суждение? Деятельность человека

А. Способствует адаптации к окружающему миру

Б. Преобразует окружающую природу

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А37. Верно ли суждение? Деятельность человека

А. Носит исключительно потребительский характер

Б. Является результатом биологической эволюции

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А38. Верно ли суждение? Духовная деятельность направлена

А. На преобразование природной среды

Б. На изменение общества

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А39. Верно ли суждение? Рациональное познание

А. Имеет основой чувственное познание

Б. Осуществляется с помощью мышления

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

А40. Верно ли суждение? Истина

А. Проверяется практической деятельностью

Б. Объективна и относительна

Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

О естественных и социальных науках Формирование понятий и теорий в социальных науках стало темой обсуждения, которая более

чем на полвека расколола не только логиков и методологов, но и самих социальных ученых на два лагеря. Одни из них придерживались точки зрения, согласно которой одни лишь методы естественных наук, приведшие к столь блистательным результатам, являются научными, и следовательно, лишь они во всей их полноте должны использоваться для изучения человеческих дел. Отказ от их использования, как утверждалось, не позволил социальным наукам развить объяснительные теории, по точности сравнимые с естественно-научными...
Представители другой школы видели фундаментальное различие в структуре социального и природного миров. Это ощущение привело к другой крайности, а именно к заключению, что социальные науки всецело отличны от естественных. В поддержку этой точки зрения приводилось множество аргументов. Утверждалось, что социальным наукам... свойствен индивидуализирующий подход и поиск единичных утвердительных суждений, в то время как естественные науки являются обобщающими, им присущ поиск всеобщих достоверных суждений. Словом, сторонники этой школы утверждают, что естественные науки должны иметь дело с материальными объектами и процессами, социальные же науки - с психологическими и интеллектуальными и что, следовательно, методом первых является объяснение, вторых - понимание.
Вопросы и задания: Согласны ли вы с тем, что в науках о природе невозможно достичь понимания, а науки о человеке ничего не объясняют?

Достоинства рационального познания

Рациональное познание преобладает в Западном мире, и множество мыслящих людей считают его единственно достоверным. Они, как правило, не склонны что-либо принимать на веру и любое утверждение стремятся доказать логически или эмпирически: утверждение не считается истинным до тех пор, пока не будет убедительно доказано. Великое достоинство рационального познания заключается, прежде всего, в том, что огромное множество людей способно самостоятельно проверять все аргументы в пользу или против каких-либо суждений, что возможно благодаря их логической форме.

Недостатки рационального познания

Несомненные достоинства рационального познания породили рационализм. В фундаменте этого течения философской мысли находится положение: разум ‒ единственный достоверный источник познания. Однако рациональное познание весьма ограничено в своих возможностях. Рассмотрим доводы, которые иллюстрируют эту ограниченность.

1. Ахиллесовой пятой рационального познания является противоречие: с одной стороны, известный закон формальной логики – закон достаточного основания ‒ требует каждое утверждение достаточно обосновывать, т.е. не принимать на веру; с другой стороны, основаниями любого учения и любой науки являются фундаментальные положения, которые принимаются на веру. Более того, сам закон достаточного основания не доказуем и принимается на веру.

2. Рациональное познание требует четко и однозначно определять понятия, и это оправданно. К примеру, до 1860 г. в науке не было однозначных понятий «атом» и «молекула», что часто приводило ученых к непониманию друг друга. В 1860 г. на первом Международном съезде химиков в Карлсруэ этим понятиям было дано четкое и однозначное определение. С тех пор связанные с ними недоразумения ушли в прошлое. Однако многие философские, религиозные и научные понятия имеют множество определений. Мыслящие люди в одно и то же понятие, особенно сложное, могут вкладывать широкий спектр смыслов. Можно привести яркие примеры, показывающие, как требование четко и однозначно определять понятия ограничивает рациональное мышление, превращает споры и дискуссии в бессмысленное занятие, заводит рассуждения в тупик. Платон устами Сократа показал, что процесс определения нравственных понятий может быть бесконечным. Некоторые важнейшие философские понятия имеют сотни определений, например, «культура». «Еще в 60-е гг. нашего века А. Кребер и К. Клахкон, анализируя только лишь американскую культурологию, приводили цифру ‒ 237 дефиниций (определений). Сейчас, в 90-е гг., эти подсчеты безнадежно устарели, и повысившийся теоретический интерес к исследованию культуры повлек за собой лавинообразный рост позиции по ее обозначению. Что ни автор, то собственное понимание культуры». [Культурология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. С. 73]. Мыслящие люди, ведущие научную беседу, могут не знать все известные определения одного и того же понятия, причем, каждый из них может знать свою особенную совокупность этих определений. Остается только удивляться, что люди вообще способны понимать друг друга! Это возможно потому, что обо всех понятиях имеются интуитивные представления. К примеру, каждый мыслящий человек знает, что такое жизнь, хотя множество людей могут не знать ни одного научного определения жизни. Да и сама наука далека от исчерпывающего понимания этого понятия.

