Муниципальное образовательное учреждение МБДОУ Д/С №9 «Теремок»
МО «Барышский район»
Проект
На тему: «Декоративно - прикладное искусство»
г.Барыш 2017г
Тип проекта: Информационно- практический.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта : Воспитатели, родители, дети старшей группы.
Цель : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием « народное искусство».
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
Расширять представление о многообразии окружающего мира.
Воспитывать чуткость к художественному слову.
Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
Актуальность:
В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно- прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.
Предполагаемый результат:
Заинтересованность детей и родителей народным декоративно- прикладным искусством.
Активное участие в осуществлении проекта.
Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной росписи и применении их в своем творчестве.
1 этап - Подготовительный:
Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т.д.)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
Подбор художественной литературы по теме проекта.
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
2 этап - Практический:
Перспективное планирование работы с детьми:
2 – я половина января - Знакомство с городецкой росписью.
Познавательное развитие:
Беседа на тему «Городец»
Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала.
Презентация «Городецкая роспись»
Речевое развитие:
Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце.
Д/и « Составь узор», « Дорисуй узор», « Собери картинку (Городецкий конь)»
Художественно- эстетическое:
Рисование «Городецкая роспись» (11.01)
Рисование «Укрась доску» (20.01)
Февраль – «Золотая Хохлома»
Познавательное развитие:
Рассматривание альбома «Хохлома»
Презентация «Золотая Хохлома»
Речевое развитие:
Чтение: Н. Бедник «Хохлома»,
В. Набоков «Хохлома»,
П. Синявский «Хохломская роспись»,
Разучивание стихотворения Е.Н.Николаевой «Золотая Хохлома».
Социально- коммуникативное развитие:
Д/игра «Найди отличия»,
Д/игра «Дорисуй узор»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование по мотивам Хохломской росписи «Укрась ложку» (02.02)
Рисование «Золотая Хохлома» (15.02)
Март – Матрешка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка. Гжель.
Познавательное развитие:
Беседа «Что такое народная игрушка?»,
Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами.
Беседа «в тереме расписном я живу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом русского народа, его гостеприимством.)
Интегрированное занятие «Дымковские чудо- мастера» с применением ИКТ (презентация «Дымковская игрушка») (14.03)
ООД «В гостях у художника» (об искусстве Гжельских художников). (21.03)
Речевое развитие:
Чтение- Моисеева «Матрешки», М.Г.Смирнова «Дымка», «Красная девица», А.Дьякова «Веселая Дымка», В.В.Гаврилова «Индюк», «Водоноска», «Филимоновская игрушка».
Разучивание стихотворений Е.А.Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели».
Социально- коммуникативное развитие :
Д/игры «Составь узор», «Назови правильно», «Собери Гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку», «Магазин игрушек», «Сравни дымковскую и филимоновскую игрушки»
Художественно- эстетическое развитие:
Конструирование из бумаги дымковских игрушек и роспись их «Барышня», «Индюк».
Рисование «Гжельская ваза» (10.03)
Лепка «Петух» (дымковская игрушка) (27.03)
Лепка «Козлик» (филимоновская игрушка).(13.03)
Народные хороводные и подвижные игры:
«Каравай», «Заря- заряница», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Капканы», «Карусель».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания»
Привлечение родителей к сбору материала для оформления мини- музея « Народные промыслы»
3 этап - заключительный:
Создание мини-музея «Народные промыслы».
Список использованной литературы
1. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. Изд. Скрипторий 2000. 2003 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» 2 изд. М. Мозайка-Синтез. 2005 г.
3.Вершинина Н., Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр».// Дошкольное воспитание. 2004 №6.
4.Гаранина Н.К. «Приобщение дошкольников к народной культуре»
5. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», 2-е изд..- М. Просвещение, 2006.
6. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании», -М.: Мозаика- Синтез, 2012.
7. Ляпина Л.А. «Народные игры в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, 2009.
Ирина Кузьмина
Проект «Народное декоративно-прикладное искусство»
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тем : Народное декоративно-прикладное искусство .
