Грамматическое значение и грамматическая категория. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке

2.1. Морфологические ГК

2.2. Лексико-грамматические разряды

2.3. Синтаксические ГК

    Историческая изменчивость грамматических категорий

Литература

______________________________________________________________________________

    Общее представление о грамматических категориях

Определение грамматической категории (ГК) строится либо с опорой на форму, либо с опорой на грамматическое значение (ГЗ).

1. Грамматическая категория (греч.kat ē goria ‘суждение, определение’) – система противопоставленных друг другу рядовграмматических форм с однородными значениями [ЛЭС, с. 115; Кодухов, с. 227; Алефиренко, с. 317].

При этом общепризнано, что основой ГК являются ГЗ . ГК – это понятие родовое, а ГЗ – видовое.

Члены (компоненты) ГК, т.е. грамматические значения, называются граммемами (граммемы ед. и мн. числа в рамках категории числа; граммемы 1, 2 , 3 лица) [ЛЭС, 117].

Необходимые признаки ГК .

    Материальная выраженность грамматического значения (ГЗ). Ср. определение ГЗ: Грамматическое значение – это абстрактное содержание языковой единицы, имеющее в языкерегулярное и стандартное выражение. Если в данном языке некоторое ГЗ не выражается формально (грамматическими средствами), нет оснований говорить о ГК.

    Второй необходимый признак ГК, тесно связанный с первым, – наличие по крайней мере двух противопоставленных форм , объединенных некоторым значением:

    у русских существительных естьГК рода , а у английских – нет;

    у русских существительных есть категория падежа , а у французских нет; у англ. существительных – сомнительно (притяжательные формы либо считаются падежом, либо нет), притом что у английских личных местоимений категория падежа есть:I me , he him (противопоставлены прямой и косвенный падеж);

    в африканском языке ваи нетГК времени , т.к. нет противопоставленных грамматических форм со значением времени.

Нет ни одной ГК, которая была бы характерна для всех языков мира [Шайкевич, с. 104].

Важно различать :

    грамматические формы.

Грамматические формы связаны с определенным способом выражения, это единство ГЗ и способа его выражения [Реформатский, с. 317].

Сравним примеры, в которых одно и то же ГЗ выражается разными способами:

    dog – dog s

f oo t – f ee t

    finish – finish ed

wr i te – wr o te

    long – long er

good – better

interesting – more interesting

В языке насс (один из языков Колумбии) множественное число образуется 4 способами:

    большинство имен (и глаголов) во мн.ч. удваивается (неполная редупликация корня):

    gyat ‘человек’ – gyi gyat ‘люди’;

    употребление некоторых префиксов :

    an on ‘рука’ – ka - an on ‘руки’;

    wai ‘весло’ – lu - wai ‘весла’;

    суффикс :

    waky ‘брат’ – waky - kw ‘братья’;

    внутренняя флексия :

    gw u la ‘плащ’ – gw i la ‘плащи’ [Сепир Э. Язык, 1934, с. 47 (Новое изд. – 1993). Цит. по: Реформатский, с. 263].

    писать – на -писать ,

    реш- а -ть – реш- и -ть ,

    соб и рать – собрать ,

    разрез á ть – разр é зать ,

    говорить – сказать .

    Типы грамматических категорий

Существует несколько классификаций ГК.

1. В зависимости отколичества противопоставленных членов одна и та же ГК в разных языках может быть организована по-разному.

    Двучленные ГК:

    кат. числа в русск. языке,

    кат. рода в романских (мужск. ↔ женск.) и иранских языках (по призн. одуш. / неодуш) [ЛЭС, с. 418];

    кат. времени в хант.: прошедшее ↔ настояще-будущее.

    Трехчленные :

    кат лица ;

    кат. числа в словенском, лужицком, арабском, ненецком, хантыйском языках, где противопоставлены формы ед., дв. и мн.ч.. Напр., хант.:

    хот ‘дом’,хот - нг н ‘два дома’,хот - т ‘дома (больше двух)’

    юх ‘дерево’, юх- нг н ‘два дерева’,юх- т ‘деревья (больше двух)’.

    Многочленные :

    в папуасских языках есть еще и тройственное число ;

2. ГК делятся на

    морфологические ,

    синтаксические .

Понятие ГК разработано преимущественно на материале морфологических категорий. Вопрос о синтаксических категориях разработан слабее [ЛЭС, с. 116].

