Отношение и мнение православной церкви о самоубиенных. Отпевание самоубийц: православная традиция и исключения. Справка

Лишение себя земной жизни расценивается Церковью как тяжкий грех, который отпустить уже невозможно, ибо прощение достигается только через покаяние. Самоубийство включает в себя сам факт убиения, неверие в Бога, малодушие и отчаяние. Поддавшись этим грехам, человек отказывается пронести свой крест на земле и сомневается в спасительном могуществе провидения.

Православие и самоубийцы

Феномен самоубийства известен с давних времен, о нем упоминалось в разные эпохи и во всех частях света. Святые отцы изначально запрещали молиться за тех, кто отринул священный дар Бога и отдался во власть суицида.

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти

Каждый христианин несет свой индивидуальный крест и получает спасение только через упование на волю Всевышнего Творца. Такая судьба рассматривается истинными верующими не как преднамеренное мучение, а способ, с помощью которого человек совершенствуется. Подобно тому как переплавленный металл становится крепче или алмаз превращается в бриллиант посредством долгого шлифования, наши души преисполняются совершенством и достигают высших небесных сфер, радуясь любви Господа.

Все скорби трансформируются в удовлетворения, если люди начинают отдаваться умом священной религии.

  • Православная Церковь утверждает, что жизненный крест и всяческие искушения никогда не даются сверх индивидуальных сил. Необходимо понять: страдания и печали, угнетающие душу, могут быть побеждены при помощи Бога и собственных усилий. Современный человек часто отягчен разнообразными несчастьями, легко поддается безверию и совершенно игнорирует молитвенные обращения и священные ритуалы Церкви. Некоторые безбожники, уставшие от непреодолимых мук, доходят до черты суицида.
  • Тяжелое положение таких душ усугубляется еще и тем, что за ними идут другие нераскаянные грехи (блуд, гордыня, воровство, ложь). Безбожники совершенно не понимают, что желание убить себя происходит от неправедной жизни. Несчастья легко крепятся к тем, кто забывает о моральных законах и игнорирует могущество Творца.
Важно! Покаяние в грехах помогает избавиться от несчастий и стать ближе к Небесной обители. Обращение к Богу спасает душу, погружение же в грех и соответствующие печали приводит только к смерти.

Мотивация самоубийц

В жизни таких людей сперва появляются проблемы различного рода, которые усугубляются через душевную пустоту, сформированную безбожием. Человек пытается наполнить собственное сознание удовлетворением, но у него ничего не получается. Наконец, он заключает, что жизнь не имеет смысла, не обладает ценностью. Отсюда возникает роковое влечение к самоубийству, наравне с утверждением, что это лучший выход из мирских неприятностей.

Нередко замечают, что люди, подошедшие к черте самоубийства, становятся спокойнее, окружающие видят улучшение в поведении. Для решившего убить себя проблемы кажутся будто исчезнувшими. Самоубийца формирует будущее уже без самого себя, рассматривая действия родных и близких, детей и просто знакомых.

Однако он забывает (или не хочет) рассмотреть свой поступок с критической точки зрения, не принимая в расчёт печальные последствия для тех, кому он дорог.

Господь любит всех нас и хочет, чтобы мы не допускали мысли о самоубийстве

Игнорирование естественного инстинкта сохранения приходит к самоубийцам поэтапно. Каждый имеет индивидуальный порог страха и самолично выбирает жизненный путь, направляясь по определенному руслу. Суицид становится единственным выходом для тех, кто решил наложить на себя руки. Важно, что человек совершенно не усматривает здесь дурного. К этому приходят через продолжительные стрессы и депрессии, которые не удается побороть.

Противоположные пути

Самоубийцы становятся великими отступниками, противостоя воле Всевышнего. Мы должны жить для спасения души, но не для суицида. Верующий человек понимает своё положение в мире и отдается Господу, который имеет могущество построить для него лучшие условия. Жизнь православных людей становится вечной, потому что они осознали истинность христианского учения.

Вопреки грехам и несчастьям, слуги Господа никогда не сходят с праведного пути, они даже не рассматривают вариант тщедушного и отвратительного суицида, если испытывают страдания.

