Георгий вицин внук михаил. Родня георгия вицина пытается наладить контакт с его дочерью. Дневники актера лежат на помойке

Он стал актером, чтобы избавиться от болезненной застенчивости. «Я пытался бороться с закомплексованностью, — вспоминал впоследствии Георгий Михайлович, — и меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории». Внешне ему это вполне удалось, вот только в душе он так и остался скромным, стеснительным. По словам тех, кто хорошо его знал, Вицин был, скорее, созерцателем, философом, погруженным в свой внутренний мир, но вынужденным время от времени надевать маску шута и выходить в ней на сцену или съемочную площадку.Всю жизнь Георгий Михайлович «жонглировал» своим возрастом. По документам он появился на свет в 1918 году в Петрограде, на самом же деле, был на год старше и родился в финском городке Терийоки, ныне российский Зеленогорск. В 30 с лишним лет актер был одинаково убедителен в роли древнего деда Мусия («Максим Перепелица») и юного Васи Веснушкина («Запасной игрок»), потом в «Женитьбе Бальзаминова» и вовсе «помолодел» на 28 лет.

Вицину был под силу любой образ - мистик Гоголь в «Белинском», сексуально озабоченный старик Морозо в спектакле «Укрощение укротителя», скромный романтик Канарейкин в «Она вас любит». Но недаром некий пожилой актер, глядя на ужимки и прыжки молодого Вицина, мрачно и с пафосом произнес: «Обезьянка... Дурачок... Шут гороховый!». Больше всего мы любим комедийные роли актера - Сэма в «Деловых людях», Хмыря из «Джентльменов удачи», Волшебника из «Старой, старой сказки», пана Цыпу из «Кабачка «13 стульев» и, конечно же, Труса из знаменитых фильмов Леонида Гайдая «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница»...

Георгий Вицин редко давал интервью, объясняя это давней, еще с детских лет, нелюбовью к экзаменам. Его дочь Наталья тоже избегает общения с журналистами (видимо, это у них наследственное). Но аргументы у нее другие: «Думаю, даже согласившись побеседовать, отец не ответил бы ни на один ваш вопрос, зато загнул бы что-нибудь такое, что вы точно запомнили бы на всю жизнь, - например, прочитал какое-нибудь стихотворение или спел частушку собственного сочинения».

«ПАПА НА ОДИН ДЕНЬ ПОВЕЗ МЕНЯ В КИЕВ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ ВЕЛАСКЕСА «ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ»

- Наталья Георгиевна, наверное, все ваше детство прошло в киноэкспедициях - на съемках Георгия Михайловича?

Больше всего времени мы проводили в Ялте - там жила моя мама, будучи беременная мной, там я даже в школу пошла. Мы, дети, очень любили Ялтинскую киностудию. В ее дворе стояли кареты, фрагменты декораций каких-то башен и замков из сказок Птушко, среди которых так интересно было играть. Был там и огромный бассейн, правда, без воды, в нем снимали отдельные эпизоды фильмов «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Можно сказать, что я росла в сказке, и этим счастьем обязана папе.

- На киностудии Вицина, наверное, все очень любили?

Отношение к папе было двойственным. Я это очень хорошо знала, потому что общалась преимущественно с бутафорами, осветителями, ассистентами режиссера, а особенно с их детьми. С одной стороны, его зазывали, старались отпросить из театра на съемки хотя бы на два дня, с другой - с трепетом ждали его появления, потому что знали: если Вицин приедет, обязательно пойдет дождь и нельзя будет снимать.

Папа не любил солнца и обожал шторм, предпочитал отдыхать на море в некурортное время. По пляжу гулял, когда там нет никого из отдыхающих - только он и птицы. Вообще, обожал Крым, всегда снимал на домашнюю камеру дорогу из Симферополя в Ялту.

Хорошо помню одну историю: мы с ним на поезде приехали в Симферополь, на улице жара. Папа вышел из вагона в теплых ботинках, непромокаемом плаще и с зонтом. «Георгий Михайлович, - рассмеялся встречающий нас ассистент режиссера, - вы немного не по погоде оделись, на небе ни единого облачка!». - «Ничего, - ответил папа, - природа меня любит, она меня не подведет».

Сели в машину, доехали до перевала - солнце. Начали спускаться к морю - увидели удивительную картину: все побережье затянуто тучами и идет дождь. «Откуда он взялся, - недоумевали ассистент и водитель, - еще час назад небо было абсолютно чистым?!». Я посмотрела на папу - он хитро улыбался. Мне тогда показалось, что он у меня немного волшебник: как задумает, так и будет.

- Георгий Михайлович хотел, чтобы вы стали актрисой?

Нет, у меня с детства проявились склонности к рисованию, и папа этим очень гордился. Его родной брат был профессиональным художником и скульптором, учеником знаменитой Веры Мухиной, ассистировал ей во многих работах, в том числе и в тех, которые она делала для своей выставки в Париже. Папа тоже неплохо писал и лепил, у него просто не было времени, чтобы этим заниматься. Но как-то они с дядей на спор лепили портреты друг друга, так у папы получилось ничуть не хуже, хотя он никогда этому не учился.

- Разве ваш отец не мечтал с детства стать актером?

Так оно и было. В дневниках, которые папа вел с юных лет, я прочитала, как он, злостный безбилетник, тайком пробирался в театр: нужно было быстро пробежать мимо швейцара и пробраться на балкон, а еще лучше - на колосники... Он знал наизусть все роли и часто представлял себя на месте любимых актеров. Но и краски с холстом его манили тоже.

- Возможно, в вас он видел воплощение своей несбывшейся мечты о живописи?

