Интересный классный час к 9 мая. II. Информационный блок

Цели: формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель, родители, ветераны ВОВ.

Оборудование: ноутбук, колонки, лист с подборкой военных песен

Ход мероприятия

Читает стихотворение Белобородова Ксения :

Когда это будет, не знаю,
В краю белоногих берез
Победу 9 мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны.
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни, какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,
Что было 9 мая
С утра в 45 году.
(С. Орлов)

Звучит фрагмент песни «День Победы» в исполнении Д. Тухманова.

Кл. рук: Здравствуйте. День Победы… 9 мая… Это праздник со слезами на глазах. Мы, вообще не способны сегодня охватить разумом весь смысл происшедшего события. Лишь с годами, возможно, постигнуть суровое величие прожитых дней, смертельность отгремевших боев, всю глубину трудового подвига ветеранов.

На трудных дорогах войны ценой миллионов жизней была завоёвана победа, победа над фашистской Германией, поработившей половину мира, считающей себя нацией господ. Для кого-то война закончилась там, на поле боя вместе с жизнью, а для кого-то до сих пор живёт в сердцах и страшных ночных кошмарах.

Вечная память мёртвым! Вечная слава живым!

Звучит фрагмент песни «Поклонимся великим тем годам» в исполнении И. Кобзона.

Читает стихотворение Жиряков Антон :

Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
(Р.Рождественский)

Кл. рук: 1941 год. «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.

Война! - крикнул кто-то.
- Война это, товарищи, война!

…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые сполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени».

Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Песня «Журавли»
(поют Стариков Александр, Борисова Анастасия, Волкова Анастасия, Белобородова Ксения, Давыдова Полина, Атаманова Ксения)

Кл. рук: Тяжело было прощаться с родными, а особенно с любимыми, с теми, с кем охота было быть рядом каждую минуту, забывая о горьких разлуках с друзьями по фронту.

Читает стихотворение Глазов Данил :

…И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты - косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу…
(М. Гриезане)

Кл. рук: Песни… Действительно песни порой согревали солдатскую душу. Какие песни о войне дошли до наших дней? Давайте напоем некоторые из них. (Подборка песен – Приложение 1 )

Кл. рук: Мысли о доме, о родных и любимых согревали солдат после боя, давали им силы.

Читает стихотворение Еранов Владислав :

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт.
Жди, когда уж надоест тем,
Кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра тем,
Кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин души.
Жди, и с ними за одно выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло!»
Не понять не ждавшим им, как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил будем знать только мы с тобой.
Просто ты умела ждать как никто другой.
(К. Симонов)

Звучит фрагмент песни «Если б не было войны» в исполнении В. Толкуновой.

Кл. рук: Только сердцем, пережившим смертное горе безвозвратных потерь, тоску разлуки, сердцем, оплакавшим бесчисленные могилы, развалины и пепел тысяч городов и сел, сердцем, несущим в себе любовь к павшим братьям и сыновьям, только сердцем, познавшим великую печаль и жаркую душную ненависть, можно было объять то, что произошло. Миру был возвращен мир.

Танец «Вальс»
(танцуют Визгалин Дмитрий и Высоцкая Екатерина)

Кл. рук: Я надеюсь, что наш классный час затронул ваши сердца и вызвал у вас чувство гордости за свой народ. В заключение нашего мероприятия мне хочется пожелать вам мирного неба над головой. И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы память для наших детей о тех уже далеких событиях, не допустим ли мы новый кровавый бой.

После данного мероприятия ребята поздравили ветеранов, вместе с родителями возложили цветы к памятнику Победы.

Литература:

  1. Публицистика и очерки военных лет. Леонид ЛЕОНОВ «Имя радости».
  2. Б. Васильев. «В списках не значился».
  3. http://www.arhpress.ru/kosmodrom/2004/5/13/11.shtml
  4. http://www.prazdnik.by/content/detail/11/191/49582/

Цель:

воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно-эстетического вкуса.

Задачи

1. Развить у обучающихся чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

2. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

3. Усовершенствовать умения и навыки поиска нужной информации.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники внеклассного мероприятия: обучающиеся 11 класса.