  • Случается, что человек доходит до крайней черты и совсем не понимает положения вещей, его сознание искажается. Наступает состояние одержимости демоном отчаяния, жертва не способна адекватно оценивать собственные поступки и через некоторое время приходит к мысли о суициде. Неверующие часто впадают в гордыню и считают, что могут справиться с проблемами только собственными усилиями без помощи свыше. Перед самоубийством человек будто закрывается от земной жизни, убегает и думает, что все методы испробованы, а лекарства найти невозможно.
  • Однако существует праведный путь, суть которого демонстрируют истинные христиане. Даже зная о смертельном заболевании, верующий не впадает в отчаяние и доводит земные дела до конца с чистой совестью, без отчуждения и страха. Смиренная смерть (когда человек не перечит провидению) открывает врата вечного бытия в Небесных сферах. Именно такое мировоззрение дает шанс на спасение души.
На заметку! Самоубийцу нельзя обвинить в том, что он совершил гражданское преступление, наложив на себя руки и вызвав огромную печаль в сердцах близких людей. Однако такой человек нарушил Закон Божий, отвернувшись от религиозной благодати.

В настоящее время число суицидов увеличилось за счёт упадка веры и озлобления нравов. Теряется основа для борьбы с искушением и люди принимают позицию нигилизма, считая жизнь бесцельной и пустой. Изменить положение может только добровольное принятие Бога и Его всемогущества.

Заочный ритуал отпевания

Самоубийство рассматривается православной Церковью в качестве тяжелого греха, приносящего гибель души и колоссальные печали родных людей.

Внимание! Самоубийц не отпевают в храмах, не упоминают в Литургиях, не хоронят рядом с церквями. В эту категорию относятся люди, употреблявшие наркотики и алкоголь, а также те, кто настоял на эвтаназии.

Церковь не отпевает их не потому, что не желает, а по той причине, что наложившие на себя руки сами отвернулись от Господа. Личное решение покончить с собой противоречит основной идее творения человека для вечного существования. Господь всегда дает право выбора между добром и злом, молчанием и словом, жизнью и смертью. Поэтому священники не насилуют волю самоубийцы, который лично отказался от помощи в лице Церкви.

Совет! Однако существует заочный ритуал, если удастся доказать психологическую патологию самоубийцы перед его смертью.

Родные самоубийц все-таки идут в храмы и просят священников совершить отпевание. Церковь проявляет милосердие и проводит заочный ритуал, если человек, наложивший на себя руки, был болен психически. Однако, если никто не знал о душевном состоянии самоубийцы в последние минуты жизни, совершается молитвенный чин утешения, что демонстрирует огромную любовь христианства даже к тем, кто потерял веру в божественное провидение.

Отпевают ли самоубийц?

Смерть – это тяжелое испытание для каждого, но оно вдвойне тягостней, если человек решил сам уйти из жизни. Испокон веков самоубийство осуждалось как простыми людьми, так и священнослужителями, ведь жизнь — это дар Бога и пренебрегать ей запрещено. К сожалению, в последнее время число самоубиенных постоянно увеличивается и поэтому все большее количество людей интересуются, можно ли отпевание самоубийц по всем церковным правилам.

Кто относится к самоубийцам по церковным правилам?

Жизнь – это самый ценный подарок Господа и только он вправе решать, когда человеку пора умирать. Поэтому самоубийство считается одним из самых страшных грехов, который только может совершить православный христианин. К числу самоубиенных относятся:

  • Люди, совершившие над собой насилие – повешение, отравление, падение с высоты, утопление и любое другое. Такие действия считаются самым страшным грехом, ведь забрать жизнь имеет право только Бог.
  • Дуэлянты, так как они умышленно идут на убийство себя или другого человека.
  • Люди, давшие разрешение на проведение эвтаназии. Судьбу человека может решать только Творец, но никак не он сам или же врачи!
  • Преступные личности, погибшие в результате поножовщины или любых других бандитских разборках.
  • Наркоманы, алкоголики, токсикоманы, так как эти люди добровольно укорачивают свою жизнь.

К числу самоубиенных могут быть причислены люди, погибшие из-за экстремальных занятий или видов спорта. Это объясняется тем, что они осознанно идут на риски, полностью понимая, что трюк может закончиться трагически.

Как отправляют в последний путь суицидника?

Суицид – это тяжкий грех и поэтому люди, завершившие жизнь таким образом, не могут быть похоронены по всем церковным правилам. Ранее суицидников даже запрещалось хоронить на общих кладбищах, так как считается, что на них могут находиться только те люди, которых охраняет Бог. Саубиенных же хоронили на обочинах, вдоль дорог, на специально отведенных участках. Ходило поверье, что душа смертника, отправляясь в ад, способна прихватить с собой души находящихся рядом покойников. В настоящее время этих правил мало кто придерживается, а самоубийц не хоронят только на церковных кладбищах.