2.1. Морфологические ГК свойственны лексико-грамматическим классам слов – знаменательным частям речи (именам существительным, прилагательным, числительным, глаголам, наречиям, местоимениям):

2.1.1. Среди морфологических категорий выделяют

    словоизменительные – такие, члены которых представленыформами одного и того же слова в рамках егопарадигмы (ср. русск. формыпадежа существительных;рода ,числа ипадежа прилагательных; формылица у глагола);

    классификационные – такие, члены которыхпредставлены разными словами , т.к. это категории, внутренне присущие слову и не зависящие от его употребления в предложении (ср. рус. категориирода существительных,одушевленности / неодушевленности существительных,вида глагола) [ЛЭС, с. 115].

2.1.2. Морфологические категории делятся на

    ГК именного типа :ГК рода, падежа, одушевленности-неодушевленности;

    ГК глагольного типа :ГК времени, вида, залога, наклонения.

ГК языка находятся в тесном взаимодействии и обнаруживают тенденцию квзаимопроникновению :

    кат. времени тесно связана с кат. наклонения , а также вида : временные формы, как правило, противопоставляются в пределахизъявительного наклонения, представляющего реальные события; если в языке много «времен», то этовидовременные формы:перфект = законченное /имперфект = незаконченное действие в прошлом,аорист = точечное действие в пошлом,настоящее продолженное и т.д.

    кат. лица связывает глаголы и местоимения;

    кат. числа связывает имя и глагол.

Богатырева И.И.

Конечно, понятие категория является достаточно сложным и абстрактным, но не более сложным и абстрактным, нежели многие математические, физические или биологические понятия, которыми вволю оперируют наши школьные учебники, рассчитанные на старшеклассников обычных средних школ. Представляется, что оно не сложнее для понимания, чем интеграл, иррациональное число, логарифм, энтропия, дисперсия, интерференция, мейоз или митоз и т.п. И чрезвычайно важно, что понятием категория пользуются почти все вузовские учебники и пособия, справочные издания, энциклопедии, с которыми неизбежно сталкивается сегодняшний старшеклассник или студент-первокурсник.

Что же это такое – грамматическая категория? По определению В.В.Лопатина, это «система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями», это некоторое множество однотипных, сходных явлений, имеющих какой-то общий признак. И хотя само понятие категория, безусловно, представляет собой некое обобщение, но оно существует не вообще, абстрактно, а вполне реально и конкретно, выражаясь как общее в своих частных проявлениях.

Так, у каждой части речи в любом языке есть свой собственный набор грамматических (морфологических) категорий, которые её характеризуют, выделяя на фоне других частей речи. У существительных и прилагательных в русском языке есть такие грамматические категории, как род, число и падеж, а в ряде германских и романских языков у прилагательных может не быть категории падежа или числа, но при этом существительным в этих языках присуща особая категория определенности-неопределенности, которая отсутствует у других именных частей речи. У прилагательных во многих индоевропейских языках есть категория степени сравнения, отличающая их от существительных. Но нужно понимать, что и это утверждение применимо далеко не ко всем языкам. Так, в древнегреческом и в санскрите суффиксы, образующие форму степени сравнения, могли иногда добавляться и к основам существительных – в тех случаях, когда в значениях существительных имелся качественный оттенок. Например: др.-гр. βασιλεύς ‘царь’ – βασιλεύτερος ‘в большей степени царь’ (царь в сравнительной степени) – βασιλεύτατος ‘самый царственный царь’ (царь в превосходной степени). Санскр. kavitara ‘в большей степени (лучший) поэт’ – это сравнительная степень от kavi ‘поэт, мудрец’; а gajatama ‘самый лучший слон; слон из слонов (т.е. слон, лучше всех воплощающий в себе самые характерные слоновьи качества)’ – превосходная степень от gaja ‘слон’. Можно смело утверждать, что одним из важных признаков той или иной знаменательной части речи в большинстве языков мира является наличие у неё особого, присущего только ей состава грамматических категорий.

Итак, в каждой категории обобщаются соотносительные грамматические значения, непременно объединенные каким-то общим признаком, но при этом они противопоставлены друг другу по этому признаку и даже (что чрезвычайно важно) являются взаимоисключающими. И здесь нет никакого противоречия и тем более какой-то сверхсложности или надуманности. Возьмем, к примеру, глагольную категорию лица, представленную в русском языке тремя грамматическими значениями, или граммемами. Сходство этих граммем состоит в том, что все они выражают общую идею разграничения участников процесса коммуникации. Но при этом 1-е лицо указывает на то, что говорящий является производителем действия, обозначенного глаголом; 2-е лицо указывает на действие, производимое собеседником, или адресатом; 3-е лицо сообщает, что действие совершается тем, кто непосредственно не участвует в акте коммуникации (т.е. не является ни говорящим, ни собеседником). Таким образом, мы видим, что есть и сходство, и одновременно противопоставленность этих трех граммем друг другу. Что же касается последнего из названных выше свойств – их взаимоисключения – то оно проявляется в том, что конкретная глагольная словоформа может быть формой либо 1-ого лица, либо 2-ого, либо 3-его. Все три граммемы никак не могут быть совмещены и одновременно выражены в пределах одной словоформы. И это касается всех грамматических категорий: именная часть речи может стоять в форме какого-то одного падежа (либо именительного, либо родительного, либо дательного и т.д.), одного числа (или единственного, или множественного) и т.п.

