Кто такой патриарх алексий 2. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Биография. Епископ Алексий — будущий Патриарх Московский

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй умер 5 декабря 2008 года от инфаркта. До этого он уже перенес два инфаркта и наблюдался у кардиолога. Попрощаться со старцем пришло почти 100 тысяч человек. Протодиакон Андрей Кураев высказывал мысль, что патриарха можно было спасти, если бы своевременно вызвали врачей, но его слова были отвергнуты.

На исходе 2008 года смерть патриарха Алексия 2 стала тяжёлой утратой для Русской православной церкви. Его Святейшество готовился отпраздновать свой 80-летний юбилей в феврале следующего года и не думал умирать. Священный сан Алексей Михайлович Ридигер (так звали в миру главу РПЦ) принял в середине прошлого века. Всю оставшуюся жизнь патриарх посвятил священнослужению, а в 2000 году взошёл на престол РПЦ.

За несколько дней до кончины Алексий II вернулся из Германии, где проходил курс лечения. Что же стало причиной смерти? Ведь до самой последней минуты жизни патриарх был в удовлетворительном состоянии и даже не отказывал корреспондентам в интервью.

Сообщение о кончине

За час до полудня, 5 декабря 2008 года, глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский объявил о скоропостижной кончине патриарха. Местом исхода Владыки стала собственная резиденция, неподалёку от посёлка Переделкино. По заявлению обслуживающего персонала, Алексий II проследовал в ванную комнату для умывания около 7 утра. Ближе к 8:00 патриарх не вышел к заказному завтраку.

Обеспокоенные служащие направились с проверкой в покои Его Святейшества, но застали двери в спальне закрытыми. В ходе осмотра покоев через уличные окна обнаружилось, что старец, вероятнее всего, находится в ванной комнате. На предложения о помощи Алексий не отвечает.

Незамедлительно была вызвана охрана, сотрудникам которой удалось выломать дверь. Владыку обнаружили лежащим на полу ванной комнаты. Тело уже остывало. Прибывшим медикам ничего не оставалось, как констатировать смерть патриарха от инфаркта.

Болезнь сердца патриарха Алексия II

Официальная версия смерти Алексия Второго – сердечный приступ. Действительно, Его Святейшество, епископ Русской православной церкви, имел серьёзные осложнения с давлением и сердечной мышцей. Он перенёс два инфаркта и регулярно наблюдался у кардиологов. А буквально за два месяца до смерти Алексей Михайлович перенёс клиническую смерть и остановку сердца. Но немецкие врачи поставили священнослужителя на ноги.

Актёр Станислав Садальский публично высказывал свою версию об убийстве патриарха. Но его заявления сочли крамольными и беспочвенными. Однако разгорелся нешуточный скандал.

Церемония прощания

6 декабря, ближе к концу дня, гроб с телом покойного патриарха доставили в Храм Христа спасителя. Началась церемония прощания. Богослужение и заупокойные молитвы читались на протяжении 3-х дней. Все эти дни Храм был открыт для православных, желающих проститься с Алексием II. Порядок обеспечивало ГУВД по Москве.

По подсчётам полиции, церемонию посетило свыше 100 тыс. человек. Помимо простых граждан, присутствовали первые лица государства и высокопоставленные чиновники.

Алексий II любили и уважали, он был непреклонным защитником христианской веры и традиционных нравственных норм. Это был образованный человек, говоривший на русском, эстонском и немецком языках. Он происходил из российского дворянского рода фон Ридигеров, имевшего курляндские корни. Его предки приняли православие еще в XVIII веке и не отступали от веры.

Алексей в детстве посещал Валаамский монастырь, был алтарником в храме Таллина, где служил диаконом его отец Михаил. Окончил Ленинградскую духовную семинарию, а затем Духовную академию. Вся его жизнь была связана с церковью.

Отпевание и похороны

В понедельник 8 декабря пришло время заупокойной литургии. В ней приняли участие 200 священников и архиереев. Затем патриарх Константинопольский Варфоломей провёл церемонию отпевания.

9 декабря гроб с Владыкой вынесли на улицу и совершили Крестный ход вокруг собора, как это завещал сам покойный. По окончании шествия, траурная процессия проследовала за катафалком в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Там в Благовещенском приделе состоялось погребение Святейшего патриарха Алексия.

Рассказ Кураева

Садальский был не единственной персоной, которую православное сообщество желало предать анафеме. Вместе с актёром о загадочной смерти старца высказывался близкий к патриаршим кругам протодиакон, блоггер и публицист Андрей Кураев. Он открыто рассуждал об обстоятельствах смерти Алексия II.

По мнению Кураева, после кончины не было опубликовано официальное медицинское заключение о причинах смерти священнослужителя. Что и подтолкнуло Станислава Садальского к радикальным выводам. Также протодиакон сообщил, что причины ухода из жизни Алексея Михайловича сознательно умалчивались, дабы скрыть факт «неблаговидности» случившегося.

По предположению Кураева, старец не мог скончаться от инфаркта. Просто он оказался в максимально неудачных обстоятельствах для призыва о помощи. Сам приступ также был поставлен под сомнение. По мнению протодиакона, пожилой человек мог потерять координацию движения и упасть.

Версия о потери равновесия не лишена смысла, ведь у патриарха был обнаружен сильный удар на затылке, повлёкший обильное кровотечение. Но об этом факте старательно умалчивают все работники и служащие резиденции Его святейшества. А ведь после удара старец пытался вставать, о чём свидетельствуют многочисленные кровавые следы от рук на стенах уборной.

В 1970 году, при схожих обстоятельствах скончался тёска Его святейшества, патриарх Алексий I (Симанский). По официальной версии от сердечной недостаточности.

На самом деле произошло следующее. Оставшись один, без слуг, 91-летний старец направлялся в ванную комнату, неся в руках тазик с водой. По пути он поскользнулся и упал. Но умер Алексий I не сразу, а лишь спустя несколько месяцев. Остаток жизни он провёл в постели, не вставая после падения.

При такой травме, пострадавшего можно было спасти, если бы рядом была охрана или служащие. Но патриарх предпочитал уединение. Для этого он запирался в покоях изнутри. Тело удалось разглядеть в уличное окно ванной снаружи и только после этого была взломана мощная дверь. То есть, была потеряна масса драгоценного времени.

Заставляет задуматься и тот факт, что при больном патриархе всегда дежурила бригада кардиологов. Где они были и почему оставили пациента без присмотра?

Со стороны прокуратуры обрушилась масса подобных вопросов. Но видимо, служащие посчитали смерть в таком заведении непристойной для Владыки и держали обет молчания. Такая весть была бы радостной для причитающий о «смерти Ария» и ожидающих внутрицерковных расколов. Учитывая эти обстоятельства, изначально планировалось оповестить население об автоаварии. Это могло сойти за правду, если брать во внимание разбитую голову.

Такими версиями оперировал в своих постах протодиакон Кураев. Посты блоггера подогревались комментариями читателей. Многие обращали внимание на странную самоизоляцию больного старца. Выдвигались версии о личном опасении за свою жизнь и недоверии к ближайшему окружению.

Дабы не тревожить честь усопшего, православные придерживаются официальной версии.

Последнее интервью Святейшего Патриарха Алексия II. Посмотрите, в каком хорошем состоянии был священнослужитель. А его здравомыслящая речь кому-то окажется полезной.

Году поступил в Ленинградскую духовную семинарию , которую окончил по первому разряду в году.

Священство

Епископ Таллинский

14 ноября того же года назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата .

22 декабря того же года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода по должности.

7 мая года назначен председателем Учебного Комитета Русской Православной Церкви , который осуществляет руководство духовно-учебными заведениями Русской Православной Церкви .

26 августа того же года избран почетным членом Московской духовной академии .

Избран в состав Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1971 года и назначен председателем процедурно-организационной группы, а также председателем секретариата Поместного Собора РПЦ года.

Поручено возглавить Богословскую рабочую группу Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

Патриарх Московский и всея Руси

17 мая года с первоиерерхом РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром подписал "Акт о каноническом общении ", знаменующий воссоединение Русской Православной Церкви Зарубежом с Московским Патриархатом .