3. В 1931 г. австрийский логик и математик Курт Гëдель сформулировал две теоремы о неполноте. Из второй теоремы следует, что даже арифметику целых чисел нельзя полностью аксиоматизировать. Иными словами, непротиворечивость формальной арифметики нельзя доказать средствами этой арифметики, а можно доказать лишь с помощью более общей теории, непротиворечивость которой будет ещë более сомнительна. Этот вывод можно распространить на всякую формальную систему. Таким образом, Гëдель показал ограниченность аксиоматического метода, а, следовательно, вообще ограниченность рационального познания.

Анализ особенностей рационального познания показывает, что истинность любого философского, религиозного учения, научной теории нельзя обосновать только на основе логических процедур. В этой истинности убеждаются только люди определенного мировоззрения, которые на веру принимают некоторую совокупность фундаментальных принципов.

Так, например, математика, согласно Пифагору, ‒ наука, поскольку базируется на точном знании. Но она же предполагает ответ на вопрос: кто творец этого знания? Природа? Бог? В стремлении ответить мы уже попадаем в царство философии. В познании Бога, Мироздания человек опирается на веру. Потому и существуют сотни, тысячи философских школ, и в каждой заключен осколок Абсолютной Истины.

Вера лежит в основании любой системы теоретического знания ‒ философского, религиозного учения, научной теории.

Послания жителям Земли

В. А. Шемшук в книге «Диалог Земля ‒ Космос» утверждает, что жители Земли из Космоса получали несколько обращений, в частности, в 576 г. до н.э., в 711 г., в 1929 г. Последнее условно названо «Третье обращение к Человечеству». Оставим в стороне вопросы о том, действительно ли оно пришло из Космоса или является сфабрикованным. Гораздо важнее его логическое содержание, суровая правда поставленных проблем. Приведем выдержки из книги. «Основой вашей разумной логики являются понятия “да” и “нет”, как якобы реально существующие и многократно проявляющиеся при ступенчатом анализе любого сложного вопроса. При этом количество ступеней в анализе конечно и чаще всего мало, даже когда вами исследуется достаточно серьезная проблема. Поиск ответа сводится к выбору одного из множества решений, тогда как правильное решение лежит между ними». [Шемшук В. А. Диалог Земля – Космос. М.: Изд-во «Всемирного фонда планеты Земля», 2004. С. 47]. «Нелепое расщепление логического фундамента на понятия “да” и “нет” являются самым большим препятствием на пути к познанию вами бытия». [Там же. С. 50]. «…ваша логика базируется на дискретном фундаменте вместо непрерывного, причëм, принята за основу самая примитивная функция, имеющая всего два значения». [Там же].

По существу в этих отрывках говорится об ограниченности формальной логики при решении определенного круга познавательных проблем, прежде всего, мировоззренческих.

Рациональное познание в современном образовании

В современном среднем и высшем образовании рациональное познание занимает каменные палаты, а интуиция ютится на задворках. Создается впечатление, что составители программ забывают о том, что на свете существует изобразительное и музыкальное искусство, не говоря уже о богатейшем медитативном опыте Человечества. Тончайшая детская интуиция целенаправленно убивается логикой. Не потому ли, что с помощью логики взрослыми людьми легко управлять?

Необходимость диалектического мышления

Ни в коем случае не следует умалять великие достижения формальной логики. Со времен Аристотеля она прекрасно справляется с множеством сложнейших задач. Однако любая отрасль знаний, любая наука имеет ограниченную сферу применения, за пределами которой происходят отступления от истины. При решении некоторых проблем, в первую очередь, мировоззренческих, формальная логика может подавать плохие советы. Но, несмотря на это, многие научные направления свято хранят ей верность.