Следует обратить особое внимание на то, что грамматическая категория объединяет два плана – некое внутреннее содержание, о котором только что было сказано, и его внешнее формальное выражение. Это действительно очень важно: у грамматического значения непременно должен быть (и зачастую даже не один) какой-то внешний, т.е. наблюдаемый в устной или письменной речи способ его выражения. Так, у грамматической категории лица в русском языке обычно есть возможность заявить о себе при помощи специальных окончаний в формах настоящего или будущего времени в обоих числах: говорю, говоришь, говорит; скажем, скажете, скажут. А в прошедшем времени для этой цели используются личные местоимения, поскольку непосредственно внутри самого глагола указать на его лицо невозможно: я говорил, ты говорил, он говорил.

В древних индоевропейских языках (санскрите, древнегреческом, латыни и др.) категория лица обычно выражалась внутри глагольной формы не зависимо от времени, наклонения или залога, и по специальному личному окончанию всегда можно было определить лицо и число глагола. Поэтому формы именительного падежа от личных местоимений в этих языках встречаются довольно редко: как правило, это бывает в тех ситуациях, когда на них падает логическое ударение или когда одно лицо противопоставляется другому. Например, как в следующих латинских фразах:

Tempora mutantur et nos mutāmur in illis. – Времена меняются, и мы меняемся [вместе] с ними (здесь есть местоимение nos ‘мы’, хотя на 1-е лицо множ.ч. указывает и окончание -mur в глаголе mutāmur).

Tam ego homo sum, quam tu. – Я такой же человек, как и ты (здесь стоит местоимение ego ‘я’, хотя на 1-е лицо ед.ч. указывает и соответствующая форма от глагола быть – sum).

Однако в подавляющем большинстве случаев местоимения в роли подлежащих оказываются в древних языках просто избыточными, не нужными, и их не встретишь, например, в тексте на латыни, но при переводе таких латинских (или древнеиндийских, древнегреческих) предложений принято добавлять соответствующие русские местоимения:

Cogito, ergo sum. – Я мыслю, следовательно, существую.

Facile omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus. – Когда мы здоровы, то легко даём больным хорошие советы.

Особенно это важно в случаях, когда форма русского глагола не несет в себе информации о грамматическом лице:

Feci, quod potui, faciant meliora potentes. – Я сделал всё, что мог; пусть, кто может, сделает лучше.

Ab altero expectes, alteri quod feceris. – Жди от другого того, что сам ты сделал другому.

По этим примерам видно, для чего нужны местоимения в русских переводах: по русской словоформе сделал нельзя определить, что в первом случае предполагалось 1-е лицо, а во втором – 2-е. В латинских же формах лицо субъекта действия заключено в окончаниях -i (feci ‘я сделал’ и potui ‘я мог’) и -eris (feceris ‘ты сделал’).

Грамматическая категория обладает еще двумя необычайно важными свойствами – регулярностью и обязательностью. Действительно, если мы посмотрим на любую грамматическую категорию в русском языке, то обнаружим, что она регулярно выражается: почти всегда мы должны указать на падеж или род имени, наклонение или время глагола и т.п. Почти, но не всегда. И это «не всегда» не должно нас смущать: надо понимать, что регулярность вовсе не означает вездесущесть. Да, мы не при каждом словоупотреблении указываем на то или иное грамматическое значение: так, в ряде контекстов может быть не ясен род или число неизменяемого имени существительного. В предложении До XIV века кофе произрастал в Эфиопии в диком виде по форме глагола можно понять, что слово кофе – мужского рода и стоит в форме единственного числа. В следующем же высказывании ни род, ни число существительного кофе никак не проявлены: Согласно легенде, в середине XVII века мусульманский пилигрим тайно вывез кофе в Южную Индию.