Проблема :В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа , знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны» [Усова 2005].
Цель проекта Познакомить детей , родителей с народными художественными промыслами. Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре . Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства .
Задачи проекта :
Вызвать у детей интерес к народной культуре .
Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре .
Уточнить и расширить знания детей о росписи : хохломы, городца, дымки, матрешки, гжели.
Формировать навыки технического исполнения росписей.
Развивать творческое воображение.
Формировать активное гуманистическое отношение к окружающему миру.
Тип проекта : творческий, долгосрочный.
Сроки проведения : октябрь-март.
Вид проекта : семейный, групповой
Количество участников проекта : воспитатели, дети – 17чел., родители – 10 чел.
Возраст детей : 5-6 лет.
Актуальность реализации проекта .
Тема проекта актуальна , так как народное искусство играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Советские педагоги А. Г. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.
Ожидаемые результаты.
У детей сформируются :
Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей
У родителей :
Повысится интерес к совместной деятельности
Гармонизируются детско-педагогические отношения
Повысится уровень культуры личности.
Продукт проектной деятельности : Развлечение «Город мастеров»
Этапы реализации
1 этап : Подготовительный. Цель : выявление знаний педагогов, родителей, детей о народном русском творчестве .
2 этап : Реализация проекта . Цель : Знакомство детей, родителей, педагогов с народными традициями , бытом, декоративно-прикладном искусством
Работа с детьми.:Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Чтение художественной и научной литературы о народном творчестве . Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике) .Разучивание стихов, песен. НОД : изо : «Украсим матрешек» «Рисование матрешек «весёлые матрёшки» «Роспись силуэтов» «Украсим силуэты» е «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи «Знакомство с искусством Гжельской росписи » «Ваза для весенних цветов» (гжель) «Рисуем Гжель» «Нарисуй какой хочешь узор» «Дымковские куклы» «Домашние животные» «Знакомство с городецкой росписью «Городецкая роспись» «Нарисуй какой хочешь узор «Украсим матрешкам фартук»
Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике
Рассматривание научной литературы.
СД : Развлечение «Город мастеров»
Организация игровой деятельности детей. Перечень игр и упражнений : Д/и «Собери целое Д/и «Обведи и раскрась Д/и «Найди пару Д/и «Продолжи рисунок Д/и Д/и
3 этап : Заключительный1. Обобщение опыта работы по проблеме 2. Оформление альбома детских работ 3. Выставка детских рисунков, работ из глины и пластилина. 4. Развлечение «Город мастеров»
Схема реализации проекта
Дни недели 1 неделя 2 неделя 2 неделя 4 неделя
понедельник Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров Беседа о Дымке Заучивание стихотворения «Дымка» Роспись различных силуэтов в свободной деятельности
вторник Беседа об истории дымковской игрушки Д/и «Собери целое» Д/и «Обведи и раскрась» Заучивание загадок о дымке
среда Д/и «Найди пару» Занятие : «Дымковские куклы» Занятие : «Домашние животные» Занятие : «Вылепи какую хочешь дымковскую игрушку»
четверг Занятие :»Знакомство с росписью дымковских игрушек» Загадывание загадок про дымку Беседа с детьми «Из чего делают дымковские игрушки» Выставка детских работ
пятница Чтение стихов о дымке Родительское собрание : «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» Рассматривание иллюстраций, дымковских изделий Оформление мини-музея «Народные промыслы »
Рассматривание иллюстраций и изделий Городецких мастеров Беседа о росписи Городца, названий росписи : купавки, розаны т. д. Чтение стихотворений о Городецких мастерах и их изделиях Чтение стихов о «Городце»
Беседа с детьми об истории Городца Д/и «Продолжи рисунок» Беседа с детьми «Из чего сделаны изделия Городецких мастеров» Д/и «Найди пару»
Занятие «Знакомство с городецкой росписью» Занятие «Городецкая роспись» Занятие «Городецкая роспись деревянной доски» Занятие «Нарисуй какой хочешь узор»
Д/и «Найди такой же узор» Заучивание стихов о Городце Д/и «Собери целое» Закрепляющая беседа об истории Городца
Чтение стихов о Городце Консультация для родителей :»Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Рассматривание изделий городецких мастеров Выставка детских работ
Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Рассматривание Семеновской матрешки
Беседа с детьми о матрешках, истории их возраждения Д/и «Обведи и раскрась» Чтение стихов, пение песен о матрешках.