Папа старался воспитывать во мне художественный вкус. Помню, когда я была совсем маленькой, он на один день повез меня в Киев только для того, чтобы показать «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса, который считал уникальным. Причем, чтобы вырваться, ему пришлось сделать какие-то немыслимые перестановки в своем съемочном графике - у него ведь каждый день был расписан. Заодно отец показал мне и Киев, который очень любил. Самое большое впечатление на меня тогда произвел Андреевский спуск и стоящая в самом его начале красивейшая церковь Растрелли.

- Георгий Михайлович был строгим родителем?

Скорее, требовательным. Он не терпел нравоучений и никогда меня не ругал, но одного его взгляда было достаточно, чтобы я сделала так, как он хочет. Даже повзрослев, курить в его присутствии я стеснялась. Он был человеком серьезным, но в общении всегда оставался хохмачом - мог с юмором обыграть любую ситуацию, обладал легкостью почти мальчишеской. А вот за хохмы мама его всегда ругала, потому что за годы супружества наслушалась столько, что это был уже явный перебор.

«ГЕРОИЧЕСКИЕ РОЛИ ОН СЧИТАЛ СКУЧНЫМИ»

- За что Георгия Михайловича в свое время исключили из Щепкинского театрального училища?

Он не посещал политинформации (ему это было неинтересно), а официальная формулировка гласила: «За нарушение учебной дисциплины». А ниже в приказе на отчисление написано, что студента Вицина принимают в Школу-студию МХАТ, и стоит личная подпись Николая Павловича Хмелева, который взял его к себе на курс. Хмелев многому научил папу, они были не только учителем и учеником, но и друзьями.

- Хотя это не помешало вашему отцу увести у Хмелева жену - актрису Дину Тополеву?

Ну, можно сказать и так, хотя это поверхностная формулировка. Речь ведь идет не о банальном адюльтере, не о романчике, а о серьезных отношениях двух людей. Папа с Диной прожили вместе 20 лет. Она была уникальным человеком, близким ему по духу, по каким-то индивидуальным качествам. Я читала их письма друг другу: отношения этой пары были настолько тонкими и не пошлыми, что сегодня, когда любовь стала совсем другой, мало кому понятны.

Даже когда они расстались и папа женился на маме, он все равно продолжал общаться с Диной, как с близким другом, а я воспринимала ее как родственницу, полноправного члена нашей семьи. Более того, когда достигла возраста, в котором не обо всем можно рассказать родителям, именно Дина стала моей лучшей подругой.

Она ведь старше папы, но казалась мне самой молодой и веселой. В ней было то обаяние, которое встречается только в актерах, яркость эмоций, умение рассказывать. А какие у нее были подружки-актрисы! Они жили в каком-то особом мире любовных писем, записочек, вечеринок, чаепитий и увлекательнейшего общения - сейчас такого уже не существует. Эти дамы любили театр как сосредоточение искусств, а не как средство для заработка.

Многие комедийные актеры болезненно переживали отсутствие серьезных ролей. А как на это реагировал ваш отец?

В начале карьеры никто не прочил ему комедийного амплуа, у него были вполне серьезные театральные и киноработы. Режиссер Григорий Моисеевич Козинцев, снимавший фильм «Белинский», где папа сыграл Гоголя, очень высоко ценил его талант и хотел работать с ним дальше. А увидев его в «Псе Барбосе», очень сожалел, что такой актер начал сниматься в комедийных картинах. У нас сохранились письма от Козинцева к отцу, я их читала.

У папы были пробы, например, на роль Овода, которого потом сыграл Олег Стриженов, однако он себя в ней не представлял. С детства его кумирами были Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд... Но Бастер Китон с непроницаемым лицом (его еще называли комиком без улыбки) был отцу, пожалуй, ближе всех. Серьезные и героические роли он считал скучными. Высшим пилотажем для него была трагикомедия, и все его персонажи были именно такими.

- В том числе и самая любимая его роль - в фильме «Женитьба Бальзаминова»?

Не могу сказать, что она была для него самой любимой, но самой желанной - точно. Отец со своим другом, кинорежиссером Константином Воиновым, задумали экранизацию пьесы Островского еще в Школе-студии МХАТ, где вместе учились. Когда такая возможность у них, наконец, появилась, были безумно счастливы. Я, тогда еще ребенок, хорошо запомнила атмосферу, царившую на площадке, - люди не столько работали, сколько получали удовольствие.

Снимали в Суздали, бывшей тогда еще тихим провинциальным городом. Все наслаждались настоящей жизнью! Им не помешало даже то, что папе было уже хорошо за 40, а его герою, Мишеньке Бальзаминову, около 20-ти. А самой любимой его работой был сэр Эндрю из шекспировской «Двенадцатой ночи». Отец очень гордился, что ее хвалили англичане: дескать, он очень точно ухватил суть их национального юмора.

- А как Георгий Михайлович относился к незабвенному Трусу из знаменитой гайдаевской троицы?

Считал эту роль редкой творческой удачей.

Отец, кстати, всегда говорил, что Трус по-человечески очень близок ему - он ведь тоже в душе поэт. А поскольку папа очень хорошо его чувствовал, то придумывал для него всякие смешные штучки.

Например, в сцене, когда Трусом вышибают дверь, предложил крикнуть: «Поберегись!». Но самая главная его находка - эпизод, в котором Трус, Балбес и Бывалый перегораживают Нине дорогу. Все, что происходит там с отцовским героем, он придумал сам. Ему это доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие, все-таки по натуре он больше режиссер, чем актер. Правда, рассказывая об этом, папа всегда благодарил Гайдая - говорил, что работать с ним было очень легко.

- Тем, что Георгий Михайлович всегда выглядел значительно моложе своих лет, он обязан занятиям йогой?