Современная физика показала, насколько плодотворным может быть отступление от привычной схемы мышления, которая исходит из несовместимости понятий «да» и «нет». Ньютон и Гюйгенс предложили разные теории света, корпускулярную и волновую. До начала XX века они казались несовместимыми. Копенгагенская интерпретация квантовой механики благодаря Эйнштейну, Бору, де Бройлю сумела объединить обе теории света в одно гармоничное целое и блестяще доказать достоинства диалектического мышления.

Господство формальной логики в фундаментальной науке является тормозом ее развития. Необходимо диалектическое мышление при решении фундаментальных научных проблем .

[См. Ленин В. И. О значении воинствующего материализма. ПСС, 5 изд. Т. 45. С. 29 – 31].

Интуитивное познание

Интуитивное познание господствует в Восточном мире. На Востоке мыслящие люди, как правило, не придают фундаментального значения в религии рациональному познанию. Гуру призывают учеников подавлять к нему склонности и способности, провозглашая, что только так можно уберечься от тех искажений, которые влечет за собой разум. С одной стороны, подавляя склонности к рациональному познанию, мистики от этих недостатков избавляются. С другой стороны, совершенствуя себя, они заслуживают Откровение. Именно благодаря интуитивному, мистическому познанию пророки писали или диктовали Священные книги. Однако и оно не лишено недостатков.

1. Человек, начинающий восхождение по интуитивному пути познания, еще далекий от совершенства, может подвергаться воздействию тех весьма не совершенных существ нечеловеческой природы, которым выгодно искажать процесс человеческого познания. Поскольку он не склонен доверять своему разуму, то лишает себя возможности избавляться от этих искажений с помощью рационального мышления.

2. Следуя только интуитивному пути познания, сложно строго аргументировано излагать свои суждения другим людям, ведь для этого необходимо постоянно упражняться в рациональном мышлении, что противоречит требованиям этого пути познания. Более того, любая высказанная мысль не может не облекаться в логическую форму. Следовательно, любая попытка выразить мысль, понятную другим людям, означает уклонение от интуитивного пути познания.

Единение разума и веры

Одной из важнейших задач современной биологии, на наш взгляд, является гармоничное соединение двух теорий: Божественного Творения (креационизм) и эволюции. Слишком много накопилось неопровержимых доказательств эволюции органического мира. И слишком основательны рассуждения креационистов о том, что в высшей степени маловероятна эволюция, происходящая лишь как механический, случайный процесс. Выходом из этой парадоксальной ситуации является синтетическое решение: Божественная Иерархия сотворила жизнь на Земле посредством эволюции.
Можно привести примеры из квантовой физики, космогонии, геологии, которые иллюстрируют плодотворность объединения религиозных учений и научных теорий.

Научный разум должен обвенчаться с религиозной верой .

Синтез рационального и интуитивного познания

Исследование синтеза рационального и интуитивного познания представляется весьма серьезным и перспективным и может быть основано на достижениях современной логики и на многовековом опыте медитативной практики. В короткой статье мы лишь приведем яркий пример подобного синтеза.

Необходимо сделать два пояснения. Первое ‒ об особом состоянии человеческого тела, которое на Востоке называется сомáти. Каменно-неподвижные тела некоторых святых непосвященным людям могут казаться мертвыми. Однако на Востоке считается, что тело в состоянии сомати ‒ живое и может пребывать в таком виде столетия и тысячелетия. Ученый и путешественник Эрнст Мулдашев так пишет об этом состоянии: «Человек в сомати ‒ живой человек». [Мулдашев Э. От кого мы произошли. М.: «АиФ-Принт», 2001. С. 186]. «… история человечества на земле испещрена глобальными катастрофами, уничтожавшими целые цивилизации. Видимо, в эволюционном труде природы по развитию человечества было вполне логичным создание также и Генофонда человечества, как страхующего звена на случай глобальных катастроф». [Там же. С. 222]. «Сомати является единственным спасительным моментом при самоуничтожении цивилизаций». [Там же. С. 104]. «Уже не одна цивилизация погибла, и каждый раз люди, вышедшие из сомати, давали новый росток человечеству…». [Там же. С. 184].
Второе пояснение ‒ о великом святом Преподобном Александре Свирском. Православные книги повествуют, что он родился 15 июня 1448 года, почил 30 августа 1533 года. Большевики, придя к власти, скрывали тело Преподобного. Победившая в России демократия позволила православной церкви обрести святое тело. Александро-Свирский монастырь возродился, а святыня была открыта верующим для поклонения.