Экуменическая и общественная деятельность

Делегат 3-й Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церкви в Нью-Дели в 1961 году; член Центрального комитета Всемирного Совета Церквей с 1961 по 1968 гг.; участник сессии ЦК РСЦ в Париже (Франция) - 1962 г.; Рочестере (США) - 1963 г.; Онугу (Нигерия) - 1965 г.; Женеве (Швейцария) - 1966 г.; Президент Всемирной конференции "Церковь и общество" - 1966 г. в Женеве (Швейцария); член комиссии "Вера и устройство" ВСЦ с 1964 по 1968 гг. и участник сессии в Архусе (Дания) 12-26 августа 1964 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, ФРГ, Арнольдсхайн II - 20-25 октября 1962 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР - "Загорск-V", 13-16 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре г. Загорска.

На 8-й Генеральной Ассамблее (октябрь 1979 г.) был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру".

С 1971 года - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета Конференции Европейских Церквей. На первых заседаниях Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ, после VII и VIII Генеральных Ассамблей 1974 и 1979 гг. переизбран на пост вице-председателя Президиума Совещательного комитета.

Возглавлял делегации Русской православной Церкви на Генеральные Ассамблеи КЕЦ: 1964 г. - Борнхольм (Дания); 1967 г. - Петшах (Австрия); 1971 г. - Ниборг (Дания); 1974 г. - Энгельберг (Швейцария); 1979 г. - Крит (Греция).

Участник совместных заседаний Президиума и Совещательного комитата КЕЦ:

  • Вена, Австрия - 1965 г.; Фальстербо, Швеция - 1966 г.;
  • Бухарест, Румыния - 1967 г.; Тун, Швейцария - 1968 г.;
  • Эль-Эскориаль, Испания - 1969 г.; Аут-Пулхейст, Голландия - 1970 г.:
  • Марсель, Франция - 1971 г.; Пухсерг, Австрия - 1972 г.;
  • Либфраунберг, Франция - 1975 г.; Москва, СССР - 1976 г.;
  • Яссы, Румыния - 1977 г.; Трондхейм, Норвегия - 1978 г.;
  • Сигтуна, Швеция - 1979 г.; Зальцбург, Австрия - 1980 г.;
  • Карри ле Руа, Франция - 1981 г.; Афины, Греция - 1982 г.;
  • Оксфорд, Англия - 1983 г.; Лез Аван, Швейцария - 1984 г.;
  • София, Болгария - 1985 г.

Участник сессий Президиума Конференции Европейских Церквей:

  • Бухарест, Румыния - 1965 г.; Неаполь, Италия - 1968 г.;
  • Виндзор, Англия - 1969 г.; Пояна-Брашов, Румыния - 1970 г.;
  • Женева, Швейцария - 1971 г.; Загорск, СССР - 1972 г.;
  • Крит, Греция - 1974 г.; Бад-Гандерсхейм, ФРГ - 1976 г.;
  • Женева, Швейцария - 1976 г.; Манчестер, Англия - 1977 г.;
  • Варшава, Польша - 1978 г; Хельсинки, Финляндия - 1980 г.;
  • Прага, ЧССР - 1981 г.; Эрнст Силлем Хове, Голландия - 1982 г.;
  • Женева, Швейцария - 1983 г.

На заседании Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ в Лез Аване 4 мая 1984 г. избран членом комитета по избранию Генерального Секретаря КЕЦ. Март 1987 г. - избран председателем Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ.

На юбилейном заседании комитета программы Церквей по правам человека в свете выполнения условий Заключительного Акта Хельсинки 12-16 июня 1985 г. в Арвепняя, Финляндия, представлял руководство Конференции Европейских Церквей.

С 1972 года - член совместного комитета Конференции Европейских Церквей - Совета Епископских Конференций Европы, Римско-Католической Церкви и участник заседаний этого комитета:

  • Женева, Швейцария - 1972 г. Локкум, ФРГ - 1977 г.
  • Франкфурт-на-Майне, ФРГ - 1973 г. Копенгаген, Дания - 1979 г.
  • Цюрих, Швейцария - 1974 г. Байэнроде, ФРГ - 1981 г.
  • Женева, Швейцария - 1975 г. Санкт-Галлен, Швейцария - 1982 г.
  • Бад-Гандерсхейм, ФРГ - 1976 г. Картиньи, Швейцария - 1983 г.
  • Женева, Швейцария - 1977 г. Люксембург - 1984 г.

Участник первой широкой встречи между Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций в Шантини, Франция, 10-14 апреля 1978 г.

Участник второй широкой встречи между Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций Европы Римско-Католической Церкви, 16-19 ноября 1981 г., Легумклостер, Дания.

Участник третьей широкой встречи между КЕЦ и СЕКЕ, 3-7 октября 1984 г. в Рива дель Гарда, Северная Италия, на тему: "Наше кредо - источник надежды".

Инициатор и председатель Первого семинара Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих с Европейской экуменической организацией братское сотрудничество, 27-29 июня 1982 г. в Пюхтицком Успенском женском монастыре и Второго семинара - "Пюхтице-2", 15-17 мая 1984 г.

Активно участвовал в работе общественных организаций:

  • с 1962 г. - член Эстонского Республиканского Комитета защиты мира;
  • с 1963 - член Правления Советского фонда мира, участник Всесоюзных конференций и заседаний Бюро Правления фонда мира; участник учредительного собрания общества "Родина", на котором избран членом Совета общества с 15 декабря 1975 г.;
  • делегат 2-й Всесоюзной Конференции общества "Родина". Переизбран членом Совета общества "Родина" 27 мая 1981 г.;
  • 24 октября 1980 г., на V Всесоюзной Конференции общества Советско-Индийской дружбы, избран вице-президентом этого Общества;
  • делегат IV Эстонской Республиканской Конференции Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. 13 февраля 1981 г. избран членом Правления Эстонского Республиканского Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами;
  • делегат Конференции представителей советской общественности за всеобщее разоружение и мир, 29-30 мая 1962 г.;
  • делегат Всесоюзной Конференции представителей советской общественности за мир, национальную независимость и разоружение, 17-18 июня 1965 г.;
  • делегат Советской конференции сторонников мира, 9-10 октября 1974 г.;
  • делегат Всемирного Форума миролюбивых сил, 14-16 января 1977 г.;
  • делегат Всемирного конгресса за мир и мирное сотрудничество, Нью-Дели, Индия, ноябрь 1964 г.;
  • председатель секретариата и делегат Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, 1969 год;
  • делегат Всемирной Конференции "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами", 6-11 июня 1977 г. в Москве;
  • участник Всесоюзной Конференции, посвященной итогам 9-го Всехристианского конгресса в Праге, Москва, 14-16 ноября 1978 г.
  • глава делегации РПЦ на коллоквиуме КЕЦ "Церкви Европы и Хельсинки", Буков, ГДР, октябрь 1975 г.
  • делегат 2-го Всехристианского мирного конгресса в Праге - 1964 год;
  • председатель комиссии "Мир и экумена" Христианской Мирной конференции с 1964 по 1968 годы;
  • делегат от РПЦ на международной межрелигиозной встрече по созыву Всемирной Конференции религиозных деятелей 1982 г., 1-2 октября 1981 г.;
  • почетный гость Всемирной Конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы", 10-14 мая 1982 года г. Москва;
  • делегат Всемирной Христианской Конференции "Жизнь и мир", 20-24 апреля 1983 года г. Упсала, Швеция. Избран на этой конференции одним из ее президентов;
  • участник Исследовательской Консультации КЕЦ "Динамика надежды: доверие, разоружение, мир", 26-31 мая 1983 года г. Москва;
  • с 19 декабря 1983 г. - член общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир;
  • сопредседатель встречи религиозных деятелей Советского Союза и Индии, посвященной современному международному положению и, в частности, в районе Индийского океана, 1-2 октября 1984 года г. Москва;
  • делегат Всесоюзной Конференции сторонников мира 23 января1985 года г. Москва.