У него была собственная система владения собой, своим телом. Папа ведь ровесник революции, он появился на свет в 1917 году, его детские годы пришлись на гражданскую войну, разруху. Его мама, моя бабушка, воспитывала двух сыновей одна, они голодали. У отца было очень слабое здоровье, поэтому при первой же возможности она устроила его в так называемую Лесную школу, где детей и лечили, и учили. А при этой школе действовал самодеятельный театр, где преподавали старые актеры. Одной из дисциплин были дыхательные упражнения по системе йогов. Папа настолько увлекся ею, что потом всю жизнь серьезно и глубоко занимался физиологией человека, изучал всевозможные практики, позволявшие владеть собой.

Во всем, что касается здоровья человека и, главное, духовного отношения к своему внутреннему миру, он разбирался очень хорошо. Мог, например, восстановить силы за пять минут - просто засыпал и просыпался совершенно отдохнувшим. Мог замедлить пульс чуть ли не до 20 ударов - я сама это не раз проверяла.

Папа считал, что такие умения в его профессии просто необходимы, и часто делился своими знаниями с молодыми актерами. Еще он знал какие-то упражнения и приемы, позволяющие за короткое время омолодиться, - у него всегда спрашивали совета актрисы, с которыми он работал.

«СВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УХОДЕ ИЗ ТЕАТРА ОТЕЦ НАПИСАЛ КАК РАССКАЗ В ДУХЕ ЗОЩЕНКО»

- Правда, что ваш отец коллекционировал афоризмы?

Он был неисправимым книголюбом и собирал библиотеку, наверное, там были и сборники афоризмов, но больше, конечно, он сам их сочинял. А как смешно показывал в лицах! Меня этот фонтан юмора иногда даже подавлял. Я понимала, что сама так не смогу никогда, поэтому и не рассказывала в его присутствии анекдотов - мои потуги на актерство казались мне смешными и беспомощными.

Отец был творческим человеком абсолютно во всем.

Например, заявление об уходе из театра (папа, если его совсем уж доводили, мог проявить крутой нрав) он написал как юмористический рассказ в стиле своего любимого Зощенко - получилось настоящее произведение искусства, у меня сохранились черновики. Оно настолько комично и одновременно грустно, что над ним можно просто рыдать. Но главное - текст был неофициальным: отец терпеть не мог шаблоны и стандарты.

- А что Георгий Михайлович читал?

Увлекался философией, любил классику, особенно Толстого, обожал письма и дневники великих людей. Я уже лет пять, наверное, пытаюсь привести в порядок его библиотеку, но это очень непростое дело - во-первых, сами по себе тома очень тяжелые, а во-вторых, трудно решить, что именно оставить, а что - отдать. Да и вообще книги очень сложно разбирать: каждую из них раскрываешь, начинаешь читать, увлекаешься...

- Как он умудрялся приобретать их во времена тотального дефицита?

У него был своеобразный ритуал: каждый день он должен был пройтись по книжным магазинам, везде у него были знакомые продавцы, оставлявшие ему все, что он просил, а сверх того - еще и новинки. Если отца не было дома, я всегда знала, где его найти, - в одном из крупных книжных магазинов: либо на улице Горького, либо на Калининском проспекте.

Учитывая этот его интерес, папу избрали членом Общества книголюбов. От покупки книг он удержаться не мог, его ограничивали только размеры нашей квартиры, которая была буквально забита томами. Из-за этого буквально выли не только мы с мамой, но и наша собака - у нее в прихожей был только узкий проход, где ей было не развернуться. Наверное, поэтому псина начала понемногу подгрызать книги, лежавшие внизу.

Но папа все равно почти каждый день приносил домой все новые и новые фолианты. Донести все, что купил, за один раз было тяжело, и он оставлял их где-нибудь по дороге - например, в продовольственном магазине на кассе. Когда отец в очередной раз вваливался в квартиру с полным портфелем и пакетом, мы с мамой с ужасом спрашивали: «Ты не надорвался?». Он виновато отвечал: «Это еще не все, выйду ненадолго за остальным». Время от времени мамино терпение лопалось, она начинала ругаться, и папа клятвенно заверял: «Сейчас начну выбрасывать ненужные!». Но так ни разу ни одной и не выбросил, теперь это придется делать мне.

О любви Георгия Михайловича к животным ходят легенды. Директор Музея трех актеров Владимир Цукерман рассказывает, что он каждый день выходил во двор с несколькими пакетами пшена, которое скармливал голубям.

Когда я покупала ему одежду, он первым делом смотрел на карманы и говорил: «Нет, это мне не подходит, здесь маленькие. Почему не делают большие, чтобы влезал пакет с крупой?». И я старалась выбирать вещи с огромными карманами, а если не удавалось найти ничего подходящего, пришивала их сама. Вы не представляете, насколько уникальным было его общение с птицами, которые всегда - в любую погоду! - ждали его прихода.

Когда папа заболевал или был занят на концерте, просил меня пойти покормить пернатых. Как будто оправдываясь, говорил: «Наверное, это была глупая затея - начать их кормить, но если уж принялся, нельзя бросить. Они голодны и будут ждать». И я шла.

Поначалу мне даже бывало стыдно, что занимаюсь этим, но потом общение с ними дало мне возможность правильно чувствовать окружающий мир. Иногда я даже думаю: может, это и есть самое главное в нашей жизни? Птицы меня не знали, но, увидев папину собаку, тут же начинали слетаться. Я переходила с одной улицы на другую, они парили над крышами. Я садилась на скамейку - они принимались играть с собакой. Вороны даже таскали ее за хвост.

- Невероятно!

Возможно, кто-то подумает, что рассказываю сказки, но так оно и было. Они прилетали больные, со связанными проволокой лапками, и папа просил меня помогать ему распутывать их. Какое-то время спустя спасенные прилетали к нам вместе со своими птенцами. Они ждали папу около подъезда, некоторые подлетали к нашим окнам и заглядывали в них. Конечно, птицы быстро привыкают к тому месту, где живут, но ведь была не голубятня, а обычная городская квартира на девятом этаже. Всегда ждали отца и дворовые собаки, которых он подкармливал чем мог.