Однако ряд других ограничивающих правил существует и по сей день. Суицидников запрещается:

  • Хоронить раньше, чем через трое суток.
  • Целовать во время прощания.
  • Плакать и скорбеть.
  • Проводить церковное отпевание.
  • Заказывать сорокоуст, панихиду.

Нередко бывают случаи, когда родные самоубиенного пренебрегают церковными правилами и обманными путями стараются провести похороны по всем канонам. Следует отметить, что обмануть можно священнослужителя, но не Бога, ведь он знает всю правду. Такие действия только вызовут его гнев и не принесут никакой пользы покойному, а семье навредят. Поэтому не стоит поддаваться искушению, ведь оно грозит куда большими бедами.

В каких случаях отпевание разрешено?

  1. К большому сожалению, в современном мире большое количество самоубийц совершает свои преступные действия, находясь в неадекватном состоянии, под влиянием определённых лиц. И закономерно возникает вопрос – можно ли отпевать самоубиенных, если их грешные действия были неосознанными, а спровоцированными посторонними людьми?
  2. Согласно церковным канонам, отпевание возможно только в том случае, если у умершего имелось психоневрологическое заболевание. Но нередко греховные действия совершаются, когда он находится в пограничном состоянии, а родные еще не прибегают к помощи врачей. В большинстве случаев у священнослужителей нет ни времени, ни возможности детально разобрать каждый случай, выявить действительно ли человек ушел из жизни под влиянием третьих лиц. Поэтому разрешение на отпевание выдается только в том случае, когда епископу предоставляется справка о прохождении лечения в психическом диспансере. Но стоит предостеречь желающих приобрести такую справку незаконным путем – Бог видит все наши действия и подобный обман также не останется незамеченным! Не стоит усугублять и без того плачевное положение покойного!

Можно ли облегчить страдания?

Несмотря на всю тяжесть сотворенного греха, Церковь не оставляет всех своих детей один на один с возникшей проблемой. Конечно же, простить столь серьезное прегрешение не имеет право ни один священнослужитель, но для облегчения состояния души суицидника и его родных можно:

  • Читать молитвы келейно, то есть в стенах собственного дома. Для того чтобы такое действие не сосчиталось, как грех, стоит заранее посоветоваться со служителем храма. Он посоветует подходящий текст и время, когда его нужно читать. Как правило, в молитву нужно обязательно включать такие слова — «Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!».
  • Регулярно раздавать милостыню всем нуждающимся, так как это один из лучших способов избавления от грехов. Только делать это нужно от чистого, открытого сердца и быть преисполненными любви к окружающим!
  • Попросить священнослужителя обучить молитвенному канону «О самовольна живот свой скончавших», в котором содержатся священные тексты от преподобного Льва Оптинского. Эти молитвы могут произносить не только ближайшие родственники смертника, но и его знакомые, священники, знавшие его лично. Конечно же, молитву разрешается читать только дома и только после получения благословения от епископа!
  • Заказать «Чин утешения родственников самоубийц», который был принят Церковью в 2011 году. Он является утешительным молебном, направленным на помощь близким людям, получившим серьезную травму. Благодаря ему они быстрее справятся с печалью и смогут трезво планировать свои дальнейшие действия.

В связи с увеличением количества смертников, Церковь разработала специальные брошюрки, содержащие наставления и утешения для родных. Они помогут разобраться с тем, как можно помочь умершему. Не стоит пренебрегать беседой со священнослужителем, ведь он как никто другой способен помочь в столь тяжкую минуту.

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших "любителей" экстремальных видов "спорта", ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству... ". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных "захожан" придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего , и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: "...со святыми упокой…". Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: "А когда он в последний раз был на службе?" - "Где-то полгода назад".– "Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права".

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

"Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно - об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой , ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!".

"Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий . О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание".

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях) , с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто...

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном "О самовольна живот свой скончавших" и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем - "Молитвы об усопших" (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица "Как молиться о самоубийцах", которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=50&did=40 говориться "Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения "Канона о самовольне живот свой скончавших". Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

"...Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины "разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее , а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить"".

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

"В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: "нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника". Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле".

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей - попробуйте в XIXвеке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит….