Не прикрытые кисть и ступни Александра Свирского выглядят как живые. Открытку, изображающую фотографический снимок Преподобного, я показывал многим людям. Мнения резко разделились. Я услышал четыре совершенно различных варианта объяснения удивительного феномена, которые соответствуют четырем различным философским и религиозным направлениям:

1. Материализм . Снимок может изображать восковую куклу.

2. Учение «Свидетелей Иеговы» . Дьяволу не сложно было сделать тело человека нетленным, чтобы уводить людей от истинной религии (учения «Свидетелей Иеговы») и приводить к ложной (православию).

3. Православие . В раке покоятся мощи святого Преподобного Александра Свирского.

4. Некоторые течения индийской философии . В саркофаге лежит живое тело в состоянии сомати.

Если ограничиться только рациональным мышлением, прийти к единому мнению невозможно. Действительно, каждое из четырех суждений нетрудно обосновать с помощью фундаментальных положений, в истинность которых верят представители названных философских и религиозных течений.

Если же обладать достаточно развитыми медитативными способностями, интуиция способна гармонично соединиться с рациональными доводами.

Душевное состояние, которое я испытал, пребывая в храме Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, было потрясающим. На некотором расстоянии от саркофага я ощущал линию, переходя которую попадал в особое поле воздействия и чувствовал присутствие живого Преподобного. Если испытать подобное потрясение, то мысли о восковой кукле и кознях дьявола кажутся смехотворными. Даже учение о святых мощах отступает. И единственно разумными кажутся представления о состоянии сомати. Вспоминаются рассуждения Эрнста Мулдашева о том, что каменно-неподвижные тела величайших святых ‒ Генофонд Человечества, который бережно хранится посвященными на случай будущих великих потрясений.

Для развития фундаментальной науки и образования необходим гармоничный синтез интуитивного и рационального познания.

Единение Человечества

Современное Человечество расколото на великое множество враждующих народов, церквей, государств, партий. Господство рационального познания в науке и образовании подливает масло в огонь этой вражды. Без сомнения, есть могущественные силы, которым она выгодна.

Взаимное обогащение религиозных учений, союз науки и религии, формирование единой мировой культуры ‒ вот средства, способные объединить расколотое Человечество.

Рыльцев Е. В.
Соратник КПЕ, г.Н.Тагил

Из статьи ты узнаешь:

Приветствую всех вас, дорогие наши посетители, читатели и гости. Мы с вами продолжаем говорить про криптовалюты и сегодня темой нашей статьи станет Ripple плюсы и минусы в сравнении с Эфириумом.

Я думаю, вы точно сами знаете, что коррекция курсов криптовалют произошла, хоть с определенным опозданием. Если брать в учет период с 7 января до начала декабря, то чуть более чем за месяц, капитализация рынка криптовалют снизилась почти на 67%. Между тем, далее последовал небольшой рост. Но даже не смотря на такой спад, криптовалюты все равно опережают классические активы, так как с 2017 года их капитализация выросла свыше 3000% – это феноменальная величина.

Лучший брокер

ЭФИР, РИПЛ ВЫШЛИ ИЗ ТЕНИ

Основной вклад в развитие криптовалютного рынка в 2017 году привнесли эти две крупные криптовалюты, которые вышли из тени Биткона, они привлекли внимание многих инвесторов!

Если говорить в процентном эквиваленте, то Эфириум вырос за 2017 года на 9400%, а Рипл прибавил рекордные 35000%. Хоть самой успешной криптовалютой в 2017 году назвали Биткоин, можно смело говорить, что этот год остался за Ripple , а также Эфиром.

Основополагающий успех этих криптовалют заключается в системе блокчейн. Блокчейн – это реестр, который лежит в основе криптовалют, в рамках которого проводится учет различных транзакций по конкретной валюте. Принято считать, что блокчейн можно прекрасно будет использовать в различных сферах нашей деятельности.

С его помощью, можно будет в значительной мере увеличивать скорость проводимых транзакций. Кроме того, нивелируется также влияние посредников, а также комиссионные издержки будут серьезно снижены! В целом, все понимают, что та же банковская сфера далеко не идеальна, при этом блокчейн способен исправить эту ситуацию.