За годы своего епископского служения посетил многие страны и был участником многих церковных событий:

  • участник первого Всеправославного совещания на о. Родос, 1961 год;
  • в составе делегации РПЦ посетил с 8 по 15 апреля 1964 г. Церковь Дании;
  • возглавлял делегацию РПЦ на торжествах 800-летия Упсальской архиепископской кафедры, Швеция, 11-18 июня 1964 г.;
  • возглавлял паломническую группу РПЦ по Святым местам Иордании и Израиля в Страстную седмицу и праздник Св. Пасхи 1965 г.;
  • возглавлял паломническую группу РПЦ по Святым местам Иерусалима и Израиля с 6 по 21 июня 1984 г. и с 21 по 25 июня 1984 г. находился в качестве гостя Кипрской Православной Церкви на Кипре;
  • возглавлял делегацию РПЦ на торжествах Малабарской Церкви, в связи с 150-летием богословской семинарии, и был гостем Поместного Собора этой Церкви в Катояме, Индия, 22 декабря 1965 г.-4 января 1966 г.;
  • член делегации Священного Синода РПЦ на торжествах, в связи с 20-летием Львовского Собора во Львове, 21-28 апреля 1966 г.;
  • возглавлял делегацию РПЦ на торжествах 450-летия основания монастыря в Куртя-де-Аржеш, Румыния, авг. 1967 г.;
  • участник торжеств по случаю освящения Мира Армянской Апостольской Церкви, 1962 г.;
  • глава делегации РПЦ на торжествах освящения Мира в Эчмиадзине, 1969 г.;
  • глава делегации РПЦ на интронизации Святейшего Католикоса-Патриарха Давида V, Тбилиси, 1972 г.;
  • в составе делегации руководящих деятелей КЕЦ посетил Церкви - члены КЕЦ в Португалии, 26 ноября-1 декабря 1976 г.;
  • глава делегации РПЦ на похоронах Блаженнейшего Патриарха Румынии Юстиниана, 30 марта-1 апреля 1977 г.;
  • возглавлял церковные торжества в Смоленске в связи с 300-летием Успенского кафедрального собора, 8-11 августа 1977 г.;
  • глава делегации РПЦ на похоронах Святейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Давида V, 9-12 ноября 1977 г.;
  • глава делегации РПЦ на Конференции Лютеранских Церквей Европы в Таллине, 7-13 сентября 1980 г.;
  • председатель комиссии по празднованию 600-летия Куликовской битвы и участник торжеств, посвященных 600-летию Куликовской битвы в г. Туле, на поле Куликовом и Троице-Сергиевой Лавре, 17-21 сентября 1980 г.

С 26 по 31 октября 1980 года находился с визитом в Финляндии в качестве гостя Лютеранской и Православной Церкви Финляндии;

С 4 по 12 июня находился в Финляндии по приглашению Главы Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии архиепископа Викстрема и посетил Хельсинки, Лахти, Куопио, Порво, Н.-Валаамский и Линтульский монастыри;

С 11 по 28 ноября 1980 года возглавил паломническую группу РПЦ, посетившую Св. Гору Афон и Святыни Элладской Церкви.

Награды

Церковные

Светские

  • Государственный орден СССР "Дружбы народов" 22/11-1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира 23/VII-1969 г.
  • медаль Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971 г.
  • памятная настольная именная медаль Советского фонда мира 1969 г.
  • медаль Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976 г.
  • медаль Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974 г.
  • почетная грамота Советского комитета защиты мира 11.1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979 г.
  • памятная медаль Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981 г.
  • почетный знак Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982 г.
  • грамота общества советско-индийской дружбы (ЖМП. 1986, № 5, 7).

