Предложение с разделительным знаком препинания. Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (9 класс)

Тема: Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения

Вариант 1

1.На месте, каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Писарев (1) написавший свою знаменитую статью о Пушкине (2) выражал (3) взгляд известной части русского народа.

1)1, 2,3 2)2 3)1,2 4)2,3

2.Укажите предложение без пунктуационной ошибки

1)Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь - можно назвать геологическими деятелями.

2)Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

3)Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями

4)Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь - можно назвать геологическими деятелями.

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Мальчики схватились за руки (1) и (2) поминутно спотыкаясь (3) и (4) набивая себе синяки (5) бросились бежать под защиту огромного дуба (6) стоявшего на берегу

1) 2,3,5 2)1,2,5 3)2, 3, 4, 5 4)2,5,6

4.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев Тургенева.

    Вся мебель: диваны, столы, стулья – была сделаны из красного дерева.

    В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

    Мальчики обычно мечтают стать летчиками, или моряками.

5.На месте, каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Откуда-то из-за Волги нашли тучи (1) и (2) хотя они не предвещали ничего хорошего (3) путники все же двинулись дальше.

1)2, 3 2)1,3 3 ) 1 , 2,3 4)1 , 2 , 3,4

6.В каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

1)В траве, в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады.

2)Стало светать можно было рассмотреть отдельные предметы.

3)Молодость как песня жаворонка на заре.

4)Мое сказал Евгений громко.

7.В каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

    Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

    Он настоящий ученый

    Семью семь сорок девять.

    Порядок одобрительно сказал Давыдов и вошел в полутемные сени.

8.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я бреду вдоль леса () и день начинает медленно гаснуть.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

    Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    Справа послышался глуховатый звон не то дорожных чайников, не то чего-то другого.

    Без усилия полился и сразу наполнил и овраг, и роту, и сад сильный серебряный тенор .

    Все эти птицы: утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

    Пушкин был не только первоклассный писатель, но и первоклассный читатель.

10.На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) не сразу понял (4) кто звонит (5) и зачем.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,3,5 4)2,3

Ключи

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема урока : Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Цели урока :

образовательные:

    систематизировать у учащихся знания о синтаксисе;

    познакомить учащихся с понятием «функция знака», «разделительная функция», «выделительная функция»;

    способствовать правильному пониманию темы.

развивающие:

    развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;

    продолжить развитие творческого мышления у школьников;

    продолжить формирование навыка составления сложных и простых предложений для выявления уровня владения синтаксическими знаниями.

воспитательные:

    продолжить воспитание внимательного отношения к слову, интереса к русскому языку;

    продолжить воспитывать самостоятельность учащихся;

    продолжить воспитывать у учащихся чувства толерантности, уважения друг другу.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал, видеоурок.

Список литературы: учебник Н.А. Андромоновой, Л.Д. Умаровой «Русский язык. 9 класс»

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2.Актуализация ЗУН. (7 мин.)

3. Объяснение нового материала (17 мин.)

4. Самостоятельная работа (1 мин.)

5. Подведение итогов урока (7 мин.)

6. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок. (2 мин.)

Ход урока

Этап

Урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь! Открываем тетради, записываем дату: Восьмое октября.

Здравствуйте!

Ученики приветствуют учителя

Запись даты и темы урока на доске

Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению новой темы, необходимо повторить ранее изученные правила. Что изучает синтаксис?

Предложение – это основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию, т.е. служит средством общения. Предложения бывают простые и сложные. Составьте мне, пожалуйста, простое предложение.

Докажите, что это предложение простое.

А теперь, составьте сложное предложение и докажите, что оно сложное?

Назовите сочинительные союзы? И какие сочинительные союзы вы знаете?

Перечислите подчинительные союзы?

Молодцы! Сегодня мы с вами пройдем новую тему, которая называется «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения».

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.

Мы гуляли по осеннему парку.

Т.к. имеется только одна грамматическая основа (Мы гуляли).

Дерево хрустнуло, и ветка упала к нашим ногам.

(Состоит из 2х грамматических основ, и 2х частей).

