Нестандартный урок - игра «Цветик-семицветик. Познавательно-развлекательная игра "цветик семицветик" начальные классы

Составитель: воспитатель МАДОУ д/с №90 комбинированного вида города Тюмени – Сафронова Татьяна Александровна

Цель: создание радостной атмосферы для детей, через подвижные игры; сплочение временного коллектива и развитие коммуникативных навыков.

Возраст участников: от 5 до 7лет

Инвентарь: мяч; игра «кольцеброс» ; мелкие игрушки; столик, мелкие игрушки, скатерть; 2шт. корзины, кубики, кегли. Шары гелевые 10 шт.

Ход игры:

1часть игры:

На площадке перед детским садом собираются воспитанники из 2 средних, 2 старших, 2 подготовительных групп -180детей

Звучит фонограмма волшебной музыки

На крыльце д/сада появляется девочка. Она очень грустная, в руке держит стебелёк от цветка.

Ведущий игры спрашивает у девочки:

Ведущий:

Девочка, как тебя зовут? Что у тебя случилось?

Женя, не волнуйся! Посмотри, как много ребят собралось здесь. Они все готовы тебе помочь!

Правда, ребята?!

Да! –ответ детей.

Сейчас мы отправимся на поиски лепестков твоего волшебного «Цветика-семицветика» , а ты оставайся здесь и жди нас, а мы поищем волшебные лепестки и вернёмся. Всё будет хорошо!

Ведущий игры:

Ребята, у меня есть вот такие листочки – подсказки, которые помогут нам справиться с испытаниями.

Младшие воспитатели берут схему пути и выполнения заданий на станциях у ведущего игры- «Маршрутные листы» для каждой группы

Я желаю вам успехов в пути. Всех ждём здесь через 30 минут. Если мы не успеем выполнить задания за это время, то не сумеем найти лепестки от цветика-семицветика.

В путь, дорогие друзья, удачи всем!

2часть игры-основная:

Дети вместе с младшими воспитателями отправляются на станции для выполнения заданий.

1. Станция "Кот и мыши"

Задание:

На расстоянии 10 метров чертятся 2 линии: за одной домик «кота» , за другой домик «мышей» . «Кот» спит в своем домике, а «мышата» идут к нему со словами:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час

Раз, два, три, четыре

Мыши дернули за гири

Вдруг раздался страшный звон

Побежали мышки вон

Все это время «мыши» подходят к «коту» и могут даже его потрогать, но после слова «вон» кот просыпается и бежит догонять мышей. Мышки должны спрятаться в своем домике. Те же, кого кот поймал, выбывает из игры или меняются ролями с котом.

2. Станция «Пингвины-Страусы»

Цель: Развитие внимания и бега.

Задание:

Среди участников игры выбирается 2-3 «страуса» (страусы бегают, вытянув руку перед собой, как будто это голова) , а остальные участники - «пингвины» (пингвины передвигаются, прижав руки вдоль тела, отставив в стороны ладошки, перескакивая с ноги на ногу) . Задача страусов задеть пингвинов и сделать так, чтобы все пингвины стали страусами. Пингвины, когда их задевают, превращаются в страусов. После окончания игры, её можно повторить, выбрав новых страусов.

3. Станция «Ручеёк»

Цель: Развитие мелкой моторики рук

Задание:

Дети становятся в колонну по одному друг за другом. Эксперт даёт мяч, который необходимо передать от первого до последнего участника игры между ног. Как только мяч появляется у последнего стоящего игрока, мяч возвращается над головой от последнего до первого игрока.

Инвентарь: мяч

4. Станция «Кольцеброс»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задание:

Набрасывание колец на кольцеброс.

Инвентарь: игра «кольцеброс» .

5. Станция «Найди то, не знаю что»

Цель: Развитие внимания, мышления.

Задание:

Найти мелкие спрятанные игрушки на поле в определённом участке

Инвентарь: мелкие игрушки

6. Станция «Зоркий глаз»

Цель: Развитие внимания, памяти.

Задание:

На столе расположены различные предметы. В течение 20 секунд дети внимательно смотрят на них, затем отворачиваются. Эксперт меняет местами предметы. Ребятам необходимо восстановить первоначальное месторасположение предметов.