Сочинения

  • "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист" (Кандидатское сочинение. Машинопись).
  • Речь при наречении во епископа Таллинского ЖМП. 1961, № 10, с. 10.
  • Речь на Конференции советской общественности Эстонской ССР. ЖМП. 1962, № 6.
  • Речь при открытии богословских собеседований с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви ФРГ "Арнольдсхайн-II" 21 октября 1982 г. ЖМП. 1983, № 12, с. 41.
  • "Русская Православная Церковь и фонд мира" ЖМП. 1964, № 6.
  • "Поездка в Данию". ЖМП. 1964, № 6 и 7.
  • "Заседания комиссии "Вера и церковное устройство в Орхусе" ЖМП. 1964, № 10.
  • К оценке прошлой деятельности Конференции европейских Церквей и по поводу предстоящих ей задач" ЖМП. 1964, № 11.
  • "Международная конференция за мир и сотрудничество в Нью-Дели". ЖМП. 1965, № 1.
  • "Заседания комиссии РСЦ "Вера" и церковное устройство в Орхусе". ЖМП. 1965, № 6.
  • Приветственный адрес Председателя Учебного Комитета от имени духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви Богословской семинарии в Коттаямо в день ее 150-летия. ЖМП. 1966, № 2, с. 3.
  • "Памяти епископа методистской церкви доктора Ф. Зигга". ЖМП. 1966, № 2, с. 53-55.
  • Доклад на торжественном акте 23 апреля 1966 г., посвященном 20-летию Львовского Собора и ликвидации унии. ЖМП. 1966, № 6, с. 9-15.
  • Доклад на заседании комиссии ХМК по изучению экуменических проблем. Бухарест, май, 1966 г.
  • Христианство в СССР. "Московские Новости" 29/Х-1966 г.
  • "Юбилей пастыря". ЖМП. 1968, № 11, с. 31-32.
  • "Конференция советского фонда мира" (1 апреля 1969 г.). ЖМП. 1969, № 5, с. 40-42.
  • "Выступление на 1-м заседании 1-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 г. ЖМП. 1969, № 9, с. 48-49.
  • Интервью М. Алексия с корреспондентом радио ФРГ 27 октября 1970 г. ЖМП. 1970, № 12, с. 6-7.
  • "На высоком посту Патриаршего Местоблюстителя" ЖМП. 1971, № 2, с. 6-11.
  • Ответ на вопрос корреспондента АПН. ЖМП. 1971, № 5, с. 3-5.
  • "О миротворческой деятельности Русской Православной Церкви" (Содоклад на Поместном Соборе 31 мая 1971 г.) ЖМП. 1971, № 7, с. 45-62.
  • "Поместный Собор Русской Православной Церкви", изд. 1972 г., с. 80.
  • Слово при вручении Владимирской иконы Божией Матери от лица Поместного Собора Святейшему Патриарху Пимену. ЖМП. 1971, № 9, с. 22; "Поместный Собор Русской Православной Церкви", изд. 1972 г., с. 264.
  • "Важная веха на пути к европейской безопасности" ЖМП. 1971, № 9, с. 44-45.
  • "Во имя общего дела" (к 10-летию Советского фонда мира). ЖМП. 1971, № 12, с. 49-50.
  • Слово в день первой годовщины патриаршего служения Патриарха Пимена. ЖМП. 1972, № 7, с. 7-9.
  • Речь на молебне в день открытия заседания Президиума КЕЦ в Троице-Сергиевой Лавре 18 апреля 1972 г. ЖМП. 1972, № 7, с. 50-52.
  • Речь Святейшему Католикосу-Патриарху всей Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе 2 июля 1972 г. ЖМП. 1972, № 8, с. 49-51.
  • Речь на приеме по случаю интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Давида V, 2 июля 1972 г. ЖМП. 1972, № 8, с. 51-62.
  • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Рязанскому Симону (Новикову) 14 октября 1972 г. ЖМП. 1972, № 12, с. 9-11.
  • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Тамбовскому Дамаскину (Бодрому) 18 октября 1972 г. ЖМП. 1972, № 12, с. 14-16.
  • Христианский взгляд на экологическую проблему" ЖМП. 1974, № 3, с. 43-48; № 4, с. 35-39.
  • Интервью М. Алексия корреспонденту Всесоюзного радио 6 ноября 1974 г. ЖМП. 1975, № 1, с. 46-47.
  • Выступление на пленуме Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество 18 февр. 1975 г. ЖМП. 1975, № 4, с. 52.
  • Слово поздравительное с днем Св. Пасхи Патриарха Пимена 5 мая 1975 г. ЖМП. 1975, № 7, с. 16-17.
  • Речь канонику Раймонду Гоору после вручения ему Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" в Свердловском зале Кремля 26 ноября 1975 г. ЖМП. 1976, 12, с. 38.
  • Выступление на учредительной конференции общества "Родина" 15 декабря 1975 г. ЖМП. 1976, № 2, с. 39.
  • Речь при вручении жезла епископу Алма-Атинскому Серафиму (Гачковскому). ЖМП. 1976, № 3, с. 12.
  • Значение Поместного Собора 1971 г. ЖМП. 1976, № 8, с. 7.
  • Интервью Всесоюзному радио 18 июня 1976 г. ЖМП. 1976, № 8, с. 36.
  • "Пятая годовщина Патриаршей интронизации" ЖМП. 1976, № 8, с. 6.
  • Речь на пленуме Советского Комитета защиты мира, 17 августа 1976 г. ЖМП. 1976, № 11, с. 36.
  • Выступление в дискуссионной группе Всемирного форума миролюбивых сил 15 января 1977 г. ЖМП. 1977, № 4, с. 35.
  • Интервью Всесоюзному радио 26 февраля 1977 г. ЖМП. 1977, № 5, с. 7.
  • Речь у гроба Блаженнейшего Патриарха Румынского Юстиниана 31 марта 1977 г. ЖМП. № 6, с. 34.
  • Заявление о проекте новой Конституции СССР. ЖМП. 1977, № 10, с. 5.
  • Проповедь в день празднования Смоленской иконы Божией Матери в день 300-летия Смоленского Успенского собора, 10 августа 1977 г. ЖМП. 1977, № 10, с. 26.
  • "Гуманизм и забота о человеке" Газета "Голос Родины". 1977. № 38 (сент.).
  • Выступление на заседании Совета общества "Родина", 29 сентября 1977 г. ЖМП. 1977, № 12, с. 34.
  • Речь при вручении жезла епископу Ивановскому и Кинешемскому Амвросию (Щурову) 18 октября 1977 г. ЖМП. 1978, № 1, с. 34.
  • Слово у гроба святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Давида V в Сионском соборе 10 ноября 1977 г. ЖМП. 1978, № 3, с. 45.
  • Архиепископ Альфред Тооминг (некролог). ЖМП. 1978, № 4, с. 61.
  • Речь на Всесоюзной конференции Советского фонда мира. ЖМП. 1978, № 7, с. 43.
  • Слово перед заупокойной молитвой о почившем папе Иоанне-Павле I в Богоявленском Патриаршем соборе. ЖМП. 1978, № 12, с. 59.
  • Восьмая годовщина Патриаршей интронизации, слово Митрополита Алексия. ЖМП. 1979, № 8, с. 14.
  • "Прииди и виждь" - о религиозной жизни в СССР и подготовке священнослужителей. Газета "Голос Родины". 1979. № 33 (2177) (авг.).
  • Тезоименитство Святейшего Патриарха Пимена, слово Митрополита Алексия. ЖМП. 1979, № 11, с. 10.
  • "В служении миру". Газета "Нейе Цейтунг". 1979. № 269, 14.11.
  • Интервью газете Кодумаа (Родина) (на эстонском языке), № 50, 12 декабря 1979 г.
  • "В силе Святого Духа - служение миру": Доклад на VIII Генеральной Ассамблее КЕЦ, Крит, Греция 18-25 октября 1979 г. ЖМП. 1980, № 1, с. 54; № 2, с. 62; № 3, с. 57.
  • Выступление на собрании Советской общественности, посвященном дню действий против размещения в странах Западной Европы ракет среднего радиуса действия. ЖМП. 1980, № 2, с. 41.
  • Приветствие по поводу 25-летия газеты "Голос Родины". "Голос Родины". 1980. № 14 (2210) (апр.)
  • На службе мира - беседа записанная накануне Олимпиады-80, Газета "Нойэс Цейт", ГДР, 19 июля 1980 г., с. 5.
  • Слово по случаю девятой годовщины Патриаршей интронизации. ЖМП. 1980, № 8, с. 7.
  • Празднование 70-летия Патриарха Пимена, вступительное слово. ЖМП. 1980, № 9, с. 16.
  • Наследие Совещания по безопасности и разоружению Европы важно для мира. Газета "Аамулехти", Финляндия, 29 октября 1980 г.
  • Слово при вручении жезла епископу Афанасию (Кудюку) 1 сент. 1980 г. ЖМП. 1980, № 11, с. 11.
  • Слово перед панихидой в Иоанно-Богоявленском храме села Куркино Тульской еп., в связи с 600-летием Куликовской Победы. ЖМП. 1980, № 12, с. 13.
  • Слово на открытии торжественного акта в Московской духовной академии и семинарии по случаю 600-летия Куликовской Победы. ЖМП. 1980, № 12, с. 15.
  • Послание читателям журнала "Наша жизнь" к празднику Рождества Христова. "Наша жизнь" изд. Русского культурно-демократического Союза Финляндии № 1(241), 1981, с. 6.
  • "За мирную Европу", интервью газете "Голос Родины". "Голос Родины", № 11 (2259) март, 1980, с. 13.
  • Накануне встречи в Легумклостере. (интервью).
  • Слово по случаю 10-летия Патриаршей интронизации в Богоявленском соборе 3 июня 1981 г. ЖМП. 1981, № 8, с. 7.
  • Речь на второй Всесоюзной Конференции Общества "Родина" 27 мая 1981 г. ЖМП. 1981, № 9, с. 48.
  • Поздравление читателей газеты "Голос Родины" к 1 Мая и дню Победы. "Голос Родины", № 19, май 1982 г., с. 10.
  • "Сохранить священный дар жизни" (статья). "Голос Родины" № 23, июнь, 1982 г., с. 11.
  • Аннотация к пластинкам, выпущенным к 600-летию Куликовской битвы. Москва, 1981 г.
  • Речь на приеме в честь делегации Совета Евангелических Церквей Германии (ФРГ) 24 июня 1982 г. ЖМП. 1982, № 9, с. 61.
  • Послание читателям журнала "Наша жизнь" к Рождеству Христову и Новому Году. "Наша жизнь", № 6, 1982, с. 35.
  • Речь Святейшему Патриарху Пимену в день его тезоименитства в Пименовском храме г. Москвы 9 сент. 1982 г. ЖМП. 1982, № 12, с. 36.
  • Слово при вручении жезла епископу Дмитровскому Александру (Тимофееву). Покровский храм МДА 14 октября 1982 г. ЖМП. 1982, № 12, с. 40.
  • Слово к участникам "Марша Мира-82" в Троице-Сергиевой Лавре 24 июля 1982 г. ЖМП. 1982, № 12, с. 104.
  • "Остановить гонку ядерных вооружений, предотвратить войну". Газета "Известия" 30 апр. 1983 г., с. 4. Газета "Кодумаа" 11 мая 1983 г., с. 7 (на эст. яз.).
  • "Выбор в пользу жизни". Газета "Московские Новости", 1983, № 20, 19 мая, с. 6.
  • Речь при вручении диплома доктора богословия гонорис кауза 12 ноября 1983 г. в Праге. ЖМП. 1983, № 4, с. 46.
  • Доклад "Филокалия в русской аскетической мысли". ЖМП. 1983, № 4, с. 46.
  • "Во имя жизни мы должны совместно действовать". "Новая Газета", 21 мая 1983 г., № 119.
  • "Призыв к христианам мира". Консультативная встреча представителей Церквей Европы в Москве. Газета "Голос Родины", июнь 1983 г., № 24, с. 12.
  • "За спасение священного дара жизни" Журнал "Отчизна", № 5, с. 29.
  • Интервью "Положить конец гонке вооружений". Журнал "Советская страна", июнь, 1983 г.
  • Речь в Богоявленском Патриаршем соборе в день празднования 12-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Пимена. ЖМП. 1983, № 8, с. 16-17
  • Слово на экуменическом богослужении при открытии Консультации КЕЦ "Динамика надежды: доверие, разоружение, мир", 26 мая 1983 г., г. Москва. ЖМП. 1983, № 8, с. 66.
  • "Реставрируется Даниловский монастырь" (интервью). Газета "Московские новости", № 45, 6 ноября 1983 г., с. 11.
  • Проповедь на день празднования иконы Божией Матери Тихвинской. ЖМП. 1983, № 10, с. 24.
  • Слово в день тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена 9 сент. 1983 г. ЖМП. 1983, № 11, с. 7.
  • Статья "Жизнь и мир". Упсальская Всемирная Христианская Конференция. ЖМП. 1983, № 11, с. 36-39.
  • Послание к Рождеству Христову и Новому Году читателям журнала "Наша жизнь". "Наша жизнь", 1983, № 6, с. 3-4.
  • "Очерки по истории православия в Эстонии". 806 с. (докторская диссертация) (машинопись).
  • Речь на Советско-французском коллоквиуме "Проблема разоружения и укрепление мира" 24 января 1984 г. ЖМП. 1984, № 4, с. 38.
  • Речь на Всесоюзной Конференции Советского фонда мира в Доме Союзов, 31 января 1984 г. ЖМП. 1984, № 5, с. 54.
  • Выступление на заседании Совета общества "Родина" 16 февраля 1984 г. ЖМП. 1984, № 7, с. 51.
  • Речь при вручении жезла епископу Алма-Атинскому Евсевию (Савину) 1 апреля 1984 г. в Богоявленском Патриаршем соборе. ЖМП. 1984, № 6, с. 13.
  • Слово в день 13-й годовщины интронизации Патриарха Пимена в Богоявленском Патриаршем соборе 3 июня 1984 г. ЖМП. 1984, № 8, с. 11.
  • Слово в день 74-й годовщины со дня рождения Святейшего Патриарха Пимена в храме Ризоположения в г. Москве 23 июля 1984 г. ЖМП. 1984, № 9, с. 9.
  • Послание читателям журнала "Наша жизнь" Русского культурно-демократического Союза в Финляндии к Рождеству Христову и Новому году. "Наша жизнь", 1984, № 6.
  • Слово на открытии Пятого богословского собеседования "Загорск-V", 13 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре. ЖМП. 1985, № 4, с. 64.
  • Интервью газете "Ууси Суоми" "Русская церковь готовится к 1000-летию, Митрополит Таллинский взывает к духу Хельсинки". "Ууси Суоми", 7 июня 1985 г., с. 9.
  • Интервью газете "Баркауден ляхти" "Доверие церквей и народов может предотвратить войны" Митрополит Алексий на Валааме. "Баркауден ляхти", 10 июня 1985 г.
  • Интервью газете "Хельсинки саномат" "Эстонская православная церковь верит в свое будущее". "Хельсинки саномат" 14 июня 1985 г., с. 20.
  • Речь на официальном приеме в честь участников Богословского собеседования "Загорск V", 21 ноября 1984 г. ЖМП. 1985, № 5, с. 63.
  • "Защитить мир" к 10-летию подписания заключительного Акта Хельсинки // Газета "Голос Родины" № 51, 1985 г.
  • Трудный путь драматического века // НГ-Религии. 1997. № 11 (нояб.).
  • До Иерусалима я пешком не дойду // Коммерсант-daily. 1998. № 127.
  • Послания к празднику Рождества Христова священнослужителям, монашествующим и православным верующим Таллинской епархии, напечатанные типографским способом с параллельным эстонским и русским текстами за 1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985 гг.
  • Послания к празднику Святой Пасхи священнослужителям, монашествующим и православным верующим Таллинской епархии, напечатанные типографским способом за 1964, 1965, 1966, 1967, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985 гг.