Для отдельных грамматических категорий в принципе нормальным будет обнаруживать себя только в некоторых, довольно редких ситуациях: если мы, говоря по-русски, хотим понять, одушевленное перед нами существительное или нет, мы можем это сделать только одним способом – поставить его в форму винительного падежа множественного числа. Только в этой падежной форме точно проявится его подлинная сущность: если эта форма совпадет с родительным падежом, то перед нами – одушевленное имя, если с именительным – то неодушевленное. К сожалению, даже винительный падеж единственного числа в ряде случаев нам не поможет: я вижу девочку, существо и я вижу парту, окно ничем не различаются. Мы не понимаем по формам слов, что девочка и существо – одушевленные существительные, а парта и окно – нет (девочку = парту, существо = окно). А соответствующие падежные формы множественного числа (я вижу девочек, существ и я вижу парты, окна) нам точно указывают на данную грамматическую категорию: девочек ≠ парты и существ ≠ окна. Все остальные падежи тем более никак не позволят нам определить одушевленность того или иного русского существительного.

Итак, мы выяснили, что грамматика (как раздел лингвистики) включает морфологию и синтаксис. В центре внимания грамматики - грамматические значения и способы их выражения. Грамматическое значение - это присущее словам или синтаксическим конструкциям обобщенное значение, реализующееся в этих единицах по отношению к другим словам в предложении. Вспомните знаменитую экспериментальную фразу Л. В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» - сюда включены слова с искусственными корнями и реальными аффиксами, которые и являются выразителями грамматических значений. Несмотря на неясность лексического значения слов, легко выявляется их принадлежность к определенным частям речи, а присущие словам этого предложения грамматические значения указывают на то, что одно действие уже совершилось в прошлом (будланула), а другое реально продолжается в настоящем (курдячит). Каждое грамматическое значение имеет формальное выражение, например, может выражаться с помощью:

  • 1) окончаний слов (он пел - она пела или кот - коты);
  • 2) суффиксов (придумать - придумал - придумавший - придуманный);
  • 3) чередования звуков в корнях слов (избегать - избежать, набирать - набрать);
  • 4) редупликации, или повтора (далеко-далеко (очень далеко));
  • 5) перемещения ударения (например, дома - дома);
  • 6) сочетания некоторых слов с глаголами-связками, частицами, предлогами (буду учить, выучил бы, пусть выучит, придут ли, к тебе);
  • 7) порядка слов (Я видел брата. Брата видел я. Видел я брата .);
  • 8) интонации (Он пришёл? Он пришёл!).

Знак языка, в котором грамматическое значение получает регулярное выражение, называется грамматической формой. Грамматические формы объединяются в грамматические категории. Академик Виноградов считал, что «целесообразнее вместо употребления термина форма пользоваться термином внешний выразитель грамматической категории» . Грамматические категории каждого языка можно уподобить своеобразным «анкетам», необходимым для описания объектов на данном языке: говорящий не может правильно рассказать о каком-либо предмете, не ответив на вопросы такой «грамматической анкеты». В разных языках число грамматических категорий различается; существуют языки с очень развитой системой таких категорий, а в других языках набор грамматических категорий ограничен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В одной из книг советского писателя-фантаста Г. Гора описан совсем не фантастический разговор между русским учителем математики и его учеником Нотом, представителем северной народности нивхов, проживающих на Сахалине. «Задачи были лёгкие, совсем простые, но Нот никак не мог решить их. Нужно было к семи деревьям прибавить еще шесть и от тридцати пуговиц отнять пять.

  • - Какие деревья? - спросил Нот, - длинные или короткие? И какие пуговицы: круглые?
  • - В математике, - ответил я, - не имеют значения качество или форма предмета. <...>

Нот меня не понял. И я тоже не сразу понял его. Он мне объяснил, что у нивхов для обозначения длинных предметов существуют одни числительные, для коротких - другие, для круглых - третьи» .

Грамматическая категория - это система грамматических форм с однородным значением. К основным грамматическим категориям относятся категории вида, залога, времени, наклонения (у глагола), лица, рода, числа и падежа (у имен). Последовательным выражением этих категорий характеризуются целые классы слов (части речи). В современном русском языке выделяют самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Самостоятельные части речи

Часть речи

Грамматическое значение и категории

Имя существительное

И др. вопросы падежей

Обозначает одушевленный или неодушевленный предмет, обладает категориями рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности

Человек, дом, зелень

Имя прилагательное

Какой? Какая? Чей? И др.

человеческий,

Имя числительное

Сколько? Который по счету? И др.

Обозначает количество или порядок предметов, обладает категорией числа. Разряды по значению: количественные, собирательные

Пять, семьдесят семь, первый, второй, трое

Местоимение

Кто? Что? Который?

Указывает на предмет, признак или количество предметов, но не называет их «по имени». Обладает категориями рода, числа и падежа. Разряды по значению: личные, указательные, вопросительные и т. д.