Инвентарь: столик, мелкие игрушки, скатерть

7. Станция «Перенеси кубики»

Цель: Развитие бега с препятствиями.

Задание:

Перенести кубики от входа на участок до веранды. Пробегать весь путь между кеглей

Инвентарь: 2 корзины, кубики, кегли

Заключительная часть игры: Дети собираются на площади перед детским садом и выкладывают свой «цветик-семицветик» на асфальте. Загадывают желание и выпускают свой шарик от группы в небо. Девочка Женя благодарит всех ребят за помощь.

Приложение 1

Маршрутный лист для группы №

№ Название станции Место нахождения Эксперт

  1. "Кот и мыши". Участок 8 группы
  2. «Пингвины-Страусы» Участок 10 группы
  3. «Ручеёк» Участок 9 группы
  4. «Кольцеброс» Участок 5группы
  5. «Зоркий глаз» Участок 4 группы
  6. «Перенеси кубики через препятствия» Участок 2 группы

Квест-игра «Цветик-семицветик» для детей 5–7 лет

Описание материала: предлагаю Вам конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Цветик - семицветик». Данный материал может быть интересен воспитателям старшей и подготовительной к школе групп. Игра развивает у детей любознательность, чувство коллективизма, познавательный интерес.

Цель: организация увлекательного, полезного досуга детей.

Задачи:

развитие интеллектуального и творческого потенциала детей;

формировать умение действовать сообща в группе;

возможность почувствовать себя героями книги, ощутить азарт игры.

Целевая аудитория: дошкольники 5 – 7 лет

Мероприятие проходит на всех участках детского сада.

Сюжет: злая колдунья украла из сказки цветик-семицветик, и чтобы он не мог исполнять желания, разбросала лепестки по всем участкам. Команда, которая первая соберёт все лепестки и выполнит все задания, поможет вернуть цветок в сказку. А цветок, который соберёт вторая команда, дети дарят колдунье, чтобы она больше не воровала цветок из сказки и стала доброй.

На станциях детей ждут феи, которые будут давать задания. За правильно выполненное задание дети получают лепесток.

Играют 2 команды по 7 человек (число команд и количество детей в них может быть любым). Дети путешествуют по 7 станциям и на каждой получают по 1 лепестку.

Дети путешествуют с путевым листом, на котором обозначены станции и путь продвижения. Продвигаясь по станциям, члены команды № 1будут вспоминать прямой счёт от 1 до 7, а команда № 2 – обратный от 7 до 1.

Маршрутный лист разрабатывается так, чтобы на одной станции не встречались 2 команды.

Станция «Цветочная»

Атрибуты: столик, цветы, 2 вазы, 2 красных лепестка.

На столике лежат цветы: розы, астры, георгины, хризантемы

Задание: «Собери букет» (красный лепесток)

Фея: ребята, вам необходимо собрать букет из трёх цветов, но я вам дам лепесток, только в том случае, если вы назовёте правильно цветы.

(Собранный букет, дети ставят в вазу, фея даёт детям красный лепесток)

Станция «Спортивная»

Атрибуты: 2 оранжевых лепестка

Задание: «Выполняй, не ошибайся» (оранжевый лепесток)

Фея: ребята, вам необходимо точно и чётко выполнить следующее задание:

На 1,2,3 построится за воспитателем в колонну,

По сигналу пробежать по дорожке до полосы препятствий из дуг различной высоты, перепрыгнуть на 2 ногах через каждое из них,

Добежать до колёс, пробежать змейкой между ними,

Подойти к лежащим на земле колёсам, перепрыгнуть из колеса в колесо,

Подбежать ко мне.

(После выполнения задания фея даёт детям оранжевый лепесток)

Станция «Цветик - семицветик»

Атрибуты: мелки 7 цветов радуги (по 2 каждого цвета), влажные салфетки, на асфальте нарисованы силуэты 2 цветов, 2 жёлтых лепестка.

Задание: « Закрась цветок» (жёлтый лепесток)

Фея: ребята, вам нужно раскрасить цветок всеми цветами радуги. Вот вам мелки, выбирайте нужные цвета и начинайте. Старайтесь не выходить за контур, закрашивать равномерно. За красивый цветок вы получите лепесток.