ЭФИРИУМ. ПОЧЕМУ ОН ТАКОЙ ОСОБЕННЫЙ?

Тут стоит сказать, именно благодаря блокчейну, который использует мы видим большое количество проектов, развивающихся на основе этой системы. Это первый крупный блокчейн, который свободно можно было бы использовать не только в рамках проведения платежей.

Грубо говоря, с его помощью, крупный бизнес получил уникальную возможность ограничиваться инновациями не только в сфере переводов, но также решать вопросы в таких отраслях, как, например, логистика, а также менеджмент! Не удивительно, что в 2017 году был создан альянс из 200 компаний, которые начали тестировать блокчейн Эфириума в различных сферах. По сути дела, нет блокчейна, который подходил бы для различных сфер лучше, нежели блокчейн Эфириума.

СМОТРЕТЬ МОИ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ

Основным достоинства Эфириума является тот факт, что его рамках функционируют так называемые умные контракты. Умные контракты помогают облегчить, подтвердить, а также проследить за объективностью заключения, соблюдения любого контракта. Основная их цель – это замена всем привычных бумажных контрактов, которые давно стали неэффективны, тем самым дать бизнесу инновации. Умные контракты реально могут обеспечить безопасность, так как исключается вероятность возможной фальсификации в виду их децентрализованности!

RIPPLE ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. ПОЧЕМУ ОН ПРИВЛЕК ВНИМАНИЕ?

В отличие от Эфириума, Ripple ориентируется в большей мере на масштабное сотрудничество с финансовыми организациями. Отличительной особенностью блокчейн Ripple является невероятная скорость проведения транзакций, а ткже невероятно низкие комиссионные.

Некоторые организации исследовали скорость проведения транзакций тех или иных криптовалют. Так вот, было отмечено, что Ripple способен проводить порядка 1500 транзакций в секунду, занимая первое место в рамках криптовалют. Между тем, VISA на текущий момент времени проводит свыше 20000 транзакции. Однако Ripple с его блокчейном является структурой масштабируемой. Соответственно, Ripple сможет проводить огромное количество транзакций в секунду. Кроме того, комиссия за каждую отдельную транзакцию составляет порядка одного цента, что делает блокчейн Ripple весьма привлекательным.

На данный момент, Ripple уже сотрудничает с несколькими крупными компаниями. В результате конгломерата, компании отмечают, что они теперь в состоянии быстро проводить межнациональные переводы, которые ранее занимали несколько дней, при этом, сулили серьезными издержками в рамках комиссионных. Сейчас же все происходит моментально, с минимальными издержками.

САМЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ RIPPLE С ЭФИРИУМОМ

Вне всякого сомнения, это крупные, перспективные криптовалюты, тем не менее, везде есть риск, как тут тоже! Не смотря на то, что хватает компаний, которые хотят испробовать блокчейны этих двух криптовалют, есть определенные недостатки, которые могут попросту поставить крест на всех радужных перспективах.

БЛОКЧЕЙН НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МАСШТАБНО В РАЗНЫХ СФЕРАХ

Тут вы должны понимать, что очень важным является тот факт, что не смотря на всю перспективность этих криптовалют, предрешит все, насколько быстро бизнес сможет найти реальное рациональное применение блокчейну для решения насущных задач.

Следует четко осознавать, что многие говорят о том, что блокчейн является невероятно перспективным, он может использоваться во многих сферах . Вот, например, . Между тем, мы видим, что блокчейн технологии уже порядка 10 лет, но масштабно она нигде не используется. Да, есть много компаний, которые его тестируют, но реального масштабного применения пока реально нет!

Сроки реально внедрения, использования блокчейн не может никто предугадать. Блокчейн Ripple и Эфириум пока не проходил реальной проверки, на данный момент, использования блокчейн этих криптовалют ограничивается некими мелкими демо-проектами – не более того! Кроме того, нужно понимать, что на текущий момент далеко не всегда возможна кооперация блокчейн с другими системами в разных отраслях.

То есть, имеется в виду, что в некоторые системы просто так не получится взять да безболезненно внедрить блокчейн. Грубо говоря, многие системы просто придется проектировать с нуля. Как вы понимаете, это выльется в колоссальные временные, а также денежные затраты. Вряд ли найдутся те инвесторы, которые будут готовы вложить непомерные средства в технологию блокчейн, которая пока не показала себя на практике.