Я, ты, он, весь, тот, чей, мой, который

Что делать? Что сделать?

Действие предмета или его состояние. Обладает категориями вида, залога, наклонения, лица, времени, рода и числа

Веселить,

веселиться

Где? Когда? Куда? Откуда? Как?

Признак действия или признак признака. Некоторые наречия обладают категорией состояния

Быстро, весело, издалека, влево, направо

А вот служебные части речи не обладают грамматическими категориями.

Служебные части речи

В русском языке существует еще один класс неизменяемых слов, которые служат для выражения эмоций. Эти слова называются междометиями. Они не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи. От знаменательных слов они отличаются отсутствием номинативного значения: выражая чувства и ощущения, междометия не называют их, а от служебных частей речи междометия отличает то, что им не свойственна связующая функция.

Многие междометия ведут свое происхождение от эмоциональных возгласов, например: «Ой, страшно!», «Брр, холодно!» Такие междометия нередко имеют специфический фонетический облик, т. е. содержат редкие и необычные для русского языка звукосочетания («брр», «гм», «тпру»). Есть в русском языке и другая группа междометий, происхождение которых связано со знаменательными словами - существительными: «батюшки», «боже» или с глаголами: «ишь», «вишь», «пли». Можно также наблюдать связь междометий с местоимениями, наречиями, частицами и союзами: «то-то», «эка», «ш-ш». Сюда относятся разного рода сращения: «на тебе», «ну да» и др. и устойчивые словосочетания и фразеологизмы, такие как «батюшки светы», «слава богу» и т. д. Междометия - активно пополняющийся класс слов. Среди лингвистов нет единой точки зрения: одни считают, что междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно. Другие уверены, что междометия входят в разряд «частиц речи» наряду с предлогами и союзами.

Обсуждаем прочитанное

  • 1. Как связаны между собой разделы науки о языке - морфемика и словообразование?
  • 2. Почему основные способы образования слов в русском языке делят на две группы? Что это за группы?
  • 3. В чем, по-вашему, разница между терминами «морфема» и «часть слова»?
  • 4. Что изучается в морфологии? Возможно ли изучать морфологию, не имея понятия о морфемах?
  • 5. Что такое «грамматика языка»? Какие грамматические нормы вам известны?
  • 6. В каких случаях необходим термин «грамматическая форма» и в каких случаях мы пользуемся термином «грамматическая категория»?
  • 7. Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных? В чем, по вашему мнению, особенность междометий?

Задания

  • 1. Дайте определение морфемы. Расскажите о функциях морфем.
  • а) Найдите формообразующие морфемы в словах:

дома, домик, к реке, побежал, лежать, сильнейший, самый сильный, сильнее, в лёжку, увиденный.

б) Найдите словообразующие морфемы в словах:

  • 2. Расскажите о грамматических категориях имен существительных.
  • а) Подберите прилагательное или местоимение к именам существительным:

тюль, алиби, рояль, мышь, жабо, такси, вермишель, шампунь, колибри, шимпанзе, кофе, какао, пальто, манго, пенальти, кредо, метро, неряха, сирота, коллега.

б) Просклоняйте имена существительные:

сестра, знамя, племя, копьё, туча, фасоль, киви, чулки, носки, торты.

По... сторонам дороги, на... берегах реки, у... подруг, у... друзей, на... стенах, между... странами, между... государствами, ... руками, ... глазами, у... детей, приложить к... щекам, знаком с... братьями, с... сёстрами.

3. Прочитайте вслух словосочетания, верно склоняя числительные.

В 2009 году, в 55 % случаев, из 1835 примеров, к 769 студентам, расплатился 879 рублями, разместили на 83 страницах, не хватает 274 страниц, помогли 249 людям, зарегистрировано около 97 случаев, доволен 12 учениками, жизнь дерева измеряется 350 и даже 600 годами.

Это самый прекраснейший человек из всех, кого мне приходилось встречать.

Литература

  • 1. Арутюнова Н. Д. О значимых единицах языка // Исследования по общей теории грамматики. М., 1968.
  • 2. Арутюнова Н. Д., Булыгина Т. В. Основная единица морфологического анализа // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972.
  • 3. Бебчук Е. М. Современный русский язык: Морфемика и словообразование: учеб, пособие. Воронеж, 2007.
  • 4. Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. Л., 1976.
  • 5. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики. М., 2002.
  • 6. Пехливанова К. И., Лебедева М. Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях: учеб, пособие. М., 2006.

ГЛАВА 4

Лексика и фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; основные типы словарей

  • Гор Г. Волшебная дорога: Романы, повести, рассказы. Л., 1978.
  • См.: Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972.

