Что изучают географы. География — определение, история, основные отрасли и научные дисциплины

Изучение географии – задача, которая может обескуражить. География – обширная дисциплина, которая включает множество разделов, и заучивание названий мест, особенно в отрыве от всякого контекста, может показаться скучным и сложным. Однако освоение этой науки может подарить вам чувство глубокого удовлетворения и помочь вам лучше узнать мир, в котором мы живем. Не исключено, что изучение географии перерастет в истинную страсть к путешествиям и знакомству с новыми культурами!

Шаги

Часть 1

Начало

    Решите, с какой целью вы учите географию. Подход к изучению будет определяться поставленной вами целью. Если вы просто хотели бы больше узнать об окружающем мире или лучше отвечать на вопросы по географии в викторинах, ставки довольно невысоки. Если же вы планируете с рюкзаком за плечами объехать несколько стран и должны представлять себе маршрут, или если вы благополучно проспали уроки географии, а теперь вам нужно подготовиться к экзамену, на карту может быть поставлено многое.

    • Спросите себя, чего вы надеетесь достичь в результате изучения географии, и пусть ответ на этот вопрос поможет вам определить конкретную область и подход.
    • Например, если вы отправляетесь в самостоятельное путешествие по Европе, вам надо сконцентрироваться на регионе, в который вы собираетесь, и узнать о его культуре, валюте и языках, на которых говорят в той или иной местности.
  1. Определите рамки. Невозможно выучить сразу все обо всех местах на свете. Если вы зададите себе рамки – изучить досконально небольшую область или получить общие знания о гораздо большей территории – то это поможет вам определиться с дальнейшим подходом. Вот примеры таких рамок:

    • Выучить все улицы в своем городе
    • Выучить все главные дороги в своем регионе
    • Выучить все районы и районные центры (или другие административные единицы) в области (штате, провинции)
    • Выучить все регионы (области) своей страны
    • Выучить все страны мира
    • Выучить все материки, океаны и самые населенные страны
    • Выучить все страны, в которых говорят по-английски
    • Выучить все страны Европы
  2. Выберите подход. Существуют два основных подхода к изучению географии: от мелкого к крупному или от крупного к мелкому. Под движением от мелкого к крупному подразумевается, что вы начинаете изучение со своей местности и постепенно расширяете рамки, пока не получите общее представление о мире. При движении от крупного к мелкому изучение начинается с общей картины мира и далее перемещается к более глубоким "слоям" и узким областям знаний.

    • Если вы выбираете подход "от частного к общему", начните с изучения своего города или района. Затем узнайте о соседних районах, затем – об области или крае. Потом изучите регионы, граничащие с вашим, потом – граничащие с ними. Когда вы изучите свою страну, переходите к соседним государствам. Продолжайте расширять границы изучения, пока не получите достаточного представления о географии всего мира.
    • Если вы выбираете подход "от общего к частному", начните с изучения материков и океанов. Затем выучите страны. Затем – столицы всех стран. Потом изучите крупнейшие города и регионы каждого государства, потом – кто является главой каждого из них. Продолжайте, пока не достигните того уровня знаний, который является вашей целью. Можно прорабатывать таким образом по одному материку за раз.
  3. Изучайте карты. Чтобы учить географию вам нужны карты. В Интернете доступно много географических карт, но вы можете использовать и бумажные. Карты содержат разнообразную информацию и бывают в разной степени детализированными; выберите такую или такие, на которых представлена вся необходимая вам информация.

    • Вы можете также найти и распечатать контурные карты. Наносить на контурные карты названия городов, регионов, стран – хороший способ их выучить, а также проверить себя.

Часть 2

Углубление знаний
  1. Изучайте культуру и население. Просто название страны и ее положение на карте – довольно обезличенные сведения, и запоминать их может показаться бессмысленным, если не проводить связи между страной и населяющими ее людьми. Каждое место на свете – это, в первую очередь, люди со своей уникальной культурой и историей, и знакомство с характером места через знакомство с культурой и народом вдохнет жизнь в ваше изучение географии.

    Почитайте о спорах по поводу границ. Границы между странами часто имеют долгую историю конфликтов и споров. Узнайте об этих конфликтах, чтобы легче запомнить, кто находится по каждую сторону границы. Аналогично, если вы почитаете о том, как менялись названия стран и городов – не просто о факте переименования, но о том, кем и почему оно было произведено – то вы глубже поймете историю региона и запомните современные названия стран или городов.