Соединительные ( И, НИ… НИ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ,

НЕ ТОЛЬКО … НО И, КАК… ТАК И, ДА (=И)), разделительные ( ИЛИ, ИЛИ… ИЛИ,

ЛИБО, ЛИБО … ЛИБО,

ТО… ТО, НЕ ТО… НЕ ТО,

ТО ЛИ … ТО ЛИ), противительные ( НО, ЗАТО,

ОДНАКО, ДА(=НО)).

Чтобы, что, когда, если и др.

Объяснение нового материала

Просмотр видеофрагмента . «Разделительные и выделительные знаки препинания».

Предложения представлены на слайде.

Ребята, прочитайте, пожалуйста данные предложения, постарайтесь ответить на следующий вопрос: в каких предложениях знаки препинания выделяют, а в каких разделяют части сложного предложения?

Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В ССП, БСП они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в СПП выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Для того, чтобы понять, какую функцию выполняет знак в предложении, нужно потренироваться на упражнение.

Задание в карточках.

Определите тип предложения, функцию знака.

Молодцы! Тема оказалась несложной для вас. А сейчас одни ученик работает на доске, остальные в тетрадях.

Слушаем задание: Я продиктую вам два предложения. Вам нужно поставить знаки препинания в них, подчеркнуть главные члены предложения и определить тип предложения, составить схему.

Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.

Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.

Ученики смотрят видеоурок, записывают основную информацию в тетрадь.

    Подул порывистый ветер. Зашумели деревья.

Подул порывистый ветер, и зашумели деревья (Разделительная функция).

    Брат передал письмо. Он не стал ждать ответа.

Брат, когда передал письмо, не стал ждать ответа (Выделительная функция).

    Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (БСП, разделительная функция).

    Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед. (СПП, выделительная функция).

    Солнце жгло по- вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. (БСП, разделительная функция).

    Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. (ССП, разделительная функция).

    Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго. (БСП, разделительная функция).

Простое предложение.

ССП [ ] , [ ] .

После просмотра видеоурока учитель комментирует его подробно.

Самостоятельная работа

Задание: выделить грамматическую основу, начертить схемы, написать ССП, СПП, ПП.

Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. Осень, и листья опадают с деревьев. В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колес. Вспомнила она, что в зимние вечера дедушка обыкновенно играл с нею. На дворе была метель, ветер выл, ставни тряслись и стучали. Когда выглянуло приветливое солнце, Коля проснулся.

С улицы послышался лай, и она хотела ответить на него.

Под диктовку учителя ученики записывают предложения в тетрадях.

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами прошли еще одну тему из раздела сложного предложения. На следующем уроке мы будем говорить о сложносочиненном предложении. Пожалуйста, повторите все изученные правила по теме синтаксис.

Ученики внимательно слушают учителя.

Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.

Знать о разделительных и выделительных знаках препинания между частями сложного предложения.

Ученики записывают домашнее задание.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака .

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака .

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака .

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.