Литература

  • Никитин В.А. Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009 год
  • ЖМП. 1961, № 9, с. 4; № 10, с. 11.
  • -"-, 1962, № 2, с. 23.
  • -"-, 1964, № 5, с. 14, № 8, с. 1
  • -"-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5; № 6, с. 2.
  • -"-, 1966, № 2, с. 34; № 5, с. 4; № 10, с. 17, 18.
  • -"-, 1967, № 4, с. 3; № 5, с. 37; № 7, с. 26, 39-40; № 9, с. 1, 7; № 10, с. 3; № 12, 3, 21.
  • -"-, 1968, № 2, с. 15, № 3, с. 3, 14; № 7, с. 23; № 9, с. 12; № 11, с. 32; № 12, с. 17, 37.
  • -"-, 1969, № 4, с. 6; № 8, с. 1; № 9, с. 5; № 11, с. 22.
  • -"-, 1970, № 1, с. 18; № 2, с. 43; № 3, с. 26; № 6, с. 11-32; № 7, с. 11; № 10, с. 16, 55-59; № 11, с. 4,5; № 12, с. 30.
  • -"-, 1971, № 2, с. 16; № 3, с. 16; № 4, с. 3; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 28; № 11, с. 2, 13, 15; № 12, с. 40.
  • -"-, 1972, № 1, с. 23; № 3, с. 3, 45; № 5, с. 17; № 7, с. 33; № 9, с. 24, 30, 33; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 12, 17, 24.
  • -"-, 1973, № 1, с. 35, 65; № 3, с. 25; № 5, с. 5; № 11, с. 9.
  • -"-, 1974, № 1, с. 27; № 2, с. 11, 40; № 5, с. 4, № 9, с. 9; № 11, с. 9, 23.
  • -"-, 1975, № 1, с. 30, 34; № 2, с. 3; № 3, с. 20; № 6, с. 13; № 10, с. 22; № 12, с. 9.
  • -"-, 1976, № 1, с. 16; № 2, с. 12; № 3, с. 12, 20; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
  • -"-, 1977, № 2, с. 23, 67; № 3, с. 7; № 4, с. 22; № 5, с. 4; № 10, с. 9; № 11, с. 3; № 12, с. 3.
  • -"-, 1978, № 1, с. 28, 34, 36; № 2, с. 7; № 6, с. 23; № 7, с. 62; № 10, с. 7; № 11, с. 4; № 12, с. 10, 22.
  • -"-, 1979, № 1, с. 9; № 3, с. 21,22; № 5, с. 7, 11, 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 38, 53; № 9, с. 8, 24, 50; № 10, с. 24, 25, 26; № 11, с. 14; № 12, с. 3, 6, 57.
  • -"-, 1980, № 1, с. 8, 45; № 3, с. 4; № 5, с. 7, 17; № 8, с. 24-25; № 9, с. 9-10, 12, 34, 42; № 10, с. 2-3, 21-22; № 11, с. 8, 12, 56; № 12, с. 8, 28, 58.
  • -"-, 1981, № 1, с. 59-60; № 2, с. 4, 8, 13; № 3, с. 3; № 4, с. 55; № 5, с. 6, 15, 33; № 7, с. 63; № 8, с. 36; № 9 , с. 6, 48; № 11, с. 62; № 12, с. 3, 6.
  • -"-, 1982, № 1, с. 9, 59, 61; № 2, с. 5, 7, 55; № 3, с. 3, 17; № 5, с. 6, 59; № 7, с. 10, 33, 51, 59; № 8, с. 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3; № 10, с. 35; № 12, с. 4, 7, 39, 109,124,129.
  • -"-, 1983, № 1, с. 9, 11, 68; № 2, с. 5, 44, 47; № 3, с. 26; № 4, с. 9, 45, 58; № 5, с. 7, 24, 27, 68; № 7, с. 14, 57-58; № 8, с. 5, 31; № 9, с. 5, 17, 21; № 10, с. 17, 22; № 11, с. 18, 21; № 12, с. 8-11.
  • -"-, 1984, № 2, с. 4; № 3, с. 49; № 4, с. 5, 14, 53; № 5, с. 7-8, 11, 54; № 6, с. 3, 6; № 7, с. 49, 52; № 8, с. 6, 19, 61, 63; № 9, с. 6, 8, 62; № 10, с. 4, 10, 13, 17, 42; № 11, с. 5, 51; № 12, с. 3.
  • -"-, 1985, № 1, с. 46, 58; № 2, с. 8; № 3, с. 60; № 4, с. 5-6, 20; № 5, с. 6, 24, 58; № 6, с. 65; № 8, с. 2, 7, 64; № 9, с. 9, 91; № 10, с. 9, 12-13, 52; № 11, с. 28, 85; № 12, с. 41, 43, 10.
  • -"-, 1986, № 1, с. 23; № 11, с. 2-3, 8-9.
  • -"-, 1988, № 10, с. 7.
  • -"-, 1989, № 6, с. 5.

4. 09. 2009 г., Портал- Credo . ru Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев вступил 4 сентября в своём блоге в заочную полемику с известным российским актёром Станиславом Садальским, утверждающим в своём интервью «Собеседнику», что Патриарх Алексий II погиб насильственной смертью. И дающим понять, что к этому каким-то образом причастен нынешний предстоятель РПЦ МП.

Как сообщает корреспондент Портала-Credo.Ru, комментируя ссылку Садальского на заявление самого протодиакона о сокрытии подлинных обстоятельств смерти Патриарха, о. Андрей пишет:

«Я отнюдь не имел в виду убийство Патриарха». Из двух первоначальных версий смерти Алексия II протодиакон признаёт отчасти верной версию сердечного приступа: «Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха. Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах...»