    Исследуйте водные пути. Цивилизации всегда возникали рядом с водой. Большинство крупных городов, в особенности старинных, находится возле океанов, морей или больших рек. Узнайте о торговых путях и представьте, каким было судоходство и морские путешествия в процессе развития или освоения материка, чтобы лучше понимать текущую ситуацию.

    Объедините географию с другими интересующими вас областями. Если вы пытаетесь учить географию, но находите, что это скучно или сводится к механическому запоминанию, попробуйте связать ее с интересующей вас темой или областью. Например, если вы интересуетесь климатом, то изучение климата каждого региона может помочь вам запоминать сведения по географии более эффективно.

    Посетите интересующие вас места. Лучший способ узнать какую-либо местность – побывать там! Вам может показаться, что изучать географию места после того, как вы там побываете, нелогично (если цель вашего изучения – спланировать передвижения во время поездки), однако, возможно, детали будет легче усвоить, если они будут основываться на опыте.

    • Например, если вы пытаетесь выучить самые населенные города своего региона, постарайтесь посетить каждый из них. Путешествуя из города в город, вы получите представление о расстояниях между ними, а также о том, чем примечательны сами города.
  2. Задавайтесь вопросами о текущей ситуации. Частью настоящего понимания того или иного предмета является способность мыслить критически. В случае с географией, вы можете поинтересоваться, кто определяет, где пройдет граница, кто составляет карты, которыми вы пользуетесь, или как политические границы влияют на местное население, которое в начале могло с трудом к ним адаптироваться.

Учебник для 5 класса

При подготовке учебника использованы предложения и рекомендации учителей-географов экспериментальных школ:

Под редакцией кандидата географических наук И.П.Галая

Минск, 2000

К УЧАЩИМСЯ

Правила работы с учебным пособием

На уроках географии во время подготовки домашних заданий вам, кроме учебного пособия, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для 5-го класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.

Работайте дома над параграфами учебного пособия в такой последовательности:

    Прочитайте текст.

    Перескажите каждую часть параграфа, а затем весь параграф.

    Читая текст, найдите на карте все географические объекты, упомянутые в нем.

    Ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные после каждого параграфа.

    Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.

    Если какой-то термин, встретившийся в тексте, вам непонятен, обратитесь к краткому словарю географических понятий и терминов (в конце учебного пособия).

Введение &1. Что изучает география

Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курсов «Вселенная» или «Природоведение»? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?Почему идет дождь?

Ключевые слова: география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы. 1. География как наука. Г е о г р а ф и я - наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Эта наука - одна из самых древних.

География в переводе с греческого языка означает землеописание (по-гречески “ге” - Земля, “графо” - пишу, описываю).

*Название "география" впервые было употреблено Эратосфеном еще до начала нашей эры в книге "Географика". В ней рассматривались форма и величины Земли, океаны, суша, климат, описывались отдельные страны, история географии.

На протяжении длительного времени (вплоть до конца XVIIIв.) главной задачей географии было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Имена первооткрывателей и исследователей - смелых и мужественных людей - запечатлены в географических названиях на карте.

Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Они открывали новые земли, страны, народы, материки, острова, океаны, моря, заливы, горы, равнины, реки и озера, составляли карты, где изображали маршруты путешествий и новые земли, описывали природные условия, жизнь и занятия населения. Маршруты их путешествий и экспедиций проходили по знойным пустыням и холодным ледникам, в заоблачных высях гор, по стремительным рекам и бурным водам океана.

** О древнейших путешествиях люди узнавали не только по описаниям, но и по обрывкам папируса или обломку глиняной таблички с нанесенными на них знаками.

Географы раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря их исследованиям и наблюдениям мы уже можем ответить на многие вопросы. Например: почему идет дождь или дует ветер? В каких районах Земли надо искать уголь, нефть или другие полезные ископаемые? Но природа таит еще много загадок, над раскрытием которых работают географы совместно с другими учеными.

География делится на две крупные части: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара; экономическая география -- население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения населения и хозяйства.

2. Значение географии. Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии – изучать разнообразие природы, населения, его хозяйственной деятельности и объяснить их развитие и размещение.