Урок 14. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Требования к сжатому изложению
Проанализируйте смысловые отношения между частями сложного предложения. Выберите правильное утверждение:
Бабушка сердилась внучка не слушалась.
а) между частями предложения нужно поставить запятую, так как передается значение последовательно происходящих событий
б) между частями предложения нужно поставить тире, так как передается значение противопоставления
в) между частями предложения нужно поставить двоеточие, так как передается значение причины
г) возможна постановка любого из перечисленных знаков препинания в зависимости от контекста
Сегодня мы рассмотрим разные функции знаков препинания между частями сложного предложения в зависимости от строения, интонации и смысловых отношений между его частями.
Основное содержание урока
Сложные предложения очень разнообразны по способам передачи смысловых отношений между частями, по своей структуре и интонации. Знаки препинания позволяют на письме передать эти особенности сложного предложения.
В сложных предложениях, части которых равноправны по отношению друг к другу, знаки препинания между частями выполняют разделительную функцию. Такие сложные предложения можно разделить на простые.
Сравните:
Ямщик свистнул, и лошади поскакали. – Ямщик свистнул. Лошади поскакали.
[Ямщик свистнул], и [лошади поскакали].
, - разделительный знак
Так, в сложносочиненных предложениях запятая, реже точка с запятой и тире являются разделительными знаками препинания. Например,
Солнце село, но в лесу ещё светло.
Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновенье; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
Мгновение - и ветер срывает парус.
В бессоюзных сложных предложениях разделительную функцию могут выполнять запятая, точка с запятой, тире или двоеточие. Например,
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.
Берёзы, тополя, черемуха распускали свои клейкие пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
В сложноподчиненных предложениях одна часть (придаточная) всегда зависит от главной. Придаточное предложение выделяется запятыми, очень редко другими знаками препинания для того, чтобы подчеркнуть особую смысловую нагрузку передаваемой мысли. В сложноподчиненном предложении знаки препинания между частями являются выделительными.
какие?
[Метели, (что ломятся в дверцы), с дороги меня не собьют].
, - выделительный знак
Июльский ветер мне метёт - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Существует понятие авторской пунктуации, когда автор текста с помощью знаков препинания передает добавочный смысл. Понаблюдайте:
М.Цветаева
Таким образом, знаки препинания могут выполнять разные функции: разделительную в сложных предложениях с равноправными частями (бессоюзных и сложносочиненных) и выделительную в сложноподчиненных предложениях.
Первой частью экзамена по русскому языку является написание сжатого изложения по прослушанному тексту. К сжатому изложению предъявляются следующие требования.
1.Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы (обычно их 3), так и всего текста в целом.
2. В каждой части нужно применить один или несколько приемов сжатия текста.
3. В работе не должно быть логических ошибок и нарушения последовательности изложения, а также нарушения абзацного членения текста.
Ключевые слова:
Бессоюзное сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, главная и придаточная часть предложения, разделительные и выделительные знаки препинания
Основные понятия:
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого соединены с помощью интонации.
Сложносочиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов.
Сложноподчиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью подчинительных союзов или союзных слов. От одной (главной) части сложноподчиненного предложения можно задать вопрос к другой его части (придаточной)
Разделительные знаки препинания – знаки препинания, разделяющие равноправные части сложного предложения (бессоюзного и сложносочиненного)
Выделительные знаки препинания- знаки препинания, выделяющие придаточную часть сложноподчиненного предложения.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите, в каких примерах знак препинания выделитель¬ный
а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.
г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;


4) определить тип предложения: бессоюзное, сложносочиненное или сложноподчиненное;
5) определить функцию знака препинания
Ответ: б), г)
Разбор типового контрольного задания
Вставьте пропущенные знаки препинания
Вскоре Николай был произведён в ротмистры (?) и (?) когда полк был поставлен на военное положение (?) опять получил свой прежний эскадрон (?) в котором его помнили и любили.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложение;
2) найти грамматические основы;
3) установить границы простых предложений в составе сложного;
4) определить роль союза И в предложении;
5) расставить знаки препинания
Ответ:
Вскоре Николай был произведён в ротмистры и, когда полк был поставлен на военное положение, опять получил свой прежний эскадрон, в котором его помнили и любили

Интонация сложного предложения (§ 10)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с назначением знаков препинания в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений, графическими способами их обозначения; 2) научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений, уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения, интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых, составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

I. Повторение правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Проецируется текст с заданием: спишите, вставьте пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Аргументируйте постановку запятых.

ЕЩЁ ТРОЙКА

Тройка мчится, тройка скач..т,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плач..т,

Раздаётся яркий звон,

То вдали отбрякн..т чисто,

То застон..т глухо он.

Словно леший ведьме втор..т

И аука..тся с ней,

Иль русалка таратор..т

В роще звучных камышей.

(П. А. Вяземский)

II. Изучение нового материала.

1. Учащиеся исследуют материал на с. 30, § 9, и отвечают на вопросы.

Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких - выделяют части сложного?

2. Девятиклассники приходят к выводу, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 54 на с. 31 выписываются предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания.

2. В упр. 53 рассматривается таблица, ученики подтверждают ответ примерами из диктанта в упр. 55, составляют сложные предложения, делают устное сообщение на тему «Знаки препинания в сложных предложениях

IV. Материал для наблюдений на с. 32, § 10.

Учащиеся сравнивают по интонации простые предложения и сложное, далее читают выразительно отрывок из стихотворения Н. М. Рубцова на с. 32, наблюдают затем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение () и понижение тона ().

Девятиклассники отвечают на вопросы:

С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения, или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких - одновременно с союзом?