«ПУБЛИКАЦИИ О ТОМ, ЧТО ОТЕЦ УМЕР В НИЩЕТЕ, МЕНЯ ОСКОРБЛЯЮТ»

- Сколько собак было у вас дома?

Три - всех отец подобрал на улице. Пса Мальчика нашел зимой, в тот год она была особенно холодной, и бедняга замерзал на улице: хоть и лежал на том месте, где проходят трубы теплоцентрали, двигаться уже не мог.

Папа притащил его домой на руках. Мальчик попал к нам уже взрослым псом со сформировавшимся свободолюбивым характером, поэтому обитать с ним в одной квартире было трудно, но он очень любил отца.

Потом отец еще одну собаку привел. Третью, которая до сих пор живет у меня, нашел на Калининском проспекте. Она была совсем щеночком, он наклонился, чтобы ее покормить, а она оказалась очень хитрой и, вместо того чтобы поесть, запрыгнула ему на руки. Так он с ней домой и пришел. Мама воспротивилась: «Хватит уже псов в доме!». Папа в ужасе, что придется выбросить собачонку на улицу, позвонил мне: «Срочно приходи, очень серьезное дело!»

Со мной отец всегда шутил, поэтому, когда я услышала его трагический голос, у меня чуть сердце не выскочило: бегу, а у самой перед глазами возникают картины одна страшнее другой. Забегаю в подъезд, а он со щенком сидит возле лифта: «Мама не пускает ее домой, забирай». Мне повезло, псинка оказалась самой маленькой по размеру, потому что остальные две были огромными.

Правда, со временем и их пришлось забрать - после смерти отца маме очень тяжело было за ними ухаживать. Одна умерла от старости, вторая убежала, а эта вот осталась. Она у нас - звезда экрана: когда делают телепрограмму или фильм о папе, ее обязательно снимают.

- Как Георгий Михайлович отнесся к перестройке и всему, что за ней последовало?

Философски. Помню его слова: «Сейчас все сломают, потом еще раз построят. Снова сломают и снова построят. Ничего нового в этом мире нет».

- Много пишут, что в последние годы жизни он очень бедствовал...

Честно говоря, публикации о том, что отец умер в нищете, меня оскорбляют. Да, у него действительно была небольшая пенсия, но в то время многие люди находились в подобном положении. Сами понимаете, когда коренным образом меняются условия жизни, первым этапом для всех становится шок. Люди пытаются понять, как жить дальше, но со временем приспосабливаются.

Молодые пережили то время гораздо легче, чем пожилые, у которых активный возраст давно прошел. Тем, кто в свое время не создал себе материальную базу, пришлось тяжело. Отец денег не накопил, это было абсолютно не в его характере. Он не стремился играть роли, за которые полагались награды и звания. Жил, как свободный художник, в материальном плане довольно безалаберно. После перестройки взамен старых мастеров тут же появились какие-то звезды, получающие совершенно заоблачные гонорары, но отец был уже очень пожилым человеком.

- Но до последних дней работал - принимал участие в сборных актерских концертах...

С одной стороны, он вынужден был это делать - концертные гонорары были неплохой прибавкой к пенсии. С другой - эти выступления помогали ему держать себя в форме. Папа любил повторять: «Ложиться нельзя, если только ляжешь - все! Надо все время шебуршиться!». И добавлял: «Меня спасают собаки - подходят утром, бьют лапой и говорят: «Давай просыпайся - мне надо в туалет!». Деваться некуда, приходится вставать».

Из знаменитой троицы Вицин - Никулин - Моргунов Георгий Михайлович, будучи старше всех по возрасту, ушел последним. Он тяжело переживал смерть коллег?

Конечно, у них ведь были очень теплые отношения. Первое время они часто встречались на концертах - они тогда были нарасхват, все старались их к себе заманить. Потом, когда Никулин стал руководителем и часто уезжал со своим цирком на гастроли, начали видеться реже. А вот с Моргуновым, с которым пересекались на актерских концертах, наоборот, чаще. И семьями мы больше дружили с Моргуновыми.

Ну а к тому времени, когда их не стало, ушли и почти все друзья отца - детские, юношеские. Он в этом смысле остался совсем один и, наверное, как-то научился справляться со своей скорбью.

Из-за того, что он молодо выглядел, многие события, связанные с ним, воспринимались неправильно. Например, журналисты часто пишут, что отец был нелюдимым, не любил компаний. Забывают, что речь идет о человеке преклонных лет...

У папы тоже были и веселые компании, и загулы до утра, но в другом возрасте. Многие в такие годы вообще отгораживаются от мира, закрываются в четырех стенах и не хотят ни с кем общаться. А он, - и это удивительно! - даже будучи очень пожилым, оставался публичным.

- Со временем имя Георгия Вицина все больше и больше обрастает легендами...

Наверное, это оправдано современной жизнью, ведь они лучше воспринимаются и быстрее усваиваются. Отец был абсолютно прав, не давая интервью: миф должен оставаться мифом, не стоит его разрушать.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Ни счетов в банках, ни бриллиантов, ни загородных вилл после себя знаменитый артист не оставил. Главное его достояние — раритетные книги, картины, которые писал сам, записки и воспоминания о фильмах, в которых он снимался. Оказалось, что за десять лет, что прошли со смерти великого актера, часть его наследия отправилась на свалку или просто-напросто растаскивается совершенно посторонними людьми!

…Москвские власти капитально отремонтировали фасад высотки в Староконюшенном переулке, но памятная мемориальная доска здесь так и не появилась. Лишь в подъездном холле, рядом с почтовыми ящиками и обрывками рекламы, висит большой портрет актера. Рядом с объявлениями поклонники нет-нет да и напишут добрые слова любви.