Современная география выясняет причины процессов и явлений, происходящих на поверхности земного шара, и закономерности их изменения. Одна из важнейших задач географии – прогноз развития явлений. Так как природа Земли стала изменяться исключительно быстро, то необходимо предвидеть те изменения в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека.

Любое освоение территории и строительство не начинается без предварительного изучения местности. Так, при строительстве гидроэлектростанции на реке нужно определить, где строить плотину, изучить, из каких пород сложены берега реки, какая местность после строительства плотины будет затоплена водой.

Например, был предложен проект сооружения на реке Оби, которая протекает по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели географы, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища образуются болота, что приведет к изменению местного климата, произойдут другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот не был принят.

3. География и охрана природы. География дает ответы на вопросы, как лучше использовать богатства природы, что делать, чтобы природа не обеднела, чтобы не исчезли леса, не истощились плодородные почвы, не иссякли реки, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека и самой природы.

В государственных документах нашей страны постоянно подчеркивается необходимость рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов. Нужно усилить комплексные исследования природы в целях разумного хозяйствования.

Особенности природы, населения и хозяйства многих частей земной поверхности еще недостаточно изучены. Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать поверхность Земли. Они участвуют в различных экспедициях на суше и в океанах, ведут длительные наблюдения на научных станциях.

    1.Что называется географией? 2. На какие две части делится география? 3. Что изучает физическая география? Экономическая география? 4. В чем значение географической науки?

География – это достаточно интересная и необычная наука, изучающая Землю. В переводе с греческого, слово «география» означает «землеописание», именно из этого и можно ответить на вопрос, что изучает география. С каждым годом эта наука только совершенствовалась, она завоевывала новые вершины, становилась более обширной и интересной, привлекала к себе внимание.

Возникла география потому, что правители были одержимы узнать, как устроены различные государства, страны, сколько имеется морских и земных путей для передвижения. География, как наука, уже развивается сотни тысяч лет, принося нам только новую и полезную информацию.

Общая характеристика географии

География занимается изучением географической оболочки Земли, а также ее структуры. В составе географии можно отметить три основные науки, которые делают ее более интересной и завершенной.

  1. Землеведение – оно изучает развитие географической оболочки, а также закономерности ее строения.
  2. Ландшафтоведение – наука о территориальных природных комплексах.
  3. Палеогеография – изучает физико-географическую обстановку, а также ее динамику.

География – это обширное понятие, она имеет непосредственно отношение и к другим наукам, которые также занимаются изучением различных земных компонентов, явлений и процессов.

География – наука о Земле

Начиная изучать предмет географии, даже маленькому ребенку известно, что в первую очередь география изучает всю Землю. Но на самом деле еще существует множество дополнительных наук, которые также занимаются изучением живых существ, организмов. Отметим следующие науки:

  • Страноведение.
  • Историческая география.
  • Картография.

Наука География занимается изучением водной, воздушной и твердой оболочки Земли, а также взаимодействия живых существ с природой, а также отвечает на целый ряд других вопросов.


Земная поверхность достаточно разнообразна, на ней имеются участки, как суши, так и воды. Самыми крупными непосредственно являются океаны и материки. Земле свойственно принимать различные погодные условия, такие как град, дождь, ветер, снег, землетрясение. Все это тоже изучает география.

За последнее время люди имеют огромное влияние на Землю, и оно, к сожалению, негативное. География старается изучать все изменения, протекающие на Земле, какими бы негативными они не были.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?

С самой глубокой древности человек ощущал потребность в географическом, то есть землеописательном, знании. Знакомство со своей собственной страной всегда считалось обязательным с чисто практической точки зрения, в то время как познание других стран в значительной степени диктовалось любознательностью. Но география как наука долго не могла возвыситься над примитивной стадией простого сбора данных. Этот первоначальный период продолжался до тех пор, пока добытые данные не стали сопоставляться друг с другом и пока из этого сопоставления не начали делать соответствующие выводы. Когда это случилось, география стала истинной наукой. Но затем возник вопрос о ее собственном методе и ее месте среди других, ранее утвердивших себя наук. На протяжении многих поколений человека привлекала то одна, то другая сторона географии. Соответственно видоизменялись и основные понятия новой науки.

География - это наука о распределении предметов и явлений на поверхности Земли.