Чтение стихов, слушание песен о матрешке Д/и «Кто быстрее соберет матрешку» Закрепляющая беседа об истории возникновения матрешек Заключительная беседа о матрёшках.
Занятие «Украсим матрешкам фартук» Занятие «Украсим матрешек» Занятие «Рисование матрешек» Занятие «весёлые матрёшки»
Д/и «Найди пару» Заучивание танца матрешек Д/и «Найди отличия» Д/и «Собери целое»
Беседа сдетьми о семеновских матрешках Чтение стихов о матрешках Консультация для родителей «Творчество и воображение» Выставка детских работ
Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров (знакомство с народным промыслом «хохлома» ) Рассматривание хохломских изделий (какие элементы используют мастера в росписи, что предпочитают рисовать)
Д/и «Найди пару» Чтение стихов о хохломе
Занятие «Знакомство с Хохломской росписью» Занятие «Роспись силуэтов»
Чтение книги Н. Бедник «Хохлома» с. 16-21 (об истории хохломской росписи) Беседа с детьми «Из чего делают хохломские изделия и техника рисования»
Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью» Заучивание стихотворения о хохломе «Ох, Россия, ты Россия…»
Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Беседа о технологии и истории промысла (хохлома) Беседа о видах росписи Закрепляющая беседа о видах росписи Рассматривание иллюстраций и изделий Гжельских мастеров
Чтение стихов о хохломской росписи Изготовление посуды из теста Заучивание стихов о хохломе Чтение стихов о гжели
Занятие «Украсим силуэты» Занятие «Украсим посуду хохломской росписью» Занятие «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи» Занятие «Знакомство с искусством Гжельской росписи »
Д/и «Продолжи рисунок» Д/и «Найди пару» Д/и «Узнай элемент росписи» Д/и «Придумай свою роспись»
Рассматривание изделий хохломских мастеров и иллюстраций Заучивание стихов о хохломе Выставка работ Консультация для родителей «Ступени к творчеству»
Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Рассматривание изделий гжельских мастеров Чтение стихов, Разучивание песни «Русский сувенир» Рассматривание картин и изделий мастеров народных декоративных промыслов Беседа о народных промыслах
Беседа об истории возникновения Гжели Беседа о гжельской росписи Чтение стихов о народных промыслах Чтение стихов
Занятие «Ваза для весенних цветов» (гжель) Занятие «Рисуем Гжель» Занятие «Праздник волшебного рисунка» Занятие «Нарисуй какой хочешь узор»
Д/и «Обведи и раскрась» Д/и «Найди такую же роспись» Д/и «Угадай к какому промыслу относится» Д/и «Придумай свою роспись»
Чтение стихов о Гжели Беседа с родителями о помощи и участии проведения праздника Выставка детских работ Развлечение «Город мастеров»
Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений используя методические рекомендации О. А. Соломенниковой. Критерии данной диагностики следующие [Соломенникова 2005]:
1. Цвет :
высокий уровень (В) – ребёнок знает цветовую гамму для дымковской росписи;
средний уровень (С) – знает цветовую гамму, но иногда забывает цвета;
низкий уровень (Н) – не знает цветовую гамму дымковской росписи.
2. Форма :
высокий уровень – рисует простые и сложные элементы дымковской росписи, узор передаёт точно;
средний уровень – рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
низкий уровень – рисует только простые элементы, а сложные не удаются.
Простые элементы : точка-горошина, прямая линия, круг.
Сложные элементы : клеточки, дуга, волнистая линия.