Общие вопросы грамматики. Грамматическое значение,

Грамматика – строй языка, ᴛ.ᴇ. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Грамматика - ϶ᴛᴏ вся несобственно звуковая и нелœексическая организация языка, представленная в его грамматических категориях, грамматических единицах, и грамматических формах.

Грамматика по преимуществу выражает отношения не как кон­кретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отноше­ния лексем, ᴛ.ᴇ. отношения грамматические, лишенные всякой конкретности. Тем самым грамматическая абстракция – качественно особая абстракция, а не та͵ что лексическая.

Грамматически и лексемы, и их серии, и группы (организованные по тому или иному принципу) образуют те или иные моде­ли в языке.

Таковы, к примеру, модели производных существительных с суф­фиксами -ец-, -ник-, - тек -:стрел-ец, гон-ец, лес-ник, башмач-ник, печ-ник, ряд-чик, переплет-чик, таковы модели имен дейст­вия на –ание, -ение: леж-ание, кат-ание, мет-ание, извин-ение, изображ-ение и т. д. Подобные модели являются словообразовательны­м и.

Иного вида модели являются словоизменительными, к примеру модели склонения боб-а, кот-а, враг-а, друг-а или вод-ы, трав-ы, толп-ы, мод-ы, свобод-ы. Или модели спря­жения игр-ал, ляг-ал, пик-ал, кат-ал, ах-ал и другие формы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, модели в языке бывают словообразовательные и словоизменительные.

Среди наличных грамматических моделœей в данном языке дан­ного периода следует различать модели продуктивные и непродуктивные.

Продуктивные модели не только охватывают очень боль­шое количество лексического материала, но и служат образцом. Для любых новообразований (образование различных частей речи от заимствованных, искусственных и вообще новых слов), а также способны языковые факты, функционирующие по непродуктив­ным моделям, переводить под свой образец.

Непродуктивные же модели исчерпываются считан­ными лексическими примерами (к примеру, глаголы типа печь пекут, течь – текут, жечь – жгут, беречь – берегут и т д., или типа лезть – лезут, нести – несут, вести – ведут и почти утра­ченное грясти при грядут", или единичное по склонению слово путь, или слова лгать и дочь, имеющие в косвенных падежах осно­ву на -ер:матери, дочери и т п.) и не могут служить образцом для новообразований.

Г р а м м а т и ч е с к о е з н а ч е н и е – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное выражение). В области морфологии - ϶ᴛᴏ общие значения слов как частей речи (к примеру, значение предметности у существительных, процессуальное у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставляемые друг другу в рамках морфологических (или грамматических) категорий (к примеру, значения того или иного времени, лица, числа, рода).

Грамматический способ - ϶ᴛᴏ материальное выра­жение грамматических значений, как реляционных, так и деривационных. В конечном счете всœе грамматические различия морфем, показывающие изменения падежей, чисел, лиц, времен и т. д. выражаются фонематическими различиями, т. е. различием состав­ляющих морфемы фонем (замена одной фонемы другой, присо­единœение фонемы, удаление фонемы, перестановка фонем, при­чем отсутствие фонемы в одной форме по соотношению с наличи­ем фонемы в другой форме – такое же выразительное средство) кроме того, в предложении к этому присоединяются интонацион­ные изменения, расстановка пауз, градация ударений, а также воз­можность перестановки более крупных звеньев речевой цепи (лек­сем, их групп), в роли грамматического способа выступают также особые служебные слова, нужные как для выражения отношений между членами предложений, так и между предложениями.

Грамматических способов, используемых в языках, ограничен­ное количество, это аффиксация разного типа, внутрен­няя флексия, повторы, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм. Грамматика любого языка может выражаться только этими способами. Одни языки (как русский, английский) используют всœе возможные грамматические способы, другие (как китайский, французский) – только некоторые.

Одним из самых трудных вопросов теоретической грамматики является вопрос о грамматических категориях

Долгое время языковеды грамматическую систему новых язы­ков облекали в схемы, выработанные античными грамматистами для категорий греческого и латинского языков, к примеру учение ʼʼОб осьмих частех словаʼʼ (т. е. частях речи) в средневековой рус­ской грамматической традиции, позднее пытались механически перенести логические категории в грамматику, в разное время де­лались попытки вывести особые ʼʼпонятийныеʼʼ категории, кото­рые были бы не логическими, а языковыми, но общими для всœех языков. Неудачи всœех этих попыток коренились в том, что ʼʼкате­горииʼʼ прилагались к языку извне, а не выводились из материи и формы данных языков.