Первым употребил понятие «география» (сложное слово, в котором «Ге» означает Землю, а «графо» - описание) древнегреческий ученый Эратосфен. Он жил в III в. до н.э. Но люди определили круг географических вопросов задолго до этого. История географических знаний - это летопись человеческих усилий, предпринимаемых в стремлении получить как можно больше научных и практических сведений о своем окружении и распространении людей по земному шару: научных - в попытке объяснить наблюдаемые явления с достаточной степенью достоверности (путем тестирования и проверки), и практических - с целью использовать их для облегчения жизни людей в различных природных условиях, для того чтобы получить возможность видоизменять неблагоприятные условия среды или даже установить контроль над ними.

Любопытство. С него все и началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей его природной среды. Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, быть может, в каких-то других местах трава еще зеленее. Любопытство толкало на поиск, порождало стремление разузнать, что же находится за ближайшей грядой холмов, ограничивавших его горизонт. Но мир, который он открывал, запечатлевался в его сознании лишь узко и односторонне. Поэтому в течение длительного исторического периода люди обнаруживали и описывали много различных миров. По-видимому, способность человека наблюдать и обобщать результаты наблюдения безгранична. Но вместе с совершенствованием этой способности в сознании человека меняется и создаваемая им картина мира, что, однако не мешает всем возможным мирам оставаться в действительности весьма непохожими на их описания.

Мир человека включает все то, что, находясь на поверхности Земли, он может воспринять и познать с помощью своих органов чувств. Земля - это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», который мы называем Солнцем. Если представить Солнце размером с апельсин, то Земля в том же масштабе выглядела бы булавочной головкой, удаленной от него на расстояние около фута. Однако эта булавочная головка достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. К тому же Земля расположена на таком расстоянии от Солнца, которое в нижних, приземных слоях атмосферы обеспечивает температуру, позволяющую воде находиться в жидком состоянии.

Форма Земли близка к шарообразной, но точнее это геоид, уникальная фигура - шар «сплюснутый» у полюсов.

«Лик» Земли - это сфера, глубина и высота которой от дневной поверхности определяются степенью проникновения в нее человека. Все науки и все виды искусства рождены наблюдениями и восприятиями людей в пределах этой сферы, олицетворяющей собой вплоть до начала Космической эры весь людской мир. Но это очень сложный мир: в нем развиваются явления, обусловленные физическими и химическими процессами, существуют растения и животные - результат биологических процессов; обитает здесь и сам человек, подвергающийся влиянию окружающей его природе ной среды и в то же время служащий причиной происходящих в ней изменений, которые возникают в связи с экономическими, социальными и политическими событиями. Все эти явления и события существуют в сложном сочетании и взаимосвязях друг с другом, образуя то, что называется географической оболочкой .

Географическая оболочка - это совокупность четырех взаимосвязанных и взаимопроникающих оболочек: гидросферы, атмосферы, литосферы и биосферы.

Главная особенность географической оболочки состоит в том, что в ней существует жизнь, возникло и развивается человечество.

Поэтому, взаимодействие Человека и Природы - важнейший предмет географического изучения. Здесь хочется привести слова Б.Б.Родомана: «Существование географии не нуждается в оправданиях потребностями науки и практики. География - сложившееся явление культуры; известная достопримечательность цивилизации; пирамида из знаний и представлений, накопленных человечеством; памятник людям, которые погибли, осваивая океаны и пустыни, чтобы ты мог дремать в кресле, пролетая над Атлантикой или Сахарой. Прожить век на Земле и не ознакомиться с географией - все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид, или посетить Москву, не взглянув на Кремль.

География - это в значительной степени наука для детей. В эпоху компьютеров и космических полетов она воспринимается как сказка. Но без сказок нет детства».

География рассказывает о детстве человечества, о том, как люди открывали Землю. Этот рассказ содержится не только в изложении истории путешествий и географических исследований, но и в оставшихся от прошлого географических названиях (Магелланов пролив, пролив Дрейка, остров Тасмания, Баренцево море, Берингов пролив, мыс Челюскин, море Лаптевых, хребет Черского и т.д . ). Знакомясь с Землей, географические открытия совершает для себя заново каждое поколение.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о своей стране. Любовь к географии наполнит вашу жизнь такой интересной и многогранной деятельностью, как туризм - источник личных географических открытий, стимулятор экологического мышления и бескорыстного, нестяжательного отношения к миру. Немногие станут профессиональными географами, но каждому предстоит большая географическая практика. Это всякого рода вынужденные переезды, и поездки для отдыха и развлечения, для удовлетворения любознательности.