Общие методические указания:

Проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее даются задания отдельной группе учащихся:

Задание 1. Подготовить мини-сообщение об истории Георгиевской ленты.

Задание 2. Заучиывание стихотворений наизусть.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы :

Мультимедийная презентация (показ слайдов).

Место проведения : класс.

Оформление класса :

Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ).

Плакаты.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя. Сегодня я предлагаю Вам задуматься над тем, что такое человеческая память? Подумайте и через минуту продолжите предложение: «Память - это…». (слайд 2)

Обучающиеся через минуту дают свои ответы, каждый выражает свою точку зрения. (Обсуждение 3 мин. ).

Учитель: Понятие память можно трактовать по-разному, смотря с какой точки зрения на него смотреть. Историческая память - это то, без чего не может быть человека нравственного, что делает человека гражданином. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными. О них хочется вспомнить накануне самого замечательного праздника - Дня Победы. (слайд 3)

Ученик. (Читает стихотворение ).

Что мы знаем о войне?! - Немного…

По рассказам бабушек и мам

Знаем, что надежда и тревога

Об руку ходили по домам.

Учитель. А, что Вы знаете о ВОВ? (Обсуждение 5 мин. )

Ученик рассказывает об истории Георгиевской ленты (Задание 1. 10 минут. ).

Георгиевская лента — биколор (двуцвет) оранжевого и черного цветов. Она ведет свою историю от ленты к солдатскому ордену Святого Георгия Победоносца, учрежденного 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II. Эта лента с небольшими изменениями вошла в наградную систему СССР как "Гвардейская лента" - знак особого отличия солдата. Ею обтянута колодка очень почетного «солдатского» ордена Славы.

Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя. Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии.

Учитель. Последние семь лет ежегодно проходит акция под названием «Георгиевская ленточка». Эта общественная акция, посвящена празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Акция стала традиционной и проводится с 24 апреля по 12 мая.

Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во, что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить».

Акция проходит под лозунгами: «Победа деда — моя Победа», «Повяжи. Если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы — наследники Великой Победы!» и другими. (слайд 4)

Ученик. (Читает стихотворение )

Пусть память вечную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

Учитель. В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — всенародный День Памяти и Славы, символ неразрывной связи поколений всех россиян. Мы должны не просто знать о том, как русский солдат спас целый мир от катастрофы, помнить, какой ценой досталась она нашим отцам и дедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу, чтобы не стиралась память сердца. (слайд 5)

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Учитель. Давайте почтим память минутой молчания всех тех, кто погиб во время ВОВ. (слайд 6).

Скачать презентацию :

Помнят люди.

Цели:

1. Расширить и уточнить представления детей о Великой Отечественной войне;

2. Воспитание уважения к войнам-ветеранам;

3. Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за подвиги Советского народа.

/слайд3/-Звучат слова Левитана.

Ведущий:

22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения своей Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

/слайд4/-Звучит «Священная война»

1 Чтец:

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

2 Чтец:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий народ.

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной за войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

/слайд5/

Ведущий:

Весь Советский народ встал на защиту Родины. Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15249 юных Ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Среди них: Ваня Андрианов, Шура Ефремов, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Володя Дубинин.

/слайд6/

1 Чтец:

Был трудный бой.

Все нынче как спросонку,

Лет десяти – двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей.

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют …

2 Чтец:

Шел бой за улицу.

Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит - не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал мальчишка:

Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу…

Был трудный бой.

Все нынче как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Ведущий:

Работали дети и в тылу. На многих заводах и фабриках они заменили ушедших на фронт отцов и братьев, выполняя и перевыполняя установленные нормы. Так молодое поколение вносило свой посильный вклад в общую победу.

Война не обошла ни одну семью. Поднимите руки те, у кого кто-либо из родных воевал на войне.

1 Чтец: /слайд 7-8/

Сокрушая железо и камень

Он врага беспощадно громил!

Над Германией победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошёл через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу-герою!

Слава армии славной его!