Поднимаемся на 9-й этаж, к квартире, где 30 лет жил Георгий Михайлович. Кажется, время здесь остановилось. Покрашенные масляной краской стены, старый лифт, густой слой пыли на полу. Та же дверь, обитая дешевым дерматином, который от ветхости крошится в руках! Те же ободранные куски искусственной кожи, приклеенные скотчем: в день смерти хозяина его любимый пес Мальчик, чувствуя беду, в клочья разодрал и без того непрочную обивку. Газета «Жизнь» писала об этом десять лет назад, и за это долгое время здесь ничего не изменилось!

Дом

Как рассказали нам соседи, все десять лет квартира Вицина стоит закрытой. Дочь артиста Наталья затеяла в отцовской квартире капитальный ремонт, который тянется вот уже два года. Сейчас там нет ни полов, ни сантехники, ободраны все стены, а пианино, на котором играл Вицин, пылится в коридоре…

Мало кто знает, что Георгий Вицин был не только великим актером, но и прекрасным художником. Он рисовал карикатуры на актеров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи. В архиве Вицина остались дневники и множество писем. После его смерти они лежали в пустой квартире, но в музей так и не попали. После смерти отца Наталья хотела сама сделать ему памятник по своему проекту, но дальше слов дело тоже не пошло — на Ваганьковском кладбище так и стоит скромное мраморное надгробие, на которое кое-как наскреб деньги Союз кинематографистов…


Книги и рисунки великого актера скоро окажутся на свалке

— Да, я помогаю дочери Вицина с ремонтом, — рассказал «Жизни» строитель Вадим. — Жильцы этого дома знают меня давно, поэтому рекомендуют друг другу, когда надо что-то по мелочи сделать. Когда я впервые зашел в квартиру Вициных, конечно, остолбенел от разрухи и хаоса! Сантехника не работает, на окнах — не шторы, а какие-то тряпки холщовые. Бросались в глаза лишь полки с книгами и коробки с рисунками и картинами. Их было столько, что по дому нельзя было нормально ходить! Да, какую-то часть книг Вицина и старые кинопленки сразу пришлось выкинуть на помойку. Сами понимаете, что во время ремонта приходится очищать квартиру от ненужной рухляди! Дорогие издания, правда, Наталья, собрав в отдельную стопку, вывезла на дачу своего бывшего мужа. Она же куда-то вывезла дорогой антикварный шкаф. А пианино мне пришлось вытащить на лестничную клетку. Хочешь, забери его себе? Представляешь, на нем сам Вицин играл!

На прощание ремонтник подарил на память «поклонникам» несколько старинных книг Георгия Вицина и два десятка рисунков, мотивировав это тем, что все равно «хлам» никому не нужен и рано или поздно его придется выносить на помойку. Понятно, что при таком подходе к делу не удивительно, что раритеты Вицина уже находятся не в музее «Мосфильма», а в руках частных коллекционеров, а то и давно уже безвозвратно утеряны.

Дочь

О дочери Вицина даже те, кто знал ее с рождения, могут сказать немного. Она ведет затворнический образ жизни. Георгий Михайлович сумел купить ей хорошую двушку недалеко от Кремля — на Большой Никитской. Там она сейчас и живет со своим гражданским мужем Алексеем, редко появляясь в отцовской квартире. Наталья Вицина, единственная дочь гениального актера, детей так и не нажила. Сейчас ей уже далеко за пятьдесят, она несколько лет бережно ухаживала за своей больной мамой. А когда Тамара Федоровна ушла из жизни, замкнулась в себе. Наталья Георгиевна хотела написать книгу о своем великом отце, но вот уже десять лет эти планы так и остаются всего лишь призрачными мечтами.

— Это все так печально, — сожалеет соседка артиста по лестничной площадке Галина Лабковская. — Конечно, я помню и самого Вицина, и как у него дочка от жены Тамары родилась. Наташа, конечно, не в него пошла. Она с детства очень зажатая, перепуганная чем-то, вся в себе, общаться с ней невозможно! Георгий Михайлович заметил дочкину нелюдимость и записал ее на курсы актерского мастерства.

— Вицина вроде пишет какие-то картины. Но денег ни она, ни Алексей не зарабатывают вообще! — рассказала «Жизни» Надежда Маркина, старшая по подъезду в доме Вицина. — Перебиваются чем бог пошлет, нищета там страшная! Когда собираем деньги на домофон или еще какие-то хозяйственные нужды, так к ней стучаться бесполезно — все равно откажет. Не знаю, что сейчас происходит в ее жизни, но она мне всегда казалась очень и очень странной. Как не от мира сего…

Музей

Вскоре после смерти Вицина Наталье предлагали превратить родительскую квартиру в музей, но та отказалась.

Наталья решила сделать капитальный ремонт, сдать жилье в аренду и получать хоть какие-то деньги на жизнь. Но воз и ныне там…

— Наталья — очень скрытный человек, — сетует Надежда, консьержка дома на Никитской, где живет дочь актера. — Слова никому никогда не скажет! Правда, живет не одна, у нее есть гражданский муж Алексей. Наталья может несколько дней на улицу не выходить, а Алексей выводит на улицу собачку. Все остальные хозяева со своими питомцами по полчаса гуляют, а он — пять минут и бегом домой.

Мы попытались поговорить с самой Натальей Вициной, но она категорически отказалась от общения.

— Я не обладаю талантом рассказчика, — заявила она.- Мой папа не любил рассказывать о своей личной жизни. И я тоже не люблю!

Всеми любимый Трус из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» родился 23 апреля 100 лет назад. В честь даты в этом году в столице появится памятник актеру – об этом позаботилась его единственная дочь Наталья.