3. Умение хорошо работать кончиком кисти :
высокий уровень – хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
средний уровень – умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
низкий уровень – не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция :
высокий уровень – ребёнок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы дымковской росписи;
средний уровень – ребёнок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;
низкий уровень – скученное изображение.
5. Характер линии :
высокий уровень – плавная без отрыва;
средний уровень – прерывистая;
низкий уровень – не получается.
6. Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора :
высокий уровень – плоскостной силуэт, кисть, тычок;
средний уровень – плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;
низкий уровень – простой лист, тычок.
7. Уровень самостоятельности выполнения работы :
высокий уровень – самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;
средний уровень – необходима частичная (небольшая) помощь педагога;
низкий уровень – не может выполнить работу.
8. Творчество :
высокий уровень – самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;
средний уровень – составляет композицию, но для этого ребёнку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;
низкий уровень – рисует только то, что видит, нет творческой активности.
Детям было предложено изобразить красками дымковский узор на бумажном силуэте дымковской игрушки или на листе белой бумаги (по выбору ребёнка) . После этого работы анализировались и оценивались по вышеуказанным критериям.
Результаты промежуточной диагностики.
Диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 38% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%, на низком – 8%. Передача формы элементов росписи у 85% детей – на среднем уровне, у 15% – на низком. Умение работать кончиком кисти на среднем уровне проявилось у 85% дошкольников, на низком уровне – у 15%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 47% детей находится – на высоком уровне, у 38% – на среднем, у 15% – на низком. Характер линии у 55% дошкольников имеет высокий уровень, у 15% – низкий. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 54% детей, на среднем уровне – у 46%. Самостоятельность при выполнении работы у 85% дошкольников оказалась на среднем уровне, у 15% – на низком. Творческую активность на среднем уровне проявили 85% старших дошкольников, на низком уровне – 15%.
Результаты итоговой диагностики
Итоговая диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 46% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%. Передача формы элементов росписей у 38% детей проявляется на высоком уровне, у 50% детей – на среднем уровне, у 16% – на низком. Умение работать кончиком кисти на высоком уровне находится у 38% дошкольников, на среднем уровне – у 54%, на низком уровне – у 8%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 69% детей находится – на высоком уровне, у 31% – на среднем. Характер линии у 31% дошкольников имеет высокий уровень, у 69% – средний. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 77% детей, на среднем уровне – у 23%. Самостоятельность при выполнении работы у 23% дошкольников оказалась на высоком уровне, у 61% – на среднем, у 16% – на низком. Творческую активность на высоком уровне проявили 61% старших дошкольников, на среднем – 27%, на низком уровне – 12%.
Результаты сравнительного анализа результатов промежуточной и итоговой диагностики овладения изобразительными навыками в декоративной работе
Критерии Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Цветовая гамма 38% 54% 8% 46% 54% -
Передача формы, элементов - 85% 15% 38% 50% 12%
Умение работать кончиком кисти - 85% 15% 38% 54% 8%
Умение составлять композицию из элементов 47% 38% 15% 69% 31% -
Характер линии 55% 30% 15% 31% 69% -
Использование материалов при создании изображений 54% 46% - 77% 23% -
Самостоятельность при выполнении работы - 85% 15% 61% 27% 12%
Выводы. Таким образом, итоговая диагностика показала, что в процессе изучения народных промыслов дети улучшили свои результаты по большинству критериев анализа и оценки созданных изображений, по которым проводилась диагностика.
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию , рассматривания иллюстраций, изделий народных мастеров , бесед, дидактических игр, чтения стихов и потешек о дымковской игрушке у старших дошкольников появился устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству ,дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги и бумажном силуэте, усвоили цвета каждой росписи, стали лучше владеть кистью, большинство детей стало безошибочно называть все элементы росписей.
И закончить хочется словами А. И. Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение : «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!»
Список литературы
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. «Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» . М.: Карапуз 2009.
О. А. Соломенникова «Радость творчества» //Дошкольное воспитание. -2005. № 1. – с. 49-52.
Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду.» М.:ТЦ Сфера 2008
Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Авт. -сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева Изд. Учитель Волгоград 2010.
В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ Наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
Актуальность
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Цели и задачи программы
- Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
- Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
- Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
- Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
- Познакомить с различными видами декоративной росписи.
- Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
- Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
- Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.
Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. Эти изменения должны быть утверждены на педсовете и утверждены директором школы.
Примерный тематический план
1 класс (34 часа)
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет. занятий |
В том числе практ. занятий |
|
Беседа о декоративно прикладном искусстве |
||||
Виды и структуры орнаментов. |
||||
Стилизация природных форм. |
||||
2 класс (34 часа)
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет. занятий |
В том числе практ. занятий |
|
Работа с природными материалами. |
||||
Рельефы из бумаги. Конструирование. |
||||
Шрифтовая композиция. |
||||
3 класс (34 часа)
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет. занятий |
В том числе практ. занятий |
|
Папье-маше. |
||||
Работа с бисером. |
||||
Мозаика из яичной скорлупы. |
||||
Роспись по ткани. |
||||
4 класс (34 часа )
1 класс (34 учебных часа)
В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.
Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.
Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.
Занятие 2. Виды и структура орнаментов.
Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.
Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.
Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.
Материал: фломастеры, бумага.
Занятие 3. Стилизация природных форм.
Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.
Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.
Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму.
Материал: глеевые ручки, бумага.
Занятие 4. Народные художественные промыслы.
Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.
Цель: знакомство с художественными промыслами России.
Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.
Материал: гуашь, бумага, кисти.
Занятие 5. Стилизованная роспись по твердому материалу.
Оформление поверхности камня стилизованной росписью. Работа над эскизом.
Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.
Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость с учетом формы камня.
Материалы: камни, гуашь, бисер, кисти, клей ПВА.
Занятие 6. Аппликация из различных по фактуре материалов.
Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.
Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.
Задача: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции.
Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.
Занятие 7. Работа с природными материалами.
Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.
Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.
Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.
Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.
Занятие 8. Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.
Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.
Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием семетричности. Применение в практической работе теоретических знаний.
Задача: использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
2 класс (34 учебных часа)
Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.
Занятие 1. Работа с природными материалами.
Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.
Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.
Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.
Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.
Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.
Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.
Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.
Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.
Материал: бумага, ножницы, картон, клей.
Занятие 3. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.
Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.
Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.
Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.
Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.
Занятие 4. Украшение узором объемного предмета.
Робота над замыслом композиции. Роспись бутылки.
Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.
Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.
Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.
Занятие 5. Шрифтовая композиция.
Изучение видов шрифтов. Условная стилизация изображение с использованием шрифта.
Цель: расширить кругозор учащихся. Познакомить с некоторыми видами шрифтов.
Задача: Научить грамотно, компоновать, стилизовать и вырезать отдельные элементы шрифтов.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Занятие 6. Коллаж.
Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.
Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.
Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.
Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.
Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.
Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.
Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.
Материал: бумага, ножницы.
3 класс (34 учебных недели)
В третьем классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – мозаика из яичной скорлупы, бисероплетение, папье-маше, роспись по ткани «батик», работа с конструкциями. Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.
Занятие 1. Папье-маше.
Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.
Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.
Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.
Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.
Занятие 2. Работа с бисером.
Плетение элементов. Практическая работа.
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений. Формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Задача: Научить приемам плетения из бисера. Познакомить с видами бисера и способами работы с ним.
Материал : бисер разных цветов, проволока.
Занятие 3. Мозаика из яичной скорлупы.
Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем яичной скорлупой. Последовательно ведем работу.
Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.
Задача: Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.
Материал: скорлупа, клей, картон.
Занятие 4. Роспись по ткани.
Попробовать работать в различных техниках батика. Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.
Цель: Развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей.
Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.
Материал: ткань, акриловые краски для ткани, резерв.
Занятие 5. Конструирование архитектурных сооружений.
Изучение видов архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. Практическая работа.
Цель: развивать конструктивное мышление и пространственное представление. Продолжить развивать навыки элементов конструирования.