Грубо говоря, если в близкой перспективе бизнес не найдет реальное применению блокчейну, то курсы Рипл и Эфириум могут очень сильно упасть!

ВЫПУСТИТЬ СВОЮ КРИПТУ СПОСОБНЫ ВСЕ

Еще один немаловажный повод напрячься состоит в том, что запустить в оборот свою криптовалюту может любой желающий. Как показывает практика, на сегодняшний день это не является некой проблемой. Буквально за год было создано порядка 600 разных криптовалют, у многих из них есть свой блокчейн!

Все, что нужно для создания блокчейн с привязкой к нему соответствующей криптовалюты – это капитал, время, команда разработчиков. Это уже значит, что многие блокчейн могут вобрать в себя прелести многих криптовалют, избавив от их недостатков.

То есть, я имею в виду, что нет никакой гарантии того, что завтра не появится блокчейн, который затмит плюсы и минусы Ripple и Эфириум. В результате, они станут совершенно никому не нужными. Учитывая тот факт, что эта сфера активно развивается, при этом прогрессирует, вероятность подобного расклада событий исключать никак нельзя. Естественно, что подобного рода расклады будут указывать далеко не в пользу Эфириума и Ripple.

ВЫВОДЫ

Да, вне всякого сомнения, блокчейн Ripple и Эфириума являются очень перспективными, да, они вызывают повышенный интерес со стороны многих компаний. Тем не менее, у многих реально есть страх, отсутствует понимание реального использования технологии блокчейн в повседневной сфере. Я не говорю о том, что у этой системы нет будущего. Напротив, будущее у нее очень даже светлое, но вот сроки пока непонятны.

Что такое рационализм? Это важнейшее направление в философии, во главе которого стоит разум как единственный источник достоверных знаний о мире. Рационалисты отрицают приоритет опыта. По их мнению, только теоретическим путем можно постигнуть все необходимые истины. Каким образом представители рациональной философской школы обосновывали свои высказывания? Об этом будет рассказано в нашей статье.

Понятие рационализма

Рационализм в философии - это в первую очередьс овокупность методов. Согласно положениям некоторых мыслителей, только разумным, гностическим путем можно достигнуть понимания существующего мирового устройства. Рационализм не является чертой какого-то определенного философского течения. Это скорее своеобразный способ познания действительности, который может проникать во многие научные отрасли.

Суть рационализма проста и едина, однако может разниться в зависимости от трактовки тех или иных мыслителей. Например, некоторые философы придерживаются умеренных воззрений на роль разума в познании. Интеллект, по их мнению, является главным, но единственным средством постижения истины. Однако существуют и радикальные концепции. В данном случае разум признается единственным возможным источником познания.

Сократика

Прежде чем начать познание мира, человек должен познать самого себя. Это утверждение считается одним из основных в философии Сократа - знаменитого древнегреческого мыслителя. Какое отношение Сократ имеет к рационализму? По сути, именно он является основателем рассматриваемого философского направления. Единственный путь в познании человека и мира Сократ видел в рациональном мышлении.

Древние греки полагали, что человек состоит из души и тела. Душа, в свою очередь, имеет два состояния: рациональное и иррациональное. Иррациональная часть состоит из желаний и эмоций - низменных человеческих качеств. Рациональная же часть души отвечает за восприятие мира.

Сократ считал своей задачей очищение иррациональной части души и соединение ее с рациональной. Идея философа заключалась в преодолении духовного разлада. Вначале следует понять себя, потом - мир. Но как это можно сделать? У Сократа был свой особенный метод: наводящие вопросы. Наиболее ярко этот метод отображен в "Государстве" Платона. Сократ, как главный герой произведения, ведет беседы с софистами, приводя их к нужным умозаключениям путем обозначения проблем и применения наводящих вопросов.

Философский рационализм эпохи Просвещения

Просвещение - это одна из самых удивительных и прекрасных эпох в истории человечества. Вера в прогресс и познание являлась основной движущей силой идейно-мировоззренческого движения, реализуемого французскими просветителями XVII-XVIII вв.