(После выполнения задания фея даёт детям жёлтый лепесток)

Станция «Огород»

Атрибуты: 2 мольберта; 2 круга, вырезанных из ватмана; столик; картинки с изображением овощей (по 2 шт.), ягод, фруктов; 2 зелёных лепестка.

Задание: «Овощное блюдо» (зелёный лепесток)

Фея: ребята, вам нужноприготовить овощное блюдо, для этого каждый из вас должен взять со стола какой-нибудь овощ и расположить его на мольберте, назвав его.

(После выполнения задания фея даёт детям зелёный лепесток)

Станция «Игровая»

Атрибуты: 2 крупных кубика, 2 голубых лепестка.

Задание «Вдоль по дорожке…» (голубой лепесток)

Фея: дети, вы должны допрыгать на одной ноге до кубика и обратно на другой ноге, но сначала нужно построиться в колонну.

Следующий ребёнок начинает движение после того, как задание выполнил впереди стоящий.

(После выполнения задания фея даёт детям голубой лепесток)

Станция «Правила поведения»

Атрибуты: 2 синих лепестка.

Задание: «Назовите 7 правил поведения в лесу» (синий лепесток)

Фея: дети, вы знаете, что есть правила, которые мы должны соблюдать в лесу. Назовите 7 правил из них.

(После выполнения задания фея даёт детям синий лепесток)

Станция «Птичья столовая»

Атрибуты: картинкис изображением птиц, 2 фиолетовых лепестка

Задание: «Птицы нашего края» (фиолетовый лепесток)

Фея: Назовите и покажите 7 птиц, которые живут в наших лесах.

(После выполнения задания фея даёт детям фиолетовый лепесток)

Тип: Обобщение изученного материала по всем предметам.

Форма: Микрогрупповое соревнование.

Цели:

  1. Обобщение знаний детей по предметам/
  2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
  3. Воспитание уважительного, внимательного отношения друг к другу.
  4. Формирование навыков самоорганизации и общения;
  5. Формирование коллектива. (Сплотить через совместную деятельность коллектив детей.)

Микрогрупповое соревнование проводится в конце учебного года в 3-м классе по программе “Начальная школа XXI века” Н. Ф. Виноградовой.

Форма работы: микрогрупповое соревнование.

Общие основы организации интеллектуальной игры “Цветик-семицветик”.

  1. Игра представляет собой соревнование “знатоков” по 5-и областям знаний (математика, русский язык, литература, естествознание, искусство), объединенных в несколько команд. Лучше, если их будет не более четырех, по 6–7 человек в каждой.
  2. Результаты игры оценивает группа экспертов. В нее могут войти: школьный психолог, администрация школы, родители. 3–5 человек.
  3. Результаты будут оцениваться по следующей системе. После того как ведущий зачитает задание на лепестке цветка (лепестки разного цвета разложены на столе) все команды выполняют задания письменно и по одному от каждой команды (одновременно) выходят к доске объясняют как они сделали. (На каждое задание участники меняются.) Жюри выбирает полный и обоснованный ответ и лепесток с заданием прикрепляет к серединке цветка команды давшей этот ответ (таким образом, в течение игры команда собирает цветик – семицветик). Побеждает та команда, которая первая набирает 7 лепестков. Учитывается время: (1–5 минут для каждого задания оно разное).

Оборудование:

  1. Для проведения игры необходим кубик с 6 гранями: 5 цветов для областей знаний, и одна грань для музыкальной паузы (красная грань – соответствует области математика, синяя грань – литература, оранжевая грань – русский язык, белая грань – естествознание, зеленая грань – искусство, белая грань и на ней музыкальный ключ – музыкальная пауза).
  2. Необходимо приготовить по 7–8 лепестков такого же цвета что и грани кубика и разложить их на столе – все сини, все красные, все желтые и так далее. (Кроме белой грани с музыкальным ключом), на лепестках записать задания каждой образовательной области и разложить их цветной стороной вверх (чтобы не было видно задания).
  3. Для грани белого цвета с музыкальным ключом (музыкальная пауза) рисуем плакат нотную линейку и на ней музыкальный ключ и ноты, на которых с обратной стороны стоят цифры 1, 2, 3, ….нот с цифрами столько сколько запланировано номеров художественной самодеятельности. Очень хорошо, когда дети готовят их совместно с родителями и выступают всей семьей или мама с сыном, папа с дочкой …. Эти участники в команду не входят, они заполняют зрительный зал (родители и дети, не попавшие в команду, если класс большой) и являются участниками музыкальных пауз, которые образуются при выпадении кубика.