Учащиеся делают вывод: интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное снижение голоса к концу предложения. Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

Читается вслух теоретический материал на с. 33.

V. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Учащиеся выполняют упр. 56 (составляют сложные предложения из данных простых с помощью нужного по смыслу союза и без него).

Рекомендации учителю : необходимо обратить внимание на то, с какой интонацией учащиеся будут произносить каждую из частей сложного предложения. Один учащийся выразительно читает сложные предложения, другие наблюдают, с какой интонацией он произносит каждую из частей сложного предложения, следят за повышением и понижением голоса, оценивают умение в произношении сложных предложений.

2. В упр. 57 учащиеся читают сложные предложения, учитель обращает внимание на произношение каждой из частей сложного предложения: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения. Далее девятиклассники составляют схемы сложных предложений, показывая графически особенности интонации.

VI. Подведение итогов урока. Выясняем, как ученики поняли материал, просим сделать вывод о функциях знаков препинания в сложных предложениях, об особенностях интонации сложного предложения.

VII. Домашнее задание:

а) выучить теоретический материал на с. 30-31, § 9, и с. 33, § 10;

б) первая группа учащихся выполняет упр. 58;

в) вторая группа (более подготовленная) выполняет упр. 59;

г) повторить теоретический материал по теме 4 Сложное предложение (§ 7-10), подготовиться к зачёту.

Урок 13. Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»

Каждое задание выполняется на отдельном листочке и сразу же сдаётся. Проверяет работу консультационная группа.

Зачётные задания

1. Перечислите функции знаков препинания в сложных предложениях (I вариант).

2. Назовите основные виды сложных предложений, перечислите основные элементы интонации сложного предложения (II вариант).

3. Проверочная диагностирующая работа.

Запишите текст под диктовку. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения, охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений, укажите функцию знаков препинания.

В Опухлики я приехал ночным поездом и через озеро плыл наугад. В деревне на том берегу все спали, не было видно ни огонька.

Тишина стояла осенняя. Над сизым овсяным полем висела полная, как переспелое антоновское яблоко, луна.

Я поднялся по лестнице, чтобы положить на чердак вёсла. Отсюда в конце овсяного поля, заслонённого кустами, увидел огонёк. Он таинственно трепетал, манил к себе, и я пошёл к нему.

Узкая тропинка вилась по нескошенной болотине. На тёмном фоне травы выделялись крупные колокольчики, они будто светились. Из кустов беззвучно появилась сова и пролетела рядом с лицом на своих бесшумных бархатных крыльях. Обдало холодом, и стало жутковато от сырости и этого безмолвного полёта загадочной ночной птицы. Совсем рядом заржал конь, неуклюже взбрыкивая спутанными ногами, стал приближаться к человеку. И сразу отошёл страх, будто доброго друга повстречал.

Огонёк теперь был не виден, но зато отчётливо раздавались удары. Тропинка круто обежала молодой сосняк, пахнуло нагретой смолой, и я почти рядом увидел костёр. Язык пламени вспыхнул и выхватил из тьмы обыкновенный комбайн и у костра склонённого человека. Я узнал тракториста Василия.

(Н. И. Новиков)

Тестовые задания

Вариант I

1. Найдите сложные предложения.

а) Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.

б) Утро было знойное, пахло резедой.

в) Здесь, как гласит предание, был густой лес.

г) Зима была снежная, ждали сильного половодья.

Ответ: б, г.

2. Укажите, в каких примерах функция знака препинания разделительная.

а) Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.

б) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.

в) Полная вода сошла, и она струилась узеньким ручейком.

г) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

Ответ: б, в.

3.

а) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Одновременность событий.)

б) Солнце село, но в лесу ещё светло. (Противопоставление.)

в) Вёсла дружно упали в волны, и баркас рванулся вперёд. (Последовательность.)

г) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле. (Взаимоисключение.)

Вариант II

1 . Укажите сложные предложения.

а) Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

б) Пыль вихрем неслась по дороге, и месяц совсем затуманился.

в) Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

г) Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

Ответ: б, г.

2. Укажите, в каких примерах знак препинания выделительный.

а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.

г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.

Ответ: б, г.

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

а) Я лежал как бы в забыты, но сон не смыкал глаз моих. (Противопоставление.)