Вместе с тем, он допускает: «Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений - и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену».

Протодиакон Андрей Кураев также сообщает, что на стенах помещения, в котором находился Патриарх в момент смерти, остались «кровавые следы от его рук». Профессор свидетельствует, что Алексий II сам создал условия, препятствовавшие помощи ему: «Дело было во внутренних покоях Патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны Патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны».

По версии о. Андрея, двери патриарших покоев взломали только в 8.30, после чего обнаружили тело Алексия II в ванной комнате. Объясняя отсутствие внятной официальной версии смерти Патриарха, протодиакон перечисляет возможные недоумения: «Понятно, что у прокураторы возникло множество вопросов».

Почему в ванной не было тревожной кнопки? Почему престарелый и тяжело больной человек с кардиостимулятором - был один? Почему не было ключей у охраны? Как могла рядом с ним быть не мягкая и удароопасная мебель? Почему монахиня-экономка не сразу сообщила охране? Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной.

То, что было бы вполне обычно для простого человека, воспринимается как скандал в применении к
Патриарху. Да и около- и внутрицерковные раскольники с радостью запричитали бы о «смерти Ария». В связи с этим, версию о гибели Патриарха в результате ДТП, активно распространявшуюся в день его смерти, о. Андрей называет «маскировочной».

Кстати, ДДП было. Машина патриарха и его водитель действительно попали в аварию: классически навстречку вылетел КАМАЗ. Погиб шофёр. А с патриархом пришлось «доразобраться на месте», уже в покоях. Раздавленное КАМАЗом тело шофёра, практически без головы и без обеих ног, и подложили потом в гроб для «отпевания». Иначе просто невозможно объяснить его полное и вдруг «исчезновение». А вот куда дели тело патриарха? Это знает только Кирилл Гундяев. Наверняка есть что скрывать? ЛУЧ.

Говоря об охране покойного Патриарха, о. Андрей Кураев поясняет: «Это профессионалы из ФСО. Просто они тактичны и не считали себя вправе навязывать Патриарху стандарты, принятые в их ведомстве». (Ага: хороши «профессионалы». Результат их профдеятельности прямо-таки налицо! ЛУЧ)

Политический аргумент Садальского о том, что Алексия II могли убить за отказ признать независимость Абхазии и Южной Осетии и принять их епархии в состав РПЦ МП, - протодиакон опровергает тем, что позиция патриархии по данному вопросу не изменилась и с приходом Патриарха Кирилла. «Кончина Предстоятеля Церкви всегда имеет политическое эхо, - отмечает в заключение о. Андрей. - Но не всегда кончина Патриарха есть следствие проводимой им политики

«Покои были залиты кровью, и даже на стенах были отпечатки рук».

  1. До сих пор нет медицинского заключения о смерти патриарха Алексия II.
    Все споры и все «может так, а может эдак» - из уст возможных же убийц - решает медэкспертиза. Почему она не проводится? Мы даже не знаем времени наступления смерти. Это просто неслыханно!
  2. До сих пор не обнародованы плёнки камер наружного и внутреннего наблюдения покоев патриарха. Где они? Если камеры были отключены, тогда сообщите нам, пожалуйста: кто и с какой целью это сделал?
  3. Где личный шофёр патриарха Алексия и его дежурная инокиня, которая неотлучно находилась при нём, днём и ночью? Они пропали и с 5-го декабря 2008 г., и никто до сей поры не имеет никаких сведений о их местонахождении.
  4. Почему патриарх Алексий II был отпеваем с закрытым лицом?
    В нарушение всех правил. Если у него была «перебита вена на затылке, согласно пояснениям г-на Кураева, то почему же тогда пришлось закрывать его лицо?
  5. Почему вид тела в гробу во время прощания в Переделкино и во время отпевания в ХХС резко разнился? Существует масса фотографий и видеодокументов, наглядно это доказывающих. В гробу при отпевании у человека полностью отсутствовала голова и ноги.
    ТЕКСТ
    Кроме того: руки патриарха были НЕ его руки. И НЕ руки человека, «умершего в результате сердечной недостаточности». Многие хорошо знавшие при жизни патриарха Алексия II свидетельствуют о «черном их цвете», «распухших и вывихнутых суставах», «отсутствии характерных веснушек» и даже... о «нестриженных, грязных ногтях».
  6. Почему так странно вёл себя и дико высказывался об усопшем Кирилл Гундяев в телеинтервью 6 декабря? Кирилл был явно неадекватен - словно бы пьян, и позволил себе открытые ненавистнические высказывания в адрес усопшего.

22 декабря 2008 г. архим. Арсений на форуме Портала- Credo . ru Я полностью разделяю мнение Леге и Ларисы, могу лишь добавить. То, что странная кончина патриарха обсуждается всеми так настойчиво, и упорно, и при этом имеются такие многочисленные версии его ухода из жизни, виноваты не мы. Виновата - патриархия!

Слишком много неправды, слишком много противоречивых, совершенно не поддающихся логике, толкований патриархией, событий связанных со смертью патриарха. Все, что я прочитал в прессе, и услышал в СМИ, полностью противоречат одно другому, и сам этот факт и породил такие споры вокруг кончины патриарха.
Действительно, патриархия говорит неправду, пользуясь религиозной безграмотностью людей, что «монахов хоронят с закрытыми лицами». Неправда это. Процедура прощания, везде и всегда, предполагает только полностью открытое лицо, чтобы исключить мистификации и подставы при похоронах. Это норма похорон принята во всем мире. Люди при прощании должны видеть, кого они хоронят.

Думаю, что оспаривать этот факт никто не станет. Что касается высоких правительственных персон, (к коим, разуется, принадлежал и патриарх), то их хоронят ТОЛЬКО с открытыми лицами, чтобы исключить всякие досужие сплетни о том, кого похоронили. Патриарх Алексий Первый (граф Симанский) вообще лежал с открытым лицом. Мой друг, был в то время рядом с гробом, и видел его хорошо.

Я сам служу Господу в Святой Церкви с середины 70 годов! Сколько покойных я молитвенно напутствовал за это время, две тысячи или больше не считал, -знает только Господь. Однако все они были с открытым лицами, и с четко оформленным силуэтом носков ног, и лица. С закрытыми лицами хоронят только жертв страшных ДТП или терактов. То есть только в том случае, когда вид покойного может одним своим видом напугать или вызвать шок у случайных прохожих, или детей.

Итак, то, что произошло с Ридигером, вообще граничит с чем-то ужасным и страшным.

Ни выраженного рельефа носков ног, ни лица (которое вообще было закрыто), я на похоронах патриарха не видел, хотя у меня имеются фото, сделанные с близкого расстояния. А это возможно только в случае, если облик покойного искажен до неузнаваемости. Если самые лучшие в мире, российские гримеры, не сумели его восстановить!

Чтобы главы государств, и десятки архиереев, прощались с покойным, с закрытым лицом, это вообще не постижимо уму! И не понятно, - это противоречит здравому смыслу. Если лицо патриарха не открыли во время церемонии прощания, то это говорит о том, что он ушел из жизни каким-то страшным образом. Каким именно? Было ли это ДТП, или выстрел разрывной пулей, или взрыв гранаты, думаю, что мы об этом никогда не узнаем.

Возвращаясь к вопросу о том, кто именно мог это организовать, могу сказать лишь одно, вряд ли какие либо гос службы имеют к этому отношение, - во-первых, Ридигер был для них всех «родным братом» и поддерживал любые их выходки, он просто был им нужен, они никогда не пошли бы на его устранение, во вторых у них настолько широкие возможности, и средства, что они могли бы вывести его из жизни естественным и для окружающих малозаметным образом. Без шума и скандалов.

В данном случае, вероятно, орудовали силы, имеющие ограниченные возможности в выборе средств. Либо действовал какой-то маньяк, или безумец, а народу просто боятся признаться, что не сумели обеспечить безопасность охраняемого объекта. Не исключено также, что нити тянутся и в глубь церковных интриг, ведь не даром же, кое-кто из высших лиц МП так активно зашевелился сразу же после кончины патриарха.