Правила игры.

– По жеребью определяется право первого хода. Можно задать вопрос. Первая ответившая команда начинает игру.

– Правильно ответившая на вопрос команда получает право на дальнейший ход в игре.

– Во время игры все участники по очереди кидают кубик, если команда получила право хода. Все участники по очереди выходят отвечать на вопрос.

Ведет игру учитель.

План проведения интеллектуальной игры.

  1. Игра начинается с выбора командами названия и девиза, приветствия друг друга.
  2. Затем по жребию определяется право первого хода.
  3. Первый игрок выходит к столу ведущего (в этой роли выступает учитель). На столе разложены лепестки с заданиями цветной стороной вверх. Игрок бросает кубик, после чего выбирает одну из карточек того же цвета, что и выпавшая грань кубика. Лепесток, не переворачивая, игрок передает ведущему, который читает задание для всех команд. (Команды размышляют сообща и дают письменный ответ жюри). Если на кубике выпадает музыкальная пауза, это означает исполнение номера художественной самодеятельности болельщиками (кто кидал кубик, снимает нотку на плакате школьной доски, переворачивает ее и называет номер) (у болельщиков жетончики с номером ноты кого назвали, исполняют номер художественной самодеятельности). Карточек каждого цвета должно быть не менее семи. Некоторые задания требуют зрительного восприятия, поэтому до начала игры часть заданий записывается на плакатах (или в виде слайда презентации) и вывешивается или воспроизводится проектором на экране, когда задается вопрос. Игра продолжается 40– 45 минут. Привожу примерные задания по каждой из областей (по восемь заданий в каждой).

Русский язык.

  1. Образуй как можно больше новых слов способом сложения двух основ. (3 минуты.)

(Звездопад, землемер, нефтепровод, водопровод……)

  1. Сочини стихотворение, используя следующие рифмы. (3 минуты.).

Солнце ………..оконце

Привет…………кабинет

  1. Даны слова, в каждом из которых спряталось еще одно слово. Найдите эти слова. (3 минуты.)
  1. Какое слово лишнее? Почему? Все ли слова однокоренные? (1 минута.)

Львица – львиный – левша – лев.

Водолаз – водитель – вода – водный.

Делить – деловой – деловитость - дело.

  1. Запиши 7 существительных 3 склонения. (1 минута.)

(Ночь, дочь, печь, мышь, молодежь, рожь, помощь)

  1. Слова пятачок, ножка, шишка, горлышко имеют несколько значений. Запишите эти значения. (2 минуты.)
  2. Путешествие в прошлое: даются листочки каждой команде, за 3 минуты запишите словарные слова, о которых идет речь.
  • Это слово пришло в русский язык из немецкого языка, а в немецкий попало из итальянского, а в итальянский – из латинского. Вот такое слово – путешественник! В переводе с латинского языка оно означает “земляная шишка”. (Картофель.)
  • Слово голландское. В голландский язык оно пришло из французского языка. В переводе с французского языка значит “сковорода с ручкой”. (Кастрюля.)
  • Слово общеславянское, образовано от слова “западать, закатываться за горизонт”. Действительно, это слово обозначает часть света, где заходит солнце. (Запад.)
  • Это слово заимствовано из французского языка, куда оно попало из итальянского языка. Так вот в переводе с итальянского языка оно обозначает “золотое яблоко”. (Помидор.)
  1. Составьте рассказ со словами: два товарища, роща, ужи, закричал. (5 минут.)

Математика.