Ведущий: /слайд 9-10/

И вот он наступил май 1945 года. Пришла такая долгожданная Победа. … 27 миллионов погибших – это каждый 6 житель нашей страны….не дождался этого дня.

Все вынес, все вытерпел Советский народ и смог не только освободить родную землю, но и помог народам Европы скинуть с себя черную пелену фашизма. И вот 24 июня 1945года на Красной площади в Москве состоялся парад Победы.

Вся страна в едином порыве приветствовала победителей, даже солнце, проглянув через тучи, озарило Красную площадь. Войны -победители, прошагав всю Европу, бросили к стенам Кремля поверженные фашистские знамена. Страна салютовала своим героям. Лица людей светились радостью, радостью за то, что на планете вновь воцарился мир!

3 Чтец: /слайд 11,12/

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою!

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Ведущий:

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига наших солдат.

Почтим память всех погибших минутой молчания.

1 Чтец:

Помните! Через века, через года,

Помните, о тех, кто уже не придет никогда,

Пожалуйста, помните.

Не плачьте, в горле сдержите стоны,

Горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!

Ведущий:

Уже много лет назад отгремели последние залпы войны и над Землей воцарился мир. Среди нас осталось очень мало очевидцев тех событий, их активных участников. Сейчас многие в мире стараются принизить роль Советского народа в победе над фашистской Германией, часто называя освободителей оккупантами, что можно слышать в Прибалтике. Поднимают голову неофашисты. То и дело на нашей планете звучат выстрелы, рвутся снаряды, гибнут люди. В этом положении, от Вас, как от будущего поколения, требуется быть начеку, чтобы не допустить разжигания пожара новой войны.

Ребята, а как мы с вами можем быть достойны памяти тех, кто погиб, сражаясь за то, чтобы мы жили в мире, учились, играли?

Ведущий: /слайд 13,14/

Ветераны… С каждым годом их остается все меньше и меньше.

Они, живые свидетели, способны поведать нам правду о той войне. Они живут среди нас, они нуждаются в нашей заботе. Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом, ведь именно им мы обязаны своим существованием….

2 Чтец:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

/слайд 15/

Классный час, посвящённый 65-летию Великой Победы.

1-2 класс.

«Помнят люди».

Подготовила учитель

Начальных классов

МОУ СОШ №5 г.о. Кохма

Торопова Елена Владимировна

Данная методическая разработка может быть использована при проведении классного часа в 3-5 классах.

Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам стихи для чтения наизусть и дать задания по группам подготовить рассказы о пионерах-героях.

Ход занятия.

Вводная беседа.

Актуализировать знания о празднике Победы. (- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?)

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый. (слайд 1)

1 чтец:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается...

2 чтец:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

3 чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

4 чтец:

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

5 чтец:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

6 чтец:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких - то 5 минут осталось.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. (слайд 4)

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

(слайд 5-10)

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Жестокое слово-война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

Ученик. "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"(Т.С. Ивлева, полиграфист.)

Ученик. “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл….. (Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механик) Рассказы учеников о пионерах-героях.

(слайд 11-14)

Учитель: Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина - мать. (слайд15)

Знаю, в сердце у тебя тревога- Нелегко быть матерью солдата! Знаю, всё ты смотришь на дорогу. По которой я ушёл когда-то. Знаю я, морщинки глубже стали И чуть-чуть сутулей стали плечи. Нынче насмерть мы в бою стояли, Мама, за тебя, за нашу встречу.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой Здравствуй, дорогой Максим! Здравствуй, мой любимый сын! Я пишу с передовой, Завтра утром - снова в бой! Будем мы фашистов гнать. Береги, сыночек, мать, Позабудь печаль и грусть - Я с победою вернусь! Обниму вас, наконец. До свиданья. Твой отец.

Учитель: Женщины не только трудились в тылу. . Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. (слайд 16, 17)

Пушки грохочут, пули свистят. Ранен осколком снаряда солдат. Шепчет сестричка: "Давай, поддержу, Рану твою я перевяжу!"- Всё позабыла: слабость и страх, Вынесла с боя его на руках. Сколько в ней было любви и тепла! Многих сестричка от смерти спасла.