Счастливого пути!

Как сейчас помню: выдали перед пятым классом здоровенную стопку учебников в школьной библиотеке. Среди всех прочих мое внимание привлекла яркая книжка с какими-то горами и планетой на обложке. И уже дома я полезла в учебник, чтобы разобраться, что же изучают на этом странном новом предмете - географии.

Что изучает география

Да чего только не изучает эта обширная наука!

В основном, делится она на две части. Первая – изучение территорий:

  • Материков (сколько их, какие государства на них находятся, другие особенности).
  • Стран (столицы, экономическое развитие, население).
  • Океанов (течение, животный мир, климатические изменения).

Вторая часть относится к изучению самой планеты – биосферы, атмосферы, литосферы, ноосферы и гидросферы.


С какими науками пересекается география

Разумеется, все научные знания складываются в единую систему . И некоторые науки как бы пересекаются между собой, формируя у нас полную картину мира.

О биосфере , то есть о всем живом на планете, подробнее можно узнать из биологии.

Экология тоже расскажет о живых организмах много нового. Затрагивает она и ноосферу, то есть влияние человека на мир вокруг.


Об атмосфере и гидросфере может немного рассказать физика – о различных законах, которые делают наш мир таким, какой он есть. В частности, это атмосферное давление, циклоны, закон Архимеда и многое другое.


Об экономике стран говорит, как ни странно, раздел экономики, именуемый макроэкономикой .


Математика научит переводить деньги из одной валюты в другую.


Иностранные языки – не только понимать , где говорят на другом языке, но и что именно.


История же затрагивает то, как развивалось человечеств о и почему геополитическая картина мира выглядит так, как мы видим сейчас.


Так что в идеале надо знать не только географию, но и все вышеперечисленные науки.

На какие важные вопросы отвечает география

Именно на уроках географии я смогла узнать, откуда берутся землетрясения и как формируются вулканы. Что такое цунами и почему их не может быть в средней полосе России. Что за страшные фразы про циклоны и антициклоны говорят в прогнозе погоды и какие бывают ветры.


Все эти знания люди по крупицам собирали веками, а мы можем всего лишь открыть учебник для того, чтобы получить ответы на все вопросы.

Полезно9 Не очень

Комментарии0

Можно сказать, что она изучает природу в целом. Это множество наук, цель которых ответить на разные вопросы: как устроена наша планета, как складываются ландшафты, почему меняется погода, почему в Африке жарко, а на Южном полюсе холодно, как влияет человек на природу и т.д. Конечно, основным предметом её изучения является геосфера – оболочка земли, в которой возможна "жизнь" в той или иной форме.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Недавно, переключая каналы телевизора, я наткнулась на передачу, где находчивый журналист задавал каверзные вопросы знаменитым людям, пытаясь уличить их в позорном незнании важных вещей. Одним из вопросов был: как называется столица Австралии? Никто из героев так и не дал верного ответа, впрочем, как и я. Стыдно не знать географию!


Появление географии

География настолько древняя наука, что у её названия нет создателя. Зарождение термина происходило в I веке нашей эры, а дальнейшим развитием науки мы обязаны таким ученым, как Клавдий Птолемей и Герард Меркатор. С древне-греческого слово переводится как «гео» - земля и «графо» - пишу. То есть «география» буквально - описание Земли. И действительно, данная наука описывает размещение объектов по нашей планете.

Великими путешественниками и географическими первооткрывателями считаются:

  • Джеймс Кук (первым высадился на берега Австралии);
  • Фернан Магеллан (подтвердил шарообразность Земли);
  • Михаил Лазарев (обнаружил Антарктиду);
  • Афанасий Никитин (совершил великое путешествие в Индию).

Географическая оболочка Земли

Главными предметами изучения географии являются оболочки нашей планеты:

  • биосфера: живые организмы;
  • атмосфера: воздушное пространство;
  • литосфера: земная кора;
  • гидросфера: водные ресурсы.