  1. Какие из чисел 75, 8, 80, 79, 81 являются решениями как неравенства b > 81, так и неравенства c > 75? (1 минута.) (80, 79.)
  2. Как ты понимаешь народную пословицу:
    Фунт пуду уступает? 1 пуд = 16 кг 1 фунт = 400 г.

Реши старинные задачи. (3 минуты.)

  1. В доме сгорало каждый вечер по 2 фунта керосина. Сколько керосина сгорело за неделю? (5600 г или 14 фунтов.)
  2. Пастух сплел сначала 8 лаптей, потом еще 4 лаптя. На пару лаптей идет 3 фунта лыка. Сколько лыка пошло на все лапти? (18 фунтов.)
  3. Реши задачу в стихах: (1 минута.)

Мы только с парохода,
Мы только из похода –
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Считай-ка поверней!
(77 дней)

  1. Придумайте как можно больше задач, имеющих решение: 2 * 13 + 35. (3 минуты.)
  2. Составьте как можно больше вопросов к данному условию: (3 минуты.)
    Коля вырастил тыкву весом 30 кг и арбуз 10 кг.
  3. Отгадай задачу – загадку: (2 минуты.)
    Зина и Вера имеют фамилию Орлова и Скворцова.
    Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно,
    что Зина на два года моложе Орловой?
    (Зина Скворцова, Вера Орлова).
  4. Играем в игру “Концовки”. Ведущий начинает математическое предложение, игроки заканчивают на листочках побеждает, тот, кто не ошибется. (2–3 минуты.) .
  • Математическая наука о числах и действиях над ними. Название этой науки произошло от греческого слова арифмос, что означает число. (Арифметика.)
  • Предложение, о котором можно точно сказать, верно, оно или неверно, называют…. (высказывание) .
  • Если все вершины многоугольника лежат на окружности, то такой многоугольник называют ………………в окружность. (Вписанным.)
  • Равенство с переменной называют ……… (уравнение) .
  • Быстроту движения характеризует величина, называемая…… (скорость).
  • Самая большая единица времени………(век) .
  1. Реши задачи – шутки: (3 минуты.)
  2. Из города А в город В самолет летит 80 минут, а обратно, из В в А – 1 час 20 минут.
    (80 минут = 1 час 20 минут).
  3. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всех гусей? (Три гуся.)
  4. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (40 километров.)

Литература

  1. Вспомните сказку Н. Носова “ Приключения Незнайки”. Кто больше запишет имен жителей Цветочного города. (3 минуты.)

(Цветик, Пилюлькин, Знайка, Винтик, Шпунтик….)

  1. Напишите как можно больше названий стихотворений о весне.(3 минуты).
  2. Послушайте строки из стихотворения и запишите: кто это говорит; как называется стихотворение; кто его автор. (2 минуты.)

(С. Михалков. “Мой щенок”. Повествование идет от имени девочки – школьницы.)

  1. Обьясните смысл пословицы: (1 –2 минуты.)

Командир без наук как без рук.

(Не возможно без знаний руководить войском).

  1. Постарайтесь вспомнить и записать как можно больше названий сказок Г.Х. Андерсена. (4–5 минут.)

(“Гадкий утенок”, “Золушка”, “Принцесса на горошине”...)

  1. Объясните, как понимаете выражение: (4–5 минут.)

Язык до Киева доведет; яблоку негде упасть; висеть на телефоне; только пятки сверкают.

(Толковый словарь).

  1. Запишите, какие вы знаете жанры произведений. (1–2 минуты.)

(Рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка, пословица.)

  1. Назови зарубежных писателей и произведения, которые они написали.

(Побеждает тот, кто последним назовет произведение и автора). (1 -2 минуты).

Естествознание.

  1. Каких зверей называют так:

Косой, сохатый, косолапый, серый, рыжая. И почему? (5 минут.)

(Косой – заяц, за раскосые глаза; сохатый – лось, за сброшенные рога; косолапый – медведь, за походку в развалку и кривые лапы; серый – волк, за цвет шерсти; рыжая – лиса, за цвет шерсти).

  1. Запишите писателей, которые писали о природе. (3 минуты.)

(Пришвин, Сладков, Бианки, Паустовский, Шим, Чаплина, Даррелл).