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: "А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя - таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ - дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином - прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой - светильники в жизни нашей. А Господь - милость и любовь. На это и надеемся".

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде "слова старца – это слова Бога".

Иероним Босх. Фрагмент триптиха "Страшный суд" - правая створка "Ад", 1504 год

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол "любви", как его иногда называют в Церкви, заповедовал: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…", однако предупреждал тут же "…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился" (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна .

Или вот – "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа" (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

"Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему - спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля - покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: "Батюшка, вот здесь мужчина - ему 51 год, звать Анатолий - его надо бы и пособоровать, и причастить". Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

- Никогда.

- А желаешь поисповедоваться, причаститься?

- А мне не в чем каяться!

- Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь - сплошной грех.

- Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

- Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться - тебе сразу станет на душе хорошо.

- Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

- Сейчас - представь себе - к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь - душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться - а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

- Что заслужил - то и получу! - говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: "Анатолий, одумайся - что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!" А он им говорит:

- Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

- Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться - дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

- Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

- Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

- Да он умирает.

Женщины:

- Как? Он же чувствовал себя хорошо!

- Он умирает, - смотрю: он вздохнул три раза - и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне - это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны - Тело и Кровь Христовы... Вот, такие страшные бывают смерти".

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви?

Некоторые могут резонно заметить - что тут разводить демагогию - полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако...

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва - это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников - это тяжкий труд ! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это - подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами "спасать" дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а об некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее - на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном "подвиге", первые слова преподобного были совсем не библейские: "Ты что дурак?!", и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещеных в Православии родственниках тоже не просто

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю - другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещеных сродников?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните "послушание больше поста и молитвы".

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках - большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает "слова Божия" ? Увы, это наша общая беда - многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

"Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно" - мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.

Выбери жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16)


"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, "шед удавился".

Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.

Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. Основанием для ее церковного поминовения было ходатайство диакона Андрея Кураева, одного из наиболее авторитетных современных богословов и большого ценителя и знатока творчества Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства о. Андрей Кураев мог, вероятно, прийти к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых "случайных самоубийц" - то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).

Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство - т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2014-11-17 21 комментарий

Почему самоубийц не отпевают и не хоронят на кладбище?

Вопрос от Анатолия: Мой знакомый покончил с собой. Священник не стал отпевать его душу. Почему? Почему в религии такие жёсткие догмы, разве это правильно? Ведь казалось бы, душе самоубийцы наоборот, вдвойне нужна наша и церковная поддержка и духовная помощь… Не буду приводить всё письмо целиком.

Прежде всего, прочитайте основную статью на эту тему - Что такое Суицид и почему Самоубийство это большой грех?, в ней приведены основополагающие аргументы и примеры.

Почему не отпевают самоубийц?

Не стоит путать жалость и сочувствие, милосердие и Закон Божий. Чтобы понять, почему самоубийца не отпевается - нужно всё назвать своими именами.

Давайте размышлять. Правильно ли отпевать и благословлять преступника и подлеца, безбожника и сатаниста, труса и предателя из-за…

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша…

Любое убийство (даже самого себя) есть нарушение важнейшей заповеди: “не убий” (Исх. 20, 13; Вт. 5, 17). Она выразила ту богословскую истину, что все люди - творения Божии, составляют Его достояние, на которое ни один человек не может посягать. В библейско-богословском понимании собственная жизнь человека, как и другого человека, ему не принадлежит. Она Божие достояние. Поэтому самоубийца подлежит греху убийства с той лишь разницей, что он не может уже покаяться. У убийцы такая возможность есть. Лишивший себя жизни, перестает быть живым членом Церкви. Отношение к самоубийству в Священном Писании выражено в словах св. апостола Павла к темничному стражу: «не делай себе никакого зла» (Деян. 16:28).

И как убийство бывает преднамеренное и ненамеренным, таковыми бывают и самоубийства. Это различие проводится в 14-м правиле святителя Тимофея Александрийского:

Вопрос. Аще кто, будучи вне себя, поднял на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли бытии приношение,…

Каждый день с понедельника по четверг в синодальном корпусе Киево-Печерской Лавры (корпус 70-А) викарные епископы Киевской Митрополии по очереди ведут прием посетителей. Люди приходят в основном по двум вопросам: «развенчаться» и «получить разрешение на отпевание родственника-самоубийцы».

