Конфуций — величайший мудрец и учитель в истории Китая. Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций

1. Страна, где жили китайцы. Китай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились но всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели сходные языки и письменность, верования и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы.

2. Высшая добродетель — уважение к старшим. Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.

Конфуций. По китайскому изображению.

В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети — родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

Покойных родителей и более отдалённых предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.

Китай в древности.

Заросли бамбука.

Бамбуковая книга.

Как и другие народы, они верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном Неба, а подчинённую ему страну — Поднебесной.

3. Мудрость — в знании старинных книг. Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то написанное соскабливали ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Учёный-китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в китайской иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.

Из высказываний Конфуция

Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный — к справедливости.

Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.

Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.

Китайские иероглифы.

4. Как должны вести себя учтивые китайцы. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на иолу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сиденье, но непременно подогнув иод себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперёд, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове сложные причёски, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешёвой материи. Знатные богачи одевались в халаты шёлковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведёт себя с теми и с другими, хорошо зная своё место, — со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя, как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их — прежде всего своим примером.

Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь, — бесчеловечно», — говорил Конфуций.

Объясните значение слов: Поднебесная. Сын Неба, дракон, бамбуковая книга.

Проверьте себя. 1. Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам? 2. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги?

Поработайте с картой (см. обратную сторону передней обложки). Найдите и определите местоположение Китая, его главных рек.

Поработайте с датами. Конфуций и Будда жили в разных странах, но примерно в одно время: за пять веков до н. э. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад жили эти мудрецы.

Подумайте, прав ли был применительно к нашему времени Конфуций, считавший, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Познакомьтесь с документом «Из высказываний Конфуция» и ответьте, кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком. Согласны ли вы с Конфуцием?



Предыстория

Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.

События

551-479 гг. до н.э. - годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы - почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.

Учение Конфуция строилось на том, что он…

  • считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
  • считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети - родителям, нижестоящий - вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
  • считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
  • считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.

Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев - драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.

Заключение

Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок ), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.

Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз-никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес-тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра-ну - «Поднебесной».

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко-торого очень почитали в Китае.

Рис. 1. Конфуций ()

Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).

Рис. 2. Изречения Конфуция

Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень-ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон-кую кисточку или палочку обмакивали в чер-ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан-ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).

Рис. 3. Древнекитайские книги ()

Ученый китаец должен был запомнить тыся-чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.

Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита-ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо-сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен-ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы-тянув их вперед, могли только совершенно не-воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па-лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож-ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи-тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма-терии. Знатные богачи одевались в халаты шел-ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу-рами драконов (рис. 4).

Рис. 4. Традиционная одежда и прически ()

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за-искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла-госклонно. Конфуций учил, что государство по-добно большой семье. Подданные должны ува-жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча-ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос-таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин-ный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Bibliotekar.ru ()
  2. Sch714-china.narod.ru ()
  3. Newacropol.ru ()

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнего Китая.
  2. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
  3. Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
  4. Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?

Конфуций - величайший мудрец и учитель в истории Китая. Иллюстрация: Блу Сяо/Великая Эпоха

В последние годы династии Чжоу (1122 - 222 н. э.) люди становились всё более эгоистичными. Традиционные нравственные ценности династий Ся, Шан и ранней Чжоу были заменены личными интересами отдельных людей. Отношения между отдельными государствами также становились всё более напряжёнными, а войн становилось всё больше.

Именно в это сложное время в Поднебесной появились великие люди. Если учение Дао, основателем которого был Лао-цзы, проповедовало возвращение к своему истинному Я, то учение Конфуция акцентировало внимание на воспитании в себе высоких моральных качеств.

Конфуций (552 - 479 до н. э.) известен в Китае также как Кунцзы. Но его настоящее имя было Кун Цю. Мать Конфуция в возрасте 18 лет стала наложницей одного 66-летнего китайского военачальника. Когда Конфуцию исполнилось три года, его отец скончался. Хотя будущий мудрец по природе был талантливым человеком, никто о нём ничего не знал. Он повстречался с Лао-цзы, которого уважал всем сердцем. Конфуций начал служить правителю, начиная с самых низших должностей: он отвечал за крупный рогатый скот и припасы в амбарах.

В 51 год Конфуций получил повышение в правительстве. Он выступал за «принцип добросердечия» в управлении страной, но, к сожалению, его философия не была принята императором. Поэтому Конфуцию не оставалось ничего другого, кроме как оставить свою должность. Он принял решение путешествовать по стране и распространять своё учение.