  1. Подумайте и напишите, как объясняются названия бабочек: (1–2 минуты.)

Капустница (ее гусеница ест листья капусты).

Крапивница (гусеница ест листья крапивы) .

Лимонница (за красоту) .

  1. (карточка для каждой команды). Составьте из двух частей народные приметы для разных времен года: (2 минуты.)
  1. Ответьте на вопросы: (3 минуты.) .
  • Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
  • Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
  • Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковой длины.)
  • Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук.)
  1. Запиши 7 признаков весны. (3 минуты.)

(Повышение температуры воздуха, дни длиннее, ночи короче, снег тает, птицы прилетели….)

  1. Запишите 7 правил поведения в лесу. (3 минуты.)

(Не ломать ветки, не рвать цветы, не шуметь, не трогать гнезда птиц…)

  1. Прослушайте рассказ, найдите в нем три ошибки: (3 минуты.)

Наступила осень, животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли.

Лесные жители: заяц, еж , белка, лиса – меняют меховые шубки на теплые и густые.

А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос . В садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.

Искусство.

  1. Спойте как можно больше детских песен. (Побеждает команда, которая пропоет песню последней.) (5 минут.)
  2. Команды получают воздушный шарик, клей, кисть, ножницы, фломастеры.
  3. За пять минут необходимо склеить лицо человека. (Побеждает тот, у кого аккуратней и на лице больше наклеено частей (глаза, брови, губы, нос.)) (5 минут).
  4. Все участники команды исполняют под музыку вальса “Танец бабочек”. (Побеждает та команда у кого все танцуют синхронно.) (3 минуты.)
  5. Дан листок (каждой команде) на котором разного размера даны круги. Нарисуйте за 3 минуты как можно больше предметов, имеющих в своих контурах эту фигуру.
  6. Вспомните и спойте как можно больше частушек. (Побеждает тот, кто споет последним.) (3 минуты.)
  7. Инсценируйте сказку “ Теремок ”. (Побеждает самая дружная и артистичная команда.) (3 минуты.)
  8. Исполните колыбельную. (Побеждает команда, у которой поют все участники.) (3 минуты.)
  9. Станцуйте танец маленьких утят. (Включается музыка. Побеждает та команда, у которой вместе с ними будет больше танцевать болельщиков.) (3 минуты.)

Итог.

По окончанию игры жюри подводит итог игры и награждает победителей дипломами 1, 2, 3 степени – знатоков интеллектуального конкурса, а всех остальных грамотами участника интеллектуального конкурса. Вручаются памятные призы.

Классный час для 1 класса «Школа вежливости»

Цели : ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

Ход классного часа

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече -

Толкнуть и не извиниться -

Помочь подняться, поднять

упавшие вещи -

Не встать, обращаясь к учителю -

Взять билеты в автобусе -

Не уступить место в транспорте -

Не заметить недовольство мамы -

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:... (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:... (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю... (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Стихи

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Учитель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится - стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни -

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

Советы на память от волшебного цветика - семицветика

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил - сам убирай!

Не таскай в кармане мела -

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)

7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)

Из истории слов

Спасибо . Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю . Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?

Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

МБОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района РТ

Игра – сказка

«Цветик -семицветик»

Сабирова Наиля Шамиловна,

учитель начальных классов

Игра: «Цветик - семицветик»

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в одну игру. А называется она… Её название спряталось вот в этой загадке и вы должны отгадать его. Слушайте внимательно!

Есть на свете цветок

Он похож на огонёк.

У цветка семь лепестков

И все разных цветов.

Что же это за цветок? (Цветик - семицветик)

Правильно, это цветик – семицветик. А начнем мы, ребята, со сказки. Вы любите сказки? (Да!) Ну, тогда слушайте.

Жил - был на свете Зайчонок. Жил он, не тужил, целыми днями прыгал, бегал по лесу. И была у Зайчонка мама, которую он очень – очень любил.

И вот однажды Зайчонок вспомнил, что у него мамы скоро будет День рождения. «Что же ей подарить?», - подумал Зайчонок. Долго ломал он голову, но так и ничего не придумал.