В чем состоит процедура «церковного развода»? Кому и почему выдают разрешение на особый чин отпевания покончивших с собой? Какова вообще статистика развенчаний и суицидов?

Эти и другие вопросы мы задали викарию Киевской Митрополии епископу Обуховскому Ионе (Черепанову) по окончании его дежурства в один из приемных дней.

Владыка, расскажите, пожалуйста, как организован прием людей в Киевской Митрополии?

В Киевской Митрополии 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей.

Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения…

Тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле. Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека

Добрый день, уважаемая редакция сайта!
У моего мужа 7 лет назад умер отец, самостоятельно лишив себя жизни. Для захоронения отца на территории кладбища муж брал разрешение в местной епархии (мы живем в городе Людиново Калужской области). Отпевания и прочих необходимых в этих случаях действий тогда, естественно, не совершалось, но я слышала, что спустя 7 лет можно получить письменное разрешение на поминание усопшего в церковных таинствах. Так ли это?
Я хожу в храм по возможности довольно часто, исповедаюсь и причащаюсь, причащаю ребенка, муж бывает в храме только по необходимости. До нашего брака он храм практически не посещал, после - исповедовался и причащался дважды….

Наверное, в мире нет ни одной религии, которая оправдывала бы суицид. Но православные наиболее рьяно осуждают этот грех. Согласно христианским догматам, самоубийц нельзя отпевать в церкви, хоронить на освященной земле, заказывать за них поминальные молебны в храмах.

Почему это происходит? В православной традиции жизнь является высшей человеческой ценностью, Божьим даром. И распорядиться ею надо соответствующим образом: жить по Божьим заповедям в гармонии с собой и миром, окружать себя добрыми делами и помыслами, не грешить, бороться с соблазнами и искушениями. Наложить на себя руки – все равно, что швырнуть Богу в лицо ненужный подарок, выказав тем самым презрение к существующему порядку, бросить вызов высшим силам. А кому такое понравится? Тем более – Создателю…

Грех самоубийства Русская православная церковь приравнивает к греху убийства. Разница лишь в том, что убийца лишает жизни другого человека, а самоубийца посягает на собственное существование. При…

Если самоубийство (суицид) произошло, можно ли облегчить участь души самоубийцы?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших «любителей» экстремальных видов «спорта», ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не …

Как хоронят самоубийц

Самоубийца – это в первую очередь преступник, перед своей душой и Богом. Именно поэтому причине самоубийц не отпевают и не ставят им в храмах свечки. Хоронят ли самоубийц? Безусловно, да, но только обряд захоронения несколько иной и он отличается от захоронения людей, которые не по своей вине свели счеты с жизнью.

Такой вопрос как: почему самоубийц не хоронят на кладбище актуальный и не многие знают что людей, которые целенаправленно покончили с жизнью, нельзя хоронить на кладбище. Ведь самоубийство это грех, а значит того, кто его совершил уже нельзя назвать человеком, так как он сам отказался от этого статуса.

По этой причине самоубийц, так же как и домашних животных нужно хоронить вдоль дорог, на обочинах или в специально отведенных для этого местах. Ведь кладбище – это место покоя для людей, которые охраняются Богом и которые лишились жизни не по своей вине.

Где хоронят самоубийц

Многим людям интересно, где хоронят…

Вот понял, что ответить хотелось бы здесь на несколько комментариев сразу, поэтому проще оптом и у себя. Рассказываю, как всё обстоит на самом деле. Несколько справедливых мыслей, ранее обнародованных в комментах к указанному постингу, возможно, и повторю.
Первое. Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешательная молитва, читаемая иереем над телом усопшего (не важно — самоубийцы или умершего иначе), отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или просто, знаете, не успел. Т.е. смысл заупокойной службы умещается в краткие слова молитвы «Господи, прости грехи и даруй Царствие Небесное усопшему рабу Твоему имреку», и никакой магии здесь нет. Ах, не отпели, мол, значит всё — не будет ему жития в Царствии Божием, (и наоборот: отпели кого-угодно — значит он «устроен» в обителях небесных).
Второе. Почему, собственно, у нас не принято отпевать самоубийц? Очень…

Из этой статьи вы сможете узнать, как поминают самоубиенных, где их хоронят, как могут помогать им в загробной жизни родственники. А также, что происходит с душами тех, кто добровольно уходит из жизни. К тому же в последнее время это стало случаться все чаще.

Суицид или эвтаназия?