Ведущий. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания.

И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев. (слайд 19)

Мы здесь с тобой не потому, что дата, Как злой осколок память жжёт в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и будни приходи. Он защищал тебя на поле боя. Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя - Великой Армии простой солдат.

Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде,(слайд 20) на Сапун- гору в Севастополе, к памятнику сожжённым жителям деревни Красуха в Псковской области и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии - освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов - парке стоит памятник Воину - освободителю. Это Солдат- победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка. (слайд 21)

На рубеже весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый

Берлин лежал у наших ног!

Не умолкает гром орудий.

Бушует пламя в дымной мгле,

И говорят друг другу люди-

Есть справедливость на Земле!

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил!

Над Германией победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошёл через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу - герою!

Слава Армии славной его!

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник- Советскому солдату,

С девочкой спасённой, на руках.

Он стоит, как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле,

Это он - солдат, моей державы,

Охраняет мир на всей Земле!

Сияет солнце в День Победы И будет нам всегда светить. В боях жестоких наши дед Врага сумели победить. Идут колонны ровным строем, И льются песни там и тут, А в небе городов-героев Сверкает праздничный салют! (слайд 25) В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны - те, кто прошёл войну.(слайд 2)

Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках. Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну На собственных плечах.

(слайд 27) Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойные спят города. Пусть сирены пронзительный вой Не звучит над моей головой. Ни один пусть не рвётся снаряд, Ни один не строчит автомат. Пусть оглашают наши леса Только птиц и детей голоса. И пусть мирно проходят года, Пусть не будет войны никогда!

Скачать презентацию :

Сценарий праздника День Победы «Нам нужна одна победа» для старшеклассников

Праздничный выпуск устного журнала «Истоки», посвященного Дню Победы

Подготовительная работа, оборудование, оформление класса аналогичны мероприятию («Последний бой, он трудный самый» ). Важно избегать излишнего пафоса, заорганизованности, излишней театрализации. Смысл мероприятия в том, чтобы вспомнить факты из истории Великой Отечественной, поговорить о патриотизме, о памяти, о культуре.

Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочувствие к людям старшего поколения; формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; формировать активную жизненную позицию, побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Подготовительная работа:

Назначить группу детей, которые подготовят информационные

сообщения по материалам сценария (10 учеников);

Предложить поющим детям исполнить песню военных лет.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Устный журнал «Долг памяти».

1. Причины поражений и побед (Беседа с военными аналитиками).

2. Наука ненависти (Фронтовая история).

3. Имена, ставшие легендой (Заметки о героях).

4. Неизвестный солдат (Очерк о Могиле неизвестного солдата).

5. Герой из семейного альбома.

6. Музыкальный привал.

7. Украденная Победа (Форум).

III. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Приближается большой праздник - День Победы. В этот день 9 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Это был день Победы над фашизмом. Весь мир помнит тот ликующий светлый май 1945 г., когда одна за другой освобождались от фашистов страны Европы: Венгрия, Чехословакия, Польша, Болгария, Югославия, Румыния. И конечно же, весь мир помнит 9 мая 1945 г. - первый день без войны. День 9 мая вошел в историю как День Победы в Великой Отечественной войне. На этой войне плечом к плечу сражались люди всех национальностей. Они защищали свое Отечество - СССР. И вместе победили фашизм. В современной России этот день объявлен Днем воинской славы России. Сейчас это День славы, и день памяти: о боях, о героях, о воинах, павших на полях сражений, о страданиях народа. В нашей стране нет семьи, которая бы не получила похоронку с фронта. Долг памяти можно отдать по-разному: торжественные митинги, панихиды в храмах, народные гуляния, минута молчания, шествия, подарки ветеранам - все это крупицы нашего долга,

который мы все обязаны отдавать поколению, пережившему войну. Мы решили вспомнить войну по-своему. Творческая группа нашего класса подготовила специальный выпуск устного журнала «Долг памяти». Передаю слово главному редактору журнала (имя, фамилия).