«Несколько лет назад пресса сообщила об установке памятника Георгию Михайловичу Вицину на Арбате. Инициатором была управа района. За это время неоднократно появлялись различные предложения по решению этого вопроса. Но к сожалению, ни одно из них, пока не воплотилось в жизнь. Подозреваю, что главная причина – в отсутствии финансирования. Все это время я, вдохновленная надеждой стать свидетелем
установки памятника отцу, работала над идеями и эскизами возможного памятника. И у меня накопился ряд проектов находящихся в довольно продвинутой фазе. Будучи профессионалом, я очень трепетно, и соответственно требовательно, отношусь к художественному воплощению его портрета, папа сам тонко разбирался в скульптуре и был моим учителем. И, кажется, мне удалось ухватить основные его черты...

Если серьезно заниматься изготовлением и установкой памятника, понадобится участие профессиональных скульптора и архитектора, соответственно большое значение имеет выбор производственной мастерской. Что касается последнего, у нас имеются хорошие кандидатуры на эту работу. Большую заинтересованность в установке памятника проявил Совет депутатов муниципального округа Арбат и лично Евгений Петрович Бабенко. С ним уже прошло несколько вcтреч, обсуждались возможные площадки для установки памятника на Арбате, вопросы поиска спонсоров. И организаторские функции район готов взять на себя, о чем они уже сообщали в прессе, и за что мы очень благодарны...

Я мечтала торжественно открыть памятник в 2017-м, в год 100-летия со дня рождения моего папы. Но, как я уже рассказала, занимаюсь только творческой частью данного проекта».

Также у Натальи есть идея организовать большую фотовыставку, посвященную Георгию Михайловичу.

Талантливый советский актер Георгий Вицин знаком практически каждому, а его персонажи пользовались огромным успехом и заслужили всенародную любовь. Актер старался не пользоваться своей знаменитостью и вел тихую скромную жизнь, о которой нам с вами расскажет этот пост.

Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Но на самом деле вместо 1917-го был указан 1918-й, чтобы болезненного мальчика отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.


Вицин всю жизнь не любил экзамены, причем в любом виде. В классе он частенько прятался за чужие спины. В итоге, решил побороть застенчивость и закомплексованность и двинулся прямо навстречу опасности - в артисты.


После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу».

На следующий год выбрал вахтанговскую «Щуку». Через год ушел оттуда и нашел себя в театральном училище при Втором МХАТе, куда и был зачислен по окончании учебы.


Настоящая кинокарьера началась в 1951 году сразу с серьезной роли - Николай Васильевич Гоголь в фильме Козинцева «Белинский».


Вицин был так убедителен, что уже через пару месяцев получил приглашение опять на роль Гоголя - в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Георгий Вицин снимался в разных жанрах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях. Первой такой ролью стал обаятельный футболист в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок» в 1954 году.


Вицин всегда выглядел очень молодо, поэтому часто играл героев гораздо моложе себя по возрасту. Роль скромного Кости Канарейкина Вицин исполнил уже будучи в возрасте за тридцать.


В 37 лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю в «Запасном игроке».


В 46 лет блестяще исполнил роль 25-летнего Миши Бальзаминова.


Но были и обратные превращения: в 38 лет он сыграл деда Мусия в фильме «Максим Перепелица».


Перед съемками «Запасного игрока» целый месяц актер ежедневно тренировался на стадионе, чтобы сбросить вес. А на репетиции боксерского поединка Вицин так вошел в образ, что всерьез атаковал Павла Кадочникова.

Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, из-за того, что в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил отвращение к табаку.


И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял - если наутро хочется удавиться, лучше не пить.

Но в роли пьяницы был очень убедительным, хотя в реальной жизни вообще не употреблял спиртного, правильно питался, увлекался дыхательной гимнастикой. Иногда - прямо на съемочной площадке.


Вицин очень серьезно занимался йогой. Стоял на голове, принимал позу лотоса, не ел мяса, регулярно медитировал.


А к йоге его приобщил Савелий Крамаров, с которым они подружились на «Джентльменах удачи». Оба в кино играли дурачков, а в жизни были интеллигентными, образованными людьми.


Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии по йоге (тогда была запрещена) он отдал Вицину.


Коллеги по цеху по-разному воспринимали образ жизни Вицина. Например, Нонна Мордюкова, после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!».


Вообще поначалу Вицину предрекали карьеру драматического актера, но в 1961 году вышла короткометражка Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», изменившая направление всей его кинокарьеры. Так он стал Трусом, а Гамлета сыграл Смоктуновский.


После выхода «Самогонщиков» со всей страны стали слать письма мешками требуя от Гайдая снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого.

Кульминационным моментом для троицы стала «Кавказская пленница» - лидер проката в отечественном кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.


Именно на съемках «Кавказской пленницы» Вицина еле уговорили выпить кружку пива. Сначала он наотрез отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Так выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!»


Никулин предложил положить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!»


Несмотря на образ Труса, Вицин был удивительно смелым человеком. Например, на съемках фильма «Она вас любит» была запланирована сцена со львом, причем зверь должен был быть на безопасном расстоянии и за решеткой.


Но в какой-то момент что-то пошло не так, и хищник вплотную подошел к актеру. В шоке были все. Но только не Вицин. «Не бойтесь, - сказал он, - львы смелых людей не трогают». И погладил животное…


В это сложно поверить, но в реальной жизни Трус, Балбес и Бывалый не дружили.


Вицин даже позволял себе нелестные высказывания в адрес коллег. Моргунов и Никулин тоже не упускали возможности его поддеть. Но все это было за кадром.


Вицин семь раз сыграл Труса. Потом был Хмырь в «Джентльменах удачи», пьяница из комедии «Не может быть». Менялись сценарии, а образ оставался прежним - простачок-выпивоха.


Зритель думал, что в жизни он тоже пьяница, и к нему всегда приставали забулдыги и предлагали: «Третьим будешь?» На что Вицин отвечал: «Нет, я могу быть только четвертым и такова концепция».