В это трудное время его политические воззрения на управление страной не получили признания среди китайской знати. Поэтому Конфуций вернулся в свой родной город, чтобы посвятить всё своё время образованию. Он создал частную школу и набрал много учеников. Благодаря усилиям Конфуция, его учение распространилось и среди обычных людей. Он считается первым учителем в китайской истории.

Учение Конфуция включает четыре главных аспекта: знание и образование, правильная речь и соответствующее поведение, честность и великодушие, а также праведность. Конфуций также создал четыре главных правила-запрета: не сплетничать, не упрямиться, не самовольничать и не проявлять высокомерие. Он редко говорил о личных интересах, но если разговор заходил о них, то Конфуций всегда использовал эту возможность, чтобы рассказать о добродетели, судьбе и нравственных ценностях. Каждый раз, когда его ученики не понимали какой-то принцип или не могли справиться с трудностями, Конфуций просвещал их в этих вопросах.

Конфуций внёс большой вклад в образование. Он был первым педагогом, который сделал образование доступным для обычных людей. У него было более 3 000 учеников, разных по своему социальному положению: и богатых, и бедных. Те, из бедных слоёв населения, кто по-настоящему хотел обучаться у Конфуция, получали такие же возможности для образования, что и богатые ученики Кунцзы.

Он учил своих учеников, как быть добросердечным человеком, показывая это на собственном примере. Его последователи и будущие поколения были глубоко тронуты его праведностью, благородством, смиренностью, вежливостью и снисходительностью по отношению к другим людям.

Самым известным письменным трудом Конфуция является «Лунь Юй (свод правил) Конфуция». В памяти поколений он остался как «величайший мудрец и учитель» в китайской истории.

Цели: формировать понятие мудрого человека, формировать умение оценивать изучаемые факты, способствовать формированию толерантности и позитивного отношения к людям старшего поколения

Задачи: высказывать своё мнение, внимательно читать и находить нужную информацию в тексте, группировать по указанному признаку, делать вывод.

Оборудование:

  • учебник А.А.Вигасина «История древнего мира»,
  • карта.
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Вызов. Сегодня нам предстоит начать знакомство с ещё одним государством древности – Китаем. Это государство сохранилось до наших дней и о нём говорят и пишут очень много в средствах массовой информации. А что вы знаете о Китае? (ответы записать на доске)
  3. К этому перечню можно добавить одно имя – это Конфуций. Он жил в 5 в. до н.э. Китайцы считали и считают его мудрецом. Как вы думаете, кого можно считать мудрецом? (ответы записать) А теперь свои предположения сравните с определением мудреца из словаря – Приложение 1 . Сравните ваши ответы и объяснение из словаря.
  4. А можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев мудрец, а может быть он мудрец только для того времени? Ответы учащихся фиксируются на доске. Ответы у нас получились разные. Как можно выяснить, кто прав? Познакомившись с учением, мыслями Конфуция. Для этого надо прочитать учебник.
  5. Содержание. Работа с текстом учебника на стр. 100 – 103, пункты 2 и 4: читая текст, распределяем информацию на две части – «+» эти идеи Конфуция нам подходят, «-» эти идеи нам не подходят. Значки ставим карандашом на полях. Класс делим на три группы и примерно на три части делим текст.
  6. После завершения работы с текстом, группы знакомят весь класс со своей работой. Во время выступления группы в тетради делаем записи в две колонки
  7. Младшие уважают старших, дети уважают родителей.

    Старшие внимательны к младшим и заботятся о них.

    Похвала в виде сравнения с древним героем

    Бережно хранить рассказы о старине.

    Снимать обувь при входе в дом

    Не вытягивать ноги

    Не ходить с распущенными волосами

    Порядок должен быть в семье, в государстве, в отношениях младших и старших

    Вежливость со всеми: кто ниже или выше по положению.

    Уважать правителя как отца.

    Правитель относится к подданным как к детям. Воспитание на своём примере.

    Нельзя быть жестоким.

    Жертвоприношения в честь покойных родителей и более отдалённых предков.

    Вера в сверхъестественных существ

  8. На основе записей делаем вывод – ответ на поставленный в начале урока вопрос: можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев, или мудрец только для того времени? Конфуция мы можем считать мудрецом, а не только китайцы, т.к. большинство идей Конфуция подходят для нас.
  9. В колонке с «+» выделяем те мысли, которые могут пригодится любому человеку. После выделения информации ещё раз обращаемся к понятию мудрец – кого можно считать мудрецом? Мудрец тот, кто может учить тому, что всегда пригодится в жизни любому человеку.
  10. Рефлексия : сегодня на уроке 1) я узнал …, 2) я понял ….
  11. Домашнее задание: §22 п.1,3, в.3 (устно)