Особенностью рационализма во времена представленной эпохи было усиление критики религиозных идеологий. Все больше мыслителей стали возвышать разум и признавать ничтожность веры. При этом вопросы науки и философии в те времена не являлись единственными. Немалое внимание уделялось социокультурным проблемам. Это, в свою очередь, готовило почву для социалистических идей.

Научение народа пользованию возможностями своего разума - именно это задача считалась приоритетной для философов эпохи Просвещения. На вопрос о том, что такое рационализм, отвечали многие умы того времени. Это Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье и многие другие.

Теория рационализма Декарта

Отталкиваясь от основ, оставленных Сократом, мыслители XVII-XVIII веков закрепили исходную установку: "Имей мужество пользоваться своим разумом". Данная установка стала толчком для формирования своих идей Рене Декартом - французским математиком и философом первой половины XVII века.

Декарт полагал, что всякое знание должно подвергаться проверке при помощи естественного "света разума". Ничто нельзя принимать на веру. Любая гипотеза должна быть подвергнута тщательному умственному анализу. Принято считать, что именно французские просветители подготовили почву для идей рационализма.

Cogito ergo sum

"Мыслю, следовательно, существую". Это знаменитое суждение стало "визитной карточкой" Декарта. Оно наиболее точно отражает основной принцип рационализма: умопостигаемое преобладает над чувственным. В центре воззрений Декарта стоит человек, наделенный способностью мыслить. Однако самосознание пока не имеет автономии. Философ, живший в XVII веке, попросту не может отказаться от теологической концепции существования мира. Проще говоря, Декарт не отрицает Бога: по его мнению, Бог - это могущественный разум, вложивший в человека свет разума. Самосознание открыто Богу, и оно же выступает источником истинны. Здесь у философа формируется замкнутый круг - некая метафизическую бесконечность. Всякое существование, по мнению Декарта, является источником самосознания. В свою очередь, способность познавать себя обеспечивается Богом.

Мыслящая субстанция

У истоков философии Декарта стоит человек. Согласно воззрениям мыслителя, человек - это "мыслящая вещь". Именно одна конкретная личность способна прийти к истине. Философ не верил в силу общественного познания, поскольку совокупность разных умов, по его мнению, не может быть источником рационального прогресса.

Человек у Декарта - это вещь сомневающаяся, отрицающая, знающая, любящая, чувствующая и ненавидящая. Обилие всех этих качеств и способствует разумному началу. Причем важнейшим качеством мыслитель считает сомнение. Именно оно взывает к разумному началу, поиску истины.

Немалую роль в познании играет и гармоничное сочетание иррационального и рационального. Однако перед тем как довериться органам чувств, необходимо исследовать творческие возможности собственного интеллекта.

Дуализм Декарта

Нельзя исчерпывающе ответить на вопрос о том, что такое рационализм Декарта, не затронув проблему дуализма. Согласно положениям знаменитого мыслителя, в человеке соединяются и взаимодействуют две независимые субстанции: материя и дух. Материя - это тело, состоящее из множества корпускул - атомических частиц. Декарт, в отличие от атомистов, считает частицы бесконечно делимыми, сплошь заполняющими пространство. В материи покоится душа, она же дух и разум. Декарт называл дух мыслящей субстанцией - Cogito.

Мир обязан своим происхождениям именно корпускулам - частицам, находящимся в бесконечном вихревом движении. Пустоты по Декарту не существует, а потому корпускулы полностью заполняют пространство. Душа также состоит из частиц, но куда более мелких и сложных. Из всего этого можно сделать вывод о преобладающем материализме в воззрениях Декарта.

Таким образом, Рене Декарт значительно усложнил концепцию рационализма в философии. Это не просто приоритет познания, а объемная, усложненная теологическим элементом структура. Вдобавок философ показывал возможности своей методологии на практике - на примере физики, математики, космогонии и прочих точных наук.

Рационализм Спинозы

Бенедикт Спиноза стал последователем философии Декарта. Его концепции отличаются куда более стройным, логичным и систематическим изложением. Спиноза попытался ответить на многие вопросы, обозначенные Декартом. Например, вопрос о Боге он отнес к числу философских. "Бог существует, но лишь в рамках философии" - именно это высказывание вызвало три века назад агрессивную реакцию со стороны церкви.