II. Устный журнал «Долг памяти»

Главный редактор. Сегодняшний выпуск устного журнала посвящен Великой Победе. Познакомьтесь с материалами нашего выпуска (читает с доски, комментирует названия страниц).

Итак, открываем первую страницу. «Причины поражений и побед» - беседа нашего обозревателя (имя, фамилия) с военными аналитиками (имена, фамилии).

Причины поражений и побед

Ведущий 1. Как известно, гитлеровские войска перешли границу СССР 22 июня 1941 г., а в сентябре, буквально через 3 месяца, враг был уже у стен Москвы и Ленинграда. Над СССР нависла реальная угроза полного военного поражения. Наши войска, неся огромные потери, отступали. В чем же причина таких быстрых успехов немецкой армии в 1941 г.? В чем причина отступлений и огромных потерь нашей армии? На эти вопросы отвечают военные аналитики (имена, фамилии).

Ведущий 2. Причины наших отступлений анализировали многие историки. Первая причина в том, что наш народ все-таки был морально не готов к войне с Германией. Ведь это была война нового типа. Война с применением оружия массового уничтожения, когда успех зависел от техники, а не только от личной доблести. В первые дни войны десятки тысяч наших бойцов погибали, не успев сделать ни одного выстрела.

Ведущий 3. Сыграли свою роль и сталинские репрессии 1930-х годов, атмосфера страха, подозрительности, неуверенности, доносов. Это вызывало сомнения у жителей страны, многие не видели смысла в том, чтобы биться до последнего «за власть большевиков». В западных областях страны некоторые смотрели на немцев как на освободителей.

Ведущий 2. Военные специалисты объясняют огромные потери еще и устаревшей военной тактикой нашего командования. Вот что писал об этом немецкий генерал: «Русская тактика наступления: трехминутный огневой налет, потом - пауза, после чего - атака пехоты с криком «ура» глубоко эшелонированными боевыми порядками (до 12 волн) без поддержки огнем тяжелого оружия, даже в тех случаях, когда атаки производятся с дальних дистанций. Отсюда невероятно большие потери русских».

Ведущий 1. У фашистов было громадное превосходство в технике, в оружии, их солдаты и офицеры прошли прекрасную подготовку, были готовы к войне в новых условиях, и все же Москву им взять не удалось. Чего не учли немецкие стратеги?

Ведущий 3. Они не учли масштабов будущей войны с СССР. Во- первых, расстояние. У немцев был опыт быстрого покорения Франции, других европейских стран. Но 100 километров по дорогам Франции и те же 100 километров по российскому бездорожью - совсем не одно и то же. А от границы СССР до Москвы совсем не 100 километров, а все 900 только по прямой. Но фактически немецким армиям приходилось преодолевать значительно большие расстояния, встречая яростное сопротивление наших войск.

Ведущий 2. Во-вторых, рассчитывая на быструю победу в молниеносной войне, гитлеровское командование распылило силы по трем направлениям. Так что немцам осенью 1941 г. просто не хватило сил для последнего решающего рывка на Москву.

Ведущий 3. В-третьих, не учли немецкие стратеги и массовый героизм солдат. Массовый героизм красноармейцев этого периода заключался именно в том, что они принимали бой в потрясающе неравных, невыгодных для себя условиях. И гибли тысячами, десятками тысяч, но помогали выиграть время, необходимое стране, чтобы прийти в себя.

Ведущий 2. В-четвертых, просчитались фашисты и в том, что наши люди перейдут на сторону Гитлера и будут воевать против Сталина. Народ быстро понял, что за «новый порядок» собирались установить гитлеровцы в СССР: пытки, концлагеря, смерть, страх, уничтожение. Это увидели и жители оккупированных территорий, и воины, освобождавшие эти территории, и бежавшие из фашистского плена бойцы. Жестокость фашистов вызвала ответную реакцию у советских людей - гнев и лютую ненависть. Эту войну народ стал воспринимать как священную борьбу за свое Отечество. Массовое чувство страха, массовые паника и растерянность, помогавшие гитлеровцам в первые месяцы войны, уже к зиме 1941 г. обернулись готовностью к массовому героизму и самопожертвованию.