Виды географии

Жизнь Земли настолько разнообразна, что и география имеет несколько отраслей:

  • физическая география: изучает природную оболочку и живых существ планеты;
  • социально-экономическая география: изучает вопросы территориального проживания человеческого общества;
  • военная география: изучает стратегии ведения военных действий в географическом пространстве.

Зачем нужно знать географию

Изучением в школе географии пренебрегать нельзя. Каждый житель Земли должен понимать, где находится сам, и где живут братья-земляне. Необходимо ориентироваться в этом мире, путешествовать, познавать свой огромный космический дом. Кроме того, пробелы в географических знаниях часто вызывают неприятные насмешки в адрес невежи. И последнее: география - это просто очень интересно!

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Всем в детстве хотелось стать путешественником, открывать новые земли, пересекать моря и океаны или хотя бы исследовать территорию вон за тем соседским забором. Не знаю как вам, а мне было жуть как интересно.

Когда дети вырастают, а их мечта остаётся той же, они становятся географами. Планируют исследовательские экспедиции, корпеют над созданием подробных карт и путешествуют по миру.


Чем занимаются географы

География, т.е. «описание земли» в переводе на древнегреческий, изучает компоненты окружающей нас географической среды, их расположение и взаимосвязь между собой. К таким компонентам относятся:

Эти компоненты являются составной частью оболочек, формирующих нашу планету. Одним словом их называют геосферами. Давайте подробнее разберём каждую из них.


Биосфера

Пространство над землёй, где обитают живые организмы. Включает в себя флору и фауну.


Литосфера

Кора планеты Земля. Твердая оболочка Земли, включающая в себя мантию, покрывающую ядро планеты. Литосфера состоит из плит. Движение литосферных плит друг к другу может создать горные хребты. В то же время расхождение их в разные стороны может привести к возникновению карьера.


Гидросфера

Водная оболочка планеты Земля. Состоит из трёх составляющих: воды, находящиеся под землёй континента, поверхностные воды и Мировой океан. География в гидросфере исследует главным образом круговорот воды в природе. Он включает в себя испарение влаги с поверхности земли, перенос её воздушными массами и конденсацию обратно на землю.


Атмосфера

Защитный слой, предотвращающий губительное воздействие солнечных лучей и попадания метеоритов на планету Земля. В основном она состоит из различных газов.


Как мы видим, под микроскопом географа вся наша планета: начиная с внутренних слоёв Земли и заканчивая околоземным космическим пространством. На него возложена важная функция наблюдения за всеми компонентами географической среды для оценки взаимодействия их между собой и составления прогнозов изменения их с течением времени.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

В бытность свою школьницей я всегда бежала бегом на уроки географии, и даже в эпоху подросткового бунтарства пропускала её очень редко и только по уважительным причинам. Сотрудничала даже с Русским географическим обществом, а на день рождения как-то раз попросила глобус.


Что изучает география сегодня

Если говорить скучным языком науки, то география изучает физическую оболочку Земли, а также её внутренности. Да, география действительно изучает планету целиком, но на самом деле детали этой науки очень разнообразны. Помню, как мы делали доклады и презентации, рассказывая о:

  • народах мира;
  • странах и городах;
  • морях, океанах, равнинах и лесах;
  • и даже о космосе.

Можно сказать: так и надо было, ведь не было отдельных предметов по этим аспектам, куда их было ещё впихнуть? Это не география! Ну уж нет, знаете, именно в этом и заключается прелесть географии: в её разнообразии, в том, что она включает в себя целый мир, огромный, хоть и хорошо изученный, но ещё во многом такой непознанный.


Русское географическое общество

Я уже говорила, что мне довелось поработать с Русским географическим обществом, позаседать на их юбилее и представить свои мысли в виде проекта. Вообще, проектов было много: от географии событийного туризма до выращивания кристаллов (что ещё раз подчеркивает разнообразность географии!). А само общество восхитительно. Именно оно - проводник географии в России. Все долгие годы своего существования оно занималось сбором точных сведений об окружающем мире а так же активно распространяло собранное. С ним связаны такие фамилии, как Миклухо-Маклай, Пржевальский, Врангель (даже Айвазовский) и многие, многие другие. Будете в Питере - загляните в Общество. Лично я растекусь счастливой лужей, лишь только завидев здание на Гривцова 10, литера "А".