Грамматические категории - ϶ᴛᴏ прежде всœего совокупности элементов языка (слов, их значимых частей, их сочетаний), обра­зующие грамматические общности. Что же объединяет эти общнос­ти в языке? Это – грамматические значения, а не грамматические способы или формы (есть и такое мнение у грам­матистов).

Пестрота способов различения данных категорий не мешает единству каждой из них. В этом сказывается изоморфизм грамматических способов, т. е. то, что разные способы могут вы­ступать в одной и той же грамматической функции.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, грамматическая категория - ϶ᴛᴏ совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и со­четаний слов), объединœенная грамматическим значением при обя­зательном наличии выражающего его грамматического способа (вы­ражение тех же значений посредством сопровождающих знамена­тельных слов, как, к примеру, наречия при глаголе, граммати­ческих категорий не образуют).

Наиболее трудный вопрос грамматики - ϶ᴛᴏ вопрос о грамма­тической форме.

Подытожим всё сказанное о форме.

1. Форма в грамматике не то же самое, что грамматический способ.

2. Форма не должна быть отожествлена со значением.

3. Форма в грамматике - ϶ᴛᴏ соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве; меняя способ при сохранности значения или меняя значение при сохранности способа, мы получаем новые формы. К примеру, предобрый и доб­рый-добрый по значению одно и то же – превосходная степень прилагательного, но способ выражения этого значения различен: приставка в слове предобрый и повтор в добрый-добрый ; это разная форма и разные формы; добрый-добрый и ходишь-ходишь одинако­вы по способу (повтор), но различны по значению: добрый-доб­рый – превосходная степень прилагательного, ходишь-ходишь – особый видовой оттенок глагола; это тоже разная форма и разные формы.

4. Вследствие линœейности речи форма прежде всœего выявляет­ся распадением речевой цепи на отдельные звенья: лексемы, мор­фемы, фонемы.

5. Парадигматическая форма - ϶ᴛᴏ характеристика того или другого слова или сочетания слов как члена целого – парадигмы форм; одинаковые по линœейной форме слова могут иметь разную парадигматическую форму; так, зло –существительное, зло –краткое прилагательное и зло –наречие по линœейной форме распадаются одинаково на две морфемы [зл-о], но парадигматически всœе эти три слова имеют разную форму:

1) зло (существительное) – член парадигмы склонения (зла, злу и т. д.),

2) зло (прилагательное) – член родовой и числовой парадигмы (зол, зла, зло, злы) и парадигмы степеней сравнения (злее);

3) зло (наречие) – член только парадигмы степеней сравнения (злее).

То же самое у существительного печь (печи, печью, печи и т. д) и инфинитива глагола печь (пеку, печешь; пек, пеки), хотя линœейно эти два слова оформлены одинаково, а похожая пара знать суще­ствительное и знать инфинитив имеет и разные линœейные формы: существительное [знат" + нуль], глагол [зн-а-т"].

6. Словоизменение охватывает те случаи, когда это формы того же слова, т. е. когда лексическое значение остается тем же, а реля­ционное значение меняется; таковы для русского языка у прилага­тельных формы рода, числа, падежа и степени сравнения; у суще­ствительных формы падежа и числа; у глаголов формы лица, чис­ла, вида, наклонения, времени, а в прошедшем времени рода и числа.

7. Словообразование относится к разным способам производ­ства от данных основ и корней других слов с особым лексическим значением, таковы для русского языка у прилагательных умень­шительные и увеличительные формы, у существительных собира­тельные, увеличительные, уменьшительные, у глаголов префик­сальные формы, где, кроме вида, меняется и лексическое значе­ние (писать написать – не меняется, а писать записать –ʼʼсделать записьʼʼ – меняется); и, конечно, всœе случаи производст­ва других частей речи от основы данной части речи: труд труд­ный трудиться; печь печной печник и т. п.

8. Количество грамматических способов в языках мира ограни­чено. Οʜᴎ стандартны и бывают характерными для данного языка только косвенно. Грамматические значения в разных язы­ках есть и общие, есть и различные, что приводит к тому же выво­ду. Формы же всœегда индивидуальны и характерны для данного языка.

Так, в большинстве языков существует категория множествен­ного числа, но формы множественного числа в разных языках будут различны; к примеру, в малайском повтор: orang – ʼʼчеловекʼʼ, orang-orang – ʼʼлюдиʼʼ, в африканском языке шиллук – изменение тона: jit с высоким тоном – ʼʼухоʼʼ, jit с низким тоном – ʼʼушиʼʼ; в русском изменение окончания: меч мечи, в немецком изменение гласной корня: die Mutter – ʼʼматьʼʼ, die Mütter – ʼʼматериʼʼ, или изменение артикля: das Fenster - ʼʼокноʼʼ, die Fenster –ʼʼокнаʼʼ и т. п.