Вицин озвучил множество мультфильмов.К озвучиванию он подходил не менее ответственно, чем к актерской игре. Его голосом говорит домовенок Кузя, снеговик-почтовик, множество зайцев из самых разных мультфильмов и даже Кот в сапогах.


Не обладая самой эффектной внешностью, Вицин увел жену у главного режиссера театра. Эта любовная история потрясла всю театральную Москву.

Молодой актер Вицин влюбился в актрису Дину Тополеву - жену народного артиста СССР Николая Хмелева.


Ему было 19 лет, ей - 35, но она ответила ему взаимностью и ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, хотя официально так и не расписались. Однако Хмелев (на фото) простил жену и своего ученика и по-прежнему давал им новые роли.


Когда актер уже был женат, а актриса осталась одна и сильно болела, Георгий Михайлович ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Мало того, в то время законная супруга Тамара Федоровна во всем поддерживала мужа.

Свою официальную жену Вицин тоже встретил в театре. Тамара Мичурина, работала там бутафором. Их знакомство состоялось на Пасху, когда в комнату, где находилась Тамара с коллегами, вошел Вицин с крашеным яйцом в руке. «Девочки, я пришел похристосоваться», - сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза… и начали встречаться.


Вицину нравились женщины “в теле”, он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик».


Георгий Вицин не испытывал страсти к богатству. Старался жить скромно. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом. А рисовал он замечательно. На фото его шарж на Юрия Никулина.

Талант унаследовала его единственная дочь Наталья, ставшая художницей.


В конце жизни он выступал с юмористическими концертами, а на вырученные деньги покупал еду для бродячих собак.


Однажды подобрал полуживую бездомную овчарку, выходил и назвал Мальчиком. Пес любил спать на своем хозяине. А когда Вицину звонили, супруга отвечала: «Он не может подойти. На нем спит Мальчик. Бедная собака так настрадалась… Пусть теперь отдохнет».


Георгий Вицин сыграл более ста ролей в кино. Народ полюбил его за Труса, а ему больше всех нравилась роль сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи».


«В Англии вышла статья, очень приятная для меня, где было написано, что я точно ухватил английское чувство юмора,» - говорил актер в одном из интервью.


Однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Вицин, я его брат», - пытался вывернуться Вицин. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!»


Отдав свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, Вицин перебрался в «хрущевку» в Староконюшенном переулке.

Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года (по другим источникам - 23 октября) в одной из московских больниц. Причиной смерти актера стали хронические заболевания печени и сердца.


Похоронен актер в Москве, на Ваганьковском кладбище. На прощание с артистом приехали его вдова и дочь, несколько родственников и соседи. Собрать средства на памятник и ограду могилы не удавалось несколько лет.