С уважением, ваш +Арсений

22 декабря 2008 г. на форуме Портала- Credo . ru Леге Артис. До сих пор нет официального медицинского Заключения о причинах смерти патриарха Алексия, подписанного Комиссией минимум их трех врачей. Не сообщается, где и при каких обстоятельствах он умер. Нет даже даты и времени смерти.

Очевидно, что в смерти патриарха был заинтересован тот, кто нахраписто рвется сейчас к патриаршему белому куколю. Все эти «падения», предвыборная пиар-компания, показные «Богослужения» для прессы, нервозность и хаотичные заявления высокопоставленных патриархийных чиновников, поиск врага, обострившаяся конспирология - всё свидетельствует о том, что дыма без огня не бывает. Но нет и ничего тайного, что не стало бы явным.

Во время похорон патриарха были массовые случаи «падучей».
Из высказываний на форумах Портала Credo Ru :

12. 12. 2008 г. Виктор
В ХХС на Литургии присутствовали разного рода еретики, иноверцы и распинатели Христа иудеи. Впрочем, начал служение на данном посту со встречи с Нью-Йоркскими раввинами, с ними и закончил земное бытие.
13. 12. 2008 г. Л. Гумерова.
Чему удивляться, если экуменизм, эта ересь ересей, их знамя? Всех уравнять под гребёнку: и кто всю жизнь Христу служит и за Него несёт Крест, и иудея, и буддиста и кого бы то ни было, кто бы ни пришёл в ихний клуб: потрепаться о братстве народов и попить-поесть от пуза.

Смерть патриарха, наверное, многое должна сейчас открыть, и люди начнут просыпаться от этого дурмана. Пусть всё не напрасно и главное: не так как они задумали!

12. 12. 2008 г. Святослав.
Полностью согласен. Весь это еретический епископат не угоден Богу. Да и храм сам весь в богоборческой символике, не наш это храм и не Божий. Это храм антихриста. А также там побывали, раньше, на т.н. «отпевании» Алексием безбожника Ельцина, и главные масоны мира. Всё осквернено.

По сообщениям СМИ. Газета «Завтра» пишет: «Как сообщили инсайдерские источники, скоропостижная смерть Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возможно, не случайно совпала по времени с обнародованием результатов генетической экспертизы по идентификации останков Николая II, проводившейся в одном из военно-медицинских центров Пентагона».
Якобы именно поэтому первоначально появившуюся информацию о некоем ДТП с участием автомобиля, в котором Патриарх вечером 4 декабря возвращался в Переделкино, быстро заблокировали, попросив журналистов не распространять данную версию, и впоследствии официально опровергли.

Точно так же была отодвинута на второй план версия о «тяжёлой и продолжительной болезни» Алексия II. Как известно, накануне предстоятель Русской Православной Церкви, неоднократно выражавший недоверие к подлинности останков, отслужил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля и молебен в Донском монастыре, чувствовал себя превосходно , и на 5 декабря было запланировано его участие в Русском народном соборе.

12. 12. 2008 г. Александр
Во время похорон патриарха были массовые случаи беснования и т.н. «падучей». От настоящей благодати человеку никогда плохо не становится (см. жития святых) ХХС не токмо осквернен, но изначально был построен как бетонный новодел, капище, мавзолей амбициям "патриарха" и Лужкова. Падение Кирилла и массовый епископский падеж во время отпевания "патриарха" самые обсуждаемые в церковных кругах темы. Видите, как многие патриархийцы змееподобно извиваются, это их болевая точка.

9. 12. 2008 г. Василий. Форум статьи: « Патриарший местоблюститель митрополит Кирилл призвал возлагать венки ко гробу Патриарха, «никого не вздыбливая конфликтами и враждой». Во время отпевания митрополит потерял сознание» Кирилл был в алтаре около 50 минут и после двух уколов врачей несколько раз пытался снова встать, одевал митру и пытался выйти на солею. Но его так штормило, что он не смог подняться даже с кресла. В полусознательном состоянии он был около 20-ти минут.

Говорю это как живой свидетель, который был все это время в алтаре. Затем туда буквально волоком затащили архиепископа Анастаия Казанского, который тоже потерял сознание и его приводили в чувство прямо в алтаре на полу. Всего 5-6 архиереев: (Василий Запорожский, 76 лет; Владимир Котляров 80 лет; Корнилий Эстонский, 80 лет; Панкратий Соловецкий или Валаамский и ещё парочка малоизвестных были в алтаре - буквально дровами . Вот Путин и Медведев насмотрелись, как наши владыки как снопы валились с ног...

Матушка Русь, ПРЕКРАТИ, наконец, лизать сапоги выродкам и кровавым тиранам!

СКОЛЬКО ЖЕ МОЖНО?

Проныра бес -
в святейшие
собрался.
Но тут с Небес
проныре глас раздался:
«Куда ты лезешь,
окаянный бес?
Таких Я не творил

ещё чудес,
чтоб на продажу

святость
ты отхряпал,
и Сам тебе Я подавал

на лапу.

Катись-ка ты обратно
в свой удел!
Довольно ты в продажах

преуспел,
довольно обморочил ты народа.

Пора ему от бесов -
на свободу.

Пора России встать
в привычный рост.
А ты уймись, да подожми

свой хвост,
да не забудь:

Архангел Михаил
тебе Мой приговор

провозогласил.»

Погнаный бес завыл
и пошатнулся,
копытцем засучил
и спотыкнулся -
и рухнул, словно куль,
без всяких сил...

И поднял меч Архангел
Михаил.

Грубый и грязный перформенс КГБ.
Единственный, кто люто ненавидел патриарха Алексия
II , убил и сел на его место.

ЛУЧ: Жестокое, зверское убийство, мотив которого: МЕСТЬ. Единственный (невозможно употребить слово «человек»), кто мог и страстно желал мстить патриарху: Кирилл Гундяев. Мстить за то, что

Другие факты преступной деятельности Кирилла Гундяева, главы мафиозной структуры МП.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ПОД ВИДОМ «ЦЕРКВИ».
Заказчиком травли верующих Суздаля и Владимира является криминальный авторитет В. Гундяев.

Необходимо провести расследование вопиющих случаев нарушения Конституции РФ и статей Уголовного Кодекса РФ в Суздале и Владимире, сопровождающихся грубым попранием основных прав и свобод законопослушных граждан России на её территории.

В городах Суздале и Владимире государственные служащие, работники правоохранительных учреждений и администрации этих городов (глава Владимирского территориального управления Росимущества В. Горланов и другие) организовали криминальную травлю (criminal harassment) и преследование за веру, вплоть до угрозы здоровью и жизни, - законопослушных граждан, коренных жителей России.

Выглядит невероятным, но именно со стороны государственных служащих, работников госаппарата, суда и прокуратуры городов Суздаля и Владимира, в чьи профессиональные и служебные обязанности входит охранение и защита прав и свобод честных граждан Российской Федерации, осуществляется спланированная, на всех уровнях организованная политика жестокой травли, гонений, всевозможных унижений, преследования и физического уничтожения людей.

Всё это наводит на мысль об орудующей в одном из центральных регионов страны преступной банде врагов России и русского народа (организованной преступности ).

Многолетняя тяжба за имущество и храмы РПАЦ на данный момент закончилась незаконным отъёмом и фактически изгнанием верующих из их храмов, возведённых буквально из руин их же собственными руками. Это совершенно незаконные решения. Необходима их полная отмена и наказание всем, по чьей вине произошли эти преступные действия. Они нанесли непоправимый ущерб национальному, культурному и духовному достоянию России и привели к страданиям тысяч ни в чём не повинных людей.

Обращаем внимание читателей на факты преступной деятельности и на личность гражданина Владимира Гундяева. По нашему убеждению, именно он является главным «заказчиком» всей этой организованной травли и главой преступной банды.

Гражданин Владимир Гундяев с начала 90-х годов занимается противоправными действиями: криминальными афёрами, стяжательством, ростовщичеством, воровством государственной и народной собственности. Как монаху и архиерею иметь собственность ему прямо запрещено Уставом Церкви. Свой первоначальный капитал он составил, торгуя гуманитарными библиями, присланными русскому народу в подарок из Ватикана.
Гундяев связан со всем криминальным миром России, в частности с известными криминальными авторитетами Сергеем Михайловым (кличка «Михась», Владимиром Кумариным, кличка «Кум», а так же и с пресловутым «Япончиком», Вячеславом Иваньковым) и является их наставником.