Ведущий 3. В-пятых, не учли фашисты и того, что советские военачальники в этих невероятно тяжелых условиях сумеют взять ситуацию под контроль и смогут преодолеть массовую панику и растерянность и научатся-таки воевать в новых условиях. Не учли немецкие стратеги, что появятся такие военачальники, как К.К. Рокоссовский, М.Е. Катуков, И.С. Конев, Г.К. Жуков. Как только Красная армия почувствовала вкус первых побед, судьба гитлеровской Германии была предрешена.

Ведущий 1. Спасибо за ответы. Великая Отечественная война долго еще будет предметом изучения историков, военных и любителей.

Наука ненависти

Главный редактор. Знаменитый русский писатель Михаил Шолохов во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Один из своих очерков он назвал «Наука ненависти». О фронтовой истории, стоящей за этим очерком, рассказывает (имя, фамилия).

Ведущий 4. В этом очерке писатель рассказывает о том, как учились бойцы Красной Армии ненавидеть врага. И эта ненависть давала им силы для борьбы не на жизнь, а на смерть. Автор рассказывает о встрече с лейтенантом Красной Армии, который просто не мог видеть живого немца, а на убитого взирал с удовольствием. Разговорившись с лейтенантом, писатель узнал причины такой жестокости.

Лейтенант рассказал, что в первый же месяц войны в одном из боев его часть захватила в плен небольшую группу немецких солдат - человек 15. Они были бледными, испуганными. Наши бойцы, остыв от боя, стали жалеть пленных: угощали папиросами, табаком, чаем, называли «камрадами», т. е. друзьями. А один боец-кадровик смотрел-смотрел на эту трогательную картину и говорит: «Слюни вы распустили с этими «друзьями». Здесь они все камрады, а вы бы посмотрели, что эти камрады делают там, за линией фронта, и как они с нашими ранеными и с мирным населением обращаются».

Вскоре наши войска перешли в наступление, и тут действительно насмотрелись... То, что фашисты оставили после себя, было настоящим зверством, нечеловеческой жестокостью. «Все мы поняли, - говорил лейтенант, - что имеем дело не с людьми, а с какими-то осатаневшими от крови собачьими выродками». Потом лейтенант был ранен, попал в плен, и уже на себе испытал зверства фашистов. Лейтенанту чудом удалось бежать, он вернулся в строй и открыл счет убитым им немцам. Подводя итог своему рассказу, лейтенант сказал, что два чувства давали всем бойцам силу в борьбе с фашизмом: любовь к Родине и ненависть к врагам. «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах, то ненависть к врагам мы носим на кончиках своих штыков», - сказал этот лейтенант. Эти два чувства и помогли нашей армии дойти до Берлина и уничтожить фашизм.

Имена, ставшие легендой

Главный редактор. В истории Великой Отечественной есть имена, ставшие по-настоящему легендарными. Это имена героев, чьи подвиги прославились на всю страну. В их честь устанавливали памятники и мемориальные комплексы. Их именами называли улицы и скверы, шахты и пароходы, школы и воинские части. О них складывали песни и снимали кинофильмы. Это - имена-легенды. Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов... В их подвигах воплощено что-то очень важное - возможно, именно то, что помогло Красной армии выдержать натиск гитлеровцев в 1941 и 1942 гг. и дойти до Берлина в 1945 г. Трем легендарным героям Великой Отечественной войны посвятили свои заметки (имена, фамилии).

Ведущий 5. Капитан Николай Гастелло погиб на пятый день войны. Его подвиг в самом начале войны стал примером того, что бороться с врагом, превосходящим нас в технике и силе, нужно любыми средствами. Гастелло служил в бомбардировочной авиации, участвовал в боях на Халхин-Голе и в советско-финской войне 1939-1940 гг. Свой первый вылет в ходе Великой Отечественной совершил 22 июня в 5 часов утра. Его полк в первые же часы понес очень тяжелые потери, и уже 24 июня оставшиеся самолеты и экипажи были сведены в две эскадрильи. Гастелло стал командиром второй из них. 26 июня его самолет 8 составе звена из трех машин вылетел для нанесения удара по скоплению немецких войск, наступавших на Минск. Отбомбившись по шоссе, самолеты повернули на восток. В этот момент Гастелло принял решение расстрелять колонну немецких войск, двигавшуюся по проселочной дороге. Во время атаки его самолет был подбит, и капитан принял решение таранить наземные цели. Вместе с ним погиб весь его экипаж: лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоро- богатый, старший сержант А.А. Калинин. За этот подвиг капитан Николай Гастелло посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза и награжден Золотой Звездой и орденом Ленина. Орденами Отечественной войны первой степени были посмертно награждены и члены его экипажа. За годы Великой Отечественной подвиг Гастелло повторили многие советские летчики.