Задача: Научить в масштабе и объеме передавать идейный замысел работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию, макет здания.
Материал: бумага, картон, ножницы, клей.
4 класс (34 учебных недели)
В четвертом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы. По итогам изучения программы четырехлетнего обучения создают самостоятельную работу с применением изученного материала.
Занятие 1. Мозаика.
Цель: развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции.
Задача: Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.
Занятие 2. Коллаж. Коллективная работа.
Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.
Цель: Развитие навыков коллективной работы. Воспитывать творческую сторону личности.
Задача: Решение композиции плаката.
Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.
Занятие 3. Конструирование из бумаги. Исторические персонажи.
Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Склеивание работы.
Цель: Развитие образного мышления и творческого представления. Закрепить навыки конструирования из бумаги.
Задача: применить на практике навыки конструирования, приобретенные за время обучения.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Занятие 4. Итоговая работа.
Самостоятельная работа, выполняется учащимися в любой технике, изученной за время обучения.
Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.
Материал: по выбору учащихся.
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
- Виды декоративно-прикладного искусства.
- Уметь стилизовать природные формы.
- Работать с различными материалами и в разных техниках.
- Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
- Различать и узнавать виды художественных промыслов.
- Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
- Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
- Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
- Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
- Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
- Уметь применять полученные знания на практике.
Список литературы
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
- Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
- Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
- Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
- Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
- Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
- Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
- И. А. Дворкина , Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
(РКЦ – ММЦ)
на тему: «Декоративно-прикладное искусство»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ
детского сада № 48
Султанова Наиля Касимовна
группа №
Одинцовский муниципальный район
2014
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Декоративно-прикладное искусство».
Автор проекта: Султанова Наиля Касимовна.
Продолжительность проекта: апрель-май.
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный
Участники проекта (взрослые, дети): воспитатели, родители, дети старшей группы.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: У детей слабо развит познавательный интерес к истории народных игрушек, к творчеству народных мастеров, особенностям росписи гжели, хохломы, городецкой, дымковской игрушки..
8. Цель проекта: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
9. Задачи проекта:
для детей: формировать представления о декоративно-прикладном искусстве, развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
для педагогов: донести до участников проекта важность данной темы.
для родителей: Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: организованная образовательная деятельность, выставка домашнего совместного творчества «Народная игрушка», создание мини-музея.
Название итогового мероприятия проекта «Экскурсия в мини-музей народного-прикладного искусства»
Продукты проекта:
для детей: участие в образовательной деятельности, рисунки, лепка и роспись своими руками дымковских игрушек.
для педагогов: оформление мини-музея в группе.
для родителей. совместное изготовление с детьми дымковских игрушек и гжельской посуды из скульптурного пластилина для выставки и мини-музея.
13. Ожидаемые результаты по проекту
для детей: овладеть знаниями о народно-прикладном искусстве, уметь различать виды росписи.
для педагогов: эмоциональный отклик на проделанную работу по проекту от детей и родителей.
для родителей: наладить более тесную связь с ребёнком.
Проблема проекта:
Детей необходимо приобщать к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Цель проекта:
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, городецкой, гжельской и хохломской росписи;
-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
-учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
-учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
-продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
-развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
-формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности;
Актуальность проекта:
В наше время, когда привычными стали словосочетания «мне все равно», «отстань от меня», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Самый верный путь в сложившейся ситуации – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа, знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.
Результат проекта:
- Оформлена выставка дымковской игрушки и гжельской посуды.
- Проведена организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного искусства».
- Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально насыщенным.
- Оформлен мини-музей в группе.
- Создана методическая копилка по данной теме.
- Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
План реализации проекта.
Этапы проекта
Сроки этапов проекта
Содержание этапов проекта
I этап - организационный
01.04.2014г.-
15.04.2014г.
Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта.
II этап –
продуктивный
16.04.2014г.-
30.14.2014г.
Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: изготовление дымковских игрушек и гжельской посуды для выставки.
III этап –
презентативный
05.05.2014г.-
15.05.2014г.
Организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного творчества».