Близок ли закат географии как науки

Скептики могут заметить, что мир уже и так достаточно хорошо изучен. Что-то новое открывается редко, и то весьма незначительно, любую точку мира можно рассмотреть из космоса. Это означает, что география как наука будет мертва? Конечно, нет! Я считаю, что в нашем мире всегда есть место открытиям, пусть они не лежат на поверхности и не являются чем-то грандиозным. Поэтому география будет жить, а я и мне подобные - любить её.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

А вы любили в школе географию? Или же вы просиживали занятия, думая о чём-то своём и считая минуты до звонка на переменку? Может быть, вы столкнулись с трудностями изучения дисциплины у ваших детей? Чтобы полюбить географию, для начала, нужно разобраться, для чего она нужна и какую пользу несёт для всего человечества и для каждого человека в отдельности. Вот именно об этом я сейчас и расскажу.


Зачем нужна география

География – очень интересная и познавательная наука , которая состоит из множества аспектов. Благодаря ей формируется представление о планете , на которой мы живём. О её внутреннем строении, формировании и движении. О том, какие явления происходят в окружающем нас мире, почему и как это происходит, как они взаимодействуют между собой.


Что изучает география:

  • Строение Земли , её оболочку , место в солнечной системе .
  • Градусную сеть , которая позволяет найти любую страну или город на карте мира.
  • Части света , страны , города , горные массивы , моря и океаны .
  • Животные и растения , которые живут на нашей планете.
  • Население , особенности экономического развития .
  • Климат , природные условия , взаимосвязь природных явлений .

Кому нужна география

География – это не только общешкольный предмет, который знакомит нас с общими представлениями о Земле и её обитателях. Она также необходима во многих профессиях.


Все профессии, связанные с сельским хозяйством : грунтовед, почвовед, цветовод, садовник, ландшафтный дизайнер. Узкоспециализированные профессии : геолог, гидролог, геодезист, агроном, лесник, лётчик. Среди современных профессий география станет полезной: журналистам, специалистам в сфере международных отношений, археологам, специалистам по логистике, туроператорам, переводчикам, экскурсоводам. И это ещё не весь перечень сфер деятельности, в которой знания такой науки, как география, играют важную роль.Не оченьобширную область изучения , применяя множество методов для исследования. Об этом я и расскажу, отметив ключевые исторические точки развития этой науки.


Что такое география и что она изучает

Это комплексная наука, в чью задачу входит изучение нашей планеты, а именно: природные явления, население и его деятельность . Общепринято разделять эту науку на два направления - экономическую , изучающую жизнь людей, и физическую , в сферу изучения которой входит вся планета в целом.

Методы исследований

Выделяют две группы. К первой, общенаучной группе относятся:

  • исторический - изучение объекта в процессе его развития;
  • системный - изучение факторов оказывающих влияние на системы природы;
  • компьютерное моделирование ;
  • математический - все данные об объекте изучения подвергаются математическому анализу.

Вторая группа включает в себя методы, собственно, географические :

  • палеогеографический - анализ, изучение останков древних форм жизни;
  • наблюдение за процессами окружающей среды;
  • геокосмический - включает исследование масштабных природных комплексов планеты;
  • геохимический и геофизический ;
  • картографический .

История географических открытий

Место рождения географии как науки - Древняя . Ученые того времени сумели обобщить и проанализировать материал, доставшийся от более древних цивилизаций, а вместе с тем значительно «пополнили копилку», осуществив множество собственных открытий. Много позже, в средние века, викингами были обнаружены , Гренландия и даже восточное побережье Американского континента . В течение нескольких веков множество европейцев совершали путешествия в дальние страны Азии и Ближнего Востока, подробно документируя все увиденное.


Потом наступила эпоха Великих географических открытий - временной отрезок между XV и XVII веками. В первой его половине была открыта Америка , проложен морской путь в Индию, и совершено первое кругосветное плавание . Ко второй половине относятся полное изучение Северной Азии , исследования Североамериканского континента и исследования Тихого и Индийского океанов.


К современным географическим открытиям относятся достижение полюсов , исследование океанов, покорение наивысшей точки на нашей планете и многое другое. Однако процесс изучения нашей планеты еще далек от завершения: продолжаются изучение льдов Антарктиды , исследование земной коры, животных и растений, глубин Мирового океана .

Полезно0 Не очень