М о р ф о л о г и я – раздел грамматики, изучающий закономерности функционирования и развития этой системы. Морфология изучает структуру значимых единиц языка, по протяженности не превышающих словоформы (словоформа – слово в некоторой грамматической форме, к примеру сад, садами, белый, белую ). Главное основание для выделœения морфологии в качестве особого раздела грамматики – членимость словоформы на меньшие знаковые единицы, называемые морфемами или морфами.

Морфема – одна из базовых единиц языка, частот определяемая как минимальный знак, ᴛ.ᴇ. такая единица, в которой за определœенной фонетической формой (означающим) закреплено определœенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы того же рода. Морф – минимальная значимая единица текста͵ текстовый представитель морфемы. Морфема – данный абстрактный инвариант, реализующийся в виде конкретных инвариантов – морфов. Варьирование морфемы связано с позицией – как грамматически (и тогда морфема предстает в виде грамматического или морфонологического варианта), так и фонетически (тогда морфема предстает в виде фонетического варианта). Напр., в рус. писать – пишу корневая морфема находится в грамматической позиции (форма инфинитива – форма настоящего времени), вызывающей чередование морфов; в англ. морфема мн. числа существительных варианты [s] – [z] – обусловлены фонетической позицией – качеством исхода основы.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В этой системе определяющим является категоризующий признак (смотри Категория языковая), например, обобщённое значение времени, лица, залога и тому подобное, объединяющее систему значений отдельных времён, лиц, залогов и т.п. в систему соответствующих форм. Необходимым признаком грамматической категории является единство её значения и выражения этого значения в системе грамматических форм.

Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических грамматических категорий выделяются, например, грамматические категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи). Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным: например, в русском языке грамматическая категория рода представлена системой трёх рядов форм, выражающих грамматические значения мужского, женского и среднего рода, а грамматическая категория числа - системой двух рядов форм - единственное число и множественное число. В языках с развитым словоизменением различаются грамматические категории словоизменительные, то есть такие, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова в рамках его парадигмы (например, в русском языке - время, наклонение, лицо глагола, число, падеж, род, степени сравнения прилагательных) и несловоизменительные (классифицирующие, классификационные), то есть такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова (например, в русском языке - род и одушевлённость-неодушевлённость существительных). Принадлежность некоторых грамматических категорий (например, в русском языке - вида и залога) к словоизменительному или несловоизменительному типу является объектом дискуссий.

Различаются также грамматические категории синтаксически выявляемые, то есть указывающие, прежде всего, на сочетаемость форм в составе словосочетания или предложения (например, в русском языке - род, падеж), и несинтаксически выявляемые, то есть выражающие, прежде всего, различные смысловые абстракции, отвлечённые от свойств, связей и отношений внеязыковой действительности (например, в русском языке - вид, время); такие грамматические категории, как, например, число или лицо, совмещают признаки обоих этих типов.

Языки мира различаются:

1) по количеству и составу грамматических категорий; сравни, например, специфичную для некоторых языков - славянских и др. - категорию глагольного вида; категорию так называемого грамматического класса - человека или вещи - в ряде кавказских языков; категорию определённости-неопределённости, присущую преимущественно языкам с артиклем; категорию вежливости, или респективности, характерную для ряда языков Азии (в частности, японского и корейского) и связанную с грамматическим выражением отношения говорящего к собеседнику и лицам, о которых идёт речь;

2) по количеству противопоставленных членов в рамках одной и той же категории; сравни традиционно выделяемые 6 падежей в русском языке и до 40 - в некоторых дагестанских;

3) по тому, какие части речи содержат ту или иную категорию (так, в ненецком языке существительные обладают категориями лица и времени). Эти характеристики могут меняться в процессе исторического развития одного языка; сравни три формы числа в древнерусском языке, в том числе двойственное, и две - в современном русском языке.

Лит.: Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957; Гухман М. М. Грамматическая категория и структура парадигм // Исследования по общей теории грамматики. М., 1968; Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972; Ломтев Т. П. Предложение и его грамматические категории. М., 1972; Типология грамматических категорий. Мещаниновские чтения. М., 1973; Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. Л., 1976; Панфилов В. 3. Философские проблемы языкознания. М., 1977; Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978; Холодович А. А. Проблемы грамматической теории. Л., 1979; Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. С. 453- 459; Типология грамматических категорий. Л., 1991; Мельчук И. А. Курс общей морфологии. М., 1998. Т. 2. Ч. 2; Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. М., 2004.