Ведущий 6. О мученической смерти Зои Космодемьянской в январе 1942 г. рассказала газета «Правда» в статье под названием «Таня». В самой статье имя Зои еще не называлось, оно было установлено позднее. Также позднее удалось выяснить, что Зоя Космодемьянская служила в войсковой части, которая забрасывала диверсантов в тыл врага. Выполняя боевое задание, Зоя поджигала строения в селе Петрищево, где стояли немцы. Девушку схватили. Фашисты зверски пытали девушку, но не смогли узнать даже ее настоящего имени - на допросе она назвалась Таней. Немцы избивали и пытали ее всю ночь, а наутро повесили на глазах у жителей деревни. Подвиг Зои Космодемьянской стал выражением наивысшей стойкости духа. 18-летняя девушка погибла не в горячке боя, не в окружении своих товарищей, и смерть ее не имела никакого тактического значения для успеха советских войск под Москвой. Зоя оказалась на территории, захваченной врагом, и умерла от рук палачей. Но, приняв мученическую смерть, она одержала над ними моральную победу. Зоя Анатольевна Космодемьянская, 1923 г. р., была представлена к званию Героя Советского Союза 16 февраля 1942 г. Она стала первой женщиной, получившей Золотую Звезду в ходе Великой Отечественной.

Ведущий 7. Подвиг Александра Матросова символизировал собой уже нечто иное - стремление ценой жизни помочь товарищам, приблизить победу, которая после разгрома гитлеровских войск под Сталинградом казалась уже неизбежной. 27 февраля 1943 г. батальон Матросова вступил в бой в районе деревни Плетень в Псковской области. Подступы к деревне прикрывали три немецких дзота. Два из них бойцам удалось уничтожить, но пулемет, установленный в третьем, не позволял бойцам подняться в атаку. Матросов, подобравшись к дзоту, попытался уничтожить пулеметный расчет гранатами, а когда это не удалось, закрыл амбразуру собственным телом, дав возможность красноармейцам захватить деревню. Александр Матвеевич Матросов, 1924 г. р., был представлен к званию Героя Советского Союза. Его имя было присвоено 254 гвардейскому полку, сам он навечно зачислен в списки первой роты этой части. Военные историки установили, что Матросов не был первым бойцом Красной армии, закрывшим своей грудью пулеметную амбразуру, и уже после его смерти такой же подвиг повторили еще около 300 солдат, чьи имена не получили столь широкой известности.

Неизвестный солдат

Главный редактор. Неизвестный солдат. Он погиб, защищая свой рубеж, маленький клочок родной земли. Не сдался, не поднял руки, не побежал. Но не оставил потомкам своего имени. Сотни тысяч безымянных солдат остались лежать на полях сражений. Об увековечении памяти этих солдат материал (имя, фамилия).

Ведущий 8. В декабре 1941 г. наши войска начали контрнаступление под Москвой и отбросили фашистов от стен нашей столицы. Это была первая крупная победа нашей армии. В декабрьские дни 1966 г., в честь 25-летия разгрома немецких войск под Москвой, в Александровском саду у стен Кремля был торжественно погребен прах Неизвестного солдата, доставленный с 41 км Ленинградского шоссе, где в 1941 г. шли особенно ожесточенные бои за столицу. А 8 мая 1967 г. на месте захоронения был открыт архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». Площадка из красного гранита, на ней - зеркально отполированный черный квадрат. В центре квадрата - бронзовая звезда, из которой вырывается Вечный огонь славы. На гранитной стене выбита надпись «Павшим за Родину. 1941-1945». Справа вдоль Кремлевской стены поставлены в ряд блоки из темно-красного камня, под ними в урнах хранится земля, доставленная из городов-героев - Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда, Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Смоленска, а также из Брестской крепости. На каждом блоке - название города и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». На надгробной плите бронзовая солдатская каска, боевое знамя и лавровая ветвь. И слова:

ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН

Ведущий 9. Памятники безымянным солдатам - это традиция эпохи мировых войн. В XX веке появилось оружие массового уничтожения, а значит, и смерть, и героизм были тоже массовыми.

Воины предыдущих столетий показывали личную доблесть, воины XX века - массовый героизм.

Первый памятник неизвестному солдату появился в 1920 г. во Франции. В Париже, возле Триумфальной арки, со всеми воинскими почестями были захоронены останки одного из французских пехотинцев, оставшихся лежать на полях Первой мировой войны. Там же, у памятника, был впервые зажжен Вечный огонь. Потом такие могилы появились в Великобритании и в США. Десятки тысяч наших солдат все еще лежат на полях сражений, ждут захоронения. В братских могилах - десятки тысяч безымянных солдат. Они отдали свои жизни за нас. За нашу свободу. Низкий поклон им и вечная память.

Герой из семейного альбома

Главный редактор. «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой. И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят». В каждой семье есть такие фотографии. Слушаем рассказы о героях из семейного альбома. (Дети выходят к доске, рассказывают о своих родственниках-ветеранах.)

Музыкальный привал

Главный редактор. На войне громить врага помогала бойцам песня. Короткий миг затишья перед боями, землянка в белоснежных полях под Москвой, вьется в тесной печурке огонь, и звучит задушевная песня...

(Несколько ведущих исполняют песню военных лет.)

Украденная Победа

Главный редактор. А теперь открываем наш форум, предлагаем высказаться по теме нашего классного часа. Передаю слово ведущей форума классному руководителю (имя, фамилия).

Классный руководитель. Борьбу с фашизмом вели и Европа, и Америка, но в войну они вступили только в середине 1944 г., когда лучшие дивизии Гитлера были уже перемолоты на советско-

германском фронте. Так что можно смело сказать, что наша страна внесла решающий вклад в эту победу над фашизмом. Но в последнее время усиливаются попытки принизить значение нашей Победы, приписать заслуги в разгроме фашизма Америке, Англии, звучат обвинения в адрес советских полководцев, дескать, не по правилам воевали, маршала Г.К. Жукова обвиняют в том, что добивался победы любой ценой. Некоторые ветераны говорят даже об «украденной победе». Как вы считаете, можно ли вообще украсть у народа победу?

Примерные ответы детей:

Это невозможно, все знают, что наш народ больше всех пострадал от фашизма, что именно наша армия победила Гитлера, хоть и ценой больших потерь.

Потери у нашей армии были, конечно, очень большими, много солдат до сих пор не похоронены с воинскими почестями, но победа была за нами, это знает весь мир.

Можно присвоить победу только обманом.

Очень просто ее украсть, если мы не будем о ней помнить, не будем изучать историю Великой Отечественной войны, тогда мы поверим в любую ложь о ней.

Классный руководитель. Может быть такое, чтобы сам народ отказался от своей победы? (Ответы детей.)

Сейчас по всей стране действуют поисковые группы, которые разыскивают останки советских воинов, устанавливают их имена, хоронят бойцов с воинскими почестями. Как вы считаете, нужно ли это делать? (Ответы детей.)

Главный редактор. Закрыта последняя страница нашего журнала. Но не закрыты страницы нашей памяти - памяти о Великой победе.

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Победа в Великой Отечественной - это результат героизма и мужества всего нашего народа. Мы должны гордиться этой победой и сохранять благодарную память о тех, кто завоевывал эту победу в жестоких боях. В заключение я хочу прочитать слова А.С. Пушкина, которые он писал П.Я. Чаадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости... Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие... Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Мне кажется, что эти слова поэта звучат сейчас очень современно.