Пошел Зайчонок по лесу у всех совета спрашивать. Белочка предложила подарить маме орешков, медведь меду. Но Зайчонок знал, что мама его не ест ни меда, ни орешков. Горько – горько заплакал Зайчонок. Что же делать? Вдруг, появился перед ним гриб – маленький старичок с длинной бородой и усами. Посмотрел он на Зайчонка и говорит: «Что же это ты, Зайчонок, плачешь так горько?» Только хотел Зайчонок слово вымолвить, а старик говорит: (ведь он был волшебником) «Знаю я, как твоему горю помочь. Слушай внимательно. Там за речкой, около старого дуба растет цветик – семицветик. Вот его - то ты и подари своей маме. Ведь цветок то волшебный.»Обрадовался Зайчонок, поблагодарил он старика и отправился за цветком. Вот и речка уже позади. Видит Зайчонок, растет большой дуб, а возле него цветик – семицветик. Да такой красивый! Только хотел Зайчонок сорвать цветок, как вдруг на нем пропали все лепестки. Удивился Зайчонок, куда они могли деться? Посмотрел он во круги видит: сидит на дубу ворона, на клюве у ней лепесточки. «Ишь, чего захотел!», говорит. «Просто так я тебе цветик – семицветик не отдам. А вот коли выполнишь задания – буду тебе по лепесточку давать. А сейчас, ну- ка», говорит «Угадай - ка».

Ну, что, ребята, поможем Зайке цветик – семицветик получить? (Да.) Ну, тогда слушайте загадки:

Без крыльев летят

Без ног бегут

Без паруса плывут (Облака)

Не лает, не кусает

А в дом не пускает (Замок)

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

Можно сварить,

а можно разбить,

Если не прикасаться

цыпленком может оказаться. (Яйцо)

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Вернула ворона Зайчонку лепесток. (Каждый лепесток закрепляем на доску)И говорит: «А сейчас другое задание: «Поиграйка» »

Все играем в игру «Телескоп»

Раздвигается занавесь – вжик, вжик (показываем руками)

Выдвигается телескоп - у - у- у

Вытираем чистой тряпочкой – чик – чик, чик – чик

Наводим на цель – з – з – з

Смотрим в объектив – о!

Зажигаются звезды – чпок – чпок

Летят аэропланы - вжик, вжик

Пошел метеоритный дождь (Хлопаем)

3й лепесток «Спой - ка»

Ребята, все вы любите сказки и наверное любите и песни в сказках. Вспомните песню мамы козы из сказки «Волк и семеро козлят»

Козлятушки – ребятушки

Отопритеся,отворитеся

Ваша мать пришла

Молочка принесла

Течет молоко по вымечку

Из копытечка по сыру землю.

4й лепесток «Нарисуй - ка»

Нарисовать Чебурашку из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена» по очереди закрытыми глазами.

5 й лепесток «Напиши-ка»

Делимся на две команды. Каждой команде дается слово. И из букв этого слова нужно образовать новые слова.

  1. Игрушка: груша, рука, игра, рак, шаг, каша, шар, шкура
  2. Карандаш: Даша, каша, рак, кран, рана, шар, драка

6й лепесток «Сосчитай - ка»

  1. В корзине было 100яиц, а дно упало, сколько яиц осталось в корзине? (ни одного)
  2. В вазе лежит 4 апельсина. Вопрос: как разделить эти 4 апельсина между четырьмя мальчиками так, чтобы каждому мальчику досталось по одному апельсину, и чтобы 1 апельсин остался в вазе? (Дать каждому по апельсину, а четвертый апельсин при раздаче не выкладывать из вазы)
  3. В доме 7 этажей. На первом разместились четыре человека, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже дома чаще всего вызывают лифт? (На первом)
  4. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
  5. …..солнце
  6. ….бежала

7 й лепесток «Сочини - ка»

Командам дается рифмованные слова, из которых они должны составить стихотворение.

.…оконце

…..лежала

Вот и все, ребята. Помогли вы Зайчонку, молодцы! Вернулся он домой и подарил своей маме цветик – семицветик. (На доске появился красивый цветок) Мама Зайчонка очень обрадовалась. Вот и нашей игры – сказки конец. А кто слушал, молодец!