Философия Спинозы изложена логично, но это не делает ее общедоступной для понимания. Многие современники Бенедикта признавали, что его рационализм труднодоступен для анализа. Гете и вовсе признавался, что так и не смог понять, что же хотел донести Спиноза. Есть лишь один ученый, по-настоящему заинтересовавшейся концепциями знаменитого мыслителя эпохи Просвещения. Этим человеком был Альберт Эйнштейн.

И все же, что такого загадочного и непонятного содержится в трудах Спинозы? Чтобы ответить на этот вопрос, следует открыть главное произведение ученого - трактат "Этика". Ядром философской системы мыслителя является понятие материальной субстанции. Этой категории следует уделить немного внимания.

Субстанция Спинозы

Что такое рационализм в понимании Бенедикта Спинозы? Ответ на этот вопрос кроется в учении о материальной субстанции. В отличие от Декарта, Спиноза признавал лишь единую субстанцию - не способную к сотворению, изменению или уничтожению. Субстанция вечна и бесконечна. Она есть Бог. Бог Спинозы ничем не отличается от природы: он не способен ставить цели и не обладает свободой воли. При этом субстанция, она же Бог, обладает рядом особенностей - неизменных атрибутов. Спиноза говорит о двух основных: мышлении и протяжении. Эти категории можно познать. Более того, мышление есть не что иное, как основная составляющая рационализма. Любое проявление природы Спиноза считает причинно обусловленным. Определенным причинам подчиняется и поведение человека.

Философ выделяет три вида познания: чувственное, разумное и интуитивное. Чувства составляют низшую категорию в системе рационализма. Сюда входят эмоции и простейшие потребности. Разум является основной категорией. С его помощью можно познавать бесконечные модусы покоя и движения, протяжения и мышления. Самым высоким видом познания считается интуиция. Это доступная не всем людям, почти религиозная категория.

Таким образом, вся основа рационализма Спинозы базируется на понятии субстанции. Понятие это диалектично, а потому затруднительно для понимания.

Рационализм Канта

В немецкой философии рассматриваемое понятие приобрело специфический характер. В значительной степени этому поспособствовал Иммануил Кант. Начиная как мыслитель, придерживающейся традиционных воззрений, Кант смог выйти из привычных рамок мышления и придать совершенно иное значение многим философским категориям, в том числе и рационализму.

Новое значение рассматриваемая категория обрела с момента соединения с понятием эмпиризма. В результате образовался трансцендентальный идеализм - одно из самых важных и противоречивых понятий в мировой философии. Кант спорил с рационалистами. Он считал, что чистый разум должен перейти через себя. Лишь в этом случае он получит стимул к развитию. По мнению немецкого философа, нужно познавать Бога, свободу, бессмертие души и прочие сложные понятия. Безусловно, никакого результата здесь не будет. Однако сам факт познания столь необычных категорий указывает на развитие разума.

Кант критиковал рационалистов за пренебрежение опытами, а эмпириков - за нежелание задействовать разум. Знаменитый немецкий философ внес немалую лепту в общее развитие философии: он впервые попытался "примирить" две противоборствующие школы, найти некий компромисс.

Рационализм в трудах Лейбница

Эмпирики утверждали, что в разуме нет ничего такого, что ранее не существовало бы в чувстве. Саксонский философ Готфрид Лейбниц видоизменяет это положение: по его мнению, в разуме нет ничего такого, что ранее не было бы в чувстве, за исключением самого разума. По Лейбницу, душа рождена сама себе. Интеллект же и познавательная деятельность являются категориями, предшествующими опыту.

Есть лишь два типа истин: истина факта и истина разума. Факт противоположен логически осмысленным, проверенным категориям. Истину же разума философ противопоставляет немыслимым логически понятиям. Совокупность истин основывается на принципах тождества, исключения третьего элемента и отсутствии противоречия.

Рационализм Поппера

Карл Поппер, австрийский философ XX столетия, стал одним из последних мыслителей, пытавшихся осмыслить проблему рационализма. Всю его позицию можно охарактеризовать его же цитатой: "Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделав усилие, возможно, мы приблизимся к истине".

Критический рационализм Поппера представляет собой попытку отделить научное знание от ненаучного. Для этого австрийский ученый ввел принцип фальсификационизма, в соответствии с которым теория считается обоснованной лишь в том случае, если ее можно доказать или опровергнуть с помощью эксперимента. На сегодняшний день концепция Поппера применяется во множестве сфер.