В июле 2008 года ему лично в руки были переданы бесценные святыни из царских сокровищниц Кремля; свидетелем этой передачи был патриарх Алексий II. 1 декабря 2008 года на Портале «Кредо» появилась статья журналиста газеты «Коммерсант» Василия Липского с требованием дать отчёт о том, где сейчас находятся святыни и почему их никто не видел.

Безусловно, что патриарх Алексий задавал те же самые вопросы митрополиту Смоленскому Кириллу. Через 3 дня после этой статьи, в ночь на 5-е декабря 2008 года, патриарх Алексий был зверски убит в своей резиденции в Переделкино.

Обстоятельства его смерти замалчиваются. Официальное медицинское заключение до сих пор отсутствует; русский народ не знает даже времени наступления его смерти. Отпевание в ХХС было откровенно мистифицировано: в гроб было положено тело не патриарха Алексий II, о чём ясно свидетельствуют многочисленные фото- и видеоматериалы, которые разошлись по всему миру и вызвали не утихающую волну возмущения мировой общественности.

Кроме того, пропали личный шофёр патриарха и дежурная монахиня, которые всегда неотлучно были при патриархе Алексии. Никто не знает, что с ними случилось.

Летом 2008-го года, тогда ещё митрополит Смоленский Кирилл, выезжал за границу, и царские святыни Кремля, исторически уникальное и самое драгоценное достояние народа, вполне могли быть вывезены им за рубеж для продажи.

Факт остаётся фактом: они были переданы м. Кириллу в руки, при многих свидетелях, но никто никогда их больше не видел и никто не знает о их конкретном местонахождении.

13 октября 2006 г. на митрополита Валентина Суздальского и Владимирского так же было совершено бандитское нападение в его собственной резиденции в г. Суздаль по улице Теремки, 2. Били по голове, истязали, закатали в ковровую дорожку, пытаясь задушить. Чудом он остался жив, однако пришлось пройти через многие мытарства, связанные с его критическим состоянием здоровья. До этого его неоднократно привлекали к суду по несуществующим сфабрикованным обвинениям.

9 марта 2008 года убит настоятель прихода РПАЦ во имя Державной иконы Божией Матери в г. Белореченске Краснодарского края, иерей Алексий Горин, 1959 г. рождения. Обстоятельства его гибели не исключают заказной характер этого жестокого убийства.

При невыясненных пока обстоятельствах погибли бывшие сестры Марфо-Маринской Обители. Но факт, что: 5 августа 2009 года в Тверской обл., Лихославский район, село Владычня, гражданка Наталья Молибога тайно отправилась на кладбище, на котором похоронены четыре сестры обители, закончившие свой жизненный путь в селе Владычня.

Не поставив об этом в известность жителей села, раскопала могилы сестёр и вывезла их в Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Сестры не прославлены и данные захоронения являются гражданскими.

Жители села Владычня, посещавшие кладбище были шокированы подобным кощунством. Патриарх Алексий второй категорически возражал против того, чтобы беспокоить прах усопших сестёр обители. Фактически произошла эксгумация останков. Спрашивается: зачем?

Известно, что Наталья Молибога также покушалась и на могилу отца Митрофана Серебрянского, бывшего духовного наставника Обители и личного друга Великой Княгини Елизаветы Романовой.

Людьми Владимира Гундяева практически разрушена до основания, то есть исторически полностью уничтожена, Марфо-Мариинская Обитель. Законная настоятельница, матушка Елизавета Крючкова, изгнана из Обители. Её адвокат Михаил Сероухов 26 октября 2006 года подвергся в Москве бандитскому нападению: избит и с сотрясением мозга попал в больницу. Папка с документами исчезла.

В процессе суда юрисконсульт Патриархии К.А.Чернега была вынуждена признать, что Патриархия совершила ошибку, указав не точные паспортные данные монахини Елизаветы. Два других юриста даже не знали, что Доктор Права - это учёная степень.

Откровенные угрозы, полнейшая некомпетентность со стороны юристов ММО, производили странное впечатление. Никто не смог ответить на вопрос: почему была освобождена от занимаемой должности матушка Елизавета?

Совершенно очевидно, что в Обители оказались криминальные структуры. Расхищены миллионные средства Обители, детская здравница продана. На территории Обители строят торговый центр и автостоянку в целях личного обогащения Владимира Гундяева.

В июне 2009 года люди Гундяева (гражданин Михаил Донсков, Наталия Молибога и жена олигарха Василия Анисимова Екатерина) бандитски напали на храм Марии Магдалины в Иерусалиме и вопреки завещанию и воле святой мученицы, Великой Княгини Елисаветы, вопреки мнению и запретам настоятельницы, служаших храма и верующих, осквернили её гробницу и противозаконно овладели частью мощей.

Этот акт вандализма во святом месте вызвал и продолжает вызывать возмущение и резкое осуждение широкой общественности во всём мире.

Необходимо остановить этот уголовный беспредел, поток убийств и насилия над честными и законопослушными гражданами России, у которых не только беззаконно отнимают имущество, силы и здоровье, но попирают их основные права: на свободу совести, свободу слова и на самою жизнь.

Это полностью противоречит не только статьям Основного Закона, Конституции Российской Федерации, или Уголовному Кодексу России, но и вообще элементарным нормам и правилам человеческого сообщества.

Преступления против народа России должны быть пресечены Законом. Преступники и расхитители должны быть осуждены и привлечены к ответствености. Они должны понести полагающиеся их противоправным действиям наказания.

У России есть гаранты исполнения и уважения законов Рф и правопорядка на территории РФ. Русский народ и мировая общественностьы ждут от них незамедлительных действий, если в России ещё существует хоть какая-то власть.

Некоторые сведения о деятельности гр. Гундяева.

В середине 90-х годов разразился скандал, связанный с обнародованием факта сбыта м. Кириллом импортных сигарет, получаемых им по каналам гуманитарной помощи Церкви. Опираясь на таможенные документы, журналисты установили, что сигареты поставляла фирма «Филипп Моррис Продактс Инк.». Сигареты шли из Швейцарии, из города Базеля, Гютерштрассе, 133.

Все ссылки в таможенных документах - на некий договор о гуманитарной помощи Русской православной церкви от 11 апреля 1996 года. На тех же таможенных документах было обозначено: «Производитель: RJR Tobacco (США). Продавец: ОВЦС Московской патриархии», адрес склада: г. Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь.

Помимо сверхприбылей от продажи сигарет, выяснилось, что м. Кирилл через возглавляемый им ОВЦС занимается торговлей алкоголем, туристическим бизнесом, драгоценными камнями, нефтью и т.д. При этом фирмы, учрежденные м. Кириллом через некоторое время исчезают, что позволяет ему выступать с опровержениями, а на их месте появляются новые.

На Лидию Михайловну Леонову, дочь повара Ленинградского обкома КПСС (которую называют незаконной женой, а иногда сестрой митрополита), точнее по её домашнему адресу в Смоленске зарегистрирован ряд коммерческих предприятий. Также, согласно сведениям, в те или иные годы поступавшим в СМИ, м. Кирилл владеет недвижимостью в Швейцарии, а на его счетах в банках США и Европы лежат миллиарды долларов, а в России им (совместно со своим бывшим заместителем митр. Климентом) учрежден банк Пересвет .

Учитывая, что огромные деньги владыки практически не шли на пользу Церкви, все эти сведения, многие годы поступавшие в СМИ, создали м. Кириллу соответствующую репутацию: репутацию человека, служащего не Богу, а мамоне.

При этом необходимо отметить, что вся вышеуказанная деятельность м. Кирилла противоречит церковным канонам. Епископ - монах, а монаху возбраняется иметь собственность. Конечно, русские верующие не фарисеи, и если бы м. Кирилл был владельцем, например, частного домика и автомобиля, а не «заводов, газет, пароходов», никто бы ему в вину этого не ставил. Кроме того, канонические правила запрещают клирикам давать деньги в рост, и вообще получать процент любым из существующих способов , в том числе через банки.


С Кумариным и Михайловым.

Вячеслав Иваньков, пресловутый Япончик, в форме священника (!) «крестит» сына криминального авторитета в православной церкви Нью-Йорка. Фото из архива ФБР, 1995 г