Выставка детских творческих работ по росписям.
IV этап –
итоговый
16.05.2014г.-
27.05.2014г.
Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов. Постановка новой проблемы, вовлечение в новый проект.
Выполнение проекта:
1этап- подготовительный.
Анкетирование родителей
Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интересы и возможности семьи для организации мини-музея в группе детского сада.
Подбор, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности лепки из глины
Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Развивать у детей интерес к литературным, музыкальным и художественным произведениям.
беседы
непосредственно-образовательная деятельность, при ознакомлении детей с декоративным искусством.
Акция «Подари книгу детскому саду»
Пополнить библиотеку группы книгами различных форматов о декоративно-прикладном творчестве. Продолжать формировать у родителей желание принимать активное участие в проведении мероприятий группы.
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов глиняных игрушек и др.
Подбор народных игр
Создание условий для успешной реализации поставленных задач.
Изготовление экспонатов для мини-музея
Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея.
2этап-основной
Коммуникация
Беседа «Золотая хохлома»
Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.
Художественное творчество
Рисование
«Изразцы для русской печи»
Учить создавать декоративный рисунок на полосках бумаги, расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности.
Проведение дидактических игр Д/игры: «Найди свой элемент»,«Дорисуй»«Узнай элемент» «Угадай, какая роспись?»«Составь хохломской узор»
Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.
Познание, коммуникация, здоровье.
Проведение народных игр: Хоровод «На горе- то калина», «Горелки»
Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре
Познание, коммуникация, здоровье
Чтение сказок, отгадывание загадок о декоративно-прикладном искусстве «О хохломе»В. Боков, «Золотая хохлома»Н. Глазков
«Чаша» Ю. Николаева
Слушание сюиты «Музыка русских узоров» стихи П. Синявский музыка Ю. Чичкова
Познание, коммуникация, здоровье
Беседа: «Мастера Гжели»
Познакомить с видом народного декоративно- прикладного искусства- гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Художественное творчество
Рисование «Гжельская посуда»
Дидактические игры
Д/игра «Собери гжельскую розу» «Угадай, какая роспись?» «Собери хвост птице»
Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.
Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме подноса.
закрепить умение ритмично располагать узоры
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,
индивидуальные способности детей.
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы«Есть в Подмосковье такое местечко» П.Синявский
Русские народные песенки, потешки, пословицы
«Незабудковая гжель» Н. Кутузова«Голубая гжель»Т. Демина
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
Учить передавать в лепке характерное строение фигуры, использовать разную техн
·ику при выполнении работы, сглаживать поверхность фигуры. Развивать творческий подход.
Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.
Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать навыки работы с краской - рисовать концом кисти.
Проведение д/игр, подвижных игр
Д/игры:«Назови дружную семью матрешек», «Продолжи узор»,«Угадай и расскажи»
«Горелки», «Гори, гори ясно»
развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, индивидуальные способности детей.
Самостоятельно выбирать водящего, распределять роли.
Беседа «Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.
«Роспись доски городецким узором»
упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Частушки о городце И. Кадухина
«Есть на Волге город древний,
По названью – Городец. Т. Тимофеева
Сказка «Чудо-птицы»
Стихи о городце
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
3-этап заключительный.
Выставка детских работ «Красота своими руками»
Украшение группы, размещение материалов, изготовленных собственными руками: поделок, книг – самоделок.
Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность;
Привлечь родителей к совместной творческой работе с детьми.
Вовлечь детей в украшение группы к открытию мини-музея Прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов
Праздничное открытие мини-музея
Вовлечь детей в разнообразную игровую деятельность;
Поднять настроение детей; Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного (экспонатов мини-музея)
Создание презентации по теме проекта «Чудо-роспись»
Социально-коммуникативное развитие.
Игры с макетами дымковских игрушек по собственному сценарию.
Дидактическая игра «Собери хвост птице по мотивам росписи»
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Танец с ложками в народном костюме.
Познавательное развитие.
Коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов народного промысла.