Есть во Владимирской области село, добрая половина обитателей которого считает себя родственниками Георгия Вицина. А ведь на самом деле так оно и есть! И фамилия у них одна – Вицины. Немногим известно, что корни знаменитого артиста – великого комика Георгия Михайловича Вицина - находятся на владимирской земле, а именно в селе Небылом Юрьев-Польского района. Здесь родился его отец, здесь часто в юные годы и уже став популярным артистом бывал и Гоша или Гога, как называли и продолжают называть Георгия Михайловича небыловцы, лично знавшие его. Несколько последних лет своей жизни актёр вёл очень тихий и скромный образ жизни, не показываясь на телеэкранах. Его можно было увидеть только на сцене театра киноактёра или в театре на Таганке, где по выходным проходят вечера смеха с участием известных и не очень комиков. Георгий Михайлович там читал своего любимого Михаила Зощенко. И с одного из таких концертов, 16 сентября 2001 года, его увезли на «скорой» в больницу, но после того, как артист свой номер исполнил… В селе Небылое, откуда был родом отец Георгия Вицина, до сих пор живут дальние родственники актёра. У них хранится родословная семьи гениального комика, из которой выясняется, что после одной из войн XIX века, скорее всего Отечественной 1812 года, в селе появился поляк Вицен (Вицено или Вицена). Было ли это его имя или фамилия, - сейчас сказать уже невозможно. Но современная фамилия Вициных, видимо, идёт отсюда. Но, как бы там ни было, этому поляку ничто человеческое чуждым не казалось, и он женился на жительнице Небылого, построил свой дом. Через некоторое время в семье родились два сына – Егор и Иван. Повзрослев, в свою очередь, и те стали семейными. В их семьях начали подрастать дети. У Егора появились два сына, названные Михаилом и Кузьмой, и дочь. Двое сыновей родились и в семье Ивана. Одному из внуков поляка Вицена – Михаилу Егоровичу – и суждено было стать отцом известного актёра. По убеждению Нины Серафимовны Вицыной, дальней родственницы артиста, других Вициных на земле не существует. Все люди с этой фамилией происходят от поляка Вицена и его потомков. Сама же Н. С. Вицына, выходя замуж и следуя правилам правописания в русском языке, изменила в своей новой фамилии одну букву – «и» на «ы» после «ц» - и стала писаться Вицына вместо Вицина. С «ы» пишется фамилия лишь семьи Нины Серафимовны, а остальные представители семейства верны традиции. По поводу происхождения фамилии Вицин существует ещё одна версия. В Небыловской округе вицами назывались тонкие ивовые прутья, из которых плели корзинки. Они и могли послужить корнем фамилии. Вицины всегда были очень зажиточными. Они постоянно держали скотину и птицу. В памяти Н. С. Вицыной запечатлелась огромная стая гусей. Недалеко от их дома стояли принадлежавшие семье постройки, в разговорной речи звавшиеся «палаткой», «амбаром» и «житницей». Все Вицины отличались добротой, бескорыстием, скромностью, а порученное дело выполняли обязательно хорошо и ответственно. Артистичность – тоже их характерная семейная черта. Некоторые жители Небылого ещё помнят отца Георгия Михайловича и говорят, что он был «артист великий, весёлый и талантливый». Некоторым Вициным было подвластно копирование голосов, манер поведения односельчан. Всё это, как говорит Нина Серафимовна, им было дано природой. Да и внешней красоты и обаяния им было не занимать. Большинство Вициных, к тому же, и долгожители. В то время Небылое с окрестными деревнями и сёлами были стороной пастухов и каменщиков, и многие местные жители уходили на заработки в другие края. Так однажды поступил и Михаил Вицин. Оказавшись в чужой стороне, он женился, и весной 1917 года у молодой семьи в Петрограде (в 1917 году - в его окрестностях) родился сын, наречённый Георгием. - Будучи мальчишкой, - продолжала моя собеседница, - он каждое лето приезжал в Небылое к своему дяде Кузьме и его жене тётке Елизавете, которая прожила больше ста лет. Именно к ней Георгий приезжал уже в зрелом возрасте. Об этих временах сам Г. М. Вицин вспоминал вот что: «…в село Небылое, недалеко от Юрьев-Польского, в детстве часто бывал. Это родина моего отца. На телеге меня возили, дорога была плохая, и я трясся почти целый день – часов с 10 утра и до 8 вечера. Но зато окрестностями любовался. Места-то красивейшие! Когда смотрю на картину «Владимирка», снова вспоминаю детство, как меня возили на отдых в Небылое». По воспоминаниям свекрови Нины Серафимовны, Георгий Михайлович в свои юношеские годы во время приездов на родину отца часто катал на большой телеге, использовавшейся для перевозки сена, местных ребятишек, среди которых был и будущий муж моей собеседницы Владимир Вицин, доводившийся артисту троюродным племянником. В Небылом сохранился дом, где проводил своё беззаботное детство будущий великий комик. Правда, сейчас он серьёзно перестроен. В начале XX века в нём проживали двоюродная племянницу Г. М. Вицина Мария Николаевна Громова и её мать Мария Алексеевна, чей муж Николай Кузьмич был артисту двоюродным братом. Много работая, Георгий Михайлович часто разъезжал с концертами. Одним из пунктов таких гастролей он периодически выбирал Небылое. А как сюда не заехать, если киносъёмки велись в Суздале, что буквально в нескольких десятках километров от Небылого? Вспомните, например, ту же «Женитьбу Бальзаминова». - Георгий в Небылое приезжал много раз, - продолжала Нина Серафимовна Вицына, - но никогда он не был с семьёй, а всё время с артистами, каждый раз с концертом. Так, в 1962 году он был вместе с Нонной Мордюковой, в другой приезд – с кем-то из комедийной тройки – то ли с Юрием Никулиным, то ли с Евгением Моргуновым, сейчас уже точно не помню. Все концерты обязательно проходили с огромным успехом. Небыловцы подолгу их не отпускали. Клубу небыловскому он однажды аккордеон подарил. Его так потом и называли – «вицинский». Однажды, зайдя к своей тётке Елизавете, он оставил ей на столе 40 рублей на конфеты, когда та получала пенсию в три раза меньше. Об этом событии долго судачило всё село. А Мария Алексеевна Георгию Вицину дала очень краткую, но ёмкую характеристику: - Он был очень простой, Гошка-то. Из всех родственников артист больше остальных любил своего троюродного брата Дмитрия Прокопьевича Вицина, который жил в Орске. Он составил подробное генеалогическое древо их рода. Его дело продолжил и племянник. Георгия в Небылом все звали просто Гога Вицин. Очень часто можно было слышать: «Сегодня вечером по телевизору будет кино, где играет Гога Вицин!» или «К нам едет с концертом Гога Вицин!» - Моего сына Игоря в школе тоже звали Гога Вицын, - говорит Нина Серафимовна. А вот Марии Николаевне больше запали в душу моменты, когда она с родственниками посещала своего знаменитого дядю в Москве: - Жили они с женой Тамарой Фёдоровной и дочерью Наташей в Староконюшенном переулке. Мы к ним туда иногда приезжали. Георгий Михайлович очень любил встречать и угощать гостей. После нашего приезда сразу же бежал в один из ресторанов на Арбате и покупал что-нибудь вкусненькое. Угощая всех, сам спиртного никогда не употреблял. Обычно вечером приедет машина за ним – и увезут чуть не на всю ночь на съёмки. А Тамара Фёдоровна все новости про всех артистов расскажет. Были случаи, когда он привечал не только родственников, но и других жителей Небылого, приезжавших в Москву. О том, что артисту нравилось В Небылом, говорят его воспоминания: «…сметану я люблю, всё деревенское, натуральное. Рябину невежинскую, уважаю вишню, антоновку, анис. Только на этом и держусь. Люблю деревню, лес – там всегда покой, чувствуешь себя человеком, частью природы. Только при общении с природой и отдыхаешь, как следует…» - Последний раз в Небылое, - продолжает Мария Николаевна, - он приезжал лет за 15 до смерти, заходил к нам. Весть о смерти Вицина в 2001 году услышала по телевидению. Но на похороны поехать не смогла – тогда тяжело болела и в реанимации лежала мать. Действительно, известие о смерти стало шоком для небыловских родственников Георгия Вицина. Нина Серафимовна по этому поводу сказала следующее: - Я всё время считала, что такие люди должны жить всегда. И очень неприятен тот факт, что в последние дни жизни вокруг его имени было много спекуляций. Некоторые средства массовой информации поспешили объявить, что великий комик умирает в нищете. Ничего такого не было. Георгию помогал Никита Михалков и возглавляемый им Союз кинематографистов. А смерть наступила не из-за болезни, а из-за преклонного возраста. …Когда артист дарил автографы, он любил рядом пририсовать забавную рожицу – автошарж, на котором буквально несколькими штрихами воссоздавал образ прославившего его киногероя - Труса. Из книги: Хламов С. "Два "Дня": "Седьмой" и "Юрьев". Кольчугино, 2008.