Наша жизнь сейчас такова, что достаточно большое количество людей решают добровольно покинуть этот мир, так и не дождавшись естественного конца. Причины для этого бывают совершенно разные, однако у психологов бытует мнение, что в любом случае в этот момент человек не совсем здоров с психической точки зрения.

Самоубийство – это тяжкий грех практически во всех религиях. Исключениями являются некоторые секты, также в буддизме, индуизме и иудаизме добровольный уход из жизни возможен в некоторых случаях, т. е. не считается смертельным грехом. Если вы задаетесь вопросом, можно ли поминать самоубиенных, то священнослужители однозначно дадут вам отрицательный ответ. Тут даже не может…

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового.

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий - и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле,…

В отпевании верующие православные люди просят Бога о даровании рая умершему. Каждый член Церкви Христовой обязательно должен быть отпет. Но в канонической практике Церкви запрещается отпевание самоубийц, причем вне зависимости от того, христианином ли был человек или нет. Это связано с тем, что самоубийца по собственной воле совершает грех убийства своей личности. Из священного Писания известно, что убийцы не наследуют Царства небесного. Кроме того случая, когда человек смог покаяться. У самоубийцы возможности покаяния не остается. Поэтому совершающий это злодеяние с грехом убийства и уходит в вечность.

Православное вероучение определяет, что смысла в отпевании самоубийц нет в меру общего представления о сути будущей жизни. Достижение рая не только цель или награда для человека. Царство небесное есть следствие человеческой жизни. Смерть это переход человека из одного состояния в другое, причем вектор жизни людей на земле отправляется и в вечность.

Основной причиной…

Несколько дней назад от некоторых верующих слышал резкие высказывания по поводу действий священноначалия. Дело в том, что 27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании в Киево-Печерской лавре, заслушав рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии архиепископа Костромского и Галичского Алексия, одобрил «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Неудивительно, что многие наши церковные люди весьма энергично восприняли новость, до этих дней не слыханную – «теперь можно отпевать самоубийц».

Конечно, Церковь Христова крайне негативно относится к самоубийству. Этот грех считается одним из тяжелейших, и, как следствие, человека, наложившего на себя руки, Церковь не сопровождает в последний путь. В одной замечательной книге Священного Писания Ветхого Завета праведника Иова, пораженного страшнейшей болезнью того времени – проказой, жена просит «похулить Бога». В этом предложении звучала мысль о самоубийстве, поскольку как…

Где хоронят самоубийц и с чем это связано?

В современном мире не все люди умирают своей смертью, а некоторые и вовсе отправляются на тот свет добровольно, причем в относительно молодом возрасте. Здесь важно напомнить, что самоубийство — это большой грех, который не принимает ни небо, ни земля.

Самоубийцами называют людей, которые не только самостоятельно расправились с собственной жизнью, но и погибших на дуэли, пропавших без вести при невыясненных обстоятельствах, убитых во время разбоя и самих преступников. Таковых хоронят отдельно.

Чтобы не наделать в своей жизни серьезных глупостей и не укоротить себе век преждевременно, нужно прислушаться к Библии, которая по этому поводу имеет свое собственное и одновременно общепринятое суждение. Итак, всем известно, что человеческая жизнь — это Дар Божий, который послан ему с выше. Если же человек хочет попрощаться со своей жизнью в сознании и здравии, то берет на себя великий грех, отвергая столь уникальный дар свыше. А…

Часто на духовные беседы со священниками приходят люди отчаявшиеся либо близкие тех, кто решился наложить на себя руки. Почему так происходит, что говорить людям, которым надоело жить и почему самоубийство является самым страшным грехом - об этом мы поговорили с наместником Киево-Печерской лавры митрополитом Павлом.

НИЧТО НЕ СЛУЧАЙНО

Владыка, когда в стране кризис, многие лишились работы, у кого-то близкие погибли на войне, люди отчаиваются. Как можно остановить отчаяние?

Отчаиваются те люди, которые не имеют надежды на милосердие Божие и не помнят о том, что Бог беспокоится о всяком человеке, желающем Его святой помощи. К нам в Лавру сейчас приходят люди в крайнем отчаянии, готовые даже на позорную смерть - самоубийство. Человек, идущий на войну, воодушевляет себя силой надежды, так и мы не должны падать под игом тяжелой жизни, потому что все в жизни промыслительно. По промыслу Божию. Только понять промысел Божий крайне сложно. Чтобы понять, для чего…