Цель
Познакомить с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Также познакомить с историей гжельской, хохломской и городецкой росписи.
Беседы:
«В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Гжельское чудо».
Речевое развитие.
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, игрушка, гжель, городецкая роспись.
Художественная литература
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Заучивание стихов
Загадывание загадок.
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Художественно-эстетическое развитие.
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы», « Городецкие доски », «Хохломские подносы».
Раскрашивание карандашами, восковыми мелками.
Рисование элементов дымковской, хохломской, городецкой и гжельской росписи,
Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель».
Физическое развитие.
Танец с ложками.
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Подвижная народная игра «Каблучок»
Результаты проекта:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми народно-прикладного творчества. Возрос интерес детей к народному искусству ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание расписывать бумажные силуэты росписями. А также с большим удовольствием лепили дымковских лошадок и расписали, и здесь они почувствовали себя настоящими народными мастерами.
Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности (выставка «Дымковская игрушка»)
Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.
Выводы:
Проект «Декоративно-прикладное творчество» показал, что в результате проделанной работы по данной теме были достигнуты положительные результаты в детских творческих работах. Совместная подготовка к мероприятиям сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, неотъемлемыми помощниками. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они и не подозревали. Я уверена, что совместная творческая деятельность детей и родителей дети гордились своими родителями.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Список литературы:
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.
4. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос, 175 стр., 2008 г.
1. Артемьева Л.А., Гаврилова В.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М.: Учитель, 2010.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2010.
3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Просвещение, 2010.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011.
6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2010.
7. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе.М.: Учитель, 2011.
8. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Феникс, 2011.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М.:Мозаика-Синтез, 2012.
10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна избаЗнакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос, 2012.
12. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2010.
Получить в детстве начало
Эстетического воспитания –
Значит на всю жизнь приобрести
Чувство прекрасного, умение
Понимать и ценить произведения
Искусства, приобщаться к
Н. А. Ветлугина.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина. М.: ЦГЛ, 2005
2. Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты. /Е.В. Баринова. Ростов н/Д.: Феникс, 2011
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989
4. Давыдова О.И., Майер А.А. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. / О.И. Давыдова, А.А. Майер. М.: ТЦ Сфера, 2012
5. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. / Н.М. Метенова. Ярославль: ИПК Индиго, 2011
6. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. / Л.Ф. Островская. М.: Просвещение, 1987
7. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие. / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013
8. В работе над проектом использовались информационные ресурсы интернета.
Проект Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере - это творческий, межпредметный проект, охватывающий всех учеников пятых и шестых классов под руководством Шапошникова Н.Е и Матвеевой В.В.. В этой работе взаимодополняли друг друга художественный труд, изобразительное искусство и технология. Реализация проекта учебный год. Результатом его стала выставка работ учащихся.
· Познакомиться с классификацией отраслей декоративно- прикладного искусства; · Познакомиться с народными промыслами; · Освоить различные техники выполнения предметов декоративно-прикладного творчества. Цель проекта: Задачи проекта: · Придумать формы и способы изготовления из разнообразных материалов художественных изделий для интерьера дома; Придумать конструкции украшений и предметов для дома, изготовленных из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании; · Сделать предварительные зарисовки, пробники, а затем сами предметы украшения интерьера; · Выпустить рекламный буклет о проекте.
Ход учебного проекта: 1-й этап. Рабата с учителем для погружения в тему проекта. Определили тему проекта, остановились на заголовке "" Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере"". Поставили цели и задачи реализации проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.
На первом этапе дети определились, какие предметы интерьера они будут делать: 1. Посуда: тарелки, фужеры 2. Декоративные панно 3. Настенные пеналы для карандашей, бумаги и т.д. 4.Обереги 5. Игрушки 6.Разделочные доски Для этой цели были выбраны различные техники декоративно-прикладного творчества: 1. Витражная роспись 2. Батик 3. Декупаж 4. Орнаментальная роспись 5. Квиллинг 6. Торцевание 7. Роспись народных промыслов (гжель, мезенская, фелимоновская)